Научная статья на тему 'ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ'

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
69
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ ВУЗ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРОЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ТРЕТЬЯ МИССИЯ / ИННОВАТОР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чепьюк О.Р., Бедный А.Б., Плехова Ю.О.

Авторы делятся опытом внедрения многоуровневой системы предпринимательской подготовки в рамках реализации долгосрочной стратегии развития Университета Лобачевского (ННГУ, 2012-2021 гг.). Одним из ключевых целевых показателей стратегии, который был достигнут ННГУ в 2020 году, стал 70%-й охват выпускников университета базовым предпринимательским образованием. Образовательные программы по предпринимательству были дополнены циклом мероприятий, которые реализовывались на системной основе в течение учебного года. Они обеспечивали вовлечение студентов в практическую предпринимательскую и инновационную деятельность, региональные бизнес-сообщества и в университетские процессы коммерциализации и трансфера технологий. На протяжении 2014-2021 гг. в ННГУ проводился регулярный мониторинг влияния предпринимательского обучения на студентов и их отношение к предпринимательской деятельности. Основным методом исследования стал опрос обучающихся предпринимательству до и после начала обучения на программах (участия в мероприятиях). Анализ результатов показал весомую роль предпринимательского обучения в ранней профориентации студентов, а также в развитии так называемых «мягких» компетенций, освоение которых способствовало повышению осознанности выпускников в выборе будущей профессиональной траектории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чепьюк О.Р., Бедный А.Б., Плехова Ю.О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENTREPRENEURSHIP EDUCATION IN A RESEARCH UNIVERSITY

The authors share their experience in implementing a multi-level system of entrepreneurship training as part of the long-term development strategy of Lobachevsky University (UNN) over the period of 2012-2021. One of the key targets of the strategy, which was achieved by the UNN in 2020, was a 70% coverage of the university graduates with basic entrepreneurship training. Entrepreneurship education programmes were supplemented by a cycle of activities that were carried out in a systemic manner throughout the academic year. Such activities provided for the involvement of students in practical entrepreneurial and innovation activities, in regional business communities, and in the university's processes of commercialisation and technology transfer. The impact of entrepreneurship education on students and their attitudes towards entrepreneurship was regularly monitored at the UNN during 2014-2021. The main method of research was a survey of entrepreneurship students before and after the start of training programmes (their participation in respective activities). The analysis of the results showed the important role of entrepreneurship education in the students' early career guidance, as well as in the development of so-called «soft» competencies, the acquisition of which contributed to the graduates' awareness in choosing their future professional career paths.

Текст научной работы на тему «ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ»

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки, 2022, № 2 (66), с. 157-163 157

УДК 316.477

DOI 10.52452/18115942_2022_2_157

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

© 2022 г. О.Р. Чепьюк, А.Б. Бедный, Ю.О. Плехова

Чепьюк Ольга Ростиславовна, д.филос.н.; доцент кафедры университетского менеджмента и инноваций в образовании Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского

chepyuk@iee.unn.ru

Бедный Александр Борисович, к.соц.н.; доцент кафедры университетского менеджмента и инноваций в образовании, проректор по международной деятельности Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского

abb@unn.ru

Плехова Юлия Олеговна, д.э.н.; заведующая кафедрой правового обеспечения экономической и инновационной деятельности Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского

yplekhova@iee.unn.ru

Статья поетупила крвдакцию 01.06.2022 Статья принята к публикации 15.06.2022

Авторы делятся опытом внедрения многоуровневой системы предпринимательской подготовки в рамках реализации долгосрочной стратегии развития Университета Лобачевского (ННГУ, 2012-2021 гг.). Одним из ключевых целевых показателей стратегии, который был достигнут ННГУ в 2020 году, стал 70%-й охват выпускников университета базовым предпринимательским образованием. Образовательные программы по предпринимательству были дополнены циклом мероприятий, которые реализовывались на системной основе в течение учебного года. Они обеспечивали вовлечение студентов в практическую предпринимательскую и инновационную деятельность, региональные бизнес-сообщества и в университетские процессы коммерциализации и трансфера технологий. На протяжении 2014-2021 гг. в ННГУ проводился регулярный мониторинг влияния предпринимательского обучения на студентов и их отношение к предпринимательской деятельности. Основным методом исследования стал опрос обучающихся предпринимательству до и после начала обучения на программах (участия в мероприятиях). Анализ результатов показал весомую роль предпринимательского обучения в ранней профориентации студентов, а также в развитии так называемых «мягких» компетенций, освоение которых способствовало повышению осознанности выпускников в выборе будущей профессиональной траектории.

Ключвкые елока: предпринимательский вуз, предпринимательское обучение, проектное обучение, третья миссия, инноватор.

Введение

Университеты как одни из главных участников процессов производства знаний занимают центральное место в современных стратегиях инновационного государственного развития. В работах исследователей эта идея институализи-руется в образе предпринимательского [1] или проектно-ориентированного университета [2], воплощается в различных управленческих формах, реализующих «формулу» научного, технологического, инновационного и коммерческого предпринимательства [3, с. 14]. Успешное использование подобных стратегий позволяет получить синергетический эффект от триады «государство-университет-бизнес» [4; 5], реализовать «третью миссию» университета [3, с. 11] и достичь т.н. «умной специализации». Примечательно, что университетам отводится вполне

определённая роль в системе капиталистического воспроизводства: они называются основой экономической конкурентоспособности, так как одновременно становятся конвейерами для производства инноваций и человеческого капитала, который является носителем нового знания [5, с. 29-30]. При всём разнообразии форм организации предпринимательского вуза опорным тезисом является воспитание личной инициативы обучающегося. В российском исследовательском (классическом) университете в центре такой системы оказывается выпускник-инноватор [6, с. 50]. Высококвалифицированные специалисты, умеющие осуществлять инновационную деятельность в своей сфере знания, становятся главным ресурсом развития инновационной экономики. Именно в таких сотрудниках нуждаются крупные корпорации, средний и малый бизнес.

Постановка проблемы

Предпринимательская компетенция может быть определена как одна из форм лидерского поведения, связанная с решением задачи поиска новых возможностей и ресурсов для повышения конкурентоспособности организации [7]. Начало предпринимательского образования связывают с появлением в 1970-х годах в американских и европейских колледжах первых курсов по управлению малым бизнесом.

Развитие предпринимательского склада ума как «склонности обнаруживать, оценивать и использовать возможности» [8] важно не только для желающих начать собственный бизнес, но также и для тех, кто хочет внести творческий вклад в развитие компании или организации (так называемые «интрапренеры»), в развитие собственной жизни в целом. Предпринимательское образование приобретает особое значение в период экономических и социетальных трансформаций, происходящих под воздействием технологических инноваций и глобальной конкуренции. В эру бизнес-оптимизации университеты должны развивать в своих выпускниках способности определять, как их собственные таланты и уникальность могут быть полезны организациям и обществу [9].

Сегодня выпускники ведущих вузов должны не только быть профессионалами в своей отрасли знаний, но также быть способными выявлять возможности, понимать действие рыночных сил, уметь осуществлять коммерциализацию новых продуктов, а также обладать лидерскими и коммуникационными навыками, столь необходимыми для эффективного отстаивания собственных идей. Наличие у специалистов предпринимательских знаний и навыков стало важнейшим фактором успеха на рынке труда. В свою очередь, ведущими университетами уделяется все большее внимание подготовке студентов в области инновационного предпринимательства, что обусловлено пониманием высокой значимости предпринимательского мышления в эффективном решении крупных социально-экономических задач. Ключевой задачей ведущих университетов стало обеспечение главного для экономики знаний ресурса развития -высококвалифицированных специалистов-творцов, обладающих навыками инновационной предпринимательской деятельности, или, иными словами, инноваторов [3].

Обучение выпускника-инноватора отличается от классических моделей обучения, так как предполагает создание особой коммуникационной и организационной среды, где обучающийся имеет возможность принимать непосред-

ственное участие в инновационных процессах, в том числе связанных с коммерциализацией собственных идей. Он может это сделать либо в составе действующих научно-инженерных команд, либо как основатель новой компании -стартапа, основной задачей которого становится апробация выбранной бизнес-модели коммерциализации нового знания. Важной особенностью предпринимательской компетенции является то, что она может формироваться и выявляться только в процессе практической деятельности.

Как показывает анализ наиболее успешных инновационно активных вузов [6, с. 31-32], прямые доходы от инновационной деятельности обычно занимают незначительную долю в их бюджетах. В то же время формирование инновационной среды является необходимым условием для реализации инновационного предпринимательского образования и системного развития предпринимательских компетенций вы-пускника-инноватора. Немалую (если не определяющую) роль играет неформальная коммуникация между участниками инновационной среды, которая реализуется через сообщества, курируемые подразделениями, вовлеченными в систему предпринимательского обучения и студенческой проектной работы.

Важнейшей ролью инновационной инфраструктуры университета становится обеспечение своего рода «лабораторной базы» для подготовки специалистов-предпринимателей, способных к эффективному развитию инновационной деятельности в своих областях знаний, выработки у студентов компетенций и навыков в области инновационного предпринимательства. Инновационная инфраструктура университета в этом отношении играет такую же роль в подготовке нового типа специалистов-инноваторов, как научная университетская лаборатория в подготовке традиционных, «гумбольдтовских» специалистов и ученых.

Цель и методы исследования

Целью исследования стало изучение эффекта предпринимательского обучения, внедрённого в образовательный процесс крупного классического университета в период 2012-2021 гг. В рамках исследования была поставлена задача: оценить влияние предпринимательского обучения на профессиональную ориентацию обучающихся, в частности желание заниматься предпринимательской деятельностью до и после базового курса предпринимательской подготовки.

Основным методом исследования стал анализ результатов ежегодных опросов, проводимых в течение 2019-2021 гг. среди обучающих-

Рис. 1. Количество обучающихся, прошедших образовательные программы в сфере предпринимательства (в т.ч. технологического предпринимательства), чел. в год

Рис. 2. Многоуровневая система массового предпринимательского образования в ННГУ (2014-2021 гг.)

ся в ННГУ, прошедших базовый курс предпринимательской подготовки, а также принимавших участие во внеучебных мероприятиях в сфере технологического предпринимательства.

Описание опыта ННГУ

В стратегии развития ННГУ - 2020 цель предпринимательского образования была определена следующим образом: «подготовка высококвалифицированных специалистов-творцов, обладающих качествами инноваторов-предпри-нимателей» [10]. Доля выпускников, прошедших обучение по предпринимательству, согласно показателям стратегии развития ННГУ, должна была к 2020 году составить 70%. Эта цель была успешно достигнута (рис. 1). К 2020 году базовое предпринимательскую подготовку (в т.ч. в сфере технологического предпринимательства) прошли около 1800 человек (72%) из 2500 выпускников очной формы обучения (всех уровней обучения, включая иностранных студентов).

Достижение поставленного целевого показателя развития обеспечила созданная в ННГУ система массового непрерывного инновационного предпринимательского образования «Студент - Аспирант — Научно-технический работник — Сотрудник МИП» (рис. 2), а также комплекс круглогодичных внеучебных мероприятий (рис. 3). В учебные планы большинства направлений подготовки бакалавров и специалистов была введена дисциплина «Основы предпринимательской деятельности» (72 ч.): с 2014 по 2020 г. её освоили более 3500 бакалавров. Дисциплину «Основы инновационной деятельности» (72 ч.) с 2014 по 2020 г. суммарно освоили более 1500 магистрантов. Курсы «Коммерциализация результатов НИОКР» и

«Проектирование инновационного бизнеса» были введены в учебные планы для подготовки аспирантов с целью ориентации будущих научных сотрудников на поиск практического применения результатов их научной деятельности. Студентам, аспирантам и молодым ученым, заинтересованным в открытии наукоемкого бизнеса, была предложена программа профессиональной переподготовки «Инновационное предпринимательство» (350 ч.), в рамках которой участники работали над собственными бизнес-проектами, имеющими наукоемкую составляющую, или над инновационным проектом научного коллектива ННГУ1. Специфика предпринимательского обучения заключалась в разработке новых, в т.ч. инновационных, подходов к подготовке образовательных материалов и методов обучения. Например, оказалось, что в таких программах значительную роль играет метод кейс-стади [1], развитие проектного мышления преподавателя и самого обучающегося. Важным аспектом в системе непрерывного предпринимательского обучения стало создание баз практик, в том числе в форме студенческих (молодежных) бизнес-инкубаторов, либо центров молодёжного предпринимательства. Их задачей стало оказание консультаций студенческим командам и их наставникам, а также поддержка молодёжных проектов после окончания базовых образовательных программ, помощь в выборе индивидуальных траекторий обучения (например, в подборе федеральных акселераци-онных программ).

Важной составляющей в системе массового предпринимательского образования стала система внеучебных мероприятий (рис. 3), направленных на активизацию и практическую апробацию компетенций инновационной дея-

тельности у обучающихся. В состав мероприятий были включены краткосрочные образовательные программы, конкурсы проектов в различных форматах («Иннобизнес» - в формате короткой презентации Elevator Pitch и «Ин-ноград», проводимый на специализированной web-платформе проектно-ориентированного обучения в течение 2.5 месяца в формате предаксе-лерационной программы [11]), фестивали и выставки («Иннофест»), консультации представителей научного и бизнес-сообществ (на базе студенческого бизнес-инкубатора «Интуиция» [12; 13]). Участие в данных мероприятиях помогало студентам и аспирантам приобрести компетенции, необходимые для работы в высокотехнологичном секторе экономики, а также развивать инновационные проекты, обращаясь к высококвалифицированной научно-технической и бизнес-экспертизе.

В реализации мероприятий по активизации молодежной инновационной деятельности участвовали различные подразделения университета, в том числе Центр инновационного развития медицинского приборостроения, студенческий бизнес-инкубатор «Интуиция» Института экономики и предпринимательства, лаборатория физических основ и технологий беспроводной связи радиофизического факультета и другие. Важно отметить, что в состав ядерной группы, реализующей как образовательные программы, так и комплекс внеучебных мероприятий, вошли сотрудники (как из числа профессорско-преподавательского состава, так и

учебно-вспомогательного персонала) экономического, финансового, радиофизического, химического, биологического, механико-математического, филологического факультетов (институтов), прошедшие специализированную программу профессиональной переподготовки. В процессе обучения преподаватели и сотрудники разрабатывали авторские курсы и учебно-методические комплексы по дисциплине «Основы инновационной деятельности» с учетом специфики базовой подготовки студентов. Те из преподавателей, которые имели личный опыт ведения стартапов или консультирования предпринимателей, основали в университете неформальный институт наставничества молодёжных проектов. Впоследствии в отдельных публикациях сотрудников ННГУ, непосредственно занятых в системе предпринимательской подготовки, были освещена специфика наставничества как новой формы преподавательской активности [14; 15]. К 2021 г. кадровый резерв сертифицированных преподавателей для обучения студентов по курсу «Основы инновационной деятельности» составил 42 человека.

Результаты

Исследование интереса обучающихся к предпринимательской деятельности проводилось до и после начала базового курса предпринимательской подготовки, встроенного в учебные планы обучающихся в виде соответствующих дисциплин. В исследовании приняли

Рис. 4. Оценка интереса обучающихся к открытию своего дела до начала базового курса предпринимательской подготовки

Рис. 5. Оценка эффекта базового курса предпринимательской подготовки со стороны обучающихся

Рис. 6. Оценка эффекта дисциплины по базовой предпринимательской подготовке в разрезе различных направлений подготовки и уровней обучения

участие 142 обучающихся, в т.ч. 33 чел., обучающихся на программе магистратуры, и 109 - на программах бакалавриата. Структура респондентов по направлениям образовательных программ составила: 19% — технические и точные науки, 11% — естественные науки, 25% — гуманитарные науки, 29% — общественные науки, 15% — экономические науки и менеджмент. Таким образом, наша выборка охватывала представителей всех базовых направлений подготовки кадров в ННГУ.

Предварительная оценка намерения обучающихся создавать свой бизнес до начала базового курса по предпринимательству демонстрировала сформированный (осознанный) интерес к подобным программам только у 50-60% обучающихся (рис. 4). Примечательно, что обучающиеся на программах магистратуры, по сравнению с обучающимися в бакалавриате, в меньшей степени желали работать в стартапах (48% против 57%), вкладывать свои усилия в прорывные идеи (51% против 61%) и даже пробовать создавать собственный бизнес (60% против 65%).

По итогам базового курса предпринимательской подготовки обучающиеся, прежде всего, отмечали роль полученных компетенций в их личном профессиональном становлении. Так,

по итогам опроса (рис. 5), у 19% появился интерес к дальнейшему профессиональному образованию в сфере предпринимательства, а 29% стали рассматривать возможность создания своего бизнеса. Положительным с точки зрения эффекта программы можно считать и ответ тех студентов, которые осознали, что предпринимательство не является их профессиональной траекторией (5%).

При этом около половины респондентов были готовы продолжать работу над проектами, создаваемыми в рамках обучения (рис. 6). Интересно, что в магистратуре по техническим направлениям подготовки на порядок выше оценивали практическую значимость дисциплин по предпринимательству (83% у магистров, 64% у бакалавров). Проведённый опрос также показал, что обучающиеся в магистратуре выразили желание дальше работать над проектом, который был разработан в рамках курса (ср. 36% у бакалавров и 83% у магистров). Работа над проектом (в рамках учебного и внеучебного процесса) способствовала расширению интереса обучающегося не только к своей профессиональной деятельности, но и к другим сферам занятости. При реализации проекта студентам приходилось взаимодействовать с командами других факультетов. Как показала

Шг, 2016 г. 2017i. 2018 J, ¡019 г, 2020 г.

Рис. 7. Доля выпускников, желающих открыть свой бизнес (по данным ежегодного мониторинга Центра карьеры ННГУ2)

практика инкубирования и акселерации молодёжных проектов, наиболее устойчивые и успешные результаты показывали проектные команды, в состав которых входили представители различных направлений подготовки (междисциплинарные и межфакультетские коллективы). Следует, однако, отметить, что междис-циплинарность развивалась не в рамках учебного процесса, а строилась на личных связях и постоянной коммуникации внутри преподавательского сообщества, получившего в ННГУ статус института наставничества в организации предпринимательской деятельности.

Анализируя результаты предпринимательского обучения в долгосрочном периоде, рассмотрим также результаты мониторинга Центра карьеры ННГУ, проводившего опросы выпускников университета о желании открыть свой бизнес сразу по окончании вуза (рис. 7). По данным мониторинга, в 2020 г. почти 7% выпускников стали рассматривать предпринимательство как возможную карьерную траекторию в ближайшей перспективе. Это существенно более высокий показатель по сравнению с предыдущими годами, достигнутый на фоне устойчивого роста интереса выпускников к открытию своего дела по окончании вуза.

Выводы

Обучение основам предпринимательской деятельности представляет собой комплексную задачу в связи с самой предметной областью. Компетентностный профиль обучающегося включает не только образовательную часть, связанную с передачей динамично меняющихся профессиональных знаний в правовой, управленческой и экономической сферах бизнеса, но также воспитание «мягких» компетенций и формирование мотивации к деятельности. Как показал опыт авторов при реализации подобных программ, формирование компетенций на всех трёх уровнях происходит только в процессе фактической деятельности. Вопрос выбора формы и методов обучения становится едва ли не ключевой проблемой в процессе практиче-

ской реализации подобных программ, в особенности если ожидаемым результатом программы является реальная инициативная деятельность со стороны обучающегося.

Качественное предпринимательское обучение является совмещением формального и неформального оборота знаний. Оно заключается не только в повышении общего уровня профессиональных компетенций обучающегося, но и в создании возможностей для регулярного решения нестандартных задач, в которых требуется генерация новых идей, развитие проектного мышления. При работе над собственными проектами у студенческих команд формируется готовность к открытию своего дела. Как показал опыт ННГУ, для создания комплексной системы предпринимательского обучения потребовалось не только создать многоуровневую систему предпринимательского обучения (от бакалавриата до аспирантуры), но и поддерживать получаемые результаты практической деятельностью в рамках комплексной программы внеучебных мероприятий. Важную роль сыграла в этом система наставничества - ведение проектных команд теми преподавателями вуза, которые имели личный опыт предпринимательской деятельности или консультирования старт-апов. Благодаря такому подходу происходила неформальная передача опыта предпринимательской, организационной и проектной деятельности, а также обеспечивалась циркуляция неформальных знаний внутри самих молодежных предпринимательских сообществ, демонстрирующих положительные и успешные примеры самостоятельной предпринимательской деятельности молодого человека.

Важным практическим результатом внедрения системы предпринимательского обучения в университете является возможность индивидуализации образовательных траекторий проектных команд и их лидеров. Неформализованная практическая работа над проектом осуществляется при поддержке наставников университета в рамках инновационной инфраструктуры вуза. Важную роль при этом играют неформальные сообщества, в том числе сообщество выпускников предпринимательских образовательных программ. Эффект от этих программ выражается в акселерации студенческих проектов, включении студентов в коммуникацию с региональным бизнес-сообществом и привлечении к решению задач «больших вызовов».

Примечания

1. Программа «Инновационное предпринимательство» реализуется в ННГУ с 1994 года, за этот период её освоили более 700 человек. Подробнее о

программе «Инновационное предпринимательство» см. описание на сайте факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки. https://fpk.unn.ru/innovatsionnoe-predprinimatelstvo/.

2. Подробнее см. http://www.unn.ru/site/about/ news/sam-sebe-rabotodatel

Список литературы

1. Кларк Б.Р. Создание предпринимательских университетов / Пер. с англ. А. Смирнова. М.: Изд. дом ГУ-Высш. школы экономики, 2011.

2. Грудзинский А.О. Концепция проектно-ориен-тированного университета // Университетское управление: практика и анализ. 2003. Т. 3. №. 26. С. 24-37.

3. Грудзинский А.О. Инновационный университет и его выпускник - инноватор // Социология образования. 2014. № 5. С. 45-54.

4. Etzkovitz H. Incubation of incubators: innovation as a triple helix of university - industry - government networks // Science and Public Policy. 2002. 29 (2). P. 115-128.

5. Unger M. The knowledge triangle between research, education and innovation - A conceptual discussion // Foresight and STI Governance. 2017. Vol. 11. № 2. P. 10-26.

6. Грудзинский А.О., Бедный А.Б. Инноватор -новая компетентностная модель выпускника университета // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2013. № 5 (2). С. 50-54.

7. Адизес И.К. Управление жизненным циклом корпораций. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015. 512 с.

8. Bosman L., Fernhaber S. Teaching the entrepreneurial mindset to engineers. Switzerland: Springer International Publishing, 2018.

9. Yi S., Duval-Couetil N. Interdisciplinary entrepre-neurship education: Exploring 10-year trends in student enrollment, interest and motivation // Entrepreneurship Education and Pedagogy. 2021. Vol. 4 (2). P. 100-118.

10. Стратегия развития Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского (Университета Лобачевского) до 2030 года. URL: http://www.unn.ru/ site/about/ofitsialnye-svedeniya-i-dokumenty/strategiya-2030.

11. Чепьюк О.Р., Шалыминов А.О. Практико-ориентированное обучение на базе web-технологий дистанционного образования (на примере web-платформы обучения предпринимательству в ННГУ iGeneration) // Открытое образование. 2014. № 4 (105). С. 80-83.

12. Чепьюк О.Р., Гинзбург М.Ю. К вопросу формирования инновационной инфраструктуры региона. Опыт студенческого бизнес-инкубатора НИУ ННГУ им. Н.И. Лобачевского // Инновации. 2014. № 4 (186). С. 23-27.

13. Чепьюк О.Р. Студенческий бизнес-инкубатор как часть инновационной системы университета // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2014. № 1-2. С. 326-331.

14. Ангелова О.Ю., Подольская Т.О., Чепьюк О.Р. Типология стилей профессиональной деятельности наставника // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2020. Т. 10. № 6. С. 220-228.

15. Прохорова М.В., Кравченко В.С., Пономарёва Л.Н., Чепьюк О.Р. Элементы профессиографического анализа деятельности наставника молодёжных предпринимательских проектов // Балтийский морской форум: Материалы VI Международного Балтийского морского форума: В 6 т. 2018. С. 415-422.

ENTREPRENEURSHIP EDUCATION IN A RESEARCH UNIVERSITY O.R. Chepyuk, A.B. Bedny, Yu.O. Plekhova

Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod

The authors share their experience in implementing a multi-level system of entrepreneurship training as part of the long-term development strategy of Lobachevsky University (UNN) over the period of 2012-2021. One of the key targets of the strategy, which was achieved by the UNN in 2020, was a 70% coverage of the university graduates with basic entrepreneurship training. Entrepreneurship education programmes were supplemented by a cycle of activities that were carried out in a systemic manner throughout the academic year. Such activities provided for the involvement of students in practical entrepreneurial and innovation activities, in regional business communities, and in the university's processes of commercialisation and technology transfer. The impact of entrepreneurship education on students and their attitudes towards entrepreneurship was regularly monitored at the UNN during 2014-2021. The main method of research was a survey of entrepreneurship students before and after the start of training programmes (their participation in respective activities). The analysis of the results showed the important role of entrepreneurship education in the students' early career guidance, as well as in the development of so-called «soft» competencies, the acquisition of which contributed to the graduates' awareness in choosing their future professional career paths.

Keywords: entrepreneurial university, entrepreneurship education, project-based learning, third mission, innovator.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.