Научная статья на тему 'ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО ИЛИ СТРАТЕГИЯ ВЫЖИВАНИЯ? ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И УСТРЕМЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО РЕПЕТИТОРА'

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО ИЛИ СТРАТЕГИЯ ВЫЖИВАНИЯ? ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И УСТРЕМЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО РЕПЕТИТОРА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
16
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
предпринимательство / репетиторские услуги / репетитор / репетиторская деятельность / tutoring services / tutor / tutoring

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Донецкая Светлана Сергеевна, Третьякова Виктория Анатольевна

Представлены результаты анализа анкетирования репетиторов, зарегистрированных на двух российских онлайн-платформах. На основе полученных данных раскрыты мотивационные характеристики и ценностные предпочтения репетиторов, определена их профессиональная классификация. Установлено, что большинство опрошенных репетиторов уверены в том, что репетиторские услуги дополняют государственную систему образования, компенсируя ее недостатки, быстро и гибко реагируя на потребительские запросы. Репетитор-ство, по их мнению, – это способ заработка и стратегия выживания. Именно поэтому большинство репетито-ров считают дополнительные занятия с учениками своей основной работой, но обеспечивающей им невысо-кий доход. Выявлено, что репетитор является высококвалифицированным специалистом, преподающим преимуще-ственно школьные предметы, работает до 6 часов в неделю и предлагает свои услуги от 401 до 600 руб. в час.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENTREPRENEURSHIP OR SURVIVAL STRATEGY? PROFESSIONAL CHARACTERISTICS AND ASPIRATIONS OF A MODERN RUSSIAN TUTOR

The article presents the results of analysis of a survey of tutors registered on two Russian online platforms. Based on the data obtained, the motivational characteristics and value preferences of tutors are revealed, their professional classi-fication is determined. It is found that the majority of interviewed tutors believe that tutoring services complement the public education system, compensating for its shortcomings, responding quickly and flexibly to consumer demands. Tutoring, in their view, is a way of making a living and a survival strategy. Which is why most tutors consider addition-al classes with pupils to be their main job, but providing them a low income. It was revealed that the tutor is a highly qualified specialist who teaches mainly school subjects, works up to 6 hours a week and sells his services from 401 to 600 rubles per hour.

Текст научной работы на тему «ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО ИЛИ СТРАТЕГИЯ ВЫЖИВАНИЯ? ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И УСТРЕМЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО РЕПЕТИТОРА»

86

Вестник Нижегородского университета им . Н.И. Лобаче вского. Серия: Социальные науки, 2023, № 3 (71), с. 86-93

УДК 316

DOI 10.52452/18115942_2023_3_86

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО ИЛИ СТРАТЕГИЯ ВЫЖИВАНИЯ? ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И УСТРЕМЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО РЕПЕТИТОРА

© 2023 г. С.С. Донецкая, В.А. Третьякова

Донецкая Светлана Сергеевна, д.э.н.; профессор кафедры менеджмента Новосибирского государственного университета dss@inbox.ru

Третьякова Виктория Анатольевна, аспирант экономического факультета Новосибирского государственного университета v.tretyakova@g.nsu.ru

Статья поступила в редакцию 21.02.2023 Статья принята к публикации 31.07.2023

Представлены результаты анализа анкетирования репетиторов, зарегистрированных на двух российских онлайн-платформах. На основе полученных данных раскрыты мотивационные характеристики и ценностные предпочтения репетиторов, определена их профессиональная классификация. Установлено, что большинство опрошенных репетиторов уверены в том, что репетиторские услуги дополняют государственную систему образования, компенсируя ее недостатки, быстро и гибко реагируя на потребительские запросы. Репетиторство, по их мнению, - это способ заработка и стратегия выживания. Именно поэтому большинство репетиторов считают дополнительные занятия с учениками своей основной работой, но обеспечивающей им невысокий доход.

Выявлено, что репетитор является высококвалифицированным специалистом, преподающим преимущественно школьные предметы, работает до 6 часов в неделю и предлагает свои услуги от 401 до 600 руб. в час.

Ключевые слова: предпринимательство, репетиторские услуги, репетитор, репетиторская деятельность.

Введение

Образование - это право человека, двигатель развития и один из сильнейших инструментов обеспечения благополучия и стабильности в обществе. Основной функцией образования является передача знаний с целью удовлетворения разнообразных образовательных потребностей личности и общества. Главной целью деятельности в сфере образования оказывается не некий продукт как материальное благо, а сам человек, по отношению к которому передача знаний выступает в виде услуги.

Образовательные услуги можно получить различными способами. Однако изучаются, управляются и регулируются государством только классические (официально признанные) формы образовательной деятельности. Между тем до половины только учеников общеобразовательных школ для подготовки к ЕГЭ прибегают к неформальным (или внешкольным) образовательным услугам - услугам репетиторов. Так, по данным РБК со ссылкой на результаты опроса 3 тысяч родителей учеников общеобразовательных школ России, проведенного сервисом Бире^оЬ, сейчас с репетитором занимается каждый второй старшеклассник, причем за последние два года востребованность таких заня-

тий существенно возросла (в 2021 г. 34% среди 9 классов и 43% среди 10-11 классов; в 2023 г. 51% и 48% соответственно)1.

Несмотря на то, что репетиторство является достаточно распространенным явлением как в России, так и за рубежом, публикаций, посвященных практике репетиторства, крайне мало. Кроме того, большинство современных российских исследований репетиторской деятельности сводятся только к выявлению причин развития данного явления в России [1-5] и составлению усредненного портрета репетитора [2]. Причем значительная часть результатов основана на данных, полученных от потребителей репетиторских услуг [6; 7], в то время как основными движущими силами репетиторства являются поставщики услуг, то есть репетиторы [8]. Необходимо также учитывать, что рынок репетиторских услуг, как любой динамично развивающийся рынок, подвержен высокой неопределенности, на нем сосуществуют различные факторы, как привлекающие, так и отталкивающие агентов от различных видов экономической активности [9]. Поэтому актуальным представляется проведение опросов репетиторов не только с целью определения их социального портрета, но и выявления их качественных профессиональных характеристик и стратегий

принятия решений, а также стимулов к занятию репетиторством.

Как известно, понятие репетиторства имеет зарубежные корни и относится к области «shadow education». Теневое образование - это термин, который используется прежде всего для академической деятельности, направленной на достижение образовательных целей учащихся, причем независимо от того, оплачивается она или нет [10-12]. В российской образовательной практике обязательным критерием отнесения к репетиторской деятельности является оказание услуг на платной основе [1-3]. Таким образом, можно предположить, что по своему характеру репетиторство в России больше тяготеет к предпринимательской деятельности. Между тем, для того чтобы прояснить сущность репетиторской деятельности и выяснить, является ли она проявлением предпринимательства, под которым авторы имеют в виду индивидуальный выбор, отражающий деловую инициативу и потенциал репетитора, нацеленные на получение дохода, или лучше вписывается в стратегию выживания, при которой целью репетиторства выступает получение любого (даже невысокого) дополнительного заработка, предназначенного для поддержания своего материального благополучия, необходимо рассмотреть результаты, которые были получены исследователями данной области. Отметим, что такие исследования содержат сущностно полярную информацию о стимулах занятия репетиторством. С одной стороны, люди, оказывающие репетиторские услуги, не всегда мотивированы только возможностью получения дохода [2], для них может быть важным получение удовлетворения от своей трудовой деятельности [13], укрепление профессионального статуса, когда подопечные достигают хороших результатов на экзаменах [14]. А следовательно, мы вправе назвать таких репетиторов «социальными предпринимателями», для которых получение прибыли рассматривается не как цель, а как средство поддержания и максимизации социальной эффективности, социальной ценности [15]. Именно поэтому данные предприниматели видят свою деятельность как дополняющую формальную систему образования, компенсирующую ее провалы и увеличивающую возможность учеников достичь своих личных целей. Репетиторство в таком случае может восприниматься как «миссия», дающая учителям чувство удовлетворения, возникающее в результате помощи учащимся; или возможность профессионального развития, побуждающая экспериментировать и внедрять новшества в учебный процесс, а также находить новые способы его индивидуализации

[16]; или удобный случай проведения досуга и даже отдыха [17]. Репетиторы, реализующие такие стратегии поведения, ценят свою работу, которая становится важным аспектом их жизни, а многие не отказались бы от нее, даже если бы их учительская зарплата была увеличена [18]. С другой стороны, репетиторство может являться стратегией выживания для репетиторов и одновременно фактором социальной неустойчивости и неравенства в государственной системе образования для обучающихся. Низкая заработная плата является фактором включения учителей в теневое образовательное пространство и его разрастания [8; 19; 20]. В этом случае репетиторство как дополнительная работа позволяет учителям государственных школ восполнять финансовый дефицит и обеспечивать более высокий уровень жизни [21]. Кроме потребности учителей и преподавателей традиционной системы образования в дополнительном заработке, отмечается мотив обеспечения благополучия своих семей, поскольку официальной заработной платы часто недостаточно, чтобы содержать семьи учителей даже на минимальном уровне, отсюда вынужденное занятие репетиторством [22].

Таким образом, можно констатировать, что в настоящее время нет единого мнения на то, какой стратегии преимущественно придерживаются репетиторы в своей деятельности. Поэтому вышеизложенное позволило сформировать гипотезы, которые предполагается подтвердить или опровергнуть по результатам настоящего исследования:

а) репетиторство - способ проявить предпринимательскую инициативу и квалификацию;

б) репетиторство - способ заработка и стратегия выживания.

Помимо этого, целью исследования было определение профессиональных характеристик современного репетитора, а также стимулов и трудностей репетиторской деятельности.

Материалы и методы

В настоящее время на рынке образовательных услуг обозначается определенный тренд, связанный со стремительным развитием он-лайн-технологий и социальных сетей. Рынок репетиторских услуг не является исключением: проводятся массовые онлайн-занятия, вебина-ры, работают закрытые группы и чаты для коммуникации учеников с репетитором. Появились специализированные онлайн-платформы, где репетитор может выложить свое резюме, назначить цену урока и ожидать откликов со стороны учеников. Онлайн-платформы становятся не

Рис. 1. Распределение репети

только местом встречи ученика и репетитора, но и источником информации о последнем, которую в отсутствие какого-либо учета деятельности репетиторов со стороны государства можно считать наиболее релевантной. Именно поэтому перед настоящим исследованием стояла первоочередная задача - выбрать онлайн-платформы, на которых можно было бы разместить информацию и провести опрос зарегистрированных на них репетиторов.

Из двух десятков существующих в настоящее время сайтов репетиторов только два согласились на сотрудничество: «Репетитор.ру» -https://repetitor.ru/ и «ТьюторОнлайн» - https:// www.tutoronline.ru/.

Опрос проводился методом анкетирования с помощью Google Forms. Анкета содержала четыре блока вопросов:

1) социально-демографические (возраст, пол, место проживания);

2) профессиональные (уровень образования, продолжительность репетиторской деятельности, преподаваемые предметы, форма трудоустройства, стоимость 1 часа, недельная нагрузка, методы проведения занятий, способы поиска учеников);

3) стимулы и трудности репетиторской деятельности (удовлетворение от репетиторской деятельности, профессиональное развитие, материальное положение, трудности профессиональных репетиторов);

4) отношение к репетиторской деятельности (нужна ли данная деятельность, насколько она полезна, должно ли государство ее регулировать и каким образом?).

Опрос был проведен в ноябре - декабре 2022 года. Опрошен 341 респондент.

Результаты исследования

Социально-демографические характеристики репетиторов. Как показало исследование, среди репетиторов преобладают женщины (76.6%). Почти половина ответивших на вопросы анкеты старше 44 лет (38.5% - в возрасте 45-59 лет, 10% - 60 лет и старше), в возрасте

□ Москва или Санкт-Петербург

□ Город с населением миллион и более человек

■ Город с населением от 501 до 950 тысяч человек

Ш Город с населением от 101 до 500тысяч человек

■ Город с населением от 51 до 100тысяч человек

ШГород с населением менее 50 тысяч человек

□ Поселок, село

)ров по месту проживания, %

35-44 года - 20.9%, 25-34 года - 23% и до 24 лет - 7.5%. Распределение репетиторов по месту жительства выглядит следующим образом (рис. 1): четверть проживает в Москве или Санкт-Петербурге, 16.7% - в других городах-миллионниках, 26% - в городах с численностью жителей от 100 тысяч человек до миллиона, 17.2% - в городах до 100 тысяч человек и 15.5% -в сельской местности.

Профессиональные характеристики репетиторов. Более половины респондентов предоставляют свои услуги на регулярной основе и являются опытными репетиторами, со стажем работы в данной деятельности более 5 лет (52.9%), 32.4% - занимаются репетиторством от 1 года до 5 лет, 8.8% - начинающие репетиторы, стаж работы которых не превышает года, остальные (5.9%) предоставляют свои услуги эпизодически.

Большинство репетиторов (58.8%) считают свою деятельность основной работой, 26.5% -дополнительной, 14.7% - случайной, приносящей эпизодический заработок. Среди тех, кто не считает репетиторство основной деятельностью, 42.9% - работают (причем две трети из них трудоустроены в образовательных учреждениях), 21.4% - получают образование, 14.3% - ведут домашнее хозяйство и 21.4% -являются пенсионерами. 44.8% репетиторов оформлены в качестве самозанятого, примерно 6% - как индивидуальные предприниматели, еще столько же - трудоустроены в репетиторских агентствах или заключили разовые договоры с заказчиками.

Российские репетиторы, зарегистрированные на онлайн-платформах, являются высококвалифицированными специалистами: у 85.4% репетиторов предметная область оказания репетиторских услуг соответствует полученному образованию, 81.2% - имеют высшее образование, а 10.9% - ученую степень.

Почти все репетиторы (90.4%) готовы оказывать образовательные услуги в рамках школьной программы, 27.2% предоставляют уроки по математике, 23.4% - по иностранным языкам,

Индивидуальные В группе от 2 до Ьученикое 16,3

В группе от & до 1Оученико0 ■ 5 В группе от Пученимов и более I lf3

□ 20 40 60 80 100

Проценты

Рис. 2. Распределение ответов на вопрос: «Ваши услуги преимущественно индивидуальные или групповые?»

Примечание: вопрос предполагал множественный выбор ответов

ВОЗМОЖНОСТЬ ПОВЫСИТЬ СВОИ ДОХОДЫ ^

Автономность и гибкость работы 62,3

Возможность творческого, профессионального развития 5),1

Возможность помогать людям 52.7

■■ 21.8

■■ 21,8

■ 16,7

■Н 6.7

Подходящие требования к моему образованию и опыту работы

Возможность получать нематериальную благодарность со стороны учеников и их родственников Репетиторство - альтернатива отсутствию достойной, интересной работы Возможность обойти ограничения по возрасту, здоровью и др.

Возможность не платить налоги с доходов

О 10 20 30 40 50 60 70 Проценты

Рис. 3. Распределение ответов на вопрос: «Что дает Вам репетиторство и не дает другая работа?»

Примечание: вопрос предполагал множественный выбор ответов

18.8% - русскому языку и литературе. 59% ре- Непопулярными способами поиска учеников

петиторов работают по программам среднего профессионального и высшего образования, где наиболее востребованными (33.1%) являются уроки по гуманитарным наукам (философия, филология, история, педагогика). Услуги в области дополнительного образования могут оказывать 56.5% опрошенных репетиторов. Наибольшим спросом пользуются языковые уроки (иностранный и русский языки; 28.9%) и занятия по шахматам (12.1%).

Подавляющее большинство репетиторов (97.1%) предпочитают индивидуальную работу с учениками (рис. 2). Три четверти - заняты не более 20 часов в неделю (31% - до 6 часов, 24.3% - от 7 до 13 и 23.4% - 14-20 часов). Минимальную стоимость услуг (до 200 руб. за 1 час) назначают 2.4% репетиторов. Далее распределение репетиторов следующее: 15.5% устанавливают цену от 201 до 400 руб. в час, 28.9% - 401-600 руб., 13.8% - 601-800 руб., 16.7% - 801-1000 руб., 18% - 1001-2000 руб., 4.7% - свыше 2001 руб.

Современные репетиторы предпочитают находить учеников с помощью специализированных интернет-сервисов (так ответили 61.8% опрошенных репетиторов), по рекомендациям и знакомству (17.6%), а также через доски объявлений и газеты (8.8%). Еще около 3% опрошенных используют все перечисленные способы.

являются интернет-форумы, социальные сети, онлайн-школы.

Стимулы и трудности репетиторской деятельности. Считается, что основными стимулами репетиторской деятельности является возможность получения дополнительного дохода, позволяющего репетитору чувствовать себя финансово защищенным [16]. Опрашиваемым репетиторам был прежде всего задан вопрос об уровне их материального положения. Как оказалось, почти четверть (22.4%) оценили его как высокий (однако большинство из них указали, что некоторые покупки им недоступны), но подавляющее большинство (72.4%) указали на средний уровень материального положения (доступно лишь необходимое). Поэтому логично, что 64% репетиторов рассматривают репетиторскую деятельность как возможность повысить свои доходы (рис. 3).

В то же время получение дополнительного дохода не является единственным мотивом заняться репетиторством. Более половины опрошенных репетиторов указали такие нематериальные стимулы, как автономность и гибкость работы (62.3%), возможность творческого, профессионального развития (53.1%), возможность помогать людям (52.7%). Для некоторых важно получать нематериальную благодарность со

Таблица

Основные трудности репетиторов

Трудности Удельный вес ответов, %

Сложности поиска заказов 53.6

Низкая покупательная способность населения 35.1

Неустойчивость рынка, нестабильная занятость 34.7

Отсутствие возможности пользоваться социальными гарантиями, льготами 29.3

Конкуренция со стороны других репетиторов 20.9

Отсутствие правовой защищенности 19.2

Собственная безынициативность, пассивность 11.7

Сложности с самоорганизацией труда 8.8

Трудности, связанные с получением различного рода разрешений, лицензий, сертификатов и др. 7.9

Отсутствие необходимых средств для старта 6.7

Недостаток знаний, опыта 5

Трудности, связанные с бухгалтерской и другой отчетностью 5

Высокая налоговая нагрузка 4.6

Общее негативное отношение к репетиторам 4.6

Трудности регистрации 3.3

Никаких трудностей 20.1

Примечание: вопрос предполагал множественный выбор ответов

га

18.8

■ 12.1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

повышал квалификацию 6

Разработал и применял новую технологию или методику преподавания Приобретал методические материалы (контурные карты, раздаточные материалы и др.)

Приобретал техническое оборудование (ноутбук, интерактивная доска, проектор и др.)

Участвовал в конференциям, форумах и др.

Сменил или расширил предметную облапь

Исполыоаал ноаые способы продвижения услуга (маркетинговые стратегии}

Затрудняюсь ответить

О 10 20 30 « 50 60 70 Проценты

Рис. 4. Распределение ответов на вопрос: «За последний год Вы делали что-либо из перечисленного, чтобы быть конкурентоспособным на рынке репетиторских услуг?» Примечание: вопрос предполагал множественный выбор ответов

стороны учеников и их родственников (21.8%), а также работать, несмотря на имеющиеся ограничения по возрасту и здоровью (16.7%).

Для репетиторов очень важно поддерживать свою конкурентоспособность (рис. 4). Поэтому большинство из них в течение года учились, повышали профессиональную квалификацию (ответили 58.6% опрошенных) или участвовали в конференциях (28%), применяли новые технологии и методики преподавания (41.4%), приобретали методические материалы по преподаваемым предметам (35.6%) или техническое оборудование (33.9%).

В результате опроса было выявлено, что с различными профессиональными трудностями сталкиваются 80% репетиторов. Наиболее значимыми проблемами являются: сложность по-

иска клиентов (53.6%), низкая покупательная способность населения (35.1%) и нестабильность занятости (34.7%). Значительные сложности создают невозможность пользоваться социальными гарантиями и льготами (29.3%), конкуренция с другими репетиторами (20.9%) и отсутствие правовой защиты (19.2%). Помимо этого, репетиторы жалуются на организационные трудности, неумение правильно организовать свой труд и общее негативное отношение к репетиторам в обществе (табл.).

Отношение репетиторов к репетиторской деятельности

По мнению 59% опрошенных репетиторов, они обладают востребованной профессией, 67.6% уверены, что являются высококвалифи-

Проводить обществен ные просвещающие мероприятия | "Как выбрать репетитора", "Школа...

предоставить нуждающимся возможнееТЬ ЛЬГОТНОГО получения услуг ре пегнш ров Установить станда рты требована й к

образованию репетиторе и содержанию его услуг Запретить учителям государственны) школ репетиторство сосеонми учениками

Рва работать и внедрить Кодекс поведен и я репетитора

Обязать репетитора проходить процвдурулиценаиршакия и верификации личности Установить максимально допустимую цену на предметы ив школьной программы

Обязать репетитора регистрироваться и официально ОфОрМЛЛТЪ УСЛУГИ

Обязать жителей вести дополнительные занятие с

отстающими уч ен икам Ограничить нагрузку учащим л или ввести комендантский чес длч

репетиторства

Ю.9

23,2

18,2

11Л

Проценты

Рис. 5. Распределение ответов на вопрос: «Какие меры регулирования репетиторства Вы считаете наиболее актуальными?» Примечание: вопрос предполагал множественный выбор ответов

цированными специалистами, а занятие репетиторской деятельностью позволяет им самореализоваться. В то же время только 39.3% отметили, что репетиторство для них - это способ проявить предпринимательскую инициативу и квалификацию, а почти половина опрошенных (45.6%) указали, что репетиторство является стратегией выживания и способом заработка. Помимо этого, 79.4% считают, что репетиторская деятельность необходима обществу, поскольку дополняет государственную систему образования и компенсирует ее недостатки.

Как и предполагалось, большинство репетиторов являются сторонниками стабильной ситуации на рынке репетиторских услуг (44.1%), 38.2% считают, что репетиторов нужно поощрять, и только 17.6% согласны на регулирование предпринимательской деятельности. Однако основными мерами регулирования, по их мнению, должно быть проведение общественных мероприятий, на которых бы рассказывалось о правилах выбора репетиторов (30.9%), и предоставление нуждающимся возможности льготного получения услуг репетиторов (27.7%). В то же время реальные методы регулирования репетиторства менее популярны. 23.2% опрошенных репетиторов считают, что нужно установить стандарты требований к образованию репетитора и содержанию его услуг, 18.6% за то, чтобы запретить учителям государственных школ репетиторство со своими учениками, 12.3% предлагают обязать репетитора проходить процедуру лицензирования, а 3.6% предлагают ввести комендантский час для репетиторства (рис. 5).

Выводы

Подводя итоги, отметим, что современный российский репетитор, зарегистрированный на онлайн-платформе, представляет собой частное лицо, преимущественно женского пола, в возрасте 45-59 лет, ведущее репетиторскую деятельность как основную более 5 лет, из Москвы и Санкт-Петербурга. Является высококвалифицированным специалистом, преподающим преимущественно школьные предметы. Репетитор готов индивидуально работать с учениками до 6 часов в неделю. Наиболее часто встречающаяся стоимость одного часа работы - 401-600 руб.

Репетиторы ценят свою деятельность и стараются поддерживать высокий уровень профессиональной квалификации. Основными стимулами продолжать репетиторство, по их мнению, являются: возможности получения дополнительного дохода и профессионального развития, а также ощущение нужности людям. Однако несмотря на то, что для многих репетиторов важны нематериальные поощрения, две трети опрошенных имеют невысокий уровень материального положения. Почти половина респондентов склонны считать, что репетиторство -это прежде всего способ заработка и стратегия выживания. Тем самым оттенены «положительные стороны» репетиторства, заключающиеся в возможности работать на себя, эффективно применять свои знания, а также социальные мотивы, имеющие место, но отходящие на второй план и усугубляющиеся неустойчивостью

рынка репетиторских услуг, а также сложностями поиска учеников и их низкой покупательной способностью.

Таким образом, невзирая на преобладающий высокий уровень образования репетиторов и его соответствие предметной области оказываемых услуг, а также принимаемые меры по поддержанию своей конкурентоспособности, первая гипотеза, состоящая в том, что репетиторство можно рассматривать прежде всего и в целом для всех репетиторов как способ проявления предпринимательской инициативы и квалификации, не подтвердилась. Между тем есть репетиторы, которые именно так позиционируют свою деятельность. Данную группу составляют репетиторы в возрасте от 45 до 59 лет, имеющие средний (иногда и высокий) уровень материального положения, для которых репетиторская деятельность может быть основным или дополнительным занятием, а стаж работы на данном рынке - как до пяти, так и свыше пяти лет. То есть можно предположить, что главным критерием, по которому репетитор относит свою деятельность к предпринимательской или рассматривает ее как стратегию выживания, является уровень его материального положения. Однако необходимо отметить, что представленный вывод является отражением текущей экономической ситуации, а ответы респондентов отчасти обусловлены действующими в России правовыми документами. Если бы все зависело от репетиторов (вопрос о том, где и как бы они предпочли при этом работать, им тоже был задан во время настоящего исследования), то подавляющее большинство предпочли бы работать самостоятельно, т. е. быть предпринимателями. Причем 35.3% работали бы как самозанятые, 29.4% - в качестве индивидуальных предпринимателей, а 11.8% - организовали бы свое юридическое лицо. Следовательно, мы можем констатировать, что полученные результаты выявили неоднозначное отношение репетиторов к предпринимательской деятельности и обозначили актуальность проведения следующего этапа исследования, состоящего в выявлении причин, мешающих современным российским репетиторам быть предпринимателями.

Примечание

1. Школьники чаще стали готовиться к экзаменам с репетиторами. URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/6 3ffc0bd9a7947162bef4311 (дата обращения: 12.04.2023).

Список литературы

1. Чеснокова Л.В., Барсукова О.С. Репетиторство как социально-образовательный феномен // Инноваци-

онное образование и экономика. 2021. № 25. С. 16-21.

2. Наумова А.А. Портрет современного репетитора в оценках обучающихся и их родителей: региональный анализ // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2018. № 5 (56). С. 8.

3. Макеев П.А. Репетиторство в России: нельзя увидеть, но можно услышать // Журнал социологии и социальной антропологии. 2020. № 23 (3). С. 100-121.

4. Макеев П.А. Репетиторство в России: описание явления на основе онлайн-платформ // Журнал институциональных исследований. 2019. № 11 (4). С. 106-120.

5. Груздева М.Л., Бокарюкина У.М., Булгани-на А.Е. Исследование отношения школьников Нижнего Новгорода к использованию услуг репетиторов // Образование и проблемы развития общества. 2020. № 3 (12). С. 121-127.

6. Матюшкина М.Д., Белоусова К.Ю. Репетиторство в оценках педагогов школ Санкт-Петербурга // Наука и школа. 2019. № 5. С. 88-97.

7. Яшина М.Н. Репетиторство в системе подготовки школьников в Санкт-Петербурге // Теория и практика общественного развития. 2020. № 1 (143). С. 74-77.

8. Bray M., Silova I. The private tutoring phenomenon: International patterns and perspectives / I. Silova, V. Budiene & M. Bray, Eds. Education in a Hidden Market Place: Monitoring of Private Tutoring. New York: Open Society Institute, 2006. P. 27-40.

9. Holloway S.L., Pimlott-Wilson H. Solo self-employment, entrepreneurial subjectivity and the securi-ty-precarity continuum // Evidence from private tutors in the supplementary education industry. Environment and Planning A: Economy and Space. 2021. Vol. 53. P. 1547-1564.

10. Byun S., Chung H., Baker D. Global patterns of the use of shadow education: Student, family, and national influences // Research in the Sociology of Education. 2018. Vol. 20. P. 71-105.

11. Mori I., Baker D. The origin of universal shadow education: What the supplemental education phenomenon tells us about the postmodern institution of education // Asia Pacific Education Review. 2010. Vol. 11 (1). P. 36-48.

12. Zhang W., Bray M. Comparative research on shadow education: Achievements, challenges, and the agenda ahead // European Journal of Education. 2015. Vol. 55 (3). P. 322-341.

13. Крылова Н.Г. Факторы удовлетворенности трудом педагогов-репетиторов // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2018. № 24 (1). С. 32-35.

14. Kobakhidze M.N. Teachers as Tutors: Shadow Education Dynamics in Georgia // CERC Studies in Comparative Education book series. 2018. Vol. 34. P. 113-143.

15. Добрынина М.В., Андреева А.А. Социальное предпринимательство как уникальное социально-экономическое явление // Russian Economic Bulletin. 2023. Т. 6. № 1. С. 185-192.

16. Werbinska D. et al. English language teachers' conceptualizations of one-to-one private tutoring: An international phenomenographic study // Glottodidactica. 2019. Vol. 46. P. 175-196.

17. Yung K.W.H., Bray M. Shadow education: Features, expansion and implications / In: Tse T.K.C., Lee M. (Eds.) Making sense of education in post-handover Hong Kong: Achievements and challenges. London: Routledge, 2017. P. 95-111.

18. Blair E.J. By the light of the silvery moon: Teacher moonlighting and the dark side of teachers' work. Gorham, ME: Myers Education Press, 2018. P. 239.

19. Абанкина И., Белова Ю., Зиньковский К., Ла-тыпова Е., Милованов А. Есть ли у педагогов альтернатива репетиторству для увеличения доходов? // Вопросы образования. 2022. № 4. С. 8-32.

20. Кашурников С.Н., Кириллов А.А. Репетиторство в России: статус, значение, проблемы // Теория и практика общественного развития. 2019. № 4 (134). С. 79-84.

21. Mervartova H. Teachers and money. Diploma thesis, 2016, Accessible from. URL: https://muni. cz/th/p11xf/ucitele_a_penizew144z.pdf. (дата обращения: 20.02.2023).

22. Stastny V., Chval M., Walterova E. An ordinary moonlighting activity? Determinants of the provision of private tutoring by Czech schoolteachers // International Journal of Educational Development. 2021. Vol. 81. P. 102-351.

ENTREPRENEURSHIP OR SURVIVAL STRATEGY? PROFESSIONAL CHARACTERISTICS AND ASPIRATIONS OF A MODERN RUSSIAN TUTOR

S.S. Donetskaya, V.A. Tretyakova

Novosibirsk State University

The article presents the results of analysis of a survey of tutors registered on two Russian online platforms. Based on the data obtained, the motivational characteristics and value preferences of tutors are revealed, their professional classification is determined. It is found that the majority of interviewed tutors believe that tutoring services complement the public education system, compensating for its shortcomings, responding quickly and flexibly to consumer demands. Tutoring, in their view, is a way of making a living and a survival strategy. Which is why most tutors consider additional classes with pupils to be their main job, but providing them a low income.

It was revealed that the tutor is a highly qualified specialist who teaches mainly school subjects, works up to 6 hours a week and sells his services from 401 to 600 rubles per hour.

Keywords: tutoring services, tutor, tutoring.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.