Научная статья на тему 'Предрассудки, категоризация и дискриминации'

Предрассудки, категоризация и дискриминации Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1283
182
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДРАССУДКИ / ПРЕДУБЕЖДЕНИЯ / КАТЕГОРИЗАЦИЯ / ДИСКРИМИНАЦИИ / ИДЕНТИЧНОСТЬ / СЕГРЕГАЦИЯ / PREJUDICE / PREJUDICES / SUBSUMPTION / DISCRIMINATIONS / IDENTITY / SEGREGATION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кубякин Евгений Олегович

Я-концепция это осознание того, что мы собой представляем, а групповое определение того, кем вы являетесь, подразумевает параллельное определение того, кем вы не являетесь. Сформировавшись однажды, предрассудки сохраняются большей частью по инерции, а потребность в общественном признании, также может стать причиной формирования предубеждений. Поэтому одним из способов упрощения того, что нас окружает, является категоризация разбивка различных объектов окру жающего мира по группам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Кубякин Евгений Олегович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Предрассудки, категоризация и дискриминации»

Кубякин Евгений Олегович

кандидат социологических наук

старший преподаватель кафедры философии и социологии Краснодарского университета МВД России (тел.: 89615242267)

Предрассудки, категоризация и дискриминации

Аннотация

Я-концепция - это осознание того, что мы собой представляем, а групповое определение того, кем вы являетесь, подразумевает параллельное определение того, кем вы не являетесь. Сформировавшись однажды, предрассудки сохраняются большей частью по инерции, а потребность в общественном признании, также может стать причиной формирования предубеждений. Поэтому одним из способов упрощения того, что нас окружает, является категоризация - разбивка различных объектов окру жающего мира по группам.

Annotation

Me-conseption - it is a realization that we present itself, but group determination that, whom you are, implies the parallel determination that, whom you are not. Having once upon a time, prejudice are saved by most on inertias, but need for public confession, also can become the reason of the shaping the prejudices. So one of the ways of the simplification that that us surround, is a subsumption - a breakdown different object surrounding world on group.

Ключевые слова: предрассудки, предубеждения, категоризация, дискриминации, идентичность, сегрегация.

Key words: prejudice, prejudices, subsumption, discriminations, identity,segregation.

Стремление группироваться было всегда свойственно людям. Это обусловлено тем, что человеку в группе легче прокормиться и защитить себя. Таким образом, любого человека можно охарактеризовать тем, к какой группе он относится. По утверждению австралийских социальных психологов Дж. Тернера и М. Хогга наша Я-концепция - это осознание того, что мы собой представляем, включает осознание не только своих личных качеств и установок, но и осознание принадлежности к определенным социальным группам (семье, друзьям, коллегам, соотечественникам и т.д.), т.е. осознание социальной идентичности (или идентичностей). Та или иная социальная идентичность артикулируется человеком в зависимости от ситуации и по мере необходимости [1].

Теория социальной идентичности Тернера и Тэджфела основывается на том, что люди, как правило, распределяют других людей по категориям. В этом проявляется определенное удобство. Например, присвоить человеку тот или иной ярлык (прибалт, молдаванин или водитель автобуса) - это наикратчайший путь поведать о

нем и многие другие вещи. Людям свойственно устанавливать свою идентичность. Мы связываем самих себя с определенной группой (группами), называя ее "наша группа" (ingroup, ингруппа). Кроме того, происходит сравнение нас с другими. Мы противопоставляем свою группу чужим - людям вне нашей группы (outgroup, аутгруппа). Членством в своей группе отчасти мы оцениваем себя. Ощущение того, что "мы вместе", усиливает нашу Я-концепцию. Это благоприятное для нас чувство. Мы испытываем не только уважение к себе, но и гордость за нашу группу. Сознание того, что своя группа - самая лучшая, помогает людям чувствовать себя комфортнее [2].

При недостатке позитивной идентичности личности люди часто стараются оценивать себя, отождествляя с группой. Многие молодые люди обретают в принадлежности к группировке гордость, силу и идентичность. Пламенные патриоты обычно отождествляют себя с целой нацией. А люди, оказавшиеся на краю отчаяния, часто идентифицируют себя с новыми религиозными движениями, группами взаимопомощи, тайными обществами [3].

Групповое определение того, кем вы

___________________________________112

ВЕСТНИК КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ • 2010 • №2

являетесь, - ваша раса, религия, пол, профессия - подразумевает параллельное определение того, кем вы не являетесь. Круг, в который входим "мы" (наша группа), исключает "их" (людей, не входящих в нашу группу, аутгруппу) [4]. Таким образом, сам факт образования группы может способствовать развитию предпочтений у ее членов в отношении своей группы, а в отношении аутгрупп могут складываться предрассудки.

Сформировавшись однажды, предрассудки сохраняются большей частью по инерции. Если они являются социально приемлемыми, многие люди пойдут по пути наименьшего сопротивления, приспосабливаясь к принятой модели поведения. Люди будут действовать определенным образом не столько из-за п о т р е б н о с т и ненавид ет ь , с ко л ь к о же л а я понравиться своему окружению, получить социальное одобрение.

Одним из способов, с помощью которых социальные институты (школы, правительства, средства массовой информации) способствуют распространению предрассудков, выступает сегрегация. Другой способ - политический. Пол итические лидеры могут и отражать, и подкреплять установки, предпочтительные для окружающего общества [5].

В то же время, если предрассудок еще не слишком глубоко укоренился в личностном сознании, то он может исчезнуть сам по себе в том случае, если изменится общепринятая манера поведения и появятся новые нормы.

Хотя предрассудки порождаются социальными условиями, эмоциональные факторы подливают масла в огонь. Укреплению предрассудков может способствовать фрустрация, а также такие личностные факторы, как потребность в общественном признании и авторитарные тенденции.

Фрустрация (блокирование достижения цели) часто вызывает враждебность. Когда причиной фрустрации является испуг или неопределенность, мы нередко переадресовываем нашу злость. Этот феномен получил название в психологии "смещения агрессии".

Мишени для смещенной агрессии могут варьироваться. Известный эксперимент Н. Миллера и Р. Бугельски подтверждает теорию "козла отпущения". Смещение агрессии происходит в отношении не только определенных людей, но и групп, основываясь уже хотя бы на том, что они, другие, а значит хуже нас. Такие группы и выступают в роли "козла отпущения" [6].

Взрыв страстей провоцирует проявление

предубеждений. Одним из источников фрустрации выступает конкуренция. Когда две группы соперничают за право получения работы, жилья или за социальный престиж, осуществление целей одних может обернуться фрустрацией для других. Поэтому, согласно теории реалистического группового конфликта, предрассудки дают о себе знать с особой силой в тот момент, когда группы состязаются за недостаточные ресурсы. Это соотносится с принципами экологии, в частности с законом Гауса, согласно которому между видами с идентичными потребностями конкуренция максимальна. Когда интересы сталкиваются, предубеждение растет - правда, не у всех.

Здесь важную роль играет личностная динамика. Два человека, имеющие одинаковую причину переживать фрустрацию или ощущать угрозу, не обязательно будут в равной мере подвержены влиянию предрассудков. Это означает, что предрассудки служат не только для того, чтобы оправдывать при конкуренции своекорыстные интересы.

Потребность в общественном признании, также может стать причиной формирования предубеждений. Статус предлагает возможность сравнения: чтобы воспринимать себя как личность, имеющую определенный статус, необходимо, чтобы кто-то занимал более низкое положение. Одно из психологических преимуществ, которые дают предрассудки, - это ощущение собственного превосходства. Предрассудками в большей степени заражены те, кто занимает низкую ступень социальной лестницы или чье положение резко ухудшилось, а также те, у кого находится под угрозой позитивный образ собственного "Я" [7].

Основное положение этой теории таково: стереотипы и предрассудки существуют не только потому, что они социально обусловлены или дают нам возможность смещения и проецирования враждебности, они выступают еще и в качестве побочного продукта нормального процесса мышления. Многие стереотипы возникают скорее не из злого умысла, а от нашего желания упростить чересчур сложную социальную жизнь. Их можно сравнить с иллюзиями восприятия - побочным продуктом способности интерпретировать окружающий мир. На это свойство стереотипов указывал в своей работе еще в начале ХХ в. У. Липман [8].

Одним из способов упрощения того, что нас окружает, является категоризация - разбивка различных объектов окружающего мира по группам. Как биологи привыкли классифицировать растения и животных, так и

113

все мы склонны классифицировать людей. Это облегчает нам их понимание. Если люди, входящие в группу, похожи, мы с минимальным усилием можем получить нужную нам информацию о представителях этой группы.

В современном мире действенным способом категоризации людей является их классификация по этнической принадлежности и по полу. Сама по себе категоризация не является предрассудком, но она выстраивает фундамент для него [9]. Даже само по себе деление на группы может вызывать эффект внутригрупповой гомогенности - чувство, что "все они на одно лицо" и отличаются от "нас" и "нашей группы". Поскольку нам обычно нравятся люди, которых мы считаем похожими на себя, и не нравятся те, кого мы воспринимаем как непохожих, то естественным результатом будет предпочтение своей группы. Однако те, кто оказывается в меньшинстве, чаще ощущают свою тождественность и похожесть на других по сравнению с теми, кто оказывается в большинстве.

В целом, чем теснее мы связаны с социальной группой, тем отчетливее видим ее неоднородность. Чем менее близки наши отношения, тем чаще мы прибегаем к стереотипам [10].

Негативные установки или предубеждения могут быть следствием дискриминации. Иначе говоря, установки могут быть оборотной стороной социальной иерархии не только потому, что дают рациональное обоснование неравенству, но и из-за особого воздействия, которое оказывает дискриминация на свои жертвы. "Нельзя,- писал Гордон Оллпорт, - вколачивать, вколачивать и вколачивать что-то человеку в голову и думать, что это не повлияло на его характер" [11].

В своем классическом труде "Природа предрассудков" Оллпорт приводит перечень возможных результатов дискриминации. По его мнению, все последствия могут быть сведены к двум основным типам: самообвинения жертвы (уход от борьбы, ненависть к себе, агрессивное отношение к собственной группе) и приписывание вины внешним обстоятельствам (ответная борьба, подозрительность, усиление гордости за свою группу). Когда конечные результаты негативны (скажем, растет преступность), люди могут использовать их с целью оправдания дискриминации, которая оказывает им поддержку: "Если мы установим с этими людьми

добрососедские отношения, то наша собственность упадет в цене" [12].

Социальные убеждения также могут выступать в качестве самореализующихся пророчеств. Предрассудки могут влиять на наши достижения. В ситуации, когда другие ожидают от вас неадекватных действий, ваше беспокойство может стать причиной того, что их ожидания сбудутся. Если предрассудки логично обосновывают дискриминирующее поведение, значит, необходимо принудительно отменить дискриминацию. Если социальные институты поддерживают дискриминацию, значит, необходимо отказаться от такой поддержки. Если "они", чужие, кажутся нам более непохожими на нашу группу, чем это есть на самом деле, мы должны постараться персонализировать членов этой другой группы. Вот только несколько механизмов, с помощью которых возможно противодействовать предрассудкам.

1. Девос Дж. Этнический плюрализм:

конфликт и адаптация //Личность, культура, этнос: современная психологическая

антропология. М., 2001.

2. Кон И. Психология предрассудка // Психология национальной нетерпимости. Минск, 1998.

3. Лебедева Н. М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. М., 1999.

4. Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1998.

5. Стефаненко Т Г Этнопсихология. М., 2005.

6. Allport G. W. The nature of prejudice. Reading (Mass.), 1954.

7. Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1998. С. 437.

8. Лебедева Н. М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. М., 1999. С. 120-121.

9. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология. М., 2005. С. 236-237.

10. Девос Дж. Этнический плюрализм:

конфликт и адаптация //Личность, культура, этнос: современная психологическая

антропология. М., 2001. С. 229-276.

11. Майерс Д. Указ. соч. С. 438.

12. См.: Кон И. Психология предрассудка // Психология национальной нетерпимости. Минск, 1998. С. 22.

___________________________________1М

ВЕСТНИК КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ • 2010 • №2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.