Юридические науки
УДК 349.415
DOI 10.24411/2409-3203-2018-11801
ОТДЕЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗЕМЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Баранова Наталья Станиславовна
магистрант 1 курса направление «Юриспруденция» ФГБОУ ВО Красноярский ГАУ Ачинский филиал Россия, г. Ачинск Власов Валерий Александрович к.ю.н., доцент кафедры государственно-правовых и отраслевых юридических дисциплин ФГБОУ ВО Красноярский ГАУ Ачинский филиал доцент кафедры гражданского права и процесса Сибирского юридического института МВД России Россия, г. Красноярск
Аннотация: данная статья посвящена раскрытию основных функций прокуратуры РФ в системе государственных органов, а также предмету и объектам надзорной деятельности в области земельных отношений. В частности, анализируется одно из важнейших направлений надзорной деятельности - использование и охрана земель по действующему законодательству Российской Федерации.
Ключевые слова: прокуратура, закон, власть, функции, предмет, прокурорский надзор, земельное законодательство, жилищная сфера, земля, помещение, жилищный фонд.
MAIN ASPECTS OF PROSECUTORIAL SUPERVISION OVER THE IMPLEMENTATION OF LAND USE LEGISLATION
Baranova Natalia Stanislavovna
undergraduate 1 coronaridine "Law» Achinsk branch of the Krasnoyarsk State Agrarian University
Russia, Achinsk Vlasov Valery Aleksandrovich Ph.D, Associate Professor at the Department of State Legal and Industry Legal Disciplines Achinsk Branch Krasnoyarsk State Agrarian University Associate Professor of the Department of Civil Law and the Siberian Process of the law instituteof the Ministry of Internal Affairs Russia Russia, the city of Krasnoyarsk
Abstract: this article is devoted to the disclosure of the main functions of the Prosecutor's office of the Russian Federation in the system of state bodies, as well as the subject and objects of supervision in the field of land relations. In particular, it analyzes one of the most important areas
4
of Supervisory activity - the use and protection of land under the current legislation of the Russian Federation.
Keywords: prosecutors, law, authority, function, object, Prosecutor's supervision, land laws, housing, land, space, housing.
Развитие теоретических, фундаментальных основ прокурорского надзора это одна из задач юридической науки, которая должна своевременно учитывать происходящие в обществе и государстве изменения, но в то же время быть и в меру консервативной, чтобы не позволить разрушить проверенную временем теоретическую и практическую базу.
Предназначение прокуратуры в системе государственных органов, разделения и взаимодействования властей предопределяется точностью состава функций, необходимых для выполнения возложенных на этот орган государственной власти задач. Ключевой правовой категорией, раскрывающей и объясняющей структуру, содержание и пределы деятельности прокуратуры, являются ее функции.
В п. 1 ст. 1 Закона «О прокуратуре Российской Федерации» определена основная функция прокуратуры - это надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на всей территории Российской Федерации.
В пункте 2 данной статьи перечисляются иные функции органов прокуратуры, а также рассредоточены по различным статьям Раздела 1. В соответствии с п. 2 ст. 1 данного Закона целями деятельности органов прокуратуры и учреждений являются - обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности; защита прав, свобод и интересов человека и гражданина.
Предмет координационной деятельности прокуратуры это изучение, анализ и выработка с правоохранительными органами совместных мер по борьбе с преступностью. Под предметом прокурорской деятельности следует понимать совокупность предметов каждой из составляющих ее деятельность функций, которые должны рассматриваться исходя из приоритета того, в какой сфере осуществляется эта деятельность и каким обособленным конкретным целям она подчинена.
Система земельного законодательства включает в себя Гражданский кодекс РФ, Земельный кодекс РФ, федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы субъектов Российской Федерации, указы Президента РФ, акты правительства РФ, ведомственные акты, принимаемые федеральными органами исполнительной власти.
Красноярский край в составе Сибирского федерального округа является самым крупным не только по занимаемой площади, но и по всем важнейшим макроэкономическим показателям - численности населения, объемам валового регионального продукта, промышленного производства, строительных работ и инвестициями в основной капитал.
Красноярский край обладает крупнейшими лесосырьевыми ресурсами (14,3 % общероссийского запаса леса, или 3% мирового) и относится к ведущим лесопромышленным регионам России.
Объектами прокурорского надзора за исполнением земельного законодательства являются: органы государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления, Росреестр, Роспироднадзор, Россельхознадзор, федеральное агентство по управлению государственным имуществом, органы налогового контроля, органы регистрации прав на недвижимое имущество и др.
Отделом по надзору за исполнением законодательства в сфере экономики и охраны природы с учетом анализа состояния законности, требований организационно-распорядительных документов Генеральной прокуратуры РФ уделяется внимание эффективности надзорных мероприятий по обеспечению сохранности федерального и муниципального имущества, соблюдению бюджетного и налогового законодательства уполномоченными органами при формировании местных бюджетов, осуществлению
5
целевого использования бюджетных средств, направляемых, в том числе на модернизацию жилищно-коммунального хозяйства.
Активно ведется работа по укреплению законности в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Также продолжается работа по выявлению и пресечению правонарушений в области земельного законодательства, строительства и ввода жилья в эксплуатацию.
Надзорная деятельность в сфере использования земельного законодательства свидетельствует о неудовлетворительном состоянии законности в указанной сфере правоотношений. Мерами прокурорского реагирования пресекаются нарушения органами местного самоуправления сроков рассмотрения заявлений граждан о предоставлении земельных участков. Не остаются без внимания прокуроров вопросы законности формирования и предоставления земельных участков, изменения вида разрешительного использования (целевого назначения) земель. На постоянной основе дается оценка законности нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере землепользования, градостроительства. По-прежнему устанавливаются единичные факты, требующие обращения в арбитражный суд.
В 2016 году по материалам прокуратуры Березовского района в арбитражный суд было направлено исковое заявление о признании недействительным договора купли-продажи земельных участков сельскохозяйственного назначения, заключенного между администрацией и главой крестьянского хозяйства, и истребовании участков из незаконного владения. Основанием для направления указанного искового заявления в суд явились установленные проверкой нарушения ст. 39.18 ЗК РФ, выразившиеся в несоблюдении порядка совершения указанной сделки.
Прокуратурой края постоянно анализируются результаты надзорной деятельности в сфере защиты жилищных прав граждан городских и районных прокуроров, дается оценка их аналитической работе, полноте и достаточности принимаемых мер реагирования.
Наиболее актуальными в жилищной сфере продолжают оставаться вопросы предоставления гражданам жилых помещений муниципального жилищного фонда, переселения из аварийного жилья, а также реализации государственных и муниципальных программ, направленных на улучшение жилищных условий граждан.
Органами местного самоуправления продолжают допускаться нарушения порядка предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма.
Прокурорами принимаются меры в защиту жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а именно заявляются иски с требованием предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, соответствующее по общей площади норме предоставления.
Постоянно проводятся проверки соблюдения законодательства при переселении граждан из аварийного жилья, в том числе при реализации адресных и целевых программ в данной сфере.
Органами местного самоуправления вопреки требованиям законодательства не принимаются решения о сроках переселения граждан из многоквартирных домов; собственник жилых помещений о признании дома аварийным и подлежащим сносу, а также о сроках переселения не уведомляются. В отдельных случаях не обеспечивается предоставление гражданам взамен аварийных равнозначных жилых помещений по договорам социального найма.
Несмотря на острую нехватку муниципальных жилых помещений, органами местного самоуправления практически не проводится работа по увеличению муниципального жилищного фонда.
Для повышения эффективности государственного управления в сфере использования и охраны земель в основу правового регулирования должны быть положены наделение полномочиями по осуществлению государственного земельного надзора
исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и разграничение соответствующих полномочий между Российской Федерации и ее субъектами. Прокуратура взаимодействует с органами государственного земельного надзора, требуя проводить необходимые проверки, выделять специалистов для выяснения возникающих вопросов. С другой стороны, прокуроры проверяют законность и полноту принимаемых надзирающими органами мер для устранения выявленных нарушений и привлечения виновных к ответственности.
По итогам проведенного исследования можно сделать вывод о том, что в силу большого числа органов, осуществляющих полномочия применительно к земельным правоотношениям, и разнообразия функций их взаимодействие с прокуратурой не утрачивает своей актуальности, а тот факт, что виды органов государственного надзора, компетенция, сфера деятельности нередко меняются, делает прокуроров связующим звеном в обеспечении постоянного, комплексного и всестороннего надзора со стороны государства за исполнением земельного законодательства.
Список литературы:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // СПС «Консультант Плюс»
2. Земельный кодекс Российской Федерации от 25ноября 2001 г. № 136-Ф3 // СПС «Консультант Плюс»
3. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202-1 // СПС «Консультант Плюс»
4. Заславская Н.М. Теория и практика осуществления государственного земельного надзора //Экологическое право, 2015, №3, С 18-23
5. Капинус О.С. Прокурорский надзор за исполнением законодательства в сфере экономики. Сборник - М., 2010
6. Клочков В.В. Создание и развитие российской прокуратуры // сов.прокуратура: очерки истории. М. 2008
7. Ломовский В.Д. Прокурорская проверка исполнения законов: учебное пособие. Тверь, 1993
8. Муравьев Н.В. Прокурорский надзор в его устройстве и деятельности. Пособие. -М., 2015
9. Проверка прокурором исполнения законов: пособие // под общ. ред. Н.В. Субановой. - М., 2015
10. Информационный бюллетень. Прокуратура Красноярского края, Красноярск, 2016 № 1(14)2016
11. Информационный бюллетень. Прокуратура Красноярского края, Красноярск, 2016 № 2 (15)2016
12. Информационный бюллетень. Прокуратура Красноярского края, Красноярск, 2016 № 3(16)2016
♦