Научная статья на тему 'Изучение особенностей жизненных стратегий студентов-медиков'

Изучение особенностей жизненных стратегий студентов-медиков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
156
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЗНЕННАЯ СТРАТЕГИЯ / LIFE STRATEGY / ЖИЗНЕННАЯ ПЕРСПЕКТИВА / LIFE PERSPECTIVE / ЖИЗНЕННЫЕ ПРОГРАММЫ / LIFE PROGRAM / ЖИЗНЕННЫЕ ПЛАНЫ / LIFE PLANS / САМОРАЗВИТИЕ / SELF-DEVELOPMENT / ЦЕННОСТИ САМОРЕАЛИЗАЦИИ В ПРОФЕССИИ / VALUES OF SELF-REALIZATION IN THE PROFESSION / ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / CULTURAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пащенко Наталья Викторовна, Кистенева Ольга Алексеевна, Пащенко Галина Викторовна

В статье рассматриваются вопросы изучения жизненных стратегий студентов-медиков. Жизненные стратегии выступают как составляющие активности человека. Следовательно, могут рассматриваться как факторы, влияющие на процесс формирования общекультурных и профессиональных компетенций. Жизненная стратегия студентов-медиков вызывает определенный интерес как в социальном, психологическом, так и в педагогическом смысле. Полученные данные позволяют представить особенности жизненного мира представителей самой гуманной профессии в динамической характеристике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пащенко Наталья Викторовна, Кистенева Ольга Алексеевна, Пащенко Галина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изучение особенностей жизненных стратегий студентов-медиков»

THE STUDY OF LIFE STRATEGIES FOR MEDICAL STUDENTS Pashchenko N.1, Kisteneva O.2, Pashchenko G.3 (Russian Federation) ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЖИЗНЕННЫХ СТРАТЕГИЙ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ Пащенко Н. В.1, Кистенева О. А.2, Пащенко Г. В.3 (Российская Федерация)

'Пащенко Наталья Викторовна /Pashchenko Natalya -студент, факультет медико-профилактического дела, Медицинский институт;

2Кистенева Ольга Алексеевна / Kisteneva Olga - кандидат исторических наук, доцент, кафедра факультетской терапии, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород 3Пащенко Галина Викторовна / Pashchenko Galina - преподаватель педагогики и спецдисциплин,

Россошанский филиал

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области Губернский педагогический колледж, г. Россошь

Abstract: the article discusses the study of the life strategies of medical students. Life strategies act as components of human activity. Therefore, can be considered as factors influencing the process offormation of common cultural and professional competences. Life strategies in medical students causes some interest in the social, psychological, and pedagogical sense. The data obtained allow to present the features of the life-world of the representatives of the most humane profession in the dynamic response.

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы изучения жизненных стратегий студентов-медиков. Жизненные стратегии выступают как составляющие активности человека. Следовательно, могут рассматриваться как факторы, влияющие на процесс формирования общекультурных и профессиональных компетенций. Жизненная стратегия студентов-медиков вызывает определенный интерес как в социальном, психологическом, так и в педагогическом смысле. Полученные данные позволяют представить особенности жизненного мира представителей самой гуманной профессии в динамической характеристике.

Keywords: life strategy, life perspective, life program, life plans, self-development, values of self-realization in the profession, cultural competence.

Ключевые слова: жизненная стратегия, жизненная перспектива, жизненные программы, жизненные планы, саморазвитие, ценности самореализации в профессии, общекультурные компетенции.

Проблема жизненных стратегий весьма значима для студенческого возраста, когда человек «становится взрослым не только в биологическом, но и в социальном отношении, оказывается перед объективной необходимостью осуществления целого ряда важных выборов» [4, с. 27].

Как утверждает Созонтов А.Е., «одной из основных составляющих активности человека в процессе социализации выступает его жизненная стратегия, как способ конструирования собственной жизни». Так, актуальным для сегодняшнего времени остается утверждение Э. Фромма о том, что рыночная экономика, основанная на отношениях конкуренции, разрушает личность. Человек действительно стоит перед выбором - «иметь» или «быть». У него два пути: либо стремление к удовлетворению материальных благ («иметь»), либо - профессиональное саморазвитие.

Жизненная стратегия студентов-медиков вызывает определенный интерес как в социальном, психологическом смысле, так и, несомненно, в педагогическом. Ведь жизненные стратегии выступают в качестве «регуляторов социального поведения», организующих и направляющих целостность жизнедеятельности человека» [1, с. 161]. В профессиональной подготовке будущих специалистов-медиков важно учитывать сочетание социальных требований и запросов личности, присущего каждому человеку индивидуального своеобразия. Одна из социально-значимых профессий [2, с. 104] очевидно опирается на жизненную стратегию ее обладателя, т.к. последняя «...регулирует социальное поведение в конкретных условиях жизни, обеспечивая успешную социальную адаптацию, а также полноту человека» [1, с. 163].

Формируемые в процессе подготовки общекультурные (ОК) и профессиональные (ПК) компетенции действительно регулируют социальное поведение будущих специалистов-медиков, оказывают влияние и на их личностное развитие. Так, к примеру, одна из общекультурных компетенций предполагает овладение «способностью и готовностью осуществлять свою деятельность с учетом моральных и правовых норм» или «способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы.» [5]. Названное, влияет на процесс формирования жизненных целей студентов-медиков.

Удалось изучить структуру жизненных стратегий студентов-медиков на этапе профессионального обучения. Полученные данные позволяют представить особенности жизненного мира представителей самой гуманной профессии в динамической характеристике. Ею и является жизненная стратегия, рассматриваемая в данном случае как вариант будущего жизненного и профессионального пути выпускников медицинского ВУЗа. В исследовании приняли участие студенты-медики 2—5 курсов НИУ «БелГУ». Нам удалось изучить картину жизненных целей сейчас и во временной перспективе (через 2 года, 5 лет, 10 лет и 15 лет). По мнению специалистов, «жизненные цели позволяют сконструировать возможные варианты будущего жизненного пути» специалиста-медика [6, с. 22]. За единицу анализа были взяты жизненные цели, ведь они дают возможность судить о содержании жизненных стратегий человека, а, следовательно, они затрагивают и процесс формирования его ОК и ПК.

В ходе работы удалось воспользоваться методикой исследования жизненных стратегий личности, предложенной М. О. Мдивани, П. Б. Кодесс [3, с.147]. Она представляет собой список их 16 жизненных целей. Респондентам было предложено оценить субъективную важность каждой из названных жизненных целей во временной перспективе. Полученные данные подлежали ранжированию. Ранговые значения жизненных целей свидетельствуют о том, что наибольшее значение реализации жизненных целей приходится на перспективу ближайших 2-5 лет. Наиболее значимыми жизненными целями для студентов медицинского вуза являются: «овладение профессией, мастерством», «путешествие по миру», «обретение своего призвания в жизни», «поиск настоящей любви», «забота об экологии», «добро для других людей», «известность». Если сгруппировать жизненные цели, то можно определить четыре основных направления целей: «саморазвитие» (отражает стремление к личностному росту, развитию личностной компетенции), «ценности самореализации в профессии», «ценности общения», «забота о своем здоровье».

По данным, полученным в ходе работы над проблемой, удалось установить, что первое и второе направление целей получили довольно высокий ранговый статус уже в самые ближайшие (близкие) перспективы, т.е. в период до 5 лет. Так, «ценности самореализации в профессии» реализуются будущими специалистами-медиками через цели «получить хорошее образование», «овладеть профессией», «обрести свое призвание в жизни» (2, 3, 4 ранговые места соответственно).

Таким образом, диагностическая процедура исследования позволила выявить наиболее общие характеристики жизненных стратегий обучающихся специалистов-медиков и определить, насколько современная система подготовки специалистов с высшим медицинским образованием соответствует их жизненным перспективам, их становлению как профессионалов. Ведь от того, насколько специалисты-медики осознают социальную значимость своей профессии, зависит то, какими профессионалами они станут. Как известно, специфика медицинского труда предполагает высокую ответственность за качество лечебной и профилактической работы, необходимость постоянного повышения уровня профессионализма. Это в свою очередь ставит на повестку дня вопрос о системе профориентационной работы среди школьников, о совершенствовании системы приема в вузы, о разработке новых принципов формирования личности студента-медика.

Литература

1. Жизненные стратегии личности как социально-психологическая проблема // Материалы IX Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов». М., 2002. С. 161-182.

2. Кистенева О. А., Пащенко Н. В., Кистенев В. В., Пащенко Г. В. Представление о видах предстоящей профессиональной деятельности студентов, обучающихся по программе специалитета по специальности Медико-профилактическое дело // European research, 2016. № 8 (19). С. 104-106.

3. Мдивани М. О., Кодесс П. Б. Методика исследования жизненных стратегий личности // Вопросы психологии, 2006. № 4. С. 146-150.

4. Созонтов А. Е. Основные жизненные стратегии современных российских студентов: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. психолог. наук (19.00.05) / Созонтов Антон Евгеньевич. Москва, 2003. 194 с.

5. ФГОС ВПО [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kemsma.ru/mediawiki/imag es/a/aS/Ф ГОС_ВО_3%2В/ (дата обращения: 19.12.2016).

6. Формирование жизненных стратегий и Планов у студентов. [Электронный Ресурс]: Психология. Режим доступа: http: //odiplom.ru/psihologiya/formirovanie-zhiznennyh-strategii-i-planov-u-studentov.html/ (дата обращения: 11.12.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.