Научная статья на тему 'ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТЬ К СОЦИАЛЬНОМУ ТВОРЧЕСТВУ И НАПРАВЛЕННОСТЬ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ НА СОЗДАНИЕ СЧАСТЛИВОЙ СЕМЬИ'

ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТЬ К СОЦИАЛЬНОМУ ТВОРЧЕСТВУ И НАПРАВЛЕННОСТЬ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ НА СОЗДАНИЕ СЧАСТЛИВОЙ СЕМЬИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
81
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО / КОММУНИКАТИВНО-ЛИЧНОСТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / СЧАСТЛИВАЯ СЕМЬЯ / КОММУНИКАТИВНО-КРЕАТИВНАЯ ПОЗИЦИЯ / СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Товбаз Елена Геннадьевна

Социальное творчество - это способность творить ситуацию, устанавливать высокоэффективные отношения, побуждающие к осознанию человеком себя как ценности в глазах другого человека, а предрасположенность к социальному творчеству - это готовность к самореализации в ситуации общения. В статье отражены результаты исследования предрасположенности современных молодых людей к социальному творчеству. Выборку составили 50 респондентов. Были использованы авторский опросник «Семья как творческий проект», методики «Диагностика личностной креативности» Е.Е. Туник и «Трансактный анализ общения» Э. Берна. Представлены характеристики коммуникативно-личностного потенциала у студентов в возрасте от 18 до 22 лет, связанного с социальным творчеством. Проанализированы типичные и креативные установки молодых людей на создание крепкой счастливой семьи. Результаты исследования могут быть использованы практическими психологами в работе с молодыми семьями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL CREATIVITY PREDISPOSITION AND THE FOCUS OF THE CREATIVE POTENTIAL OF MODERN YOUTH ON THE CREATION OF A HAPPY FAMILY

Social creativity is the ability to create a situation, establish highly effective relationships that encourage a person to realize himself as a value in the eyes of another person, while the predisposition to social creativity is a readiness for self-realization in a communication situation. This article reflects the results of a study of the predisposition of modern young people to social creativity. The sample consisted of 50 respondents. The author’s questionnaire “Family as a Creative Project”, the methods “Diagnosis of Personal Creativity” by E.E. Tunik and “Transactional Analysis of Communication” by E. Bern were used. The article presents the characteristics of the communicative and personal potential of students aged 18 to 22 associated with social creativity. The typical and creative attitudes of young people to create a strong happy family are analyzed. The results of the study can be used by practical psychologists in their work with young families.

Текст научной работы на тему «ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТЬ К СОЦИАЛЬНОМУ ТВОРЧЕСТВУ И НАПРАВЛЕННОСТЬ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ НА СОЗДАНИЕ СЧАСТЛИВОЙ СЕМЬИ»

PSYCHOLOGY

Общество: социология, психология, педагогика. 2023. № 3. С. 70-73. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2023. No. 3. P. 70-73.

Научная статья УДК 316.6-053.81

https://doi.org/10.24158/spp.2023.3.10

Предрасположенность к социальному творчеству и направленность творческого потенциала современной молодежи на создание счастливой семьи

Елена Геннадьевна Товбаз

Комсомольский-на-Амуре государственный университет,

Хабаровский край, Комсомольск-на-Амуре, Россия, LenaTovbaz@yandex.ru

Аннотация. Социальное творчество - это способность творить ситуацию, устанавливать высокоэффективные отношения, побуждающие к осознанию человеком себя как ценности в глазах другого человека, а предрасположенность к социальному творчеству - это готовность к самореализации в ситуации общения. В статье отражены результаты исследования предрасположенности современных молодых людей к социальному творчеству. Выборку составили 50 респондентов. Были использованы авторский опросник «Семья как творческий проект», методики «Диагностика личностной креативности» Е.Е. Туник и «Трансактный анализ общения» Э. Берна. Представлены характеристики коммуникативно-личностного потенциала у студентов в возрасте от 18 до 22 лет, связанного с социальным творчеством. Проанализированы типичные и креативные установки молодых людей на создание крепкой счастливой семьи. Результаты исследования могут быть использованы практическими психологами в работе с молодыми семьями.

Ключевые слова: социальное творчество, коммуникативно-личностный потенциал, счастливая семья, коммуникативно-креативная позиция, социальный проект

Для цитирования: Товбаз Е.Г. Предрасположенность к социальному творчеству и направленность творческого потенциала современной молодежи на создание счастливой семьи // Общество: социология, психология, педагогика. 2023. № 3. С. 70-73. https://doi.org/10.24158/spp.2023.3.10.

Original article

Social Creativity Predisposition and the Focus of the Creative Potential of Modern Youth on the Creation of a Happy Family

Elena G. Tovbaz

Komsomolsk-on-Amur State University, Khabarovsk Krai, Komsomolsk-on-Amur, Russia, LenaTovbaz@yandex.ru

Abstract. Social creativity is the ability to create a situation, establish highly effective relationships that encourage a person to realize himself as a value in the eyes of another person, while the predisposition to social creativity is a readiness for self-realization in a communication situation. This article reflects the results of a study of the predisposition of modern young people to social creativity. The sample consisted of 50 respondents. The author's questionnaire "Family as a Creative Project", the methods "Diagnosis of Personal Creativity" by E.E. Tunik and "Transactional Analysis of Communication" by E. Bern were used. The article presents the characteristics of the communicative and personal potential of students aged 18 to 22 associated with social creativity. The typical and creative attitudes of young people to create a strong happy family are analyzed. The results of the study can be used by practical psychologists in their work with young families.

Keywords: social creativity, communicative-personal potential, happy family, communicative-creative position, social project

For citation: Tovbaz, E.G. (2023) Social Creativity Predisposition and the Focus of the Creative Potential of Modern Youth on the Creation of a Happy Family. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. (3), 70-73. Available from: doi:10.24158/spp.2023.3.10 (In Russian).

Проблема создания счастливой семьи остается актуальной в современном обществе. Более того, по данным ряда исследователей, семья претерпевает своего рода кризис и несчастных семей становится все больше (Семья и современный социум, 2017). В то же время, по мнению группы ученых, корень проблемы следует усматривать не в снижении значимости семьи (Риб-бенс Маккарти, Эдвардс, 2018), а в недостатке у людей психологических ресурсов для ее создания и сохранения1. Это позволило предположить, что подобное явление связано с возможностями самореализации2. В данном случае речь идет о творчестве как образе жизни человека -

1 Осипова Н.Г. Современная социологическая теория : учеб. В 2 ч. М., 2019-2020.

2 Барышева Т.А. Психология творчества : учеб. для вузов. М., 2023. 300 с.

© Товбаз Е.Г., 2023

творца собственной жизни, личности и отношений в социуме, т. е. о творчестве социальном (Голованова, 2013; Ермаков, 2011).

Социальное творчество определяется как «способность творить ситуацию, устанавливать высокоэффективные отношения, побуждающие к осознанию человеком себя как ценности в глазах другого человека»1. Таким образом, человек, готовый создавать новые социальные ситуации, новые формы взаимодействия с людьми, предрасположен к социальному творчеству, что актуально для семейных отношений, так как семья - это именно та практика, где индивид может не просто раскрыть свой творческий потенциал, но и построить крепкие и счастливые отношения. Однако в современном мире наблюдается обратная тенденция (Васильченко, 2021). Молодые люди, начинающие семейную жизнь, воспроизводят наименее эффективные стереотипы поведения родителей, делая несчастными себя и окружающих, увеличивая число разводов (Васильченко, 2021; Ермаков, 2011).

Поскольку причины данного явления так и не были установлены (Ермаков, 2011), мы провели пилотное исследование с целью определить предрасположенность к социальному творчеству и направленность творческого потенциала на создание семьи у современной молодежи. В исследовании принимали участие 50 респондентов - студенты первого курса Комсомольского-на-Амуре государственного университета в возрасте от 18 до 22 лет.

Предрасположенность к социальному творчеству измерялась по ряду следующих качеств - параметров. Во-первых, это уровень личностной креативности, объединяющий такие показатели, как любознательность, воображение, отношение к сложностям и склонность к риску (Васильченко, 2021; Мусалитина, 2022). Во-вторых, творческая, или коммуникативно-креативная, позиция в общении, например способность к творческому сотрудничеству (Голованова, 2013; Мусалитина, 2022).

Для измерения коммуникативной креативности мы использовали методику Е.Е. Туник «Диагностика личностной креативности»2. Творческая, или коммуникативно-креативная, позиция в общении изучалась с помощью методики Э. Берна «Трансактный анализ общения» (2015). Для оценки направленности творческого потенциала личности на создание семьи был разработан и апробирован опросник «Семья как творческий проект», еще не прошедший процедуру стандартизации. Направленность творческого потенциала личности на создание семьи измерялась по совокупности трех показателей: 1) представления о счастливой семье; 2) намерение создать такую семью в будущем; 3) креативные установки молодежи на создание такой семьи.

Комбинированный опросник состоял из трех блоков. Первый содержал вопросы, касающиеся представлений о счастливой семье. Респонденты выбирали подходящие эпитеты к своим ассоциациям на тему семьи (пример ассоциативного ряда, предложенного испытуемым: «полная чаша», «долина счастья», «океан возможностей», «остров мечты» и т. д.) либо придумывали собственный вариант. Далее участникам исследования предлагалось объяснить свой выбор. Намерение создать семью оценивалось с помощью вопросов второго блока (например: когда Вы планируете создать семью?), содержащих готовые варианты ответов (в течение 1-2 лет, через 5-10 лет, никогда). Третий блок включал комплекс вопросов-заданий, направленных на оценку креативных установок на создание семьи. Опрошенным предлагалось презентовать семью как жизненный проект, дать ему название, определить цели и средства (что бы Вы сделали для достижения своей цели?). Некоторые вопросы также подразумевали выбор готового варианта ответа или собственную версию. В завершение испытуемым предлагалось сравнить созданную ими гипотетическую семью с родительской семьей, в которой они воспитывались.

Качественная обработка данных опросника основывалась на предварительном контент-анализе. На рисунке 1 представлены результаты диагностики личностной креативности студентов по основным факторам: любознательность - высокий уровень (100 %); воображение (80), склонность к риску - преимущественно высокий уровень (90); сложности - преимущественно низкий и средний уровни (70 %). В целом общая сумма баллов по всем факторам у каждого респондента выборки оказалась достаточно высокой, что означало развитый творческий потенциал (Голованова, 2013).

Результаты изучения коммуникативно-креативной позиции в общении представлены на рисунке 2, где преобладающими позициями являются ВДР и ДВР - 53 и 39 % соответственно; РДВ, РВД в меньшинстве - 2 и 6 %.

1 Социальная педагогика : краткий словарь понятий и терминов / авт.-сост. Л.В. Мардахаев. М., 2014. 362 с.

2 Диагностика личностной креативности (Е.Е. Туник) // Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп : учеб. пособ. для студентов вузов. М., 2002. С. 59-64.

РЭУСНОЬООУ

Любознательность Воображение Сложности Склонность к риску

■ Высокий уровень (%) "Средний уровень (%) ■ Низкий уровень (%)

Рисунок 1 - Показатели личностной креативности респондентов

Позиции: родитель — Р, ребенок — Д, взрослый — В

ВДР ДВР РДВ РВД

Рисунок 2 - Распределение коммуникативно-креативной позиции в группе респондентов, %

Согласно концепции Э. Берна, формулы ВДР и ДВР свидетельствует о творческой, гибкой позиции в общении, развитом чувстве ответственности, умеренной импульсивности и непосредственности. Человек, обладающий данным сочетанием, способен к продуктивному творческому сотрудничеству. Формулы РДВ, РВД говорят о негибкости и низкой креативности в сфере коммуникации (Берн, 2015).

Согласно результатам опроса, большинство студентов еще не думали о создании собственной семьи, но практически все они связывают свое будущее со счастливой и даже идеальной семейной жизнью. При этом лишь немногие готовы по-настоящему вкладываться в ее благополучие и реализовываться в ней как личность. Молодые люди чаще ориентируются на родительские семьи и не рассматривают свою будущую семью как сферу для самореализации.

Таким образом, подводя итоги исследования, можно сделать следующие выводы.

1. В целом у группы молодых людей обнаружились высокий коммуникативно-личностный потенциал, склонность генерировать идеи и отстаивать свою точку зрения. Участники исследования проявляют гибкость в сфере коммуникаций и способны к продуктивному сотрудничеству; склонны импровизировать и креативно решать коммуникативные задачи; но при этом большинство студентов стараются избегать сложностей. Все это в совокупности свидетельствует о выраженной предрасположенности к социальному творчеству до момента столкновения с серьезными трудностями.

2. Практически все респонденты связывают будущее со счастливой семейной жизнью, но лишь немногие готовы вкладываться в создание счастливой семьи, направляя на нее свой творческий потенциал. Следовательно, несмотря на явную предрасположенность к социальному творчеству, молодые люди не склонны реализоваться именно в семейных отношениях.

Основываясь на этих выводах и сопоставляя их с данными теоретических источников, мы выдвинули предположения о причинах подобного явления. Во-первых, в некоторой степени это можно объяснить профессиональными приоритетами студентов на данном этапе взросления и карьерными предпочтениями современной молодежи. К сожалению, в современном воспитании и обучении недооценивается роль социального творчества в развитии и становлении личности. Во-вторых, отпечаток накладывают стереотипы, принятые в обществе, где семья рассматривается главным образом как данность, возникающая с заключением брака, или тяжелый труд, а молодые люди склонны избегать сложностей в общении. Это значит, что способность к социальному творчеству необходимо помочь осознать как социальную потребность, активно формировать и в перспективе направлять творческую активность человека на создание счастливой семьи посредством самореализации.

Список источников:

Берн Э. Трансакционный анализ в психотерапии. М., 2015. 368 с.

Васильченко А.В. Лингвокультурологическое исследование осмысления ценности семьи в русской ментальности // Ученые записки КнАГУ. 2021. № 4 (52). С. 13-18. https://doi.org/10.17084/20764359-2021-52-13.

Голованова А.А. К проблеме диагностики социальной креативности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Сер.: Акмеология образования. Психология развития. 2013. Т. 2, № 1 (5). С. 7-11.

Ермаков С.В. Социальное творчество: к определению понятия // 60 параллель. 2011. № 2 (41). С. 24-27. Мусалитина Е.А. Феномен языковой креативности в подростковой интернет-культуре // Ученые записки КнАГУ. 2022. № 4. С. 44-50. https://doi.org/10.17084/20764359-2022-60-44.

Риббенс Маккарти Дж., Эдвардс Р. Исследования семьи: основные понятия. М., 2018. 343 с.

Семья и современный социум : коллективная монография / под общ. и науч. ред. В.Л. Ситникова, С.А. Бурковой, Э.Б. Дунаевской. СПб., 2017. 466 с.

References:

Berne, E. (2015) Transactional analysis in psychotherapy. Moscow, Eksmo. (In Russian) Ermakov, S.V. (2011) Social Creativity: Toward a Definition of the Concept. 60 Parallel. (2), 24-27. (In Russian) Golovanova, A.A. (2013) To the problem of social creativity diagnostics. Izvestiya of Saratov University. New Series. Series: Educational Acmeology. Developmental Psychology. 2 (1), 7-11. (In Russian)

Musalitina, E.A. (2022) Language creativity phenomenon in teenage Internet-culture. Scientific Notes of Komsomolsk-on-Amour State Technical University. (4), 44-50. Available from: doi:10.17084/20764359-2022-60-44. (In Russian)

Ribbens McCarthy, J. & Edwards, R. (2018) Family Studies: Basic Concepts. Moscow, HSE Publishing House. (In Russian) Sitnikov, V.L., Burkova, S.A. & Dunaevskaya, E.B. (eds.) (2017) Family and Modern Society. Saint Petersburg, Cotsial'no-Gumanitarnoe Znanie. (In Russian)

Vasilchenko, A.V. (2021) Linguistic and culture study of the implementation of family values in Russian mentality. Scientific Notes of Komsomolsk-on-Amour State Technical University. (4), 13-18. Available from: doi:10.17084/20764359-2021-52-13. (In Russian)

Информация об авторе Е.Г. Товбаз - кандидат психологических наук, доцент, Комсомольский-на-Амуре государственный университет, Комсомольск-на-Амуре, Россия. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=452208

Information about the author E.G. Tovbaz - PhD in Psychology, Associate Professor, Komsomolsk-on-Amur State University, Komsomolsk-on-Amur, Russia.

https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=452208

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 10.02.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 03.03.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 28.03.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.