Научная статья на тему 'Представление о геопространстве при подготовке специалистов по географии и туризму'

Представление о геопространстве при подготовке специалистов по географии и туризму Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
69
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Представление о геопространстве при подготовке специалистов по географии и туризму»

ГЕОЭКОЛОГИЯ, КРАЕВЕДЕНИЕ, ТУРИЗМ

Т. С. Комиссарова

Представление о геопространстве при подготовке специалистов по географии и туризму

География была, есть и будет фундаментальной мировоззренческой наукой о пространственных закономерностях природы и общества, наукой древней и всегда актуальной. И если история «владеет» временем, то география «владеет» пространством.

Актуальность, молодость древней географии объясняется тем, что она использует для развития своей теории и методологии современные достижения научной мысли. Общепризнанно, что величайшим открытием двадцатого века явился системный подход.

В настоящее время интерес к географическим знаниям возрастает не только в среде фундаментальной географической науки, но в таком интенсивно развивающемся направлении, как туризм. Тяга к путешествиям всегда была свойственна человеку, туризм всегда позиционировался как активный отдых.

В связи с экономическим интересом в создании туристских фирм соответственно формируется необходимость нового витка развития «прикладной» географии. А в науке о туризме - туристи-ке - формируется направление геотуристики. Основными ее категориями являются «геопостранство», «природный комплекс», «картографическое изображение» с точки зрения объектов туристского интереса.

В советской географии со времен В.В. Докучаева формировалось представление о природном комплексе, которое базировалось на генетическом подходе и служило географии много десятков лет. Ленинградская школа ландшафтоведов опиралась на «коммунистический» принцип значимости компонентов в комплексе. Они все считались равнозначными в своем функционировании, хотя москвичи признавали ведущим в ландшафте литогенный компонент.

В 1963 г. академик В.Б. Сочава ввел термин «геосистема», который быстро нашел своих сторонников. В отличие от структуры геокомплекса системообразующим фактором в геосистеме в первую очередь определялись связи между компонентами, а не их генезис.

274

Термин «геосистема» еще введен и потому, чтобы подчеркнуть системный характер сложных географических объектов. Его основу составляет наличие таких свойств у них, как целостность, взаимосвязь между элементами, соподчинение или иерархичность внутреннего строения, а главное - наличие эмерджентных свойств (эмерджентность - свойство системы как целого. Это свойство отсутствует у каждого компонента в отдельности. Тысяча ведер - еще не пруд).

Целостность и единство - типичные свойства геосистем любого вида.

По сути своей термины «геокомплекс» и «геосистема» очень близки. Одно слово переводится с греческого: система - целое, составленное из частей; другое с латыни: комплекс - совокупность предметов или явлений, составляющих одно целое.

Все геосистемы принадлежат Земле, географической оболочке. Эта часть планеты - сложная открытая динамическая система. Она давно прошла абиотическую стадию развития, и ее судьба сегодня зависит от деятельности человечества.

История человека, природы и общества предстают как единое целое, и пространств Земли является, с одной стороны, частью истории человечества, природы и общества, а с другой - условием -географической средой, без понимания и учета которого эту историю понять невозможно.

Методологически «пространство» является основным организующим понятием в изучении геосоциума, ландшафтной среды, окружающей среды и т. п.

Развитие идей и представлений о сложном социальном пространстве потребовали поиска системы для описания пространственных структур.

В пределах земной оболочки основная форма пространства -географическое пространство (ГП), геопространство. «Геопространство» является многозначным понятием и его можно рассматривать по-разному, многомерно. Для специалиста геопространство всегда есть среда, форма, неразрывно связанная с содержанием.

Геопространство в самом общем понимании - это форма существования материальных систем в пределах географической оболочки.

Под географическим пространством понимается полная совокупность всевозможных геосистем и системных компонентов, расположенных на одной и той же территории (Мересте У.И., Ныммик С.Я. Современная география: вопросы теории, 1984).

275

Оно заключает в себе бесчисленное количество геосистем, каждая из которых имеет множество характеристик (иногда они совпадают для некоторых из геосистем).

Почетный профессор Парижского университета Фернан Жоли (2005) также считает, что «ГП - это пространство, которое составляет вся земная поверхность, включая океаны и безлюдные местности. Кроме того, оно обладает некоторой плотностью, поскольку одновременно охватывает твердую среду, жидкую, газообразную и включает живую природу. Но оно также заключает в себе множество других объектов или невидимых отношений физического, биологического или человеческого порядка».

Мы уточним, что геопространство включает в свой состав и антропосферу, или социосферу, т. е. и духовное пространство. Можно предположить, что духовному пространству также свойственна некая «плотность», своя энергетика.

Итак, географическое пространство - это сложная система неустойчивого равновесия, которая в данном месте и в данное время регулирует многочисленные взаимозависимые и взаимодействующие факторы, а сами они оказывают влияние на будущее. «Таким образом ГП имеет не только некий объем, но и некую продолжительность в форме наследства и возможностей (Ф. Жоли, 2005).

Методологически важно, что картография и новое ее развитие по направлению, называемому «геоиконика», изучают пространственную определенность объектов, отображают графическими выражениями конкретное пространство исследуемой действительности и его изменения. Причем изучают его по своим «правилам» и законам, свойственным картографической модели. При этом, конечно, используются современные средства: аэрофотосъемка и космическая съемка поверхности Земли, электронные вычисления и компьютерная картография.

Понимая свое существование в географическом пространстве, вернемся к окружающей нас среде, желательно к природе, к ландшафту.

Ландшафты соизмеримы по масштабу с местом обитания человека, являются ареной, средой его жизни. Они представляют собой условия для производственного, сельскохозяйственного труда людей, содержат в себе конкретные ресурсы не только для хозяйственной, но и для творческой, духовной деятельности человека.

Вслед за профессором В.С. Преображенским определим с социальной точки зрения ландшафт как систему ресурсовоспроизводящую, средообразующую, хранящую генофонд, систему как источник

276

эстетического восприятия природы, дающую наглядное представление о гармонии, царящей в топофильном ландшафте.

Синестезия лежит в основе эстетического восприятия (перцепции) ландшафта. Опытом установлено, что главным источником чувственного восприятия ландшафта служит его созерцание. Заметим, что зрение дает нам 90 % эстетической информации об окружающей нас среде.

Эти высказанные положения вполне могут быть использованы для разработки теории туристского освоения территории, прикладного районирования, оценки туристской «напряженности» ландшафтной сферы.

Е. А. Гаджиева

Особенности реализации образовательных программ эколого-технологического профиля в сельских школах Ленинградской области

Основная идея обновления старшей ступени общего образования состоит в том, что образование здесь должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным.

Многолетняя практика убедительно показала, что начиная со старшего подросткового возраста в системе образования должны быть созданы условия для реализации обучающимися своих интересов, способностей и дальнейших (послешкольных) жизненных планов. Социологические исследования доказывают, что большинство старшеклассников (более 70 %) отдают предпочтение тому, чтобы «знать основы главных предметов, а углубленно изучать только те, которые выбираются, чтобы в них специализироваться». Иначе говоря, профилизация обучения в старших классах соответствует структуре образовательных и жизненных установок большинства старшеклассников.

В результате социально-экономического развития общества возникла необходимость обновления старшей ступени общего образования. Основная идея обновления старшей ступени образования заключается в том, что образование здесь должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным. Следовательно, для реализации идеи осознанного профессионального самоопределения школьников возникает необходимость разработки специфического содержания образования на старшей ступени шко-

277

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.