Научная статья на тему 'Представление о фашизме в языковом сознании молодежи (на примере курсантов военного вуза)'

Представление о фашизме в языковом сознании молодежи (на примере курсантов военного вуза) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
85
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПТ / КОНЦЕПТ "ФАШИЗМ" / ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / ЯЗЫКОВОЕ СОЗНАНИЕ МОЛОДЕЖИ / CONCEPT / THE CONCEPT OF "FASCISM" / THE GREAT PATRIOTIC WAR / THE LANGUAGE CONSCIOUSNESS OF YOUNG PEOPLE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Логинов Игорь Евгеньевич, Фесенко Ольга Петровна

Статья посвящена анализу структуры концепта «фашизм» в языковом сознании курсантов Омского автобронетанкового инженерного института. Дано определение концепта, представлены ядро и периферия концепта «фашизм». Выявлена частеречная принадлежность ассоциатов, их коннотативная составляющая. Сформулированы основные особенности концепта, определяющие специфику восприятия фашизма в среде курсантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Логинов Игорь Евгеньевич, Фесенко Ольга Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REPRESENTATION OF FASCISM IN THE LANGUAGE CONSCIOUSNESS OF YOUNG PEOPLE (ON THE EXAMPLE OF MILITARY UNIVERSITY CADETS)

The article is devoted to the analysis of the structure of the concept "fascism" in the language consciousness of cadets of the Omsk tank-automotive engineering Institute. The definition of the concept is given, and the core and periphery of the concept of "fascism"are described. The authors define parts of speech of the reactions in the associative experiment and their connotative components. The main features of the concept that determine the specifics of the perception of fascism among cadets are formulated.

Текст научной работы на тему «Представление о фашизме в языковом сознании молодежи (на примере курсантов военного вуза)»



ВЕЛИКАЯ ПОБЕДА - ПАМЯТЬ ПОКОЛЕНИИ

Логинов Игорь Евгеньевич, Фесенко Ольга Петровна

«Представление о фашизме в языковом сознании молодежи (на примере курсантов военного вуза)»

УДК 81'271

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ФАШИЗМЕ В ЯЗЫКОВОМ СОЗНАНИИ МОЛОДЕЖИ (НА ПРИМЕРЕ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА)

Логинов Игорь Евгеньевич, Фесенко Ольга Петровна, г. Омск, Омский автобронетанковый инженерный институт

Статья посвящена анализу структуры концепта «фашизм» в языковом сознании курсантов Омского автобронетанкового инженерного института. Дано определение концепта, представлены ядро и периферия концепта «фашизм». Выявлена частеречная принадлежность ассоциатов, их коннотативная составляющая. Сформулированы основные особенности концепта, определяющие специфику восприятия фашизма в среде курсантов.

Ключевые слова: концепт, концепт «фашизм», Великая Отечественная война, языковое сознание молодежи.

REPRESENTATION OF FASCISM IN THE LANGUAGE CONSCIOUSNESS OF YOUNG PEOPLE (ON THE EXAMPLE OF MILITARY UNIVERSITY CADETS)

I.E. Loginov, O. R. Fesenko, Omsk, Omsk tank-automotive engineering Institute

The article is devoted to the analysis of the structure of the concept «fascism» in the language consciousness of cadets of the Omsk tank-automotive engineering Institute. The definition of the concept is given, and the core and periphery of the concept of «fascism»are described. The authors define parts of speech of the reactions in the associative experiment and their connotative components. The main features of the concept that determine the specifics of the perception of fascism among cadets are formulated.

Keywords: concept, the concept of «fascism», the Great Patriotic war, the language consciousness of young people.

О современном мире очень остро стоит вопрос об отношении к фашизму и ИЙжрсобенностях его восприятия в среде современной молодежи разных ЁЯр-стран. Чем больше времени проходит с момента окончания Второй мировой войны, тем активнее поднимают головы самые разные неофашистские организации. Сегодня неофашисты активно развернули свою деятельность на территории Украины, государств Западной и Восточной Европы, даже в России - в стране, пережившей Великую Отечественную войну, все чаще можно услышать о фашизме как об идеологии некоторых молодежных группировок.

Фашизм - это «политическое течение, в основе которого лежит идеология культа сильной личности, вождизма, агрессивного шовинизма и расизма» [1]. Именно шовинизм и расизм в своих крайних формах приводят к тому, что население нашей планеты начинает заниматься самоистреблением, искренне полагая, что есть нации, достойные жизни, а есть такие народы, которые не имеют права на существование. В период существования фашистской Германии это привело ко Второй мировой вой-

t)k 244 »(Гга^Д'АбУ^^

№ 1, 2020 (8)

не, к созданию «лагерей смерти», к высылке и депортации населения и т.д. Теперь про Бухенвальд, Освенцим или Собибор вспоминают обычно только в годовщины Победы. Большинство вообще не знает названия концентрационных лагерей Третьего Рейха. Мало кто уже интересуется числом погибших в этой войне. Организована широкомасштабная русофобская кампания, в рамках которой пересматриваются результаты Победы над фашисткой Германией. В январе 2020 года в Польше даже сделали заявление о том, что Советский Союз не освободитель, а оккупант, поэтому Россия как его правопреемник должна выплатить полякам репарацию за ущерб от Второй мировой войны. В таких жестких условиях пересмотра событий мировой истории мы, как никогда, должны задуматься о том, чем грозит человечеству распространение фашизма. В этом аспекте изучение отношения к фашизму в среде молодежи становится весьма актуальным и может позволить в случае необходимости скорректировать воспитательную работу.

В современной лингвистической науке исследовались особенности разных концептов, связанных с событиями Второй мировой войны и Великой Отечественной войны: «война», «победа» [3; 4; 5]. К изучению концепта «фашизм» как новейшего элемента языкового сознания лингвисты уже приступили. И хотя описания полной его структуры пока в науке нет, тем не менее были предприняты попытки проанализировать его на основе публицистики И.Г. Эренбурга [2]. Цель нашей статьи - описать представление о фашизме, сформировавшееся в языковом сознании современной молодежи. Участниками лингвистического ассоциативного эксперимента, проведенного для описания концепта «фашизм» как элемента языкового сознания, стали курсанты Омского автобронетанкового инженерного института (100 человек). Реципиентам предлагали записать три ассоциации, возникающие при восприятии слова «фашизм».

Как показали результаты нашего эксперимента, в составе ядра концепта следующие ассоциаты (более 9 воспроизведений): война (29%), смерть (18%), Гитлер (14%), зло (12%), убийство (14%), Германия (7%) и немцы (6%). Представим результаты в виде диаграммы (см. Диаграмму 1):

Диаграмма 1

Структура ядра концепта «фашизм»

Немцы; 9; 6%

Жестокость; 7; 5%

¡НЕВЕЛИКАЯ ПОБЕДА - ПАМЯТЬ ПОКОЛЕНИЙ_

Логинов Игорь Евгеньевич, Фесенко Ольга Петровна

«Представление о фашизме в языковом сознании молодежи (на примере курсантов военного вуза)»

Большинство компонентов ядра концепта «фашизм» имеют отрицательную коннотацию: война, смерть, зло, убийство и жестокость. Это закономерная картина и вполне адекватная, свидетельствующая о том, что в языковом сознании курсантов как представителей молодежи отражается негативная составляющая фашизма.

Периферийных ассоциатов 78: жестокость (7), ВОВ (6), ненависть (5), страх (5), победа (5), кровь (5), насилие (5), боль (5), Италия (4), пытки (4), геноцид (3), диктатура (3), Италия и Германия (3), оружие (3), расизм (3), злоба (2), захватчики (2), нелюди (2), агрессия (2), бесчеловечность (2), ужас (2), страдание (2), враг (3), крик (2), плохо (2), голод (2), идея (2), свастика (2), холокост (2), разорение (2), превосходство (2), насилие (2); остальные представлены единично: искоренение, угрожающие, принуждение, блокада Ленинграда, беспощадность, 9 мая, истребление всех наций, надругательство, эгоизм (высшая степень), злодеяние, гнев, бесчувственность, национализм, неудача, превосходство, насилие, запретно, крах цивилизации, орел, история, хаос, немецкие войска, нацизм, нацисты, национальное движение, непонимание, опасность, беда, разгром, договор, жесть, вермахт, заговор, скинхеды, бендеровцы, гуманизм, евреи, 1941-1945, политика, концлагерь, неадекватность, Муссолини.

Среди периферийных ассоциатов большинство, как и в ядре, отрицательных. Нейтральных и положительных меньше 20%. К нейтральным можно отнести 14 (Германия, немцы, Италия, Италия и Германия, оружие, идея, свастика, орел, история, немецкие войска, национальное движение, договор, евреи, 1941-1945), а к положительным всего три: победа, гуманизм, 9 мая.

Часть отрицательных ассоциатов имеют ярко выраженную эмоциональную окраску: война, смерть, Гитлер, зло, убийство, ненависть, страх, кровь, насилие, боль, жестокость, пытки, геноцид, диктатура, расизм, злоба, захватчики, нелюди, агрессия, бесчеловечность, ужас, страдание, враг, крик, плохо, голод, холокост, разорение, искоренение, угрожающие, принуждение, беспощадство, истребление всех наций, надругательство, эгоизм (высшая степень), злодеяние, скинхеды.

Все обнаруженные особенности структуры концепта свидетельствуют об адекватном восприятии исторического события курсантами и правильно сформированной его оценке.

Среди проанализированных компонентов концепта можно выделить несколько смысловых групп:

Символика фашизма: свастика, орел.

Война, военные действия и их участники: война, Гитлер, ВОВ, победа, оружие, захватчики, агрессия, враг, блокада Ленинграда, немецкие войска, немцы, 1941-1945, вермахт, Муссолини, 9 мая, холокост, немцы.

Явления, сопровождающие фашизм: жестокость, насилие, убийство, бесчеловечность, зло, разорение, искоренение, беспощадство, надругательство, злодеяние, неадекватность, опасность, беда, непонимание, принуждение, хаос, смерть.

Чувства: ненависть, злоба, боль, страх, ужас, страдание, гнев, бесчувственность, эгоизм (высшая степень), превосходство.

Государство и цивилизация: диктатура, крах цивилизации, политика, история, национальные движения, Италия, Германия.

Идеология: расизм, нацизм, национализм, идея, гуманизм.

Последствия фашизма: концлагерь, холокост, пытки, истребление всех наций, геноцид, разгром, договор.

№ 1, 2020 (8)

Последователи фашизма: скинхеды, бендеровцы, нацисты, нелюди. В последней группе две ассоциации - из современной нам действительности.

В целом компоненты концепта в абсолютном большинстве выражены именами существительными, что свидетельствует о статичности представления курсантов. Всего три ассоциата переданы другими частями речи: плохо (наречие), запретно (наречие), угрожающие (причастие).

В целом, в языковом сознании курсантов военного вуза концепт «фашизм» наполнен отрицательными коннотациями, вызывающими негативную реакцию у носителей языка. Концепт многослоен, касается разных ипостасей и форм проявления фашизма от истории до современности, от конкретных людей до идеологии, от формальных признаков до глобальных явлений. Пока выявленное представление не требует корректировки и дает надежду на то, что в среде участников эксперимента не найдется тех, кто примет эту идеологию.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Большой толковый словарь русского языка / Под ред. С.А. Кузнецова. - М.: Норинт, 1998.

2. Меринов В. Концепт «фашизм» в советской гуманитарной мысли (на примере публицистики И.Г. Эренбурга) / В. Меринов, Д. Световой // Современный дискурс-анализ: электронный журнал. - 2016. - Вып. 115. - С. 23-35.

3. Фесенко О.П. Концепт «победа» в русской лингвокультуре: обзор / О.П. Фе-сенко // Актуальные проблемы лингвистики и методики преподавания иностранных языков: сборник материалов международной научно-методической конференции (Омск, 27 марта 2015 г.). - Омск: Изд-во ОмЮИ, 2016. - С. 58-62.

4. Воробьева Н.В. Концепты «Победа» и «Родина» в восприятии современных студентов // Инновационное образование и экономика. 2019. № 23 (23). С. 35-42.

5. Воробьева Н.В. Историческая память о Великой Отечественной войне: траектории меморизации // Богословско-исторический вестник. 2019. № 3(15). С. 172181.

Рецензент: доктор философских наук, профессор П.Л. Зайцев, Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.