ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ
УДК 101.1:316
И. В. Пащак
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ X. ОРТЕГИ-И-ГАССЕТА О СОВРЕМЕННОЙ ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ И ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Статья представляет собой обращение к философии культуры X. Ортеги-и-Гассета. Рассматриваются причины и сущность кризиса европейской цивилизации начала XX в. Большое внимание уделено взаимоотношениям массы и элиты в обществе. Анализируется феномен «массового человека».
The article appeals to Ortega-y-Gasset's philosophy of culture. The author considers the causes and essence of the European civilization crisis in the beginning of the 20th century. The author pays attention to the relations between masses and elite in the society. We can find there the analysis of the phenomenon of "а mass-man".
Ключевые слова: современная европейская культура, кризис, масса, элита, «массовый человек», творчество.
Keywords: modern European culture, crisis, mass, elite, "a man of the mass", creative work.
Наша статья посвящена разбору, интерпретации известной работы Хосе Ортеги-и-Гассета «Восстание масс». Обращение к этой работе не случайно, оно имеет веские основания. Во-первых, нашу статью можно рассматривать как небольшое историко-философское исследование. Талант и заслуги Ортеги перед философией признаны в кругах интеллигенции, произведение «Восстание масс» считается уже классическим и, тем не менее, удовлетворительный анализ его социальной концепции отсутствует в научной литературе. Мы находим здесь, в основном, краткие ссылки и общие замечания. Поэтому возникает желание как-то восполнить этот пробел.
Во-вторых, наш интерес к наследию Ортеги-и-Гас-сета может быть оправдан с точки зрения социально-философской проблематики. Человек, общество, культура, история - вот те вопросы, которые находятся в горизонте рассмотрения, в центре внимания испанского философа. Он вскрывает социальные противоречия, имеющие место в европейской цивилизации, показывает сложный характер взаимоотношения между массой и элитой. На наш взгляд, данные проблемы не изжиты и в со© Пащак И. В., 2009
временном обществе, и это обстоятельство требует от нас работы мысли и поиска решений. Хосе Ортега-и-Гассет как интеллектуал и человек далеко не равнодушный к проблемам современного общества и культуры в своем сочинении «Восстание масс» пытается разобраться в сложившейся в Европе ситуации и указать причины, вызвавшие кризис. В 30-е гг. ХХ в. европейская цивилизация находилась в состоянии тяжелой «болезни», отмечался упадок во всех сферах: экономической, социальной, культурной. Ортега четко фиксирует негативные тенденции в этих сферах и ищет пути их преодоления. Испанский мыслитель понимает кризис как переход к новой социальной реальности, этот переход достаточно болезненный, но необходимый, он выражает собой историческую закономерность. Во многом в схожей ситуации находится и современная европейская культура начала XXI в., во многом схожие негативные тенденции в различных сферах. И в данном случае наша статья - это обращение к историко-философскому материалу (наследию Ортеги-и-Гассета) ради разрешения жизненных, актуальных проблем современной эпохи.
Своими научными задачами мы считаем рассмотрение характерных черт современной европейской культуры, выделяемых испанским мыслителем, и разбор проблемы социальных отношений (главным образом, это проблема взаимоотношений между элитой и массой).
Работа «Восстание масс» написана Ортегой в далеком 1930 г. Тем не менее, на наш взгляд, она сохраняет свою актуальность, значимость, злободневность, это и определяет наш интерес к ней. Человек и общество, проблема их взаимоотношений, сущность и направленность европейской культуры, феномен стандартизации в жизни и искусстве, современное состояние морали - вот те ключевые вопросы, которые поднимаются Ортегой, и не только поднимаются, но и подвергаются тщательному исследованию и оценке. Жизненная сила и энергия, способность к творчеству, способность осуществлять свободный выбор - это необходимые характеристики современного человека, создающего историю и достойного блестящего будущего.
В своей статье мы обратимся к социальной философии и философии культуры Хосе Ортеги-и-Гас-сета. Своей целью мы считаем разбор и оценку его понимания европейской культуры и европейского общества 20-х гг. XX в. Особый интерес у нас
вызывает и понимание испанским философом человека, решение проблемы взаимоотношения человека и общества, элиты и массы.
В сочинении «Восстание масс» можно найти рецепт поведения человека в кризисную переходную эпоху, во времена всеобщего смятения.
В начале Ортега констатирует факт кризиса европейских народов и культур (еще раз уточним, что речь здесь идет о 20-х гг. XX в.). Кризис поражает не какую-то отдельную страну, а всю Европу, то есть он является феноменом общеевропейским. По Ортеге, это происходит потому, что общественная власть полностью захватывается массами. Что означает это интригующее название - «Восстание масс»? Это означает то, что масса, толпа сосредоточила в своих руках всю полноту власти, чего быть не должно, это не является ее исконной задачей, функцией. Восстание знаменует собой нарушение существующего порядка вещей (status quo), резкое изменение, серьезную перемену.
Общество исконно представляло собой единство меньшинства (элиты) и большинства (массы). Меньшинство, по мнению Ортеги, обладает необходимыми способностями к руководству государства, к управлению большинством, остальным населением. Масса никакими способностями к управлению не обладает, тем не менее в тот исторический период она стремится к власти и достигает ее в полном объеме. Каким образом осуществляется диктат массы? По мнению Ортеги, это происходит в обход закона, путем грубого давления на правительство навязываются свои желания.
Важно отметить то, что под массой испанский философ не имеет в виду «рабочую массу», рабочий класс, пролетариат. Его философия не антинародна, здесь речь идет о массе как совокупности людей с определенным стилем поведения, с особой психологией.
На европейской сцене появляется персонаж, играющий одну из главных ролей в пьесе новейшей истории. Это «человек массы», «человек толпы», «средний человек». Он ничем не примечателен, ничем не отличается от других, он такой как все. Такой человек не выделяется из среды себе подобных, только в ней он и чувствует себя наиболее комфортно. Он не обладает даром творчества, он не способен к созиданию. Но он обладает большой, все растущей жизненной силой, энергией, активностью. Он жаждет жить полной жизнью, получать всевозможные блага, обладать собственностью, пользоваться своими правами.
Ортега считает, что негативные тенденции, отмечающиеся в европейской цивилизации, являются результатом обретения массами слишком большой политической власти, утверждения и распространения их желаний, интересов, привычек, чрезмерного распространения массовой культуры.
Испанский философ пишет: «Как говорят американцы, выделяться неприлично. Масса сминает все непохожее, недюжинное и лучшее. Кто не такой как все, кто думает не так как все, рискует стать изгоем. И ясно, что "все" - это не все. Мир обычно был неоднородным единством массы и независимых меньшинств. Сегодня весь мир стал массой» [1].
Ортега отмечает еще одну характерную черту современной цивилизации - уравнивание. «Уравниваются богатства, культура, сильный и слабый пол, целые континенты». Национальные культуры различных европейских стран приобретают все больше общие черты, следуют определенному стандарту, имеют известные рамки. Можно говорить о европейской культуре в целом. Медаль имеет, как известно, две стороны: с одной стороны - сближение культур различных стран, обмен опытом, сотрудничество, но с другой - стандартизация, потеря культурами своего национального колорита, своеобразия, особенностей, исключительности.
Теперь мы должны вернуться к проблеме взаимоотношений массы, большинства и элиты, избранного меньшинства. Возвращение это обусловлено тем, что в изменении их взаимоотношений и кроется причина всех бед современной цивилизации, по мнению Ортеги-и-Гассета. Река повернула вспять и вышла из берегов, нарушилось хрупкое равновесие сил, все встало с ног на голову. Ортега именует все эти изменения восстанием масс.
Еще раз отметим, что большинство и меньшинство - это не разделение общества по политическим взглядам и убеждениям. Водораздел, по мнению Ортеги, пролегает в плане психологическом, в плане природной одаренности, мировоззрения, стиля жизни. Да, вот в этом люди оказываются неодинаковы, их психологический портрет различен. Попробуем несколькими штрихами нарисовать его.
Что представляет собой «массовый человек», представитель большинства, человек, совершивший восстание, герой нашего времени? Важная его черта - это ощущение большой жизненной силы и мощи. Эта сила просто переполняет его, ничего подобного не было у наших предков, у представителей прошлых поколений. И в этом, по Ортеге, преимущество «массового человека», его козырь, это свойство делает его хозяином жизни. Эта большая жизненная сила приводит к экспансии (захвату, завоеванию, овладению) собственной природы, окружающих областей и всего мира. Происходит познание, исследование и последующее овладение действительностью. Также у «массового человека» можно отметить и рост жизненных запросов, потребностей. И речь здесь идет отнюдь не о потребностях к познанию, к духовному росту, к саморазвитию и самосовершенствованию. Имеются в виду вещи более приземленные, практические и
бытовые. Главное желание большинства - достижение удобной, комфортной жизни, обладание материальными благами. Это желание призвана удовлетворить техника, которая развивается быстрыми темпами.
Ортега полагает, что комфортная жизнь, большое количество материальных благ сослужило «массовому человеку» плохую службу, сделало его «неблагодарным ко всему, что сумело облегчить его жизнь». Большинство современных людей вполне удовлетворены собой, довольны наличным состоянием своего существования, им не свойственна работа над собой, самосовершенствование, духовный поиск, напряжение творчества.
С развитием цивилизации человек становился обладателем все большей свободы (такого мнения придерживался и Гегель), он приобретал права. И это, безусловно, положительный момент. Но, на наш взгляд, права неразрывно связаны с обязательствами, с чувством ответственности перед собой и перед другими гражданами. А вот этого многим современным людям не хватает, и Ортега-и-Гассет вполне оправданно отмечает данный факт. Испанский философ полагает, что большинство людей обладает душевным складом избалованного ребенка. Они не в силах требовать чего-то от себя, поэтому требования обращены вовне.
Принципиально другой психологический портрет у представителя творческой элиты, человека избранного, портрет этот отмечен совсем иными красками. Ортега полагает, что такой человек от природы обладает творческими способностями, которые далее обогащаются и углубляются соответствующим воспитанием и образованием. Представитель элиты благодаря своим незаурядным качествам способен разумно руководить людьми, организовывать их, осуществлять власть. У Платона управлять государством должны были философы, так как они знали, что такое Высшее Благо, у Ортеги управлять должны избранные, так как они имеют для этого определенные качества.
В своем сочинении «Восстание масс» испанский философ развивает концепцию элитаризма, четко противопоставляя элиту и массу, толпу. По Орте-ге, незаурядную личность отличает требовательность к себе, ее жизнь - это постоянная борьба, работа над собой, самосовершенствование. Такой человек никогда не бывает удовлетворен собой, он не снижает к себе требований. Только немногие люди способны посвятить свою жизнь служению (служению другим людям, искусству, науке, великой и благородной цели). А служение означает осознание личного долга и построение собственной жизни во имя его, согласно ему. Осознание обязанностей преобладает здесь над гордостью обладания правами. При такой установке личность действительно способна к справедливым преобразованиям в обществе.
Кризис европейской культуры отразился и в искусстве. Появляется потребность в творческом поиске, нахождении новых художественных форм, в искусстве намечается отход от классических образцов. Возникает искусство модернизма (к нему можно отнести творчество К. Дебюсси, И. Стравинского, Ш. Бодлера и др.).
Новые веяния в художественной культуре вызвали широкий резонанс, впечатления были неоднозначны. Большая часть тогдашнего общества к искусству модерна отнеслась холодно, критически и даже враждебно. Ортега как идеолог этого искусства (см. его сочинение «Дегуманизация искусства») объясняет эту враждебность непониманием. Творения модернистов, делающих акцент на художественную форму, а не на содержание, в отличие от произведений романтизма, не вызывают у большинства душевного отклика. Данные произведения нового поколения художников казались бессмысленными. По мнению Ортеги, искусство модерна - искусство элитарное (а не массовое!), оно в принципе рассчитано на избранное меньшинство, на истинных ценителей.
Многие специалисты оценивали модерн как искусство антинародное, упадническое, декадентское. На наш взгляд, нужно воспринимать его как поиск новых форм, некий творческий экспромт. Нужно было обладать изрядной смелостью, чтобы решиться отойти от проверенных, испытанных образцов искусства. Таким образом, мы показали, что отношение к новому искусству масс и элиты было разным.
Мы изложили в общих чертах концепцию элитаризма Хосе Ортеги-и-Гассета. Причиной кризиса европейской культуры он считает утрату элитой, творческим меньшинством своей власти и положения и соответственно захват массами этой власти.
Как мы можем оценить подобную концепцию? На наш взгляд, она не лишена истины. Действительно, вся масса, весь народ не может напрямую участвовать в управлении государством, он так или иначе перепоручает эту функцию одному лицу или кругу лиц, которые обладают определенными качествами для руководства государством. Это и будет политическая элита, правящее меньшинство, администрация. Руководители страны должны обладать соответствующими политическими способностями, талантом, им должны быть свойственны чувство долга перед другими, ответственность.
Было бы прекрасно, если бы подобными качествами правители действительно обладали (вспомним мудрого Аристотеля, который полагал, что политик должен быть нравственно совершенным). По Ортеге, элита обладает этими качествами.
На наш взгляд, испанский философ слишком резко противопоставляет элиту и массу, меньшинство и большинство, это приводит ко многим про-
тиворечиям и практически делает невозможными контакты между ними.
Кризис европейской культуры проявляется также и в том, что утрачена нравственность. Взглянув на ситуацию, сложившуюся в обществе 20-х гг. XX в., мы можем воскликнуть, подобно Цицерону: O témpora! O mores! (О времена! О нравы!). Нравственность (мораль) формирует систему ценностей, вырабатывает правила поведения людей в обществе, учит определенному отношению к себе подобным. Прежняя система ценностей (имеется в виду, вероятно, аристократическая) разрушена, новая пока не создана. Вследствие этого современный человек лишен жизненных ориентиров, путеводной звезды, полагается лишь на чувство, порыв, сиюминутное желание.
Ортега полагает, что «массовый человек» вообще не испытывает потребности в моральных ценностях: «Суть такова: Европа утратила нравственность. Прежнюю массовый человек отверг не ради новой, а ради того, чтобы согласно своему жизненному складу не придерживаться никакой. Что бы ни твердила молодежь о "новой морали", не верьте ни единому слову. Утверждаю, что на всем континенте ни у кого из знатоков нового ethos нет и подобия морали» [2]. Не так уж сложно провести параллели с современным обществом, ситуация схожая.
Таким образом, в новых условиях необходимо формирование современной системы нравственных ценностей, без этого преодоление существующего кризиса невозможно. Труд формирования этой системы должна взять на себя, конечно, элита, но здесь нужно будет учесть и интересы широких народных масс.
По Ортеге, главный персонаж эпохи - «массовый человек» - обладает большой жизненной силой. Следовательно, «заката Европы» не будет, просто происходит переход к новой реальности.
Примечания
1. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс. М.: ACT: Ермак, 2005. C. 16.
2. Там же. C. 178.
УДК 392.6
С. Г. Пилецкий МЫСЛИ О ЛЮБВИ
Автор размышляет о любви к самому себе, о любви к ближнему, о любви к человечеству, о любви к Родине, о любви плотской, земной. Статья должна иметь безусловный интерес у неравнодушной, склонной к рефлексии, публики и может представляться как дополнительная возможность прикоснуться к вечному.
The author reflects on human love to oneself, on love to another human being, on love to mankind, to Motherland, on carnal, earthly love. We guess that the article will appeal to not indifferent public, inclined to reflection, and will give an additional possibility to touch to eternity.
Ключевые слова: нарциссизм, эгоцентризм, любовь к ближнему, любовь к человечеству, любовь к Родине, плотская, земная, любовь.
Keywords: narcissism, egocentrism, love to another human being, love to mankind, love to Motherland, the carnal, earthly, love.
Есть слова, которые от частого употребления как-то «измыливаются», изнашиваются, истаскиваются. Слова эти бесподобны, сиятельны, верховны, почти сакральны. К ним дозволительно прикасаться, но чистыми руками, дозволительно произносить, но непорочными устами. О наивысшем из таких повествует 20-я глава второй книги Моисеевой «Исход», ст. 7:
«Не произноси имени Господа, Бога твоего всуе, ибо Господь не оставляет без наказания того, кто произносит Его имя всуе».
Пусть со словом «любовь» не всё так строго и сурово, но и оно из той же серии. Ну скажите, что может заставить нас с лёгкостью не произносить: «я страсть как люблю селёдку под "шубой", «я страсть как люблю, когда мне словечки всякие нежные на ушко» и ещё с десяток тысяч всевозможных «люблю». Понимаешь рассудком, что лучше сказать «нравится», но искусительный язык так и норовит ввернуть «люблю».
Сложно определить смысл понятия «любовь». Вроде бы интуитивно понимают, что это такое, но как только начнут своё это априорное предпони-мание укладывать в слова, то, во-первых, получается куце и неубедительно, а, во-вторых, разночтений хоть пруд пруди. Всего лучше и красивей получилось у Платона. Согласно его учению, существуют три иерархически выстраиваемые ступени любви.
Низшая ступень - это любовь физическая, желание обладать красивым телом и породить в нём другое тело. И уже здесь наличествует неуём-
© Пилецкий C. Г., 2009