ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ РИСК КАК ДВИГАТЕЛЬ ЭВОЛЮЦИИ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ
А.Ю. ЮДАНОВ,
д.э.н., профессор
кафедры "Экономической теории" Финансовой академии при Правительстве РФ
Риск и предпринимательство
У любого бизнесмена риск традиционно вызывает ощущение опасности. Возможность срыва планов и неблагоприятного развития событий способна заставить отказаться от самых заманчивых проектов. Не случайно изощренные методики контрактации, диверсификация производства и рынков сбыта, страхование, хеджирование и многие еще более рафинированные инструменты поставлены на службу сокращения рисков. А если последнее невозможно, то нацелены хотя бы на минимизацию их последствий для данного предприятия.
Между тем после выхода в 1921 г. классической работы Фрэнка Найта "Риск, неопределенность и прибыль" в экономической теории определен подход, ставящий в зависимость от предпринимательского риска главный мотив рыночной активности -возможность получения прибыли. Уточним: говоря о прибыли, теоретики имеют в виду вовсе не ту величину, которая указывается в бухгалтерских отчетах. Ведь в последней неявно присутствуют другие факторные доходы и прежде всего - процент на вложенный в дело капитал.
Что останется от бухгалтерской прибыли, если из нее вычесть процент, который можно было бы получить, вложив капитал не в фирму, а в безрисковые активы? Если, кроме того, убрать из нее зарплату, которую должен был бы выплачивать себе владелец как топ-менеджеру компании? Очень часто после подобных вычетов от первоначальной суммы остается минимум.
Все дело в жесткой конкуренции, неизбежно сводящей к нулю "очищенную" прибыль на устоявшихся рынках. Действительно, там, где ситуация понятна участникам, где нет недостатка информации, предпринимателю как таковому делать нечего. Здесь нужен капиталист для вложения средств. Нужен профессиональный наемный менеджер, чтобы грамотно организовать бизнес. Разумеется, нужны рабочие, земля, контакты и т.п. Соединения перечисленных необходимых факторов производства достаточно, чтобы создать и вывести на рынок готовый продукт. А вот предприниматель на безрисковом рынке не нужен. Если всем и так ясно, что делать, его функция отпадает.
К тому же в описанных условиях конкурентная цена - та предельно низкая величина, до которой фирме приходится снижать свои запросы под давлением соперников - должна обеспечить оплату услуг всех перечисленных факторов производства ... и ничего больше. Ведь стоит хоть немного повысить цену по сравнению с минимумом, абсолютно необходимым для того, чтобы поставить товар на рынок, и покупатель уйдет к тому из конкурентов, который такого завышения цен не допустит. В итоге на полностью безрисковом рынке предприниматель не только функционально не нужен, но и причитающейся ему прибыли просто неоткуда взяться.
Напротив, собственно предпринимательская прибыль, которую своими верными решениями, принятыми в условиях нехватки информации, создал руководитель предприятия, "вырастает из органической, абсолютной непредсказуемости хода событий, из того элементарного грубого факта, что порой не только нельзя предвидеть результаты чело-
Фрэнк Найт актуален и сегодня
веческой деятельности, но даже вероятностные расчеты по их поводу невозможны и не имеют смысла".1 Этот широко цитируемый тезис Ф.Х. Найта если и подвергся некоторой коррекции за прошедшие с его написания 85 лет, то отнюдь не в смысле отрицания неразрывной связи между природой предпринимательской деятельности и необходимостью несения рисков.
Как же принимается верное решение в условиях, когда "правильным образом" его вычислить заведомо невозможно? Что играет здесь главную роль: случай, везение, интуиция, уникальные личные способности? Ответить на такие вопросы может лишь сам предприниматель, причем лишь задним числом и не обязательно точно (как соблазнительно, например, убедить себя в том, что успех явился результатом не слепой случайности, а мудрого предвидения). Важно, что крупная удача всегда является следствием принятия на себя экстраординарного риска, какими бы мотивами не руководствовался предприниматель. Роль риска в жизни отдельного предприятия и экономики в целом, следовательно, не сводится к связанным с ним опасностям, но представляет собой условие подлинного развития.
Актуальность этих известных теоретических положений неожиданно впечатляющим и масштабным образом подтверждает современная российская практика. В 2003-2006 гг. в Финансовой академии при Правительстве РФ было проведено эмпирическое исследование конкуренции в России. На первом этапе изучалось несколько отраслей, "модельных" с точки зрения степени интенсивности конкурентных процессов (банковский сектор, фармацевтика, кондитерская промышленность), и фирм, "знаковых" для отдельных направлений бизнеса. В итоге были выделены "типовые черты успеха" на сегодняшнем рынке страны. На втором этапе проанализировалась деятельность более 50 наиболее успешных фирм из разных отраслей экономики.2 При этом авторы смогли убедиться в исключительном системообразующем значении предпринимательского риска в общем процессе развития молодой рыночной экономики России.
В самом деле, "тупики бесприбыльности", предрекаемые теорией для устоявшихся конкурентных рынков, в изобилии встречаются в нашей стране. За исключением немногочисленных лидеров, фирмы, занятые выпуском обычной массовой продукции, в последние годы ощутили, что эта привычная деятельность больше не приносит прибылей и не создает возможностей роста.
Выпуск многих популярнейших лекарств (цитрамона, анальгина, ацетилсалициловой кислоты, аскорбиновой кислоты, активированного угля, корвалола, парацетамола, нитро-сорбида и др.) загоняет их производителей в замкнутый круг. Эти лекарства изготовляются многими фирмами и из-за острейшей конкуренции продаются по минимальным ценам. Причем быть не острой конкуренция на этом сегменте рынка просто не может: под давлением более современных импортных препаратов он сжимается как шагреневая кожа. Низкие доходы производителей, в свою очередь, не позволяют им осуществить инвестиции, необходимые для ухода из неперспективной сферы деятельности.
Но даже если удается организовать выпуск российских аналогов современных лекарств, это, как правило, радикально не улучшает ситуацию. Лекарственные препараты данного типа (так называемые дженерики) действительно востребованы рынком. Но практически на каждый вновь освоенный препарат находится более дешевый аналог из Индии или Турции. Да и внутрироссийские конкуренты не дремлют. Действует парадоксальное правило: самые распространенные, заведомо нужные, имеющие стабильный и предсказуемый объем сбыта лекарства не приносят их производителям прибыли.
Практически то же характерно для поштучно упакованных шоколадных конфет, столь популярных в России. Рынок буквально переполнен многочисленными товарными марками, в которых (за исключением наиболее известных советских брендов) потребитель ориентируется крайне плохо. Фактически речь идет о конкуренции продуктов, неразличимых в рамках своей товарной категории. Ничего хорошего такое позиционирование большинству вовлеченных в конкуренцию фирм, естественно, не предвещает. С одной стороны, их продукции трудно противостоять известной оригинальной марке (настоящему "Мишке косолапому", "Трюфелю" или "Белочке"). Права на эти по-прежнему пользующиеся спросом у большинства покупателей названия, как правило, принадлежат ведущему холдингу отрасли - фирме "Объединенные кондитеры". С другой стороны, угрожает ценовая конкуренция прочих клонов тех же конфет (причем не только российских, но и отличающихся своей дешевизной украинских).
1 Найт, Ф.Х. Риск, неопределенность и прибыль, М.: Дело, 2003, с. 294.
2 Полностью исследование опубликовано в книге: "Опыт конкуренции в России. Причины успехов и неудач", под ред. А.Ю. Юданова, М.: КНОРУС, 2007.
Риск как предвидение вероятного успеха или непредсказуемость по Найту
Тупики бесприбыльности или когда господствует банальность
Призрак бесприбыльности витает не только над рутинными операциями фирм рассмотренных нами отраслей. Нечто схожее обнаружили также другие группы исследователей, изучавшие процесс развития российских фирм в последние годы. Например, выводы, полученные в рамках проекта "Неизвестный русский бизнес" (журнал "Эксперт"), весьма сходны с нашими. В сущности, сложилась предсказанная теорией ситуация: на открытых рынках сравнительно просгыхпродуктов вторжение конкурентов (в данном случае - китайскихтоваров) принесло с собой бесприбыльность или даже убыточность для действующих там российских фирм.
Однако наш анализ эмпирического материала дал не только неутешительные результаты. Наряду со сложным положением большинства фирм, не выходящих за пределы "привычного" бизнеса, выявились многочисленность, размах и поразительная продуктивность асимметричных ответов отдельных компаний на формирование конкурентных тупиков. При этом успех сопутствовал фирмам, радикально ломавшим устоявшиеся на рынке правила игры и сознательно вступавшим на почву неопределенности и риска.
Феномен экспоненциального роста
В банковском секторе наиболее известным примером такого рода явилось формирование банком "Русский стандарт" и последовавшими за ним кредитными институтами нового субрынка экспресс-кредитования населения. Именно банки, занятые потребительским кредитованием, образуют к настоящему времени наиболее быстро растущую группу коммерческих банков страны.
Случай "Русского стандарта" примечателен наличием характерных черт, если и не полностью, то хотя бы частично повторяющихся в опыте других российских предприятий, добившихся в последние годы наибольших успехов.
В контексте обсуждаемого в настоящей статье круга проблем они сводятся к следующему.
График роста активов банка "Русский стандарт" представлен одновременно в обычном и в полулогарифмическом масштабе (на рис. 1). На левой панели (обычный масштаб) наглядно виден динамизм "Русского стандарта". Всего за пять лет он практически с нуля смог превратиться в заметного даже по мировым стандартам игрока с активами более 4 млрд долл. в 2005 г. и прогнозными перспективами до 10 млрд долл. в 2006 г.
Феноменально быстрый рост, тяготеющий к экспоненциальному закону
313500
300000
250000
200000
150000
100000
50000
41780
2294 0
2001 2002 2003 2004 2005 2006*
1000000
100000
10000
2294
1000
100
10
1
313500
112141
15631
— ою С/1 0,9865х
у = 818,54е Я2 = 0,9997
2001 2002 2003 2004 2005 2006*
* Пересчет данных за 1 полугодие на весь2006г.
Источник: Официальная информация банка "Русский стандарт"
Рис. 1. Динамика совокупных активов банка "Русский стандарт" (млн руб., на конец года)
Полулогарифмическая шкала (правая панель) демонстрирует, что этот рост проходил по практически идеальной экспоненте.1 Дело в том, что в таком масштабе экспоненты выглядят как прямые линии. А динамика роста активов "Русского стандарта", как видно на графике, без малейших отклонений укладывается именно на прямую, словно прочерченную по линейке. Точнее, динамика совокупных активов банка практически сливается с экспоненциальным трендом y = 818,54e09865x. Величина достоверности аппроксимации и вовсе неправдоподобно велика R2 = 0,9997 (три девятки после запятой!!!).
Факт этот имеет, на наш взгляд, принципиальное значение. Трудно поверить в случайное появление феномена экспоненциального роста. Дело в том, что обычно объемы реализации фирмы 2 - это величина, подверженная исключительно сильным флуктуациям. На нее влияют колебания общенациональной и отраслевой конъюнктуры, изменения цен, проведение рекламных акций, динамика изменения сбытовой сети и многое другое. Причем имеют значение не только действия самой фирмы, но ее конкурентов. Попросту говоря, реальные объемы продаж постоянно "прыгают", отклоняются то в ту, то в другую сторону под влиянием многочисленных факторов. Эта непредсказуемость динамики продаж известна тысячам практиков, именно она является обычным правилом ведения бизнеса.
Но коль скоро "точная" экспонента в развитии ряда фирм все-таки появляется (далее будут приведены аналогичные примеры по другим фирмам), логично считать, что возникает она не "на пустом месте". Для того, чтобы этот феномен хотя бы в некоторых случаях проявил себя, необходимы особые условия. Ведь экспоненты обычно появляются при лавинообразных процессах, когда самоускоряющееся развитие не испытывает нехватки в подпитывающих его ресурсах. Именно это происходило, по-видимому, когда острейшая потребность населения в потребительских кредитах нашла возможность
удовлетворения в предложениях банка "Русский стандарт".
Первоистоком поразительного успеха "Русского стандарта" и его последователей было наличие огромного нереализованного спроса на потребительские кредиты. Иными словами, успех "Русского стандарта" не был результатом махинаций (неважно, нелегальных или дозволенных несовершенным законом), как это было с не менее стремительным возвышением многих олигархических группировок, а прямо следовал из рыночного успеха предложенных им услуг. В этом смысле можно говорить о честной, "белой" основе его бизнеса, связанного с удовлетворением реальной потребности потребителей. Напрашивается предположение о связи успеха банка (и аналогичных ему фирм) с наличием в российской экономике свободных ниш, буквально ждущих появления привлекательного предложения.
Следующая достойная упоминания черта опыта "Русского стандарта" состоит в осознанном стремлении занять определенную нишу на рынке. Другими словами, успех в данном случае никак нельзя списать ни на случайность, ни на стихийное развитие событий. Основатель фирмы, Рустам Тарико - не имеет корней в банковском бизнесе. Он приобрел известность как владелец фирмы "Руст Инкорпорейтед", контролирующей около 60% рынка дорогого алкоголя в России.
Создание им узкоспециализированного банка (кроме потребительского кредитования банк "Русский стандарт" ничем не занимается) - бесспорный результат определенного видения (Vision) общеэкономической ситуации в России. В стране еще не существовало экспресс-кредитования, а банк "Русский стандарт" сразу заявил о себе как крупный оператор соответствующего рынка. Заранее готовились компетенции, необходимые для "конвейерной" обработки заявок на кредитование. В частности, была проведена весьма трудоемкая русификация технологии скоринга, выстраивались партнерские отношения с магазинами, торгующими бытовой техникой и т. п.
Мало того, что "Русский стандарт" старался освоить совершенно новый сегмент рынка, что всегда чревато непредвиденными опасностями. Он одновременно ввязывался в острейшую конкурентную схватку, где расстановка сил была не в его пользу. Ведь его конкурентная позиция заведомо была бы слабее позиции "Сбербанка". Действительно, ни один другой российский банк не мог бы предоставлять кредиты под столь же низкий процент, как "Сбербанк", и ни один другой банк не мог бы так при-
Спрос ожидает предложение (честный бизнес)
Планирование успеха и упреждающее развитие компетенций
Готовность
к экстремальному риску экспериментатора
1 Здесь и в дальнейшем мы имеем в виду широкую трактовку этого термина: у=аевх , а не у=ех.
2 Именно продажи мы используем как мерило масштабов бизнеса для промышленные, сервисных и торговых фирм; для банка наиболее близкой аппроксимацией являются активы.
близиться к потребителю в географическом отношении (у "Сбербанка" неизмеримо более широкая сеть отделений, чем у любого конкурента).
Постфактум известно, что "Русский стандарт" добился успеха, сумев использовать ахиллесову пяту противника (крайнюю бюрократизацию процесса выдачи средств в "Сбербанке") и нейтрализовав собственные слабости. Но какому риску он подвергал себя, ввязываясь в схватку!
В той или иной степени все упомянутые черты рыночного успеха "Русского стандарта" проявились и у других "быстрых" компаний. Менее известный, чем "Русский стандарт", но не менее впечатляющий пример того же рода из банковской сферы - успех "Национальной факторинговой компании" ("НФК"). В данном случае налицо и стремительный рост, и немыслимо идеальная экспонента (рис. 2). Впечатляют и абсолютные размеры достижений - рост активов с 20 млн долл. в 1999 г. до 1,5 млрд долл. в 2005 г.
В основе триумфа "НФК" - выявление острой потребности, неудовлетворенной стандартными кредитными продуктами. Факторинг позволяет фирмам, не имеющим имущества, которое может быть представлено в залог банку для получения обычного кредита, получать средства без залога. А это - как знает в России каждый практик - болевая точка многих и многих отечественных предприятий (в особенности малых и/или быстрорастущих). Так что опять налицо честный бизнес в нашем понимании этого слова.
* Оценка
Источник: Официальная информация "НФК"
Рис. 2. Динамика роста оборота "НФК" (млн долл.)
Не вызывает сомнений также "плановый" характер успеха: материнская компания "НФК" - Финансовая корпорация "Уралсиб" - искала перспективные ниши ведения бизнеса сразу в нескольких новых направлениях и немедленно превращала их в автономные фирмы, как только намечался успех. Именно так уже после взлета "НФК" произошло, например, с "Лизинговой компанией Уралсиб", которая за один 2004 г. нарастила свои активы в 32 (!) раза.
Характерна для "НФК" и готовность к несению экстремального риска. Хорошо известно, что до ее вступления в бизнес факторинг имел в России репутацию инструмента теневых махинаций. Именно ими занимались фирмы, величавшие себя факторинговыми компаниями. Попытки же внедрения подлинного факторинга (например, предпринятая в 1991 г. "Токобанком") успеха не имели.
Очень похожие процессы наблюдались и в других отраслях, подвергнутых углубленному изучению. В фармацевтике, в частности, "быстрые" фирмы появились на субрынке биологически активных добавок (БАД). Развал советской системы медицинского обслуживания сделал для значительной части российского населения недоступным получение качествен-1000 ных врачебных рекомендаций. В этих условиях спрос неизбежно должен был сместиться в сторону самолечения. Соответственно, повышенным спросом стали пользоваться БАДы, фитопрепараты, иммуномодуляторы.
Целая группа производителей БАД: "Эвалар", "Диод", "Фора Фарм", "Мерцана" - заполнила рыночный вакуум, обеспечив себе сказочный рост. "Эвалар", например, увеличила объемы продаж за 1998-2005 гг. в 42 раза. А общим итогом ориентации производителей БАД на пустовавшую нишу стали победы в борьбе с иностранными конкурентами. Если на рынке лекарств положение отечественных производителей близко к катастрофическому (более 3/4 рынка занято импортом), то на рынке БАД ситуация обратная. В первом полугодии 2005 г. отечественные фирмы контролировали 63% рынка БАД по стоимости и 73% по натуральной форме.1 Во многом аналогичная картина существует и на рынке "неортодоксальных" лекарств - иммуномодуляторов. Более 73% этого рынка контролируется российскими производителями.2
Можно продолжить перечень примеров и применительно к кондитерской промышленности. Наиболее успешным "асимметричным ответом" на вторжение на данный рынок могущественной швейцарской ТНК "Нестле", купившей самарскую кондитерскую фабрику "Россия", явилась стратегия компании "Коркунов", повторенная позже рядом других компаний. Создав сегмент рынка конфет премиум-класса, соответствующих нашим национальным кулинарным предпочтениям, "Коркунов" обеспечил себе одиннадцатикратный рост продаж (с 10 млн долл. в 2000 г. до 110 млн долл. в 2005 г.). Для сравнения: рост продаж самой "России" за тот же период был примерно двукратным.
Насколько типичны все эти примеры? Встречаются ли схожие "истории успеха" на других рынках, за пределами подробно рассмотренных отраслей? Ответ на эти вопросы (к которым склоняется и автор), неожиданно оптимистичен: в сегодняшней российской экономике существуют целые "кусты" фирм, стремительно растущих по закону, близкому к экспоненциальному.
На рис. 3. представлены примеры "быстрых" компаний, выявленных в рамках исследования (все панели даны в полулогарифмическом масштабе). Фирма "Диэлектрические кабельные системы" обнаружила неудовлетворенную потребность компаний в нормальном оборудовании офисных помещений, конкретнее, в современных коллекторах для многочисленных проводов, соединяющих офисную технику. Их импорт был неэффективен из-за транспортных расходов (по существу, приходилось возить "воздух" - полые пластмассовые трубки). Результатом верного выбора ниши стало почти полное вытеснение импорта с рынка и десятикратный рост продаж за 2000-2005 гг.
Об успехах этого небольшого предприятия, производящего далеко не жизненноважную продукцию, вряд ли стоило бы говорить, если бы оно не было типичным для целой группы компаний, обслуживающих потребности нормального ведения бизнеса. Фирма "СПСР-Экспресс" выросла в национального лидера экспресс-почты (десятикратный рост за 2002-2005 гг. всего за три года!) потому, что стала возить ценные отправления даже в маленькие поселки (чего мощные иностранные конкуренты не делали). Компания "Прагматик-ЭКСПРЕСС" увеличилась в 46 раз за 2000-2004 гг. благодаря тому, что освоила торговлю канцелярскими принадлежностями по каталогам, что весьма удобно для офисов. А рост знаменитой "1 С" (программные продукты для управления предприятием) в 1999-2005 гг. был восьмикратным.
Примером другой типичной группы "быстрых" компаний может служить производитель обуви "Ralf Ringer". Он нацелил свою продукцию на среднеобеспеченного российского потребителя - нижнюю часть "среднего класса" и примыкающих к ней более бедных слоев и обеспечил для них оптимальное соотношение цена-качество, быстрое обновление ассортимента и т.п. Итогом стало стократное расширение выпуска обуви за 1995-2006 гг. И произошло это на фоне умирающей, буквально раздавленной импортом отечественной обувной отрасли! Дорогого стоит и одиннадцатикратный рост продаж "Глория джинс" в столь же гибнущей швейной отрасли. В общем списке "быстрых" фирм, ориентированных на небогатых, но, вырвавшихся из нищеты россиян, значатся отечественные производители соков, пельменей, мороженого, мягкой мебели, организаторы аттракционов для детей и многие другие.
Экспоненциальный рост в нефинансовом секторе
Вехи историй успеха
1 Данные "Фармэксперт".
2 Подробнее см. "Ремедиум", N»9, 2005, с.47 и далее.
А) "ДКС" (продажи, млн долл.)
Б)"Вымпелком" (продажи, млн долл.)
40
30
20
10
3000
2000
1000
2146,7
1335,6
285,7
779,6
427,9
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2000 2001 2002 2003 2004 2005 В) "Топ-Книга" (продажи, млн долл.) f)"Ralf Ringer" (реализация, млн пар)
2150
200
100
-13,6 2000
2000
1500
1000
500
220
20 30
60
110
180
330
2001 2002 2003 2004 2005 2006
ю сое-сооо^с^со^юсс
о ооооооооооо
аг ооооооооооо
^N ^N^N^N^N90909090909090
Рис. 3. Примеры роста "быстрых компаний"
Наконец, третья группа выявленных "быстрых" фирм работает одновременно на обе названные выше перспективные группы клиентов: обслуживает собственные нужды бизнеса и одновременно обеспечивает товарами и/или услугами "подшерсток" формирующегося среднего класса. В самом деле, успехи сотовых операторов (на рис. 3 показан одиннадцатикратный рост "Вымпелкома" в 2000-2005 гг.) явно опирались как на частных, так и на корпоративных клиентов. Розничные сети также являются "слугами двух господ". В качестве примера на рис. 3 приведена оптово-розничная книготорговая фирма "Топ-Книга" с ее немыслимо точной экспонентой двадцатитрехкратного роста за 6 лет (с тем же успехом это место могли бы занять
и "Пятерочка", и "Евросеть", и аптечная сеть "36,6"). Сети выигрывают и за счет покупателей, и за счет поставщиков, для которых создают крайне привлекательный канал сбыта.
Обратим внимание на то, что экспоненциальный рост "сотовиков" начался после кризиса 1998 года, который "встряхнул"1 их и заставил перейти от стратегии снятия сливок (продажи услуг сотовой связи по завышенным ценам исключительно высокообеспеченным россиянам) к работе на массовом рынке по демократичным ценам. А успех розничных сетей состоялся не раньше, чем появились сетевые магазины с доступными для массовых клиентов ценами. То есть в обоих случаях налицо прямая связь "выхода на экспоненту" с нахождением масштабной неудовлетворенной потребности.
Примеры, подобные приведенным, многочисленны. Всего в наше поле зрения попали более пяти десятков российских компаний, обеспечивших за последние 5-7 лет средний долгосрочный рост объемов реализации на уровне, не меньшем, чем в 30-40% годовых. Это эквивалентно как минимум пятикратному увеличению продаж за 6 лет, но достаточно много и примеров 10, 20 и даже восьмидесятикратного роста. Если учесть выборочный характер проведенного поиска, то речь явно идет лишь о вершине айсберга. Сравнительная многочисленность2 "быстрых" компаний говорит о наличии в российской экономике серьезного потенциала сверхбыстрого роста.
И опять подчеркнем: все описанное было бы совершенно невозможно без готовности фирм принять на себя экстраординарный предпринимательский риск.
Зададимся вопросом: чем российская банковская система образца 2005 г. принципиально отличается от нее же образца 1999 г.? Если отвлечься от деталей, то ответ очевиден: главное отличие состоит в становлении целой индустрии потребительского кредитования.
Поставим тот же вопрос применительно к розничной торговле. И ответ будет состоять в том, что за прошедшие годы на рынке утвердилось господство сетевых магазинов (супермаркетов, гипермаркетов, дискаунтеров и т.п.). Именно они положили конец безраздельному господству мелкооптовых рынков в качестве места, где совершала закупки основная часть населения страны.
В сфере связи главное новшество - превращение сотовой телефонии в массовое явление, буквально изменившее образ жизни целых социальных слоев и возрастных групп. Подобные примеры легко можно продолжить. При этом в эпицентре отраслевых эволюционных сдвигов практически каждый раз оказываются "быстрые" компании знакомого нам типа.
Рискнем сделать и более широкое обобщение. Что вообще качественно улучшилось на микроуровне российской экономики за период, истекший с памятного кризиса и дефолта 1998 г.? На наш взгляд, позитивные сдвиги наблюдаются в основном в тех двух крупных сферах, где сосредоточена основная масса "быстрых" фирм. А именно, улучшилась инфраструктура ведения бизнеса и появилось производство, ориентированное на "субсредний класс", т.е. фактически на социальный слой, в котором сосредоточены непривилегированные носители реформ, их "тягловая сила".
В самом деле, в 90-е годы прошлого столетия рыночная экономика России не имела сложившихся классических характеристик. Нормальное обеспечение бизнеса, та его инфраструктура, которая существует во всем мире, у нас полностью отсутствовала. Лизинга - нет, факторинга - нет, средств автоматизации и управления фирмой - нет, рекрутинга - нет и т.д. Да что там рекрутинг, - нормальных каналов сбыта, и тех не было!
И одновременно не было товаров и услуг для ключевых работников нижнего и среднего звена, для костяка занятых на фирмах. Вклад "быстрых" компаний в устранение этого нетерпимого состояния исключительно велик. За очень короткий срок страна получила пусть не развитую, но, несомненно, существующую инфраструктуру ведения бизнеса и освоила хотя бы по части позиций выпуск потребительских товаров для россиян со средним уровнем достатка.
Предпринимательский риск и эволюция российской экономики
1 Напомним о массовой сдаче трубок клиентами и их отказе погашать абонементную плату в 1999-2000 годах.
2 Журнал "Секрет фирмы" (см. №23, 20.06.2005) совместно с Экспертным институтом (научно-исследовательский центр при Российском союзе промышленников и предпринимателей), а также с Ассоциацией менеджеров провели опрос более полусотни отечественных предприятий из разных отраслей. Ими было установлено, что около 15% фирм с 1999 г. по 2004 г. росли темпами не ниже 60% годовых, либо постоянно ускоряли свой рост. На наш взгляд, пятнадцать (!) процентов лидеров роста от общего числа фирм цифра, завышенная в разы. Если бы она была верна, Россия уже давно жила бы в условиях экономического чуда. Но само появление подобных оценок крайне симптоматично: если сверхбыстрым ростом отличается хотя бы одна пятая часть от заявленной журналом доли фирм, это и так прекрасный, оптимистический показатель. Ведь на каждую фирму, растущую по экспоненте, найдется несколько компаний, к такому росту приближающихся.
Столь большая роль "быстрых" фирм в общенациональном потоке эволюционных изменений может на первый взгляд показаться странной. Ведь среди них почти нет
компаний, которые изначально были гигантами и, казалось бы, макроэкономический эффект от их деятельности не должен был быть значительным. На наш взгляд, центральную роль сыграл сознательный характер выбора "быстрыми" фирмами объекта для своей деятельности. Будущая ниша целенаправленно ищется по принципу перспективности и незанятости конкурентами. И нет ничего удивительного, что когда расчет компании оправдывается, то начинается взрывной рост, причем значимый не только для самой фирмы, но и меняющий структуру отрасли. Как-никак на рынок выводится остро востребованная новинка!
В описанном контексте экономически внятное объяснение получает наиболее интригующий факт ИДЕАЛЬНОГО (в ряде случаев) совпадения динамики фактических цифр реализации продукции "быстрыми" фирмами с математически точной экспонентой. Здравый смысл экономиста просто не желает мириться с тем, что объем реализации, т.е. величина, зависящая от множества факторов, без малейших отклонений подчиняется простому математическому правилу. Невольно хочется возразить: так не бывает!
Между тем, большинство факторов, обычно вызывающих колебания объема реализации, в данном случае просто теряют определяющую роль. Коль скоро спрос в новой нише очень велик и пока существенно превышает предложение, он перестает реагировать на второстепенные внешние воздействия. Ни появление новых конкурентов, ни их рекламные компании, ни даже макроэкономическая конъюнктура реального влияния на объемы продаж не оказывают. Потребитель просто раскупает все, что компания-первопроходец может произвести.
Соответственно, и скорость роста продаж в таких условиях зависит от единственного фактора - того предельного темпа, которым фирма способна расширять свое производство. Скажем, банк, вырвавшийся в свободную нишу, без снижения качества персонала и потери управляемости способен ежегодно осуществлять увеличение численности своих сотрудников не более, чем на 70%. Если производительность сотрудников не меняется, то и ежегодный прирост объема предлагаемых услуг составит примерно 70%, что по законам математики выражается точной экспонентой. Другими словами, экспонента роста - это не просто экономико-математическая диковинка, а индикатор прорыва фирмыI в настолько востребованную рыночную нишу, что в ней (по крайней мере, временно) отсутствуют спросовые ограничения.
И тут опять на передний план выходит проблема предпринимательского риска. Почему столь перспективные ниши, возможности роста в рамках которых, как мы видим, чуть ли не безграничны, оставались незанятыми другими фирмами? Очевидно, что основным барьером служили огромные, но абсолютно необходимые для достижения успеха риски. Ситуация весьма нетривиальна. Оказывается, в России, где и обычный-то бизнес сопряжен с многочисленными опасностями, для того чтобы добиться экстраординарного успеха, необходимо включиться в совсем новое дело, тем самым добровольно многократно увеличив потенциальные угрозы. Но без принятия на себя этого непомерного груза рассчитывать на выдающийся успех нельзя вовсе. Справедливо и обратное: для многих фирм ОТКАЗ от принятия риска может вылиться в растянутое по времени угасание под ударами торгового "китайского нашествия", транснациональных гигантов или внутренних российских конкурентов.
Рассмотрим эту проблему и с другой стороны. Современная экономика России исключительно молода. Причем она выросла не естественным образом за десятилетия, а возникла почти мгновенно из готовых "деталей конструктора" былого нерыночного хозяйства и "заплаток" прямого импорта, позволявшего получать то, что в стране не производилось, но на что был платежеспособный спрос. В таких условиях существование большого числа свободных ниш практически неизбежно. Следовательно, и настрой российского бизнеса на несение предпринимательских рисков становится критическим условием развития экономики. Свободные ниши, а значит, и возможности стремительного роста - причем, еще раз подчеркнем, возможности не теоретические, а абсолютно реальные, более того, уже осуществленные целой группой российских фирм - такие возможности откроются лишь перед компаниями, культура которых дружественна к предпринимательскому рынку.
Отметим и еще один важный момент: готовность к несению предпринимательского риска необходима не в разовом порядке, а должна проявляться в постоянном режиме. В ходе эмпирических исследований мы убедились, что очень часто вычерченные как по линейке экспоненты роста продаж за длительный период хотя и выглядят единым целым, на самом деле состоят из последовательных отрезков, толчком для начала каждого из которых было принятие на себя новой порции предпринимательского риска.
Поиск формулы успеха