Научная статья на тему 'Экономическая реформа в России: история, современность, варианты развития'

Экономическая реформа в России: история, современность, варианты развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1020
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Юрьев Владислав Михайлович

History and course of reforms in Russia are analyzed in the article. On the basis of the previous years' experience and materials of the period between 1990 and 1995 the author concludes that reformation of Russian economics does not meet the requirements of the country's national state interests and proposes alternative variants of economic reforms in present Russia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономическая реформа в России: история, современность, варианты развития»

ВЖЮРЬЕВ

Экономическая реформа в России: история, современность, варианты развития

History and course of reforms in Russia are analysed in the article. On the basis of the previous years’ experience and materials of the period between 1990 and 1995 the author concludes that reformation of Russian economics does not meet the requirements of the country's national and state interests and proposes alternative variants of economic reforms in present Russia.

Всякое государство в ходе своего исторического развития проходит периоды реформ. Они являются обновляющими стимулами поступательного движения страны. Если проведение реформ искусственно сдерживается, на их пути выдвигаются препятствия, или их содержание выхолащивается и извращается, то общество хиреет и гибнет. Такова диалектика жизни любого государства.

Стало модно ругать КПСС и Советский Союз, списывая на них грехи сегодняшние. Но реальность такова, что в действительности 70 лет жизни Советского государства состояли не только из провалов и ошибок, а были в этой истории и важные свершения, и грандиозные победы, и решения труднейших задач социально-экономического развития СССР.

Смена общественно-политического строя в России в 1917 году обернулась тяжелейшим экономическим кризисом. Учитывая всю сложность исторического переходного периода, была предпринята первая попытка программного реформирования хозяйства страны. Эта программа получила название - Новая Экономическая Политика (НЭП). Ее сутью была попытка соединения потенций общественной собственности и стимулов частно-предпринимательской деятельности.

Однако принципы НЭПа растворились в спешке коллективизации, непродуманной инвестиционной политике индустриализации, в игнорировании социальной сферы. Ущемление личного интереса, его полное подчинение реализации общественных интересов привело к потере цели труда для большинства граждан СССР. Природа трудовой деятельности человека такова, что его вклад в общественное про-

"Утром сей семя твое, и вечером не давай отдыха руке твоей, потому что ты не знаешь, то или другое будет удачное, или то и другое равно хорошо будет ".

Библия. Книга Екклесиаста. (11:6)

изводство обязательно должен реализоваться в материальных и нематериальных благах и услугах, удовлетворяющих его личные потребности. Иначе труд из “отца богатства" превращается в бесцельное времяпрепровождение, а его результаты не могут реализовать ни общественных, ни личных потребностей.

Складывающиеся годами негативные тенденции в народном хозяйстве Советского Союза привели к возникновению экономического кризиса. Его первые ростки нашли свое проявление уже в середине 50-х годов. Подъем механического интеллекта на более высокий электронный уровень, широкое внедрение ЭВТ потребовало от советской экономики кардинальной перестройки организационной структуры и механизма управления. Однако предпринятые попытки реформирования носили, в основном, экстенсивный характер. Наиболее характерным примером этого является освоение целинных земель Казахстана. Расширение посевных площадей, как и рост парка станков, добычи полезных ископаемых, длины железных дорог не давали устойчивого экономического эффекта. Отрасли с высоким влиянием НТР были сосредоточены на выпуске военной продукции, что также не обеспечивало возможности решить социальные проблемы населения. "Холодная война" помешала СССР войти в систему мирового разделения труда. В результате всех этих факторов произошла существенная структурная деформация экономики страны.

К началу 60-х годов стало ясным, что существующая социально-экономическая система и соответствующая модель хозяйствования не обладают необходимой восприимчивостью к запросам научно-

технической революции, лишены гибкости и внутренних импульсов саморазвития, не способны обеспечить высокую эффективность экономики и ее социальную направленность. Первые (по нынешним меркам) весьма робкие шаги обновления в экономике были предприняты в 60-е годы. В это время была фактически проведена Всесоюзная дискуссия о хозрасчете, о хозяйственном механизме, о принципах экономической реформы. Лейтмотив той дискуссии

- поиск важнейших решений, позволяющих сделать государственные предприятия высокоэффективными. Предложен был комплекс мер реформирования экономики без кардинальной ломки существующей системы. Их суть заключалась в создании системы экономических рычагов, таких как самостоятельность государственных предприятий как товаропроизводителей, стимулирование через прибыль, зарплату, премии и механизм соревнования, внедрение коммерческого расчета, кредита, механизма банкротства и т.д. Большая часть экономистов того времени уповали на возможность просветить Хрущева, Косыгина, Брежнева и сделать из них поборников демократизации экономики, фактически не понимая тесную взаимосвязь экономики и политики, выступая идеалистами в истории. Экономические реформы 60-х годов были свернуты в самом зародыше и страна вступила в "эпоху застоя".

Вторая попытка реформирования экономики была сделана в середине 80-х. Она вошла в историю как "перестройка Горбачева". Но экономическая реформа 80-х -начала 90-х годов развивалась в несколько этапов.

Первый этап. 1985-1987 годы - курс ускорения. Апрельский Пленум ЦК КПСС 1985 года объявил стратегической задачей в области экономики - ускоренное развитие за счет внедрения достижений научно-технического прогресса, усиления внимания человеческому фактору. Предполагалось быстро и эффективно разрешить социальные проблемы в национальной экономике. Были разработаны, приняты и активно обсуждались программы "Жилищного строительства" (каждой семье к 2000 году отдельную квартиру или дом), газификации села, развития образования и т.п.

В области экономики приоритет в развитии отдавался таким отраслям, как машиностроение, электронная промышленность, атомная энергетика, приборостроение, использование новых материалов, перерабатывающая промышленность и др. При этом все преобразования намечалось

сделать в рамках существующей социально-экономической, политической системы. К 1987 году стало понятно, что экономическая реформа не дала ощутимых результатов, необходимы более радикальные меры. Июльский 1987 года Пленум ЦК КПСС положил начало второму этапу экономической реформы Горбачева (до 1989 года). Основной смысл Пленума и последующих правительственных решений заключался в попытке изменить ситуацию в экономике за счет реформирования хозяйственного механизма. Был разработан и начал претворяться в жизнь перечень хозяйственных мероприятий, который включал в себя: - предоставление большей самостоятельности государственным предприятиям (принят Закон "О государственном предприятии"); - стимулирование экономической активности через прибыль, зарплату, премии. С этой целью разработаны и внедрялись в жизнь I, II и III модели хозрасчета; - проведена была реформа банковской системы, в области кредита внедрялась коммерческая основа; - в системе планирования получила развитие система государственного заказа; - определенные шаги сделаны в области оптимизации системы управления народнохозяйственным комплексом; - урезались права отраслевых министерств, главков, расформировывались объединения, многие предприятия получили впервые статус юридического лица; - налаживались прямые связи между непосредственными товаропроизводителями; - в сельском хозяйстве получил распространение арендный (семейный) подряд, были списаны долги с колхозов, совхозов.

Но и эти мероприятия не дали ощутимых результатов, ибо не затрагивали основ организации экономической системы, не меняли ее сущности. Третий этап экономической реформы начался политической реформой 1989 года. Начало ей положила XIX партийная конференция - курс на развитие гласности, демократии. Политическая реформа, ее бурное развитие не могли не затронуть экономических основ общества. Среди ученых и практиков бурно развернулись дискуссии о путях и методах реформирования экономики. Впервые заговорили о многоукладности экономики, реформировании отношений собственности, а на декабрьской 1989 года научно-практической конференции в докладах Л.И.Абалкина, Н.И.Рыжкова впервые было сказано, что будущее советской экономики - становление и развитие рыночной экономики. Правда, при этом четко подчеркивалось, что рынок должен быть

обязательно социалистическим. К этому периоду относятся и разработка концепции гуманного демократического социализма, появление первых ростков предпринимательства в виде кооперативов, индивидуально-трудовой деятельности, малых предприятий. С целью ускорения процессов реформирования экономики СССР разрабатывались и представлялись Верховному Совету, Съезду народных депутатов несколько программ перехода к рынку (вспомним хотя бы программы Рыжкова, Явлинского - Шаталина - 500 дней и др.). Все эти программы, как и общество, во многом были идеологизированы, оторваны от реальной повседневной хозяйственной жизни. В то же время положение в экономике продолжало ухудшаться. Не прекращался спад производства, свирепствовала скрытая инфляция. Пустели полки магазинов. Частичная денежная реформа Павлова не изменила ситуации. Хозяйственные связи между бывшими партнерами по СЭВу оказались разорванными. Жесткое централизованное планирование утратило свою силу. Развалилось фондируемое материально-техническое снабжение. В политической сфере разрастался пожар национальных конфликтов. Республики СССР, приобретая суверенитет, стремились разбежаться по национальным квартирам. Беловежское соглашение закрепило юридически развал Союза. Единое хозяйственное пространство было разрушено.

Сегодня экономика России переживает очень сложный период. Общественное хозяйство захлестнул тяжелейший экономический кризис, грозящий перейти в технологический распад. В обществе усиливаются социальные противоречия, растет напряжение политической нестабильности. В экономическом развитии России четко просматриваются тенденции к ущемлению ее национальных интересов, превращению ее хозяйства в сырьевой придаток стран с развитой промышленностью.

Главной причиной негативных тенденций в российской экономике является отсутствие четко зафиксированной цели, вектора осуществляемых сегодня в стране реформ. Состояние массового сознания крайне хаотично и подвержено достаточно беззастенчивому манипулированию. В этих условиях выработка цели общественного хозяйствования, определение механизма ее достижения составляет базу для формирования подлинной реформы экономического развития России. В центре выработки цели стоят, прежде всего, экономические интересы национального государства.

Экономическая составляющая национально-государственных интересов всегда и повсеместно выступала в наиболее явной и очевидной форме. Академик Л.И.Абалкин пишет: "Стремление к обеспечению нормальных условий воспроизводства, а затем - к укреплению экономического могущества и процветания была пусть и интуитивно понятной, но главной пружиной и во внутренней, и во внешней политике государства с момента его образования. Поддержка и защита отечественного предпринимательства, земледелия, промышленности и торговли, независимо от форм и типов хозяйствования, а также от сословных, цеховых и иных групповых интересов была главной составляющей национально-государственных интересов".

Если обратиться к истории России, то защита и поддержка интересов производителей и торговцев составляла главную слагаемую государственной политики в сфере экономики. Эта политическая линия четко просматривается со времен становления и развития Московского княжества, через создание по указу Василия III Ва-сильсурской, а позже Нижегородской ярмарки, через законы Петра I и Екатерины II по развитию мануфактур и открытию для России морских путей, через всю последующую российскую историю, помнящую реформы С. Витте, П. Столыпина, НЭП, индустриализацию СССР, космическую программу и еще многое и многое другое.

Так, в ходе экономических реформ конца XIX - начала XX веков, направленных на развитие национального хозяйства, российская промышленность увеличила свою производительность в 4 раза. Длина сети железных дорог к 1917 году превысила 80 тыс.км, то есть за период, начиная с 1861 года, увеличилась в 40 раз. В 1909-1913 годы производство главнейших зерновых в России превысило на 28% продукцию Аргентины, Канады и США вместе взятых. В 1913 году в стране был собран урожай свыше 80 млн .тонн, экспорт зерна в 1914 году составил 11,4 млн.тонн.

К началу 1898 года в России насчитывалось 1146 акционерных обществ с уставным капиталом более 2 млрд.рублей, в том числе более 82% АО составляли производственно-промышленные предприятия, а на занимающиеся торговыми операциями приходилось около 18%. По переписи 1894 года в России насчитывалось 16604 ярмарки.

Не отставала от других и Тамбовская губерния. В конце XIX века в губернии действовало 128 городских и сельских яр-

марок. На Тамбовщине велась широкая торговля хлебом. Особое значение в этой торговле играли города Моршанск, Козлов, Кирсанов. На железнодорожных станциях 70% перевозок занимали хлебные грузы.

Однако последующие годы существенно изменили экономический статус России. Являясь главной составной частью СССР, она к 1940 году вышла на 2-3 место по объемам производства в мире. Вторая мировая война нанесла экономике тяжелейший удар. Была уничтожена треть национального богатства страны. Но трудом граждан СССР к середине 50-х годов страна была вновь возвращена в число мировых экономических лидеров. Однако груз экономических ошибок и политическая недальновидность советских лидеров поставили хозяйство страны на грань национального банкротства.

Сложность современной ситуации состоит в том, что Россия сегодня столкнулась с рядом серьезных проблем и тенденций, затрагивающих ее глубинные национально-государственные интересы. Развал Советского Союза имел далеко не однозначные последствия для России. Во многом ее интересы были ущемлены. Крайне болезненным был разрыв хозяйственных связей с бывшими республиками СССР. Решающую роль в развале экономики страны сыграли резкое ухудшение ее структуры, и, в первую очередь, возрастание доли сырьевых и добывающих отраслей, потеря значительной части морских портов, флота и надлежащих транспортных магистралей.

К началу 1991 года в экономике России сложилась обстановка сложнейшего кризиса. Добыча нефти и угля сократилась на 11%, прокат черных металлов - на 15% и т.д. В торговле и снабжении населения сложился острейший дефицит товаров. Внешний долг страны превысил 73 млрд. долларов.

Начавшийся в том же году процесс реформирования экономики получил название "шоковой терапии" или "западнический" этап, так как развитые государства Запада уже примеряли на себя шоковую терапию, а ее рецепт для России разработал Международный валютный фонд (МВФ), как для слаборазвитой страны. Правительство Е. Гайдара главный упор сделало на стабилизацию экономики на макроэкономическом уровне, избрав в качестве теоретической базы учение монетаристов. Однако упование на всесилие инструментов кредитно-денежной политики не дало ожидаемых результатов. Ни

одна из задач, поставленных правительством и проводимых через механизм "шоковой терапии", не была решена. Страна не только не избавилась от кризисных явлений прошлого, но и впала еще в более глубокий и многоаспектный кризис: экономический, общественно-

идеологический, управленческий, социальный.

При осуществлении экономической, в том числе и аграрной реформы, первенствовало и в научных, и в политических кругах мнение, что переход к рыночной экономике должен обязательно сопровождаться изменением форм собственности и, прежде всего, преобладанием частной собственности и ее разновидностей. Поэтому центральным звеном программы "шоковой терапии" стала приватизация.

Однако необходимо заметить, что рынок, будучи сферой товарного обмена, не может выдвигать жестких требований по поводу каких-либо определенных форм собственности. Главным звеном рыночных отношений является обособленный товаропроизводитель, выступающий одновременно в роли и продавца, и покупателя, а, следовательно, несущий в себе всю совокупность экономических интересов этих двух субъектов рынка. Программа приватизации и разгосударствления, проводимая в России, решая вопрос об изменении ор-ганизационно-правовой формы собственности, не способствовала, а, напротив, разваливала нормальный товарооборот. Анализ приватизации во всех отраслях экономики позволяет отметить повсеместное снижение производственных и финансовых показателей, а также сверхнормативный рост оплаты труда. Это говорит об отсутствии стимулов и сдвигов в сторону накопления средств для модернизации и повышения эффективности производства.

Поэтому, несмотря на некоторые внешние проявления стабилизации: появление товаров на полках магазинов и т.п., итогом двухлетнего радикального реформирования явилось заметное ухудшение макроэкономических показателей развития экономики России. Это характеризуется следующим.

Во-первых, произошел спад производства, который стал носить не структурный, а всеобщий характер. В 1993 году по сравнению с 1991 годом спад производства составил 31,3%.

Во-вторых, произошел спад инвестиционной активности, что явилось наиболее опасным последствием политики "шоковой терапии". Только за период 1991-1993 годов объем инвестиций в российскую эко-

номику сократился более чем в 2 раза и на начало 1994 года составлял около 40% по отношению к докризисному уровню.

В-третьих, произошло крушение финансовой системы, что сопровождалось широкой эмиссией наличных денег, ростом инфляции и спровоцированной ею либерализацией цен. Так, в 1993 году количество наличных денег по сравнению с 1992 годом возросло в 7 раз. Ежемесячная инфляция превысила 10-% порог.

В-четвертых, произошло падение жизненного уровня населения страны. Так, за годы реформы "шоковой терапии", уровень жизни населения страны снизился в 3 раза. Более чем в 30 раз возрос разрыв между душевым доходом и галопирующей инфляцией.

В-пятых, к концу 1993 года Россия "выпала" из мирового разделения труда. Рынки для России были сужены, кредиты в основном выдавались на то, чтобы бедные русские закупали зерно богатого западного фермера.

Масштабы экономических и социальных бедствий, выпавших на долю России, в ходе программы "шоковой терапии" поставили вопрос о реальной угрозе для ее национальной безопасности. Страна оказалась перед опасным порогом, перешагнув который она рисковала навсегда утратить шанс на возрождение в качестве великой державы.

Во многом экономическая реформа в России явилась отражением или даже копированием преобразований в хозяйстве бывших европейских соцстран.

Перед началом реформы в странах Восточной Европы в 1989 году рост потребительских цен составлял в Венгрии, Польше и Югославии соответственно 17%, 244,1% и 2500% в год. Болгария, Румыния и ЧСФР приступили к реформам несколько позже. Инфляция в них подвергалась сильному сдерживанию, принимала скрытые формы. Несмотря на это, в дореформенный 1990 год потребительские цены выросли в Болгарии на 65%, Румынии (за первое полугодие) - на 18%, ЧСФР - на 10%.

В концепциях и программах преобразований важнейшая роль неизменно отводилась проблемам стабилизации цен и финансов. Результаты, хотя и не очень устойчивые, были достигнуты, по крайней мере, в трех странах - ВР, РП и ЧСФР (с 1993 года - Чехии и Словакии). На ее основе уже появляются признаки улучшений, включая рост производства, занятости и реальных доходов населения, особенно в

расширяющемся частном секторе экономики.

Механизмы стабилизации в разных странах имеют общие черты. Вначале, в течение одного-двух полугодий, реализовывался жесткий монетаристский подход. Либерализация цен и экономики в целом сопровождалась резким ограничением предложения денежных средств и кредитов, расходов и дефицита государственного бюджета, платежеспособного спроса со стороны предприятий и населения. Одновременно стимулировалось направление денежных средств и доходов, направляемых на сбережение и накопление, на инвестиции, приобретение ценных бумаг. Были развернуты процессы малой приватизации, проведена реформа валютного курса, сформирован внутренний рынок СКВ. Исключительно важную роль сыграло формирование благоприятной среды для частного предпринимательства, для привлечения в страну иностранного производственного капитала.

Особенности способов стабилизации можно показать на примере бюджетной политики. Результаты влияния госбюджета на экономику могут быть как инфляционными, так и дефляционными. Все зависит от того, насколько велик бюджет и его дефицит по отношению к валовому национальному продукту (ВНП), как организовано формирование его доходной и расходной частей. Дефляционные меры в сфере бюджета, принятые в странах Восточной Европы, можно свести в основном к следующему.

Во-первых, это уменьшение объема бюджета и его дефицита. Величина бюджета стратегически должна уменьшаться с 60-65% сначала до 50-55% ВНП, а затем и До более низкого уровня. По мере снижения объема бюджета должен расти оборот финансовых средств, организуемый по рыночным принципам в сфере коммерческих банков. В начале 1993 года в Венгрии бюджетный дефицит составлял примерно 5% ВНП, в Польше - 7,5%, в Чехии - 2%.

Во-вторых, жесткое законодательное ограничение не только объема бюджетного дефицита (обычно не более 3-5% ВНП), но и способов его погашения. Допускаются только способы, не увеличивающие инфляцию. Дефицит погашается выпуском государственных (привлекательных с индексацией доходов на темпы инфляции) ценных бумаг, продажей государственных прав на участие в капитале акционерных обществ и других организаций, продажей недвижимости, доходами от приватизации и т.д. Использование кредитов Централь-

ного банка резко ограничивается и переводится на коммерческую основу.

В-третьих, существенно перестраивается структура расходной части бюджета. В ней повышается доля социальных выплат и снижается доля расходов хозяйственного назначения. За ориентир принимается практика западных стран, где на нужды хозяйства идет обычно не более 5-7% расходов бюджета. Прежде всего снижены (на 70-80% и более) дотации бюджета убыточным государственным предприятиям, ч Сформирован и развертывает действие

механизм ликвидации или оздоровления неплатежеспособных предприятий через процедуру банкротства. Поддерживаются мероприятия по учреждению новых, обновлению и модернизации существующих _ производств, повышению их конкурентоспособности на внешних рынках. Меняются формы поддержки. Используются методы кредитных гарантий и льгот, выделение средств по конкурсам под те или иные виды программ, если поддерживаемые инвесторы вкладывают собственные средства и т.д. Бюджетные средства расходуются на нужды хозяйства при условии быстрой окупаемости затрат и направлены на укрепление рыночного равновесия и сдерживание инфляции.

В-четвертых, изменена и структура доходной части бюджета. Бремя налогов частично снижено и в значительной мере перенесено (например, в Венгрии реформой 1988-1990 годов) со сферы производства на сферы обращения и потребления. Этим стимулируется расширение производства как исходной базы роста имущества и доходов, а следовательно, и базы налогообложения. Постепенно возрастают неналоговые поступления бюджета (от приватизации и сдачи в аренду госимуще-ства, от операций на рынке ценных бумаг и другие). Частично используются налоги прямой антиинфляционной направленности (на рост сверх определенного норматива фондов зарплаты государственных прелг шолнительные платежи от

дохом^ .^с^приятий-монополистов, прогрессивное налогообложение личных доходов').

Однако следование курсам экономической реФопмы в странах Восточной Евро-лип л России возможным, если

бы она не была столь специфична как в экономической, так и политической сферах мирового сообщества. Территория, природные ресурсы, геополитическое расположение страны, всегда ставили Россию в особое специфическое положение. И

реформирование ее экономики просто не могло быть слепком чужого опыта.

В августе 1993 года Правительство приняло Программу углубления экономических реформ. В основу данной программы была положена концепция макроэкономического регулирования для успешного реформирования плановой, дефицитной, монопольной государственной экономики. Опыт двух лет и результаты "шоковой терапии" фактически были проигнорированы. В ходе осуществления программы, и особенно в конце 1994 - начале 1995 годов, в нее были внесены определенные изменения.

Однако ее главные составляющие остались практически неизменными. Это приватизация, которая через ваучеризацию привела к диффузии капитала, его распылению, и, как логический результат, к монополизации в руках реальных собственников, составляющих сегодня менее семи процентов- населения России. Вторым слагаемым программы являются меры по снижению темпов инфляции и финансовой стабилизации. Данные меры наиболее активно оказывают влияние на состояние экономии России сегодня.

"Наши романтики монетаризма, обладая завидным "олимпийским спокойствием", зациклились только на финансовой псев-достабилизации, - подчеркивает президент Российского Союза промышленников и предпринимателей А.Вольский, - а по сути дела - на бесперспективном и безнадежном для российских условий решении проблем колебания "экономического маятника" между инфляцией, спадом производства и безработицей".

Даже сторонники антиинфляционных мер, ужесточения бюджетной политики, возрастания налогового бремени соглашаются, что неизбежным следствием финансовой стабилизации будет спад производства.

Ослабление финансового давления привело прошлой осенью к росту производства: за август 1994 - февраль 1995 годов оно выросло на 8,9%. Финансовая стабилизация ведет к существенному ограничению внутреннего спроса и увеличению относительных цен. Значительную роль играет приближение к мировь м ценам на энергоносители. В 1994 году цены на них снизились на 30%, что послужило своего рода дополнительной субсидией промышленности. Однако сейчас, при мировой стоимости нефти в пределах 100 долларов за тонну, российская стоит 38 долларов. Динамика цен ясна - она будет расти, что при-

ведет к сокращению промышленного производства.

Из 191 вида важнейшей промышленной продукции объем выпуска в 1995 году уменьшился относительно 1994 года по 128 видам, или на 67%. Согласно мнению экспертов, выпуск 86 видов промышленной продукции в 1995 году снизился более чем на 10%, 47 видов - на четверть и более. Самое значительное снижение производства произошло в легкой промышленности

- более чем на 35%.

Объем валового внутреннего продукта (ВВП) России в 1995 году составил 169 трлн. рублей, сократившись в сопоставимых ценах по сравнению с предыдущим годом на 4%. Объем производства предприятий ВПК продолжал падать. За 1995 год он сократился на 21,1%. Наибольшее снижение объемов производства наблюдалось в четырех отраслях ВПК: судостроительной - 81,6%, средств связи - 34,4%, вооружений - 34,5%, боеприпасов - 29,9%. Объем производства гражданской продукции на предприятиях ВПК также сократился в декабре 1995 года по сравнению с декабрем 1994 года на 43,8%, а с начала года на 23,2%.

Следовательно, выполнение рекомендаций МВФ о снижении инфляции, удешевлении кредитов, снижении процентных ставок и т.п. является пирровой победой, так как их плодами не смогут воспользоваться ни обнищавшие россияне, ни разваленная промышленность, ни брошенный на произвол судьбы аграрный сектор.

"...Ни один здравый экономист не может говорить о какой-либо стабилизации в условиях, когда рентабельность большей части отраслей сферы материального производства отрицательна, - подчеркивал в одном из своих выступлений С.Глазьев. -Мы прогнозируем углубление промышленного спада примерно на 15%, что означает фактическое прекращение существования большой части наукоемкой промышленности и почти всех отраслей машиностроения".

Тамбовская область во всей полноте испытывает давление политики финансовой стабилизации. Дефицит бюджета, сложнейшие проблемы предприятий ВПК и легкой промышленности, негативные тенденции в аграрном секторе, нарастание социальных противоречий в обществе -это лишь вершина айсберга экономических трудностей региона. Анализ помесячных индикаторов, характеризующих экономические и социальные проблемы в Тамбовской области, показывает, что валовой общественный продукт во II квартале

1995 года по сравнению с I кварталом текущего года сократился на 4,1%, произведенный национальный доход за тот же период упал на 6,6%. По сопоставлению с аналогичным периодом прошлого года продукция военного назначения в I квартале 1995 года составила 71,2% к объему

1994 года, а во II квартале, соответственно, 50,7%. Объем закупок сельскохозяйственной продукции за этот период соответственно уменьшился в I квартале 1995 года на 44,3%, во II квартале на 34,7%. В тоже время денежная эмиссия по данным Главного Управления Центрального банка России по Тамбовской области выросла в I квартале 1995 года по сравнению с тем же периодом прошлого года в 2,3 раза, а во II квартале в 2 раза. За полугодие выпуск денег в обращение составил по области более 385 млрд.рублей, причем во II квартале эмиссия денег была больше I квартала

1995 года на 40,9%.

В целом в промышленности области за январь-октябрь 1995 года объем производства по полному кругу предприятий по сравнению с тем же периодом прошлого года сократился на 6,3%. Наибольшее снижение (от 38 до 42%) было в лесной и деревообрабатывающей отраслях, легкой промышленности.

Выпуск товаров народного потребления в январе-сентябре прошлого года сократился на крупных и средних предприятиях Тамбовской области на 17,6%, в том числе продовольственных товаров - на 22%. Из 147 учитываемых видов изделий снижение за 9 месяцев 1995 года в области было допущено по 109 видам (74,1%). Почти каждое третье предприятие закончило работы за январь-июль 1995 года с убытком.

Это далеко не полные характеристики как экономики России в целом, так и региона позволяют, в то же время, сделать определенные выводы.

Во-первых, происходит диффузия общественного богатства. В руках немногочисленной группы населения концентрируется значительная доля собственности, в результате чего в обществе активно формируется класс реальных собственников. Формирование этого класса сопровождается дальнейшей дифференциацией общества на владельцев богатства и наемных работников. Данному процессу, прежде всего, способствует разрушение монолита государственной собственности, ее приватизация в интересах имущих слоев населения, и формирования на ее основе многоукладного негосударственного сектора экономики.

Во-вторых, происходит развал производственного потенциала национальной экономики России. Инвестиционные вливания, в основном, осуществляются в ТЭК, работа которого во многом связана с реализацией интересов Западных инвесторов. Структура производства все более и более приобретает сырьевую форму, напрямую завязанную на экономику промышленно развитых государств.

В-третьих, сокращается государственная поддержка, как приоритетных отраслей в промышленности и АПК, так и национальной промышленности и сельского хозяйства, независимо от форм собственности в целом.

В-четвертых, отсутствие четкой цели реформирования экономики, ориентированной на национально-государственные интересы, расшатывает финансовое состояние России, ведет к закручиванию спирали инфляции, росту налогового бремени, сокращению производительного накопления.

В-пятых, усиливается дифференциация общества на богатых и бедных. Идет активное вымывание среднего класса. Уже сегодня соотношение наиболее имущей группы населения (около 7-10%) и наименее имущей части общества (более 40% населения) составляет 1:16.

В-шестых, относительно сокращаются средства из госбюджета на образование, культуру, здравоохранение, гарантированные социальные потребности населения. Растет безработица.

Однако было бы неверным останавливаться только на критике экономической политики и негативных факторах, характеризующих хозяйственное и социальное состояние России.

Ведь сегодняшняя ситуация является отражением сложного противоборства теоретических идей, целой палитры взглядов на реформирование экономики страны. Победа монетаристких взглядов вовсе не означает их правоты и невозможности альтернативы нынешнему экономическому курсу. И смена ориентиров и целей в экономической политике должна произойти очень быстро, иначе последствия ее будут непоправимы. Ведь если промышленное производство сокращается наполовину, то за этим следует цепная реакция полного развала хозяйства.

А для противодействия данным негативным тенденциям уже сегодня необходимо на всех уровнях формировать новый ПОДХОД К ЭКОНОМИКС и новый взгляд на се развитие.

Давайте задумаемся, Россия обладает колоссальным потенциалом богатства. Валовая стоимость выявленных, разведанных и оцененных запасов полезных ископаемых в России составляет около 29 трил. долларов. Прогнозируемая стоимость запасов полезных ископаемых - более 140 трил. долларов. Уже сегодня из недр России извлекается до 17% добываемой в мире нефти, 30% газа, 14% товарной железной руды, 20% цветных редких и благородных металлов, 6% каменного угля. С другой стороны, Запад как подачку дает России от 3 до 5 млрд.долларов в год в виде кредитов, займов и т.п. Внешний долг России на начало 1995 года составил 120 млрд. долларов. А общая стоимость выявленного на данный момент имущества России в дальнем и ближнем Зарубежье составляет от 5 до 9 трил.долларов. И это только его балансовая стоимость, которая, отнюдь, не отражает теперешнюю цену зарубежной российской недвижимости.

Все вышесказанное однозначно свидетельствует, что уже сегодня Россия должна обладать, как за счет перераспределения мирового объема инвестиционных вложений, так и за счет собственных источников капвложений, суммой в размере от 300 до 400 млрд.долларов ежегодно для развития собственной экономики. Дело за малым, необходима выработка такого курса экономической политики, который наиболее полно отвечал национально-государственным интересам России и создавал всеобъемлющий механизм протекционизма ее народному хозяйству.

В настоящее время все четче и четче просматриваются контуры новой программы реформирования российской экономики, где главный упор сделан на рост национального производства, и решения на этой основе острейших социальных проблем.

В основе программы лежит, так же как и в сегодняшей экономической политике, борьба с инфляционным ростом, этой проблемой проблем российской экономики. Однако для ее регулирования необходимо формирование нового взгляда на ее сущность и причинные корни.

Монетарный подход причиной инфляции считает дефицит государственного бюджета. На борьбу с ним и направлены все усилия правительства. На деле же российская инфляция может быть объяснена монетарными факторами не более чем на треть. В остальном корни ее уходят глубже в прошлое, от которого нам достались технологически отсталая структура производства и ее высокий монополизм. Эти фак-

торы в условиях открытости экономики, отсутствия должной защиты ее национальных интересов, протекционизма российскому производителю на внутреннем рынке, заставляет его поднимать вверх цены в погоне за мировым уровнем.

Российская экономика сложилась так, что промышленность в основном поддерживалась за счет дотаций, скрытых в механизме цен, и макропропорции за период 1991-1995 годов не изменились. Только централизация натуральная сменилась централизацией финансовой. Налоги стали собираться даже с тех сфер, которые никогда не производили добавленную стоимость. Пытаясь наполнить бюджет, правительство установило запредельную ставку налогов. Из всей совокупности произведенной в России добавленной стоимости 68% составляют налоги, 25% заработная плата, и лишь 7% накопления.

Расчеты ЦЭМИ показывают, что в наибольшей степени расшатывают экономику два налога - налог на заработную плату и налог на добавленную стоимость. Целый ряд экономистов, в том числе, например, академик РАН Д.Львов, считают, что эти налоги надо отменить, не боясь отойти от западных моделей, основанных на иной экономической системе и другом соотношении факторов производства. Основное бремя накопления бюджета должно лечь на ренту с природных ресурсов и налог на прибыль. Это даст возможность снизить издержки, добиться снижения цен, и, в конечном итоге, подавить инфляцию. Одновременно при таком маневре удастся выделить дотации сельскому хозяйству и легкой промышленности, сохраняя темп инфляции на уровне 4-5% в месяц.

Другой гранью новой программы реформирования российской экономики все активнее становится экономическая политика регионов. Сегодня для регионов России характерны слабая социальная ориентированность общественного производства, недостаточное использование возможностей предприятий ВПК для выпуска товаров народного потребления; разбалан-сированность производства при значительном снижении выпуска продукции.

Решать экономические задачи стратегического значения регионам приходится в новых условиях: самостоятельно, практически без помощи Центра. Никогда раньше местные власти не знали проблем финансовой поддержки крупных предприятий, выплаты задерживаемой зарплаты и т.д.

Как считают ведущие экономисты, для радикального реформирования социально-

экономических отношений в России регионам придется пройти следующие этапы:

- стабилизации экономики;

- устранения кризисных явлений;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- восстановления докризисного уровня производства и социальной сферы;

- реконструкции экономики, обеспечивающей ее устойчивый подъем.

Неравномерность размещения запасов минерально-сырьевых ресурсов предопределяет специфику и специализацию развития регионов. Переход же к рыночным отношениям не меняет главного в размещении производительных сил и социально-экономического развития регионов -территориального разделения общественного труда, производственной специализации регионов.

Все вышесказанное в полной мере относится к экономике Тамбовской области. Ее народное хозяйство испытывает влияние предприятий ВПК, легкой промышленности, пищевой промышленности и АПК. В соответствии с типологизацией регионов по критерию лидирующего комплекса в структуре их промышленного производства, проведенного сотрудниками ИЭ РАН, Тамбовская область была отнесена в 1992 году к 7 группе - пищевая промышленность. Статистический анализ свидетельствует, что специализация на продукции пищевой промышленности была в целом благоприятной для экономического роста области.

Вместе с тем, в наибольшей степени экономический кризис затронул предприятия легкой промышленности. Спад объемов выпускаемой продукции был обусловлен спецификой отрасли. Во-первых, ее основное ядро составляют текстильные и швейные производства, традиционно зависящие от поставок сырья и полуфабрикатов из бывших республик СССР. Разрыв хозяйственных связей лишил предприятия прежней сырьевой базы и поставил их на грань остановки. Восстановление в каком-либо объеме прежних хозяйственных связей с ближним зарубежьем требует времени, а для перехода на импортное сырье нет валютных средств.

Другая причина наиболее глубокого спада производства в легкой промышленности заключается в том, что эта отрасль работает на конечного потребителя, и, следовательно, раньше других ощущает ограничения платежеспособного спроса населения. При сохраняющихся условиях прогноз развития для легкой промышленности остается неблагоприятным.

В крайне затруднительной обстановке находятся предприятия ВПК. Большинство

из них фактически приостановили работу, и коллективы отправлены в вынужденные административные отпуска. Причиной является неоплата их продукции со стороны Минобороны. В результате наиболее технически оснащенные и эффективные производства простаивают. А социальные проблемы их работников еще более нагнетают обстановку нестабильности.

Аграрный сектор, лишенный на 90% государственной поддержки, не в состоянии выбраться из трясины неплатежей, отсутствия средств для нормального ведения хозяйства, что крайне негативно отражается на объемах производства и качестве продукции.

Но, несмотря на негативные тенденции и неблагоприятные факторы в общественном производстве, область предпринимает комплексные меры по стабилизации кризисных явлений. Как показывает анализ помесячных индикаторов, характеризующих экономические и социальные процессы в Тамбовской области, в целом удается в 1995 году активно противодействовать кризисным явлениям и создавать предпосылки к восстановлению - докризисного уровня производства и социальной сферы. Так, продукция промышленности во втором квартале 1995 года превысила соответствующий уровень прошлого года на 2-2,5%. На крупных и средних промышленных предприятиях в сентябре текущего года объем производства увеличился на 28,3% к сентябрю прошлого года и на 11,6% - к августу 1995 года. За 9 месяцев текущего года сдано в эксплуатацию 49 километров автомобильных дорог с твердым покрытием, 71,7 километров газовых сетей, что, соответственно, на 11,9% и в два раза больше, чем в том же периоде прошлого года.

В сельском хозяйстве на начало октября

1995 года по сравнению с 1994 годом всеми сельхозпроизводителями обеспечен рост объемов производства сахарной свеклы, подсолнечника, картофеля, овощей, молока. Если сравнивать с 1994 годом, то удалось затормозить падение производства. Если в первом полугодии 1994 года по сравнению с тем же периодом 1993 года производство молока сократилось на 49%, то в 1995 году, соответственно лишь на 32%. Удалось во втором квартале 1995 года фактически удержать уровень капвложений 1994 года, что является приятным исключением из экономической палитры регионов. Причем, в непроизводственной сфере эти вложения превысили уровень первого полугодия 1994 года на 11,5%. Несколько улучшилась финансовая обстановка в об-

ласти. Если в 1994 году разрыв между расходами и доходами составил в области более 150%, то во втором квартале 1995 году этот разрыв сократился до 18,4%. Придавая особое внимание стабилизации народного хозяйства, в области повысился удельный вес в бюджете расходов на его поддержку и содержание. Если в среднем за 1994 год он составил 26,7% от общего объема расходов бюджета области, то в первом квартале 1994 года вырос до 29,4% и во втором квартале текущего года до 30,7%.

Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что экономическая реформа в России имеет далеко не один вариант. У правительственного курса в сфере экономического строительства уже сегодня есть альтернатива. Наверное, было бы не верным в рамках одной статьи определять действенность и эффективность каждого из вариантов. Это сложная и многогранная работа. И под силу она не одному человеку, а большой группе работников администрации, ученых, экономистов-пракгиков, хозяйственных руководителей. Но необходимость такой работы, глубокой и всесторонней экспертной оценки направлений и вариантов реформирования экономики как страны в целом, так и каждого из ее регионов, диктуется сегодня состоянием народного хозяйства России. Особую злободневность эта проблема приобретает в преддверии выборов президента страны. Четкость позиции, ориентированность ее на защиту экономических интересов России, верность приоритетным целям развития хозяйства страны каждого из претендентов на высшую государственную должность определяет реальность сроков возрождения нашей Родины как Великой Державы и полнокровного члена мирового сообщества.

1. Государственный фонд занятости: формирование и эффективность использования в Тамбовской области (специальный выпуск). Тамбов, 1995. Январь.

2. Народное хозяйство Тамбовской области за 60 лет. Юбилейный статистический сборник. Тамбов, 1977.

3. Научные труды Международного союза экономистов и Вольного Экономического Общества России. М.; СПб., 1994. Т. 1, 2.

4. Национальная доктрина России (проблемы и приоритеты). М.: Обозреватель, 1994.

5. Обзор экономики России. Основные тенденции развития. 1994. IV: Пер. с англ. М.: Прогресс-Академия, 1995.

6. Основные показатели деятельности совместных предприятий за январь-июнь 1995 года. Тамбов, 1995.

7. Помесячные индикаторы, характеризующие экономические и социальные процессы в Тамбовской области. Тамбов, 1995.

8. Русский торгово-промышленный мир. М.: Планета, 1993.

9. Тамбовская область в 1994 году. Статистический сборник. Тамбов, 1995. Ч. 1, 2.

10. Энциклопедия рынка. Многотомный пятиязычный словарь-справочник. М.: РОСБИ, 1994. Т.1.

О. П.ЖАЛМЕНОВЛ

Историко-географическая характеристика домонгольского Хорезма в творчестве В. В. Бартопьда

The article deals with the problem of the Bartold's conception of the old middle Asia and Choresm's history-geograpliical characteristics. The author considers the Bartold’s priority in this problem and underlines the role of the middle centuries Choresm's history - geographical characteristics for the political history.

В связи с возросшим интересом к проблемам влияния природно-географичес-кого фактора на историческое развитие регионов или отдельных государств, все большее значение приобретает изучение с учетом этого фактора истории различных районов Евразии в средние века. На Востоке, и в частности, в Средней Азии, зависимость человека от природных условий проявлялась наиболее сильно, что вынуждало исследователей обращать особое внимание на историко-географические особенности определенной области. Крупнейшим востоковедом, чьи труды в своем большинстве сохранили значение до настоящего времени, является выдающийся российский ученый, академик

В.В.Бартольд, посвятивший жизнь исследованию прошлого стран и народов преимущественно Средней Азии. Основой движения исторического процесса В.В.Бартольд считал влияние определенных факторов на жизнь общества. Будучи плюралистом, востоковед признавал значение классовой борьбы в развитии общества, но не считал эту борьбу решающим фактором и говорил о ней, как об одном "из чрезвычайных обстоятельств" [1]. Наиболее значимыми, по его мнению, были факторы культурных заимствований, влияние географической среды и изменение направления торговых путей. Один из этих факторов и является предметом рассмотрения в данной статье.

Именно в трудах В.В.Бартольда впервые была развернута подробная характеристика природно-географических условий жизни в Средней Азии, и в частности, в Хорезме. Следует отметить, что в последующее время результаты научных исследований

В.В.Бартольда активно использовались и переписывались (без указания на источник) многими авторами учебной и научной литературы. Заслуги же В.В.Бартольда при этом либо замалчивались, либо отмечались мельком. Поэтому выяснение приоритета, выявление позиций этого востоковеда в отношении природно-географической характеристики Хорезма является весьма важной проблемой.

История таких древних земель Средней Азии, как Фергана, Согд, Хорезм в советское время, как правило, была составной частью истории отдельных республик и не изучалась как единое целое, поэтому, зачастую, из поля зрения выпадали многие страницы прошлого этих областей. Установленные в результате национальногосударственного размежевания Средней Азии границы разделили такое единое пространство, как Хорезм, на три части, вошедшие в состав Каракалпакии, Туркменистана и Узбекистана, поэтому со стороны республик изучались лишь отдельные части Хорезма. Заслугой В. В. Бартольда было комплексное изучение средневекового прошлого стран и народов Средней Азии. В связи с этим особую актуальность приобретает аналитическая сводка его работ, посвященных изучению истории Хорезма, в которых на основе широкого круга письменных источников представлена историко-географическая характеристика этой области на протяжении всего средневекового периода. Несмотря на использование трудов и выводов В.В.Бартольда при изучении истории отдельных частей области (обычно без ссылок, как уже указывалось), собственно научная деятельность востоковеда, направ-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.