УДК 34
В. В. Максименко
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПРОКУРОРА КАК АКТ РЕАГИРОВАНИЯ НА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНА
Аннотация. Всестороннее обеспечение прав и свобод человека во время предоставления административных услуг органами исполнительной власти РФ является актуальным вопросом, который возникает при решении важных правовых задач в различных отраслях права. Представление прокурора - один из возможных актов прокурорского реагирования.
Ключевые слова: акты прокурорского реагирования, нарушение закона, представление прокурора, правоприменительный акт.
Современный прокурор должен быть не карателем или даже обвинителем, а прежде всего защитником прав и свобод граждан и интересов государства. Его главная задача - реальное восстановление этих прав и интересов, возмещение причиненных убытков, применение мер воздействия, не связанных с привлечением к уголовной ответственности.
Именно реагирование прокурора на выявленные во время проверки нарушения законов является механизмом защиты и восстановления нарушенного права [1—5].
Прокурор реагирует на нарушения законов в форме актов. Акты прокурорского реагирования — это формы реализации полномочий прокурора по устранению и предупреждению правонарушений.
Существует такая форма прокурорского реагирования на нарушение закона, как представление прокурора об устранении нарушений закона. Такое представление может быть вынесено только прокурором или его заместителем и является обязательным для исполнения органами и их должностными лицами, которым предназначен данный документ (п. 1 ст. 24 ФЗ «О прокуратуре РФ» № 2202-1 от 17.01.1992).
Целью статьи является анализ основных характеристик представления прокурора как акта прокурорского реагирования на нарушение закона. Конкретных требований к содержанию представления прокурора об устранении нарушений в законодательстве не содержится. Порядок вынесения представления урегулирован законом о прокуратуре. Представление прокурора подлежит безотлагательному рассмотрению. Установлен срок, в течение которого должны быть приняты какие-то конкретные меры по устранению нарушений законодательства. О результатах принятых мер лицо, исполняющее представление, должно сообщить прокурору.
Идея вынесения представления прокурора заключается в том, чтобы в ускоренном порядке отреагировать на нарушение закона, восстановить режим законности. В самой статье закона о прокуратуре, в которой речь идет о представлении прокурора (ст. 24), сказано, что представление должно быть рассмотрено, но не сказано, что оно должно быть исполнено. Таким образом, можно подумать, что представление прокурора — это ни к чему не обязывающая настоятельная рекомендация органа прокуратуры исполнять законы. Эту рекомендацию не надо исполнять, ее надо просто рассмотреть. Другими словами, представление прокурора — это грамотная юридическая консультация. Но это мнение ошибочно. Ведь акт прокурорского реагирования должен побуждать к действию и иметь санкцию за неисполнение.
И санкция есть. В Кодексе об административных правонарушениях (ст. 17.7) предусмотрена ответственность за невыполнение законных требований надзорного органа.
Диспозиция статьи гласит, что преднамеренное невыполнение требований надзорного органа, которые исходят из предусмотренных законом полномочий, влечет административную ответственность. Закон о прокуратуре содержит статью (ст. 22), которая так и называется - «Полномочия прокурора». Там указано, что к законным полномочиям надзорного органа относится вынесение представления.
Таким образом, если нарушитель не исполнит представление прокурора, его необходимо привлечь к административной ответственности, поскольку вынесение представления - это один из способов реализации полномочий прокурора. Санкция статьи предусматривает штраф до 100 000 руб. либо административное приостановление деятельности.
Рассмотрение представления прокурора должно быть произведено незамедлительно после его получения. С момента получения представления начинается отсчет срока, равного одному месяцу. До его истечения орган или должностное лицо, которому адресовано представление, обязаны принять конкретные меры по устранению обнаруженных нарушений и письменно уведомить прокуратуру о выполнении таких мероприятий (абз. 2 ст. 24 закона № 2202-1).
Сознательное игнорирование требований прокурора, в том числе невыполнение предписаний, содержащихся в прокурорском представлении, может повлечь административную ответственность, предусмотренную ст. 17.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях № 195-ФЗ от 30.12.2001.
В рамках совместной работы органы прокуратуры проводят проверки, в том числе по поступающим отчетам рабочих групп Фонда ЖКХ о результатах проведенных в регионах мониторинговых мероприятий. По их итогам при наличии соответствующих оснований принимаются меры прокурорского реагирования.
По информации прокуратуры Пензенской области, органами прокуратуры региона на постоянной основе проводится анализ состояния законности и практики прокурорского надзора за исполнением законодательства при реализации программ переселения граждан из аварийного жилищного фонда. Тщательный контроль осуществляется на всех этапах реализации программ - от заключения муниципального контракта до предоставления нового жилья гражданам.
Так, по результатам ранее проведенных органами прокуратуры области проверок принимались меры прокурорского реагирования, в том числе по фактам нарушения закона, отраженным в отчете Фонда ЖКХ о результатах проведенных мониторинговых мероприятий.
Проверкой обоснованности и эффективности расходования бюджетных средств на приобретение жилых помещений в доме № 1/2, корп. 3 по ул. Октябрьской в городе Кузнецке для переселения граждан из аварийного жилья прокурором города было установлено, что администрацией муниципального образования были приняты и оплачены в рамках муниципальных контрактов квартиры по вышеуказанному адресу, не соответствующие предъявляемым требованиям.
По данному факту прокурором города Кузнецка внесено представление, а также по результатам рассмотрения постановления прокурора, направленного в январе текущего года в ОМВД России по г. Кузнецку в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ по признакам состава преступления, предусмотренного ст. 159 УК РФ, возбуждено уголовное дело, в настоящее время проводится предварительное расследование, назначена экспертиза.
Прокурором Мокшанского района в ходе проведенной проверки дома № 15в по ул. Строителей в рабочем поселке Мокшан, возведенного для переселения граждан из аварийного жилищного фонда, установлено, что в жилых помещениях отсутствовали вентиляционные каналы, на лестничных клетках не смонтированы приборы отопления, выхо-
ды на кровлю не обустроены противопожарными люками, не установлены пожарные лестницы для подъема на кровлю. При этом Администрацией Мокшанского района было выдано разрешение на ввод данного дома в эксплуатацию с вышеуказанными нарушениями.
По данному факту прокурором Мокшанского района в адрес руководителя Бессо-новского МСО СУ СК России по Пензенской области направлено представление в порядке ст. 37 УПК РФ для решения вопроса об уголовном преследовании по ч. 1 ст. 293 УК РФ.
Также прокурором Пачелмского района по аналогичным фактам направлено в органы следствия постановление в порядке ст. 37 УПК РФ, по которому проводится дослед-ственная проверка.
Как показала проведенная проверка, органами государственной власти области и органами местного самоуправления были приняты меры по устранению допущенных нарушений в указанных муниципальных образованиях. Так, в рабочих поселках Пачелма и Мокшан застройщиками устранены нарушения строительных и санитарных норм и правил в рамках гарантийных обязательств.
По информации прокуратуры Пензенской области, факты нарушений условий муниципальных контрактов также являлись основанием для принятия мер прокурорского реагирования. Так, рядом застройщиков при исполнении муниципальных контрактов на строительство многоквартирных домов для расселения в 2015 г. граждан в городе Пензе в рамках этапа 2014—2015 гг. были нарушены сроки их выполнения. В связи с этим прокурором Ленинского района в МКУ «Департамент ЖКХ г. Пензы» внесены представления, которые были удовлетворены. В результате принятых мер реагирования многоквартирные дома введены в эксплуатацию, органами местного самоуправления проводится работа по переселению в них граждан.
Также органами прокуратуры области дается оценка исполнения региональных программ переселения граждан из аварийного жилья в части организации сноса расселенных аварийных домов. В связи с выявленными нарушениями прокурором Ленинского района внесено представление главе администрации города, которое рассмотрено, удовлетворено, приняты меры, направленные на их устранение.
Кроме того, прокурором области об имеющихся проблемах при реализации региональных программ переселения граждан из аварийного жилищного фонда неоднократно информировался губернатор региона.
Прокуратурой на постоянной основе проводится анализ состояния законности и практики прокурорского надзора за исполнением законодательства при проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
Так, в текущем году органами прокуратуры с привлечением контролирующих органов проводилась проверка расходования денежных средств при проведении капитального ремонта многоквартирных домов, в ходе которой нарушений не выявлено.
Вместе с тем были выявлены случаи начисления региональным оператором взносов по завышенной площади жилого помещения, факты его бездействия по взысканию задолженности и начислению пени, отдельные нарушения порядка привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах.
По выявленным нарушениям в адрес директора Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов Пензенской области было внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено, приняты меры, направленные на устранение нарушений закона, одно лицо привлечено к дисциплинарной ответственности.
Ответ на представление прокуратуры оформляется на фирменном бланке организации. В нем должна содержаться следующая информация:
- название органа прокуратуры и имя прокурора, внесшего представление;
- название документа («Ответ на представление о...»);
- указание, кем конкретно и когда было рассмотрено такое представление;
- перечень принятых реальных мер, направленных на устранение обнаруженных органами прокуратуры нарушений законодательства, и их результаты.
Если в ходе рассмотрения представления были применены меры дисциплинарного взыскания, к ответу на представление должны быть приложены заверенные копии приказов о таких наказаниях.
Ответ подписывается руководителем организации и скрепляется печатью.
Таким образом, ответ на представление прокуратуры должен быть отправлен в течение одного месяца с момента его получения. В этот же период должны быть приняты конкретные меры для устранения выявленных недостатков. Описание таких мероприятий входит в содержание ответа. За невыполнение требований прокурора предусмотрена административная ответственность.
Библиографический список
1. Осинцев, Д. В. Акты органов государственного контроля (надзора) и акты прокурорского реагирования: основания и условия принятия и реализации / Д. В. Осинцев // Законность. — 2017. — № 5. — С. 24—27.
2. Винокуров, А. Ю. О некоторых вопросах применения прокурорами предостережения о недопустимости нарушения закона / А. Ю. Винокуров // Административное и муниципальное право. — 2014. — № 8. — С. 882—889.
3. Чурин, И. В. Законность нормативных правовых актов как критерий оценки эффективности надзорной деятельности / И. В. Чурин / / Законность. — 2014. — № 1. — С. 32—35.
4. Корякин, В. М. Соблюдение режима защиты государственной тайны (режима секретности) как предмет общего надзора органов военной прокуратуры / В. М. Корякин // Право в Вооруженных Силах. — 2016. — № 9—10. — С. 104—111.
5. Ергашев, Е. Р. О современных проблемах правовой регламентации и применения актов прокурорского реагирования в Российской Федерации и Республике Казахстан / Е. Р. Ергашев // Российский юридический журнал. — 2016. — № 6. — С. 181—184.
Максименко Вилена Владиславовна, магистрант, Пензенский государственный университет. E-mail: Maksimenko-vilena@yand
Образец цитирования:
Максименко, В. В. Представление прокурора как акт реагирования на нарушение закона / В. В. Максименко // Вестник Пензенского государственного университета. - 2018. - № 4 (24). - С. 36-39.