Научная статья на тему 'Представительства субъектов Российской Федерации в систе-£ Ме государственных представительских структур'

Представительства субъектов Российской Федерации в систе-£ Ме государственных представительских структур Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
448
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вопросы управления
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / РЕГИОНАЛЬНОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО / СИСТЕМА / ПРЕДСТАВИТЕЛЬСКИЕ СТРУКТУРЫ / ФУНКЦИИ / ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ИНТЕРЕСОВ / REPRESENTATIVE OFFICES OF THE SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION / REGIONAL REPRESENTATION / SYSTEM / REPRESENTATIVE STRUCTURES / FUNCTIONS / REPRESENTATION OF INTERESTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Степанов Вадим Евгеньевич

Проблема статьи обусловлена отсутствием научных разработок о роли и значении представительств субъектов Российской Федерации в системе государственных представительских структур. В статье уделяется внимание институтам федерального и регионального представительства. Цель статьи определение роли и значения представительств субъектов Российской Федерации в системе государственных представительских структур, исследование основных видов представительств субъектов Российской Федерации в системе государственного управления, выявление основных функций представительств, определение субъектов представления институтов представительств, а также особенностей их «принадлежности» к институтам власти и определенным территориям. В рамках исследования видов представительств в статье проводится анализ подсистем системы представительств субъектов Российской Федерации: «регион-муниципальное образование», «регион-законодательная власть»; «регион-регион», «регион-федеральный центр», «регион-федеральные округа», «регион-зарубежное государство» и роли представительств субъектов Российской Федерации в городе Москве. Отмечено, что представительства субъектов Российской Федерации в городе Москве зачастую выполняют организационно-технические функции, вместо представительских. Научная новизна: исследована система государственных представительских структур, детерминированы субъекты представления институтов представительств, определены основные виды представительств субъектов Российской Федерации в городе Москве и их политикотерриториальные принадлежности, а также отмечена необходимость статусно-функциональной модернизации представительств субъектов Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Степанов Вадим Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Representative offices of the Russian Federation subjects in the system of state representative structures

The problem of the article is established by the lack of scientific research on the role and significance of representative offices of the Russian Federation in the system of state representative structures. The article focuses on the institutions of Federal and regional representation. The purpose of the article is to determine the role and significance of representative offices of the Russian Federation in the system of state representative structures, to study the main types of representative offices of the Russian Federation in the system of public administration, to identify the main functions of representative offices, to determine the subjects and institutions of representative offices, as well as the features of their “belonging” to government institutions and certain territories.As part of the study of types of representative offices, the article analyzes the subsystems of the system of representative offices of the Russian Federation: “region-municipal entity”, “region-legislative power”; “region-region” “region-Federal center”, “region-Federal districts”, “region-foreign state” and the role of representative offices of the Russian Federation in Moscow. It is noted that representative offices of the Russian Federation subjects in Moscow often perform organizational and technical functions instead of representative ones. Scientific novelty: the system of state representative structures is studied, the subjects representing the institutions missions are determined, principal offices of constituent entities of the Russian Federation in Moscow and their political and territorial jurisdictions are identified, the weak role of the representative offices of constituent entities of the Russian Federation as a full-fledged representative structures in the processes of state interaction is revealed and the need for status and functional upgrading of representative offices of constituent entities in the Russian Federation are also noted.

Текст научной работы на тему «Представительства субъектов Российской Федерации в систе-£ Ме государственных представительских структур»

м «

Я

о я

се

С

^

н

и

ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР

УДК: 342.55 ГРНТИ: 04.51.35

ББК: 67.400.532.22 Код ВАК: 22.00.08

DOI: 10.22394/2304-3369-2020-1-170-180

В.Е. Степанов

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте

Российской Федерации, Москва, Россия ЛиШогГО: 966570

АННОТАЦИЯ:

Проблема статьи обусловлена отсутствием научных разработок о роли и значении представительств субъектов Российской Федерации в системе государственных представительских структур. В статье уделяется внимание институтам федерального и регионального представительства. Цель статьи - определение роли и значения представительств субъектов Российской Федерации в системе государственных представительских структур, исследование основных видов представительств субъектов Российской Федерации в системе государственного управления, выявление основных функций представительств, определение субъектов представления институтов представительств, а также особенностей их «принадлежности» к институтам власти и определенным территориям. В рамках исследования видов представительств в статье проводится анализ подсистем системы представительств субъектов Российской Федерации: «регион-муниципальное образование», «регион-законодательная власть»; «регион-регион», «регион-федеральный центр», «регион-федеральные округа», «регион-зарубежное государство» и роли представительств субъектов Российской Федерации в городе Москве. Отмечено, что представительства субъектов Российской Федерации в городе Москве зачастую выполняют организационно-технические функции, вместо представительских. Научная новизна: исследована система государственных представительских структур, детерминированы субъекты представления институтов представительств, определены основные виды представительств субъектов Российской Федерации в городе Москве и их политико-территориальные принадлежности, а также отмечена необходимость статусно-функциональной модернизации представительств субъектов Российской Федерации.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: представительства субъектов Российской Федерации, региональное представительство, система, представительские структуры, функции, представление интересов.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ:

Вадим Евгеньевич Степанов, Институт государственной службы и управления, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, 119606, Россия, г. Москва, пр. Вернадского, 84, vstepanov777@yandex.ru

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Степанов В.Е. Представительства субъектов Российской Федерации в системе государственных представительских структур //Вопросы управления. 2020. № 1 (62). С. 170-180.

Актуальность темы исследования обусловлена отсутствием научных исследований, посвященных роли и значению представительств субъектов Российской Федерации в системе государственных представительских структур. Несмотря на двадцатилетнее существование представительств субъектов Российской Федерации в современной системе госуправления, их научная разработанность остаётся на невысоком уровне. Так, анализ представительств субъектов РФ был проведен такими учеными, как Г.В. Дондокова [1], Р.Х. Гу-бейдуллин [2;3], Р.З. Бикбов [4], Н.П. Дам-баева [5], Р.А. Сахиева [6;7]. Работы указанных ученых в основном были посвящены социологическим и юридическим аспектам деятельности представительств, однако роль и место представительств субъектов Российской Федерации в системе государственных представительских структур рассмотрены ранее, в том числе в работах приведенных ученых, не были. Таким образом, целью настоящей статьи является определение роли и места представительств в системе государственных представительских структур, исследование основных видов представительств субъектов Российской Федерации в системе государственного управления, выявление основных функций представительств, определение субъектов представления институтов представительств, а также особенностей их «принадлежности» к институтам власти и определенным территориям.

Рассматривая механизмы взаимодействия в современном государственном управлении России, нельзя не проанализировать комплекс взаимосвязанных представительских структур в Российской Федерации, которые играют важнейшую роль в коммуникации между уровнями и ветвями власти.

Система федерального представительства представлена корпусом полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах; полномочными представителями Президента в Государственной Думе и Совете Федерации; полномочным представителем Президента в Конституционном Суде; специальными представителями Президента Российской Федерации по вопросам климата и природоохранной деятель-

ности, экологии и транспорта [8]. Представители Президента России представляют интересы главы государства и способствуют реализации его конституционных полномочий.

Система представительства региональных интересов определена в Конституции России [9] и реализуется в Федеральном Собрании Российской Федерации, состоящем из Совета Федерации и Государственной Думы.

«Верхняя палата» - Совет Федерации обеспечивает представительство регионов России и формируется из двух представителей от каждого субъекта Российской Федерации, один представитель от исполнительной власти региона, второй - от законодательной власти региона.

«Нижняя палата» - Государственная Дума обеспечивает представительство населения и формируется из депутатского корпуса, всего 450 депутатов, 225 из которых избираются по одномандатным избирательным округам, а остальные 225 депутатов избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов избирателей, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты Государственной Думы [10, ст. 3].

Кроме того, представительство региональных интересов на федеральном уровне реализуется в Государственном совете Российской Федерации, совещательном органе, содействующем реализации полномочий Президента России по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти [11]. В состав Государственного совета входят наряду с Председателями палат Федерального Собрания, Полномочными представителями Президента в федеральных округах и руководителями парламентских фракций Государственной Думы, также высшие должностные лица субъектов Российской Федерации, которые реализуют представительскую функцию на высшем уровне.

Вместе с тем в соответствии с темой нашей работы, подробнее рассмотрим систему представительства субъектов Российской Федерации. Данная система в отличие от предыдущей формально не закреплена в Конституции России, но реализуется в соответствии с ее нормами [9, ст. 72, ст. 5], из которых следует, что:

1. Принципы организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Федерации и ее субъектов.

2. Все субъекты Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти равноправны.

Данная система реализуется как во внутренних связях, так и во внешних связях региона, образуя подсистемы.

Говоря о реализации представительства внутри региона-соответствующего субъекта Российской Федерации, мы имеем ввиду институт представительства региональной власти в:

- муниципальном образовании региона (подсистема «регион - муниципальное образование»)

Так, например, в структуре аппарата Правительства Ставропольского края существует должность Представителя Губернатора Ставропольского края в муниципальном образовании Ставропольского края. Его основными задачами являются:

• представление интересов главы региона на курируемой территории;

• информирование главы региона о складывающейся социально-экономической и общественно-политической ситуации на данной территории;

• содействие развитию местного самоуправления на курируемой территории.

• контроль исполнения поручений главы региона на соответствующей территории [12].

Вместе с тем существуют Представители Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа в муниципальных образованиях [13], которые обладают схожими функциями с аналогичными представителями в Ставропольском крае.

В структуре аппарата Правительства Московской области в 2014 году существовала должность спецпредставителя Губернатора Московской области в городе Королёв в ранге советника Губернатора Московской области [14].

- региональном законодательном органе (подсистема «регион - законодательная власть»)

К примеру, Полномочный представитель Мэра Москвы в Московской городской Думе [15]; Постоянный представитель Губернатора Московской области в Московской областной Думе [16]; Представитель Губернатора и Правительства Алтайского края в Алтайском краевом Законодательном Собрании [17] и другие.

По данным должностям предусматривается ведение следующих вопросов:

1) взаимодействие высшего должностного лица региона и исполнительной власти с законодательной властью;

2) реализация контроля за соблюдением порядка рассмотрений в региональных исполнительных органах депутатских обращений и запросов;

3) подготовка и реализация планов законопроектных работ региональной исполнительной власти, контроль за их исполнением;

4) анализ и подготовка заключений по адресованным главе региона и исполнительной власти обращениям законодательного органа, а также отдельных депутатов, фракций, комиссий, а также подготовка проектов поручений главы региона по указанным вопросам и другие.

В практике регионального управления встречаются также специфические формы представительских институтов, например, Представитель Губернатора Архангельской области по развитию Арктики [18]. К сожалению, его функциональные задачи в открытых источниках информации отсутствуют.

Вместе с тем анализ сети представительств в регионах России позволяет нам сделать вывод о наличии еще одной, но уже внешней подсистемы представительств - «регион - регион». На этом уровне представительства выступают активными субъектами межрегионального взаимодействия, как правило, в части тиражирования и применения успешных практик во разных сферах жизнедеятельности региона, привлечения инвестиций и т.д. При этом регионы представляют свои интересы не только в Москве, но и на территории других субъектов РФ. Например, Представительства в других субъектах Российской Федерации имеют Республики Башкортостан [19], Дагестан [20], Ингуше-

тия [21], Татарстан [22],Ямало-Ненецкий автономный округ [23] и другие субъекты Федерации. Отметим, что Республика Татарстан имеет наибольшее количество представительских институтов в субъектах РФ.

Менее известной является подсистема представительства интересов субъектов РФ - «регион - федеральные округа». Представительства в федеральных округах имеют Республика Ингушетия и Республика Северная Осетия-Алания [24], а Республика Коми имеет представительство в Северо-Западном регионе Российской Федерации [25]. Часть представительств данной подсистемы функционирует на общественных началах, а часть как органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, структурные подразделения указанных органов, а также как отдельные должности в аппаратах региональных органов власти.

Существует и еще одна подсистема - «регион - иностранное государство», в которой представительства выступают связующими звеньями между органами власти субъекта Федерации и зарубежными странами. Лидером по присутствию в зарубежных странах является также Республика Татарстан, которая имеет 5 полномочных и постоянных, а также более десяти торгово-экономических представительств в таких государствах, как Казахстан, Франция, Турция, Азербайджан, Беларусь, Объединенных Арабских Эмиратах, Узбекистан, Куба, Финляндия, Чехия, Швейцария, Украина, а также при Торговых представительствах Российской Федерации в Соединённых Штатах Америки и Туркменистане [26]. Активно функционирует Представительство Краснодарского края в Италии и других странах [27]. Сферами взаимодействия выступают, как правило, экономическая, культурно-образовательная, социальная, духовная и другие.

Следующей и наиболее многочисленной подсистемой регионального представительства является «регион - центр» - представительства субъектов Российской Федерации в городе Москве. Запрос на такие представительства обусловлен необходимостью постоянной вовлеченности субъектов РФ в актуальную федеральную повестку. Кроме то-

го, представительства реализуют ряд важнейших функций - представительские, организационные, координирующие, информационные, аналитические, контрольные.

Представительские функции - представление, продвижение и отстаивание интересов субъектов РФ на федеральном уровне. По сути, речь идет о региональном лоббировании интересов регионов. Определяя содержание лоббирования, мы опирались на исследования авторитетных ученых, в частности, на работы Л.Е. Ильичевой, определяющей лоббизм как специфический автономный механизм давления, нацеленный на принятие соответствующего государственного решения [28].

В настоящее время лишь некоторые представительства субъектов РФ де-факто частично выполняют функцию лоббистов интересов региона, представляют, в рамках возложенных задач, высшее должностное лицо, региональную исполнительную и законодательную власть в отношениях с Российской Федерацией, иными субъектами РФ, бизнес-субъектами, некоммерческими и общественными организациями и иными субъектами. Несомненно, что основной задачей в данном случае является продвижение региональных интересов в целях эффективного социально-экономического развития и улучшения имиджа регионов. Представительства, в определенной мере, способствуют формированию брендов регионов, если рассматривать бренды не просто как визуализацию образа региона, а как продвижение его ценности и привлекательности [29].

Однако большая часть представительств выполняет лишь организационно-обеспечительные функции, часть которых теряет свою актуальность в условиях динамически развивающихся 1Т-ресурсов и транспорта. Совершенно точно, что текущие возможности оперативной мобильной и видеосвязи, воздушного и скоростного железнодорожного транспорта позволяют представителям регионов быть намного мобильнее и самостоятельно, без представительств, представлять интересы региона и решать задачи взаимодействия с федеральным центром.

Организационные функции заключаются в осуществлении взаимодействия региональ-

ных органов власти с федеральным центром, другими регионами, иностранными государствами и иными хозяйствующими субъектами. К организационным функциям можно также отнести решение вопросов по включению в федеральные программы; организацию деловых и официальных встреч; оказание содействия командированным в Москву региональным должностным лицам и другое. В то же время объем работы по обеспечению деятельности региональных должностных лиц в городе Москве занимает значимую часть «функционала» представительств.

Координирующие функции представительств выражаются в координации деятельности по:

- исполнению соглашений, договоров субъектами Российской Федерации, федеральной властью, иностранными государствами и иными субъектами;

- исполнению полномочий органов власти субъектов Федерации во взаимоотношениях с Российской Федерацией.

Кроме того, в документах, регламентирующих деятельность некоторых представительств, встречается более широкое толкование координирующей функции, выражающейся в привлечении в регион специалистов востребованных профессий, а также привлечении национальных и зарубежных инвестиций в региональную экономику и др.

Информационные функции представительств представляют собой сбор, аккумуляцию и транслирование данных, необходимых для принятия управленческих решений руководством региона; информирование федерального центра о комплексной ситуации в регионе; деятельность по включению региональных новостей в информационную повестку федеральных медиа.

Аналитические функции выражаются в формировании аналитических материалов о различных социально-экономических процессах, представляющих интерес для органов власти субъектов Федерации. Данные группы функций обусловлены, в том числе, необходимостью анализа проведенных мероприятий, конференций, форумов для дальнейшей передачи актуальных данных профильных органам власти региона. Стоить отметить, что

аналитические функции зафиксированы не во всех нормативных актах о представительствах, однако они представляют собой, на наш взгляд, «логическое продолжение» организационных, координирующих и информационных функций.

Контрольные функции представляют собой мониторинг исполнения соглашений между субъектами Федерации, субъектами Федерации и федеральным центром, субъектами Федерации и бизнес-субъектами, общественными организациями и иными субъектами. Контрольные функции представительств в данном контексте, на наш взгляд, имеют преимущественно координирующий характер. К контрольным функциям представительств в некоторых случаях относят участие в антикоррупционных мероприятиях и мониторинге. Не думаем, что представительства могут быть эффективны в части решения такой актуальной задачи, как противодействие нарушениям коррупционного характера, так как представительства встроены в систему власти и являются одновременно и субъектом, и объектом борьбы с коррупцией. Вывод о неэффективности борьбы с коррупцией при совпадении объекта и субъекта такой борьбы был сделан ученым-исследователем Комлевой В.В. по результатам анализа антикоррупционных программ, мероприятий по их реализации и опыта по борьбе с коррупцией: органы власти сами вносят изменения в планы по противодействию коррупции, сами направляют статистику об эффективности реализации антикоррупционных программ и планов [30].

Таким образом, изучив функции представительств субъектов РФ отметим следующее:

- функции представительств специфичны в зависимости от приоритетных задач их учредителя - регионального органа исполнительной власти.

- функции представительств схожи, но имеются различия в части их роли и значения для лоббирования интересов региона.

Что касается нормативного правового регулирования функций и полномочий представительств, то оно реализуется по-разному: полномочия представительств республик регулируются региональным законодательством, а полномочия представительств кра-

ев и областей - федеральным законодательством [31].

Обобщив статусно-ролевые позиции представительств субъектов РФ в городе Москве, мы пришли к следующим выводам:

- институт представительства позиционируются как представительство непосредственно:

1) субъекта РФ;

2) руководителя субъекта РФ;

3) высшего органа исполнительной власти субъекта РФ;

4) руководителя субъекта и высшего органа исполнительной власти субъекта РФ.

- определены политико-территориальные принадлежности представительств:

1) при Президенте Российской Федерации;

2) при Правительстве Российской Федерации;

3) при Президенте Российской Федерации и Правительстве Российской Федерации;

4) в городе Москве;

5) при Правительстве Российской Федерации в городе Москве;

6) в Российской Федерации;

7) при федеральных органах государственной власти Российской Федерации;

8) при Правительстве Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации;

9) в органах государственной власти Российской Федерации.

- определены виды представительств:

1) Постоянное представительство;

2) Полномочное представительство;

3) Представительство;

4) Управление — представительство;

5) Представитель.

Таким образом, мы определили, что система федерального и регионального представительства представлена целым комплексом институтов, закрепленных в федеральном законодательстве: Совет Федерации и Государственная Дума Федерального Собрания Рос-

сийской Федерации, Государственный совет Российской Федерации, полномочные представители Президента Российской Федерации.

Вместе с тем рассматривая детально систему регионального представительства, мы определили, что система представительств субъектов Российской Федерации не ограничивается одним уровнем. Регионы образуют институты представительства для взаимодействия с муниципальными образованиями, региональной законодательной властью, иностранными государствами, федеральным центром, федеральными округами и с другими регионами. Поэтому мы можем говорить, как минимум, о шести подсистемах системы представительств субъектов РФ (внутренние: «регион-муниципальное образование», «регион-законодательная власть»; внешние: «регион-регион», «регион-федеральный центр», «регион-федеральные округа», «регион-зарубежное государство»), позволяющих им в рамках законодательства и полномочий обеспечивать реализацию своих интересов.

Таким образом, роль и значение представительств субъектов Российской Федерации в системе государственных представительских структур трудно переоценить, так как их значимость как полноценных представительских структур в процессах государственного взаимодействия ослабевает ввиду развития современных возможностей высокоскоростного транспорта, ресурсов связи, 1Т-ресурсов. Совокупность указанных факторов позволяет в определенных случаях учредителям - региональным властям быть мобильнее и без участия представительств представлять интересы региона на той или иной территории. В связи с этим институт представительств субъектов Российской Федерации на данном этапе нуждается в детальном анализе с точки зрения статусно-функциональной составляющей.

ЛИТЕРАТУРА

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Дондокова Г. В. Институт представительства субъектов Российской Федерации, как форма взаимодействия с федеральным центром: диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук. Москва, 2000.

2. Губейдуллин Р. Х. Место представительств субъектов РФ в системе договорных отношений. // Вопросы российского и международного права. 2016. №3. С. 161-168.

3. Губейдуллин Р. Х. Представительства субъектов РФ в механизме реализации договорных отношений: диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Казань, 2016.

4. Бикбов Р. З. Представительства субъекта РФ - новый институт региональной политики // Экономика региона. 2007. № 2. С. 271-275.

5. Дамбаева Н. П. Представительство Республики Бурятия за рубежом: нормативно-правовые основы // Современные научные исследования и разработки. 2018. № 9 (26). С. 149-155.

6. Сахиева Р. А. Представительства субъектов в федеральном центре, других субъектах РФ, их роль в реализации договорных отношений. // Вопросы российского и международного права. 2016. №5. С. 12-19.

7. Сахиева Р. А. Понятие, порядок организации и функции представительств субъектов Российской Федерации // Актуальные проблемы экономики и права. 2016. Т. 10. № 3. С. 116-122.

8. Официальный сайт Администрации Президента Российской Федерации. URL: http://www. kremlin.ru/structure/administration/members (дата обращения: 10.01.2020).

9. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) [электронный ресурс] // СПС Консуль-тантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 10.01.2020).

10. О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: Федеральный закон от 22 февраля 2014 года N 20-ФЗ (ред. от 29.05.2019) [электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. URL: http://ww w.consultant.ru/ (дата обращения: 10.01.2020).

11. О Государственном совете Российской Федерации: Указ Президента РФ от 1 сентября 2000 года N 1602 [электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 10.01.2020).

12. Об утверждении положения о представи-

теле Губернатора Ставропольского края в муниципальном образовании Ставропольского края: Постановление Губернатора Ставропольского края от 10 февраля 2014 года№ 39 [электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. URL: http:// www.consultant.ru/ (дата обращения: 10.01.2020).

13. Официальный сайт Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа. URL: https: // www.yanao.ru/activity/1074/ (дата обращения:

02.12.2019).

14. Архивная версия сайта Правительства Московской области. URL: http://web2.mosreg. df.ru/gubernator/press-releasy/spetspredstavitel-gu bernatora-v-gorode-korolyeve-v-range-sovetnika-gubernatora/ (дата обращения: 02.12.2019).

15. О распределении обязанностей между Мэром Москвы и заместителями Мэра Москвы в Правительстве Москвы: Распоряжение Мэра Москвы от 27 июля 2012 № 620-РМ [электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. URL: ht tp://www.consultant.ru/ (дата обращения:

10.01.2020).

16. О постоянном представителе Губернатора Московской области в Московской областной Думе: Постановление Губернатора Московской области от 28 ноября 2018 года № 589-ПГ [электронный ресурс] // Официальный сайт Правительства Московской области. URL: www.mosreg .ru (дата обращения: 10.01.2020).

17. Об утверждении Положения о Представителе Губернатора и Правительства Алтайского края в Алтайском краевом Законодательном Собрании: Указ Губернатора Алтайского края от 19 декабря 2018 года № 222 [электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 10.01.2020).

18. Официальный сайт Администрации Губернатора Архангельской области и Правительства Архангельской области. URL: https://dvinal and.ru/gov/adm/ (дата обращения: 02.12.2019).

19. Официальный сайт постоянного представительства Республики Башкортостан в Челябинской области. URL: http://pprb-chel.ru/ (дата обращения: 03.12.2019).

20. Официальный сайт представительства Республики Дагестан в Ставропольском крае. URL: http://dagstav.ru/ (дата обращения: 03.12.2019).

21. Официальный сайт постоянного представительства Республики Ингушетия при Прези-

денте Российской Федерации. URL: http://postpr edstvo.ru/rabota-s-regionami/ (дата обращения: 03.12.2019).

22. Официальный сайт постоянного представительства Республики Татарстан в республике Крым и городе Севастополе. URL: http://postpr edrk.tatarstan.ru/ (дата обращения: 04.12.2019).

23. Официальный сайт представительства Ямало-Ненецкого автономного округа в городе Санкт-Петербурге. URL: https://spb.yanao.ru /about/ (дата обращения: 04.12.2019).

24. Официальный сайт постоянного представительства Республики Северная Осетия-Алания при Президенте Российской Федерации. URL: http://pp.alania.gov.ru/about/region/ (дата обращения: 04.12.2019).

25. Официальный сайт представительства Республики Коми в Северо-Западном регионе Российской Федерации. URL: http://spb.rkomi.ru (дата обращения: 04.12.2019).

26. Официальный сайт полномочного представительства Республики Татарстан в Российской Федерации. URL: http://tatmsk.tatarstan.r u/rus/predstavitelstva-rt.htm (дата обращения: 05.12.2019).

27. Официальный сайт постоянного представительства администрации Краснодарского края при Правительстве Российской Федерации. URL: http://www.kubanrep.ru/krkr73.html (дата обращения: 05.12.2019).

28. Ильичева Л. Е. Провокация в системе политических технологий в лоббистской деятельности // Провокация: экспертное измерение. — М.: Новый хронограф. 2017. C. 56-69.

29. Комлева В. В. Бренды регионов в России как способ продвижения в среде инвесторов // Среднерусский вестник общественных наук. 2012. №4(2). С. 162-166.

30. Комлева В. В. Совпадение субъекта и объекта борьбы с коррупцией в России // Государственная служба. 2015. № 2 (94). С. 81-83.

31. О представительствах администраций краев и областей при Правительстве Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 02 апреля 1992 № 323 [электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 10.01.2020).

REPRESENTATIVE OFFICES OF THE RUSSIAN FEDERATION SUBJECTS IN THE SYSTEM OF STATE REPRESENTATIVE

STRUCTURES

V.E. Stepanov

Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration,

Moscow, Russia

ABSTRACT:

The problem of the article is established by the lack of scientific research on the role and significance of representative offices of the Russian Federation in the system of state representative structures. The article focuses on the institutions of Federal and regional representation. The purpose of the article is to determine the role and significance of representative offices of the Russian Federation in the system of state representative structures, to study the main types of representative offices of the Russian Federation in the system of public administration, to identify the main functions of representative offices, to determine the subjects and institutions of representative offices, as well as the features of their "belonging" to government institutions and certain territories. As part of the study of types of representative offices, the article analyzes the subsystems of the system of representative offices of the Russian Federation: "region-municipal entity", "regionlegislative power"; "region-region", "region-Federal center", "region-Federal districts", "region-foreign state" and the role of representative offices of the Russian Federation in Moscow. It is noted that representative offices of the Russian Federation subjects in Moscow often perform organizational and technical functions instead of representative ones. Scientific novelty: the system of state representative structures is studied, the

subjects representing the institutions missions are determined, principal offices of constituent entities of the Russian Federation in Moscow and their political and territorial jurisdictions are identified, the weak role of the representative offices of constituent entities of the Russian Federation as a full-fledged representative structures in the processes of state interaction is revealed and the need for status and functional upgrading of representative offices of constituent entities in the Russian Federation are also noted.

KEYWORDS: representative offices of the subjects of the Russian Federation, regional representation, system, representative structures, functions, representation of interests.

AUTHORS' INFORMATION:

Vadim E. Stepanov, Institute of Public Administration and Civil Service, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration,

84, Vernadskogo ave., Moscow, 119606, Russia, vstepanov777@yandex.ru

FOR CITATION: Stepanov V.E. Representative offices of the Russian Federation subjects in the system of state representative structures // Management issues. 2020. № 1 (62). P. 170-180.

REFERENCES

1. Dondokova G. V. Institute of representation of the subjects of the Russian Federation as a form of interaction with the Federal Center: thesis for the candidate's degree of Sociological science. Moscow, 2000. [Dondokova G. V. Institut predstavi-tel'stva sub'ektov Rossiyskoy Federatsii, kak forma vzaimodeystviya s federal'nym tsentrom: dissertat-siya na soiskanie uchenoy stepeni kandidata sotsio-logicheskikh nauk. Moskva, 2000.] - (In Rus.)

2. Gubaidullin R. H. Place of representative offices of the subjects of the Russian Federation in the system of contractual relations. // Issues of the Russian and international law. 2016. №. 3. P. 161-168. [Gubeydullin R. Kh. Mesto predstavitel'stv sub'ektov RF v sisteme dogovornykh otnosheniy. // Voprosy rossiyskogo i mezhdunarodnogo prava. 2016. № 3. S. 161-168.] - (In Rus.)

3. Gubaidullin R. H. Representation of the Russian Federation's subjects in the mechanism of implementation of contractual relations: thesis for the candidate's degree of Legal science. Kazan, 2016. [Gubeydullin R. Kh. Predstavitel'stva sub'ektov RF v mekhanizme realizatsii dogovornykh otnosheniy: dissertatsiya na soiskanie uchenoy stepeni kandidata yuridicheskikh nauk. Kazan', 2016.] - (In Rus.)

4. Bikbov R. Z. Representations of the subject of the Russian Federation - a new Institute of regional policy // Economy of the region. 2007. №. 2. P. 271275. [Bikbov R. Z. Predstavitel'stva sub'ekta RF -novyy institut regional'noy politiki // Ekonomika re-giona. 2007. № 2. S. 271-275.] - (In Rus.)

5. Dambayeva N. P. Representation of the Republic of Buryatia abroad: rules and regulations // Modern scientific research and development. 2018. №. 9

(26). P. 149-155. [Dambaeva N. P. Predstavitel'stvo Respubliki Buryatiya za rubezhom: normativno-pravovye osnovy // Sovremennye nauchnye issle-dovaniya i razrabotki. 2018. № 9 (26). S. 149-155.] - (In Rus.)

6. Sakhieva R. A. Representation of the subjects in the Federal center, other subjects of the Russian Federation, their role in the implementation of contractual relations. // Issues of the Russian and international law. 2016. №. 5. P. 12-19. [Sakhieva R. A. Predstavitel'stva sub'ektov v federal'nom tsentre, drugikh sub'ektakh RF, ikh rol' v realizatsii dogovornykh otnosheniy. // Voprosy rossiyskogo i mezhdunarodnogo prava. 2016. № 5. S. 12-19.] - (In Rus.)

7. Sakhieva R. A. Concept, order of organization and functions of representative offices of the subjects of the Russian Federation // Topical issues of economics and law. 2016. T. 10. №. 3. P. 116122. [Sakhieva R. A. Ponyatie, poryadok organizatsii i funktsii predstavitel'stv sub'ektov Rossiyskoy Fed-eratsii // Aktual'nye problemy ekonomiki i prava. 2016. T. 10. № 3. S. 116-122.] - (In Rus.)

8. Official website of the Presidential Administration of the Russian Federation. URL: http://www. kremlin.ru/structure/administration/members (date of reference 10.01.2020). [Ofitsial'nyy sayt Ad-ministratsii Prezidenta Rossiyskoy Federatsii. URL: http://www.kremlin.ru/structure/administratio n/members (data obrashcheniya: 10.01.2020).] - (In Rus.)

9. The Constitution of the Russian Federation (adopted by the popular vote on December 12, 1993) [Electronic resource] // RLS Consultant-Plus. URL: http://www.consultant.ru/ (date

of reference: 10.01.2020). [Konstitutsiya Rossiyskoy Federatsii (prinyata na vsenarodnom golosovanii 12 dekabrya 1993 g.) [elektronnyy resurs] // SPS Konsul'tantPlyus. URL: http://www.consultant.ru/ (data obrashcheniya: 10.01.2020).] - (InRus.)

10. On elections of deputies of the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation: Federal law of February 22, 2014 N 20-FL (ed. from 29.05.2019) [Electronic resource] // RLS ConsultantPlus. URL: http://www.consultant .ru/ (date of reference: 10.01.2020). [O vyborakh deputatov Gosudarstvennoy Dumy Federal'nogo So-braniya Rossiyskoy Federatsii: Federal'nyy zakon ot 22 fevralya 2014 goda N 20-FZ (red. ot 29.05.2019) [elektronnyy resurs] // SPS Konsul'tantPlyus. URL: http://www.consultant.ru/ (data obrashcheniya: 10.01.2020).] - (InRus.)

11. On the State Council of the Russian Federation: Decree of the President of the Russian Federation dated September 1, 2000 N 1602 [Electronic resource] // RLS ConsultantPlus. URL: http://www.co nsultant.ru/ (date of reference: 10.01.2020). [O Go-sudarstvennom sovete Rossiyskoy Federatsii: Ukaz Prezidenta RF ot 1 sentyabrya 2000 goda N 1602 [elektronnyy resurs] // SPS Konsul'tantPlyus. URL: http://www.consultant.ru/ (data obrashcheniya: 10.01.2020).] - (InRus.)

12. On the approval of the regulations on the representative of the Governor of Stavropol territory in the municipal entity of Stavropol territory: Resolution of the Governor of Stavropol territory of February 10, 2014 No. 39 [Electronic resource] // RLS ConsultantPlus. URL: http: //ww w.consultant.ru/ (date of reference: 10.01.2020). [Ob utverzhdenii polozheniya o predstavitele Gu-bernatora Stavropol'skogo kraya v munitsipal'nom obrazovanii Stavropol'skogo kraya: Postanovlenie Gubernatora Stavropol'skogo kraya ot 10 fevralya 2014 goda № 39 [elektronnyy resurs] // SPS Konsul'tantPlyus. URL: http://www.consultant.ru/ (data obrashcheniya: 10.01.2020).] - (InRus.)

13. Official website of the government of the Yamalo-Nenets Autonomous district. URL: https: //www.yanao.ru/activity/1074/ (date of reference 02.12.2019). [Ofitsial'nyy sayt Pravitel'stva Yamalo-Nenetskogo avtonomnogo okruga. URL: https://ww w.yanao.ru/activity/1074/ (data obrashcheniya: 02.12.2019).] - (InRus.)

14. Archived version ofthe website ofthe government of the Moscow region. URL: http://web2.mos reg.df.ru/gubernator/press- releasy/spetspredstavi tel-gubernatora-v-gorode-korolyeve-v-range-sove tnika-gubernatora/ (date of reference 02.12.2019).

[Arkhivnaya versiya sayta Pravitel'stva Moskovskoy oblasti. URL: http://web2.mosreg.df.ru/gubernat or/press-releasy/spetspredstavitel-gubernatora-v-gorode-korolyeve-v-range-sovetnika-gubernatora/ (data obrashcheniya: 02.12.2019).] - (In Rus.)

15. On the distribution of responsibilities between the Mayor of Moscow and the Deputy Mayor of Moscow in the Government of Moscow: Order of the Mayor of Moscow dated July 27, 2012 No. 620-RM [electronic resource] // RLS Consultant-Plus. URL: http://www.consultant.ru/ (date of reference: 10.01.2020). [O raspredelenii obyazan-nostey mezhdu Merom Moskvy i zamestitelyami Mera Moskvy v Pravitel'stve Moskvy: Rasporyazhe-nie Mera Moskvy ot 27 iyulya 2012 № 620-RM [elektronnyy resurs] // SPS Konsul'tantPlyus. URL: ht tp://www.consultant.ru/ (data obrashcheniya: 10.01.2020).] - (InRus.)

16. On the permanent representative of the Governor of the Moscow region in the Moscow regional Duma: Resolution of the Governor of the Moscow region of November 28, 2018 No. 589-PG [Electronic resource] // Official website of the government of the Moscow region. URL: www.mosreg .ru (date of reference: 10.01.2020). [O postoyan-nom predstavitele Gubernatora Moskovskoy oblasti v Moskovskoy oblastnoy Dume: Postanovlenie Gu-bernatora Moskovskoy oblasti ot 28 noyabrya 2018 goda № 589-PG [elektronnyy resurs] // Ofitsial'nyy sayt Pravitel'stva Moskovskoy oblasti. URL: www. mosreg.ru (data obrashcheniya: 10.01.2020).] - (In Rus.)

17. On the approval of the Regulations on the Representative of the Governor and the Government of the Altai territory in the Altai regional Legislative Assembly: Decree of the Governor of the Altai territory of December 19, 2018 No. 222 [Electronic resource] // Official Internet portal of legal information. URL: http://www.pravo.go v.ru (date of reference 10.01.2020). [Ob utverzh-denii Polozheniya o Predstavitele Gubernatora i Pravitel'stva Altayskogo kraya v Altayskom kraevom Zakonodatel'nom Sobranii: Ukaz Gubernatora Al-tayskogo kraya ot 19 dekabrya 2018 goda № 222 [elektronnyy resurs] // Ofitsial'nyy internet-portal pravovoy informatsii. URL: http://www.pravo.go v.ru (data obrashcheniya: 10.01.2020).] - (In Rus.)

18. Official website of the administration of the Governor of the Arkhangelsk region and the government of the Arkhangelsk region. URL: http s : / / d v i n a l a n d . r u / g o v / a d m / (date of reference 02.12.2019). [Ofitsial'nyy sayt Administratsii Gubernatora Arkhangel'skoy oblasti i Pravitel'stva

Arkhangel'skoy oblasti. URL: https://dvinaland.ru /gov/adm/ (data obrashcheniya: 02.12.2019).] - (In Rus.)

19. Official website of the permanent mission of the Republic of Bashkortostan in the Chelyabinsk region. URL: http://pprb-chel.ru (date of reference: 03.12.2019). [Ofitsial'nyy sayt postoyannogo pred-stavitel'stva Respubliki Bashkortostan v Chelyabin-skoy oblasti. URL: http://pprb-chel.ru/ (data obrashcheniya: 03.12.2019).] - (In Rus.)

20. Official website of the representative office of the Republic of Dagestan in the Stavropol territory. URL: www.dagstav.ru (date of reference 03.12.2019). [Ofitsial'nyy sayt predstavitel'stva Respubliki Dagestan v Stavropol'skom krae. URL: www.dagstav.ru (data obrashcheniya: 03.12.2019).] - (In Rus.)

21. Official website of the permanent mission of the Republic of Ingushetia to the President of the Russian Federation. URL: postpredstvo.ru/rabota-s-regionami/ (date of reference 03.12.2019). [Ofitsial'nyy sayt postoyannogo predstavitel'stva Respubliki Ingushetiya pri Prezidente Rossiyskoy Federatsii. URL: postpredstvo.ru/rabota-s-regionami/ (data obrashcheniya: 03.12.2019).] - (In Rus.)

22. Official website of the permanent mission of the Republic of Tatarstan in the Republic of Crimea and the city of Sevastopol. URL: http://postpr edrk.tatarstan.ru (date of reference: 04.12.2019). [Ofitsial'nyy sayt postoyannogo predstavitel'stva Re-spubliki Tatarstan v respublike Krym i gorode Sev-astopole. URL: http://postpredrk.tatarstan.ru/ (data obrashcheniya: 04.12.2019).] - (In Rus.)

23. Official website of the representative office of the Yamalo-Nenets Autonomous district in Saint Petersburg. URL: spb.yanao.ru/about (date of reference: 04.12.2019). [Ofitsial'nyy sayt predstavitel'stva Yamalo-Nenetskogo avtonomnogo okruga v gorode Sankt-Peterburge. URL: spb.yanao.ru/about/ (data obrashcheniya: 04.12.2019).] - (In Rus.)

24. Official website of the permanent mission of the Republic of North Ossetia-Alania to the President of the Russian Federation. URL: http: //pp .alania.gov.ru/about/region (date of reference: 04.12.2019). [Ofitsial'nyy sayt postoyannogo pred-stavitel'stva Respubliki Severnaya Osetiya-Alaniya pri Prezidente Rossiyskoy Federatsii. URL: http://pp .alania.gov.ru/about/region/ (data obrashcheniya: 04.12.2019).] - (In Rus.)

25. Official website of the representative office of the Republic of Komi in the North-Western region of the Russian Federation. URL: http:// spb.rkomi.ru (date of reference: 04.12.2019). [Ofitsial'nyy sayt predstavitel'stva Respubliki Komi

v Severo-Zapadnom regione Rossiyskoy Federatsii. URL: http://spb.rkomi.ru/ (data obrashcheniya: 04.12.2019).] - (In Rus.)

26. Official website of the authorized representative office of the Republic of Tatarstan in the Russian Federation. URL: http://tatmsk.tatarstan.r u/rus/predstavitelstva-rt.htm (date of reference

05.12.2019). [Ofitsial'nyy sayt polnomochnogo predstavitel'stva Respubliki Tatarstan v Rossiyskoy Federatsii. URL: http://tatmsk.tatarstan.ru/rus/predstav itelstva-rt.htm (data obrashcheniya: 05.12.2019).] -(In Rus.)

27. Official website of the permanent representative office of the Krasnodar territory administration under the Government of the Russian Federation. URL: http://www.kubanrep.ru/krkr73 .html (date of reference: 05.12.2019). [Ofitsial'nyy sayt postoyannogo predstavitel'stva administratsii Krasnodarskogo kraya pri Pravitel'stve Rossiyskoy Federatsii. URL: http://www.kubanrep.ru/krkr73 .html (data obrashcheniya: 05.12.2019).] - (In Rus.)

28. Ilicheva L. E. Provocation in the system of political technologies in lobbying activities // Provocation: expert measurement. - M.: New chronograph. 2017. Pp. 56-69. [Il'icheva L. E. Provokatsiya v sisteme politicheskikh tekhnologiy v lobbistskoy dey-atel'nosti // Provokatsiya: ekspertnoe izmerenie. — M. : Novyy khronograf. 2017. C. 56-69.] - (In Rus.)

29. Komleva V. V. Brands of regions in Russia as a way of promotion among investors // Central Russian Bulletin of Social Sciences. 2012. No. 4 (2). Pp. 162-166. [Komleva V. V. Brendy regionov v Rossii kak sposob prodvizheniya v srede investorov // Srednerusskiy vestnik obshchestvennykh nauk. 2012. №4(2). S. 162-166.] - (In Rus.)

30. Komleva V. V. Coincidence of the subject and object of the fight against corruption in Russia // State service. 2015. Case No. 2 (94). Pp. 81-83. [Komleva V. V. Sovpadenie sub'ekta i ob'ekta bor'by s kor-ruptsiey vRossii// Gosudarstvennaya sluzhba. 2015. № 2 (94). S. 81-83.]-(In Rus.)

31. On representations of administrations of territories and regions under the Government of the Russian Federation: Decree of the President of the Russian Federation of April 02, 1992 No. 323 [Electronic resource] // RLS ConsultantPlus. URL: ht tp://www.consultant.ru/ (date of reference:

10.01.2020). [O predstavitel'stvakh administratsiy kraev i oblastey pri Pravitel'stve Rossiyskoy Feder-atsii: Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 02 aprelya 1992 № 323 [elektronnyy resurs] // SPS Kon-sul'tantPlyus. URL: http://www.consultant.ru/ (data obrashcheniya: 10.01.2020).] - (In Rus.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.