Научная статья на тему 'ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО БАССР В ТУРКЕСТАНЕ (1921–1922)'

ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО БАССР В ТУРКЕСТАНЕ (1921–1922) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
167
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
республика / автономия / голод / представительство / сотрудничество / советская власть / republic / autonomy / famine / representative office / collaboration / Soviet power

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Зарипов Айрат Янсурович

Автономия Туркестана была провозглашена вслед за Башкирской (напомним, что автономия Башкортостана была провозглашена 15 ноября 1917 г.) 27 ноября 1917 г. VI-м краевым чрезвычайным мусульманским съездом, проходившим в г. Коканд (Кокандская автономия), но разгромленным большевиками в феврале 1918 г. 30 апреля 1918 г. 5-й краевой съезд Советов провозгласил образование Туркестанской Советской Федеративной Республики со столицей в г. Ташкент и избрал высшие руководящие органы. К 1921 г. Туркестан представлял собой типичную сельскохозяйственную окраину империи, с низким уровнем развития промышленности, образования, культуры. Москва делала огромные финансовые вливания для поддержания советской власти, проводила земельную, водную, территориальную и др. реформы. В 1921 г. Туркестан собрал неплохой урожай зерновых, хотя сам в 1919–1920 гг. пережил период голода. Разразившийся в Поволжье голод требовал от центрального правительства срочных решений. БАССР, переживающая катастрофическую ситуацию с обеспечением продовольствия населения, был прикреплен к благополучным регионам сначала внутри России, а позднее и к Туркестану. Для осуществления доставки продовольствия, обмена товарами, услугами между двумя республиками, Башкирский ЦИК решил создать свое представительство при Туркестанском ЦИК. Это представительство также обеспечивало работу и с Бухарской и Хорезмской республиками. К большому сожалению, эта страница истории взаимоотношений между Башкортостаном и республиками Средней Азии до сих пор остается не изученной. Данный регион упоминается только в контексте деятельности А.-З. Валидова в этот период и «борьбы» с басмачеством.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REPRESENTATIVE OFFICE OF THE BASHKIR AUTONOMOUS SOVIET SOCIALIST REPUBLIC IN TURKESTAN (1921-1922)

The autonomy of Turkestan was proclaimed after the Bashkir autonomy (we recall that the autonomy of Bashkortostan was proclaimed on November 15, 1917), on November 27, 1917 by the 6th Regional Extraordinary Muslim Congress held in Kokand (Kokand autonomy), but defeated by the Bolsheviks in February 1918. On April 30, 1918, the 5th Regional Congress of Soviets proclaimed the formation of the Turkestan Soviet Federative Republic with its capital in Tashkent and elected the highest governing bodies. By 1921 Turkestan was a typical agricultural outlying region of the Russian Empire, with a low level of industrial, educational and cultural development. Moscow made huge financial investments to maintain Soviet power carrying out land, water, territorial and other reforms. In 1921 Turkestan had a good grain harvest, although in 1919-1920 it went through a period of famine for itself. The famine that broke out in the Volga region required urgent decisions to be made by the central government. Experiencing a catastrophic situation with food provision for the population, the Republic of Bashkortostan was attached to the prosperous regions, first inside Russia and later in Turkestan. To implement the delivery of food, the exchange of goods and services between the two republics, the Bashkir Central Executive Committee (CEC) decided to establish its own representative office under the Turkestan CEC. This office also maintained work with the Bukhara and Khorezm republics. Unfortunately, this page in the history of relations between Bashkortostan and the republics of Central Asia still remains unstudied. This region is mentioned only in the context of Akhmet-Zaki Validov’s activity during this period and the «struggle» against the Basmachism.

Текст научной работы на тему «ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО БАССР В ТУРКЕСТАНЕ (1921–1922)»

ИСТОРИЯ

¿14 ¿14 ¿J4 ¿J4 ¿14 ¿14 ¿14 ¿14 ¿{4 ¿14 ¿J4 ¿14 ¿14 ¿14 ¿14 ¿14 ¿^ ¿14 ¿14 ¿14 ¿14 ¿14 ¿14 ¿14 ¿J4 ¿14 ¿14 ¿14 Й4 ¿14 ¿14 ¿14

DOI 10.24412/2223-0564-2021-2-8-15 А.Я. Зарипов УДК 929

ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО БАССР В ТУРКЕСТАНЕ (1921-1922)*

Аннотация

Автономия Туркестана была провозглашена вслед за Башкирской (напомним, что автономия Башкортостана была провозглашена 15 ноября 1917 г.) 27 ноября 1917 г. VI-м краевым чрезвычайным мусульманским съездом, проходившим в г. Коканд (Кокандская автономия), но разгромленным большевиками в феврале 1918 г.

30 апреля 1918 г. 5-й краевой съезд Советов провозгласил образование Туркестанской Советской Федеративной Республики со столицей в г. Ташкент и избрал высшие руководящие органы.

К 1921 г. Туркестан представлял собой типичную сельскохозяйственную окраину империи, с низким уровнем развития промышленности, образования, культуры. Москва делала огромные финансовые вливания для поддержания советской власти, проводила земельную, водную, территориальную и др. реформы. В 1921 г. Туркестан собрал неплохой урожай зерновых, хотя сам в 1919-1920 гг. пережил период голода.

Разразившийся в Поволжье голод требовал от центрального правительства срочных решений. БАССР, переживающая катастрофическую ситуацию с обеспечением продовольствия населения, был прикреплен к благополучным регионам сначала внутри России, а позднее и к Туркестану. Для осуществления доставки продовольствия, обмена товарами, услугами между двумя республиками, Башкирский ЦИК решил создать свое представительство при Туркестанском ЦИК. Это представительство также обеспечивало работу и с Бухарской и Хорезмской республиками.

К большому сожалению, эта страница истории взаимоотношений между Башкортостаном и республиками Средней Азии до сих пор остается не изученной. Данный регион упоминается только в контексте деятельности А.-З. Валидова в этот период и «борьбы» с басмачеством.

Ключевые слова: республика, автономия, голод, представительство, сотрудничество, советская власть Ayrat Ya. Zaripov

REPRESENTATIVE OFFICE OF THE BASHKIR AUTONOMOUS SOVIET SOCIALIST REPUBLIC IN TURKESTAN (1921-1922)

Abstract

The autonomy of Turkestan was proclaimed after the Bashkir autonomy (we recall that the autonomy of Bashkortostan was proclaimed on November 15, 1917), on November 27, 1917 by the 6th Regional Extraordinary Muslim Congress held in Kokand (Kokand autonomy), but defeated by the Bolsheviks in February 1918. On April 30, 1918, the 5th Regional Congress of Soviets proclaimed the formation of the Turkestan Soviet Federative Republic with

* Исследование выполнено по Проекту «Сохранение и развитие этнокультурного и языкового многообразия республик как условие укрепления российского федерализма» Программы фундаментальных и прикладных научных исследований по теме «Этнокультурное многообразие российского общества и укрепление общероссийской идентичности» 2020-2022 гг.

Зарипов Айрат Янсурович, доктор философских наук, профессор кафедры философии и истории Уфимского государственного авиационного технического университета (Уфа), e-mail: philosugatu@mail.ru

Ayrat Ya. Zaripov, Dr. Sci. (Philosophy), Professor of the Department of Philosophy and History, Ufa State Technical Aviation University (Ufa), e-mail:philosugatu@mail.ru

© Зарипов А.Я., 2021

ПРОБЛЕМЫ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ. 2021/1 (92)

its capital in Tashkent and elected the highest governing bodies.

By 1921 Turkestan was a typical agricultural outlying region of the Russian Empire, with a low level of industrial, educational and cultural development. Moscow made huge financial investments to maintain Soviet power carrying out land, water, territorial and other reforms. In 1921 Turkestan had a good grain harvest, although in 1919-1920 it went through a period of famine for itself.

The famine that broke out in the Volga region required urgent decisions to be made by the central government. Experiencing a catastrophic situation with food provision for the population, the Republic of Bashkortostan was attached to the prosperous regions, first inside Russia and later in Turkestan. To implement the delivery of food, the exchange of goods and services between the two republics, the Bashkir Central Executive Committee (CEC) decided to establish its own representative office under the Turkestan CEC. This office also maintained work with the Bukhara and Khorezm republics.

Unfortunately, this page in the history of relations between Bashkortostan and the republics of Central Asia still remains unstudied. This region is mentioned only in the context of Akhmet-Zaki Validov's activity during this period and the «struggle» against the Basmachism.

Key words: republic, autonomy, famine, representative office, collaboration, Soviet power

1921 г. в истории Башкортостана - трагический год. Голод и эпидемии нанесли не только демографический, экономический, социальный, но и моральный и психологический урон представителям всех народов, населяющих республику и Поволжье и, в особенности, башкирскому народу. Центральная Россия не смогла самостоятельно справиться с этой трагедией, хотя прилагала огромные усилия. В Башкортостан и другие территории, охваченные голодом, направлялась помощь из других регионов в виде продовольствия, сельхозпродуктов, семян, скота, одежды, медикаментов, но этого было мало. Даже деятельность Американской администрации помощи (АРА) в ноябре 1921 г. не могла удовлетворить всех желающих едой, одеждой, обувью, медикаментами. В целях облегчения положения трудящихся Башкортостана, ЦИК Советов БССР решил организовать собственные представительства в регионах, где было более благополучное положение.

Организация представительств Башкирской республики, «в странах и местностях, входящих в федерацию Р.С.Ф.С.Р. с которой Б.С.С.Р. и ее граждане состоят [в] деловых отношениях» [1, л. 62] предполагалось еще в начале 1920 г. Было выработано общее положение о представительствах, однако Башревком, во главе с Х. Юма-гуловым и А.-З. Валидовым, смог реализовать только пункт 14 из Соглашения об образовании Башкортостана с Центральной властью - взаимное представительство сторон при ВЦИК Советов и Башревкоме. О деятельности Московского представительства в научной литературе информации в различных источниках достаточно. А о представительстве Башкирской Республики в г. Ташкент при Туркестанском ЦИК известно лишь узким специалистам, занимающимся периодом

становления нашей республики.

В одной из работ, вышедших в начале 2000-х годов, автор не без сожаления и даже с упреком говорит об этом: «К сожалению, как показывает историографический анализ, и поныне немало российских историков продолжают подходить поверхностно к освещению вопросов взаимоотношений между народами Туркестана и Поволжья, Приуралья начальных лет советской власти. К примеру, С.Ф. Касимов в своей монографии, посвященной автономии Башкортостана, практически умолчал о сотрудничестве народов Туркестана и Башкирии. С другой стороны, хотя в течение 1921 - 1923 (на самом деле, Представительство действовало до 1922 г. - авт.) годов в Туркестане действовало представительство ЦИК Башкирии, в изданной в 2001 г. "Хрестоматия по истории Башкортостана" нет ни одного документа, повествующего о взаимоотношениях башкирского и среднеазиатских народов» [2]. К большому сожалению, это действительно так. Исследования подобного рода в республиканской исторической науке отсутствуют.

Башкирское представительство в Туркестане было открыто в трагический период исторического развития нашей Республики - борьбы с голодом в 1921 г. - и внесло свою положительную роль в борьбе с этим явлением, поскольку заключались договоры с республиками Средней Азии о поставке продовольствия, товаров народного потребления, об эвакуации голодающих детей из Башкортостана в более благополучные регионы, резервируя места абитуриентам из республики в средних и высших учебных заведениях и др.

Проект положения «О полномочном Представительстве БССР при Правительстве Туркестанской Советской Социалистической Республике»

был разработан в начале августа 1921 г. В нем очерчивался круг задач, стоящих перед Представительством, полномочия, обязанности, структура, ответственность, права, формы отчетности. Также на Представительство возлагалась задача по налаживанию связей и с другими среднеазиатскими республиками: «Впредь до учреждения БЦИК самостоятельного Представительства при Бухарской Республике на Представительство при ТЦИК возлагается обязанность организовать на основах настоящего положения свое отделение при Правительстве Бухарской Республики*» [3, л. 5].

Руководителем Представительства был назначен член РКП (б) Амиров Халим Насретдинович (род.13.11. 1894) [4, л. 142], который был уполномочен представлять «Башкирскую Советскую Социалистическую Республику при правительстве Туркестанской Социалистической Советской Республике по всем вопросам и делам -экономическим, культурно-просветительным и другим, касающихся взаимных интересов двух республик» [5, л. 1]. До организации представительства в других республиках Средней Азии, Х.Н. Амиров должен был представлять интересы Башкортостана и в правительствах этих республик. На миссию Х.Н. Амирова возлагались очень большая надежда, ответственность и задачи, поскольку решался вопрос о снабжении жителей республики продовольствием. Об этом говорит и мандат, выданный Х.Н. Амирову, который был подписан Председателем ЦИК БССР М. Муртазиным, Председателем СНК М. Хали-ковым и политическим секретарем обкома РКП (б) Биишевым [5].

Штат Представительства предполагал 20 сотрудников, но он никогда не достигал этих цифр. В сентябре 1921 г. в нем состояло 11 человек (Амиров Халим, Чанышев Губейдулла, Яфаев Хасанъян, Еникеев Баязит, Киреев Галимзян, Чанышева Рауза, Орлов Хасан, Янбухтин Иба-тулла, Закиров Харис, Яфаева Хадича, Еникеева Людмила [6, л. 1]. По данным на апрель 1922 г., в представительстве числилось 7 человек (Амиров Халим, Янбухтин Фаткулла, Давлетшин Ибрагим, Яфаев Хасанъян, Ибрагимов Амигали, Бик-баев Насыбулла, Аитов Исмаил [4, л. 143].

Представительство прибыло в г. Ташкент

17 сентября 1921 г. Но, как следует из письма представителя Представительства в секретариат Туркестанского Центрального Комитета, оно не было обеспечено помещением. «Башпредство при Турцике со дня своего прибытия 17 сентября 1921 г. не обеспечено помещением, как под канцелярию, так и под общежитие сотрудников. Органами власти, ведающими отводами помещений, Ваши неоднократные категорические предписания об обеспечении помещением, остались неисполненными. В силу Ваших распоряжений, квартирная комиссия уведомила нас от 26 декабря 1921 г. за № 552, что Башпредставительству отведено помещение по Гоголевской № 3, но, однако, это только на бумаге. Гоголевская № 3 не освобождена» [7, л. 1].

Это было не единственной трудностью в работе Представительства. После прибытия в г. Ташкент, полномочный представитель Х.Н. Амиров 21 сентября отправляет в г. Стерлитамак на имя председателя БашЦИКа М. Муртазина телеграмму следующего содержания: «ТурЦик без согласия ВЦИК от признания нашего представительства воздерживается. Пока при ТурЦИ-Ке возможно иметь представителя по заготовкам с помощником. На основании полномочия Баш-комиссии по оказанию помощи голодающим ведем переговоры [с] Центркоммитетом помощи голодающим Туркестана и Бухконсульством [о] вывозе детей [из] Башкирии» [8, л. 6].

Официальное решение о прикреплении Башкортостана к Туркестану было опубликовано только 11 ноября 1921 г. в № 253 «Известиях ЦИК». «...Башреспублика, согласно плана привязки благополучной губернии голодающим районам, одобренного Президиумом ЦК Помгол ВЦИК** от 5.11 прикрепляется к Туркестану, Петрограду и Смоленской губернии» [7, л. 4]. До этого Башкортостан в плане обеспечения продовольствием был прикреплен к Акмоллинской и Семипалатинской губерниям [9, с. 650].

Руководство Туркестана не торопилось с реализацией постановления ВЦИК, поскольку официально республика оказывала помощь Киргизской республике. Об этом решении по прямому проводу в Москву в ЦК помгол ВЦИК заместителем председателя Туркестанского ЦИК Ходжаева и председателем ЦК помгол Бреттом

* Представителем Башкортостана в Бухарской республике был назначен Гафаров Абдулла Загретдинович [10, л. 9].

** Центральная комиссия помощи голодающим при ВЦИК была образована 18 июля 1921 г

была отправлена телеграмма 5 декабря 1921 г.: «Президиум ТурЦИКа и Центрпомгол Туркрес-публики считает своим долгом поставить вас в известность о том, что положение Туркестана не дает возможности оказывать уже привязанной нам Кирреспублике существенную реальную помощь. Привязка Башреспублики остается простой формальностью, что мы считаем совершенно не приемлемым. Во избежание могущих быть нареканий [со] стороны Башкирии просим отменить Ваше постановление» [8, л. 82].

Руководство Туркестана тоже можно понять - на ее территории действовали агенты по снабжению продовольствием из других территорий Поволжья, Урала, Сибири, Казахстана, были эвакуированы дети из голодающих регионов, организована поставка различных товаров во многие регионы России. Миграция носила не только организованный характер. Сюда в поисках пропитания пребывали люди со всех регионов (тогда и возникла, очевидно, поговорка - «Ташкент -город хлебный»).

Еще одной проблемой была финансовая. Для закупки продовольствия требовались огромные суммы. Советская власть, только закончившая Гражданскую войну, находилась в экономической блокаде. Денег катастрофически не хватало. Кроме того, в разных регионах предпочтение отдавалось разным денежным знакам, цены на продукты питания росли быстро. «... Немедленно телеграфом переведите [в] нарбанк [в] наш адрес сто пятьдесят миллионов ... Давлетшину двести миллионов. Цены бе-шенно растут» [8, л. 40]. «Немедленно нарочным пришлите 1 млн дензнаков образца 19-го года, другие знаки [в] Бухаре не имеют хождения. Командируйте самых честных, преданных делу голодающих трех работников, трех вооруженных красноармейцев для конвоирования грузов и поручений. Иначе работать невозможно» [8, л. 4748]. Не хватало вагонов, тары, сопровождения.

К тому же нужно было договориться не только о цене и качестве товара, схеме получения, транспортировке продовольствия, но и уберечь его от воровства, мародёрства. Другими словами, осуществлять деятельность по заготовке, закупке, отправке и доставке продовольствия было делом непростым.

Руководство Башкортостана, полномочный представитель БССР обращались к властям Туркестанской [5, л. 2] и Хорезмской [4, л. 107; 7, л.

35] республик с призывом о помощи, указывая размеры постигшей беды. «.Среди населения началось сильно распространяться людоедство, вытаскивание из могил свежих трупов и ловля за живыми людьми. В деревне буквально истреблены все кошки и собаки. В известной скотоводческой стране, как Башреспублика, скот в этом году у нас истреблен до 65-70% и, нужно полагать, что до нового урожая Башреспублика может лишиться скота, что и грозит окончательной гибелью нашему сельскому хозяйству» [4, л. 107].

Размеры голода были чудовищны. Урожай 1921 г. в Башкортостане был недостаточным. «К началу июля месяца Башкирия уже насчитывала до 750 000 голодающих. ... Со сбором нового урожая положение нисколько не изменилось. . урожай 1921 г. дал всего 4 191 094 пудов, годовая потребность на семена и прокормление населения по голодной норме выражается 19 159 590 пудов. Недостаток же выражается в 14 968 406 пудов, каковое количество продовольствия необходимо для спасения Башкирского пролетариата, отстоявшего в период гражданской войны своей грудью красный Петроград и ряд городов, как на южном, так и на польском фронте, ввести извне»

[7].

Более красноречиво об этом бедствии говорят факты, опубликованные в Бюллетени Народного Комиссариата Продовольствия Башкирской Советской Социалистической Республики от 1 декабря 1921 г. № 5 «Сколько голодающих по Башкирии».

«По данным Башкирской Комиссии помощи Голодающим, количество населения, коим требуется поддержка, выражается в 671 105 человек, из которых детей 265,520 человек.

По кантонам число голодающих распределяется так:

Кантоны Общее число населения Голодающих Из низ детей Сколько требуется открыть столовых

Бурзян-Тангауровский 103 418 75 660 25 950 250

Тамьян-Катайский 153 951 76 158 32839 250

Дуван-Кущинский 115 885 62 231 19 768 180

Кудейский 27 652 22 311 7 393 36

Яланский 40 998 21 792 7 982 82

Аргаяшский 83 436 70 564 24 665 192

Табынский 122 326 108 570 24 302 170

Стерлитамакский 211 633 35 320 16 432 250

Ток-Чуранский 45 917 38 604 19 300 80

Кипчак-Джитировский 128 390 50 450 34 544 250

Усерганский 101128 48 821 21 331 210

г. Каргала 600" 2 680 1 060 3

Итого 1 254 918 671 105 265 520 2 111

Иными словами, в Башкирии голодает и требует поддержки от Государства более половины населения. Для кормления голодающих потребуется 2 111 столовых с пропускной способностью около 300 человек в день» [5, л. 26].

Несмотря на все трудности, сотрудники Представительства прилагали огромные усилия для выполнения поставленных задач. Уже в конце ноября была достигнута договоренность об отправке из Бухары в адрес Башкирского народного комиссариата просвещения первой партии груза для голодающих детей республики - 27 тысяч пудов продовольствия, о чем в Башкирский ЦИК сообщает полномочный представитель Х.Н. Ами-ров [8, л. 40, 45] и его заместитель Ибрагимов [8, л. 47-48]. Конечно же, это была небольшая часть продовольствия. В дальнейшем объемы поставляемого продовольствия значительно расширились.

Руководитель представительства и его члены проводили работы разного характера - переговоры, прямые закупки продовольствия, заключение договоров о поставках, сбор пожертвований, проводили различного рода акции по сбору одежды, обуви, медикаментов и др. «Так, согласно совместной договорённости, в октябре 1921 г. было заготовлено и отправлено в Башкирию для голодающего населения 4 вагона зерна. Позднее сторонами было подписано соглашение о досрочной отправке 40 вагонов зерна в обмен на равноценные поставки в Туркестан промышленных товаров.

В эти трудные для всех годы в Башкирию из Туркестана, Сибири и других регионов в по-

* Так в документе

мощь голодающим поступило 4,5 млн. пудов хлебобулочных изделий и почти 5,4 млн. пудов семян. До лета 1922 г. на местах работали несколько тысяч благотворительных предприятий общественного питания, где спасались от голода почти 1,5 млн. человек, а в 591 детском доме 48,4 тыс. человек были обеспечены бесплатным питанием.

... в апреле 1922 г. в помощь голодающим Башкирии было направлено в виде благотворительной помощи из Самарканда - 426, Ташкента - 1 800, Черняева - 600 пудов зерна» [2].

Поставки продовольствия из Туркестана осуществлялись двумя способами - покупка за ассигнации и прямой бартер. По договоренности между республиками, из Башкортостана в Туркестан должны были поставляться промышленные (стеклотара - 25 тыс. шт., мыло - 300 пудов) и строительные товары (строительное стекло - 1000 шт.), полезные ископаемые (уголь - 500 тыс. пудов) [2]. Сюда же следует отнести поставки соли, продукцию Башпотребсоюза (товары для личного и подсобного хозяйства, закупаемые у населения) для ведения сельскохозяйственных работ. Следует иметь в виду, что в разоренной Гражданской войной республике, перечень товаров для обмена был ограничен, производства практически не было и, особенно, в 1921-1922 гг.

Деятельность Башкирского представительства в Туркестане не ограничивалась только заготовкой и поставкой продовольствия. В Туркестан и в соседние республики из Башкортостана была организована эвакуация детей, с целью из-

бавления их от голодной смерти. Обращаясь к председателю ЦИК Советов Дехканских рабочих и крестьянских депутатов Туркестанской ССР Н. Тюрякулову, председатели ЦИК и СНК Башкортостана М. Муртазин и М. Халиков писали: «Размеры бедствия достигли такого предела, что государство не в состоянии снабжать продовольствием не только все голодающее население в целом, но даже детские приюты» [5, л. 2].

Усилиями Башкирского правительства и представительства в республики Средней Азии (Туркестанскую, Бухарскую, Хорезмскую) было вывезено большое количество детей. Среди них дети дошкольного и школьного возраста, молодежь, абитуриенты и допризывники. Эвакуировали детей не только пострадавших от голода (потерявших родителей), но и детей из малоимущих, нищенских, неполных семей. Для них организовывали приюты, практиковалось прием детей на воспитание в семьи дехканов.

Представительство в Туркестане также договаривалось и о подготовке будущих кадров для Башкирской республики: «За Башреспубликой забронировано [в] Туркестанском университете техфаке пять мест, сельхозфаке - 4, медфаке - 5, факультете общественных наук двенадцать, шестнадцать [в] физико-математическом. Срок приема кончается [в] августе. Срочно высылайте Баш-степендиатов. Ходатайствовал отсрочку приема пятнадцатого сентября» [8, л. 83]. Юноши и девушки из Башкортостана обучались в техникумах, на рабфаке, получая не только среднеспециальное и высшее образование, но и спасаясь от голода. И число таких студентов было достаточно.

Башкирское представительство выполняло и политические поручения руководства Башкортостана. Это не только укрепление связей между родственными народами, обмен политическими представительствами, но и преследование политических и военных преступников на территории друг друга. Об этом свидетельствует секретное письмо полномочного представителя Башкортостана Х. Амирова в Центральный комитет РКП (б) Туркестана на имя Н. Тюрякулова о лицах, осужденных за свои военные и гражданские преступления на территории Башкортостана - Поленов, Руденко, Акаскин, Скоробогатов, Бабиченко, Ата-нов, Шумяков - и занимающих различные должности в Туркестанской республике.

В письме раскрываются их преступления, в бытность их пребывания на территории Башкортостана: «... В 1920 г., после июльских событий

в Башкирии, приблизительно с августа по конец декабря 1920 г. Поленов руководил отрядами Чека (Г.П.У.) в усмирении «повстанцев» башкир в районах Бурзяно-Тангаурского и Тамьян-Катайского кантонов. В результате действий Поленова, совместно с Руденко (Руденко - сын кулака-колонизатора - бывший Предкомдезертир Бурзян-Тангауровского кантона), совершенно безвинные граждане башкиры зверски пали их жертвой. Число жертв до 3000 человек. В числе этих 3 тыс., громадное большинство передового элемента населения - учителя и учительницы; последние подвергались неслыханным в истории человечества зверским издевательствам. Как свидетельствуют об этом документы, сам Поленов своим штыком прокалывал глаза «провинившимся» перед ним башкир и башкирок.

Ни один башкир, ни одна башкирка не могут равнодушно слышать фамилии этих проводников «идей» советской власти в Башкирии - Руденко и Поленова. Мать-башкирка, своего капризного ребенка успокаивает именем Поленова и Руденко.

. Атанов и Акаскин - бывшие работники Усерганского кантона. Они оба в 1920 г. в марте были арестованы властями БССР за непризнание Советской власти в лице Башревкома. В кантоне вели оппозиционно-колонизаторскую политику, часто натравливали русских на башкир и этим создавали хорошую почву для национальной розни.

. Группа Скоробагатов, Акаскин, Атанов, Бабиченко и Шумяков в кантоне (Усерганском -А.З.) составляли основное ядро колонизаторов. Акаскин и Скоробогатов, приблизительно в июле 1920 г. участвовали в расстреле видного башкирского деятеля, Председателя Усерганского канти-сполкома т. Угарова Сабирзяна. Расстрел был без суда и следствия» [7, л. 49-50].

Полномочный представитель БашЦИКа выражает удивление по поводу того, что перечисленные «товарищи» находятся на различных ответственных постах в республике. По его мнению, руководство Туркестана не знало их прошлого, а после информирования оно предпримет определенные шаги к их отстранению и наказанию.

В такое смутное время, на таких больших территориях, для аферистов, преступников и прочих криминальных элементов было большое поле для деятельности. Отсутствие информации, связей между регионами, слабой организации власти, контроля над кадрами позволяли разного рода мошенникам мигрировать из региона в регион и хорошо устраивать свою жизнь и развора-

чивать деятельность на разных уровнях власти, порой занимая и ответственные руководящие посты, уходя от наказания за предыдущие преступления.

В целом, можно выделить следующие направления работы представительства ЦИК Башкортостана в Туркестанской республике:

1. Самое важное направление - поставка продовольствия в Башкортостан, договоренности о заготовках и транспортировке продуктов питания, фруктов, медикаментов, одежды, обуви и т.п.;

2. Организация перемещения детей из Башкортостана в Туркестан с целью спасения от голодной смерти и их обустройство на новом месте;

3. Налаживание хозяйственных связей и поставка непродовольственных товаров, сырья в Туркестан в обмен на продовольствие;

4. Временно, до открытия таких же представительств в соседних республиках - Бухарской, Хорезмской, представлять в их правительствах интересы Башкортостана;

5. Взаимодействие и сотрудничество в сфере обучения подрастающего поколения и будущих специалистов в техникумах и вузах;

6. Сотрудничество и обмен информацией в политической и правовой сферах.

Вполне понятно, что такое бедствие как голод, массовые заболевания, невозможно преодолеть в одиночку. На помощь Башкортостану пришла практически вся страна. Но и заслуги сотрудников Башкирского представительства в Туркестане нельзя умалять. Ими была проделана огромная работа по обеспечению продуктами питания населения Башкортостана, в спасении детей от голодной смерти, поставке медикаментов, одежды, обуви и т.д.

Весной 1922 г. встал вопрос о дальнейшем существовании данного Представительства, его полномочиях. Уже 29 апреля 1922 г. за подписью Полномочного Представителя БССР при ТурЦИ-Ке Х. Амирова издается приказ № 17 следующего содержания: «На основании постановления ЦИК Советов БССР, Полномочное представительство БССР при ЦИК Советов Туркреспублики как таковое считать упраздненным и его сотрудников считать уволенными. Работа - обязанности представительства - т.е. интересы БССР в Туркреспуб-лике будут защищаться и представляться одним

* Бухарская Народная Советская Республика

лицом - уполномоченным СНК БССР, кому надлежит сдать дела представительства. . Впредь, до окончательной сдачи дела Представительство выполняет возложенные на него БашЦИКом прежние обязанности. Мандат СНК Башреспублики на имя голодной комиссии Башпомгола в Туркестане т. Ибрагимова о назначение его уполномоченным СНК БССР в Туркреспублике входит в законную силу по отправлению интересов БССР со дня окончательной сдачи дела по подписям приемосдаточного акта» [6, л. 6-7].

Но только 23 августа штат Представительства выезжает из г. Ташкент в г. Стерлитамак, оставив печать и дела Ибрагимову, а 5 сентября издается приказ № 23, в котором говориться, что «Представительство БССР при ЦИК Советов [Туркестана] с сего числа считать ликвидированной» [6, л. 8], а делопроизводство сдается в секретариат ЦИК Башкортостана. Таким образом, Башкирское Представительство в Туркестанской республике функционировало почти год, выполнив свою миссию по борьбе с голодом и спасению населения Башкортостана от голодной смерти.

В заключение хотелось бы обратить внимание на два интересных документа, хранящихся в архивном фонде Представительства. Они касаются А.-З. Валидова. Имеется удостоверение, выданное 28 января 1922 г. на его имя: «Дано сие тов. Валидову Закею в том, что он командируется в распоряжение тов. Гафурова, уполномоченного по оказанию помощи голодающим Башсовреспу-блики в БНСР* в качестве сотрудника Управления. Просьба всем советским учреждениям и железнодорожной администрации оказывать тов. Валидову Закею всестороннее содействие в пути его следования до места назначения [10, л. 8]». Второй документ от 28 февраля за № 54 в адрес Полпреда БССР при ТурЦИКе гласит, что «Валидов Закей за № 33 от 28 января [19] 22 г. выезжает в Бухару в распоряжение т. Гафурова в качестве сотрудника за № 31» [11, л. 20].

Учитывая, что: 1) В Башкирском движении кроме его вдохновителя и руководителя Ахмед-Заки Валидова не было других лиц с подобным именем и фамилией; 2) в документах того времени равнозначно употреблялись две аббревиатуры его имени А. и З.; 3) А.-З. Валидов в это время находился в Бухаре - можно выдвинуть предположение, что его соратники, оставшиеся в Башкортостане, пытались легитимизировать его пребывание

в Бухарской республике и привлечь его на сторону советской власти, т.е. спасти от расправы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Но, с другой стороны: 1) уже в это время деятельность А.-З. Валидова в Средней Азии вызывала резко негативное отношение к его персоне и деятельности со стороны коммунистов и представителей Советского государства, а ВЧК вела охоту на него. Несмотря на то, что А.-З. Валидов скрывался под разными псевдонимами, чекисты располагали сведениями о его передвижениях и установили его местонахождение - в конце

1921 - начале 1922 г. он находился в Бухаре; 2) в начале января Башкирской партийной организации поступила директива от ЦК РКП (б) отмежеваться от А.-З. Валидова как от ярого врага советской власти и контрреволюционера, издав специальное воззвание к местным коммунистам. Такое обращение появилось в середине января

1922 г. после прошедшей очередной партконференции Башкирского обкома РКП (б). В этом воззвании говорилось, что связь с ним приравнивается к измене Советской власти.

Сопоставляя все эти факты, вряд ли можно предположить, что башкирские власти могли пойти против директив центральных органов. Но, тем не менее, документы существуют, и исследователям остается только гадать и выдвигать гипотезы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Национальный архив Республики Башкортостан (НА РБ). Ф. Р-394. Оп. 4. Д. 48.

2. Расулов А.Н. История взаимоотношений народов Туркестана, Поволжья и Приуралья (1917 -1924 гг.). Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора исторических наук. Ташкент,

2005.

3. НА РБ. Ф. Р-394. Оп. 4. Д. 56.

4. НА РБ. Ф. Р-99. Оп. 1. Д. 6.

5. НА РБ. Ф. Р-99. Оп. 1. Д. 5.

6. НА РБ. Ф. Р-99. Оп. 1. Д.2.

7. НА РБ. Ф. Р-99. Оп. 1. Д. 8.

8. НА РБ. Ф. Р-99. Оп. 1. Д. 7.

9. Образование Башкирской Автономной Совет-

ской Социалистической Республики. Сб. документов

и материалов под ред. Б.Х. Юлдашбаева. Уфа, 1959. 990 с.

10. НА РБ. Ф. Р-99. Оп. 1. Д. 1.

11. НА РБ. Ф. Р-99. Оп. 1. Д. 4.

REFERENCES

1. Natsionalnyy arkhiv Respubliki Bashkortostan [National Archives of the Republic of Bashkortostan]. Fond R-394, opis 4, delo 48.

2. Rasulov, A.N. Istoriya vzaimootnosheniy narodov Turkestana, Povolzhya i Priuralya (1917 - 1924 gg.) [The history of relations among the peoples of Turkestan, the Volga region and the Urals (1917 - 1924). Dr. Sci. Thesis in History. Tashkent, 2005. (in Russ.).

3. Natsionalnyy arkhiv Respubliki Bashkortostan [National Archives of the Republic of Bashkortostan]. Fond R-394, opis 4, delo 56.

4. Natsionalnyy arkhiv Respubliki Bashkortostan [National Archives of the Republic of Bashkortostan]. Fond R-99, opis 1, delo 6.

5. Natsionalnyy arkhiv Respubliki Bashkortostan [National Archives of the Republic of Bashkortostan]. Fond R-99, opis 1, delo 5.

6. Natsionalnyy arkhiv Respubliki Bashkortostan [National Archives of the Republic of Bashkortostan]. Fond R-99, opis 1, delo 2.

7. Natsionalnyy arkhiv Respubliki Bashkortostan [National Archives of the Republic of Bashkortostan]. Fond R-99, opis 1, delo 8.

8. Natsionalnyy arkhiv Respubliki Bashkortostan [National Archives of the Republic of Bashkortostan]. Fond R-99, opis 1, delo 7.

9. Obrazovaniye Bashkirskoy Avtonomnoy Sovetskoy Sotsialisticheskoy Respubliki [Formation of the Bashkir Autonomous Soviet Socialist Republic]. Collection of documents and materials. B.Kh. Yuldashbayev (ed.). Ufa, 1959. 990 p. (in Russ.).

10. Natsionalnyy arkhiv Respubliki Bashkortostan [National Archives of the Republic of Bashkortostan]. Fond R-99, opis 1, delo 1.

11. Natsionalnyy arkhiv Respubliki Bashkortostan [National Archives of the Republic of Bashkortostan]. Fond R-99, opis 1, delo 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.