Научная статья на тему 'ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВО ИСЛАНДИИ (2019–2021 гг.) В АРКТИЧЕСКОМ СОВЕТЕ'

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВО ИСЛАНДИИ (2019–2021 гг.) В АРКТИЧЕСКОМ СОВЕТЕ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
479
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Арктический совет / Арктика / Россия / Финляндия / Исландия / экология / Arctic Council / Arctic / Russia / Finland / Iceland / ecology
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВО ИСЛАНДИИ (2019–2021 гг.) В АРКТИЧЕСКОМ СОВЕТЕ»

Журавель В.П?

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВО ИСЛАНДИИ (2019-2021 гг.) В АРКТИЧЕСКОМ СОВЕТЕ

Ключевые слова: Арктический совет, Арктика, Россия, Финляндия, Исландия, экология.

Keywords: Arctic Council, Arctic, Russia, Finland, Iceland, ecology.

Введение

На XI министерской встрече Арктического совета в Рованиеми (Финляндия) 7 мая 2019 г. председательство в Совете перешло от Хельсинки к Рейкьявику. Министр иностранных дел Финляндии Т. Сойни передал председательство в АС на очередной двухлетний период министру иностранных дел Исландии Г.Т. Тордарсону.

Арктическая стратегия и политика Исландии

Впервые Исландия председательствовала в АС в 2002-2004 гг. В этот период ею активно велась работа по расширению научного и образовательного сотрудничества арктических стран, интенсификации взаимодействия между Арктическим советом и Европейским союзом в рамках проекта ЕС «Северное измерение», а также по подготовке Международного полярного года (2007-2008). Среди новых тем, затронутых в период исландского председательства, можно отметить проблематику развития информационно-коммуникационных технологий в арктическом регионе. Помимо традиционных элементов повестки дня рассматривались вопросы финансирования деятельности АС. С этой целью был одобрен механизм Фонда поддержки его проектов2.

После своего председательства Исландия начала активно заниматься разработкой своей национальной арктической стратегии и политики3. Исландское министерство по окружающей среде совместно с министерством по рыболовству и министерством иностранных дел опубликовало доклад «Океан - политика Исландии», в котором упор сделан на охрану окружающей среды, изменение климата, сохранение биологического разнообразия, устойчивое развитие, навигацию и туризм. В 2006 г. МИД Исландии опубликовал новый доклад - «Север встречается с Севером - навигация и будущее Арктики», посвященный судоходству и экологии. В 2009 г. внешнеполитическое министерство острова разработало доклад «Исландия на Крайнем севере», в котором затрагивается более широкий круг вопросов, включая военную безопасность, использование природных ресурсов, охрану окружающей среды, транспорт, культуру коренных народов, проведение наблюдений и осуществление научных исследований.

Данные подходы нашли свое последующее отражение в Концепции арктической стратегии Исландии, которая обсуждалась в её парламенте в начале 2011 г. Дискуссия закончилась тем, что Альтинг в своей резолюции от 28 марта 2011 г. сформулировал 12 ключевых положений (принципов) арктической политики страны, которая должна включать следующие направления:

• содействовать развитию и укреплению Арктического совета в качестве важнейшего консультативного органа по арктическим вопросам;

• обеспечивать статус Исландии в качестве арктической державы, вся территория которой находится в пределах Арктического региона;

• учитывать особенности географического положения Арктического региона, который с одной стороны простирается до Тихого океана, а с другой стороны примыкает к Атлантическому океану. То есть с точки зрения Исландии Арктику следует рассматривать как незамкнутое пространство, что влияет на её экологию, состояние которой зависит не только от арктических стран, но и от нерегиональных держав;

• строить политику, исходя из признания Конвенции ООН по морскому праву в качестве инструмента для решения всех спорных вопросов, которые возникают между странами в арктической зоне;

• укреплять сотрудничество с Гренландией и Фарерскими островами;

• поддерживать права коренных народов и содействовать их прямому участию в принятии решений, касающихся Крайнего севера;

1 Журавель Валерий Петрович - к.п.н., доцент, в.н.с., руководитель Центра арктических исследований Института Европы РАН. E-mail: zhvalery@mail.ru

Журавель В.П. Итоги председательства государств в Арктическом совете: сочетание национального и традиционного в развитии и освоении Арктики // Арктические чтения. Мат-лы международной научной конференции. Санкт-Петербург, 15 февраля 2019 г. - СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2019. - С. 228-234.

3 Антюшина Н.М. Арктика: новый формат международного сотрудничества. - М.: Ин-т Европы РАН, 2014. - С. 54-61.

• развивать международное сотрудничество с другими государствами и прочими заинтересованными сторонами с учётом исландских интересов в Арктическом регионе;

• признавать необходимость предотвращения антропогенного влияния на изменение климата и поддерживать принцип устойчивого развития;

• обеспечивать безопасность Арктического региона, противодействуя милитаризации региона. Сотрудничество Исландии с другими странами следует подчинять следующим задачам: сохранение биологических ресурсов, проведение научных исследований, организация поиска и спасания на водах, а также предотвращение загрязнения Арктики.

• развивать торговые связи между арктическими странами с учётом новых возможностей, создаваемых в результате усиления хозяйственной деятельности в Арктическом регионе;

• укреплять научный потенциал в области арктических исследований и содействовать утверждению за границей представлений об Исландии как места проведения различных заседаний, конференций и дискуссий по арктическим вопросам;

• содействовать обсуждению на национальном уровне арктической проблематики.

В последующие годы Исландия, придерживаясь этих положений1, принимала участие в международном сотрудничестве, обеспечении безопасности региона, защите окружающей среды, разработке природных ресурсов, развитии транспорта, углублении международной кооперации в области наблюдений за окружающей средой и изучении происходящих изменений климата, сохранении традиционной культуры народов Севера. Особенностью исландской стратегии является упор на координацию участия страны в двустороннем и многостороннем сотрудничестве в Арктике. В настоящее время исландскими приоритетами являются расширение использования возобновляемых энергетических ресурсов, учёт интересов рыболовства и развитие сотрудничества в области образования и научно-технических исследований. Исландия связывает перспективы развития транспорта не только с судоходством, но и с воздушным транспортом. Страна выступает против милитаризации Арктики за пределами национальной юрисдикции, являясь участником ряда региональных организаций и соглашений, распространяющих своё действие на арктическую зону.

Основные направления председательства Исландии

На V международном форуме «Арктика - территория диалога» (г. Санкт-Петербург), президент Исландии Г. Йоуханнессон, а также на министерской встрече глава МИД Т. Сойни представили повестку председательства страны в АС на 2019-2021 гг.2. Было подчеркнуто, что устойчивое развитие станет центром программы председательства, при этом акцент будет сделан на экономике, на проблематике моря, окружающей среде и людях, проживающих в Арктическом регионе, а также на дальнейшем укреплении Арктического совета. Отмечено, что нынешнее правительство Исландии придаёт арктическим вопросам приоритетное значение в своей политике.

Обобщая стратегические документы Исландии по проблемам Арктики, а также учитывая заявленные предложения должностных лиц государства, можно предположить, что Рейкьявик планирует сосредоточиться на следующих темах:

- защита морской арктической среды, борьба с закислением океана;

- устойчивое развитие рыболовецкого сектора;

- снижение загрязнения океана, борьба с морским мусором, включая микропластик, разработка Регионального плана действий по сокращению объёма морского мусора и микрочастиц пластика в нём, организация по этой теме в апреле 2020 г. международного симпозиума;

- противодействие изменению климата и внедрение зелёной энергетики, продолжение работы по улучшению качества прогнозов погоды в Арктическом регионе, дальнейшее изучение возможностей повышения эффективности использования морских ресурсов. Подготовка к Министерскому заседанию в Рейкьявике в 2021 г. обновлённого доклада об изменении климата в Арктике;

- создание процветающего и устойчивого сообщества коренных народов живущих в Арктике через их социальное благополучие, качество жизни и развитие культурных и академических обменов, содействие диалогу по вопросам гендерного равноправия в Арктике;

- продолжение деятельности по усилению и повышению роли Арктического совета как эффективной площадки для диалога, укрепление сотрудничества с Арктическим экономическим советом и странами-наблюдателями.

На майской встрече в Романиеми Министр иностранных дел РФ С.В. Лавров поддержал повестку дня председательства Исландии и в очередной раз четко обозначил позицию России по деятельности Арктического совета и вопросам международного сотрудничества в Арктике на современном этапе3. На заседании им было отмечено, что существующее международное право позволяет надежно обеспечивать национальные интересы всех арктических государств и внерегиональных стран. Он подчеркнул, что Россия намерена содействовать повышению адаптации и ус-

1 Арктическое пространство России в ХХ1 веке: факторы развития, организация управления / Под ред. акад. В.В. Ивантера. -СПб.: Санкт-петербургский политехнический университет Петра Великого; Издательский Дом «Наука», 2016. - С. 383-385; Лукин Ю.Ф. Многомерность пространства Арктики. - Архангельск: САФУ им. М.В. Ломоносова, 2017. - С. 205-206.

2 Пленарное заседание Международного арктического форума. 9 апреля 2019 г. - http://www.kremlin.ru/events/president/ news/60250

Выступление Министра иностранных дел России С.В. Лаврова на XI Министерской сессии Арктического совета, г. Рова-ниеми, 7 мая 2019 г. - http://www.mid.rU/ru/foreign_policy/news//asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/3637699

тойчивости Арктического региона к глобальным климатическим изменениям, минимизации антропогенного воздействия на окружающую среду, в том числе в русле реализации Парижского климатического соглашения и Повестки дня ООН в области устойчивого развития до 2030 г.

Анализируя первые месяцы председательства Исландии в Совете следует отметить, что она активное участие приняла в организации и проведении 10-11 июля 2019 года в Санкт-Петербурге III Международного рыбопромышленного форума и Выставки рыбной индустрии, морепродуктов и технологий1. Мероприятие объединило представителей более 250 компаний из 38 стран мира в количестве около 6 тысяч человек. Главным событием рыбопромышленного форума стало пленарное заседание на тему «Океан возможностей: природа, экономика, человек». Эксперты отрасли и представители официальных делегаций выступили на панельных сессиях «Цифровизация как инструмент трансформации рыбохозяйственной отрасли», «Как правильно продавать рыбу», «Арктика и Антарктика: ресурсный потенциал, запрет или рыболовство, элементы сотрудничества», «Раскрытие потенциала аквакультуры в России и мире: управление, ресурсы, рынки», «Стоимость рыбной отрасли: как оценить эффективность использования бизнесом общенационального ресурса?», «Экономика рыбного рынка: промысел, переработка, логистика, ритейл», «Рыболовство: социальное измерение как фактор развития территорий». На выставке Исландия представила свой национальный стенд.

Следует отметить, что на долю Российской Федерации приходится более 5,5% глобального объема добычи рыбы, это 4 место в мире. В 2018 году российскими рыбаками достигнут рекордный показатель вылова за последнюю четверть века - 5 млн. тонн водных биоресурсов, что почти на 5% выше уровня предыдущего года2.

18-19 июня в Рейкьявике состоялось первое исполнительное заседание Комитета старших должностных лиц Арктическом совете. На нем также присутствовали организации коренных народов (Циркумполярная конференция инуитов, Международная ассоциация алеутов, Совет саамов, Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, Арктический совет атабасков и Международный совет гвичинов), а также представители стран и международных организаций, имеющих статус наблюдателя.

В ходе мероприятия особое внимание было уделено путям и средствам снижения угрозы засорения пластмассами морской среды Арктики. Следует отметить, что с 2016 г. страны Северной Европы проводят в мае ежегодные мероприятия по очистке побережья, в 2019 г. в рамках их инициативы только на исландских побережьях было собрано более 19 тонн мусора. Активность в этом направлении проявляет общественная организация «Сохранение океана», которая с 1986 г. проводит ежегодные мероприятия по очистке морских и океанских территорий в более чем 150 странах под общим названием «Международная очистка побережий». В уборке мусора с пляжей и береговой линии уже приняли участие около 14 миллионов добровольцев.

В ходе обсуждения участники подтвердили актуальность данной проблемы и отметили, что основные задачи в ее реализации будут заключаться в: уборке мусора с арктических пляжей и водных путей во всех 8 арктических государствах; определении источников замусоривания; повышении осведомлённости общества о проблемах, вызываемых морским мусором; побуждении людей к изменению поведения для решения данной проблемы.

Принято решение, что мероприятия по очистке приполярного побережья Арктики будет проводиться странами-членами в сотрудничестве с государствами-наблюдателями АС, а также с местными организациями и отдельными людьми. В процессе консультаций представители организации «Сохранение океана» предложили определить в каждом арктическом регионе сообщества, которые будут готовы участвовать в очистке побережья. Ими также обращено внимание на необходимость иметь достаточное количество средств и механизмов для работ по очистке ресурсов и материалов. Было отмечено, что проект «Международная очистки побережий» вполне соответствуют целям председательства Исландии в Арктическом совете, может помочь мобилизовать общественность для решения задач по защите арктической морской среды от засорения пластмассами в будущем. Предложено летом 2020 г. провести масштабную акцию «Очистка приполярного побережья Арктики».

Заключение

Завершившееся председательство Финляндии в Арктическом совете получило высокую оценку его членов, выразивших поддержку заступающей на этот пост Исландии. Не приняв совместной Декларации по итогам майской встречи, министры иностранных дел стран АС, вместе с тем, в итоговом заявлении подтвердили приверженность арктических государств поддержанию мира, стабильности и конструктивного сотрудничества в Арктике, отметили их лидирующую роль в процессах взаимодействия в Арктическом регионе.

По нашим оценкам, Республика Исландия в целом сможет реализовать заявленную программу, постарается ровно взаимодействовать со всеми странами, не будет злоупотреблять своим председательством и не станет лоббировать интересы Китая по арктическим вопросам, как это имело место в 2008-2014 гг. Однако, с учетом зависимости Исландии в своей арктической политике от США, Канады и Норвегии возможно как ослабление, так и обострение нынешней напряженности в российско-американских и российско-европейских отношениях. Для России это очень важно, так как в 2021 г. председательство в АС перейдет к ней.

1 Подведены итоги III Международного рыбопромышленного форума. 12.06.2019. - http://fish.gov.ru/press-tsentr/novosti/

27678

2 Официальный сайт Международного рыбопромышленного форума. 12.06.2019. - fishexpoforum.com

На министерской встрече было отмечено, что в своей политике в Арктике Россия по-прежнему исходит из того, что актуальные проблемы региона можно решать только путем взвешенной и взаимовыгодной международной кооперации. РФ уже в настоящее время необходимо начать подготовку к своему председательству в Арктическом совете, обратив особое внимание на вопросы, которые интересуют все арктические государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.