Общее образование
УДК 377
ИННОВАЦИОННОЕ МЫШЛЕНИЕ - КАК ФАКТОР ПОДГОТОВКИ
СТАРШЕКЛАССНИКА К ЖИЗНИ В ОБЩЕСТВЕ
Э.Ф. Романова
Аннотация. Вопрос о генерировании инновационного мышления у человека в эпоху высоких технологий из области экономики и психологии переходит в область образования, становится педагогической общегосударственной проблемой. В статье рассматривается проблема формирования и развития у старшеклассников инновационного мышления в современных условиях; дается определение инновационного мышления с позиции обучения и воспитания подрастающего поколения; раскрывается потребность формирования инновационного мышления у старших подростков. Статья выявляет наиболее востребованные умения и навыки выпускника современной школы. В ней представлена дидактическая система формирования инновационного мышления; определены и выделены составляющие элементы, критерии, уровни сформированное™ инновационного мышления; раскрывается понятие «инновация», рождаемая инновационным мышлением старшеклассника в процессе обучения и воспитания в школе.
Ключевые слова: инновация, инновационное мышление, дидактическая система формирования и развития инновационного мышления.
INNOVATIVE THINKING - AS A FACTOR IN THE PREPARATION
OF HIGH SCHOOL STUDENTS TO LIFE IN SOCIETY
E. Romanova
Abstract. The issue of generating innovative thinking in the human being in the era of high technology from the field of economics and psychology is moving to the field of education, becomes a pedagogical national problem. The article deals with the problem of formation and development of innovative thinking in high school students in modern conditions; the definition of innovative thinking from the perspective of training and education of the younger generation; reveals the need for the formation of innovative thinking in older adolescents. The article reveals the most popular skills of a graduate of a modern school. It presents a didactic system of innovative thinking; identifies and highlights the components, criteria, levels of formation of innovative thinking; reveals the concept of "innovation", born of innovative thinking of high school students in the process of training and education in school.
Keywords: innovation, innovative thinking, didactic system of formation and development of innovative thinking.
Актуальность исследования обусловлена тем, что развитие Российского государства требует от системы образования повысить качество образования будущих производительных сил, способных к инновационному творческому труду. Сегодня главными человеческими качествами становятся: умение жить и работать в атмосфере перемен; чувство нового; стремление самосовершенствоваться; интеллектуальная, волевая и эмоциональная стрессоустойчивость при внезапных изменениях обстановки; умение отказаться от хорошего во имя лучшего. Инновационный тип мышления и способность к переменам - необходимые условия для достижения целей [2].
Дальнейшее развитие общества требует формирования новой парадигмы в обучении и воспитании подрастающего поколения, предусматривающей не только трансляцию обучаемым конкретных умений и навыков, но и
сформированности у них адаптации к совершенно другим условиям управления и существования, к непрерывно меняющейся действительности, к стремительности
происходящих изменений и перемен. ФГОС определяет, каким должен быть выпускник школы («портрет выпускника школы») [8].
Для достижения этой цели ФГОС одной из основных задач полной средней школы провозглашает формирование у обучающихся различных видов мышления, в том числе: научного, экологического, географического, экономического, правового, логического, алгоритмического, математического,
критического и т.д.
Образовательные программы, естественно предполагают развитие и других видов мышления. Общество перед системой образования и школой важнейшими стратегическими задачами ставит формирование
и развитие у подрастающего поколения инновационного мышления как одного из мощных средств движения общества по пути прогресса.
Социальный заказ общества в системе образования на формирование подрастающего поколения в качестве «человеческого капитала» требует подходить к феномену инновационного мышления с прагматической позиции и выработки научно-обоснованной системы решения данной социально-экономической, политической проблемы. И, прежде всего, в комплексном определении понятия
инновационного мышления, его формирования и развития в рамках воспитания и обучения подрастающего поколения.
Академик А.А. Гинзбург, лауреат Нобелевской премии, считает, что главный двигатель экономики - инновационно мыслящие люди [2]. Важным требованием, без которого невыполнимо генерирование нового в наших условиях жизни, есть наличие у современного человека инновационного мышления, проявляющееся в готовности к инновационной деятельности.
Целью статьи является освещение проблемы формирования инновационного мышления у старшеклассников современной школы, выделение этого понятия в системе наук, критерии его сформированности у старшеклассников, наличие дидактической системы формирования и развития.
Старшеклассники как члены общества знают проблемы страны, государства. Они уже готовят себя к будущей жизни, к тем вызовам, с которыми они столкнутся в реальной жизни. Для готовности жить в современных условиях у старших школьников необходимо формировать и развивать инновационное мышление.
Понятие «инновационное мышление» впервые ввел в научный оборот В.П. Делия в 1993 г. на Всемирном философском конгрессе в Москве. В своих исследованиях, с точки зрения ее диалектики, инновационное мышление, он рассматривает как мышление индивида (или группы единомышленников), способное создавать и продуцировать ноументальные ментальные модели, обусловленные
целенаправленными познавательными
процессами и факторами (образованием в том числе) через развитие и совершенствование физиологических последовательностей,
социокультурных закономерностей, в основном путем научного поиска, объективируя его в инновации [3].
Как мышление, направленное на обеспечение инновационной деятельности, А.П. Усольцева и Т.Н. Шамало формулируют: «инновационное мышление - это творческое, научно-теоретическое, социально-позитивное,
конструктивное, преобразующее и прагматичное мышление, направленное на обеспечение инновационной деятельности и осуществляемое на когнитивном и инструментальном уровнях» [7]. Они отмечают, что важнейшей особенностью инновационного мышления является его практическая направленность. В качестве сферы инновационной деятельности молодежи преимущественно рассматривается
производственная.
Исследуя это понятие как психологический феномен, опираясь на социально-психологический подход, Е.А. Петрова и И.В. Тарасова понимают его как: «...психический динамический процесс поступательного движения от осознания проблемных смыслов, рожденных определенной ситуацией социальной практики, к созданию новых, не отраженных в объективной реальности преобразующих ее смыслов, их всестороннему познанию и последующей реализации в данной объективно существующей реальности» [6]. Е.А. Королева видит его как «.развивающее мышление, приводящее к новым результатам, к характеристикам которого можно отнести системность мышления, интуитивность мышления, саморазвитие, самоорганизация, дальновидность, позитивность» [5].
Изучение трудов В.П. Делия, Е.А. Петровой, И.В. Тарасовой, С.Р. Яголковского, Л.А. Холодковой, Н.Г. Ферсмана, Н.А. Козыревой, О.В. Солодуха, С.К. Ниезбокиева, Н.М. Свидана, А.П. Усольцевой, Т.Н. Шамало, Е.А. Королевой дало нам возможность выявить современное понимание в науке понятия «инновационное мышление». Во-первых, инновационное мышление является созидательным процессом, порождающее новое. Однако, от творческого, эта составляющая инновационного мышления имеет отличительную особенность - способность выхода на режим творения, с возможностью обеспечения инновационной деятельности и генерирования социальных инноваций, реально изменяющие окружающий мир. Во-вторых, инновационное мышление является научно-техническим и характеризуется объективностью, системностью, анализом и синтезом. Умение рассчитывать решение проблемы, отчетливо видеть в ней, где способ и результат, сопоставлять промежуточное и конечное, развивают способность генерировать желаемый на рынке
продукт. В-третьих, инновационное мышление позитивное и несет в себе социальную ценность. Инновации повышают производительность труда, качество продукции, облегчают условия работы, позволяют обустроить быт. В-четвертых, инновационное мышление конструктивно и прагматично. Важно разумно и стратегически формулировать задачи, находить целесообразные им методы и средства решения, продумывать логичность своих шагов, выявлять уровень достижения цели, своевременно корректировать ход реализации своего плана, осознавать последствия введения инновации. Инноватор открывает, внедряет и работает над извлечением практической прибыли от сделанного им изобретения. Для этого ему надлежит быть в курсе всех событий, искусно применять их в интересах дела. В нем должны совмещаться личностные качества, присущие научному деятелю, организатору, управленцу,
предпринимателю.
В приведенных выше определениях инновационного мышления упор делается на определенную сферу деятельности. Мы в своем исследовании сделали попытку сформулировать определение понятия инновационного мышления с точки зрения педагогики, дидактики, теории воспитания, подготовки обучающихся к современной жизни в интересах личности и общества, усилив ее практическую часть.
Для исследования были привлечены материалы и отчеты экспериментальной работы учителей математики на базе МБОУ «Башкирская гимназия № 122» городского округа г. Уфа РБ по теме «Формирование у учащихся инновационного мышления в
общеобразовательной школе (на примере изучения математики)» в рамках экспериментальной площадки НИМЦа г. Уфа РБ (2012 - 2017 гг.). Анализ анкет учащихся из средних, старших классов и их родителей показал, что наиболее востребованными компетенциями, знаниями, умениями и навыками выпускников являются: выбор направления образа жизни; умения решать практические проблемы; правильный выбор профессии, сферы деятельности, специальности, профессиональное самоопределение; быть готовым к смене профессии, специальности; готовность к непрерывному образованию, повышению квалификации, смене форм получения образования; организации собственного дела, индивидуальное предпринимательство; быть волевым, психологически устойчивым, мобильным; владеть качеством креативной личности.
Таким образом, обучающиеся после окончания школы желали бы обладать ясным пониманием действительности, условиям бытия, чтобы самореализоваться в своей профессии, личной жизни, располагать способами разрешения разнообразных, но актуальных задач.
Все выше перечисленное дало нам возможность сформулировать следующее определение инновационного мышления обучающихся. Это форма (вид) мышления личности, позволяющее ему осознанно выбрать позитивное направление и образ жизни, сферу трудовой, профессиональной, творческой деятельности, быть готовым к психологической, профессиональной, трудовой, территориальной мобильности, экономической самостоятельности, к принятию эффективных решений, исходя из сложившихся реальных ситуаций, стать конкурентно способной личностью, уметь работать в коллективе, быть креативным. Согласно этому пониманию, инновационное мышление включает в себя следующие элементы:
1. Позитивное направление и образ жизни. Личность в той или иной форме сама определяет направление собственной жизнедеятельности.
2. Готовность выбора сферы профессиональной деятельности. Обучающийся под влиянием родителей, СМИ, родственников, друзей, но на основе собственного анализа выбирает сферу трудовой деятельности.
3. Психологическая мобильность. Старшеклассник может сталкиваться с неудачами, провалами планов, трудностями различного рода. Это вызывает состояние сильнейшего стресса. Выпускник призван преодолевать эти явления и находить приемлемые решения, пути выхода из сложившихся ситуаций наименьшими потерями.
4. Готовность к профессиональной мобильности, творческой деятельности. Приобретенная в будущем профессия может быть не востребованной по разным причинам. Необходимо стремление получения новой специальности, путем дополнительного образования.
5. Готовность к территориальной мобильности. Современная реальность характеризуется значительными территориальными перемещениями людей из региона в регион по разным причинам (бизнес, образование и тому подобное). Этот процесс весьма сложный. Способность адаптации к этому процессу мы будем понимать как территориальную мобильность.
6. Готовность к экономической самостоятельности. Важнейшее условие жизни
личности - это свое материальное обеспечение, а именно умение зарабатывать деньги и эффективно их использовать.
7. Готовность к принятию эффективных решений, исходя из реальной ситуации. Конкурентоспособность, креативность, ответственность.
8. Готовность работать в коллективе.
Данные элементы инновационного мышления
формируются в процессе обучения, воспитания, посредством изучения инновационных дисциплин на основе образовательных программ. ФГОС указывает каждой учебной дисциплине, какие виды мышления она должна формировать.
Формирование инновационного мышления как специфического психического
новообразования, ориентированного на решение проблем и ситуаций у школьников на уроках в рамках внедрения ФГОС, требует определенной системы, в которую входят содержание образования, дидактическая деятельность учителя, педагогические технологии, учебная деятельность обучающихся. В результате экспериментальных исследований, опыта работы, мы выработали следующую дидактическую систему.
Целевой компонент: позитивное направление и образ жизни, выбор сферы трудовой, профессиональной, творческой деятельности, готовность к психологической,
профессиональной, трудовой, территориальной мобильности, готовность к экономической самостоятельности, к принятию эффективных решений.
Содержательный компонент: взаимосвязь содержания дисциплины «математика» и смежных дисциплин (согласно образовательным программам по ФГОС ООО) и содержания разработанных в ходе исследования задач: задач
на развитие креативности, задач открытого типа, практико-ориентированных задач, задач исследовательского характера.
Организационный компонент: формы, методы, технологии формирования
инновационного мышления, разработанные в ходе экспериментальных исследований, согласно ФГОС. Личностные и предметные качества важно развивать непосредственно в практике: в форме дискуссий, исследовательской и проектной деятельности, игр, конференций [1;4].
Урочная и внеурочная деятельность: учебные предметы, курсы по выбору, индивидуальные проекты, систематическое, определенным образом организованное исследование; коммуникативно-диалоговая, дискуссионная деятельность; игровая имитация и моделирование ситуаций индивидуальной и командной состязательности; надпредметная поисковая учебная деятельность по организации обучающимися собственного познания, рефлексия. Все это для стимулирования сотрудничества между учениками, формирования лидерских качеств, выработки психологической устойчивости к стрессовым ситуациям, появления умения находить компромиссы между своими интересами и интересами других людей ради достижения общей коллективной цели. Внеурочную деятельность необходимо разбавить организацией встреч с людьми, профессионально работающими на инновационных предприятиях, посещения обучающимися конкурсов, выставок, социально-значимых мероприятий.
Личность с развитым инновационным мышлением должна соответствовать известным требованиям: «знать, уметь, хотеть и делать». Критерии — это оценки и показатели явления, с помощью которых мы можем констатировать его наличие, см. таблицу 1.
Таблица 1. -Критерии оценки наличия инновационного мышления
Результаты Критерии
Решение математических задач, составление математических задач с множеством путей решения, решение ситуативных задач и заданий, выполнение тестовых заданий, решение практических заданий Решает задачу, соответствующей данной; решает задачу, обратную данной; решает задачу по указанной схеме, соответствующему уравнению, числовому выражению; решает задачу, сходной данной по заданной теме (затрагивая область физики, химии, жизненной ситуации и тому подобное) с частичным исследованием и с дальнейшим ее решением. Составляет и решает ряд задач по предложенной проблеме и подбирает предельно результативное решение. Сам исследует проблему по заданной теме (сам выделяет проблему, сам находит этапы ее решения, оформляет итоги работы и делает доклад на уроке, конференции и так далее)
Участие в конкурсах, олимпиадах, проектах наличие
Продолжение таблицы 1
Анализ результатов анкетирования Анализ сочинений на заданную тему активность, глубина, оригинальность, уровень письменной творческой работы
Уровень активности во внеклассных и внешкольных мероприятиях активность, осознанность, последовательность, инициативность
Умение вести за собой, вовлекать в собственные проекты активность, убедительность, последовательность, организованность, лидерские качества
Инновационное мышление у обучающихся формируется и развивается для будущей реальной жизни. На школьном этапе только часть элементов, составляющих инновационное мышление, могут быть выявлены практически. Основная же их часть может быть определена опосредственно: через мысли, рассуждения, высказывания о смысле жизни и выборе профессии, анкетирование, решение ситуативных задач, анализ их поведения и поступков при
общении со сверстниками и взрослыми. А реальная картина сформированности инновационного мышления может проявиться только через несколько лет. Но здесь вступает в процесс главная технология - это сама жизнь.
В ходе экспериментальной работы, при использовании числовых значений,
устанавливаются уровни сформированности инновационного мышления: низкий, средний, высокий, см. таблицу 2.
Таблица 2. - Уровни сформированности инновационного мышления
Уровень ИМ Характеризуется Деятельность обучающегося
Низкий уровень Созданием и познанием смысла нового знания (непосредственно для самого себя) Деятельность проявляется в форме внутренней рефлексии и носит репродуктивный характер, но является инновационным на данном этапе для формирующегося новатора
Средний уровень Рефлексией и творчеством Обучающийся умеет мысленно реконструировать модели, схемы достижения поставленных целей. Деятельность его направлена на адаптацию и интеграцию полученных знаний
Высокий уровень Поисковым, исследовательским, экспериментальным качеством Деятельность направлена на развитие, изменение, на поиск нового, с высоким уровнем критичности и открытостью к иным моделям. Она предопределена не только когнитивными свойствами (потребностью, мотивацией, целью, ценностями и т.д.), но внешним социокультурным окружением
Формирование инновационного мышления может быть достигнуто моделированием системного, целостного характеров этапов приобретения опыта в психолого-педагогической системе, что, с одной стороны, обеспечит адаптацию обучающегося к условиям окружающей действительности, прогнозирование этапов креативного развития, с другой стороны -рост созидательной креативности в процессе его участия в инновационной деятельности.
Отметив ранее те многочисленные общечеловеческие качества личности, которые могут быть востребованы в разных сферах жизнедеятельности в разной степени важности, вытекает необходимость формулировки понятия
инновации, рождаемой, инновационным мышлением школьника. Под ней мы будем понимать продукт нового знания, рожденного в ходе сознательной, целенаправленной, научно обоснованной деятельности в учебно-образовательном процессе, имеющий практическую направленность и способность воздействовать, изменять и совершенствовать окружающий и внутренний мир самого человека. Данная инновация носит в себе стратегический момент, поскольку реализация его носит упреждающий характер с целью получения конкурентных преимуществ в перспективе не только для государства в целом, но и для самого обучающегося и его семьи.
Говоря об инновационном мышлении обучающегося, мы не ограничивали себя только понятием мышления как таковым. Вовлечение обучаемого в инновационный образовательный процесс будет способствовать развитию у него не только познавательных способностей, оцениваемых не только уровнем мышления, но и способностью распознавания образов и решения поставленных задач, способностью к анализу, классификации, выделению важных факторов и их закономерностей, в понимании сущности явлений и выделении противоречий. Привлечение школьника в инновационную деятельность возможно лишь в системе рефлексивной самоорганизации, самовоспитания, саморазвития, самопознания,
самосовершенствования и отражается в системе качеств, имеющих практическую направленность.
Проблема формирования и развития инновационного мышления из области психологии переходит в область образования, становится педагогической общегосударственной проблемой, разрешение которой требует научного сопровождения и является необходимым фактором для успешности выпускника в современном обществе. В связи с этим, перед системой образования страны стоит задача на каждой ступени образования, с учетом возрастных особенностей подрастающего поколения, формировать и развивать у обучающихся инновационное мышление как основу их адаптации к меняющимся условиям, технологиям, образу жизни.
Литература:
1. Абрамова М.Н. Исследовательская деятельность как технология становления личности обучающихся / М.Н. Абрамова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2011. - № 2. -С. 23-25.
2. Газизуллин Ф.Г. Проблемы модернизации и перехода к инновационной экономике [Электронный ресурс] / Ф.Г. Газизуллин, Н.Ф. Газизуллин, Т.Н. Газизуллин // Евразийский международный научно-аналитический журнал: проблемы современной экономики. - 2012. - № 3(43). - С. 25-26. — Режим доступа: http://www.m-eroюmyru/art.php?nArtЫ=4160
3. Делия В.П. Инновационное мышление в XXI веке: монография / В.П. Делия. - Балашиха: Изд-во ДеПО, 2011. - 232 с.
4. Канева С.П. Формирование самостоятельной творческой личности школьника через исследовательскую и проектную деятельность / С.П. Канева // Эксперимент и инновации в школе. - 2011. -№ 2. - С. 56-58.
5. Королева Е.А. Проектно-исследовательская деятельность учащихся как средство формирования и развития инновационного мышления - генератора инноваций / Е.А. Королева // Исследовательская работа школьников. - 2010. - № 1. - С. 5-6.
6. Петрова Е.А., Тарасова И.В. Инновационное мышление: путь к успеху руководителя / Е.А. Петрова, И.В. Тарасова // Карьерный успех: формирование кадрового потенциала / Материалы Ш Международной конференции (Ярославль, 24-26 октября 2014 г.). -Ярославль: Изд-во Академии Пастухова, 2014. - С. 62-69.
7. Усольцев А.П. Формирование инновационного мышления школьников в учебном процессе / А.П. Усольцев, Т.Н. Шамало // Образование и наука. - 2014. - № 4. - С. 17-31.
8. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования [Электронный ресурс] - Режим доступа: Й1р5://минобрнауки.рф/докуметы/543
Сведения об авторе:
Романова Эльвира Фидратовна (г. Уфа, Россия), заместитель директора, отличник образования РБ, учитель математики высшей категории МБОУ «Башкирская гимназия № 122» городского округа г. Уфа РБ, соискатель на ученую степень кандидата педагогических наук по специальности 13.00.01 ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы», e-mail: elvirusya@mail.ru
Data about the author:
E. Romanova (Ufa, Russia), Deputy Director, excellent student of education of RB, teacher of mathematics of the highest category of MBOU "Bashkir gymnasium № 122" of the city district Ufa RB, applicant for a scientific degree of candidate of pedagogical Sciences in specialty 13.00.01 FGBOU VPO "Bashkir state pedagogical University named after him. M. Akmulla", e-mail: elvirusy@mail.ru