Научная статья на тему 'Представители культуры «Серебряного века» – уроженцы северо-восточной Украины'

Представители культуры «Серебряного века» – уроженцы северо-восточной Украины Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
128
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕВЕРО-ВОСТОК УКРАИНЫ / ГЛУХОВ / ПОЭТЫ / МУЗЫКАНТЫ / ХУДОЖНИКИ / ЗЕМСТВО / МЕЦЕНАТЫ / ГИМНАЗИЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Заика В. В.

В статье обобщаются факты культурного развития северо-восточной Украины конца XIX – начала XX столетий, как основы формирования творческих личностей художников, поэтов и музыкантов традиционно связанных с принципами «серебряного века» исследуется система образования, способствовавших всестороннему развитию таких деятелей культуры как Г. Нарбут, В. Нарбут, Ю. Шапорин и др. В статье освещена роль земств, меценатов, в частности, семьи Терещенко, вкладывавших значительные средства в строительство объектов культуры и образования, выделявших материальную помощь конкретным деятелям культуры. Обращается внимание на творческую связь культурной жизни северо-восточной Украины с культурными центрами – Москвой, Киевом, Санкт-Петербургом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Представители культуры «Серебряного века» – уроженцы северо-восточной Украины»

ПРЕДСТАВИТЕЛИ КУЛЬТУРЫ «СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА» - УРОЖЕНЦЫ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЙ УКРАИНЫ

© Заика В.В.*

Глуховский национальный педагогический университет им. Александра Довженко, Украина, г. Глухов

В статье обобщаются факты культурного развития северо-восточной Украины конца XIX - начала XX столетий, как основы формирования творческих личностей художников, поэтов и музыкантов традиционно связанных с принципами «серебряного века» исследуется система образования, способствовавших всестороннему развитию таких деятелей культуры как Г. Нарбут, В. Нарбут, Ю. Шапорин и др. В статье освещена роль земств, меценатов, в частности, семьи Терещенко, вкладывавших значительные средства в строительство объектов культуры и образования, выделявших материальную помощь конкретным деятелям культуры. Обращается внимание на творческую связь культурной жизни северо-восточной Украины с культурными центрами - Москвой, Киевом, Санкт-Петербургом.

Ключевые слова: Северо-восток Украины, Глухов, поэты, музыканты, художники, земство, меценаты, гимназия.

«Серебряный век» - художественный образ для определения периода развития культуры последней четверти XIX - первых десятилетий XX столетий на территории Российской империи. Это был период, когда, вследствие реформ правительства Александра II, произошла так называемая «революция сверху». Интеллигенция становится общественно значимой силой. Интеллигент как субъект умственного труда не только был призван для исполнения государственно общественных задач, он получил определенные возможности для осмысления и реализации своих собственных способностей. Очень часто в литературе говорится только о «серебряном веке» русской культуры. Однако, своеобразие реализации культурных направлений «серебряного века» состоит, прежде всего, в том, что они вобрали в себя всю палитру идей, генерированных на территории тогдашней Российской империи. Интеллигенция, безусловно, есть и национальным порождением. Недаром, именно интеллигенция территорий Российской империи стала средой национального Ренессанса. Чтобы заявить о своем духовном общественно-национальном верховенстве, деятели культуры «серебряного века» поставили перед собой задачу решения не злободневных потребностей, не направлений перспективного развития, а «вечных проблем» человечества. Поэтому

* Старший преподаватель.

в России ищут не просто новые ценности и новые идеалы, ищут ценности «вечные» - «абсолютное добро», «вечную и нетленную красоту», внеисто-рическую мудрость.

Исторический северо-восток Украины: земли Стародубщины (сейчас юг Брянской области Российской федерации), Новгород-Северские земли и Глуховский уезд оказались своеобразной буферной зоной между Российской и Украинской культурами, где в полную меру проявились насильственность государственный русификации и жертвенность борьбы за национально-культурное возрождение; оплодотворенность творческого сознания передовыми идеями, генирированными интеллигенцией Москвы и Санкт-Петербурга и мещанское приспособленчество обывателей. Именно данная территория хранила историческую память про последние столицы Украины XVIII века - Батурин и Глухов. Первый был стерт с лица земли осенью 1708 года; второй погиб в грандиозном пожаре 1784 года с последующим запрещением к восстановлению по указу Екатерины II [6, с. 252]. Но выжила значительная территориальная инфраструктура - усадьба гетманской старшины: Кочубеев, Миклашевских, Скоропадских, Марковичей, Лизогубов и т.д. со своими родовыми библиотеками, традициями и культурным авторитетом.

Появление личностей, сыгравших значительную роль в реализации идей культуры «серебряного века», безусловно, имело причиной культурные достижения края XVIII - первой половины XIX веков. Ярчайшим культурным достижением XVIII века была певческая школа, основанная универсалом гетмана Данилы Апостола в городе Глухове в 1729 году. Глухов - родина великих музыкальных реформаторов XVIII века: Максима Березовского [24, с. 19] и Дмитрия Бортнянского [22, с. 15]. Их талант в детстве формировался в певческих традициях северо-восточной Украины [9, с. 4]. Прославлен Глухов и как театральный центр. 7 апреля 1730 года в усадьбе Ивана Миклашевского состоялось первое представление любительского театра. А впоследствии, когда Глухов становится резиденцией К.Разумовского, при дворе гетмана появляется профессиональный театр западного образца, где были оперная, балетная и драматическая труппа, хор и оркестр. Ставили трагедии Эсхила, драмы Шекспира, комедии Мольера и т.д. [6, с. 242]. Музыкальная традиция Глухова своеобразно проявилась в Европе; сын гетмана К. Разумовского Андрей Кириллович, будучи послом России в Вене, был близок с В.А. Моцартом, стал спонсором Л. Бетховена, посвятившего А. Разумовскому три квартета [19, с. 45]. Глуховские канцеляристы прославлены литературной деятельностью - своеобразными «казацкими летописями»: журналами, диариушами. Семен Дивович написал поэму «Разговор Вели-короссии с Малороссией» [2, с. 67]. Суммируя вышесказанное, можно согласиться с выводом, сделанным на международной конференции, посвященной 250-летию со дня рождения М. Березовского, проходившей в 1995 году в Киево-Могилянской академии: «Глухов и Глуховщина в XVIII веке ста-

новится именно той геогенетической зоной в украинских землях, которая в большом количестве порождает и способствует деятельности талантливых и способных людей» [2, с. 75]. Данная оценка может быть применена и к периоду «серебряного века». Еще одним «опорным» моментом в развитии культуры края стало открытие в селе Волокитино (сейчас Путивльский район Сумской области) в 1839 году фарфорового завода А. Миклашевского [26, с. 3-4]. Высококачественная каолиновая глина привозилась из села Полошки, принадлежавшего И.Скоропадскому. Руководство завода осуществляли братья Август и Франсуа д-Арт [2, с. 93]. Завод просуществовал недолго, до 1862 года, но высокое качество изделий отмечается и сегодня музеями и коллекционерами. В волокитинской усадьбе Миклашевских бывал известный художник-портретист Николай Ге (1831-1894). Им было создано более 10 портретов членов семьи Миклашевских [33, с. 35].

Реализация реформ правительства Александра II породила мощное движение меценатства. Далеко не все помещики северо-востока Украины, получив выкупные платежи, бросились проедать их и развлекаться за границей. Активную роль в культурном развитии края сыграла семья помещиков Неплюевых. Неплюев Н.И. - предводитель Черниговского губернского дворянства, способствовал открытию в Глухове первого в Украине учительского института в 1874 году (сейчас Глуховский национальный педагогический университет им. Александра Довженко) [13, с. 41-42]. Его сын Николай Николаевич Неплюев на своих родовых землях в селе Воздвиженское, возле местечка Ямполь основал «Православное Крестовоздвиженское Братство». При Братстве была открыта первая в Украине сельскохозяйственная школа [1, с. 9]. Известный французский экономист Анатоль Леруа-Болье в 1898 году на заседании Парижской Академии наук высоко оценил деятельность Не-плюевского братства [1, с. 10]. В 1906 году в помещении особняка Неплюевых состоялась большая художественная выставка. Здесь экспонировались как изделия старины, так и мебель в стиле модерн, спроектированная художницей Гулевой. Сын А.Н. Мокрицкого (ученика Веницианова и Брюллова) экспонировал работы отца. Среди старинных портретов, изделий из фарфора была выставлена первая живописная работа молодого художника Георгия Нарбута «Война грибов», принёсшая ему известность. Впоследствии он станет активным участником группы «Мир искусства» [3, с. 19].

Исключительное значение для всестороннего развития края имела деятельность семьи Терещенко: предпринимателей-сахарозаводчиков, меценатов, коллекционеров, спонсоров многих талантливых личностей. Уже основатель династии Артемий Яковлевич «в ознаменование его особых заслуг, оказанных делу водворения в юго-западном крае русского землевладения и в поощрение благотворительной деятельности его, возведен со всем нисходящим потомством по мужскому колену в потомственное дворянство Российской империи» [25, с. 8]. Его сын, Никола Артемович, не взирая на заня-

тость по руководству заводами, вел активную общественную деятельность: был избран старшим бургомистром Глуховского магистрата, затем был городским головой, одновременно гласным губернского земского собрания, членом городской земской управы, почетным мировым судьей нескольких округов, членом уездного училищного совета, попечителем Кролевецкой городской больницы, Глуховской прогимназии, детского приюта, директором Глуховского отделения Общества попечения о тюрьмах [25, с. 38-39].

Много сделала семья Терещенко для своего родного города. На их пожертвования были построены и открыты: городское училище имени Ф.А. Терещенко, ремесленное училище имени Н.А. Терещенко, женская и мужская гимназии, учительский институт, городской банк, бесплатная больница св. Ев-фросиньи. Архитектурной жемчужиной Глухова и сегодня является выстроенный Терещенками храм трех Святых Анастасий. Величественное пятику-польное здание храма в неовизантийском стиле было выстроено взамен обветшавшего небольшого «домового» храма, основанного в начале XVIII века Анастасией Скоропадской, женой гетмана И.Скоропадского. Терещенки пригласили расписывать храм известных художников - Ф.С. Журавлева, В.П. Верещагина, Павла и Александра Сведомских, Николая Пимоненко. Иконостас из каррарского мрамора изготовлен Н. Мурашко. Церковь стала родовой усыпальницей семьи Терещенко. Впоследствии Терещенки выехали из Глухова и активно включились в культурную жизнь Киева, Москвы и Санкт-Петербурга. Никола Артемович за собственные средства отремонтировал храм святой Татьяны Московского университета, за что пожалован был особой медалью Святейшего Синода и утвержден в звании почетного старосты храма. Им же собраны коллекции, ныне являющиеся основой «Музея русского искусства» в Киеве. Его дочь Варвара Николовна, вместе со своим мужем Б. Ханенко, собрали коллекцию, которая долго носила название «Музей восточных и западных искусств». Сейчас музею возвращено прежнее название «Музей Богдана и Варвары Ханенко». Иван Николович Терещенко помог земляку художнику Н. Мурашко открыть «Киевскую школу рисования». Сейчас это Национальная Академия искусств Украины.

Интересные воспоминания оставил Михаил Иванович Терещенко, впоследствии активный деятель Временного правительства: «... я познакомился с поэтом Александром Блоком, который стал моим близким другом. Я часто у него бывал, у меня не было от него секретов. Среди моих друзей были также представители авангарда, очень модного в тогдашнем Санкт-Петербурге, а также писатели Ремизов и поэт Белый» [31, с. 72].

Активную позицию занимали городское и уездное земства. Постоянно в поле зрения были проблемы расширения и улучшения системы образования, увеличение фондов библиотек, приглашение талантливых педагогов, открытие в 1902 году городского музея на основе коллекций, завещанных городу нежинским уездным судьей, известным коллекционером Н.В. Шугу-

ровым. Его вдова Н. Шугурова отдала Глуховскому земству коллекции раритетов и библиотеку. На этих фондах воспитывались и будущие деятели «серебряного века». К сожалению, фонды «старого музея» были переданы советской властью в областной центр - Сумы, и нынешний Глуховский городской музей располагает экспонатами, собранными жителями города за последние тридцать лет.

Глуховская мужская гимназия и учительский институт дали значительную группу разносторонних творческих личностей, частично реализовавших себя как в классически определенный период «серебряного века», так и сумевшие выжить и сохранить в своем творчестве принципы неукрощенного поиска, новаторства и преклонения перед «вечным». Это поэт Владимир Нар-бут и его брат художник Георгий Нарбут, композитор Юрий Шапорин, музыкант и организатор всемирно известного хоровой капеллы «Думка» Нестор Городовенко [11, с. 107; 20, с. 85-91], искусствовед Федор Эрнст [8, с. 105], кинорежиссёр Александр Довженко, историки Николай Василенко и Виктор Романовский [17, с. 150-151]. Город Кролевец (в 40 км от Глухова) прославлен одним из организаторов поэтического направления неоклассицизма Николаем Зеровым.

Георгию (Егору) Ивановичу Нарбуту следует отвести почетное место в истории русской графики предреволюционного десятилетия. Книги, им оформленные и иллюстрированные, хорошо знакомы библиофилам. Более узкому кругу специалистов известны оригиналы его робот и станковые композиции, в подавляющем большинстве хранящиеся в музейных фондах и в частных коллекциях. Нарбут родился и окончил свою жизнь в Украине, был знатоком его художественной старины и народного искусства, что до некоторой степени определило своеобразие его индивидуальной манеры. Работая в Петербурге, Г. Нарбут входил в объединение «Мир искусства», принадлежал вместе с Д.И. Митрохиным и С.В. Чехониным к его младшему поколению [3, с. 7]. Переехав в Киев, он заложил основы новой украинской графики. Нарбут-мастер неотделим от мастера-человека, неповторимо яркая и противоречивая личность отразилась в творении художника, а характер его работы, определяемый теми или иными заказами, художественными впечатлениями, в свою очередь, влиял на формирование человеческой индивидуальности. Нарбут Г., не получивший систематического художественного образования, в сущности был мастером самородком. При изучении и истолкования творчества таких художников очень важно знать какими они были людьми. В большинстве своем мастера «Мира искусств» ставили его талант очень высоко. Билибин И.Я. даже счел возможным сказать: «Нарбут огромнейших, прямо необъятных размеров талант ... я его считаю самым выдающимся, самым большим из русских графиков» [3, с. 8]. Но при этом все время проявлялись «украинские корни» творчества Г.Нарбута. Первый исследователь жизни и творчества Георгия Нарбута Ф.Л. Эрнст даже был склонен

все своеобразие Нарбута объяснять его происхождением: «Он был украинцем, не только по крови, языку, убеждениям - украинской стихией насыщены и все его произведения, и формальный источник его гения бьет неизменно из родного чернозема Черниговщины» [3, с. 8].

Будущий художник родился на хуторе Нарбутовка Есманской волости Глуховского уезда Черниговской губернии 26 февраля (по старому стилю ) 1886 года. Его отец, Иван Яковлевич принадлежал к старинному дворянскому роду, совершенно захудалого. В отличие от других «мирискусников», с детских лет пребывавших в атмосфере интеллектуальных и художественных интересов, Нарбут рос в доме, чуждом искусству, в частности изобразительному. И все же, он стал художником, и именно графиком. На путь художества, именно графического, книжного, шрифтового, подтолкнули Нарбу-та другие учителя. «Меня очень заинтересовало, - вспоминал Нарбут, - при прохождении курса старославянского языка, как это в древности книги писались от руки, и я, отыскав образец шрифта Остромирова Евангелия, переписал «Поучение Владимира Мономаха своим детям», потом «Евангелие от Матфея», «Песнь о Роланде» (готическим шрифтом с орнаментированными заглавными буквами). Это были первые мои пробы в графике» [32, с. 25]. «Песнь о Роланде» - это 18 листов (29 х 22 см) - первый и последний есть обложкой, на которой надпись «РОЛАНД РОНСЕВАЛЬДСКИЙ. ПОЭМА ТУРОЛЬДА». На других 16-ти - сама поэма, богато иллюстрированная, с причудливым орнаментом, геральдическими эмблемами, со своеобразной стилизацией под готику русской азбуки. На последней странице книги криптограмма: «Книга сия посвящается дорогой Саше С.». Кому посвятил Г. Нар-бут это произведение, пока неизвестно [12, с. 163]. Сохранился сделанный им портрет М. Лютера. Это своеобразная копия гравюры Луки Кранаха, которую Нарбут мог увидеть в популярной «Всеобщей истории в 4-х томах» Оскара Иегера. Нарбут дает «своему» Лютеру другие черты лица - меньше жестокости, взгляд - задумчивый [12, с. 164].

Глуховская публичная библиотека выписывала столичные новинки. Среди них молодой художник открыл для себя журнал «Мир искусства» (выходил с 1899-1904 г.), оказавший решающее влияние на формирование его эстетических взглядов, бесповоротное решение сделать графику своей профессией и стать «ретроспективистом». «Мир искусства», однако, был первым в России подлинно художественным изданием. Вместо черно-белой репродукционной деревянной гравюры, вместо грубых олеографий и грубоватых хромолитографий, которые в 1900-х годах еще оставались наиболее распространенными способами цветной печати, здесь можно было видеть репродукции, относительно близкие к подлинникам. Привлекательность внешнего вида журнала с 3 года издания определялась небывало высоким качеством бумаги, отличной техникой печати. Все было придумано изы-

сканно - формат, шрифт, поля, наилучшие способы репродуцирования (фототипия, автотипия, цветная печать с пять досок) [3, с. 14].

Братья Нарбуты учились в одном классе. Володя успевал лучше и помогал Егору. Отец, Иван Яковлевич, денег не высылал, и Владимир давал уроки математики младшим детям известного Глуховского и Воронежского ветеринарного врача Ивана Леонтьевича Лысенко [29, с. 11].

В 1906 году братья Нарбуты окончили гимназию, подали прошение на факультет восточных языков Петербургского университета, куда и были зачислены.

В 1910 Петербургское издательство «Дракон» выпускает сборник «Владимир Нарбут. Стихи. Книга». На обложке и титуле - один и тот же небольшой орнамент в овале. Если вглядеться в него, - обнаруживается огнедышащий дракон и мелкие инициалы «Г» и «Н». Стало быть, книгу оформил брат. Следующая за титулом страница сообщает, что все это «стихи 1909 года» и на обороте - «год творчества первый». Книга довольно большая для этого времени (77 стихотворений) [29, с. 13].

Осенью 1912 года несколько поэтов - участников «Цеха Поэтов» предложили обосновать свое отличие от символизма и дать название новому направлению. Далеко не все члены «Цеха Поэтов» поддержали этот шаг. Но они появились, - новое поэтическое содружество и новое название - «акмеисты». «Цех Поэтов» сохранился. Акмеисты не вышли из него, а стали объединением внутри объединения [29, с. 17].

«Вместе с моими товарищами по Первому цеху поэтов - Мандельштамом, Зенкевичем и Нарбутом, - я сделалась акмеисткой», - записала Ахматова в своей официальной биографии. Она не называет двух - Гумелева, который был все еще не «называемым» (может быть, вычеркнут редакторами), и Городецкого, которого, по-видимому, считала, как и Мандельштам, «лишним», случайным. В 1912 году выходит второй сборник стихов Нарбу-та, привлекший внимание и красочным оформлением, и набранным церков-но-славянскими литерами названием «Аллилуйя». Тираж этой книги был всего 100 экземпляров, но шуму она наделала много. До сих пор именно по этому сборнику чаще всего судят о поэзии Нарбута, хотя такие суждения неминуемо оказываются односторонними. Сила и экспрессия стихов этой книги были столь велики, что лидер акмеизма Н. Гумилев написал в начале 1913 года А. Ахматовой: «... я совершенно убежден, что из всей после символической поэзии ты да, пожалуй, (по-своему) Нарбут окажетесь самыми значительными» [5, с. 317].

В 1920 г В. Нарбут, держа в руках книгу Н. Гумилева «Огненный столп», и указывая на свою, что вышла в 1919 году «В огненных столбах», сказал: «Нам всем гореть огненными столбами, но какой ветер развеет наш прах?» Всего вышло 13 книг В. Нарбута, часть из них не найдена до сегодняшнего дня. Последняя - «Спираль», так и осталась в рукописи. В 1921 году погиб Н. Гумилев, в 1938 году, - уничтожен В. Нарбут [14, с. 69].

Искусство Юрия Александровича Шапорина критики отмечают как этически весомое и эстетично полноценное. Начало 20-го века, когда начинал свою творческую деятельность Ю. Шапорин, было довольно сложным периодом для развития музыкального искусства: уничтожались старые традиции, создавались многочисленные течения. В это время Шапорин говорил творческим языком, понятным и общественно значущим. И хотя диапазон жанровых интересов Шапорина не очень широкий, но, как композитор, - он сумел стать носителем традиций музыкального искусства, найти свою собственную интонацию, свою, «шапоринскую ноту» [21, с. 187].

Юрий с детства вобрал в себя аромат мелодий, каким была пропитана атмосфера окружающего. Особенно близко познакомился будущий композитор с народной музыкой на Полтавщине, часто проводя там лето в особняке тети, где с большим увлечением слушал и буквально хмелел от красоты украинских народных песен. Он записывал их и потом составил целый сборник. Но, увы, этот сборник погиб в Мелитополе, в годы гражданской войны, вместе с семейным архивом Шапориных [21, с. 187].

Глухов детских лет Юрия был тихим уездным городом. Георгий Нарбут называл его «сонным». Но это был не «миргородский» сон, скорее - богатырский. Глухов - ровесник Путивля, давно уже не был столицей, резиденцией гетманов Левобережной Украины, но его собор помнил, как торжественно избирали здесь гетманов [21, с. 188].

В конце XIX-го столетия постепенно формировался круг художественной интеллигенции, привлекая внимание многих художников, артистов, музыкантов. К ним принадлежали и родители будущего композитора. Отец, Александр Павлович, был одаренным художником и музыкантом, имел прекрасный голос, обожал русские народные песни, создал несколько романсов, которые исполнял под аккомпанемент гитары. Выпускник московского строгановского училища, Александр Павлович получил звание «ученого рисовальщика» по найму, с 1880 года преподавал в Глуховском учительском институте чистописание, черчение и рисование [10, с. 4]. Юрий Александрович знал, что в своих воспоминаниях писатель С.Н. Сергеев-Ценский тепло отзывался о его отце, у которого учился, когда проходил курс в Глухов-ском учительском институте.

От отца Ю.Шапорин унаследовал недюжинные способности к рисованию. Памяти отца композитор посвятил балладу для голоса с оркестром «Гарольд Свенгольм». В основе баллады - легенда о скандинавском рыцаре-барде. Мать Юрия - Марианна Владимировна Шапорина, урожденная Ту-манская, принадлежала к старинному дворянскому роду Глуховского уезда Черниговской губернии [28, с. 15]. «Дома, в семье долгое время сохранялось фото одноклассниц моей матери и среди них фото директрисы гимназии Фон-Дер-Бригген, которая вместе с матерью училась в Мариинском институте благородных девиц». Мать также училась в московской консерватории

у Н. Рубинштейна, позже у Н. Зверева, одновременно с А. Скрябиным и С. Рахманиновым. Антон Рубинштейн, которому брат показал свою ученицу, сказал о ней: «Отличная музыкантша, но выйдет замуж, и все пойдет прахом» [28, с. 15]. У Шапориных собирались местные музыканты, семью часто проведывали известные украинские артисты, которые гастролировали в Глухове. «В детские годы я помню М. Заньковецкую, чудесную талантливую артистку, которая имела прекрасный голос. Она часто пела у нас, и я или мать ей аккомпанировали. Я и сейчас не забыл ни той робости, ни той гордости, когда подбирал аккомпанемент к ее песне, которую я тогда не знал» [18, с. 10]. Знал Шапорин прекрасного украинского актера Н. Садовского («с его выразительными глазами, седыми усами, и задушевным голосом»), П. Саксаганского, Н. Лысенко. Театр Садовского был первым в истории Украины стационарным театром, который пользовался поддержкой широких масс, демократической интеллигенции [10, с. 5].

Известнейшим сочинением Ю.А. Шапорина является опера «Декабристы». На эту тему композитора натолкнули, безусловно, факты семейной истории. Исследователи творчества Ю. Шапорина пока не обратили внимание на одну деталь. Известно, что после Великой Отечественной войны творческая интеллигенция оказалась под прессом идеологического аппарата коммунистической партии. Постановлением ЦК КПСС «Об опере «Великая дружба» В. Мурадели» были выставлены четкие рамки ограничения подконтрольной деятельности советских композиторов. Многие из них были идеологически затравлены, свернули свою деятельность, умолкли. Шапорин Ю. как будто пошел навстречу Системе: «Желаете меня проверять, проверяйте». Записями, стенограммами частных и общественных обсуждений, касавшихся главным образом либретто оперы, вероятно, можно было бы заполнить несколько книжных шкафов. Об этом свидетельствует и отзыв академика М.В. Нечки-ной: «Читателю видно, как либретто «замучено» переделками» [16, с. 24]. В обсуждении «Декабристов» принимали участие: академик Е.В.Тарле, профессора П.А. Зайнчковский и Б.Е. Сыроечковский, композиторы и музыковеды: И. Белза, Д. Кабалевский, Л. Книппер, Т. Хренников, руководство Большого театра. Композитор даже обращался к высшему руководству страны. Это привело к тому, что опера «Декабристы» постепенно стала общегосударственным явлением и ее премьера требовала присутствия всей партийно-государственной элиты. Эта премьера состоялась 23 июня 1953 года в Большом театре. Это были дни ареста Л. Берии и его окружения. Сестра композитора Ольга Александровна Шапорина-Гильдунина рассказывала как свидетель премьеры: «Вся Москва переполнена слухами, в государственной ложе все политбюро ЦК, туда каждую минуты входят какие-то адъютанты, а на сцене декабристы призывают к свержению тирании». Вот так под музыку Юрия Шапорина начинался реальный демонтаж Сталинской тоталитарной системы [16, с. 24].

Для того, чтобы понять исторические стихии нашего времени, его трагедии и трагикомедии, чтобы хотя бы представить возможную перспективу мирового развития, чтобы выяснить те или иные положения человеческого существования, нам и нашим современникам необходимо усвоить многообразный опыт и «золотого», и «серебряного» веков культуры, которые воистину являют собой блестящую часть мировой культуры [4, с. 3]. Завоевания «серебряного века» не стали отчужденными образцами утраченной культуры, как творения античности, средневековья, гетманского «золотого» века. Чрезвычайно много было заложено творцами «серебряного века» гуманистических идей, и не так много прошло времени с начала его разрушения, и само разрушение было не естественным, а политически заданным, и не всех деятелей «серебряного века» удалось истребить [15, с. 75]. «Серебряный век» во многом дал старт нашему современному духовному возрождению.

Список литературы:

1. Авдасёв В.Н. Трудовое братство Н.Н. Неплюева. Его история и наследие / В.Н. Авдасёв. - Сумы: РИО «АС-Медиа», 2003. - 64 с.

2. Белашов В.1. Глумв - столиця Гетьманщини (До «Глух1вського перю-ду» ютори Украни (1708-1782 рр.) / В.1. Белашов. - Глумв: РВВ ГДПУ 2005. - 220 с.

3. Белецкий П.А. Георгий Иванович Нарбут / П.А. Белецкий. - Л.: «Искусство» Ленинградское отделение, 1985. - 240 с.

4. Бшченко О.Л., Стоянов В.А. Ср1бний в1к як явище культури / О.Л. Бь лченко, В.А. Стоянов // Творчють М. Гумшьова в контексп культури ср1б-ного вшу. - Дрогобич: ТдОВ «Солярю», 1996. - 80 с.

5. Бялосинская Н., Панченко Н. Косой дождь / Н. Бялосинская, Н. Пан-ченко // Владимир Нарбут. Стихотворения. - М.: «Современника», 1990. -446 с.

6. Вечерський В. В. Укранська спадщина: 1сторико-культуролопчш ес-се / В.В. Вечерський. - К.: 1нститут проблем сучасного мистецтва, 2004. -304 с.

7. Вечерський В. В. Пам'ятки архггектури й мютобудування Л1вобереж-но! Украши / В.В. Вечерський. - К.: Видавничий д1м А.С.С., 2005. - 586 с.

8. Вечерський В.В., Белашов В.1. Глумв (Сер1я «Малi 1сторичн1 м1ста Укра1ни») / В.В. Вечерський, В.1. Белашов. - К.: Абрис, 2003.- 168 с.

9. Вечерський В.В., Белашов В.1. Максим Березовський 1 гетьманський Глух1в / В.В. Вечерський, В.1. Белашов. - Ки!в; Глух1в: Видавництво ^«Пам'ятки Укра!ни», 1995. - 32 с.

10. Грошева Е.А. Певец России / Е.А. Грошева // Юрий Александрович Шапорин: Статьи. Материалы. Воспоминания. - 1989. - 434 с.

11. Завпневич В. Нестор Городовенко (на 10-р1ччя смерд) / В. Завине-вич. // Укра!нський православний календар на 1974 р1к. - Нью Йорк: Ви-дання Украшсько! православно! церкви в США, 1973. - 168 с.

12. За!ка В.В. Перша спроба мистецького пензля / В.В. За!ка. - К.: «Ки-!в», 1991. - № 5. - 168 с.

13. Заика В.В. Культурная жизнь Глухова начала двадцатого века / В.В. За!ка // Швшчне Лiвобережжя та його культура 18-початку 20 столiть. Тези доповвдей та поввдомлень науково! конференци, присвячено! 100-рiччю ввд дня народження юторика мистецтв Федора Людвтэвича Ернста (18411949). - Суми: Редакцiйно-видавничий вщдш облуправлiння по пресi, 1991. -92 с.

14. За!ка В.В. Володимир Нарбут i Микола Гум№ов / В.В. За!ка // Твор-чiсть М. Гумiльова в контексп культури срiбного вiку. - Дрогобич: ТзОВ «Солярiс», 1996. - 80 с.

15. За!ка В.В. Глух1в в ютори укра!нсько! культури доби «срiбного вiку» / В.В. За!ка //Збереження iсторико-культурних надбань Глух1вщини. Матерiа-ли Першо! науково-практично! конференций - Глухiв: РВВ ГДПУ 2002. -104 с.

16. За!ка В.В. останнш пострiл декабристiв / В.В. За!ка // IX « Декабри-стськ1 читання». Шжнародна науково-практична конференщя. - К.: 2004. -69 с.

17. За!ка В.В. Оточення Вiктора Романовського в юнацьк1 роки / В.В. За-!ка // Декабристи в Украíнi. Дослiдження й матерiали. - К.: 1нститут iсторil Укра1ни НАН Укра1ни; Кшвський нацiональний унiверситет iменi Тараса Шевченка, 2007. - Т. 5. - 255 с.

18. За!ка В. В. Культурне життя в маегностях родини Туманських - Ша-порiних на Глухiвшинi / В.В. За!ка // Дворянськ1 садиби як осередки культу-рно-мистецького та духовного життя XIX - початку XX столитя. Матерiали мiжнародноl науково-практично! конференцil. - Нгжин, 2007. - 154 с.

19. Заша О.Я. З штори музично -культурно! спадщини Глух1вщини / О.Я. За!ка // Збереження юторико-культурних надбань Глух1вщини. Матерi-али Першо! науково-практично! конференций - Глухiв: РВВ ГДПУ 2002. -104 с.

20. За!ка О.Я., За!ка В.В. Нестор Городовенко-повернення iз забуття / О.Я. За!ка, В.В. За!ка // Збереження юторико-культурних надбань Глухiвщи-ни. Матерiали Друго! науково-практично! конференцií. - Глухiв: РВВГДПУ, 2003. - 122 с.

21. За!ка О.Я. Укра!нське рондо Юрiя Шапорiна / О.Я. За!ка // Збереження юторико-культурних надбань Оверщини в контекстi ютори Укра!ни. Збiрник наукових праць. - Глухiв: РДД ГДПУ, 2006. - 240 с.

22. 1ванов В.Ф. Дмитро Бортнянський / В.Ф. 1ванов. - К.: ^«Музична Ук-ра!на», 1980. - 144 с.

23. 1ванов В.Ф. Спiвацька освiта в Укра!ш X-XVШ ст. / В.Ф. 1ванов. -К.: Вища школа, 1992. - 71 с.

24. Кияновська Л.О. Укра!нська музична культура. Навчальний посiб-ник / Л.О. Кияновська. - Л^в; К.: «Трiада плюс», «Алерта^>, 2008. - 344 с.

25. Ковалинский В.В. Семья Терещенко / В.В. Ковалинский. - К.: Преса Украни, 2003. - 388 с.

26. Кочерженко G.I. Волокитинський фарфор у Сумському художньому музе! / G.I. Кочерженко. - Харшв: «Прапор», 1971. - 24 с.

27. Культурология: учебное пособие / Сост. и отв. ред. А.А. Радугин. -М.: Центр, 1999. - 304 с.

28. Левит С.И. Юрий Александрович Шапорин. Очерк жизни и творче-ста / С.И. Левит. - М. : «Наука», 1964. - 396 с.

29. Нарбут Т.Р., Устиновский В.Н. Владимир Нарбут / Т.Р. Нарбут, В.Н. Устиновский // Ново-Басманная, 19. - М.: Художественная лггература, 1990. -750 с.

30. Савицкая Л.И., Савицький Д.Г. Храм святых Трёх-Анастасий в Глухо-ве / Л.И. Савицкая, Д.Г. Савицький. - К.: «Майстерня книги», 2005. - 100 с.

31. Терещенко М. Первый олигарх: Михаил Иванович Терещенко (18861956) / М.П. Терещенко; пер.с фр. - К.: Ника-Центр, 2012. - 228 с.

32. Ткаченко В.Ю. Нарбупвка i Нарбути / В.Ю. Ткаченко. - Суми: ВВП «Мр1я-1» ЛТО, 1998. - 104 с.

33. Ткаченко В.Ю. Волокитинська садиба Мшлашевських - показовий осередок культурного та духовного життя на Глухiвщинi протягом XIX сто-литя / В.Ю. Ткаченко // Дворянсью садиби як осередки культурно-мистець-кого та духовного життя XIX - початку XX столть. Матерiали мiжнародноï науково-практично! конференцiï'. - Н1жин, 2007. - 154 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.