УДК 39(=511.1); 159.9; 612.8
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О РАЗНОВИДНОСТЯХ БОЛИ В ТРАДИЦИОННОМ МИРОВОЗЗРЕНИИ ОБСКИХ УГРОВ И САМОДИЙЦЕВ
В.И. СПОДИНА
Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок,
гХанты-Мансийск
Чувство боли является наиболее частым видом чувствительности. Значительную категорию представляют разновидности боли по качеству, субъективным ощущениям и локализации болевого ощущения. Наибольшая дифференциация определений наблюдается в связи с локализацией боли по субъективному признаку, что демонстрирует хорошее знание хантами, манси и ненцами собственной анатомии. В результате исследования были идентифицированы с данными языка свыше 40 словесных характеристик боли по частоте, субъективным ощущениям и их локализации. Впервые приводятся данные по цветовой семантике субъективного восприятия боли у коренных малочисленных народов Западной Сибири и показано, что цветовая категоризация выражается в различии цветовых выборов в зависимости от интенсивности болевых ощущений.
Ключевые слова: традиционное мировоззрение, кожные ощущения, цветовая семантика боли, разновидности боли, ханты, манси, ненцы
V.I. SPODINA. THE IDEAS OF DIFFERENT KINDS OF PAIN IN THE TRADITIONAL WORLDVIEW OF THE OB UGRIANS AND SAMOYEDS
The feeling of pain is the most common form of sensitivity. People's ideas about illness and pain fit into the overall vision of the three-part structure, according to which the Upper world is inhabited by good and evil creatures (including humans), and the Lower world - only by evil creatures (spirits of illness, fire, floods and all that is associated with death).
The definitions of kinds of pain in the Ob Ugrians and Samoyeds on the duration, area and amount of pain perception and intensity of pain are described for the first time. A significant category is represented by kinds of pain on quality, subjective feelings and localization of pain. The most precise localization of pain is on subjective basis,that demonstrates good knowledge of the Khanty, Mansi and Nenets of their anatomy. As a result of the study more than forty verbal characteristics of pain on frequency, subjective feelings and their localization were identified with language data. The data on color semantics with subjective pain perception of the indigenous minorities of Western Siberia is given. Thus, among respondents almost 1/3 did not find color matching to determine pain. No pain most of the Khanty, Mansi and Nenets associated with blue, green or grey colors. For color perception of pain characteristic is variation of the color (blue, green, grey, dark blue) with a slight prevalence of blue color. Severe pain in the traditional culture of the Mansi is associated with brown, red, blue and black colors with the dominance of red. The Khanty severe pain predominantly "colored" in red, followed by yellow, brown and purple. The red color indicates severe pain in the Nenets. Intolerable pain for the Khanty and Mansi is associated with black color, and for the Nenets - with blue, as the black color is associated with death. As we can see, the color categorization is expressed in difference of color choices depending on the intensity of pain.
Keywords: the traditional worldview, skin feeling, the color semantics of pain, kinds of pain, the Khanty, Mansy, Nenets
Введение
Обращение к данной теме обусловлено интересом к проблеме, связанной с человеком в целом, и приоритетами, направленными на изучение традиционных представлений различных народов о
«внешнем» и «внутреннем» человеке. На протяжении нескольких десятилетий ведется изучение традиционных воззрений о строении и развитии человеческого тела. Представители различных направлений и школ исследуют техники тела, язык касаний и тактильной коммуникации, рассматривают
ключевую роль культуры в процессе формирования человека. Практически было сформировано новое направление - невербальная семиотика, основным объектом которого стало тело в системе коммуникаций и в контексте определенной культуры. Однако, несмотря на значительные успехи в данной области, «... аксиология телесности как направление исследовательского анализа остается в современном че-ловекознании своего рода "терра инкогнито" <...>, а фрагментарные обращения отдельных исследователей к этому аспекту человекознания (в отечественной науке - изредка, в зарубежной - более широко) не привели пока к конституированию такого исследовательского направления, как социокультурный анализ человеческой телесности» [1, с. 58-68].
Результаты исследования
Исследование роли болевых ощущений в развитии соматических представлений обских угров и самодийцев в нашей статье поставлено впервые. При этом народные представления о болезни и боли укладываются в общую мировоззренческую концепцию обских угров и самодийцев, согласно которой в Верхнем мире обитают только добрые существа, в Среднем - злые и добрые (включая людей), в Нижнем - только злые, главным из которых у хантов является Кынь лунк (дух болезней), у манси - Куль-отыр, у тундровых ненцев - lia, а у лесных ненцев - Кавшац вэхку (дух болезней, пожара, наводнений и всего, что связано со смертью). Нижний мир также населяли дух уродов, дух, уносящий разум, дух оспы, дух болотной лихорадки, дух чесотки и др. Их образы вызывали страх перед силами тьмы, преследующими людей. Мифический мир неизбежно повторял человеческий - во внешнем (антропологическом) облике персонажей, в их взаимоотношениях и воздействии на мир людей. Хантам дух оспы представлялся в виде человека в безобразной пёстрой одежде с ужасной внешностью [2, с. 118], лесные ненцы «видели» Кавшац в образе молодого мужчины среднего роста с жидкой чёрной бородкой [3, с. 32], мансийский злой дух па-уль-йорут (букв.: деревни существо) ассоциировался с «мальчиком высотой с локоток, обладающим большой силой» [4, с. 112]. Причины болезней рассматривались как вселение в человека этих злых духов или «попадание в беду» одной из душ (души-тени) человека. Манси, например, считали, что заболевание - дело рук «собакоподобных демонов Нижнего мира». Лингвистический анализ слов с основой кол-куль показывает, что их обычно используют для обозначения понятий, связанных с водой, землёй и миром мёртвых. Возможно, поэтому упоминание хантыйского Кыньлунга («землю жрущего») является одним из сильных ругательств [5, с. 131].
Болезни и зло не случайно живут в Нижнем мире. Представители школы аналитической психологии (Карл Юнг, Герхард Адлер) считают, что встречающееся практически во всех мифологиях членение Вселенной на три сферы обусловлено психологическим восприятием гравитационного поля Земли, т.е. низ представлялся как тяжелая земля, а облегченный верх ассоциировался с местом пребывания
светлых (добрых) духов, богов. Вероятно поэтому, бессознательно зло и болезни связываются с давлением вниз. Предположительно с этих позиций можно объяснить происхождение имени злого ненецкого существа Ыльпи, которое образовано послелогом хантыйского языка илпи («под»). Характерно, что встреча с ним может привести к смерти.
Согласно ненецким преданиям, болезней раньше не было, так как люди носили защитную плёнку, наподобие слизи (нелаку). Кавшац обманом упросил сына небесного бога Нум'а, по неосторожности отца, оказавшегося в Нижнем мире, снять с людей защитную плёнку, за что пообещал поднять его на небо. Сын небесного бога исполнил просьбу. С тех пор люди стали болеть и умирать [ПМА, пос. Варьёган, 1997]. По вогульской (мансийской) версии «болезни возникают из-за того, что герои, отправившиеся искать царство смерти, только ранили по невнимательности красношейную поганку в море царства мёртвых; после чего эти птицы большими стаями разлетелись в разные стороны и распространили болезни» [2, с. 62]. Ханты верили, что Кынь-лунг был старшим сыном Торум'а, который отправил его на землю с целью размножить людей. «Справившись с этой задачей, - отмечает В.М. Кулемзин, - Кынь-лунг решил, что люди злоупотребляют возможностью размножения, и, уйдя под землю, стал сокращать их количество путём распространения различных заболеваний через подчинённых ему духов или путём поедания людских сердец» [6, с. 31].
Тело человека обладает очень важным свойством - оно информирует сознание о внутренних телесных процессах сквозь призму ощущений. Наиболее широко представленным видом чувствительности является осязание (или кожная чувствительность). Кожные ощущения относятся к контактному виду ощущений. При этом могут возникать четыре основных их вида: ощущение прикосновения, или тактильные ощущения; ощущения холода; ощущения тепла; ощущения боли. Наиболее частым ощущением является боль (кёши-мэш 'боль-болезнь', каз. хант.; агм/агум, манс.; деча, лесн. нен.; едя, тундр. нен.). Ощущение боли манси выражают при помощи фразеологизма: агм тулмах хольт ёхты (букв.: болезнь как росомаха крадётся, т.е. приходит неожиданно).
По временному признаку боль на мансийском материале подразделяется на:
1. Стадийную (непродолжительную), которая возникает в начальный период при получении повреждения: «боль слышна» (агм суйты), «боль иногда слышна» (агм суйтыглацы), «больным стало слышно» (агмыныг емтмет суйты), «больным выглядит» (агмыныг сусхаты), «болезнь меня поймала» (агмын пуввесум), «болезнь изредка приходит (к нему)» (агмын ёхталава);
2. Острую - возникает в результате повреждения ткани, травмы, внезапного заболевания или во время некоторых видов хирургического вмешательства: «неожиданно болезнь пришла ко мне» (илтторыг агмын ёхтувёсум), «так болит, будто заострённой палкой (шпилькой) тычут» (татем агмын, аквтоп солил пувтавем);
3. Хроническую - сохраняется длительное время, имеет разную интенсивность, может продолжаться до смерти: «хроническая болезнь» (нисын, агм), «болезнь (у него) есть (имеется)» (агм оньщи), «болезнь меня мучает» (агмын савата-вем), «моя болезнь меня до сумасшествия доведёт» (агмумн суттури ты тотавем), «постоянно болит» (акваг агмын), «долго болит» (хоса агм), «на протяжении жизни болит» (алнэ палыт агм), «долго, давно побаливает» (хоса агмалтахты агм), «часто побаливает» (ватихал агмын).
По площади и объёму болевого восприятия манси различают боль местную (акв мат агмын 'на одном месте болит', агме туп акв мат олы 'боль лишь на одном месте', акв морсын, мат агми, пувты 'на одном определённом месте болит', това мат агмыныг олы 'в некоторых местах болит') и общую (янытэт агмыныг олэщм 'полностью (целиком) я болен', алпихар агм 'тела боль', луванэ-
нёвлянэ агм '(его) костей-мяса болезнь', тывыр агм 'внутренняя болезнь', яныт мат агми 'везде болит', янытумт агмын, 'весь болею'). По интенсивности боль подразделяется на слабую (тупкам агм 'слабая боль'), среднюю (веританкем агм 'терпимая боль') и сильную боль (сака такщ агм 'очень сильная боль') [Устные сообщения Т.П. Бахтияро-вой, С.С. Динисламовой, Л.Н. Панченко, Т.Д. Слин-киной; Ханты-Мансийск, 2014].
На основании проведённых опросов с применением вербальной 5- балльной (от 0 до 4) шкалы оценки боли (Verbal Rating Scale, VRS), представим шкалу интенсивности болевых ощущений обских угров и самодийцев, совместив данные с предлагаемой информантам цветовой шкалой на основе теста Люшена: 0 - не могу ответить; 1 - голубой; 2 - зелёный; 3 - жёлтый; 4 - коричневый; 5 -красный; 6 - серый; 7 - фиолетовый; 8 - синий; 9 -чёрный (табл. 1).
Таблица 1
Балл Проявле- Определение Цвет (цифра)/чел.
ние боли Манси Ханты Лесные ненцы Манси Ханты Ненцы
0 Отсутствие боли пус, пусын пус 'здоров, везде здоров'; тумтак 'здоровый' (шур. хант.); немаса течашана 'безболезненно' 0/4 1/9 0/5 1/6 0/3 8/2
нэматыр агм ати 'ничего не болит'; агмтал 'без боли' ант кашитэц 'ничего не болит' (шур. хант.) 2/1 3/5 2/6 8/6 (светлые тона)
1 Слабая туп-туп агме олы 'чуть- еша каши 'немного ка'ша тивя 0/6 0/6 0/6
боль чуть есть боль'; вагтал болит' (шур. хант.) 'немного болит'; 1/5 1/2 8/5
(чуть-чуть агми 'ничего не болит'; те'щана 'чуть 2/4 2/2
болит) агм мось суитыглалы 'боль чуть слышится'; тупты агм суйты 'едва боль слышно' болит' 6/1 8/3 3/5 4/2
2 Умеренная агм суйты 'боль слыш- каши 'болит' тивя 'болит' 0/6 0/6 0/6
(болит) но'; агмын 'болит'; ла-щалнув агми 'тихонько болит'; вагтал агми 'слабо болит'; туп агмын олы 'едва боль ощущается' (шур. хант.) 2/3 3/3 6/6 7/1 2/1 3/1 6/5 7/1 8/3 3/5
3 Сильная ёр ёхыттал агм 'сил не шэнк каши 'очень теча хана 4/6 0/2 0/3
(очень хватает' (о боли); болит' (шур. хант.) 'сильно болит' 5/8 3/1 5/8
болит) тортал агм 'чересчур больно'; сака агмыи 'сильно болит'; сака такыщ агмын 'очень крепко болит'; такыщ агмыныг амтыс 'сильно больным стал' (букв.: его боль хочет) 8/1 9/4 4/6 5/7 7/1
4 Невыносимая (нестерпимая) вёритаттал агм 'невыносимая боль'; вёритаттал агм 'боль без терпения'; вёритаттал агми 'боль невтерпёжь'; щёл ёти вёританкв ты агум 'сил нет терпеть эту боль'; сайтэ холнэ мус агмы-ныг олы 'больно до потери чувствительности'; агме люньставе 'заставляет плакать' такан каши 'нестерпимо болит' (шур. хант.) течата пецсана нина" 'непреодолимая' (букв.: его боль не одолеть) 0/1 4/3 5/6 9/9 0/3 5/1 6/2 8/3 9/8 8/9 9/2
Вербально-цветовая шкала интенсивности боли
Table 1
Verbal-color scale of pain intensity
В опросах приняло участие 47 респондентов из числа Комитета малочисленных народов Севера, из них: 19 манси обоего пола в возрасте от 20 до 64 лет, 11 лесных ненцев (9 жен. и 1 муж.), 17 хантов в возрасте от 29 до 63 лет.
Данные опроса позволяют сделать выводы о том, что среди респондентов почти 1/3 не нашла цветового соответствия для определения боли. Отсутствие боли большинство манси связывают с голубым цветом, ханты - с голубым и зелёным, ненцы - с зелёным или серым, подчёркивая светлый оттенок этих цветов. Для слабой боли значительное число респондентов-манси не смогло дать ответа, характерен разброс цветов: голубой, зелёный, серый, синий, при незначительном преимуществе голубого. Респонденты-ханты также не выразили единодушия в цветовых характеристиках слабой боли, называя голубой, зелёный, жёлтый и коричневый цвета, акцентируя внимание на жёлтом. Жёлтый цвет является определяющим для данного вида боли и у ненцев. Умеренная боль также не определена большинством манси, респондентами называются самые разные цвета: зелёный, жёлтый, серый, фиолетовый при незначительном преимуществе серого цвета.
Сильная боль в традиционной культуре манси вызывает ассоциации с коричневым, красным, синим и чёрным. Преимущественное значение сохраняет красный цвет. Для хантов сильная боль окрашена в жёлтый, коричневый, красный, фиолетовый цвета, при доминировании красного. Красный цвет определяет сильную боль и у ненцев. Невыносимая боль «ощущается» манси и хантами преимущественно как чёрный цвет. Для ненцев невыносимая боль «окрашена» синим цветом, так как чёрный ассоциируется со смертью. Следует оговориться, что данная шкала отражает субъективные ощущения боли, на которые влияют факторы личного, культурного характера, а также биологические процессы.
Большая дифференциация наблюдается среди разновидностей боли по качеству, субъективным ощущениям и по локализации болевого ощущения. На основании устных сообщений С.С. Динисламо-вой, Л.Н. Панченко, Т.Д. Слинкиной, А.А. Шияновой (Ханты-Мансийск, 2014), А.О. Логаны (пос. Пашто-ры), а также опубликованных словарей [7, с. 11, 71, 293; 8] отразим разновидности боли (табл. 2).
Представление о разновидностях боли достаточно разработаны в традиционной культуре ненцев. По временному признаку различается постоянная, не проходящая (хурскабтада [цоб" сюда] едя), по сенсорным ощущениям - тупая боль (тынха едя), колющая боль (нэторта' едя), острая, колющая боль (нэтората едя), режущая боль (маторана едя) [8, с. 21-22]. З.С. Рябчикова, вслед за А.И. Кузнецовой, приводит описание мгновенной резкой боли в голове по данным ненецкого языка: «нэвани хэв' лекэй 'голова-моя коротко с одной стороны треснула', при этом боль справа предвещает беду, а слева - нечто хорошее» [9, с. 168]. Представим примеры описания локализованной боли у обских угров и
самодийцев по устным сообщениям А.О. Логаны, Л.Н. Панченко, А.А. Шияновой (табл. 3).
Описание боли по локализации характеризует достаточно развитое представление обских угров и самодийцев о собственной анатомии. При этом только боль при схватках подчёркивает её ритмичный, пульсирующий характер. Определение потуг выделить не удалось вследствие сакрального характера процесса рождения.
Традиционное мировоззрение выработало различные способы защиты от духов болезней и злых существ вообще. Наиболее действенным способом изгнания болезней являлись жертвоприношения. Ненцы жертвовали для lia оленя или собаку [10, с. 130-131]. У иртышских остяков шаман отрезал правый кусочек уха жертвенного животного, мазал кровью кончик ножа и приносил его в священный угол. «Если в течение трёх дней больной становится здоровым, - отмечал К. Карьялайнен, -он должен пожертвовать соответствующее животное. Если пожертвует меньше, то заболеет снова и больше не выздоровеет» [2, с. 71]. Но встречались и исключения: хантыйский дух оспы Вес юнг был невосприимчив к заклинаниям. Против него оказывался бессилен даже шаман. Этот дух был настолько силён, что раскалывал шаманскую лодку при её приближении к селению.
Важным защитным средством являлось окуривание жилища, одежды или самого человека. С этой целью использовали высушенную желчь бобра, пихтовую кору, чагу, penis оленя и др. Для предупреждения и излечивания болей в спине мужчины в качестве амулета сзади на поясе носили медвежий клык. Такое же магическое значение имела татуировка, наносимая, как правило, на кисти рук. В ритуальной практике широко использовались для лечения больного фигурки духов, кусочки ткани с их одежды, волос или клочок одежды ворожея. Чтобы прогнать болезнь, эти предметы вывешивали у головы больного на красной суконной ленте, а также изготавливали фигурку |а, который наслал болезнь, и обмазывали её кровью жертвенного оленя. Духам приносили и другие угощения: конфеты, мелкие монетки, табак, рыбу. Интересно отметить, что ханты не оставляли в качестве угощения духам налима. По преданию его сотворил злой дух Хинь ики, но не вложил печень. А небесный бог Торум ащи это заметил, плюнул, и у налима появилась печень. С тех пор отношение к налиму двоякое: у многих групп хантов он стал священным, но присутствие в его творении хозяина Нижнего мира, духа болезней и всего недоброго, делает присутствие этой рыбы недопустимой в качестве желаемого угощения богам.
Среди различных групп хантов часто применялось гадание с помощью колотушки, которая являлась неотъемлемым элементом шаманского бубна. Несмотря на то, что на неё распространялась общая идея образа бубна, как ездового животного шамана, ею активно пользовались при лечении болезни или определении её исхода, которая рассматривалась как вселение в человека злого духа. Если колотушка падала "лицом" (вогнутой частью)
Таблица 2
Определения боли по частоте и субъективным ощущениям
Table 2
Determination of pain by frequency and subjective feelings
Разновидности боли Определение
Манси Ханты Лесные ненцы
Приступообразная агмын ёхталаве 'болезнь изредка приходит (к нему)'; мощ/мось агмыц олыс тувл пойтыс 'немного поболело, а потом прекратилось' кашина йохтацыца 'боль приходит'; еша кашитас па щацта манас 'немного болело, потом прошло' цакциц хонцаштут 'резко становится слышно'
Пульсирующая пувтхатнэ агм 'толкающая боль'
Перемежающаяся агм суйтыглалы 'периодически слышится' куна хонцаштут 'временами становится слышно'
Тупая нас агм 'простая боль'; аквпис агмылахты 'постоянно болит'
Колющая сака пувтхатнэ агме; пувтхатнэ агм; 'в некоторых местах покалывает'; това мат пелялахты 'колющая, толкающая боль' пухцантты хорпи каши 'боль, как будто тыкают' патцата еча 'колющая' (как кол в землю боль)
Вытягивающая нирхатнэ агм 'вытягивающая боль' ништаты хорпи каши 'растягивать как-будто боль'
Режущая касайл яктын хольт агмыц 'боль, как ножом режет' кешина эватты хорпи каши 'как ножом режут боль' ма'туцо'цта 'режущая'
Раневая илттыг ёмтум нюлми агм 'вдруг возникшая раневая боль' пентцештута 'ударяющая'
Стреляющая пувтхатнэ агм 'толкающая' цыпы'цпёта 'сжимающая' (как в кулак)
Давящая тацыртахтым агм 'сжимающая боль' цыпы'цпёта 'сжимающая' (как в кулак)
Сдавливающая тацыртахтым агм 'сжимающая боль' цыпы'цпёта 'сжимающая' (как в кулак)
Сжимающая тацыртахтын агм 'сжимающая боль' цыпы'цпёта 'сжимающая' (как в кулак)
Стягивающая акван пащиртахтын агм; акван сякыртахтыц агм 'вместе стягивающая боль' цыпы'цпёта 'сжимающая' (как в кулак)
Сверлящая каралахтын агм 'сверлящая боль' карацаты хорпи каши 'ковырять как-будто боль' пацыцо'та 'сверлящая'
Дёргающая маныгтахтын агм 'рвущая боль', 'грызущая боль' йакацты 'очень сильно болеть (о частях тела) равномерно подёргивая' вэна 'цпёта цахата 'как будто он дёргает'
Жгучая (щиплющая) котарахтын агм 'жгучая боль' ти'вша'цта 'жгучая'
Рвущая маныгтан хольт агмыц 'как рвущая боль' маншиты хорпи каши 'рвать как-будто боль' нытпёта 'кусками рвущая'
Схватывающая хойыглан агм 'приступообразная боль'
Ломящая лоцхитым агм 'выкручивающая боль'
Грызущая агмумн амп хольт пураве 'моя болезнь меня как собака грызёт' порац 'грызёт (боль)'
Кусающая пурхатнэ хольт агмыц 'как кусающая боль' корэматы хорпи каши 'боль, как будто кусают' ван ша'туц пётацаха 'как собака кусает' (применимо больше к суставной боли)
Ноющая лащалакв харты, агми 'тихонько тянет, болит' хошиты; хошийац 'ныть с жжением', каз. хант.; аттаха 'ныть' (о боли в зубах), шур. хант. мацктана "задыхающаяся"; цай мацктаца 'ноги мои задыхаются'
Саднящая такыщ котараве; сака такыщ сорги 'очень сильно саднит, жжёт'
Царапающая лякитахтыц агм 'щекочущая боль'; нильталахтыц агм 'царапающая боль'
Зудящая кальгалтахтыц агм 'щекочущая боль'; турт кальгалтахтас 'в горле зазудело', т.е. першит куншанты каши 'чесаться боль' (шур. хант.) тя'кна 'зудящая'; я'кна мелёй тя'кца 'рана (зажитая) зудит'
Щемящая щаргын агм 'жгучая боль' (жжёт место ранения, ожога, щиплет, жжёт)
Распирающая лаква пасырлахтын агм; таратлан агм 'расходящая, расплывчатая боль' пелак похты хорпи каши 'боль, как будто сейчас треснет', шур. хант.
Тянущая лащалакв харты, агми 'тихонько тянет, болит' кашитац еша 'немного болит', шур. хант.
Скребущая косхатнэ агм; харгыц агм 'жгучая боль' (сильно щиплет, жжёт, нет терпения от жжения)
Таблица 3
Разновидности боли по локализации
Table 3
Varieties of pain by localization
Виды боли Ханты Манси Лесные ненцы
Головная охэм каши 'голова моя болит' пункум агмын 'голова болит'; пунк таныртахтын агм 'голову сдавливающая боль' найван еча 'боль головы' (нумт.)
Сердечная самем каши 'сердце моё болит' сымум агмын 'сердце болит'; сымум котыртаве 'сердце жжёт'; сымум та-ныртаве 'сердце сдавливает' шейн еча 'сердца боль'
Брюшная хонэм каши 'живот мой болит' соргум агмын 'живот болит'; соргум якытлаве 'колики в животе' мыньчин еча 'живота боль'
Печёночная майтум агмын 'печень болит' мыт еча 'печени боль'
Почечная сыйоланлам кашэт 'почки болят'
Желудочная хонэм каши 'живот болит' соргум агмын 'живот болит' мыньчи'кун еча 'желудка боль'
Кишечная хонэм каши 'живот болит' тивырт агмын 'внутри болит' вичую" еча 'кишок боль'
Маточная хонэм каши 'живот болит' тиврумт агмын 'в моей внутренности болит'
Мочевого пузыря унтрем каши; унтрэл йер-мом (букв.: моча застряла) маен хурыг якытлан агм 'мочевого пузыря режущая боль' хыпуяман еча 'водяного пузыря боль'
Суставная лов каши 'кость болит' катум лаглум лонхитаве 'скручивает суставы руки и ноги' (ноющая боль) нысуну еча 'суставов боль'
Глазная сэм каши 'глаз болит' самагум агмыныг 'глаза болят' хэм еча 'глаз боль'
Ушная пал каши 'ухо болит' пальт лятги 'в уши стреляет'; пальт сивги 'в ушах свистит'; пальт пувтаве 'в ушах колит' кан еча 'уха боль'
Спинная шанш каши 'спина болит' сысум агмын 'спина болит' махан еча 'спины боль'
Боль при схватках кашэтна йохатса 'боли пришли (к ней)' хойылан агум 'ударяющаяся боль' (схватки родовые); ёхталан агум (букв.: приходящая - уходящая боль); таныртахтын агум 'сжимающая схваткообразно боль'
Зубная пенк каши 'зуба боль' улысь пураве 'кусает зуб'
вверх, а тыльной стороной к земле - это хороший знак. Последнее связано с общими дуалистическими представлениями о пространстве у хантов и ненцев. Так шаманил в 1930-х гг. лесной ненец Цавы с р. Аган. В.М. Кулемзин, выделяя гадание с колотушкой хантыйских «предшественников шаманов» - арэхта-ку, отмечал, что оно было составным элементом осуществляющегося этими специалистами лечения с помощью пения и игры на струнном инструменте панан-юх. «Считалось, -подчёркивал известный исследователь, - что па-нан-юх обладает в руках певца чудодействующей силой, и исцеление происходит благодаря этому инструменту, а также благодаря исполняемым песням, содержание которых присутствующим было трудно понять» [5, с. 48].
Предугадывать исход болезни можно было с помощью гадания, которое широко распространено у всех коренных народов Сибири. В случае болезни прорицатель кондинских манси привязывал нож
или огниво к одному концу нитки, а второй - обматывал вокруг кисти руки. Если нож или огниво поворачивались вправо (посолонь) - дело шло к излечению, влево (против движения солнца) - близилась смерть. На Верхней Лозьве ворожей с помощью топора узнавал, кто наслал на человека болезнь или неудачу в охоте, после чего направлял порчу на пославшего [4, с. 54].
Заключение
Подводя итоги рассмотрению разновидностей боли и её проявлений в культуре обских угров и самодийцев, необходимо заключить, что в традиционном мировоззрении ощущения боли по временному признаку (непродолжительная, острая, хроническая) составляют небольшой перечень характеристик. Наибольшую же категорию представляют разновидности боли по качеству и субъективным ощущениям, а также по локализации болевого ощущения. Следует отметить, что и в этих катего-
риях присутствуют определения, имеющие временной оттенок (приступообразная - немного поболело и прошло, тупая - постоянно болит, раневая -«вдруг возникшая раневая боль», расширяющаяся -«как будто сейчас треснет»). Описание боли по локализации демонстрирует хорошее знание собственной анатомии.
На основании проведенного исследования впервые получены данные по цветовой символике восприятия боли у коренных народов и показано, что семантическая цветовая категоризация выражается в различии цветовых выборов в зависимости от интенсивности болевых ощущений. Отсутствие боли большинство респондентов (хантов, манси и ненцев) связывают с голубым и зелёным цветами. Слабая и умеренная боль продемонстрировали разброс цветовых характеристик: голубой, зелёный, серый, фиолетовый, жёлтый. Сильная боль в традиционной культуре ассоциируется с коричневым, красным, синим и чёрным цветами у манси, при доминировании красного. Респонденты-ханты сильную боль «окрасили» в жёлтый, коричневый, красный, фиолетовый цвета, при определяющем красном цвете. Цветовые предпочтения при нестерпимой боли представлены обскими уграми преимущественно чёрным цветом, а ненцами -синим, так как чёрный ассоциируется со смертью.
Литература
1. Быховская И.М. Человеческая телесность как объект социокультурного анализа (история проблемы и методологические принципы ее анализа) // Труды ученых ГЦОЛИФКа: 75 лет: Ежегодник. М.: Государственный центральный ордена Ленина институт физической культуры, 1993. С. 58-68.
2. Карьялайнен К.Ф. Религия югорских народов. Т. I./ Перевод с немецкого и публикация д.и.н. Н.В. Лукиной. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1994. 152 с.
3. Сподина В.И. Представления о пространстве в традиционном мировоззрении лесных ненцев. Новосибирск: Изд. центр «Агро», 2001.
4. Мифология манси. Энциклопедия уральских мифологий. Т. II. Новосибирск: Изд-во Института археологии и этнографии СО РАН, 2001. 196 с.
5. Дл'вы. Альвы / Сост. и пер. Л.Е. Куниной. Томск: Изд-во Томского ун-та, 2005. 144 с.
6. Кулемзин В.М. Шаманство васюганско-ва-ховских хантов (конец XIX - нач. XX в.)// Из истории шаманства. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1976. С. 3-154.
7. Соловар В.Н. Хантыйско-русский словарь. СПб.: Миралл, 2006. 336 с.
8. Диалектологический словарь ненецкого языка. Екатеринбург: Изд-во Баско, 2010. 352 с.
9. Рябчикова З.С. Соматическая лексика хантыйского языка. Ханты-Мансийск: Принт-Класс, 2012. 264 с.
10. Харючи Г.П. Традиции и инновации в культуре ненецкого этноса. Томск: Изд-во Томского ун-та, 2001. 228 с.
References
1. Bykhovskaya I.M. Chelovecheskaja telesnost' kak objekt sociokul'turnogo analiza (istorija problemy i metodologicheskie principy ee analiza) [Human physicality as an object of social and cultural analysis (the history of the problem and methodological analysis)] // Works of scientists of State Central Order of Lenin Inst. of Physical Culture: 75 years: Yearbook. Moscow: State Central Order of Lenin Inst. of Physical Culture, 1993. P. 58-68.
2. Karyalainen K.F. Religija jugorskih narodov. [The religion of the Ugra people]. Tomsk: Tomsk Univ. Publ., 1994. 152 p.
3. Spodina V.I. Predstavlenija o prostranstve v tradicionnom mirovozzrenii lesnyh nencev [The ideas about space in traditional world-view of the forest Nenets]. Novosibirsk: Center "Agro" Publ., 2001.
4. Mifologija mansi [Mythology of the Mansi]. Jenciklopedija ural'skih mifologij [The encyclopedia of the Urals mythology]. Vol. II. Novosibirsk: Inst. of Archaeol. and Ethnogr. Publ., Siberian Br., RAS, 2001. 196 p.
5. Д1^у. Al'vy [Alfar] / Compiled by L.E. Kuni-na. Tomsk: Tomsk Univ. Publ., 2005. 144 p.
6. Kulemzin V.M. Shamanstvo vasjugansko-vahovskih hantov (konec XIX - nach. XX vv.) [Shamanism of Vasyugan-Vakh Khanty (end of XIX - beginning of XX centuries)] // From the history of shamanism. Tomsk: Tomsk Univ. Publ., 1976. P. 3-154.
7. Solovar V.N. Hantyjsko-russkij slovar' [The Khanty-Russian dictionary]. St.Petersburg: Mirall, 2006. 336 p.
8. Dialektologicheskij slovar neneckogo jazyka [Dialectological dictionary of the Nenets lan-gu-age]. Ekaterinburg: Basko Publ., 2010. 352 p.
9. Ryabchikova Z.S. Somaticheskaja leksika han-tyjskogo jazyka [Somatic lexicon of the Khan-ty language]. Khanty-Mansiysk: Print-Klass, 2012. 264 p.
10. Kharyuchi G.P. Tradicii i innovacii v kul'ture neneckogo jetnosa [Traditions and innovations in the culture of the Nenets ethnos]. Tomsk: Tomsk Univ. Publ., 2001. 228 p.
Статья поступила в редакцию 05.05.2017.