Научная статья на тему 'Предпринимательство как институционально-рыночный фактор развития экономики Республики Адыгеи'

Предпринимательство как институционально-рыночный фактор развития экономики Республики Адыгеи Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
112
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Предпринимательство как институционально-рыночный фактор развития экономики Республики Адыгеи»

© 2003 г. С.К. Хамирзова

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО КАК ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОРЫНОЧНЫЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ

АДЫГЕИ

Развитие предпринимательства - одно из важнейших направлений реформ и преобразований, происходящих в региональной экономике. Предпринимательская деятельность положительно воздействует на преодоление кризисных явлений, продвижение реформ, их результативность, решение социальных проблем региона. Сегодня предпринимательство способствует формированию рыночной структуры региональной экономики, налогооблагаемой базы для бюджетов всех уровней, обеспечивает занятость населения, насыщает рынок разнообразными товарами и услугами. В условиях становления рыночных отношений особенно важно обеспечить развитие предпринимательства как институционального фактора устойчивого развития региональной экономики. На развитие регионального предпринимательства стали возлагать большие надежды, особенно связанные с созданием высокодоходных производств, с внедрением наукоемких технологий. Развитие предпринимательского менталитета, воплощающегося в соответствующем поведении, внедрение идеологии предпринимательства в широкие слои населения сегодня принимают все более глобальный характер.

Исходя из вышеизложенного, следует отметить, что роль и место предпринимательства в развитии экономики региона сегодня возрастают. Неизбежным следствием общего кризиса в России в ходе противоречивых рыночных реформ стали не только тотальная деидеологизация и глубокие ценностные изменения общественного сознания, но и упадок нравственности, атмосфера вседозволенности, порождающие неадекватные методы ведения бизнеса - спекуляцию, укрытие доходов от налогов и т. д.

В этой связи следует отметить, что без моральных норм как определенных рамочных условий предпринимательской деятельности нельзя направить предпринимательство на службу экономическим и общественным интересам региона.

Поэтому современные тенденции развития экономики региона обусловливаются назревшей необходимостью создания научно обоснованной концепции устойчивого развития регионального предпринимательства как социальной базы и движущей силы рыночных реформ в России, а также потребностью в определении социально-этической компоненты в структуре ценностных ориентаций предпринимательской деятельности.

Протекающая в контексте общей модернизации рыночная реструктуризация экономики Республики Адыгеи сопровождается дальнейшей дифференциацией хозяйствующих субъектов по социально-экономическим параметрам. Как свидетельствует разноплановая аналитика, хозяйствующим

субъектам региональной экономики традиционно имманентна сложившаяся под влиянием ресурсных или иных факторов устойчивая дифференциация предпринимательских структур. Учет специфики предпринимательской сферы позволяет уточнить ее классификацию и систематизировать отдельные виды предпринимательства по сферам деятельности, размерам производства, формам собственности, организационно-правовым формам.

Итогом рыночной трансформации экономики Республики Адыгеи явилось формирование системы предпринимательских структур, различающихся своим генезисом, специализацией, масштабом и результативностью профильной деятельности. Проведенная в контексте параметризации региональной экономики диагностика их финансово-хозяйственного положения свидетельствует о необходимости сочетания различных форм и размеров предпринимательства в регионе, ибо крупное корпоративное предпринимательство (например, в форме ОАО), используя эффект масштаба и располагая существенным капиталом, способно больше, чем, например, малое предпринимательство, осваивать новационные технологии, обеспечивать получение достаточно больших прибылей. Однако экономическая и социальная роль малого предпринимательства состоит в том, что малые предприятия быстрее реагируют на изменения конъюнктуры рынка, способствуют формированию рыночной инфраструктуры, расширению налогооблагаемой базы, снижают остроту безработицы, смягчают социальную напряженность в обществе.

При оценке роли и места предпринимательства в региональной экономике целесообразно исходить из того, что параметры модели предпринимателя в современной рыночной среде включают, помимо экономических (утилитарных) установок, соответствующие элементы социокультурных отношений (религиозные, национальные традиции, образ жизни народа), выводящие его действие в более широкую область ценностей и культуры. Социокультурные переменные, в принципе, могут обеспечивать более высокий предпринимательский доход, чем чисто экономическая деятельность, за счет того, что в основе поведения предпринимателя лежат скрытые социокультурные предпосылки продуктивного хозяйствования, не вычисляемые посредством простой экономической концепции.

Нынешний этап развития предпринимательства в Республике Адыгее характеризуется условиями уже сложившихся основ рыночной экономики. Очевидно, что региональный рынок начал действовать в воспроизводственном режиме. Субъекты хозяйствования получили возможность принимать решения, исходя из свободных цен, и руководствоваться целью максимизации прибыли; сформировались рычаги государственного макро- и мезоэко-номического регулирования; созданы все основные рыночные экономические институты.

Несмотря на все финансовые трудности, диверсифицированная экономика Республики Адыгеи характеризуется положительной динамикой и представ-

лена всеми основными направлениями, предполагающими возможности развития предпринимательства в регионе.

В Республике Адыгее предпринимательство развивается главным образом по следующим направлениям деятельности: посредническая (ее доля среди прочих видов деятельности - 27 % и продолжающийся рост объясняются сравнительной простотой получения прибыли при посреднических операциях и большой емкостью рынка), торгово-коммерческая (оптовая - 17, розничная - 23 %, стабильный рост этого направления вызван потребностями рынка в расширении оптовой и розничной торговой сети), общественное питание -14 %, переработка сельхозпродукции [1]. Недостаточно развиты такие перспективные направления предпринимательской деятельности, как производство товаров народного потребления, страхование, кредитование, финансовая, инвестиционная деятельность. В общем количестве предпринимательских структур подавляющее большинство занимают предприятия малого бизнеса. В малом предпринимательстве 94,2 % предприятий являются частными. Частная форма собственности преобладает во всех отраслях экономики.

Как свидетельствует разноплановая аналитика, в регионе с 1991 г. наблюдался стремительный рост числа малых предприятий: в Генеральной совокупности объектов статистического наблюдения на 1 января 2001 г. в Республике Адыгее насчитывалось 2221 малое предприятие с численностью занятых около 14 тыс. чел..

Численность индивидуальных предпринимателей (без образования юридического лица), по данным Госналогслужбы Республики Адыгеи, на 1 января 2000 г. составила 20 901 чел. С учетом работающих по договорам и по совместительству, а также предпринимателей, действующих без образования юридического лица, в малом предпринимательстве было занято более 33 095 чел. На доходы от этого вида деятельности живут 99 095 жителей республики [2].

Современный этап развития предпринимательства характеризуется тем, что в региональной экономике продолжают действовать условия для ускоренного развития предпринимательского потенциала в региональной экономике. Перспективы укрепления потенциала предпринимательства в регионе связаны в первую очередь с развитием аграрной сферы производства, пищевой, лесной, деревообрабатывающей промышленности, торговли и общественного питания, а также прочих отраслей экономики. Оценка перспектив развития предпринимательства свидетельствует о возможности значительного экономического роста в Адыгее в среднесрочной перспективе (на уровне 3-5 % в год по объемам валового регионального продукта и по объемам производства в отдельных отраслях хозяйственного комплекса) и дает возможность разрабатывать и проводить политику по его стимулированию и поддержке.

Однако для реализации оптимистичных прогнозов в отношении развития предпринимательского потенциала и преодоления трансформационного спада в региональной воспроизводственной системе актуализируются проблемы дальнейшего развития инструментарно-институциональных методов государственного регулирования процесса развития и поддержки предпринимательства. В этом направлении проявляются тенденции усиления рыночноссудных, коммерческо-кредитных или возвратно-платных начал, адекватных природе предпринимательства: субсидии, дотации, ценовые коридоры, компенсации, лизинг, кредитование, страхование, лицензии и др.

В связи с этим целесообразно задействовать все экономические механизмы поддержки предпринимательства, способствующие повышению эффективности производства, улучшению управления, расширению рынков сбыта с тем, чтобы Республика Адыгея стала регионом с динамично развивающейся предпринимательской и социальной сферой.

Прогнозные тенденции развития предпринимательства в регионе в посткризисный период предопределили основные условия реализации заложенного экономическими реформами его эволюционного потенциала: становление системы цивилизованно-рыночных связей, формирование государственно-корпоративной стратегии поддержки предпринимателя как центральной фигуры в структуре субъектов рыночного хозяйства и благоприятного инвестиционного климата, создание общественных объединений предпринимателей.

Литература

1. Социально-экономическое положение Республики Адыгеи за 2001 год. Майкоп, 2001.

2. Юг России на рубеже III тысячелетия: территория, ресурсы, проблемы, приоритеты / Под ред. А.Г. Дружинина, Ю.С. Колесникова. Ростов н/Д, 2000. С. 227 -231.

Майкопский государственный технологический институт 8 января 2003 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.