УДК 159.923.2
Я.В. Пашкова ПРЕДШКОЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА КАК УСЛОВИЕ
РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ
Аннотация. В статье рассматриваются теоретические вопросы развития социальной активности детей. В исследовании категория социальной активности представлена как детерминанта формирования готовности детей к обучению, включенная в систему предшколъной подготовки.
Ключевые слова: готовность к обучению, личность, социальная активность, предшкольная подготовка, развивающая среда, развитие.
Yana Pashkova PRESCHOOL EDUCATION AS A CONDITION
OF DEVELOPMENT OF CHILDREN'S SOCIAL ACTIVITY
Abstract. The article discusses the theoretical issues of development of children's social activity. In the study of the category of social activity presents as a determinant of the formation of children's readiness for training included in the system of preschool preparation.
Keywords: school learning, personality, social activity, preschool training, developing environment, development.
Современное дошкольное образование находится на этапе перехода от федеральных государственных требований (ФГТ) к федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС), ориентированным на развитие у детей самостоятельности, инициативности, творчества, воспитание патриотизма и гражданственности как основ социальной активности. Развитие этих и других личностных характеристик происходит под влиянием различных социальных институтов, среди которых ведущее значение для ребенка дошкольного возраста имеют семья и дошкольные учреждения.
Если рассматривать семью как социальный институт, то необходимо отметить тот факт, что родители современных детей воспитывались в иной системе, где главной целью образования было интеллектуальное развитие личности. В настоящее время на первый план ставится сама личность как субъект и объект общественных отношений. Это обусловлено тем, что государству требуются успешные, конкурентоспособные, творческие, проявляющие социальную активность члены общества. В этой связи весьма актуальным становится вопрос развития социальной активности личности начиная с дошкольного возраста.
Исследованием проблемы становления социальной активности в дошкольном возрасте занимались ученые Е.Е. Кравцова, Л.Ф. Обухова, Д.И. Фельдштейн, С.А. Козлова. В психологии социальная активность - сложное состояние и одновременно свойство человека как представителя социального, благодаря которому осуществляются не только связи человека с окружающей действительностью, средой, но и образование принципиально нового мира - мира отношений [2]. Социальная активность выступает как реализуемая готовность личности к социальным действиям, как осознание значимости своего участия в общественной жизни, как потребность личности в саморазвитии и самоопределении себя как активного элемента социума, как воспитание в себе и проявление социально значимых качеств: ответственности и инициативности, творчества, самостоятельности, результативности действий [5].
При рассмотрении социальной активности мы опирались на деятельностный и личностный подходы. Деятельностный подход, разрабатываемый в работах C.J1. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, A.B. Петровского и др., постулирует, что развитие личности происходит в процессе осуществления деятельности. С.Л. Рубинштейн сформулировал принцип единства сознания и деятельности, согласно которому сознание не только проявляется, но и формируется в деятельности. Сторонники деятельно© Пашкова Я.В., 2014
стного подхода рассматривают социальную активность как способность к самодвижению, в ходе которого индивид воспроизводит себя [4].
Мы считаем основополагающей для нашего исследования позицию представителей личностного подхода. К.А. Абульханова-Славская отмечает, что личность развивается в соответствующей для ее жизненных ценностей деятельности. Многие исследователи (Е.Г. Комаров, И.Ч. Христова, Т.В. Тищенко и др.) отводят большую роль социальной активности ребенка в выполнении разных видов деятельности, которая обеспечивает их результативность.
Исходя из этого положения, правомерно рассматривать готовность к школьному обучению как результат деятельности, который во многом зависит от степени проявления социальной активности детей. При этом необходимо отметить, что, несмотря на значимость социальной активности для организации жизнедеятельности современного человека, сегодня наблюдается снижение ее уровня у детей вследствие социальной незрелости. Практика показывает, что социальная незрелость часто является следствием подмены личной активности детей активностью их родителей.
К этому необходимо добавить, что проявление социальной активности чаще всего востребовано у личности на этапах определенного уровня зрелости (юность, взрослость). Но при этом многие исследователи акцентируют внимание на сензитивных периодах ее развития, а полученные выводы позволяют говорить о том, что именно дошкольный возраст является тем периодом, когда необходимо начинать развивать социальную активность. Но для этого необходимы определенные условия. Иначе говоря, создание комплекса специальных условий будет способствовать развитию социальной активности детей старшего дошкольного возраста. И, на наш взгляд, к таким условиям правомерно отнести систему предшкольной подготовки.
Именно предшкольная подготовка как новая форма образования представляет собой целенаправленный организованный социальный процесс обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста, выполняющий функцию социального контроля за состоянием физического, психологического, интеллектуального развития детей перед поступлением в школу. При организации предшкольной подготовки главным является антропологический подход, который выражается в следующем: учет общих, специфических и индивидуальных особенностей развития детей; комплексный (клинико-физиологический, психолого-педагогический) подход к диагностике и коррекционной помощи детям; дифференцированный подход к детям в зависимости от особенностей в развитии и способов познавательной деятельности; применение специальных форм и методов работы с детьми, оригинальных методик; модификация учебных планов и программ, перераспределение учебного материала, изменение темпа его изучения; индивидуально-подгрупповой характер обучения (в зависимости от потребностей детей) [6].
В качестве задач коррекционно-педагогической работы по подготовке к обучению в школе детей в условиях предшкольной подготовки выделяют: создание двигательного режима, обеспечивающего полноценное развитие основных движений детей, повышение их двигательной активности; развитие у детей компенсаторных способов познавательной деятельности (сенсорных функций, умения рационально пользоваться нарушенным и сохранными анализаторами); формирование у детей навыков социально-адаптивного поведения (т.е. такого поведения, которое позволит им быть мобильными, самостоятельными, активными, уверенными в себе в различных социально-бытовых ситуациях); развитие связной, грамматически правильной речи, наполненной конкретным содержанием, умение передавать в речи свои ощущения, впечатления от восприятия окружающего; формирование активности в познании, устойчивой мотивации; развитие планирующей деятельности детей, анализирующего восприятия, наблюдения и обобщения; развитие у детей способности переноса приобретенных знаний, умений и навыков в новые ситуации; формирование у детей единого темпа и ритма работы, целенаправленных действий, произвольности и устойчивости внимания; формирование у де-
тей уверенности в своих возможностях, но в то же время критичного отношения к своим поступкам, умения адекватно оценивать свою деятельность и деятельность своих товарищей; воспитание у детей эмоциональной отзывчивости, доброжелательного отношения к окружающим, желания помочь, умения считаться с мнениями и интересами своих товарищей. Решение обозначенных задач коррекцион-но-педагогической работы обеспечивает преемственность предшкольного и начального школьного воспитания и обучения детей.
Преемственность между дошкольным и начальным звеньями образования реализуется с учетом соблюдения антропологических условий: сохранения самоценности каждого возрастного периода развития ребенка; готовности к школьному обучению (на дошкольной ступени образования); опоры на уровень достижений коррекционно-развивающего обучения дошкольного детства; сформированное™ умений учиться как фундаментального новообразования; освоения разных форм коммуникативно-речевой деятельности на различных возрастных этапах. Психолого-педагогическая работа с детьми в условиях предшкольной подготовки строится с учетом закономерностей психического развития и специфики последующих возрастных этапов. С этой целью разработки наиболее оптимального образовательного маршрута для каждого ребенка проводится всестороннее исследование способностей детей, определяется актуальный уровень развития и потенциальные возможности.
Качество учебной деятельности детей зависит от того, насколько были сформированы в дошкольном периоде необходимые предпосылки: общее физическое развитие ребенка; овладение достаточным объемом знаний и представлений об окружающем мире; овладение четкой, связной, грамматически оформленной и фонетически правильной речью, умение осуществлять простой звуко-буквенный анализ; развитие произвольного внимания, опосредованного запоминания; умение слушать собеседника, объяснения учителя; умение смотреть и видеть, сосредотачиваться на работе; вспоминать то, что нужно для понимания нового; развитие социальной активности; коммуникативная деятельность - готовность к совместной с другими детьми работе, сотрудничеству, взаимопомощи, умению подчиняться требованиям взрослых [6]. На базе этих предпосылок в младшем школьном возрасте у ребенка начинают формироваться новые, необходимые для его обучения качества. Именно в этот период появляются очень важные психологические новообразования, такие как произвольность деятельности, способность планировать свою деятельность, доводить начатое дело до конца, умение оценить свои действия в соответствии с поставленными целями, овладение навыками контроля за собственной деятельностью и поведением.
Успешность обучения ребенка в школе определяется не только и не столько степенью сформированное™ у него навыков чтения, письма и счета, но главным образом достаточным уровнем социальной активности, физиологической и социально-психологической готовности. Обучение и воспитание детей в условиях предшкольной подготовки строится на основе антропологического подхода, проявляющегося в комплексном, индивидуальном и дифференцированном подходах, обеспечивающих развитие социальной активности и формирование необходимого уровня готовности к школьному обучению.
Таким образом, реализация системы предшкольной подготовки является одним из ведущих условий развития социальной активности детей. Признавая значимость этого условия, мы считаем возможным представлять социальную активность личности как деятельностное, заинтересованное отношение человека к окружающему миру, как реализуемую готовность субъекта включаться в различные виды деятельности, проявляя высокий уровень самостоятельности и ответственности, необходимый для достижения конечной цели, определяемой как общественная ценность.
Библиографический список
1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности / К.А. Абульханова-Славская. - М.: Наука, 1980. - 335 с.
2. Арефьева Г.С. Социальная активность: проблема субъекта и объекта в социальной практике и познании / Г.С. Арефьева. - М.: Политиздат, 1974. - 230 с.
3. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе / Е.Е. Кравцова. - М., 1991.
4. Маркова А.К. Формирование мотивации учения / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. - М.: Просвещение, 1990. - 192 с.
5. Петровский A.B. Психология развивающейся личности / A.B. Петровский. - М.: Педагогика, 1987. - 237 с.
6. Психолого-педагогическая поддержка жизнедеятельности ребенка в условиях предшкольного образования (рекомендации для родителей, воспитателей, учителей) / Под общ. ред. Н.Б. Ромаевой. - Ставрополь: СГПИ, 2007. - 144 с.