Научная статья на тему 'Психологические аспекты готовности участников студенческого бизнес-инкубатора к инновационному предпринимательству'

Психологические аспекты готовности участников студенческого бизнес-инкубатора к инновационному предпринимательству Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
213
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / АДАПТОР / ИННОВАТОР / КОГНИТИВНЫЙ СТИЛЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ ТИП / INNOVATIVE ENTREPRENEURSHIP / ADAPTER / INNOVATOR / COGNITIVE STYLE / PROFESSIONAL PREFERENCES / ENTREPRENEURIAL CHARACTER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прохорова Мария Вячеславовна, Чепьюк Ольга Ростиславовна

Авторы статьи исследуют психологические аспекты способности и готовности студентов, обучающихся в студенческом бизнес-инкубаторе университета, к инновационной предпринимательской деятельности. В ходе исследования, в котором приняли участие 73 человека, оценивались профессиональные предпочтения и адапторско-инноваторский стиль. Обработка данных проводилась с помощью методов описательной статистики, непараметрического критерия Манн-Уитни, кластерного анализа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological aspects of willingness of students’ business incubator participants to be the innovative entrepreneurs

The authors investigate the psychological aspects of competencies and willingness of the students being trained in the business incubator of the university to be the innovative entrepreneurs. In the research, 73 people took part and were assessed at the point of entrepreneurial characteristics as well as at the point of adaptive-innovative style. The data processing was carried out by means of descriptive statistics methods, non-parametric Mann-Whitney test, cluster analysis.

Текст научной работы на тему «Психологические аспекты готовности участников студенческого бизнес-инкубатора к инновационному предпринимательству»

Психологические аспекты готовности участников студенческого бизнес-инкубатора..,

модульная программа квалификационных курсов «Теория и практика дистанционного обучения в условиях введения ФГОС» (10 учебных модулей), позволила на основе анализа профессиональных компетенций педагогов выявить актуальные направления курсовой подготовки, спроектировать индивидуальные образовательные маршруты поэтапного повышение квалификации в сфере применения дистанционных образовательных технологий в образовательной практике школы.

На основе анализа образовательных запросов обучающихся педагогами были выявлены актуальные направления развития курсовой подготовки школьников и разработаны первые учебные программы, реализация которых планируется с применением дистанционных образовательных технологий. В настоящее время созданные педагогические разработки проходят экспертизу в научно-методическом совете НИРО и планируются к экспериментальной апробации в 2014-2015 учебном году. Таким образом, в условиях совершенствования региональной системы дополнительного профессионального педагогического образования в направлении достижения эффекта профессионального развития педагогов, реализация модели

тьюторского сопровождения дистанционного повышения квалификации на основе проектирования индивидуальных образовательных маршрутов способствует повышению эффективности и продуктивности образовательного процесса, направленного на наиболее полное удовлетворение социальных заказов на обучение.

Библиографический список

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/ 70291362/

2. Гогоберидзе А.Г. Теоретические основы развития субъектной позиции студента в условиях высшего профессионально-педагогического образования: дис. ... д-ра пед. наук. - СПб., 2002. - 537 с.

3. Игнатьева Г.А. Деятельностное содержание профессионального развития педагога в системе постдипломного образования. - Н. Новгород: Изд-во НГЦ, 2005. - 342 с.

4. Шамова Т.И., Давыденко Т.М., Шибанова Г.Н. Управление образовательными системами / под ред. Т.И. Шамовой. - М.: Академия, 2002. - 384 с.

УДК 159.9:62

Прохорова Мария Вячеславовна

кандидат психологических наук

Чепьюк Ольга Ростиславовна

кандидат экономических наук Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского personalgerente@mail.ru, chepyuk@gmail.com

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОТОВНОСТИ УЧАСТНИКОВ СТУДЕНЧЕСКОГО БИЗНЕС-ИНКУБАТОРА К ИННОВАЦИОННОМУ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ

Авторы статьи исследуют психологические аспекты способности и готовности студентов, обучающихся в студенческом бизнес-инкубаторе университета, к инновационной предпринимательской деятельности. В ходе исследования, в котором приняли участие 73 человека, оценивались профессиональные предпочтения и адапторско-инноваторский стиль. Обработка данных проводилась с помощью методов описательной статистики, непараметрического критерия Манн-Уитни, кластерного анализа.

Ключевые слова: инновационное предпринимательство, адаптор, инноватор, когнитивный стиль, профессиональные предпочтения, предпринимательский тип.

Студенческие бизнес-инкубаторы являются составной частью инновационной инфраструктуры, развитие которой определено Распоряжением Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р «О стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 г.» [4]. В круг задач бизнес-инкубаторов высшего профессионального образования входят: выявление заинтересованных и способных к созданию своего бизнеса студентов; развитие предпринимательских компетенций у молодёжи вуза; помощь в генерации и коммерциализации инноваций; содействие формированию рабочих команд.

Психологическая готовность молодых людей к ведению инновационной предпринимательской деятельности предполагает наличие у них соответствующих психических качеств.

Важность изучения психологии предпринимательской деятельности впервые отметил Й. Шум-петер: «.осуществление новых комбинаций представляет собой особую функцию и привилегию людей, которых гораздо меньше, чем тех, которые в принципе имели бы такую возможность, а часто тех людей, которые на первый взгляд лишены такой возможности. Именно поэтому предприниматели являют собой особый тип» [7, с. 177]. В рабо-

© Прохорова М.В., Чепьюк О.Р., 2014 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 3

125

те М.В. Прохоровой, О.Л. Белоконь установлены ключевые психические детерминанты успеха предпринимателей: креативность, внутренняя мотивация, настойчивость в достижении цели, организаторские способности, нонконформизм, лидерские способности [2, с. 400].

Инновационные предприниматели должны стать агентами изменений в экономике и организациях. Теория адапторства-инноваторства М. Киртона позволяет рассматривать способность и готовность человека к выдвижению, развитию, поддержке принципиально новых идей [8]. В контексте данной теории инноваторство обусловлено относительно устойчивыми индивидуальными особенностями познавательных процессов человека, которые выражаются в стратегии использовании новых данных для установления новых структур. Адаптеры же вводят новые данные в уже существующие структуры.

Изучение психологических аспектов способности молодых людей к инновационной предпринимательской деятельности и готовности стать проводниками изменений в российской экономике послужило задачей данной работы.

Процедура исследования

Выборка испытуемых. В исследовании приняли участие 73 студента, которые проходили обучение и участвовали в конкурсах бизнес-инкубатора Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского (ННГУ им. Н.И. Лобачевского) [6]. Среди участников исследования были 66 женщин и 7 мужчин в возрасте от 18 до 27 лет, получающих высшее образование на 10 факультетах Нижегородского государственного университета.

Методы сбора данных. Оценка адапторско-инноваторского стиля проводилась с помощью методики «КА1МА», разработанной М.В. Прохоровой и А.Д. Терегуловой [3, с. 24-30] в соответствии с концепцией М. Киртона [8]. Тест включает 39 утверждений, с каждым из которых испытуемый выражает степень своего согласия по пятибалльной шкале, отметив выбранный вариант в соответствующем столбце. К тесту прилагаются женские и мужские нормы, представленные в десятибалльной шкале (стенах).

Для оценки профессиональных предпочтений использовался одноимённый опросник Дж. Холлан-да, адаптированный Г.В. Резапкиной [5]. Тест включает 30 пар профессий, которые поочерёдно сравниваются между собой. Полученные результаты переводятся в три стандартизированных балла, который показывают яркую, среднюю и слабую выраженность шести профессиональных типов: реалистического, интеллектуального (исследовательского), артистического, социального, предпринимательского и конвенционального (офисного).

Обработка данных и обсуждение полученных результатов

При обработке данных, полученных по тесту «КА1МА», использовалась описательная статистика. Определение структуры профессиональных предпочтений проводилось с использованием непараметрического критерия Манна-Уитни и кластерного анализа. Для обработки данных использовался пакет 10.0».

Адапторско-инноваторский когнитивный стиль. Участники студенческого бизнес-инкубатора проявили среднюю выраженность адапторско-инновоторского когнитивного стиля, что следует из показателей первичной описательной статистики. Среднее выборочное значение, мода и медиана составляют норму, приближаясь к её верхней границе (табл. 1).

Студенты, обладающие такой выраженностью когнтивного стиля, по-разному рассматривают новые данные и решают проблемы, не проявляя тяготения только к поиску путей усовершенствования уже имеющихся концепций или разработке принципиально новых идей. Участники студенческого бизнес-инкубатора могут стать «мостиком» или связующим звеном между крайними адапторами и крайними инноваторами, которым трудно договориться и сработаться друг с другом. Готовностью самостоятельно искать новые проблемные области и стимулировать изменения обладает лишь малая часть данной группы студентов (рис. 1), которые могут стать лидерами бизнес-проектов. На распределении адапторско-инноваторского стиля студентов, которое близко к нормальному, можно выде-

Показатель п=73

Среднее арифметическое 6,192

Стандартная ошибка среднего арифметического 0,254

Мода 7,000

Медиана 6,000

Стандартное отклонение 2,171

Асимметрия -0,221

Стандартная ошибка асимметрии 0,281

Эксцесс -0,190

Стандартная ошибка эксцесса 0,555

Критерий Колмогорова-Смирнова 0,111

Таблица 1

Описательная статистика выраженности адапторско-инноваторского когнитивного стиля

Психологические аспекты готовности участников студенческого бизнес-инкубатора...

Ожнд

2 4 6

Уровень выраженности адапторско-инноваторского стиля

Рис. 1. Распределение участников студенческого бизнес-инкубатора на континууме адапторско-инноваторского стиля

лить незначительную правостороннюю асимметрию.

Профессиональные предпочтения. Предпринимательский профессиональный тип получил третий ранг на выборке участников студенческого бизнес-инкубатора после артистического и социальных типов (таблица 2).

Использование непараметрического критерия Манна-Уитни позволило установить достоверно значимые различия между выраженностью предпринимательского и артистического типа (р=0,018), который получил первый ранг. Значимые различия обнаружены между предпринимательским и тремя профессиональными типами, получившими соответственно четвёртый, пятый и шестой ранги. Предпринимательский тип отличается от интеллектуального на уровне значимости р=0,05, от реалистического и конвенционального на уровне значимости р=0,01. Достоверных различий между выраженностью предпринимательского и социального типов не обнаружено (р=0,422).

Использование метода кластерного анализа позволило выделить два кластера профессиональных типов участников студенческого бизнес-инкубатора (рис. 2).

В первый вошли три профессиональных типа, получившие наибольшие баллы (артистический, социальный, предпринимательский); второй кластер образован тремя типа с меньшими баллами (реалистический, интеллектуальный и конвенциональный). Следует отметить, что в соответствии с теорией Дж Холлан-да [1, с. 12] профессиональные предпочтения участников студенческого бизнес-инкубатора однородны.

Участники бизнес-инкубатора в наибольшей степени ориентированы на художественное творчество, актёрскую деятельность, им интересна работа с людьми, организация групповых мероприятий, обучение, воспитание, оказание помощи. В данных сферах они готовы проявлять предпринимательские способности (рисковать, участвовать в соревновательной деятельности, управлять проектами и людьми, вести рекламные кампании). Участие в работе бизнес-инкубатора даёт студентам возможность проявить себя, пройти обучение в открытой, свободной от условностей форме, сформировать навыки сотрудничества и понимания других людей, проявить свои вербальные способности. Выделенная триада (три профессиональных типа) способствует формированию первичных

Таблица 2

Меры центральной тенденции профессиональных предпочтений участников студенческого бизнес-инкубатора

Профессиональный тип Среднее значение Ранг среднего Медиана Мода Стандартное отклонение

Реалистический 4,24 5 4,00 4,00 1,76

Интеллектуальный (исследовательский) 4,50 4 5,00 5,00 1,93

Артистический 6,38 1 7,00 8,00 2,36

Социальный 5,73 2 6,00 6,00 1,78

Предпринимательский 5,49 3 5,00 5,00 1,94

Конвенциональный (офисный) 3,63 6 3,00 2,00 2,32

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 3

127

Рис. 2. Дендрограмма профессиональных предпочтений участников студенческого бизнес-инкубатора.

Р - реалистический, И - интеллектуальный (исследовательский), К - конвенциональный (офисный), А - артистический, С - социальный, П - предпринимательский

предпринимательских навыков у студентов в ходе обучения и работы в бизнес-инкубаторе, но такое сочетание не позволяет обеспечить запуск большого числа новых бизнес-проектов. С одной стороны, для этого необходимо подбирать для обучения в бизнес-инкубаторе студентов с высоким уровнем потребности в достижениях, материальном благополучии, склонности к риску, амбициозных, а с другой, - развивать в ходе тренингов и проектных заданий лидерские и организаторские способности.

Заключение

Студенты, проходящие подготовку в бизнес-инкубаторе, обладают средним уровнем выраженности адапторско-инноваторского когнитивного стиля. Предпринимательский тип входит в профессиональные предпочтения участников студенческого бизнес-инкубатора, но не является лидирующим. Отсюда следует, что в большинстве своём студенты, обучающиеся в бизнес-инкубаторе, готовы к инновационному предпринимательству на уровне, незначительно превышающем средний.

Возможности для вывода студенческих бизнес-проектов на посевную стадию и обеспечения их успеха в дальнейшем лежат в нескольких направлениях.

Во-первых, в формировании команд, где лидирующие позиции займут студенты, обладающие максимальной выраженностью инноваторского стиля и предпринимательского типа. Эти лидеры смогут при содействии кураторов бизнес-инкубатора повести за собой команды.

Во-вторых, в использовании преимущественно активных методов обучения (тренингов и мозговых штурмов), в ходе подготовки будущих предпринимателей из числа студентов, что позволит развить

как лидерские, так и креативные способности участников бизнес-инкубатора.

В дальнейшем при организации обучения в студенческом бизнес-инкубаторе следует отбирать студентов, обладающих высоким или выше среднего уровнем инноваторства и доминированием предпринимательского типа.

Библиографический список

1. Воробьёв А.Н., Сенин И.Г., Чирков В.И. Опросник профессиональных предпочтений. Руководство. -Ярославль: НПЦ «Психодиагностика», 1997. - 22 с.

2. ПрохороваМ.В., Белоконь О.Л. Психические детерминанты эффективной предпринимательской деятельности // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2013. - № 5 (1). - С. 396-402.

3. Прохорова М.В. Бизнес-планирование в деятельности психолога. - Нижний Новгород: Нижегородский гос. ун-т им. Н.И. Лобачевского, 2013. - 52 с.

4. Распоряжение Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р «О стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 г.»

5. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии. - М.: Генезис, 2010. - 208 с.

6. Студенческий бизнес-инкубатор ННГУ им. Н.И. Лобачевского [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://innoforum.unn.ru/sbi/ (дата обращения 11.04.2014).

7. Шумпетер Й. Теория экономического развития (Исследование предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры). - М.: Прогресс, 1982. - 455 с.

8. Kirton M.J. Adaptors and innovators: a description and measure // Journal of Applied Psychology. - 1976. - P. 622-629.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.