Научная статья на тему 'Предпринимательство как интеграция школы и вуза в условиях инновационного общества знаний'

Предпринимательство как интеграция школы и вуза в условиях инновационного общества знаний Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
77
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО ЗНАНИЙ / ИНТЕГРАЦИЯ ШКОЛЫ И ВУЗА / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ СПОСОБНОСТЬ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ПОДГОТОВКА / ИННОВАТОР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Артикова Мухайё Ботиралиевна

В статье обозначена актуальность функциональной интеграции средней школы и вуза в условиях инновационного общества знаний. Характеризуется развитие предпринимательских способностей и компетентности, что отвечает современному запросу общества на инновационное развитие экономики и подготовку инноваторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Предпринимательство как интеграция школы и вуза в условиях инновационного общества знаний»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО КАК ИНТЕГРАЦИЯ ШКОЛЫ И ВУЗА В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА ЗНАНИЙ Артикова М.Б.

Артикова Мухайё Ботиралиевна - кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой, кафедра педагогики,

Андижанский государственный университет, г. Андижан, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье обозначена актуальность функциональной интеграции средней школы и вуза в условиях инновационного общества знаний. Характеризуется развитие предпринимательских способностей и компетентности, что отвечает современному запросу общества на инновационное развитие экономики и подготовку инноваторов. Ключевые слова: инновационное общество знаний, интеграция школы и вуза, предпринимательская компетентность, предпринимательская культура, предпринимательская способность, предпринимательская подготовка, инноватор.

Интеграционное взаимодействие вуза и школы, направленное на совместное совершенствование образовательного процесса, построение системы непрерывного образования, позволяет построить принципиально новую, уникальную гуманистическую среду, в которой каждый сможет найти для себя культурную и социальную «нишу». Каждый субъект этой среды оказывается включенным в новое образовательное пространство, возникшее в результате слияния двух ранее автономных пространств. Это пространство не только предоставляет богатые возможности для социализации и гармоничного развития личности в условиях совместной деятельности школы и вуза, но и обусловливает общий ход развития системы образования.

Анализ существующих подходов к проблеме взаимодействия высшего учебного заведения и средней школы показывает, что основными направлениями функциональной интеграции школы и вуза, разработанными к настоящему времени, являются учебно-методическое и научно-творческое сотрудничество. В рамках реализации этих направлений осуществляются, как правило, следующие типовые мероприятия: участие профессорско-преподавательского состава вуза в проведении занятий с учащимся по основным школьным предметам, подготовка соответствующей методической литературы, проведение учебно-исследовательской деятельности, организация профориентационной работы, подготовка учеников к олимпиадам и различным конкурсам, работа по повышению квалификации педагогов школы, мероприятия по решению задач совместного организационного развития школы и вуза и др. Все эти мероприятия позволяют существенно повысить качество знаний учащихся, развить их творческие способности, а также обеспечивают создание единого образовательного пространства, единой образовательной и творческой среды, в рамках которой разворачивается взаимодействие субъектов образования.

Рассматривая проблемы интеграции содержания общего и профессионального образования, исследователи обсуждают различные аспекты эффективности и оптимальности внедрения и использования интеграционных связей для совершенствования учебного процесса и преодоления кризисных явлений в этой области, а также перехода образовательной системы на более высокий уровень устойчивого развития. В качестве основной задачи рассматривается необходимость

создания условий для психологической поддержки обучающихся с целью их успешной социализации и адаптации на рынке труда [1].

Конец ХХ - начало XXI века ознаменовались новым этапом мирового социально-экономического развития, заключающимся в формировании глобального общества знаний. Экономика, основанная на знаниях, опирается в большей степени на использование идей, а не физических ресурсов и на внедрение высоких технологий, а не на обработку сырья и эксплуатацию дешевой рабочей силы. Идея производства коммерциализуемых знаний становится в обществе центральной и распространяется на всех его участников, в том числе на промышленные корпорации, научные и образовательные учреждения. Процесс производства коммерциализуемых знаний есть ключевая для общества знаний категория «инновационной деятельности».

Для успешной подготовки инноваторов вуз решает целый ряд новых задач и, в том числе, обращается к школе, предъявляя новые требования к её выпускникам. В дополнение к традиционным ожиданиям получить абитуриента с добротными знаниями и развитой смекалкой добавились ожидания получить будущего студента с зачатками предпринимательских качеств, настроенного на жизнь в глобальном инновационном обществе [2]. Развитие предпринимательских способностей старшеклассников и студентов представляется исключительно важным и для обеспечения их трудоустройства в условиях рыночной экономики и изменяющихся требований работодателей.

Как показал опыт совместной работы АГУ (Андижанский государственный университет) и ГСШ (Государственная специализированная школа) №35, изучение основ предпринимательства старшеклассниками способствует раннему развитию их предпринимательских способностей. Предпринимательские компетенции, которыми обладает молодой человек при выходе из школы, дают ему более широкий спектр возможностей для выбора дальнейшего пути развития. Он может поступить в вуз, но может и сразу включиться в предпринимательскую деятельность. Это в том числе способствует решению крайне важной для нашей страны социально-экономической задачи развития малого бизнеса.

Структура содержания общего и высшего образования должна включать в себя инновационно-предпринимательскую составляющую как фундаментального, так и прикладного характера. Первая создает предпосылки для дополнительного направления интеллектуализации выпускников профессиональной школы, вторая дает профессию и специальность, оснащенные новым теоретическим фундаментом, что делает выпускников мобильными на рынке труда, открытыми для перемены труда, освоения новых производств и инновационных технологий. Именно эти качества специалиста-выпускника профессиональной школы соответствуют инновационно-интегративной парадигме образования.

Всё вышесказанное позволяет сделать вывод о возникновении новой парадигмы взаимодействия школы и вуза, включающей дополнительное «предпринимательское» измерение. На основе изучения современных тенденций развития мировой системы образования и более чем десятилетнего опыта взаимодействия АГУ и ГСШ №35.

В концепции «интеграция в системе «школа-вуз-производство», предложенной В.Л. Чудовым [3], мы рассматриваем в качестве важнейшего элемента интеграции «школа-вуз» формирование предпринимательских способностей учащейся молодежи. Предпринимательские способности - это предпринимательская инициатива и активность, предпринимательская культура, умение находить неудовлетворенные потребности, аккумулировать ресурсы и организовывать работу по обеспечению их удовлетворения. Умение найти применение своим знаниям и навыкам определяет конкурентоспособность выпускников при поступлении в вузы и, впоследствии, их успешную профессиональную деятельность.

В беседе с учащимися и студентами мы выяснили, обладают ли они такими предпринимательскими способностями, как:

- креативность, изобретательность (предпринимательская способность находить новаторские решения в условиях жестких ограничений);

- умение работать в условиях давления, стресса (предпринимательская способность справляться с неблагоприятными обстоятельствами);

- способность к действию;

- настойчивость в достижении целей и решении текущих проблем.

Предпринимательская компетентность выражается в следующих характеристиках

личности, которые мы изучали у старшеклассников и студентов I курса: готовность к эффективной коммуникации - владение основными коммуникативными способностями и навыками представления своей точки зрения в диалоге, публичном выступлении; использование ресурсов коммуникации для решения поставленных задач (коммуникативные и организаторские склонности); готовность к использованию информационных ресурсов - способности структурировать имеющуюся информацию и использовать её при планировании и реализации своей деятельности (мышление и креативность); готовность и способность применения методов проектирования в практической жизни - умение самостоятельно выявлять проблему, находить пути и средства её решения, формулировать цели, задачи, готовность публично представлять результаты и оценивать характер достигнутого продвижения (мышление и креативность); готовность к самоорганизации своей деятельности - способность оценивать необходимость той или иной информации для планирования и осуществления своей деятельности; готовность самостоятельно осваивать способы решения поставленной задачи (мышление и креативность); жизнестойкость - способность осуществлять контроль над собой в неординарной, экстремальной ситуации и эффективно управлять этой ситуацией (лидерские компетенции, мышление и креативность).

Мы утверждаем, что в многолетнем, успешно развивающемся в Узбекистане взаимодействии вузов и общеобразовательных школ наступает качественно новый этап, вызванный новыми потребностями общества и экономики. Этот этап характеризуется появлением нового направления взаимодействия - взаимодействия с целью подготовки инноваторов, в основе которой лежит предпринимательская подготовка. «Предпринимательская» интеграция «школа-вуз» не только не отрицает прежние учебно-научные взаимодействия, но обогащает их новым содержанием, давая выпускникам школ большую вариативность применения предметных знаний и творческих способностей. В целом такой подход способствует решению задачи инновационного развития страны.

Список литературы

1. Берулава М.Н. Теоретические основы интеграции образования М.: Совершенство,

1998. С. 192.

2. Чупрунов Е.В., Грудзинский А.О. Развитие инновационного мышления школьников

- новый импульс к сотрудничеству университет-школа // Школа будущего, 2012.

№ 3. С. 3-7.

3. Чудов В.Л.Система интеграции лицея, вуза и производства в интересах

устойчивого развития качества образовательной подготовки: Дис. ... докт. пед.

наук. М.: МПГУ, 2005. С. 482.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.