говых органов и их должностных лиц разъяснении о налоговых ставках, тарифах; на использование налоговых льгот; на рассрочку, отсрочку уплаты налогов и т.д. Например, согласно ст. 1 Закона КНР о подоходном налоге с физических лиц от 10 сентября 1980 г., если физическое лицо проживает на территории КНР менее одного года, а его доходы, получены из источников за пределами территории КНР, то такое физическое лицо не уплачивает подоходный налог в КНР. В соответствии со ст. 4 указанного закона от уплаты подоходного налога освобождается физическое лицо, имеющее следующие виды доходов: премии или награды за достижения в науке, технике, образовании, культуре, здравоохранении, спорте и защите окружающей среды, присуждаемые государственными органами, а также иностранными и международными организациями; пособия благотворительного характера, пенсии по случаю потери кормильца, платежи в рамках материальной помощи; страховые выплаты пострадавшим; денежные выплаты и вознаграждения военнослужащим. Дипломатические и консульские работники освобождаются от уплаты подходного налога, хотя бы их доходы были получены из источников на территории КНР.
За уклонение от уплаты налогов, а также за иные нарушения налогового законодательства законодательством КНР предусмотрена ответственность. Так, Уголовный кодекс КНР содержит разд. 6 гл. 3
о «преступлениях против порядка сбора налогов», где предусмотрена уголовная ответственность за налоговые преступления.
Подводя итог вышеизложенному, отметим, что по законодательству КНР обязанности являются важнейшим элементом общественных правовых отношений. Основные обязанности человека и гражданина в КНР закреплены в Конституции КНР и тесно взаимосвязаны с корреспондирующими им правами. В целом перечень основных конституционных обязанностей схож с аналогичными обязанностями, закрепленными в конституциях европейских государств и России. Однако, безусловно, имеются и существенные особенности, связанные, прежде всего, с особым политическим режимом КНР.
1 Чжан Венсань «Теория права» // Пекин: Изд-во «Закон», 2007. С. 166.
2Хан Даюань «Конституционное право КНР»: Учебник для вузов. 2-е изд и доп. Пекин.: Закон. 2005. С. 307.
3 Ч. 3 ст. 5 Конституции КНР 1982 г. (в ред. 2004 г.).
4 Хан Даюань «Конституционное право КНР» // Учебник для вузов. 2-е изд., изм. и доп. Пекин: Закон, 2005. С. 309.
5 Ч. 2. Ст. 24 Конституции КНР 1982 г. (в ред. 2004 г.).
6Хан Даюань «Конституционное право КНР». Учебник для вузов. 2-е изд. и доп. Пекин: изд-во Закон. 2005. С. 310.
7Хан Даюань «Конституционное право КНР». Учебник для вузов. 2-е изд и доп. Пекин.: изд-во Закон. 2005. С. 311.
УДК 340.15 ББК 67.2
ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ В ДРЕВНЕМ РИМЕ И ОСОБЕННОСТИ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ
АЛЕКСАНДРА АЛЕКСАНДРОВНА КАЛЬГИНА,
кандидат юридических наук, доцент Одинцовского гуманитарного института
E-mail: aleksandranauka6@yandex. ru ВЯЧЕСЛАВ НИКОЛАЕВИЧ БЕЛОНОВСКИЙ, профессор кафедры публичного права юридического факультета РГГУ Научные специальности 12.00.02 - конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право; 12.00.01 - теория и история права и государства; история политических учений Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Рассматриваются законодательные регламентации особенностей выборных процедур в практике Древнего Рима, которые характеризовали довольно развитую электоральную культуру античности.
Ключевые слова: закон, электоральная практика, выборы, выборные производства, цензы, срок полномочий, тайное голосование, кандидат, ambitus, народное собрание, сенат, магистратура, коллегиальность, выборность, срочность, безвозмездность, ответственность, республика, империя.
Annotation. The legislative regulations of the special features of the elective procedures in the practice of Ancient Rome, which characterized the sufficiently developed electoral culture of the antiquity, are examined.
Keywords: law, electoral practice, selections, elective productions, qualifications, the period of authorities, secret voting, candidate, ambitus, people meeting, the senate, magistracy, collectiveness, electivity, urgency, gratuitousness, responsibility, republic, empire.
Рассматривая представительные органы власти и порядок их формирования в Древнем Риме, необходимо отметить и ряд качественных преобразований в технологии выборных процессов, которые не только потребовали обновления цензовых квалификаций, но и устанавливали новые правила выборных производств. К новшествам в электоральной практике можно отнести следующее: во-первых, уже по закону lex Villia annalis в 180 г. до н.э. были определены условия, открывающие гражданам доступ к отдельным магистратурам. В первую очередь это коснулось наличия у кандидатов профессиональных навыков и опыта работы и необходимого времени пребывания в той или иной должности, чтобы иметь возможность занять другую должность.
Так для занятия должности квестора требовалась десятилетняя служба в армии. Претором мог стать только бывший квестор, а консулом - бывший претор, при условии, что между двумя ступенями проходило не менее двух лет. Данным законом были внесены коррективы и в возрастной ценз, минимальный возраст для занятия должностей равнялся: эдилитет и квестура - 28 лет, претура - 40, консулат -43 года. Такое выдвижение называлось избранием в «свой год»1. Этим же законом (lex Villia annalis) вводился и известный иерархический порядок должностей - certus ordo magistratuum: квестор, курульный эдил, претор и консул. Попасть на должность консула, например, можно было, только пройдя через эти предварительные ступени2.
Кроме этого, чтобы стать сенатором, кандидат должен быть из родовитой семьи и необходимо, чтобы он был богат, хотя уровень богатства строго не фиксировался. Напомним, что римский сенат, образованный по предложению Нибура из представителей 300 римских родов, был, без сомнения, избираемым органом, пока его члены - главы немногих знатных фамилий, утвердивших свое преобладание, не добились для себя и своих наследников права состоять в сенате независимо от народного выбора3.
По закону lex Villia annalis для занятия квестуры кандидат должен предварительно отбыть в течение 10 лет воинскую повинность или в течение этих 10 лет «предъявлять себя к набору». Кроме этого, закон предусматривал еще обязательный двухлетний промежуток между сложением с себя одной должности и избранием на другую4. Выборы должностных лиц производились на ограниченный срок. Как правило, на один год. В годичности власти, кратковременности службы многие исследователи усматривали главнейшую основу римской свободы5. Важным фактором являлся отчет по истечении года полномочий. Члены коллегии должны были отчитаться и, если отчет не удовлетворял граждан Рима, к ним могли быть приняты меры ответственности по суду за допущенные злоупотребления, естественно, если будет доказан факт этих злоупотреблений. Отметим также, что и магистраты (за исключением диктатора, цензора и плебейского трибуна)
по истечении срока их полномочий также могли быть привлечены к ответственности народным собранием, избравшим их.
Таким образом, налицо была ответственность перед народом, которая фактически ограничивала произвол со стороны выборных и назначенных, которые за свои должностные действия могли быть привлечены к суду народного собрания. Интересно, в этой связи, замечание И.А. Покровского: суду и ответственности подвергались должностные лица не за нарушение тех или иных пределов своей власти (ибо таковых почти не существовало), а за дурное или своекорыстное пользование законной властью. Понятно, что при известных условиях такой суд мог превращаться в расправу одной партии над другой, но самая возможность суда должна была принуждать магистрата всякий раз чутко прислушиваться к голосу народного мнения6.
Важным моментом являлось и то, что именно с периода поздней Римской республики, как мы уже отмечали, начинается формализация порядка выдвижения кандидатов на ту или иную должность. Лицо, желавшее выставить свою кандидатуру, должно заранее заявить о себе магистрату, который с учетом цензовых квалификаций (возраст, происхождение, территориальность, принадлежность, знатность, полноправие, гражданство, исполнение воинской обязанности, имущественное состояние, уплата налогов, профессиональность, отношение к партиям, благонадежность, авторитетность, поддержка избирателей (народа), членов Народного собрания и т.д.); если кандидат им соответствовал, то созывал то Народное собрание (центуриатные комиции), в котором должны проходить выборы. Этот порядок назывался professio nominis (Особые условия, касающиеся искательства различных магистратур7). И только после этого имя кандидата выставлялось на форум. Правда, в истории Рима были случаи, когда гражданин пытался сам выставить свою кандидатуру (самовыдвижение) в обход магистратуры, где первоначально кандидатов при выборах в комициях городских магистратов предлагал сам император, в данном случае - Август. Когда же однажды, в отсутствие Августа, некто Эгнатий Руф задумал самостоятельно выдвинуть свою кандидатуру при очередных выборах, то он был обвинен и умер в тюрьме8.
Во-вторых, со времен Гая Гракха, в 139 г. до н.э. было введено впервые тайное голосование при выборах в Народное собрание, в частности магистратов, затем тайное голосование было распространенно на порядок обсуждения и принятия законопроектов, а также на дела о государственной измене (137-107 гг. до н.э.). Как отмечали авторы «Очерков по истории выборов...», введение тайного голосования принесло свободу выбора, отменило контроль за волеизъявлением граждан и позволило усилить борьбу с нарушителями избирательного законодательства. В то время как от-
крытое голосование допускало возможности оказания давления на избирателей9.
В непосредственной органичной связи с формализованными условиями отбора кандидатов на должности находился и институт неприкасаемости высших выборных лиц, наличие которого позволяло иметь необходимые параметры защищенной сферы их профессиональной деятельности. Наличие неприкосновенности (неприкасаемости) высших выборных лиц не было абсолютным и по определенной процедуре неприкосновенность можно было снять, отменить, что открывало возможность для уголовного преследования бывшего высшего выборного лица как обычного гражданина. Первый такой факт в Римской парламентской истории был зафиксирован во II в. до н.э., когда в 133 г. Тиберий Гракх предложил римскому народу программу аграрной реформы. Трибун Марк Октавий, который был хорошо знаком с Тиберием, через некоторое время после появления первых предложений о реформах наложил своё вето на законопроект Тиберия. Стоит отметить, что сперва Тиберий призывал Марка Октавия отказаться от наложенного вето («умолял своего товарища отказаться») с ораторской трибуны, затем приостановил деятельность всех магистратов, чтобы добиться отказа Октавия, и наконец, инициировал голосование о вотуме недоверия трибуну, который действует «не в интересах народа»10 или «другими словами, может ли быть лишен своего звания неприкосновенный трибун?»11. Из 35 триб 17 высказались за досрочное удаление из состава народных трибунов Марка Октавия. Правда, Тиберий пытался, остановив голосование, уговорить Октавия отказаться от своего вето на свой законопроект, но после полученного отказа, Тиберий Гракх продолжил голосование, по окончании которого Октавий был объявлен лишенным звания народного трибуна12, т.е. лишен неприкосновенности и смещён с должности народного трибуна. Интересен и тот факт, что позднее ставший народным трибуном Гай Гракх предложил (возможно, имея в виду именно Октавия) не разрешать никому занимать любую должность, если он когда-либо был лишён какой-либо магистра-туры13. Закон Гая Гракха «Ьех de аЬас^&'», лишающий права занимать какую-либо должность того, кто был удален от магистратуры по постановлению народа, конечно, усиливал авторитет народного собрания по отношению к должностным лицам. Но, как известно, он был отозван автором.
Что касается сроков нахождения в должности, то стоит отметить, что в основном исполнение должностей было одногодичным. Попытка нарушения этого срока стала одной из формальных причин гонений на Тиберия Гракха его противников в 132 г. до н.э. На один год избирались главы исполнительной власти, два высших магистрата - суфеты в Карфагенской республике. Деятельность сената до плебисцита 312 г. до н.э. также укладывалась в одногодичный срок. В силу
закона lecto senatus сенат стал составляться на целое lustrum - т.е., как правило, на пять лет.
В-третьих, в 123 г. до н.э. закон Гая Гракха запретил магистрату, лицам раннее отстраненным решением народа от должности, добиваться вновь соответствующих должностей. Данный запрет, как видим, имеет длинную историю, корнями уходит в право Древнего Рима, прошедший временное пространство различных государственных систем, в той или иной степени реанимирован в большинстве стран, в том числе и в Российской Федерации14. Правда, российским законодателем разведены институты «отстранения от должности» и «отрешения от должности»15.
По закону Суллы 81 г. до н.э. lex Cornelia de magistratbus, была установлена четкая последовательность магистратских должностей, вводились минимальные возрастные пороги для занятия тех или иных государственных должностей: для квестуры - 30 лет, для пре-туры - 40 лет, для консулата - 43 года16. По данному закону (lex Cornelia de magistratbus) был увеличен и минимальный возраст для соискателей магистратур, пассивное избирательное право, не раннее, чем в 42 года (возрастной ценз). Кроме этого, Сулла впервые вводил обязательный перерыв для повторного занятия должности; он равнялся 10 годам между переизбранием на эти должности, по истечению которых можно было снова занять соответствующий пост17.
В-четвертых, в 52 г. до н.э., во время годичного единовластного правления Помпея, «консула без коллегии», фактически, было введено обязательное присутствие для кандидатов, соискателей выборных должностей, в соответствии с которым данных кандидатов обязали находится в Риме во время выборов.
В-пятых, в 12 г. до н.э. был значительно повышен имущественный ценз для занятия государственной должности. Август закрепил государственные должности за гражданами с цензом в размере 400 000 се-стерций18.
В-шестых, в практике выборов в Древнем Риме мы впервые сталкиваемся с особым периодом предвыборной агитации кандидата, который назывался ambitus, позднее данное понятие эволюционировало и превратилось в противоположное - злоупотребление во время избирательной компании (см. об этом у Плутарха, Марка Туллия Цицерона и др.), т.е. «противозаконный способ домогательства должностей19 в противовес дозволительным способам, о которых писал в своё время Квинт-Туллий Цицерон в commentariolum petitionis20: приобретение друзей и ласковое, любезное обращение с избирателями как средство для снискания popularis voluntatis.
Таким образом, первоначально ambitus - этот промежуток времени с объявления выборов и выдвижения кандидата - до выборов, использовался для проведения предвыборной (выборной) агитации при соискании какой-либо общественной или государственной должности. Кандидат, одетый в белую тогу, показы-
вается в общественных местах - на форуме, или на Марсовом поле и других местах, стараясь привлечь народную симпатию21, просит имеющих право голоса граждан о поддержке в Народном собрании. Первоначально в этом не усматривалось ничего незаконного, однако, впоследствии возникновения злоупотреблений, вызванных усилившейся конкуренцией кандидатов к концу существования Римской республики термин ambitus, как уже отмечалось, эволюционировал и превратился в противоположное понятие - злоупотребление во время выборов, т.е. противозаконный способ получение выборной должности.
Выборные начала начинают ограничиваться, сворачиваться в Древнем Риме с упадком республиканского строя и становлением империи. Устаревшие республиканские учреждения сохранялись некоторое время, но теряли всякое общегосударственное значение. Как отмечалось в литературе, империя поначалу как бы рядилась в республиканские одежды, создавая с республиканскими магистратурами императорский чиновничий аппарат, маскируя действительную власть главы государства. Но с усилением власти императоров, необходимости в такой маскировке республиканскими учреждениями с их выборным началом уже не было22. Однако, отметим, что, несмотря на это, наметившуюся в конце первого тысячелетия до н.э. и первом тысячелетии нашей эры смену формы правления в Риме, приведшей к упадку многих демократических институтов, в том числе и в выборном праве, многие принципы и процедуры, разработанные и появившиеся в избирательной практике Древнего Рима до сих пор являются значительными и основополагающими в электоральной культуре развитых демократических стран.
1 Очерки по истории выборов и избирательного права: Учеб. пособие / Авт. коллектив: Ю.А. Веденеев, И.В. Зайцев, В.Е. Ко-раблин, В.В. Луговой /Под ред. ЮА.Веденеева, Н.А.Богодаровой. Калуга, Калужский обл. фонд возраждения историко-культурных и духовных традиций «Символ» 2002. С. 64.
2 См.: ПокровскийИ.А. История римского права. М.: Статут, 2004.С. 144.
3 См.: Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. М.: Юристъ, 1996. С.16.
4 См.: Покровский И.А. Указ. соч. С.144.
5 Там же. С.139.
6 Там же. С. 141.
7 См.: Виллемс П. Римское государственное право: Перевод
с французского / Под ред.: П.Н. Бодянский. Киев: Тип. Имп. Унта св. Владимира, 1888. С. 269-270..
8 История древнего мира. Ч. II. Греция и Рим. Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов / Бокщанин А.Г., Дворецкая И.А., Крушкол Ю.С. и др.: Под ред. А.Г. Бокщанина. 2-е изд., испр. и доп. М.: Просвещение, 1981. С. 333.
9 См.: Очерки по истории выборов и избирательного права.... С. 67.
10 Марк Октавий (народный трибун 133 года до н. э.) // https://ru.wikipedia.org/wiki/. См. об этом также: Аппиан. Римская история. Гражданские войны; Плутарх. Гракхи.
11 Римская история до падения западной Р. Империи // http:// ru.wikisource.org/wiki/
12 См.: История древнего мира. Ч. II. Греция и Рим. /Под ред. А.Г. Бокщанина.. С. 272..
13 Правда, вскоре, Гай отменил своё предложение, как свидетельствует Плутарх « по просьбе своей матери, Корнелии» (https://ru.wikipedia.org/wiki/).
14 См.: Белоновский В.Н. Отрешение от должности главы субъекта Российской Федерации как мера конституционно-правовой ответственности //Журн. «Вестник РГГУ». 2011. № 8 (70)/11. Серия «Юридические науки». С. 38-46.
15 Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. № 42. Ст. 5005; с посл. изм. и доп. // СЗ РФ. 2014. № 30 (Ч. I) Ст. 4256. (на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 22 июля 2014 г.).
16 По некоторым данным должность консула занималась с 42 лет, позднейшие законы снижали возраст консулата до 34 лет (см.: Римские древности: Краткий очерк / Под ред. И.В. Алферовой. Смоленск: Русич, 2001. С. 341).
17 См.: Бартошек М. Римское право: (Понятия, термины, определения) / Пер. с чешск. М.: Юрид.лит., 1989. С. 186.
18 Очерки по истории выборов и избирательного права. С. 64-65.
19 «Особенно подкуп, которым кандидаты бесстыднейшим образом пользовались с помощью так называемых sequestri, divisores и interpretes» (Реальный словарь классических древностей //http://slovari.yandex.ru/)
20 Квинт-Туллий Цицерон. Краткое наставление по соисканию // Письма Марка Туллия Цицерона к Аттику, близким, брату Квинту, И.Бруту: [в 3 т.] / Марк Туллий Цицерон; пер. В.О. Го-ренштейна. М., 1994. Т.1: годы 68-51. С. 5-10, 11-13.
21 См.: Покровский И.А.Указ. соч. С.144.
22 Государство в Древнем Риме // http://bestboy.narod.ru/1111.
html.