Научная статья на тему 'Предпринимательство в сельском секторе Якутии: вызовы, опыт и перспективы'

Предпринимательство в сельском секторе Якутии: вызовы, опыт и перспективы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
103
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИВЕРСИФИКАЦИЯ СЕЛЬСКОЙ ЭКОНОМИКИ / МАЛЫЙ БИЗНЕС НА СЕЛЕ / СЕЛЬСКИЙ СЕКТОР / СЕЛЬСКАЯ МИГРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кулаковский Г.П., Винокурова Л.И.

Рассматриваются формы интеграции сельских жителей Якутии в сферу предпринимательства, освоение различных форм малого бизнеса в сельском секторе. Затронуты сложности ведения малого бизнеса в специфических арктических условиях республики. Анализируются особенности адаптации сельского коренного населения к вызовам рынка, включая вынужденную миграцию из сельской местности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Предпринимательство в сельском секторе Якутии: вызовы, опыт и перспективы»

ПРОБЛЕМЫ. ПОИСК. РЕШЕНИЯ

47 (236) - 2013

УДК 316.343.43:338.436(571.56)

предпринимательство в сельском секторе якутии: вызовы, опыт и перспективы

Г. п. кулаковский,

кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник E-mail: kulgeo@km.ru Научно-исследовательский институт региональной экономики Севера Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова

Л. И. ВИНОКУРОВА, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник сектора арктических исследований E-mail: lilivin@mail.ru

Институт гуманитарных исследований и проблем

малочисленных народов Севера

Сибирского отделения Российской академии наук

Рассматриваются формы интеграции сельских жителей Якутии в сферу предпринимательства, освоение различных форм малого бизнеса в сельском секторе. Затронуты сложности ведения малого бизнеса в специфических арктических условиях республики. Анализируются особенности адаптации сельского коренного населения к вызовам рынка, включая вынужденную миграцию из сельской местности.

Ключевые слова: диверсификация сельской экономики, малый бизнес на селе, сельский сектор, сельская миграция.

На фоне реализуемых на территории Республики Саха (Якутия) крупных промышленных и транспортных проектов закономерен вопрос о месте и роли аграрно-промыслового сектора - экономической ниши традиционной занятости коренного населения. Бесспорным сильным компонентом ре-

гиональной политики является внимание к аграрной сфере, к обеспечению стабильности и устойчивости жизнедеятельности сельского населения. В Якутии 2013-й год объявлен Годом села, что совершенно обоснованно, ведь сельская местность - это «малая родина» коренных народов республики: якутов, русских старожилов и малочисленных народов Севера. Среди важнейших социально-экономических проблем села северного региона - адаптация сельских жителей к меняющимся условиям жизнедеятельности.

Разнообразие форм занятости для сельской местности Якутии необходимо для социальной устойчивости, испытывающей уже длительное время серьезное давление. Текущая миграция из сел, непрестижность сельской жизни, ожидаемый всплеск внешней миграции и новое мощное транспортное вторжение в среду традиционной жизнедеятельности сельского населения актуализируют все

теоретические и практические изыскания в сфере интересов сельского населения Якутии.

В поле зрения специалистов были и остаются перспективы традиционных занятий коренных народов, а также практика внедрения и развития новых видов занятости в сельской местности. Однако анализ существующей литературы показывает, что по вопросам малого бизнеса на Севере, особенно на сельских его территориях, экономическая и историческая литература почти отсутствует, с чем пришлось столкнуться в практике развития предпринимательства на модельной арктической территории [7]. Авторы уже писали, что сложности с формированием многосекторной экономики на селе с широким выбором занятости уходят корнями в прошлое [6; 8, с. 21-26].

В эпоху преобразований 1990-х гг. селяне Якутии вступили не готовыми к деятельности в принципиально важных направлениях: структура расселения и коммуникационные схемы не были ориентированы на формирование рыночной сети, отсутствовал опыт оперативной организации производства, реагирующего на актуальные потребности. В предыдущий период социально-экономическая ситуация в сельской местности республики была отягощена, кроме производственных проблем в сельском хозяйстве и промыслах, усилением миграции из сел, ухудшением экологической ситуации и проявлениями социальной апатии [2, с. 32-34].

Известно, что наличие различных секторов является одним из факторов «выживания» экономики в противоположность тупиковым моноэкономическим моделям развития, обреченным на жесткую зависимость от конъюнктуры. В этом свете всегда актуальны попытки анализа потенциала и перспектив различных секторов региональной экономики, их социальных ресурсов и особенностей. В научной литературе вопросы бизнес-планирования сельского хозяйства рассматриваются, в основном, на основе промышленных разработок по отдельным модельным объектам: птицефабрике, фабрике по производству молочных продуктов, цеху по изготовлению мясных полуфабрикатов и др. Между тем известно, что простой перенос практики разработки промышленных бизнес-планов может привести к потере значительного объема экономических показателей, к серьезным ошибкам в расчетах сельскохозяйственного бизнес-плана.

Изучение развития новых видов и форм сельской занятости, включая организацию частного

бизнеса, всегда сопровождается историческим экскурсом. Здесь уместно отметить региональную специфику Якутии в отношении частного предпринимательства, в данном случае имеется в виду функционирование в повседневном сознании селян оценок и ориентаций на ведение собственного дела. На базе проведенных авторами в 1994-1996 и 2001-2012 гг. в арктических и центральных улусах (районах) историко-социологических исследований (далее в тексте ПМА - полевой материал авторов) было проведено обобщение подходов и отношения к сельскому предпринимательству у сельских жителей - у разных социальных групп женщин и мужчин [3, 4, 10].

Из полученных результатов, наиболее интересных в социально-экономическом плане, необходимо отметить следующее. Во-первых, внутри сельских социумов изменилось отношение к частному предпринимательству: если в середине 1990-х гг. в селах первых предпринимателей респонденты воспринимали часто с негативной социальной оценкой, то через десятилетие мнения стали эмоционально гораздо сдержаннее. В целом немногочисленные сельские бизнесмены стали частью повседневной жизни, к ним привыкли, в них стали нуждаться. Сельские элиты не только связаны с ними тесными, нередко кровными, узами, но и опираются в своей деятельности на их материальные, финансовые возможности.

Для коренных жителей якутских сел приход «дикого рынка» в 1990-е гг. был не только экономическим, но и социальным шоком. В сельских поселениях от 60 до 70 лет (в зависимости от географического расположения) существовала советская система организации и управления. Основополагающей линией в развитии экономики выступали государственные интересы, отрицание роли частного бизнеса и личного интереса. Причем в условиях Якутии советские принципы организации труда и производства удачно накладывались на сохранявшиеся этнические традиции коллективизма и взаимопомощи. Проявления же индивидуализма, частной инициативы по обеспечению личного комфорта осуждались официальной идеологией. Длительное системное изживание «хозяйского» сознания и поведения было типичным для всех российских сельских общин, что подтверждается существующими источниками.

В этом свете не является удивительным то, что в оценках сельскими жителями середины 1990-х гг.

был высоким удельный вес моральных осуждений и социального неприятия (в интервью с жителями малых северных сел преобладали высказывания типа «на нужде и горе наживаются», «хапуги и воры», «доиграются в свой бизнес» - авт.). Настороженное, недоверчивое отношение к частным начинаниям, сосредоточенным тогда в основном в сфере торговли, было характерным для того периода. По смыслу и настроению симптоматичным для жителей якутских сел выглядит высказывание нашего информанта в 1995 г.: «Как во времена нэпа -выползли частники. Но скоро всех раскулачат и посадят, рано или поздно!».

В сельском секторе зарождение предпринимательства происходило на фоне типичного скепсиса российской глубинки. Присутствовал и социальный страх - историческая память сел хранила события раскулачивания и репрессий по отношению к тем, кто мыслил себя вне государственной собственности. Тем не менее постепенно преодолевалась инерция общественного мнения и общественного поведения. Как и везде, две категории якутских селян первыми открыли для себя новые возможности: кто имел доступ к ресурсам в момент приватизации и те, кто смог сориентироваться в изменившейся ситуации. Конечно, существовала и третья категория людей - те, кто сочетал в себе оба указанных качества. Предпринимательство в селах ответило на социальный спрос - частники пришли в торговлю и снабжение, ведь острый товарный дефицит требовал заполнения. Мелкооптовая и розничная торговля продуктами, одеждой и обувью, вещами повседневного спроса стала сферой приложения сил «новых» селян.

Частные услуги были востребованы в строительстве и транспорте: в первую очередь, в исторически традиционных для якутов плотничестве и столярном деле. Здесь постепенно сложился рыночный бренд - «бригада плотников-саха из улуса», который пользуется устойчивым спросом даже в столичном дачном секторе. Потомки знаменитых мастеров деревянного строительства, в том числе известных строителей церквей по Якутии и на русской Аляске, вновь стали брать частные подряды. Их услуги использовались и используются в жилищном и производственном строительстве в улусных (районных) центрах, в разных селах, включая возрождаемые летние усадьбы-сайылыки.

Частный извоз по праву стал одним из самых востребованных в условиях сельской Якутии

видов предпринимательства. С момента появления в период перестройки этот сельский бизнес успешно функционирует и по наши дни, осуществляя как пассажирские, так и грузовые перевозки. В силу специфических трудностей с транспортом на селе - большая протяженность или полное отсутствие дорог, низкое качество государственного транспортного обслуживания повседневных нужд, частный бизнес в этом секторе экономики оказался долгожданным и необходимым. Показательны оценки труда частных таксистов, которые дали в 1996 г. в отдаленных селах: «Молодцы, есть кому нас возить. Ведь раньше не дождешься оказии, случайного рейса, в маленькие села автобусы давно перестали ходить. А сейчас можно даже до столицы заказать, оплатить и ехать».

В целом эти виды сельского предпринимательства соответствуют тенденциям развития малого бизнеса по всей республике, сопоставимы и со сложившейся в России структурой. По стране малые компании заняты в традиционных секторах специализации малого бизнеса, где мелкомасштабное производство экономически эффективнее крупного: мелкооптовая торговля (27,8 % предприятий по РФ), строительство (18,8 %) и потребительские услуги. Именно эти виды деятельности лидируют в формировании основных экономических показателей малых предприятий [11, с. 66].

В сельском секторе Якутии утвердился такой вид предпринимательства, как частные чайные и кафе, неизвестные ранее в традиционной якутской культуре. Сельский этикет достаточно долго сопротивлялся (в отдаленных поселениях до настоящего времени - авт.) коммерциализации услуг гостеприимства. Компонента этнического менталитета -гостеприимство с чаепитием и угощением - в старину для семей, проживавших на оживленных путях сообщения, оборачивалась тягостным бременем и даже разорением. Тем не менее сначала вдоль федеральных дорог и в районных центрах возникли частные закусочные, мини-гостиницы, дома для отдыха в пути и мотели. Этот сектор еще не насыщен, поэтому есть перспективы расширения. В последние годы имеется единичный опыт открытия кафе даже в небольших сельских поселениях. Спросом в селах пользуются также услуги кейтеринга - заказ еды, закусок, кондитерских изделий на событийные мероприятия. Есть спрос на аренду помещений для проведения различных мероприятий: юбилеев, свадеб, корпоративных и семейных праздников, ко-

торый пока закрывается за счет административных и спортивных зданий.

В якутских селах постепенно становятся обыденными ранее не традиционные для сельской местности виды услуг, в частности оказание ритуальных услуг. Ранее подобные услуги в традиционном понимании воспринимались как семейная и общественная обязанность. Сохранялось как этнокультурная особенность и неприятие данного труда, как связанного с негативным и непрестижным видом занятости. Социологические опросы последних лет показывают также необходимость расширения сервисного рынка, ориентированного на удовлетворение личных нужд человека: санитарно-косметических, парикмахерских и др. Совершенно отсутствуют предложения на услуги оздоровления, например на лечебный массаж и лечебную физкультуру, выведение из алкогольной и табачной интоксикации и др. Есть спрос на услуги социальных психологов и психотерапевтов, которые пока успешно замещаются сеансами гастролирующих по селам различных экстрасенсов и целителей (редко настоящих, чаще мнимых).

Расширению спектра деятельности и дальнейшему развитию предпринимательства на селе препятствуют многие факторы. В целом уровень развития малого предпринимательства в республике признается недостаточным, а источники экстенсивного роста - неисчерпанными. Для арктических улусов противодействующими развитию предпринимательства негативными факторами являются, в частности: экстремальные природно-климатические условия, крайне не благоприятные для жизнедеятельности человека; депрессивное состояние экономики и социального положения населения; объективное многократное региональное удорожание производства под влиянием региональных факторов.

Особенно сложно предпринимателям в арктических районах: например начинающему бизнесмену из села Андрюшкино Нижнеколымского района до ближнего филиала банка, юридической консультации и потребителей нужно преодолеть 500 км, до регистрирующего органа и Фонда поддержки предпринимательства - лететь самолетом через два часовых пояса 4,5 ч, приобретя билет стоимостью более 20 тыс. руб. Даже в центральных улусах в отдаленных селах открытие собственного дела подразумевает, кроме средств, еще и готовность переносить сверхнагрузки. Кроме дополнительных

материальных и финансовых издержек в подобной ситуации у сельских предпринимателей велики и морально-психологические стрессы.

Понятно, что количественный рост малых предприятий в традиционной сфере их деятельности -рынке потребительских товаров и услуг - ограничен масштабами этого рынка, зависимостью от экономической конъюнктуры. На последствия экономического кризиса также накладывается низкая платежеспособность населения, причем спрос на продукцию и услуги малых предприятий не растет, а падает. Сельские жители в большинстве своем достаточно критично оценивают «бизнес-емкость» своих поселений. С одной стороны, численность населения и его платежеспособность объективно суживают рынок торговли и услуг. С другой стороны, нужно отметить превалирующую ориентированность большинства селян именно на город и пригороды как места для предпринимательства.

В повседневном сознании селян (как мужчин, так и женщин) город остается местом для более успешной занятости и реализации предпринимательских проектов. В 1990-е гг. резко усилилась миграция из якутских сел, наметившаяся еще в 1970-е гг., когда села стали покидать молодая и образованная молодежь, в первую очередь девушки. О социальных последствиях данного гендерного поведения авторы неоднократно писали. В плане занятости сама по себе миграция представляется закономерным явлением. Рассматривая «мужскую» миграцию, следует подчеркнуть, что в российской истории известно так называемое отходничество, когда крестьяне десятками и сотнями покидали малые и крупные села в поисках заработков после полевых работ осенью и возвращались к весенней страде. В поисках работы в городские поселения мигрируют мужчины и из якутских сел.

Точкой притяжения мигрантов из сел в последние два десятилетия стала столица республики. Практически каждый третий житель республики живет в Якутске, где на 2012 г. числилось 294,8 тыс. чел. [9, с. 247]. В городе 69 % населения находится в трудоспособном возрасте, причем 80 % всех прибывающих в г. Якутск являются выходцами из сельской местности. В ходе опроса мужчин якутской национальности о цели переезда выяснилось, что преобладающая часть приезжает в поисках «лучшей доли». Подразумеваются, в порядке частоты ответов, следующие цели: а) постоянная работа; б) работа с более высокой оплатой; в) работа с перспективой

профессионального или карьерного роста.

Сельские мигранты характеризуют Якутск как место с большими возможностями. Интересно, что до сегодняшнего дня сохранился известный по дореволюционному якутскому фольклору образ Якутска - как места удачи в делах, где есть возможность хорошо заработать, порою даже как источника легких денег. Респонденты указывали, что кроме трудовых заработков, в городе «ждет удача за углом»: а) «можно выиграть в карты», «выиграть в игровые автоматы»; б) «найти сомнительный, но быстрый заработок». Поэтому город Якутск в сельском сознании мигрантов фигурирует и как «дьол-лоох Дьокуускай - фартовый Якутск» [5, с. 107].

Мужчины-мигранты, прибывшие из сел в город, в течение двух-трех лет воспринимают Якутск больше как «новое», «временное» и «недружественное» место жительства. Они пока не отождествляют себя с горожанами, не обладают сознанием коллективной ответственности за дом, двор, улицу, микрорайон города. В этой связи можно сказать, что не только село сегодня теряет человеческий капитал, но и город приобретает на несколько лет проблему с адаптацией сельских маргиналов. Если добавить к этому проблемы внешних мигрантов, также прибывающих из депрессивных сел, то можно реально оценить ситуацию в столице республики как не совсем здоровую в социальном плане.

Закономерно, что в числе ожиданий вчерашних селян кроме деловых перспектив и «фарта» в Якутске присутствуют многие опасности и риски. Тревожными, представляющими опасность, по их мнению, выглядят: а) криминогенная ситуация на улицах города; б) риск стать жертвой городского транспорта; в) агрессивная конкуренция на рынке труда.

Выходцами из маленьких сел город характеризуется как «место проживания тысяч чужаков» (в том числе по языку и культуре - авт.), «место, где можно бесследно пропасть, «сгинуть». Также новые жители ощущают Якутск как «город с плохим воздухом», «неприбранный город»; они чувствуют дефицит привычного сельского пространства -«задыхаются в крохотных, каменных коробках» панельных и блочных домов.

Около 40 % мигрантов из сел целью приезда в город указывают учебу, причем в основной своей массе это девушки. У прибывших сельских юношей образование и карьера стоят в планах все же на втором плане, в большинстве своем они воспринимают

Якутск в первую очередь как «университет жизни». Считается, что «здесь можно многому научиться», «проверить себя на стойкость и смекалку». Для юношей и молодых мужчин из сел успешность адаптации в столице - показатель личностной состоятельности, «подлинной крутости мужчины». Наиболее престижным считается войти в сферу городского или пригородного бизнеса.

Способствовать сокращению вынужденной миграции из села (по причинам безработицы, неудовлетворенности уровнем социальной инфраструктуры и др.) означает сохранение сельского населения через создание благоприятной социально-экономической среды [1]. Одним из перспективных направлений поддержки сельского предпринимательства является поиск и внедрение новых, инновационных форм малого предпринимательства. Именно сочетание науки и практики может раздвинуть масштабы и в традиционных видах сельского бизнеса, например в жилищном строительстве. К сожалению, пока остается низкой инвестиционная активность в сельской местности. Инвестиции, по данным экспертов, поступают исключительно в сферу крупного строительства и промышленного производства.

Качественный скачок в развитии могут осуществить технологические и управленческие инновации, смелое применение финансовых и правовых методов поддержки и поощрения сельского предпринимательства. Есть необходимость использования открытых для республики новых возможностей: Правительство РФ разрешило регионам налоговое стимулирование и поддержку инновационных компаний. Часть субъектов активно пользуется данной возможностью: например в соседнем с Якутией регионе закон Хабаровского края от 24.12.1999 N° 163 «О налогах и сборах Хабаровского края» содержит пункт об освобождении инновационных предприятий от налога на прибыль в части, зачисляемой в краевой бюджет [11, с. 87]. Есть также поучительный опыт Администрации Новосибирской области, где от налога на имущество освобождено базовое инновационное предприятие.

Как показывает сельская практика, в настоящее время недостаточно развиты финансовые ресурсы -проблема доступа к источникам финансирования остается принципиально важной для функционирования малого бизнеса. Причем в условиях мирового экономического кризиса произошло резкое сокращение источников финансирования малых предпри-

ятий. К этому следует прибавить то, что отношение к малому бизнесу остается «недоверчивым»: судя по отсутствию значительных инвестиций в указанную сферу практически не направляются средства для переоснащения производственной деятельности малых предприятий, что является крайне негативным симптомом. На селе для новичков открыть свое дело, реально стать предпринимателем очень непросто. К кредитным и финансовым ресурсам доступ ограничен, встречаются тревожные факты, когда кредитами и субсидиями на селе пользуется один и тот же ограниченный круг лиц, порою просто переоформляя права на собственность внутри семьи или родни.

В стране внедряются специальные кредитные линии для малого предпринимательства, системы микрофинансирования, механизмы обеспечения государственных гарантий и субсидирование части процентной ставки по кредитам отдельным категориям малых и средних предприятий. Однако следует отметить, что это решает проблему лишь частично. В сфере сельского предпринимательства по инерции сохраняются социальные и экономические вызовы, есть объективные ограничения и трудности. К настоящему времени, к сожалению, возможности и ресурсы бизнеса селян и для селян достаточно глубоко не исследованы и не апробированы, не проанализирован также имеющийся опыт других российских северных регионов, ближнего и дальнего зарубежья. Проблема все еще ждет своего решения, а резервы настоятельно требуют, чтобы их привели в действие.

Список литературы

1. Борисов Е.: Необходимо изменить восприятие села людьми. URL: http://www. egorborisov. ru/news/2335-god-razvitija-sela. html.

2. Винокурова Л. И. Повседневный труд в совхозах Якутии. 1960-1970-е гг. // Казанская наука. 2012. № 5.

3. Винокурова Л. И. Мужчины и женщины на якутском рынке труда // Влияние социально-экономических преобразований на положение женщин и реализацию их прав: сб. мат-лов науч.-прак. конф. 03.03.2004. Якутск, 2004. С. 24-28.

4. Винокурова Л. И., Попова А. Г., Боякова С. И., Мярикянова Э. Т. Женщина Севера: поиск новой социальной идентичности. Новосибирск: Наука, 2004.

5. Винокурова Л. И. Образ города Якутска: восприятие мужчинами-мигрантами из села // Культура и интеллигенция России. Инновационные практики, образы города. Юбилейные события. Историческая память горожан / Мат-лы VII Всеросс. науч. конф. Омск, 2009.

6. ЕгоровЕ. Г., Дарбасов В. Р. Аграрная экономика Севера. Якутск: Дани Алмас, 2008.

7. Кулаковский Г. П. Развитие малого бизнеса на Севере // Региональная экономика: теория и практика. 2009. № 14.

8. Кулаковский Г. П., Винокурова Л. И. Традиционные занятия коренного населения и сельское предпринимательство в Якутии // Региональная экономика: теория и практика. 2012. № 17 (248).

9. Научные и инновационные основы стратегии социально-экономического развития городского округа «Город Якутск» на период до 2030 года» // Мат-лы науч.-прак. конф. 19-20.12.2012. Якутск: КнигоГрад, 2013.

10. Полевой материал социологических исследований Л. И. Винокуровой и Г. П. Кулаковского за 1994-1996, 2001-2012 гг.

11. Степанова Н. А., Ноговицын Р. Р. Малое предпринимательство северного региона в условиях перехода на инновационный путь развития. Якутск, 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.