УДК 1:338
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО: СУЩНОСТЬ И СУЩЕСТВОВАНИЕ
И.О. ТУМАН-НИКИФОРОВА1, А.А. ТУМАН-НИКИФОРОВ2
'Красноярский государственный торгово-экономический институт, г. Красноярск, Российская Федерация, 2Красноярский государственный аграрный университет, г. Красноярск, Российская Федерация
Введение. Одной из важнейших сущностных черт человека с давних времен считается способность к творчеству и конкретным проявлениям творческой активности (креативности). Понятие «творчество», в свою очередь, связано с понятиями: «креативность», «новаторство», «новации» («инновации»), «предпринимательство». Однако содержание самой дефиниции «предпринимательство» методологически не разработано, не выделены социально-философские аспекты предпринимательства, как специфического вида человеческой деятельности.
Наиболее типичным определением предпринимательства в научной литературе, которое можно называть коммерческим, является следующее: предпринимательство - это деятельность в сфере экономики, ориентированная на получение прибыли или занятие экономической деятельностью, приносящей прибыль. Данное определение, в различных модификациях, активно используется экономистами, историками, социологами, политологами, философами. Под это определение подходит любая коммерческая деятельность, ориентированная на извлечение прибыли, хотя, с нашей точки зрения, не вся она может быть названа «предпринимательской деятельностью».
Другая точка зрения трактует предпринимательство как экономически свободную, инновационную деятельность, связанную с риском, ответственностью и конкурентной борьбой, имеющей целью достижение новых результатов, удовлетворение личных и общественных потребностей, т.е. на первое место вынесена свободно-новаторская деятельность в сфере экономического развития. Это более удачное определение, особенно если оно распространено на некапиталистические уклады экономики. Обозначим его как новаторско-экономическое. Первоначально эта трактовка зародилась в европейской политэкономии и впоследствии прочно утвердилась в зарубежной и постсоветской науке.
Существует еще менее распространенное понятие предпринимательства, которое связано с но-ваторско-творческой деятельностью, которое фактически не представлено в работах по предпринимательству. Обозначим его как прагматически-творческое определение. Методологическая разработка данной дефиниции предпринимательства позволяет выйти на уровень высшей абстракции в понимании социальных, экономических, культурных процессов, связанных с особенностями феномена предпринимательства, его генезиса. Кроме того, изучение предпринимательства как сущностной черты человека позволит вывести изучение данного феномена на философско-антропологический уровень.
Основная часть. Стержневыми смысловыми аспектами содержания данного понимания предпринимательства, которое разрабатывается нами, являются понятия «прагматизм», «оптимум» и «творчество». Связь понятий «творчество» и «предпринимательство» базируется на деятельности по созданию нового, ее механизмах, прежде всего с позиции личностных свойств субъекта деятельности, детерминант, обусловливающих осмысленность и продуктивность творческого акта. В самом общем случае творчество проявляется в процессе и результатах деятельности по созданию нового или потенциальных возможностях к таковой (творческий потенциал).
Творчество может проявляться в любой сфере деятельности. Понятие творчества тоже определяется двояко: в одних случаях творчество понимается как субъектно-личностный процесс, связанный с тем, что в творческом акте ново, уникально, непредсказуемо, ценно для самого субъекта творчества как личности, в других случаях как социокультурный процесс, связанный с тем, что значимо и ценно в творчестве для общества. Ю.Ю. Першин предлагает называть понятием «творчество» только второй процесс, а первый - понятием «креативность» [3, с. 410 - 411]. Тем самым устраняется почва для взаимного дублирования этих понятий, чем грешат некоторые авторы [11].
Человек - единственное живое существо, которое осознает не только мир, но и себя в нем, фиксирует осознание мира и себя, свое бытие во времени и пространстве, осуществляет самоанализ,
самокритику, самооценку, целеполагание и планирование своей жизнедеятельности, которое способно к самосознанию и рефлексии. В результате человек способен себя образовывать: восходить к заданному образу. Философия педагогики (философия образования - в некоторых контекстах эти понятия могут употребляться как синонимы, хотя в других контекстах между ними может быть проведено различие) определяет это восхождение как становление человека в человеческом образе - образование. Поскольку образование - непрерывный и вечный процесс, человек способен постоянно себя превосходить, преодолевая препятствия как внешнего, так и внутреннего планов. Он все время в движении, в пути, вечно стремится определить себе цели и задачи, и все время, достигая их, ставит новые, осуществляя процесс жизнетворчества.
Однако возникает проблема разведения терминов «предпринимательство» и «творчество». Важнейший смысловой компонент данной прагматически-творческой дефиниции предпринимательства - прагматизм - ценностно-деятельностная ориентация на дело, положительный результат. Прагматизм это стремление трактовать пользу с утилитарной точки зрения. На наш взгляд, предпринимательство это прагматический процесс поиска и нахождения оптимальных вариантов соединения различных факторов, в результате которого рождается новая комбинаторная модель, наилучшим образом соответствующая реальной действительности, меняющимся условиям жизни.
Мотивы действий человека включают в себя мотивы наиболее оптимального функционирования собственности. Взаимоотношение собственности и экономического предпринимательства, как процесса поиска и нахождения наилучших, оптимальных возможностей соединения факторов производства, использования новых технологий, сфер вложения и комбинирования ресурсов, преодоления старых стереотипов, с помощью которого происходит максимизация производительности труда и как результат выход на новую ступень экономического развития, предполагает превращение собственности в капитал, в собственность, приносящую прибыль. В результате такого взаимодействия прибыль распределяется между владельцами собственности и предпринимательских способностей. Иногда это одно и тоже лицо, но чаще владелец собственности, не имея предпринимательских способностей, нанимает менеджера (управляющего) у которого они ярко выражены. В результате такого соединения прибыль резко возрастает, что является взаимовыгодным и может служить примером оптимального сочетания основных экономических факторов.
«В современной науке понятие «оптимум» употребляется, по меньшей мере, в трех значениях: 1) как наилучший вариант из всех возможных состояний системы, который ищут, решая задачи на оптимум, например, в экономике; 2) как наилучшее направление изменений, поведения и т.п. данной системы (задача - «выйти на оптимум»); 3) цель изменения, развития, когда говорят о «достижении оптимума» [2, с. 86 - 87].
При анализе предпринимательства как явления, для которого характерна оптимизация, мы опираемся на научную концепцию О.С. Разумовского, считающего, что оптимальность - это характеристика упорядоченности, устойчивости, меры по параметрам эффективности, совершенства, экономности. При этом ученый, анализируя оптимизацию, фактически указывает на важнейший фактор предпринимательства - новацию (ноу-хау, как лучше всего делать что-то, что надо делать, чтобы достичь искомого результата, удовлетворить потребность полнее) [6, с. 193-194]. Наличие собственности (ценности) уже подразумевает оптимизацию ее функционирования. Е.В. Золоту-хина-Аболина, О.С. Разумовский пишут об определенном единстве ценностного и рационального [1, с. 134; 7, с. 22]. Именно предпринимательская страта, на наш взгляд, находит наилучшие, оптимальные возможности соединения факторов производства, использования новых технологий, сфер вложения и комбинирования ресурсов, преодоления старых стереотипов, с помощью которого происходит оптимизация производительности труда и как результат выход на новую ступень экономического развития.
Хотя следует учитывать, что в реальных условиях оптимальное (наиболее эффективное) решение и полученный результат не обязательно воспринимаются как наилучшие, т.е. объективно наилучшее не всегда считается таковым субъективно, и наоборот, субъективно наилучшее не обязательно является таковым объективно. «В человекодеятельных системах могут вмешиваться какие-то эмоции, отношения, чувства, нормы морали, традиции и т.п. Подобные факты, хорошо известные в экономической, финансовой, хозяйственной, просто житейской практике, ведут к трактовке оптимального, как именно рационального. Но тогда каноническое и ставшее стандартным в экономической теории понимание оптимального выбора как максимизация цели и потребности при минимизации затрат, средств и сил становится неприемлемым, так как в нем исчезает «наибольшее» и «наименьшее» как цель» [2, с. 87]. Другими словами рациональное и разумное поведение, учитывающее не только материальные, но и социально-духовные факторы развития приводит в
действиях человека к оптимальному решению. Мы не полностью отрываем понятие «предпринимательства» от понятия «прибыль», хотя «прибыль» можно заменить на более адекватный термин «успех». Что касается творчества, как процесса, то данный процесс не имеет прагматической ориентировки на успех, либо такая ориентировка не имеет первичного характера.
Использование прагматически-творческой дефиниции предпринимательства, дополненной понятием «оптимума» имеет важнейшее методологическое значение. Здесь предпринимательство рассматривается как сущностная черта человеческой деятельности, освобождается от экономических, рационально-утилитарных «тисков», что позволяет разработать, на иной методологической основе, отраслевые элементы предпринимательства - экономического, социального, политического, культурного и пр., в целом взглянуть на предпринимательство с иных социально-философских позиций, избежать грубейшей методологической путаницы в работах рассматривающих данный феномен.
Перейдем к анализу предпринимательства как существенной черты природы и сущности человека. Сущность человека, в нашем понимании [9, с. 73 -75], - это то, что отличает его от других предметов и явлений (от «не-человека»), в том числе от других животных, это не только совокупность всех общественных отношений, но также совокупность его отношений к самому себе и с самим собой (самосознание, рефлексия, внутренняя дискурсивность сознания). Сам человек имеет три составляющие (биологическую, социальную и духовную), и его духовность рассматривается нами как совокупность трех сторон: постигающей, реагирующей (чувственно-эмоциональной) и активно-творческой (деятельностно-волевой).
Если первая составляющая получила общераспространенное наименование «сознание», то для обозначения двух других специальных терминов не используется (во многом потому, что само их выделение в качестве особых, самостоятельных частей психики четко не прослеживается в специальной литературе, посвященной этому вопросу). Мы предлагаем придать новое значение двум хорошо известным терминам и называем реагирующую, чувственно-эмоциональную сторону человеческой психики душой, а ее активно-творческую, деятельностно-волевую сторону - духом. Духовность (в широком смысле) - это сознание + душа + дух (в узком смысле, как активно-творческое начало). Кроме развития воли, генезис духа включает в себя и развитие собственно творческих способностей и дальнейшее преобразование активности от приспособительной активности животных к преобразовательной активности человека. Стремление к активности, деятельности, творчеству и умение их осуществлять на практике, заложены в природе и сущности человека. Развитие духа (духовного начала человека) характеризуется включенностью духа в деятельность.
Таким образом, исходя из определения предпринимательства и сущности человека, можно заключить, что способность к предпринимательству есть черта сущности человека. Активно-творческое, деятельностно-волевое начало инициирует и характеризует предпринимательство. Однако встает вопрос о причинах разницы проявления предпринимательской активности людей. Почему при наличии потенций, одни люди активно участвуют в предпринимательской деятельности, а другие нет? Во-первых, ответ на данный вопрос необходимо искать в уровне развития активно-творческого начала человека. Люди с высоким уровнем активности изначально склонны к предпринимательству, при этом оно может выражаться в различных, в т.ч. не экономических аспектах жизни. Поэтому мы еще раз подчеркиваем, что предпринимательство стоит подразделять, исходя из прагматическо-творческого определения, на экономическое, культурное, политическое, бытовое и т. д. Во-вторых, чувственно-эмоциональная сфера, во многом определяет и ограничивает рационалистические и творческие мотивации людей. У некоторых людей «не лежит душа» к предпринимательству, в прямом смысле слова (в нашем понимании термина «душа»). В-третьих, человек существо социальное, заказ социума так же влияет на выработку мотивации поведения, диктующего предпринимательские или, наоборот, антипредпринимательские тенденции в деятельности.
Склонность к новаторству, творчеству, рационализму и оптимизации деятельности есть у каждого человека, хотя у одних она ограничена чувственно-эмоциональной сферой, у других антипредпринимательскими настроениями в социуме, у третьих недостаточной развитостью собственно духовной сферы, а у четвертых всем в комплексе. Выход человека в сферу активно-творческой деятельности, ориентированной на результативность, ведет к творческой самореализации человека. Если эта самореализация связана с предпринимательской деятельностью, то в ней усиливаются рационально-прагматические тенденции. Особенно это проявляется в экономической сфере, в которой повышена степень риска, конкуренции, выживания. Экономическое предпринимательство, в отличие от других видов предпринимательства, в большей степени связано не только с рациональ-
но-прагматическими мотивами и с поисками оптимального решения, но и с извлечением прибыли. Первоочередное стремление к прибыли - важнейшая черта экономического предпринимательства. При этом прибыль тоже может быть максимальной или оптимальной, эти два понятия далеко не всегда совпадают. Умный предприниматель стремится к максимизации прибыли, а мудрый к оптимизации.
Понятие экономической выгоды не должно отрываться от понятия выгоды в более широком смысле. Если же достижение «экономической» выгоды на практике приводит к социально-политическим потрясениям или к росту бездуховности общества, а еще хуже, к глобальной экологической катастрофе, то «выгодой» (пусть даже «экономической») это можно назвать только с очень большой «натяжкой». Понятие «оптимум» позволяет свести воедино различные факторы, учитывает различные, в т.ч. противоположно направленные стороны и тенденции. В современном мире особенно возрастает значение правильного выбора, стремление не максимизировать, а именно оптимизировать прибыль и др. экономические показатели. Но при этом способность к предпринимательству остается важной сущностной чертой человека.
Как появляется и формируется эта черта у родового и единичного человека? Окончательный ответ на этот вопрос могут дать только последующие исследования в данной области, но гипотеза возникновения предпринимательских способностей и тяги к предпринимательству такова. Первоначально, на стадии трансформации приспособительной активности в преобразовательную, у наших далёких предков происходит постепенное накопление тех наследственных признаков, которые способствуют внесению в окружающую среду изменений и побуждают искать новые способы и формы взаимодействия с окружающей средой. Очевидно, популяции, ориентированные на традиционные приспособительные формы активности, постепенно выбраковывались в процессе естественного отбора, в борьбе за существование, а больше шансов выжить и оставить потомство имели те особи и популяции, которые использовали новые (отсюда и происходит выделение и закрепление новаторских, а затем творческих и предпринимательских потенций) преобразовательные формы взаимодействия с окружающей средой.
Затем происходит выделение уже не просто преобразовательных, а креативных способностей, связанных с подчинением человеком внешнего мира, с покорением природы, с внесением в окружающую среду чего-то нового, личностного, никогда ранее не бывшего.
Третий этап - выделение собственно творческих способностей (в том смысле, на который указывает Ю.Ю. Першин [5, с. 412]). Это связанно со становлением социальности, особенно в её высших проявлениях: экономических, политических и прочих формах. В этот период происходит социокультурное оформление креативности, ее трансформация в общественно полезное творчество. Хотя, возможно, что второй и третий этапы следует поменять местами, если учесть замечания некоторых авторов [10, с. 213]о том, что первобытный человек ни субъективно, ни в своей жизнедеятельности не выделял себя из коллективной общеродовой слитности, т.е. фактически не являлся самостоятельной единицей (индивидом) и личностью, в традиционном смысле этого слова.
Но в любом случае, четвёртый, завершающий этап оформления способности к предпринимательству как важной сущностной черты человека связан с более выраженным, чем на предыдущих этапах, прагматическим компонентом, с ориентацией на успех, который начинает рассматриваться как самостоятельная ценность (самоценность) независимо (или относительно независимо) от ценности результатов деятельности и самой деятельности. Это хорошо видно на примере спортивной деятельности, объективная ценность которой невелика, как и ценность её результатов, но зато очень велика ценность её успешности. На всякий случай уточним, что предпринимательской может быть названа не всякая спортивная деятельность, и даже не всякая успешная спортивная деятельность, а только та, в которой для достижения успеха используются новаторские приёмы и методы.
В случае экономического предпринимательства, как наиболее распространённой разновидности предпринимательства, эти характеристики дополняются ориентацией на прибыль: сначала на максимизацию, а в настоящее время все более и более на оптимизацию нормы прибыли и других важнейших экономических показателей.
Так, в общих чертах, происходит генезис предпринимательских способностей у родового человека. Соответствующие задатки закрепляются и передаются на наследственном, генетическом уровне, проявляясь при соответствующих условиях с большей или меньшей степенью яркости. По поводу соотношения понятий «задатки» и «способности» разные авторы придерживаются одного из двух объяснений. Одни понимают их как синонимы и полагают, что именно способности в деятельности только проявляются, а появляются на стадии передачи наследственных признаков от
одних особей к другим. Другие авторы (А.Н. Леонтьев, C.JI. Рубинштейн [3; 8]) полагают, что наследственную предрасположенность (детерминированность) следует именовать задатками, а способности не проявляются, а именно появляются в деятельности и отдельно от нее не существуют.
На наш взгляд, это спор не принципиальный, а терминологический. Хотя это не отменяет необходимости чётче определиться с терминами и установить терминологическое единообразие. Совершенно недопустимо, особенно в научном познании, использование одних и тех же терминов (например, термина «способности») в различном значении. Как справедливо пишет А.Г. Мыслив-ченко: «.. .недостаточное внимание к разработке понятийного аппарата, небрежность в терминологии. . .приводят к теоретическим ошибкам» [4, с. 62].
Что касается предпринимательских способностей у единичного человека (индивида), то, как и любые другие способности, задатки (до тех пор, пока терминологическое единообразие не установлено будем использовать эти термины как синонимы), уже сформировавшиеся у родового человека, подразделяются на потенциальные и реальные. Первые закладываются на генном уровне и передаются по наследству, как соответствующая возможность, потенция (это и есть задатки в чистом виде), которая может никогда не превратиться в действительность, а может и превратиться (реализоваться), но только при соответствующих условиях, и тогда они принимают форму вторых, т.е. реальных способностей, способностей в том смысле, который вкладывали в данную дефиницию А.Н. Леонтьев и др. Рамки статьи не позволяют перечислить весь спектр этих условий, но в самом общем виде они связаны с воспитанием, образованием, социокультурными условиями, окружающей средой, тенденциями общественно-политической жизни и с личностным выбором, с самовоспитанием, самовыражением, самореализацией, упорством, трудом и т.д.
Заключение. В статье выводится прагматически-творческое определение предпринимательства: свободная и ответственная прагматическая деятельность, направленная на достижение нового (на инновации) и на достижение успеха, на оптимизацию ее основных параметров и результатов. Выделяются социальное, политическое, культурное и пр. разновидности предпринимательства. Самой распространённой, хотя и не единственной разновидностью является экономическое предпринимательство - свободная, инновационная, прагматическая деятельность, направленная на получение прибыли и на оптимизацию основных экономических параметров.
Выстраивается методологическая цепочка: преобразовательная деятельность - креативность -творческая деятельность - предпринимательская деятельность. Первая связана с возделыванием и преобразованием первой природы, с преобразованием её во вторую природу, в культуру. Вторая -с созданием чего-то нового, никогда ранее не бывшего. Третья - с социокультурной направленностью, с общественной значимостью. Четвертая - с первоочередной ориентацией на успех, на оптимум, на прагматические инновации направленные на извлечение положительных результатов, на достижение выгоды, в т.ч. экономической выгоды.
Сущность человека рассматривается как единство биологических, социальных и духовных факторов. Предпринимательство имеет и социальную (важнейший компонент предпринимательства - творчество - социально ориентированная форма креативности) и духовную (самовыражение, самореализация) стороны.
Будучи сущностной чертой родового и единичного человека, предпринимательские способности в большей или меньшей степени присутствуют у каждого человека и могут проявляться при соответствующих условиях. Высокая степень развития этих способностей - талант и гениальность - при соответствующих условиях позволяют достигать выдающихся результатов. Хотя природные задатки сами по себе не делают человека творцом и предпринимателем, это зависит от оптимального сочетания биологических (наследственных), социокультурных и духовных факторов. Подчеркнём, цепочка «преобразовательная активность - креативность - творческая активность -предпринимательская активность» является существенной чертой природы и сущности человека, его сущностным проявлением.
ЛИТЕРАТУРА
1. Золотухина-Аболина, Е.В. Рациональное и ценностное (проблемы регуляции сознания)/ Е.В. Золоту-хина-Аболина. - Ростов н /Д.: Изд. РГУ, 1988.
2. Киютина, Т.Н. Понятие оптимума в истории философской мысли / Т.Н. Киютина — Красноярск: Крас-нояр. гос. торг.-экон. ин-т, 2007.
3. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - М.: Политиздат, 1975.
4. Мысливченко, А.Г. Человек, как предмет философского познания / А.Г. Мысливченко. — М.: Мысль, 1972.
5. Першин, Ю.Ю. К вопросу о соотнесении понятий «креативность» и «творчество» / Ю.Ю. Першин. // Человек в современных философских концепциях: материалылы Третьей Междунар. науч. конф., Волгоград, 14-17 сент. 2004 г.: в 2-х тт. Т.2. - Волгоград, 2004.
6. Разумовский, О.С. Бихевиоральные системы / О.С. Разумовский. - Новосибирск, Наука, Сиб. отд-ние, 1993.
7. Разумовский, О.С. Оптимальность как выражение единства ценностного и рационального в системах живой природы и общества / О.С. Разумовский. // Гуманитарные науки в Сибири. - 1995. - № 2.
8. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / C.JI. Рубинштейн. - СПб.: Изд-во АЛЕТЕЙЯ, 2007.
9. Туман-Никифоров, A.A. Природа и сущность человека / A.A. Туман-Никифоров, И.О. Туман-Никифорова. - Красноярск: Краснояр. гос. торг.-экон. ин-т, 2008.
10. Фролов, И.Т. О человеке и гуманизме: работы разных лет / И.Т. Фролов. - М.: Политиздат, 1989.
11. Щебланова, Е.И. Особенности когнитивного и мотивационно-личностного развития одаренных старшеклассников / Е.И. Щебланова. // Вопросы психологии. - 1999. - № 6.
BUSINESS AND ECONOMIC ENTREPRENEURSHIP: ESSENCE AND EXISTENCE I.O. TUMAN-NIKIFOROVA, Л.Л. TUMAN-NIKIFOROV
Summary
The article is devoted to socially-philosophical aspects of a phenomenon of entrepreneurship. Ability to entrepreneurship is considered as intrinsic line of the person. Such aspects of entrepreneurship as a pragmatism, creativity, rationalism, an optimality, maximization are considered in close interrelation. For the first time essential line of the nature and essence of the person, expressed in the form of sequence «converting activity - creativity - creative activity - enterprise activity», is postulated.
© Туман-Никифорова И.О., Туман-Никифоров A.A.
Поступила в редакцию 21 апреля 2010г.