сравнения количество пациенток с низким уровнем ССР значимо возросло через 6 месяцев - на 16,7% (р<0,05) и 12,8% (р<0,05) соответственно. Минимальное увеличение данного показателя через 6 месяцев отмечено в группе контроля - на 8,0% от исходного (р>0,05).
Максимальный регресс среднего значения ССР отмечен в основной группе: от исходного 4,76±0,50% через 3 месяца лечения он достоверно снизился до 3,62±0,16 % (на 23,9%) , а через 6 месяцев - до 2,61±0,12 % (на 45,2%) (р<0,05). В группах сравнения достоверное уменьшение ССР констатировано через 6 месяцев лечения: в первой группе сравнения от исходного 4,68±0,51% до 3,12±0,17% (на 33,3%), во второй группе сравнения от исходного 4,59±0,49% до 3,41±0,15% (на 25,7%), в третьей группе сравнения от исходного 4,71±0,50% до 3,66±0,17% (на 22,3%) (р<0,05). В контрольной группе снижение ССР оказалось наименее выраженным и не было достоверным: от исходного 4,72±0,46% до 4,12±0,21% (на 12,7%) (р>0,05) .
Выводы: наиболее эффективное протективное влияние на сердечно-сосудистую систему у женщин с МС в климактерии оказало применение комплекса, включающего физические факторы, генерируемые SPA-капсулой.
Литература
1. Куршаков А. А., Сайфутдинов Р. Г., Анчикова Л. И., Валеева И. Х., Никишова Т. В. Инсулинорезистентность и эндотелиальная дисфункция при метаболическом синдроме // Казанский мед. ж., 2011. № 2. С. 173-176.
2. Глуткина Н. В., Пырочкин В. М. Метаболический синдром и сердечно-сосудистые заболевания: патофизиологические аспекты // Журнал ГрГМУ, 2012. № 2 (38). С. 15-19.
3. Григорян О. Р., Андреева Е. Н., Дедов И. И. Менопаузальный синдром у женщин с нарушениями углеводного обмена. М., 2011. 75 с.
Idea of types of the forthcoming professional activity of the students who are trained according to the program of a specialist programme in the specialty 32.05.01 «Medico-preventive business» Kisteneva O.1, Pashhenko N.2, Kistenev V.3, Pashhenko G.4 (Russian Federation) Представление о видах предстоящей профессиональной деятельности студентов, обучающихся по программе специалитета по специальности 32.05.01 «Медико-профилактическое дело» Кистенева О. А.1, Пащенко Н. В.2, Кистенев В. В.3, Пащенко Г. В.4 (Российская Федерация)
'Кистенева Ольга Алексеевна / Kisteneva Olga — кандидат исторических наук, доцент, кафедра факультетской терапии; 2Пащенко Наталья Викторовна /Pashchenko Natalya - студент, факультет лечебного дела и педиатрии, Белгородский государственный национальный исследовательский университет; 3Кистенев Виталий Валентинович /Kistenev Vitalij - кандидат исторических наук, доцент, кафедра теории и истории культуры, факультет искусствоведения и межкультурной коммуникации, Белгородский государственный институт искусств и культуры, г. Белгород; 4Пащенко Галина Викторовна /Pashchenko Galina - преподаватель педагогики и спецдисциплин, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Россошанский педагогический колледж, г. Россошь
Аннотация: статья посвящена проблемам работы вуза по реализации ФГОС ВПО, в частности, по изучению представлений о предстоящей профессиональной деятельности студентов, обучающихся по программе специалитета по специальности 32.05.01 «Медико-профилактическое дело». В работе представлены данные, позволяющие определить приоритеты в выборе видов предстоящей профессиональной деятельности студентов 1-2 курсов, осваивающих указанную программу, и возможные факторы, влияющие на данный выбор.
Abstract: article is devoted problems of work of Higher Education Institution on realization of FGOS VPO, in particular, on studying of ideas of the forthcoming professional activity of the students who are
trained according to the program of a specialist programm in the specialty 32.05.01 «Medico -preventive business». In work the data allowing to define priorities in the choice of types of the forthcoming professional activity of students of 1-2 courses, mastering the specified program, and possible factors influencing this choice are submitted.
Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования, области профессиональной деятельности, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, надзор в сфере защиты прав потребителей, контрольно-надзорные функции в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Keywords: the federal state educational standard of the higher education, area of professional activity, sanitary and epidemiologic wellbeing of the population, supervision in the sphere of consumer protection, control and supervising functions in the sphere of sanitary and epidemiologic wellbeing of the population.
Рыночные отношения серьезно изменяют характер и цели труда и поэтому сегодня необходимыми становятся такие качества, как предприимчивость, инициативность, умение самостоятельно и оперативно действовать в нестандартных ситуациях, постоянно совершенствоваться в своей профессии, а при необходимости и менять род занятий. В связи с этим важно, чтобы уже в процессе профессиональной подготовки молодой человек осознавал себя не просто учащимся, а формирующимся специалистом-профессионалом, собственная активность которого является решающим фактором его профессионального развития [1, с. 3].
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации, определяет области профессиональной деятельности выпускников программ специалитета по специальности 32.05.01 «Медико-профилактическое дело». Это, прежде всего, «...охрана здоровья граждан в части обеспечения мер санитарно-эпидемиологического (профилактического) характера, направленных на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, в том числе осуществление надзора в сфере защиты прав потребителей» [4]. Данный документ обозначает объекты профессиональной деятельности выпускников программ специалитета:
• население;
• среду обитания человека;
• юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
• совокупность средств и технологий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, сохранение и улучшение его здоровья, в том числе осуществление надзора в сфере защиты прав потребителей.
Среди должностей, предусматриваемых в рамках данной профессии: специалист-эксперт, врач-бактериолог, врач-дезинфектолог, врач клинической лабораторной диагностики, врач-паразитолог, врач по гигиене детей и подростков, врач по гигиене питания, врач по общей гигиене, врач по радиационной гигиене, врач эпидемиолог.
Противоречие между насыщенностью содержания программы специалитета по специальности 32.05.01 и сформированностью представлений о видах предстоящей профессиональной деятельности будущих специалистов позволили определить проблему: какие факторы влияют на формирование представлений о предстоящей профессиональной деятельности? Новизна проблемы заключается в определении возможных факторов, влияющих на подготовку мотивированного компетентного специалиста по специальности 32.05.01 «Медико-профилактическое дело» [2, с. 42].
На основе этого профессиональный стандарт называет основные виды профессиональной деятельности, к которым относятся выпускники программ специалитета: производственно -технологическая деятельность; психолого-педагогическая деятельность; научно-исследовательская деятельность [3, с. 79].
Нами было проведено исследование, целью которого являлось выявление представлений студентов 1-2 курсов о видах предстоящей профессиональной деятельности.
Студентам было предложено указать вид предполагаемой и предпочитаемой ими профессиональной деятельности после окончания вуза по специальности 32.05.01 «Медико-профилактическое дело».
В исследовании приняли участие студенты 1-2 курсов Медицинского института НИУ «БелГУ». Основными методами исследования были определены-метод опроса и метод ранжирования, использовались математические способы обработки данных.
По результатам исследования студенты-первокурсники, осваивающие специальность 32.05.01. «Медико-профилактическое дело», в большинстве (55 %) видят себя в организационно-управленческой
деятельности, 25 % - в производственно-технологической деятельности, 15 % - в научно-исследовательской и 5 % - в психолого-педагогической деятельности.
Результаты исследования показали, что половина студентов (50 %) второго курса, осваивающих программу специалитета, предполагают заниматься производственно-технологической деятельностью, 25 % студентов предпочитают организационно-управленческую деятельность, 12,5 % видят себя в научно-исследовательской деятельности, столько же в психолого-педагогической деятельности.
Студентам, указавшим на производственно-технологическую деятельность, следовало назвать те задачи, которые ими будут решаться при выполнении соответствующих должностных обязанностей. В произвольной форме респондентам было предложено назвать соответствующие профессиональные задачи.
В ходе исследования нами была проведена работа по присвоению нумерации профессиональным задачам производственно-технологической деятельности, указанным в стандарте [4]. Так, например:
1. Осуществление контрольно-надзорных функций в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе осуществление надзора в сфере защиты прав потребителей.
2. Проведение санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий, направленных на предупреждение возникновения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и т. д.
Так, согласно документу, пронумеровано десять профессиональных задач. Результаты исследования показали, что 25 % респондентов указали из десяти - девять задач, предположительно решаемых в будущей профессиональной деятельности. Но столько же, т. е. 25 % указали лишь на 7 из 10 возможных задач профессиональной деятельности.
Анализ полученных данных позволяет предположить, что на представления о будущей профессиональной деятельности студентов, осваивающих программу специалитета по специальности 32.05.01 «Медико-профилактическое дело», влияет само содержание программы, включение в ее содержание дисциплин (модулей), относящихся к вариативной части программы, включение различных видов практики, в том числе и учебной (практики по получению первичных профессиональных умений и навыков, а также клинической практики). Кроме того, следует заметить влияние личностного фактора. На факультете среди преподавателей педагоги, имеющие ученую степень и богатый практический опыт работы в данной сфере деятельности.
Однако стоит обратить внимание и на тот факт, что в данном вузе специальность 32.05.01 одна из новых, и пока нет возможности общения и взаимодействия студентов 1 -2 курсов со студентами старшекурсниками и выпускниками, имеющими опыт прохождения производственной практики.
Литература
1. Брагина В. Д. Влияние представлений о выбранной профессии на профессиональное самоопределение учащейся молодежи: Дис. ... канд. психол. наук / В. Д. Брагина. М., 1976. 187 с.
2. Комаров Ю. М. Как нам дальше развивать здравоохранение? Здравоохранение страны на перепутье // Медицина, 2016. № 1. С. 41-57.
3. Студент и образовательное пространство: мотивация и социально-профессиональная ориентация: Монография / Н. Ю. Волова, А. В. Капцов, Л. В. Карпушина и др. Самара, 2001. 181 с.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. [Электронный ресурс]. Федеральные государственные образовательные стандарты. М.: Институт стратегических исследований в образовании РАО. URL: http://www.kemsma.ru/mediawiki/images/a/a8/ФГОС_ВО_30/o2B. (дата обращения: 07.07.2016).