Председательство России в Арктическом совете в 2021-2023 годах Russian presidency Of the Arctic council in 2021-2023
Степанян Вадим Варужанович
Студент 2 курса,
Образовательной программы «Международные отношения» Санкт - Петербургский государственный университетa
Россия, г. Санкт - Петербург E-mail: vadstepanyan2001 @gmail. com
Stepanyan V.V.
2nd year student Educational program «International Relations» Saint-Petersburg State University Russian Federation, Saint-Petersburg E-mail: vadstepanyan2001@gmail.com
Аннотация
Регион Арктики в настоящее время явно превращается в субъект повышенного внимания со стороны ведущих держав мирового сообщества. В этом регионе было и будет еще на протяжении многих лет возрастать серьезное соперничество за геоэкономические, геополитические и военно-стратегические интересы. Большое внимание к Арктике стало появляться не только у государств, но и транснациональных корпораций и неправительственных организаций. На основании такой повышенной активности между государствами было выявлено два пути дальнейшего сосуществования держав в этом регионе. Первый путь - это жесткое соперничество, а второй - сотрудничество. Мировое сообщество избрало в большей мере второй путь, в соответствии с которым в 1996 году и была создана такая международная организация, как Арктический совет. В Арктический совет как постоянные члены входят Дания, Исландия, Канада, Норвегия, Россия, США, Финляндия и Швеция. Таким образом, речь в исследовании пойдет о председательстве Российский Федерации в Арктическом совете с 2021 по 2023 год. Цель данной работы - проанализировать основную концепцию и выявить план развития Арктического региона со стороны России.
Annotation
The Arctic region is now clearly turning into a subject of hanged attention from the leading powers of the world community. In this region, there has been and will continue to be for many years a serious rivalry for geo -economic, geopolitical and military-strategic interests. Great attention to the Arctic began to appear not only among states, but also transnational corporations and non-governmental organizations. On the basis of such hanged activity between states, two ways of further coexistence of powers in this region were identified. The first path is tough competition, and the second is cooperation. The world community has chosen to a greater extent the second path, according to which in 1996 such an international organization as the Arctic Council was created. The Arctic Council includes as permanent members: Denmark, Iceland, Canada, Norway, Russia, USA, Finland and Sweden. Thus, the study will focus on the chairmanship of the Russian Federation in the Arctic Council from 2021 to 2023. The purpose of this work is to outline and identify the basic concept and plan for the development of the Arctic region on the part of Russia.
Ключевые слова: Арктика, Арктический совет, председательствование РФ в Арктическом совете, план развития, политическая концепция, соперничество в регионе.
Key words: Arctic, Arctic Council, RF chairmanship of the Arctic Council, development plan, political concept, rivalry in the region.
Арктический регион в современном мире практически немыслимо представить без наличия при нем сложного механизма, регулирующего формы взаимодействия государств, которые каким-либо образом имеют отношение к Арктике. Основной механизм, на который была возложена задача регулирования, был создан в 1996 году и назван Арктическим советом.
Арктический совет - это ведущий межправительственный форум, содействующий сотрудничеству, координации и взаимодействию между арктическими государствами, коренными общинами и остальными жителями Арктики в связи с общими арктическими вопросами, в частности, в связи с проблемами устойчивого
развития и защиты окружающей среды в Арктике. За весь период своего существования данная организация превратилась в очень влиятельную платформу для сотрудничества.
В совет входят восемь приарктических стран, таких как: Дания, Исландия, Канада, Норвегия, Россия, США, Финляндия, Швеция. При этом, в Арктическом совете могут присутствовать страны-наблюдатели, которые не имеют прямого отношения к Арктической зоне, но при этом хотят быть причастны к ней. К странам-наблюдателям относятся Великобритания, Испания, Германия, Италия, Китай, Республика Корея, Нидерланды, Польша, Франция, Япония, Индия, Сингапур, а также множество международных и неправительственных организаций.
В Арктическом совете существует принцип председательства, при котором каждая из стран-участниц становится председателем в отведенные ей годы. В связи с этим, по принципу очередности председательство в Арктическом совете на 2021-2023 гг. перешло к России. Являясь страной, на долю которой приходится практически треть Арктики и населением 2,5 миллионов человек, Россия намерена реализовать в период своего председательствования очень сложную и всеобъемлющую программу.
«Председательство - это уникальная площадка для стимулирования не только экономического роста, международной кооперации и поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на принципах государственно-частного партнёрства, но и отличная возможность для развития сотрудничества арктических государств, координации их действий в интересах обеспечения устойчивого развития региона, защиты окружающей среды, сохранения культуры, традиций и языков коренных народов Севера», - рассказал советник Президента, заместитель председателя - ответственный секретарь Организационного комитета по подготовке и обеспечению председательства России в Арктическом совете в 2021-2023 годах Антон Кобяков.
«Ответственное управление для устойчивой Арктики» - так звучит основная комплексная концепции РФ на период председательства. Разберем эту программу более подробно:
1. Коренное население Арктического региона.
На территории русской Арктики проживают такие народы, как карелы, кольские саамы, якуты, ненцы, энцы, кеты, ханты, нга-насаны, коряки, долганы, эвены, эвенки, чукчи, юкагиры. Каждый коренной народ обладает богатыми ценностями своей культуры, языка, этноса и традиций. Принцип устойчивого развития в Арктике во многом обуславливается сохранением и поддержанием жизнеспособности коренных народов в Арктическом регионе. Соответственно одним из главных приоритетов РФ будет повешение уровня благосостояния, образования, здоровья коренного населения. Данную меру Российская Федерация планирует осуществлять посредством трансграничных образовательных, научных, культурных и туристических обменов. Россия также упоминает, что ресурсы и потенциал непосредственно самой Арктики необходимо использовать для обеспечения процветания и прогресса не только населения русской Арктики, но и для всего Заполярья.
США Аляска; 710
Рисунок 1. Численность населения Арктики*, тыс. чел.
2. Экология и охрана окружающей среды зоны Арктики.
В связи с крайне быстрыми сменами экологического положения в Арктике, первостепенной мерой является смягчение негативных последствий в этом регионе. К ним можно отнести глобальное потепление, что впоследствии ведет к обильному таянию ледников, повешению уровня воды в морях и океанах. Также в приоритет входит поддержание ледниковой экосистемы, сохранение биоразнообразия Арктической зоны. С учетом последних событий в ледниках были обнаружены старейшие вирусы, которые предстоит исследовать российским ученым в тандеме с научным сообществом других стран и предотвратить возможность их исчезнования. В программе РФ по устойчивой Арктике указано, что не менее важной задачей является содействие внедрению в регионе передовых инновационных технологий в транспортную сферу, промышленность, инфраструктуру, энергетику, включая расширение использования возобновляемых источников энергии в интересах повышения уровня жизни населения Арктики. В данном пункте Россия считает важной задачей развитие и сотрудничество в сфере предотвращения чрезвычайных ситуаций природного или техногенного образца.
3. Экономическое поле.
Не менее важной задачей РФ на период председательства считается развитие социально -экономического сектора. В Арктической зоне достаточно слабо развиты инвестиционные проекты, инновационная и предпринимательская среда. Таким образом, задачей России будет повышение уровня экономического сотрудничества, финансирования и бизнеса. Однако при этом Россия намерена соблюсти баланс между экономическим сотрудничеством и сокращением пагубного воздействия на экологию и окружающую среду.
4. Стабилизация отношений.
Поскольку Арктика является субъектом повышенной активности государств, имеют место быть равноправные, стабильные, однако напряженные отношения между ними. Сюда относятся милитаризация зоны Арктики, превышение полномочий на границах региона, прагматичное лоббирование интересов, борьба за ресурсы и притязание на этот регион не только стран бассейна Северного Ледовитого океана, но и стран других регионов, например, КНР. Так, на выступлении перед сессиями проходящего в Рейкьявике Арктического совета Госсекретарь США Энтони Блинкен выступил с негативным посылом по отношению к России, заявив, что Россия наращивает военную оснащенность в регионе с помощью милитаризации, что не соответствует общепринятым международным нормам. Ранее сообщалось, что 10 мая в Арктической зоне в норвежском порту Тёнснесе, появилась атомная подводная лодка ВМС США, что вызвало острую реакцию со стороны России. Из выше сказанного можно сделать вывод о том, что конфликты в Арктике еще не искоренены и требуют незамедлительного решения, что и будет являться одним из приоритетных направлений России на период председательства.
5. Арктический совет как целостный механизм.
Одна из основных задач на период председательства РФ - закрепление за Арктическим советом основы для дальнейшего международного сотрудничества, чтобы улучшить его работу, развивая его департаменты и повышая продуктивность рабочих и экспертных групп. Россия также намерена способствовать развитию диалога со странами-наблюдателями, целью которого будет вовлечение их в проблемы и вызовы региона и совместное их решение. Российская Федерация намерена продолжать сотрудничество с Арктическим экономическим советом согласно меморандуму о взаимопонимании и сотрудничестве. В числе приоритетов Председательства -
продвижение международного научного сотрудничества, в частности, проработка вопроса о проведении в рамках Арктического совета научной экспедиции в акватории Северного ледовитого океана.
Подводя итоги данного исследования, отметим, что Арктический регион всегда будет оставаться важнейшим субъектом на политической арене. Развитие Арктики для России всегда носило приоритетный характер, так как Российская Федерация является страной, имеющей самое протяженное арктическое побережье. Мировое сообщество считает, что Арктика обладает очень большим потенциалом и ресурсами, за которыми стоит будущее. В период своего председательства Россия, несмотря на сложные ситуации, связанные с украинским кризисом, вопросами на Ближнем востоке, западными санкциями, Нагорно-Карабахским столкновением между Арменией и Азербайджаном, должна выдвинуть повестку по устойчивому развитию Арктики в список приоритетов. России будет необходимо определить основную траекторию сотрудничества стран в этом регионе, так как ситуация на данный момент является достаточно острой. Представленное обуславливается западными санкциями, а также притязаниями на Арктику стран других регионов. В заключение хотелось бы добавить уместную цитату министра иностранных дел Российской Федерации, Лаврова Сергея Викторовича: «Арктика - наш общий дом, и сберечь его для нынешнего и будущего поколений - наша прямая обязанность.»
Список используемой литературы:
1. Официальный сайт Арктического совета [Электронный ресурс] URL: https://arctic-council.org/ru/about/
2. Правительство России [Электронный ресурс] URL: http://government.ru/news/42186/
3. Приоритеты председательства Российской Федерации в Арктическом совете с 2021 по 2023 год [Электронный ресурс] URL: https://oaarchive.arctic-
council.org/bitstream/handle/11374/2646/%d0%90%d1%80%d0%ba%d1%82%d0%b8%d0%ba%d0%b0%20%d0%bf %d1%80%d0%b8%d0%be%d1%80%d0%b8%d1%82%d0%b5%d1%82%d1%8b%2021.06.2021 .pdf?sequence=12&is Allowed=y
4. Цитирование [Электронный ресурс] URL: https://arctic-council.org/ru/about/russian-chairmanship-2/