Научная статья на тему 'Представление как средство борьбы с административными правонарушениями в деятельности органов внутренних дел'

Представление как средство борьбы с административными правонарушениями в деятельности органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1212
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ПРЕДСТАВЛЕНИЕ / ПРИЧИНЫ / УСЛОВИЯ / МЕРЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ / ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ ДОКУМЕНТ / АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ / ПОЛИЦИЯ / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО / ОРГАНИЗАЦИЯ / LEGISLATION / REMEDIAL ACTION ORDER / CAUSES / CONDITIONS / MEASURES OF ADMINISTRATIVE PREVENTION / PROCEDURAL DOCUMENT / ADMINISTRATIVE OFFENSE / POLICE / OFFICER / ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хмара Анатолий Михайлович, Дрозд Алексей Олегович, Шамрай Владимир Николаевич

Настоящая статья посвящена актуальным вопросам реализации в практической деятельности органов внутренних дел представления, выступающего в качестве одного из эффективных правовых средств по противодействию админист-ративной деликтности, рассмотрению основных форм предупреждения правонарушений, а также путям и способам разрешения проблемных вопросов в указанной сфере деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Хмара Анатолий Михайлович, Дрозд Алексей Олегович, Шамрай Владимир Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Remedial action order as a means of dealing with administrative offences in activities of internal Affairs bodies

This article is devoted to issues implementation of remedial action order in activities of internal Affairs bodies. Remedial action order acts as an one of effective juridical means to counter administrative wrong-doing and it considerate of the main forms of crime prevention, as well as the ways to resolve problem issues in this sphere of activity.

Текст научной работы на тему «Представление как средство борьбы с административными правонарушениями в деятельности органов внутренних дел»

УДК 342

А. М. Хмара, А. О. Дрозд, В. Н. Шамрай

(зз

к

ХМАРА Анатолий Михайлович С

Доцент кафедры административного права Санкт-Петербургского университета МВД России, р

кандидат юридических наук, доцент К

Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1 -

Тел.: 8 (812) 730-24-23 E-mail: hmaraam@mail.ru Я

KHMARA Anatoly Mikhailovich б

Associate Professor of the Department of Administrative Law of the у

Saint- Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, г

Candidate of Juridical Sciences, Associate Professor К

Address: Russia, 198206, St. Petersburg, Letchika Pilyutova str., 1 °

Ph.: +7 (812) 730-24-23 E-mail: hmaraam@mail.ru °

ДРОЗД Алексей Олегович

Заместитель начальника кафедры административного права Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат юридических наук

Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1 Я

Тел.: 8 (812) 730-24-23 E-mail: drozd_ao@mail.ru а

s

DROZD Alexey Olegovich В

Deputy Head of the Department of Administrative Law of the Saint-Petersburg University °°

of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Candidate of Juridical Sciences p

Address: Russia, 198206, St. Petersburg, Letchika Pilyutova str., 1 С

Ph.: +7 (812) 730-24-23 E-mail: drozd_ao@mail.ru g

°

ШАМРАЙ Владимир Николаевич °°

Доцент кафедры административного права °

Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат юридических наук 7

Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1 °°

Тел.: 8 (812) 730-24-23 E-mail: Shamray-60@mail.ru 0

SHAMRAY. Vladimir Nikolaevich ^

Associate professor of the Department of Administrative Law of the Saint-Petersburg University

of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Candidate of Juridical Sciences

Address: Russia, 198206, St. Petersburg, Letchika Pilyutova str., 1

Ph.: +7 (812) 730-24-23 E-mail: Shamray-60@mail.ru

Представление как средство борьбы с административными правонарушениями в деятельности органов внутренних дел

Remedial action order as a means of dealing with administrative offences in activities of internal Affairs bodies

Настоящая статья посвящена актуальным вопросам реализации в практической деятельности органов внутренних дел представления, выступающего в качестве одного из эффективных правовых средств по противодействию административной деликтности, рассмотрению основных форм предупреждения правонарушений, а также путям и способам разрешения проблемных вопросов в указанной сфере деятельности.

Ключевые слова: законодательство; представление; причины; условия; меры административного предупреждения; процессуальный документ; административное правонарушение; полиция; органы внутренних дел; должностное лицо; организация.

This article is devoted to issues implementation of remedial action order in activities of internal Affairs bodies. Remedial action order acts as an one of effective juridical means to counter administrative wrong-doing and it considerate of the main forms of crime prevention, as well as the ways to resolve problem issues in this sphere of activity.

Keywords: legislation; remedial action order; causes; conditions; measures of administrative prevention; procedural document; administrative offense; police; police; officer; organization.

Происходящие в последнее время в стране и мире сложные политические, экономические и социальные процессы способствовали обострению внутренних противоречий и обусловили рост числа миграционных потоков, обострение неравенства среди социальных слоёв населения, резкое падение жизненного уровня населения, рост задолженности по заработной плате, повышение цен и снижение качества на товары и услуги, сокращение рабочих мест и увеличение числа безработных, снижение уровня правовой культуры и правосознания, повышение общего уровня недовольства среди населения, чем вызвали серьёзную напряжённость и повышенную агрессивность в обществе.

Всё это привело к росту насилия и нетерпимости, а также в значительной степени повлияло на количество совершаемых правонарушений и оказало существенное влияние на криминогенную обстановку в различных регионах страны и России в целом.

Вместе с тем в структуре совершённых правонарушений, приносящих вред государству и обществу, административные правонарушения, несмотря на отсутствие у них ярко выраженного признака общественной опасности, получили наибольшее распространение. При этом огромное количество таких правонарушений остаётся невыявленным, что представляет угрозу обществу.

Вследствие этого в последнее время в научной литературе всё чаще поднимаются вопросы противодействия административной деликтности, а вместе с нею и уголовной преступности посредством использования в деятельности государства различных мер превентивного характера.

Противодействовать уголовной преступности и административной деликтности призваны различные государственные органы, осуществляющие охранительную и правоприменительную функции. Особое место среди них занимают органы внутренних дел (полиция), правовой статус которых определён федеральным законом «О полиции» [1].

^ Полиция как составная часть органов внутренних дел

о выполняет широкий круг задач и функций по охране правопорядка и борьбе с административными правонарушения-^ ми. Она наделена полномочиями по применению различных способов принудительного воздействия в целях предот-а вращения и пресечения противоправных действий и недо-^ пущения наступления общественно вредных последствий.

С точки зрения правовой характеристики деятельности о полиции в ней различают следующие основные направления: административное, профилактическое, оперативно-розыскное, уголовно-процессуальное, исполнительную и И охранительную деятельность. Совокупность указанных 5! направлений деятельности полиции обусловливает специ-^ фику форм и методов её работы.

^ Одним из таких основных направлений деятельности

Я органов внутренних дел (полиции) является административная деятельность, составной частью которой выступает т административно-юрисдикционная деятельность, направ-§ ленная прежде всего на борьбу с административными право-^ нарушениями. В процессе её осуществления сотрудники £ полиции вступают в различные административно-правовые § отношения с гражданами, их объединениями, предприяти-£ ями, учреждениями и организациями. В свою очередь, ад-^ министративно-юрисдикционная деятельность, как в целом ^ и административная деятельность полиции, носит чётко ^ выраженный государственно-властный, императивный Д характер, осуществляется в официальном процессуаль-^ ном порядке от имени государства, предоставляющего её « сотрудникам право на применение специфических мер ® административного воздействия, которые, как правило, ^ не используются другими органами государственной ис-чч полнительной власти.

Я Совершенствование государственно-управленческой

и деятельности предполагает широкое, многоаспектное пре-И образование административной деятельности полиции, в первую очередь её форм и методов деятельности для борьбы с административными правонарушениями.

Как известно, универсальными и всеохватывающими методами государственного управления являются убеждение и принуждение, широко используемые во всех сферах управленческой деятельности, в т.ч. и в области противодействия административной деликтности.

Указанные методы составляют систему мер воздействия государства (в лице её органов и должностных лиц) на сознание и поведение людей, выступая необходимым условием нормального функционирования общества, любого государственного и общественного объединения, всего процесса управления. Посредством этих методов государство обеспечивает функционирование всей общественной системы, организованность, дисциплину, охрану трудовых отношений и быта людей, нормальную социальную обстановку в стране [2].

Существующее разнообразие мер административного принуждения позволяет целенаправленно варьировать ими, объединять их с другими мерами государственного воздействия. В зависимости от способа и преследуемых целей применения меры административного принуждения подразделяются на следующие группы: 1) административно-предупредительные меры (проверка документов; предполётный досмотр пассажиров и багажа; административный надзор за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы; осмотр помещений и территорий; внесение представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения и т.д.); 2) меры административного пресечения (административное задержание, изъятие вещей и документов, принудительное лечение и т.д.); 3) меры административно-процессуального обеспечения (освидетельствование на состояние опьянения, привод, арест товаров, транспортных средств и иных вещей, временный запрет деятельности и т.д.); 4) меры административной ответственности (предупреждение, административный штраф, лишение специального права и т.д.) [3. с. 181].

Указанный вариант классификации, по мнению Л.С. Буториной, «согласуется с принятым в общей теории права базовой классификацией государственного принуждения на формы [4, с. 7], к числу которых относятся: предупреждение, пресечение, правовосстановление, процессуальное обеспечение, юридическая ответственность (наказание)» [5, с. 50].

Как правило, меры административно-правового предупреждения применяются при возникновении обстоя-

тельств или условий, при которых возможно совершение правонарушений. Подобные меры имеют ярко выраженную профилактическую направленность. Профилактическое воздействие играет ключевую роль в системе методов административной деятельности полиции. Применение предупредительных мер способствует воспитанию правосознания граждан, удерживая отдельных лиц от противоправных деяний и тем самым ограждая их самих и всё общество от негативных последствий, наступающих вследствие совершения правонарушения. Как в своё время писал один из классиков юридической науки Чезаре Беккариа, «лучше предупреждать преступления, чем наказывать. В этом -главная цель всякого хорошего законодательства, которое является искусством вести людей к возможно большему счастью или к возможно меньшему несчастью, если говорить об общем итоге добра и зла в жизни»[6, с. 150].

Таким образом, под мерами административно-правового предупреждения понимаются применяемые сотрудниками административно-юрисдикционных органов, в т.ч. и органов внутренних дел, способы и средства, направленные на предупреждение правонарушений и недопущение их отрицательных, вредных последствий, а также на предотвращение наступления обстоятельств, угрожающих общественной и личной безопасности граждан.

В практической деятельности контрольно-надзорных органов очень часто применяются различные меры административно-правового предупреждения административной деликтности и уголовной преступности, имеющие различное целевое назначение и по-разному влияющие на различные стадии противоправной человеческой деятельности, к которым относятся: представление о принятии мер по устранению причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения (ст. 29.13 КоАП РФ); предписание об устранении нарушений, предусмотренных Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»; предостережение прокурора о недопустимости нарушения закона и др. Так, предписания, к примеру, выдаются в целях устранения последствий совершенных правонарушений, в то время как внесение представления направлено на устранение причин совершения правонарушений и условий, способствовавших его совершению, т.е. на совершение новых административных правонарушений, а предостережение прокурора выносится лицам при условии наличия сведений о готовящихся противоправных деяниях, т.е. его целью является предотвращение совершения конкретным лицом правонарушения или преступления, и в случае неисполнения требований, изложенных в предостережении, лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к юридической ответственности в установленном законом порядке.

Анализ приведённого выше варианта классификации мер административного принуждения наглядно свидетельствует о том, что интересующее нас представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения входит в систему мер административно-правового предупреждения, выполняет профилактическую (предупредительную) функцию и является одним из эффективных административно-правовых средств противодействия административной деликтности в практической деятельности органов внутренних дел.

Однако следует заметить, что в действующем законодательстве об административных правонарушениях отсутствует официальное определение представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, тогда как имеющиеся в юридической литературе его различные дефиниции не обладают должным единообразием.

По нашему мнению, под представлением следует понимать особого рода процессуальный документ (решение применения права) принудительного характера, с помощью которого должностное лицо органа внутренних дел (полиции), рассматривающее дело об административном правонарушении, акцентирует внимание поднадзорных субъектов на имеющихся в их работе недостатках, которые привели к совершению деликвентом административного правонарушения и требует принятия конкретных мер организационного характера по их устранению в установленные законом сроки.

Одновременно рассматриваемое представление является формой реагирования административно-юрисдикци-оного органа либо его должностного лица на выявленные причины административного правонарушения и условия, способствовавшие его совершению.

В этой связи считаем целесообразным внести соответствующие изменения в ст. 29.13 КоАП РФ, дополнив её примечанием, содержащим официальное понятие представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Вместе с тем под причинами и условиями совершения административного правонарушения, на наш взгляд, следует понимать совокупность необходимых юридически значимых явлений, закономерно и неизбежно приводящих к совершению административного правонарушения.

Учитывая, что в ч. 1 ст. 29.13 КоАП РФ причины и условия совершения административного правонарушения разделены, необходимо конкретизировать рассматриваемые дефиниции, понимая при этом под причинами факторы (действия, бездействия, обстоятельства или их стечения), которые привели к совершению правонарушения, а под условиями- факторы, которые, по сути, облегчили совершение правонарушения.

Однако анализ практической деятельности админи-стративно-юрисдикционных органов показывает, что различие между факторами, порождающими правонарушение (причинами) и факторами, облегчающими его совершение (условиями), носит достаточно условный характер, поскольку установить чёткую причинно-следственную связь между каким-то определённым фактором и событием правонарушения весьма сложно, поэтому судьи, органы и их должностные лица, рассматривающие дело об административном правонарушении, склоняются к большему или меньшему влиянию того или иного фактора. Различия в характере причин и условий противоправных проявлений порождают разнообразие средств, которые могут быть использованы для их нейтрализации или устранения. Значительную роль в профилактике административных правонарушений, выявлении причин и условий, способствующих их совершению, играют административно-правовые средства [7].

Р.Б. Границкий под административно-правовыми средствами предупреждения правонарушений в общественных местах, понимает применение государством (в лице государственных органов и должностных лиц, и лишь в указанных законом случаях - общественными организациями) средств, направленных прежде всего на регулирование (изменение) поведения лиц, совершающих правонарушения в общественных местах, с целью прекращения их противоправного поведения и обеспечения условий для привлечения таких лиц к административной ответственности, а также являющихся способами воздействия на деятельность органов государственного управления (их должностных лиц) и общественных организаций, осуществляющих деятельность по предупреждению правонарушений в общественных местах [8].

Общеизвестно, что право выполняет социальную функцию регулятора общественных отношений лишь в тех случаях, когда должным образом обеспечивается реализация его предписаний. Именно в процессе правоприменения определяется жизнеспособность норм права и проявляется их истинность, отражают ли они объективную действительность и реальные потребности [9, с. 134].

Обращает на себя внимание и тот факт, что вопрос о несовершенстве законодательства в области выявления и устранения причин и условий административных правонарушений сегодня стоит крайне остро, поскольку количество норм, решающих задачу предупреждения административных правонарушений, недостаточно, а механизм их применения несовершенен. Основным нормативно-правовым актом, содержащим правовой механизм выявления и устранения причин и условий совершения административных деликтов, является Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), поэтому совершенствование его норм и является первоочередной задачей. Одновременно следует уделить внимание и иным нормативным актам, содержащим подобные нормы, поскольку они оказывают значительное влияние на процесс формирования данного правового механизма.

Так, в ст. 1.2 КоАП РФ закреплена задача законодательства о предупреждении административных правонарушений, являющаяся составной частью задач по защите

административно-правовыми средствами законных инте- щ ресов российского общества и государства. с

Конкретные средства выполнения такой задачи опре- ^ делены в ст. 24.1 КоАП РФ, в которой основное внимание и правоохранительных органов обращено на необходимость С всестороннего, полного, объективного и своевременного р выяснения обстоятельств каждого дела, разрешения его к в соответствии с законом, обеспечения исполнения вы- -несенного постановления, а также выявления причин и Я условий, способствовавших совершению административных е правонарушений. тз

Другими принципиально важными нормами, на- у правленными на предупреждение правонарушений, а также г реализацию механизма выявления и устранения причин и к условий, способствовавших совершению административ- г ного правонарушения, являются нормы ст. 26.1 КоАП РФ У и ст. 29.13 КоАП РФ. и

П. 7 ст. 26.1 КоАП РФ возлагает обязанность на в органы, должностных лиц или судью, рассматривающих р дело об административном правонарушении, выяснять, и наряду с другими обстоятельствами, причины и условия е совершения административного правонарушения. Реали- а зуемая указанными органами профилактическая функция м основывается на перенесении выявленных причин и условий щ уже совершённых административных правонарушений & на однотипные и несовершённые деликты. Из сказанного р следует, что законодатель допускает возможность таких с действий впредь, если их вовремя не устранить. Вследствие и этого выявление таких обстоятельств, на наш взгляд, важно 3 для дальнейшего принятия органом, должностным лицом или судьей, рассматривающими дело об административном ( правонарушении, соответствующих мер к их устранению по- 5 средством вынесения представления об устранении причин & и условий, способствовавших совершению административ- 0 ного правонарушения (ст. 29.13 КоАП РФ). 7

Вместе с тем анализ содержания ст. 26.1 КоАП РФ показывает, что рассматриваемая норма является чрезмерно общей и несогласованной, поскольку в неё наряду с обстоятельствами, подлежащими доказыванию, включены причины и условия совершения административного правонарушения, не имеющие квалифицирующего значения и не содержащие указания на способы и средства их выявления органом, должностным лицом или судьей, рассматривающими дело. В силу этого законодатель устанавливает необходимость их выявления, а не доказывания посредством системы доказательств, перечисленных в ст. 26.3-26.8 КоАП РФ. Вместе с тем в ряде случаев причины и условия совершения административного правонарушения способны раскрыть механизм события административного правонарушения, охарактеризовать личность правонарушителя, свидетельствовать о наличии или отсутствии обстоятельств, отягчающих или смягчающих административную ответственность.

Так, согласно диспозиции ч. 1 ст. 29.13 КоАП РФ, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.

На необходимость обязательного выяснения в рамках конкретного производства по делу причин и условий, способствовавших совершению преступлений и других правонарушений, а также принятия конкретных мер по их устранению неоднократно указывал Пленум Верховного Суда РСФСР и РФ в своих постановлениях - от 1 сентября 1987 г. № 5 «О повышении роли судов в выполнении требований закона, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствовавших совершению преступлений и других правонарушений» (в ред. от 6 февраля 2007 г.) [10, с. 417]; от 14 февраля 2000 г. № 7 «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних» (п. 23) [11, с. 13] и т.д.

Следует заметить, что выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений, не является самоцелью, а должно способствовать принятию реальных организационных мер для пресечения и предупреждения административных правонарушений. Процессуальной формой реагирования органа, должностного лица или судьи на выявленные причины правонарушения и условия, способствовавшие его

^ совершению, является предусмотренное ст. 29.13 КоАП РФ о представление о б устранении причин и условий, спосо бство-вавших совершению административного правонарушения. ^ Указанный процессуальный документ, форма которо-

го законодательно не определена, выносится, как правило, а должностным лицом, органом или судьей, рассматриваю-^ щими дело об административном правонарушении, а также адресуется в соответствующие организации и соответству-8 ющим должностным лицам, которые обязаны в течение месяца со дня его получения сообщить о принятых мерах судье, органу или должностному лицу, внесшим указанное И представление (ч. 2 ст. 29.13 КоАП РФ). 5! Вследствие этого такой документ должен быть основан

^ на материалах дела и содержать конкретные предложения ^ о принятии мер по устранению недостатков в работе соЯ ответствующих предприятий, организаций и учреждений по предупреждению административных правонарушений. т Названные представления способствуют предупреждению § не только административных деликтов, но и иных право-^ нарушений - уголовных, гражданских, дисциплинарных. £ В то же время следует обратить внимание на несо-

§ вершенство требований статьи 29.13 КоАП РФ, которая £ устанавливает механизм правового регулирования выяв-^ ления и устранения причин и условий, способствовавших ^ совершению административного правонарушения, однако ^ не содержит указаний о реквизитах такого представления. Д Для того чтобы представление, вносимое судьёй, органом, ^ должностным лицом, рассматривающим дело об админи-« стративном правонарушении, было действенным, в нём ® должны содержаться следующие сведения: данные о руко-^ водителе предприятия, учреждения, организации (фамилия, чч инициалы, должность) и фирменное название этих органи-Я заций; наименование документа (представление об устра-и нении причин и условий, способствовавших совершению И административных или иных правонарушений, или об иных недостатках, выявленных при рассмотрении дела или группы дел); основания и поводы для внесения представления (рассмотрение конкретного дела или группы дел); сущность предложений и способы их реализации; просьбу сообщить о результатах рассмотрения предложения в месячный срок и ссылку на ст. 29.13 КоАП РФ; дату внесения представления, подпись руководителя органа, в котором рассмотрено дело, фамилию и инициалы должностного лица, внёсшего представление, либо руководителя коллегиального органа (например, председателя комиссии по делам несовершеннолетних) [12].

Существующий пробел в действующем административном законодательстве, касающийся отсутствия закрепления в ст. 29.13 КоАП РФ указаний о реквизитах рассматриваемого представления, можно урегулировать путём внесения изменений в описываемую норму, дополнив её ч. 1.1, содержащей все необходимые реквизиты данного процессуального акта. Примерная форма образца представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, приведена в приложении № 1.

Также действующее законодательство об административных правонарушениях не предусматривает сроков и порядка обжалования оснований вынесения представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения. По общему правилу, указанному в ст. 30.1 КоАП РФ, обжаловать можно только постановление по делу об административном правонарушении и определение об отказе в возбуждении такого дела.

Все остальные действия и решения, в т.ч. и вынесение должностным лицом представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, осуществляемые в рамках производства по делам об административных правонарушениях и повлёкшие нарушение прав и законных интересов граждан, обжалуются в районный суд и рассматриваются по правилам гл. 22 разд. IV Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации [13].

С целью урегулирования данного вопроса необходимо дополнить ст. 29.13 КоАП РФ частью 3, прописав в ней порядок и сроки обжалования вынесенного представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Для обеспечения исполнения указанных представлений в правоприменительной практике необходимо вести их учёт и контроль за реализацией. Работа, осуществляемая органами административной юрисдикции по обобщению правоприменительной практики, ведению учетно-аналити-ческой и организационной работы, как правило, находится за рамками производства по делам об административных правонарушениях и относится к непроцессуальной форме практической деятельности органов внутренних дел.

Указанные непроцессуальные формы предупреждения административных правонарушений позволяют получить достаточно полное представление о том, где и в каких организациях или системах конкретной административно-территориальной единицы чаще всего совершаются правонарушения, способы совершения деликвентом правонарушения, причины и условия, способствовавшие их совершению.

Таким образом, юридическая деятельность по выявлению причин правонарушения и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, считается завершённой лишь после получения сообщения о принятых мерах. Как правило, таким официальным документом уведомительного характера является письменное сообщение адресата о принятых мерах по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, подтвержденное документально, из которых можно сделать вывод о реально принятых руководством организации конкретных мерах по устранению выявленных нарушений.

Кроме того, указание закона о необходимости принятия мер по представлению и об обязательности сообщения об этом по КоАП РФ теперь реально обеспечивается возможностью применения мер административной ответственности в отношении должностных лиц, умышленно не выполняющих требования в связи с производством по делу об административном правонарушении (ст. 17.7 КоАП РФ), а также за непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (ст. 19.6 КоАП РФ) и другими статьями КоАП РФ в зависимости от сферы общественных отношений, в которых уполномоченное должностное лицо вправе осуществлять свои административно-юрисдикционные полномочия.

В заключение следует отметить, что для борьбы с административной деликтностью и генетически связанной с ней уголовной преступностью важная роль отводится административно-правовым средствам и формам их предупреждения, особое место среди которых занимает представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения и нейтрализации наступления его возможных вредных последствий, профилактический потенциал которого в практической деятельности органов внутренних дел используется явно недостаточно, а степень эффективности административного законодательства, регулирующего механизм их выявления и нейтрализации, в силу его несовершенства является малозначительной.

И п> г> н К 8 Я

я я н

п>

тз

Оч У Р

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Я О 1-1 о У

я 8 М п ТЗ г> 8 н п н

И ^

р

о г> г> 8 8

ю о

(указываются причины и условия, способствующие совершению административного

правонарушения)

На основании ч.2 ст.29.13 КоАП РФ_

(пункты и статьи законов Российской Федерации)

обязываю принять меры по устранению причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения. Информацию о принятых мерах представить в:

в течение одного месяца со дня получения представления.

S

Умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, § осуществляющего производство по делу об административном £ правонарушении (ст. 17.7 КоАП РФ).

« Непринятие по постановлению (представлению) органа (должностного

2 лица), рассмотревшего дело об административном правонарушении, мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению ^ административного правонарушения, влечет административную ответственность по ст. 19.6 КоАП РФ

о

PQ

Непредставление сведений (информации) о принятых мерах по представлению об устранении причин и условий, способствовавших

^ совершению правонарушения, влечет административную ответственность по

| ст. 19.7 КоАП РФ.

с

£ Представление об устранении причин и условий, способствовавших

б совершению административного правонарушения, может быть обжаловано в установленном законом порядке.

н

инспектор

(фамилия, инициалы) (подпись) (дата)

МП.

Представление вручено (направлено) по почте:_

(дата, номер заказного письма, уведомления)

(должность) (фамилия, имя, отчество) (подпись) (дата вручения)

Список литературы

1. О полиции : федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3 [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».

2. Производство по применению административно-предупредительных мер и мер административного пресечения [Электронный ресурс] // Сайт «Юридические услуги Online». - Режим доступа: http://yurist-оnline.com/uslugi/yuristam/ literatura/admin-proces/13.php.

3. Административное право / под общ. ред. А.И. Каплунова. - М.: ДГСК МВД России, 2011.

4. Каплунов, А. И. О классификации мер государственного принуждения // Государство и право. - 2006. - № 3.

5. Буторина, Л. С. Административное принуждение в отношении несовершеннолетних : дис. ... канд. юрид. наук. -СПб., 2013.

6. Беккариа, Ч. О. О преступлениях и наказаниях. - М., 2011.

7. Симакина, И. А. Совершенствование правового механизма выявления и устранения причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Хабаровск, 2009.

8. Границкий, Р. Б. Административно-правовые средства предупреждения правонарушений в общественных местах : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Хабаровск, 2011.

9. Никулин, М. И. Проблемы науки административной деликтологии : монография / М.И. Никулин; ДВЮИ МВД России. - Хабаровск, 2005.

10. Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации). - М., 1999.

11. Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2000. - № 4.

12. Масленников, М. Я. Предупреждение административных правонарушений // Актуальные вопросы экономики и управления : сборник научных трудов. - Тверь, 2005.

13. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации : Федеральный закон Российской Федерации от 8 марта 2015 г. № 21-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2015. - № 10. - Ст. 1391.

© Хмара А. М., Дрозд А. О., Шамрай В. Н., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.