Научная статья на тему 'Предсказуем ли экономический кризис и что делать для его преодоления?'

Предсказуем ли экономический кризис и что делать для его преодоления? Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
66
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гусаков Владимир

Сделана попытка системно оценить некоторые явления современной белорусской экономики и сформулировать предложения по ее совершенствованию. Показано, что кризис в экономике надо воспринимать как реальность, требующую активных действий в познании и использовании новых экономических отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author tried to give a systemic evaluation to some modern Belarusian economic phenomena and suggested the ways of their improvement. The economic crisis, according to the author, should be taken as a reality motivating for active understanding and use of the new economic relations.

Текст научной работы на тему «Предсказуем ли экономический кризис и что делать для его преодоления?»

и

оо

< оо

О

Предсказуем ли экономический кризис

и что делать для его преодоления?

Владимир Гусаков,

Председатель Президиума НАН Беларуси, академик

Лауреат Нобелевской премии по экономике 2008 г. Пол Робин Кругман в своих последних исследованиях фактически опроверг обвинения в адрес экономической науки, якобы неспособной предвидеть экономические кризисы, их развитие и последствия. Фактически он стал одним из начинателей нового направления нелинейной экономики. Ученый убедительно показал, что по ряду признаков можно не только предсказать неизбежность кризисных явлений, но и установить силу их действия, итоги разрушительных последствий и меры по их преодолению.

Разделяя позицию ученого, вместе с тем надо сказать, что кризис несет в себе не только отрицательный заряд, но и положительный, показывающий наиболее слабые места в экономике, ставшие причиной сбоя, а также направления, где надо сосредоточить основные усилия по обновлению экономического развития. Если, конечно, его правильно оценить и принять адекватные меры по преодолению. А меры эти часто должны быть нетрадиционными.

На основании подходов и рекомендаций Пола Кругмана нами сделана попытка системно оценить некоторые явления современной белорусской экономики и сформулировать предложения по ее совершенствованию. Прежде всего надо подчеркнуть, что в нынешних экономических условиях, когда одновременно действуют десятки и сотни различных положительных и отрицательных факторов, которые к тому же быстро изменяются, предварительные бизнес-планы и заблаговременные расчеты, даже самые сбалансированные, почти не срабатывают. Поэтому экономисты, придерживающиеся классических теорий, не могут предусмотреть действительного развития событий.

Необходим новый взгляд на экономические процессы, где значительную роль играют вероятностные сценарии будущего и рисковые действия принятия решений. Симптомами новой экономики, неустойчивой, конъюнктурной и быстро меняющейся, являются слабая предсказуемость развития событий,

резкое изменение ситуации под влиянием множества и непостоянства внешних и внутренних факторов, невозможность длительной их неизменчивости, недостаточность традиционных знаний для учета и регулирования ситуации. Поэтому пришло время учиться жить и действовать в непростых (конъюнктурных) условиях. Теперь их следует воспринимать как обычные и постоянно повторяющиеся, а не сверхординарные и временные. Например, повышенные ставки рефинансирования (банковских процентов), избыточное денежное предложение, рост производственных и торговых затрат, непаритет межотраслевого товарообмена, замедление темпов развития реального производства и другие экономические явления стали нормами текущей жизни предприятий и организаций. Однако, к сожалению, руководящие кадры не имеют опыта работы в таких обстоятельствах, теряются при столкновении с противоречивыми явлениями и живут ожиданиями возврата к прошлой стабильной экономической системе. Все надеются на чудо, что государство предпримет какие-то кардинальные меры и ситуация нормализуется. Поэтому многие даже не пытаются адаптировать свою работу к изменившимся условиям. И это еще не главное. Скажем, то, что к сложным экономическим обстоятельствам кадры не готовятся заранее, это еще полбеды. По сравнению с тем, что никто не готов и не в состоянии найти способы выхода из создавшихся непростых условий. Складывается порочный круг: руководители предприятий уповают на государство, а органы государственного управления, действуя устаревшими методами, надеются, что предприятия самостоятельно выберутся из кризиса, и еще более ужесточают административные рычаги. Безусловно, одна и другая стороны загоняют свои экономические противоречия вглубь. При этом ни те ни другие не пытаются научиться жить с экономическими трудностями. А ведь рыночная экономика требует быстрой адаптации к конъюнктурным условиям и умения принимать взвешенные решения при самых противоречивых обстоятельствах.

В экономике не бывает безвыходных и тупиковых ситуаций, такие ситуации могут быть только в умах людей. Сама же экономика - весьма подвижная система и непрерывная перегруппировка факторов и условий, которая при ее умелом использовании может подсказывать реальный выход из сложившегося тупика. Только надо учиться системно мыслить и анализировать, творчески подходить к решению вопросов.

В экономике все сбалансировано. Непреложно действуют объективные экономические законы и закономерности, которые расставляют совокупность производительных факторов по своим местам и приводят их в систему.

Что касается нынешней осложнившейся экономической ситуации, то ее причиной стал сбой системы взаимоотношений факторов и всего комплекса пропорций

между производительными силами и производственными отношениями. Нарушены практически все основные законы экономики и экономического развития. Наблюдается чрезмерное административное вмешательство во все сферы экономической жизни. Преобладающим стало так называемое «ручное управление» экономикой, когда правительство и местные органы определяют текущий порядок функционирования не только отраслей экономики, но и конкретных предприятий, что в рыночных условиях вообще недопустимо. Из теории известно, что при нарастании противоречий при рынке необходима известная экономическая свобода развития производительных сил и производственных отношений для их саморегулирующейся перегруппировки на новых условиях. Централизованное же вмешательство в действие экономических отношений ведет к еще большим противоречиям между множеством факторов производства, осложняет их пропорциональную сбалансированность и обостряет экономические проблемы, не создавая условий для их разрешения.

Первое, что можно отметить в этой связи, ни ученые-экономисты, ни специалисты-менеджеры и предприниматели не справились с познанием природы рыночных отношений, действия экономических законов, развития кризисных процессов при сбое большой совокупности факторов организации и работы отраслей и предприятий в новых условиях хозяйствования. А главное - не следовали сути экономических законов и закономерностей, действия многих из которых остаются до сих пор непонятными для большинства ученых и практиков. Из этого можно сделать вывод: происходящая несбалансированность и неустойчивость производства может иметь место еще довольно длительное время, а стабилизация рыночных экономических отношений на прежних принципах вообще становится нереальной и недостижимой.

Экономика значительно поменяла свою внутреннюю сущность, в реальности она стала все больше отличаться от заданных заранее программных целей и задач. Это требует новых подходов и методов изучения экономических явлений. Но в действительности вместо познания новые реалии просто игнорируются.

Кризис в экономике - не только разрушение традиционных пропорций и отношений, это также созидательное явление, которое показывает, что необходим поиск новых пропорций. Кризис надо воспринимать как реальность, требующую активных действий в познании и использовании новых экономических отношений. Пришло время ориентироваться на окружающую действительность, учитывать действительное соотношение производительных сил и производственных отношений и уйти от традиционных догм (о долгосрочной стабильности экономики, о неизменной устойчивости пропорций в межотраслевом обмене и разделении труда и др.). Надо активно осваивать основы нелинейной экономики. Ведь факт: преуспевающие

руководители и эффективные предприятия совсем не действуют по традиционным учебным схемам, не следуют рекомендациям из теории эффективных рынков. Они руководствуются сугубо своими представлениями о рыночных отношениях и принимают по сути верные оперативные и стратегические решения в условиях абсолютного недостатка информации о рыночной конъюнктуре. Уникальная практика - этому почти нельзя научить, но надо активно учиться.

В условиях рынка в экономике нельзя все организовать рационально сверху. Одновременно имеет место множество обстоятельств, свести которые в систему традиционными методами почти невозможно. Поведение любого успешного руководителя похоже скорее не на поступательное (направленное), а на броуновское (хаотичное) движение. Каждый эффективный менеджер отличается, по мнению окружающих, рядом странностей и неопределенностей, которые и обеспечивают успех.

Что же касается попыток сосредоточить все механизмы и методы управления экономикой в условиях обострения экономической ситуации, например в руках правительства, то можно с высокой долей вероятности утверждать, что такие попытки обречены на провал. Дело в том, что кризисные явления, как правило, и предопределяются известной неспособностью властных структур рационально управлять многогранной экономикой из одного центра, а дальнейшее прямое администрирование может только усугубить действие противоречивых рыночных тенденций. Известно, что во время обострения экономических ситуаций число непредвиденных и непредсказуемых обстоятельств намного возрастает, и принять выверенные централизованные решения практически сложно, а во многом и невозможно. Такие решения будут в основном субъективными, односторонними и узконаправленными, а это чревато еще большим обострением экономических противоречий.

Второе. На данном этапе развития экономики не следует опасаться кредитов и займов. Заемный капитал - благоприятный фактор, он возмещает временный недостаток собственных средств на развитие. Кредиты и займы полезны всем контрагентам рыночных отношений - финансовым структурам, выдающим ссуды, предприятиям и товаропроизводителям - заемщикам и пользователям, а также государству, заинтересованному в наращивании товарных и финансовых оборотов и в увеличении от этого платежей в бюджет. Финансовые организации имеют доходы в виде процентов, пользователи - недостающие средства для оперативной деятельности, а государство - бюджетные поступления. Здесь главное, чтобы проценты возмещались своевременно, а долги - сполна. И конечно, стоимость заемных средств (проценты) должна быть взаимоприемлемой, не угнетающей предпринимательскую деятельность и способной к возврату.

Кредиты и ссуды - это прямые активы, необходимые для экономического развития. Особенно они требуются государству, предпринимающему усилия для нивелирования негативных кризисных процессов. Поэтому ничего нет предосудительного в том, что государство начинает жестко контролировать финансово-кредитные отношения банков, выступает контрагентом финансовых отношений и стремится иметь выгоду от коммерческих операций финансовых и предпринимательских организаций. Главное здесь -избежать финансовых и коммерческих спекуляций, подрывающих доверие к банкам и государству, и в первую очередь не допустить неоправданно высокой стоимости заемных средств (процентов), призванных удовлетворять интересы только банковских структур (в одностороннем порядке). Завышенные проценты и их сохранение продолжительное время резко снижают интерес к заемному капиталу, сужают сферу инвестиций и инноваций, а это прямые потери не только товаропроизводителей, но и государства.

Третье. В нынешних условиях не стоит бояться расходов и затрат. В период кризиса, инфляции и обесценивания денег нельзя только экономить и накапливать, ждать стабилизации. Деньги всегда должны быть в обороте, а тем более в условиях кризисной неопределенности, когда они теряют свою реальную ценность. Наличный капитал надо постоянно пускать в оборот для воспроизводства и роста исходного номинала. В этом суть экономических отношений и процессов воспроизводства. «Омертвленная» наличность не дает прироста материальных ценностей при развитии кризисных и инфляционных ожиданий, только ускоренный оборот позволяет восстановить первоначальную стоимость и обеспечить прирост денежных и материальных ресурсов.

Поэтому вместо всеобщей экономии и «подрезания» планируемых вложений (по образному выражению некоторых управленцев) в условиях кризиса надо учиться больше вкладывать в будущее экономики. Правда, здесь надо уметь предвидеть и считать, куда вкладывать, чтобы не понести еще большие потери.

Опыт показывает, что беспроигрышными, например, всегда являются вложения в науку - в фундаментальные и прикладные исследования и разработки. Поэтому развитые государства, несмотря на сложность ситуации, не только не сократили, а даже расширили ассигнования в научные изыскания и инновации.

Обоснованны также инвестиции в развитие тех отраслей, которые имеют постоянный потребительский спрос. Бесспорно, такой определяющей отраслью является сельское хозяйство. Так, невзирая на различные экономические противоречия, спрос на продовольствие всегда остается относительно устойчивым при любых катаклизмах. Людям постоянно необходим определенный набор продуктов питания при всех обстоятельствах.

Привлекательными для инвестиций также могут быть отрасли, связанные с производством предметов и услуг массового потребления - одежды, обуви, услуг образования и др. Таким образом, повседневная практика легко может подсказать направления перспективных вложений для того, чтобы даже в условиях кризиса иметь стабильный бизнес.

Если такие подходы предпринять во всех отраслях экономики, то незамедлительно последует всеобщий экономический рост. Ведь сейчас, по оценкам многих экспертов, экономическая система ряда сфер работает вхолостую, не дает должной отдачи, хотя и содержит немалые возможности. Но для ее активизации субъектам хозяйствования необходима достаточная степень экономической свободы и мотивация труда. Известно, что они могут творить чудеса - обеспечивать опережающий рост при всеобщей стагнации.

Многим управленцам эти рекомендации покажутся неожиданными. Большинство предпочитает надеяться, что все само собой образумится, и привычная система вновь будет давать необходимый эффект. Однако такие хозяйственники плохо понимают, что в экономике практически невозможен прежний возврат ушедшей системы факторов. Каждый раз появляются все новые обстоятельства, которые требуют совершенно нового соотношения производительных сил и производственных отношений.

Конечно, действующее многообразие факторов всегда стремится к какому-то пропорциональному соотношению, но ведь каждый раз совершенно при новых стечениях обстоятельств и пропорций. Поэтому, если можно так выразиться, любую проблему можно решить легко, быстро и эффективно. Но это будут уже три разных решения со своим набором аргументов, пропорций и результатов.

Надо подчеркнуть, что государство при этом совсем не должно уходить из сферы экономики, как принято считать. Но оно должно работать с отраслями и предприятиями как одна целая система, поддерживать вложения субъектов хозяйствования в развитие, разделять риски, мотивировать инициативу и предпринимательство, а не сдерживать инвестиции и не наказывать за просчеты. Эффективное государство - то, которое умеет создавать нужные степени свободы негосударственного предпринимательства всех форм, поддерживает инновационную и инвестиционную деятельность предприятий, обеспечивает развитие рыночных отношений, но все это делает исходя из критерия стратегической обоснованности и правовой справедливости, а не только своей текущей экономической стабилизации и выгоды. В отличие от этого основные просчеты неэффективного государства (а вместе с тем и стратегические потери недальновидных руководителей предприятий) в том, что во время экономических противоречий предпринимаются сквозные меры экономии средств, урезания вложений и уменьшения оборота капитала.

Отсюда сокращение расходов еще больше уменьшает доходы. Ведь есть целые отрасли (например АПК) и большие группы факторов (земля, труд), урезание затрат на которые прямо ведет к падению производства, торговли, а следовательно, и доходов.

Люди инстинктивно подвержены «парадоксу бережливости». В сложные времена они пытаются создать себе запасы, увеличить сбережения. Это инстинктивное поведение переносится и на предприятия во времена острых экономических ситуаций. Вместо того чтобы вкладывать деньги в развитие товарного производства, обновление технологий, приобретение новейшего оборудования, то есть чтобы увеличить будущее богатство, предприятия, даже крупные и устойчивые, во времена кризиса выбирают путь экономии, сокращения инвестиций и усиления накоплений. Так образуются целые депрессивные сферы и группы субъектов хозяйствования, территории и даже отрасли, не способные к активным действиям, что приводит не только к снижению текущих поступлений от свертывания объемов оборота средств, но и к ослаблению всей системы макроэкономики.

Складывается действительно парадоксальная ситуация: когда каждое отдельное предприятие экономит, перестает вкладывать в развитие, сокращает обороты, а в связи с этим падают и его доходы, общий объем инвестиций в развитие макроэкономики также уменьшается, и в конечном счете снижается суммарная эффективность всей экономической системы страны. Ведь замороженные капиталы не приносят новых прибылей.

Как же разорвать этот замкнутый круг, стимулировать предприятия к вложению денег в развитие даже при самой сложной экономической ситуации? Здесь, безусловно, основную функцию должно взять на себя государство. Оно призвано выработать и предложить организациям стимулирующие условия развития хозяйственной деятельности и вложения средств в инновации. Государство должно сделать деньги доступными и дешевыми. Такие деньги легко пускаются в оборот. При этом пропадает необходимость жесткой экономии и безосновательных накоплений. Оживляются инвестиционные процессы, повышаются интересы к модернизации производства и освоению новых технологий. Увеличиваются товарные обороты, растут доходы и прибыли предприятий, а также бюджетные поступления. Заново оживают приостановившиеся экономические механизмы развития.

Все сказанное имеет образное подтверждение на примере экономики Беларуси, когда, несмотря на всю сложность экономической ситуации, руководство страны требует проведения широкой модернизации отраслей и предприятий, строительства новых стратегических компаний, внедрения инновационных технологий. Это все можно характеризовать как единственно правильную стратегию. Иного пути выхода из сложной экономической ситуации нет. Но вся трудность в том, что в стране недоступными и очень дорогими стали

заемные (кредитные) средства. Процентные ставки по кредитам шокируют своими размерами и отворачивают потенциальных заемщиков и инвесторов, что практически перечеркивает все усилия государства по модернизации.

Следующая рекомендация, которую можно сделать для преодоления сложной экономической (кризисной) ситуации, - не бояться долгов и не торопиться с опережающими темпами их выплаты (погашения). Существует так называемый парадокс Делевериджа: чем больше долгов отдается, тем выше цена того, что еще придется заплатить. Ситуация, когда предприятия и даже целые государства стремятся быстро выплачивать долги, губительна для экономики. Выплата долгов ведет к уменьшению оставшейся части активов, а значит, и к снижению размера доходов. Следовательно, отдать следующую часть долгов становится намного сложнее, чем первоначальную, трудности могут расти в геометрической прогрессии. В конце концов, предприятия попадают в тупиковую ситуацию, выбраться из которой самостоятельно они уже не могут - свертывают или останавливают производство, разоряются и т.п.

Что-то подобное происходит сейчас в АПК Беларуси. Долговые обязательства агропромышленных предприятий перед финансово-кредитными структурами возросли до астрономической суммы - более 70 трлн руб., что намного больше годовой стоимости общего валового внутреннего продукта отрасли. Вернуть такие долги сельское хозяйство уже не способно, а их наличие парализует всю хозяйственную деятельность сектора. Более того, анализ показывает, что эти огромные долги накоплены сельскохозяйственными организациями не по причине их бездеятельности. Совсем напротив - объемы агропромышленного производства и рыночного сбыта продолжают расти. А в связи с абсолютно негодными организационными и экономическими механизмами и условиями, в которых вынуждены функционировать предприятия. Действует масса дестимулирующих механизмов и ограничивающих нормальную работу искусственно созданных преград, которые просто парализуют самостоятельность, предприимчивость и конкурентоспособность агропромышленных предприятий.

В этой ситуации может быть один целесообразный выход - правительству и финансово-кредитным структурам на время заморозить долги предприятий и дать им возможность восстановить объемы экономического оборота, провести модернизацию, а уже затем рассрочить денежные обязательства и принять новые долгосрочные графики расчетов с кредиторами (с учетом конкретных обстоятельств каждого субъекта хозяйствования).

Экономика - это саморегулирующаяся система, развитию которой претит чрезмерное вмешательство административных структур в экономические отношения, принятие косных и недальновидных экономи-

ческих решений, неспособность отказаться от разорительных догм. Но если дать возможность для гибкости действий, то любые трудности преодолимы. Рассмотрим такое обстоятельство. Известно, что в сложной экономической ситуации предприятия обычно сокращают численность занятых работников, замораживают и уменьшают заработную плату. Если подобное касается одного субъекта хозяйствования, то это еще частный случай, а если массы, то проблема приобретает уже масштабы государства. В чем здесь главный тормоз? При замораживании и снижении заработной платы огромного количества работников сокращаются совокупные доходы населения в целом по стране. Это приводит к меньшему потреблению товаров, что парализует деятельность производителей и продавцов. В результате уменьшаются, например, пенсионные фонды, которые формируются за счет отчислений от зарплаты, а также сокращаются поступления в бюджет - как от падения доходов населения, так и производителей и продавцов товаров массового потребления. В конце концов, государство несет невосполнимые потери.

Конечно, в условиях кризиса трудно заставить предприятия сохранять численность работников и повышать заработную плату. В таком случае государство должно иметь в запасе массу альтернативных проектов развития производства, сферы услуг, малого и индивидуального предпринимательства. В противовес сокращению занятых и замораживанию заработной платы в среде предприятий следует резко увеличить вложения средств в создание новых рабочих мест. Это могут быть самые разнообразные сферы - строительство, освоение новых территорий и сырьевых ресурсов, дороги и придорожный сервис, наука, ИТ и др. Усиление государственных расходов - это очевидная мера в противовес кризисным явлениям в экономике предприятий.

Решение всех этих проблем требует непростых подходов и привычными методами с ними справиться сложно и невозможно. Пора учиться использовать необычные меры - новые и эффективные. Настало время делать ставку на талантливые кадры с креативным подходом и мышлением, способные находить эффективные стратегии в совокупности возможных. Ныне нельзя руководствоваться устаревшими экономическими нормативами, а надо учиться мыслить системно, не зацикливаться на мелочах, а выбирать главное, видеть стратегические выгоды, уметь нивелировать крупные просчеты. Прав Пол Кругман, что любой кризис можно предвидеть и распознать, у него есть масса симптомов. Но надо уметь объективно воспринимать трудности и быстро реагировать на их проявления, а не уходить от их решения и не приукрашивать действительность. Экономические противоречия игнорировать нельзя, они всегда сыграют свою роль. Лучше открыто использовать альтернативные приемы, вызывающие экономический рост, которые сами нейтрализуют возникающие противоречия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.