Научная статья на тему 'Предпринимательство: международный аспект'

Предпринимательство: международный аспект Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
484
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / ТЕНДЕНЦИИ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кожина Вероника Олеговна, Завалько Наталья Александровна

В статье обосновано современное толкование таких понятий, как «предпринимательство» и «международное предпринимательство». Систематизированы основные подходы к пониманию предпринимательства на современном этапе развития экономики Российской Федерации. Исследованы основные формы международного предпринимательства и объединены в группы. Изучены и охарактеризованы особенности каждой группы форм международного предпринимательства. Обосновано современное понятие «предприниматель», как субъективный фактор воспроизводства, способный на инициативной и инновационной основе, не боясь полной экономической ответственности, идти на риск и особым образом соединять другие факторы производства так, чтобы в перспективе получить дополнительный доход. Проанализированы основные тенденции развития мировой экономики, выделены количественные показатели, которые позволяют дать оценку влияния международного предпринимательства на российскую экономику, такие, как количество иностранных инвестиций и структура иностранного капитала в экономике страны, доля зарубежных потребителей российской продукции. Определена роль развития мелкого и среднего бизнеса, его влияние на экономику России в целом и на развитие международного предпринимательства в частности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Предпринимательство: международный аспект»

Предпринимательство: международный аспект

Кожина Вероника Олеговна,

кандидат экономических наук, Международный институт экономики и права, vero_ko@mail.ru

Завалько Наталья Александровна,

д-р экон. наук, доцент, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

В статье обосновано современное толкование таких понятий, как «предпринимательство» и «международное предпринимательство». Систематизированы основные подходы к пониманию предпринимательства на современном этапе развития экономики Российской Федерации. Исследованы основные формы международного предпринимательства и объединены в группы. Изучены и охарактеризованы особенности каждой группы форм международного предпринимательства. Обосновано современное понятие «предприниматель», как субъективный фактор воспроизводства, способный на инициативной и инновационной основе, не боясь полной экономической ответственности, идти на риск и особым образом соединять другие факторы производства так, чтобы в перспективе получить дополнительный доход. Проанализированы основные тенденции развития мировой экономики, выделены количественные показатели, которые позволяют дать оценку влияния международного предпринимательства на российскую экономику, такие, как количество иностранных инвестиций и структура иностранного капитала в экономике страны, доля зарубежных потребителей российской продукции. Определена роль развития мелкого и среднего бизнеса, его влияние на экономику России в целом и на развитие международного предпринимательства в частности.

Ключевые слова: предпринимательство, международное предпринимательство, иностранные инвестиции, тенденции мировой экономики.

История нашей цивилизации подтверждает, что всегда был и есть определенный тип людей, способных и желающих быть социально и экономически самостоятельными. Их умение анализировать и прогнозировать ситуацию, принимать решения и не бояться риска выделила этих представителей человечества в класс предпринимателей как субъект хозяйствования и особый творческий тип экономического поведения, ориентированный на достижение экономического успеха. То есть предпринимательство -это инициативная и самостоятельная деятельность граждан и их объединений, осуществляемая под свою имущественную ответственность, что и является сутью риска в достижении конечной цели - получении прибыли.

Строго говоря, дефиниция «предпринимательская деятельность» означает деятельность индивида или группы ассоциированных индивидов, ориентированных на создание и/или поддержку производственной единицы с целью получения прибыли за свою произведенную продукцию (полезной вещи) или оказываемую услугу (невещественного продукта). Организуя компанию и налаживая производственные связи с поставщиками и покупателями, предприниматель также создает новые рабочие места, увеличивает ВВП региона и страны в целом, влияет на рост уровня жизни населения, осуществляет инновационную деятельность, способствуя научно-техническому прогрессу и т.п.

Национальная комиссия по предпринимательству США определяет предпринимательскую деятельность как совокупность последовательно или параллельно, одновременно проводимых операций. Каждая бизнес-операция - это один завершенный цикл предпринимательства. Бизнес-операции тождественны сделкам, которые проводятся с целью получения выгоды и интересные обеим сторонам. Однако многие экономисты определяют предпринимательскую деятельность как нечто большее, чем просто бизнес и даже считают ее отдельным и важнейшим фактором производства. Предприниматель - это «субъективный (личностный) фактор воспроизводства, способный на инициативной и инновационной основе, не боясь полной экономической ответственности, идти на риск и особым образом соединять другие факторы производства так, чтобы в перспективе получить дополнительный доход [1].

С предпринимательством связаны важнейшие исторические моменты экономического роста в России, освоение новых перспективных производств и «вымывание» устаревших, появление новых профессий и специальностей и даже в определенной степени развитие науки и искусства. Все это позволяет классифицировать предпринимателей как отдельный класс людей, имеющих возможность проявить свою инициативу и творческие способности и способных идти на разумный риск. С такой позиции определяется предпринимательство как «вид деятельности, в котором удачно сочетаются наука, искусство, поэзия, взлет творческой мысли, степень умеренного риска, спорт и образ жизни делового человека» [2].

Международное предпринимательство - это деятельность, связанная с перемещением ресурсов, товаров и услуг через национальные границы в международном масштабе. Международный предпринимательство (бизнес) осуществляется в различных формах.

Первая, основная, группа российских предпринимателей (компаний) связана с ведением международной деятельности на территории иностранного государства при совместном участии в компании российского и иностранного капитала (СП). Такая форма предпринимательства предполагает закрепление юридического статуса компании в стране размещения в соответствии с местным законодательством. Это касается и внешней торговли, и строительства, и научно-технического и иного сотрудничества, и образовательной деятельности, и купли/продажи лицензий, ноу-хау и т.д.

Вторая группа компаний характеризуется закреплением юридического статуса, но без создания юридического лица - это представительства и филиалы российских компаний за рубежом и иностранных компаний в России. Такая форма предпринимательской деятельности связана с рядом преимуществ, например легкий доступ к новым рынкам сбыта, сокращение издержек на транспортировку и продажи, гибкость управления представительством. Но существуют и недостатки: языковые и коммуни-

© £

Я

3

* 2

сч сч

£

Б

а

2 ©

кативные ограничения, разница в культуре и понимании социальных ценностях (ментальные трудности) и др.

Третья группа форм ведения международного предпринимательства основана на договорных отношениях без образования юридического лица. К ней можно отнести получившие популярность сетевые компании, интеграционные объединения кластерного типа, стратегические альянсы и т.д. - такие формы создают возможность дистанционно управлять и общаться с сотрудниками/коллегами, легко входить в отрасль, следовать инновационным тенденциям и формировать единое информационное пространство, что, в итоге, снижает издержки и повышает эффективность всякого взаимодействия.

На международный бизнес влияют, в первую очередь, состояние мировой экономики и, безусловно, политика, определяя пространство и среду для его ведения. Способность мыслить масштабно, мониторинг и прогнозы, следование мировым экономическим тенденциям позволяют предпринимателям предвосхищать рыночные события и изменения, оказывать влияние на формирование потребительских предпочтений, использовать новые рынки сбыта, осуществлять инновационную деятельность и поддерживать высокую конкурентоспособность предприятия. Выделим основные рыночные тенденции в современной экономике, которые уже многими специалистами воспринимаются как факт:

- глобализация и интернационализация. Для развития и поддержания высокой конкурентоспособности на рынке предприятия вынуждены объединяться и искать варианты укрупнения производственных единиц с целью получения доступа к ресурсам и рынкам сбыта, а также достижения экономии на масштабе и общего снижения издержек. В определенной степени эта тенденция является следствием международного разделения труда и специализации производств - с одной стороны, и кооперации предпринимателей (компаний) - с другой. Процесс интернационализации компаний разных масштабов начался практически параллельно налаживанию устойчивых экономических связей и отношений между национальными хозяйствами разных стран на правительственном уровне. В странах с наиболее развитыми производительными силами эти связи также более интенсивные. Подстегивают этот процесс регулярное появление на рынке новых инновационных товаров - продукт дея-

тельности крупных компаний, которые имеют финансовую возможность проводить научно-технические исследования. К слову говоря, отметим, что только 10 % инноваций, выпущенных на рынок, способны получить признание потребителей и достичь желаемой цели предпринимателей, остальные 90 % - неэффективны и ведут к большим потерям.

- международная политика. В истории бизнеса из-за политических споров не раз срывались крупные международные сделки, разрушались торгово-производственные цепочки. Ущерб наносился всем участникам конфликта. Тяжелые разрушительные последствия испытывают воюющие/воевавшие страны. Сегодня на повестке дня возник новый формат политических конфликтов - санкции. Как пример - Россия, в полной мере испытавшая их воздействие: сокращение рынков сбыта, необходимость разработки и внедрения программы импортозамещения, снижение доступа к средствам производства и иностранным инвестициям, что тянет за собой инфляцию, замедление инновационного развития и в связи с этим более сложное преодоление кризиса.

- информационные технологии и виртуализация бизнеса. Интернет предоставляет немало новых каналов сбыта: интернет-магазины, социальные сети, сайты компаний и т.п. Удаленный доступ к ресурсам и обмен информацией онлайн позволяет формировать инновационные сетевые компании из специалистов, живущих в разных странах и осуществляющих обмен информацией посредством интернета. С одной стороны, виртуализация бизнеса позволяет сократить издержки на аренду офиса, управление персоналом и т.д., но, с другой стороны, деятельность в интернете таит в себе ряд опасностей, связанных с кибератаками, ростом экономических преступлений, которые могут быть совершены из-за отсутствия личного общения между участниками сделки.

- финансиализация мировой экономики. В современной глобальной экономике огромную роль играет финансовый рынок как источник заемных средств. (Кстати, в последние десятилетия вклад финансовых посредников в формирование мировой экономики вырос в 1,2-2 раза.) Но речь идет не только о привлечении капитала в реальный сектор, что является явлением положительным, но и о параллельно возникающих финансовых спекуляциях, финансовых «пузырях», значительно снижающих его устойчивость. Рынки стали более открытыми, и

это позволило оптимизировать распределение капитальных ресурсов - с одной стороны, с другой - существует реальная опасность для трансграничного распространения кризисных явлений.

- высокая степень диверсификации бизнеса. Это освоение компанией рынков сбыта или новых отраслей деятельности, стремление снизить риски, инвестирование в различные отрасли с целью сохранить хотя бы часть капитала при нестабильном рынке [3].

Для характеристики динамики развития международного предпринимательства на современном этапе необходимо оценить ряд показателей, позволяющих дать количественную оценку происходящим в экономике процессам. Одним из таких показателей является количество иностранных инвестиций в российской экономике.

В настоящее время налицо снижение уровня иностранных инвестиций в экономику России. Причины очевидны: кризис, введение санкций, падение цен на нефть, ухудшение инвестиционного климата и как итог - рост безработицы, снижение уровня доходов населения, падение ВВП, снижение доверия инвесторов. Динамика иностранных инвестиций отражает увеличение рисков, с которыми сталкиваются инвесторы, ведущие бизнес на территории РФ [4]. Но необходимо отметить, что в 2016 г. инвестиции начинают возрастать.

Многие эксперты утверждают, что экономический кризис завершается, что экономика вступает в период стагнации, который не демонстрирует большие возможности для инвесторов, но является относительно более стабильным, чем период спада. Позитивная динамика в сфере иностранных инвестиций в экономику России уже заметна: в 2016 г. приток иностранных инвестиций составил 8 млрд долл. по сравнению с 2 млрд в 1998 г.

Большая часть поступления иностранного капитала в Россию в 2016 г. приходится на оптовую и розничную торговлю (36 %), обрабатывающие производства (18 %), добычу полезных ископаемых (18 %). Это означает, что Россия так и не зарекомендовала себя как страна, вставшая на инновационно-технологический путь, инвесторы предпочитают вкладывать в ресурсы, не доверяя нам производственную и информационную деятельность.

Другой показатель, характеризующий международное предпринимательство, -ориентация на международный рынок. В проекте «Глобальный мониторинг пред-

принимательства» (Global

Entrepreneurship Monitor, GEM), в котором принимает участие и Россия, показатель ориентации на международной рынок базируется на расчете количества потребителей за пределами страны, при этом принимается во внимание не только экспортная ориентация, но и учитывается наличие иностранных потребителей, покупающих продукцию по интернету или во время поездок за границу.

Россия относится к числу тех стран, в которых доля компаний, имеющих потребителей за пределами страны, мала: около 97 % ранних предпринимателей отметили, что ориентированы только на российский рынок; лишь 1,98 % отметили, что имеют хотя бы одного зарубежного потребителя; доля тех, кто продает более 25 % своей продукции за границу, составляет порядка 0,7 %. Это говорит о серьезных трудностях, которые стоят перед российскими предпринимателями, стремящимися выйти на мировой рынок со своей продукцией.

Причины такого положения дел очевидны: низкая конкурентоспособность производимых товаров, низкий уровень инновационных исследований, делающих продукцию лучше и современнее, использование консервативных материалов и игнорирование инновационных. Реальная и первоочередная проблема любого бизнеса - выжить, а не стать лучше. Компании не могут позволить себе вкладывать деньги в инновации, пока не обеспечат финансовую устойчивость.

Традиционно российская экономика характеризуется преобладанием крупных компаний, в то время как доля малого и среднего бизнеса в объеме ВВП значительно ниже среднемировых показателей. Неразвитость малого и среднего бизнеса (МСП) значительно ограничивает возможности роста экономики, хотя известно, что в период кризиса именно МСП создают большинство рабочих мест и позволяют поддерживать экономику страны [7].

По официальным данным, в России осуществляют деятельность свыше миллиона предприятий малого и среднего бизнеса, а также индивидуальных предпринимателей, но их процент в ВВП всего порядка 10-12 % (в США - около 51-53%, в Японии - 53-56 %, в Германии - 50-51 %).

Сектор МСП способствует высокому экономическому росту путем более полного ирационального использования региональных ресурсов, не имеющих стратегического предназначения и поэтому не интересных для крупного бизнеса; формированию дополнительных рабочих мест

в сфере переработки и реализации продукции; созданию реальной конкуренции, прежде всего в производственной сфере [8, 10]. Для развития международного предпринимательства, пожалуй, единственное, что необходимо - всесторонняя поддержка МСП внутри России.

Анализируя статистические показатели, количественно характеризующие развитие международного предпринимательства на современном этапе, можно подытожить: если в 2015 г. в связи с кризисом и санкциями было существенное замедление международной деятельности, но уже по итогам 2016 г. наблюдается оживление и улучшение показателей.

Литература

1. Кох Л.В. Трансформация сущности предпринимательства // Вестник ЛГУ им.-А.С. Пушкина. - 2011. - № 3. - С. 44-48.

2. Морковкин В.В. Словарь терминов современного предпринимательства: более 3000 терминов. - М.: АСТ, 2014. -С. 182.

3. Рябинин Е.В. Современные тенденции развития международного предпринимательства // Экономика, статистика и информатика. - 2015. - № 3. - С. 119-124.

4. Иностранные инвестиции в экономике России - современный этап и перспективы [Электронный ресурс] // URL: https://promdevelop.ru/inostrannye-investitsii-v-ekonomike-rossii/

5. Многолетняя Т.В. Проблемы привлечения иностранного капитала в Россию // Экономика и социум. - 2017. -№ 1 (32). - С. 85-89.

6. Глобальный мониторинг предпринимательства: Россия 2016-2017 гг. : национальный отчет / под ред. О.Р. Вер-ховской [Электронный ресурс]. - СПб: Высшая школа менеджмента СПбГУ, 2017.

- С. 50 // URL: http://gsom.spbu.ru/files/ docs/gem_russia_2016-2017.pdf.

7. Скалецкий Е. Состояние российского малого и среднего бизнеса в период экономического кризиса // Известия ДВФУ. Экономика и управление. - 2017.

- №1. - С. 63-75.

8. Равнянский А.К., Таланцев В.И. Малое инновационное предпринимательство в России на современном эта-пе:проблемы и пути развития // Интернет-журнал «Науковедение». - 2016. -Т. 8. - №6 // URL: http://naukovedenie.ru/ PDF/134EVN616.pdf

9. Завалько Н.А., Кожина В.О. Региональная система предпринимательства: международный опыт// Экономика и предпринимательство, №9 (ч.2), 2017

10. Волощук Н.Ю. Перспективы акти-

визации развития малого предпринимательства на региональном уровне // Символ науки. - 2015. - № 5. - С. 95-99.

Business: international aspect Kozhina V.O., Zavalko N.A.

International institute of economy and right, Financial University under the Government of the Russian Federation In the article the contemporary interpretation of concepts such as «entrepreneurship» and «international entrepreneurship». The basic approaches to understanding entrepreneurship at the present stage of development of economy of the Russian Federation. The basic forms of international business and groups. Studied and described the characteristics of each group of forms of international business. Based on current the term «entrepreneur» as a subjective factor of reproduction, capable of initiative and innovation basis, without fear of complete economic responsibility, to take risks and special way to combine other factors of production so that in the future to earn additional income. The main trends of development of the world economy, selected quantitative indicators which allow to assess the impact of international business on the Russian economy, such as the number of foreign investments and the structure of foreign capital in the economy, the share of foreign customers of Russian products. Defines the role of the development of small and medium-sized businesses, its impact on the Russian economy in General and the development of international entrepreneurship in particular.

Keywords: business, international business, foreign investments, tendencies of world economy.

References

1. Koch L.W. Transformation of an entity of business/

/the LGU Bulletin of A.S. Pushkin. - 2011. -No. 3. - Page 44-48.

2. Morkovkin V.V. Dictionary of terms of the modern

business: more than 3000 terms. - M.: Nuclear heating plant, 2014. - Page 182.

3. Ryabinin E.V. The current trends of development

of the international business//Economy, statistics and informatics. - 2015. - No. 3. -Page 119-124.

4. Foreign investments in economy of Russia -

the present stage and perspectives [An electronic resource]//URL: https:// promdevelop.ru/inostrannye-investitsii-v-ekonomike-rossii/

5. Long-term T.V. Problems of attraction of the

foreign capital to Russia//Economy and society.

- 2017. - No. 1 (32). - Page 85-89.

6. Global monitoring of business: Russia 2016-

2017: the national report / under the editorship of O.R. Verkhovskaya [An electronic resource].

- SPb: The higher school of management of St.Petersburg State University, 2017. - Page 50//URL: http://gsom.spbu.ru/files/docs/ gem_russia_2016-2017.pdf.

7. Skaletsky E. A status of the Russian small and

medium business during an economic crisis// News of DVFU. Economy and control. - 2017.

- No. 1. - Page 63-75.

8. Ravnyansky A.K., Talantsev V.I. Small innovative

business in Russia on the modern of an etape:problema and ways of development// the Online magazine «Naukovedeniye». -2016. - T. 8. - No. 6//URL: http:// naukovedenie.ru/PDF/134EVN616.pdf

9. Zavalko N.A., Kozhina V.O. Regional system of

business: international experience//Economy and business, No. 9 (p. 2), 2017

10. Voloshchuk N.Yu. Perspectives of activation of development of small business at the regional level//the science Character. - 2015. - No. 5. - Page 95-99.

О

3

В

s

v 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.