ГОСУДАРСТВЕННЫЙ И ЧАСТНЫЙ СЕКТОР
ОСОБЕННОСТИ БЫСТРОРАСТУЩИХ ФИРМ И ИХ РОЛЬ В РАЗВИТИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
Т.С. Щербакова, В.И. Столбунец
Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198
Рассматриваются ключевые особенности и стратегии быстрорастущих фирм — «газелей», а также их вклад в развитие экономики. Динамичные успешные фирмы выступают точками роста национальной экономики, являясь основными создателями рабочих мест, прироста ВВП и стимулируя структурные изменения в экономике. В работе приводится классификация быстрорастущих фирм, выявляются их общие характеристики и рассматриваются механизмы их роста. Особенности развития зарубежных быстрорастущих фирм и их роль в развитии экономики страны сравнивается с российской действительностью, ставится вопрос о необходимости государственного внимания к проблеме.
Ключевые слова: быстрорастущие фирмы, «газели», стратегии роста, экономический рост, рост занятости, структурные изменения в экономике, кластерная политика, инновации.
Особый интерес как руководителей компаний и экономистов, так и политиков, заинтересованных в стимулировании занятости и экономического роста страны, всегда вызывали прибыльные компании, демонстрирующие взрывной рост в течение длительного периода времени. Это фирмы, которым удалось распознать новейшие тенденции в экономике и с успехом использовать возможности быстрого прибыльного роста. На них приходится малая доля от всех копаний, но, по признанию многих экономистов, именно они определяют будущее экономики, создавая новые рынки и кардинально меняя существующие отрасли. Более того, в современной экономике динамичный, стабильный прибыльный рост становится одним из ключевых условий выживания и успешного развития фирмы. Поэтому опыт успешных быстрорастущих фирм требует изучения.
Впервые внимание к фирмам, демонстрирующим высокие темпы роста, было обращено в 1979 г. Д. Берчем, который назвал компании, растущие темпами более 20% в год на протяжении как минимум 4 лет, «газелями», чтобы подчеркнуть их динамичность [1]. С тех пор их опыт активно изучается в западных странах, особенно в связи с колоссальным вкладом «газелей» в развитие экономики (европейский проект «Инновационная панель газелей», SBA Office of Advocacy в США и др.) В России это явление начали изучать в 2003 г. ученые из Финансовой ака-
демии при Правительстве РФ во главе с профессором А.Ю. Юдановым (книга «Опыт конкуренции в России. Причины успехов и неудач» и др.). В 2009 г. началось сотрудничество РФ с Европейской комиссией в рамках проекта AEGIS.
В данной статье проведен анализ наиболее успешных динамично растущих на протяжении продолжительного времени фирм с целью выявления их особенностей, стратегий, а также с целью выявления вклада «газелей» в развитие национальной экономики.
«Газели» — быстрорастущие фирмы. Быстрорастущие фирмы, соответствующе критерию Берча, существуют во всех капиталистических странах и составляют около 5% от всех фирм [2]. Размеры подобных компаний варьируются от мелких фирм до огромных корпораций, подобных Google, Dell, Nokia. Динамично растущая фирма за короткий период времени может перейти из малого бизнеса в категорию заметного игрока или мирового лидера. Тем не менее далеко не всем фирмам удается, достигнув крупных размеров, поддерживать взрывной рост. Поэтому среди быстрорастущих фирм гораздо больше представителей среднего бизнеса. Согласно данным брюссельской организации «Предприниматели во имя роста» (Entrepreneurs for Growth), составившей рейтинг 500 самых динамичных компаний Европы, почти 66% (330) из Топ-500 в были средними компаниями с числом занятых от 101 до 1000. Только 21,6% списка имели большее число занятых, 12,4% компаний имели менее 100 занятых [3].
Не является ключевой характеристикой и отраслевая принадлежность «быстрых» фирм. «Газелей» можно найти в любой отрасли — от самых динамичных и перспективных, таких как информационные технологии, до стагнирующих (например, в текстильной промышленности). Согласно исследованиям администрации малого бизнеса США (SBA Office of Advocacy) быстрорастущие фирмы демонстрируют более высокую производительность труда практически во всех отраслях промышленности [4].
Немногие «газели» сразу же после создания демонстрируют взрывной рост. Для большинства их них характерна фаза постепенного развития, сменяемая стремительным ростом. Поэтому возраст V5 от всех «газелей» превышает 30 лет [1].
Согласно последним данным SBA Office of Advocacy более 25% быстрорастущих фирм с размером штата более 500 человек демонстрировали быстрый рост более восьми лет подряд, т.е. как минимум дважды увеличили свою выручку вдвое. После этапа взрывного роста в течение последующих двух-четырех лет прекратили свое существование лишь 3% быстрорастущих компаний (high-impact firms), большинство из оставшихся продолжают расти [4]. Низкая доля «неудачников» среди быстрорастущих компаний подтверждает тот факт, что фирмы, демонстрирующие высокие темпы роста, являются более жизнеспособными, а их успех не случаен.
Среди важнейших характеристик «газелей» можно выделить:
— применение подходов стратегии «голубого океана» и сознательный поиск ниши;
— продолжительный рост, тяготеющий к экспоненциальному закону (эта особенность была выявлена А.Ю. Юдановым);
— устойчивость к конкуренции и высокая жизнеспособность;
— синергия с другими «быстрыми» фирмами и др.
Анализ зарубежных быстрорастущих фирм. Изучив опыт «газелей», можно сделать вывод, что динамичный рост возможен практически в любых отраслях экономики. Можно выделить три группы быстрорастущих фирм.
Первая группа включает высокотехнологичные компании, динамичный рост которых стал возможен благодаря инновациям, достижениям НТП, созданию и развитию новейших отраслей экономики. В настоящее время такие фирмы чаще всего можно найти в отраслях экономики, представляющих шестой технологический уклад: нано- и биотехнологии, информационные системы. Примером могут такие динамичные компании, как Altair Nanotechnologies (нанотехнологии), Ge-nentech (биотехнологии и генная инженерия), Google (ИТ; рис. 1). Эти компании отличаются крайне высокой инновационностью, значительной долей инвестиций в НИОКР и разработки (около 20% выручки), важнейшую роль играет высококвалифицированный персонал.
Млн долл. США 25 000
20 000 -
15 000 -
10 000 -
5 000 -
о 4-----1 I I-----------1----1----1-----1----1
2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 Годы
Рис. 1. Динамика продаж, прибыли и инвестиций в R@D Google Составлено автором. Источник: Офиц. отчетность Google
Вторая группа, напротив, представлена компаниями, добившимися успеха и демонстрирующими экспоненциальный рост в традиционных отраслях, где жесткая конкуренция, казалось бы, сократила возможности получения прибыли и роста. Эти компании открыли новые рыночные пространства в рамках старых отраслей путем создания уникальной ценности для потребителя. Зачастую они предоставляют товары и услуги более высокого качества по более низким ценам, чем у конкурентов, но не в ущерб прибыли (сеть кофеен и поставщик кофе Starbucks, авиалинии Southwest Airlines и JetBue; рис. 2). Добиться успеха им помогает снижение издержек за счет сокращения или отказа от факторов, по которым идет конкуренция в отрасли, и фокусирование на создании новой уникальной ценности.
Рис. 2. Динамика роста выручки Jet Blue Airways Составлено автором. Источник: Офиц. отчетность Jet Blue
Третья группа включает компании, достигшие прибыльного динамичного роста за счет нетрадиционного подхода к ведению бизнеса в отрасли и создания новой, уникальной бизнес-модели, которая направлена на создание ценности для потребителя (беспрецедентный уровень сервиса, сочетание качества и низких цен и т.д.). Для данных компаний характерен высочайший уровень организации логистики и создание уникальных логистических моделей (Dell — компьютеры, Indi-tex — текстильная промышленность; рис. 3) либо использование нетрадиционного способа ведения бизнеса (интернет-аукцион eBay, интернет-магазин Amazon).
1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 Годы Рис. 3. Динамика продаж Inditex Group Составлено автором. Источники: годовые отчеты Inditex Group
Механизмы длительного роста. В результате проведенного анализа стратегий быстрорастущих фирм можно сделать вывод: подобные компании отличаются крайним разнообразием, но следуют одной стратегии — создание уникальной ценности для потребителя и открытие нового, свободного от конкурентов рыночного пространства. Такая стратегия делает возможным экспоненциальный рост для фирм (если не существует технических и технологических ограничений). Поэтому графики продаж многих «быстрых» фирм растут по экспоненте: на протяжении некоторого периода времени их рост не ограничен деятельностью конкурентов, а спрос потребителей еще крайне далек от насыщения. Длительный быстрый рост фирм не является случайностью, а результатом сознательного поиска рыночных ниш и разработки стратегии.
По мере насыщения созданного фирмой рынка рост замедляется, однако наиболее успешные фирмы находят выход из этой ситуации: они переориентируют свою деятельность, кардинально меняя или создавая новый продукт. Жизненный цикл таких компаний представляет собой последовательность нескольких S-образных кривых (Nokia, DeU, Compaq, MotoшUa). Так, корпорация Nokia меняла направления своей деятельности и стратегию развития как минимум трижды: в 1920 г. превратившись из бумажной фабрики в промышленный конгломерат, в 1996 г. — специализируясь на производстве мобильных телефонов (в этот период наблюдается экспоненциальный рост), в 2002 г., открыв рынок телефонов «третьего поколения» — смартфонов и сделав ставку на предоставление неголосовых услуг.
Млн ДОЛЛ 70 ООО
60 000
50 000
40 000
30 000
20 000
10 000
Выход на рынок
бытовой
электроники ✓
Концентрация на производстве компьютеров /
Млн евро 60 000
J Т' Т' Т' 'i' V' T'
Рис. 4. Динамика продаж Dell Inc.
Составлено автором. Источник: официальная информация DELL
Годы
50 000
40 000
30 000
20 000
10 000
Лидерство в производстве телефонов «третьего / поколения» /
Лидерство в производстве мобильных телефонов /
Nokia — пром. конгломерат Т 1 1 1 1 1 1 1—1 1—1
Годы
Рис. 5. Динамика продаж Nokia
Составлено автором. Источник: официальный сайт Nokia Corporation
Роль быстрорастущих фирм в развитии национальной экономики. Еще
одной важной особенностью быстрорастущих фирм является их колоссальное воздействие на развитие национальных экономик, несмотря на незначительную долю
подобных компаний в общем числе компаний. Согласно многочисленным исследованиям, а также на то, что на «газелей» в развитых странах приходится примерно 5%, они являются настоящими точками роста экономики: они выступают двигателями экономического роста и структурных изменений в экономике и основными создателями рабочих мест. По данным международной группы европейских экспертов наиболее динамичные «5% фирм обеспечивают от 75 до 80% создания новых рабочих мест». В отдельные периоды отмечаются еще более высокие результаты [2].
Если рассматривать проблему экономического роста с микроуровня, то именно быстрорастущие фирмы могут стать его источником, теми точками роста, которые составят основу развития экономики страны. Например, за период 2002— 2006 гг. «газели» обеспечили совокупный прирост выручки в 3,3 трлн долл. в экономике США [4]. Благодаря экспоненциальному механизму роста даже отдельная «газель» может превратиться в мотор увеличения ВВП и занятости целой страны. За короткий промежуток времени фирма, сохраняющая экстраординарные темпы роста, может достигнуть огромных размеров и превратиться в глобального игрока. Такие корпорации, как Google, Dell, Nokia, оказывают колоссальное влияние на развитие целых отраслей и национальных экономик отдельных стран. Помимо вклада в прирост ВВП и занятости «газели» способствуют структурным изменениям в национальном хозяйстве.
Так, с деятельностью корпорации Nokia связан колоссальный рывок как в количественном (рост ВВП), так и в качественном (переход к наукоемкой структуре хозяйства) отношении Финляндии. По оценке Е. Аутио, П. Аррениуса и Х. Вал-лениуса из Технологического университета Хельсинки, «экстраординарный успех Nokia объясняет приблизительно 50 процентов всего роста ВВП» страны [2]. За 10—15 лет финская экономика переориентировалась с природных ресурсов на наукоемкое производство. В начале 1990-х гг. страна переживала спад, сопровождавшийся глубоким банковским кризисом, безработицей и огромным внешним долгом. Однако уже к концу декады макроэкономические показатели страны были одними из лучших в Европе, а в начале XXI в. Финляндия, с некогда «лесной экономикой», четырежды поднялась на первую строчку мирового рейтинга конкурентоспособности стран и была признана одной из наиболее развитых IT-экономик в мире и общепризнанным лидером в инновационной деятельности. В основе такого прорыва лежат успехи ИКТ-сектора, локомотивом которого стала корпорация Nokia, за несколько лет превратившаяся в глобального лидера по производству мобильных телефонов. На ее долю приходится половина роста в секторе ИКТ, остальная же часть сектора представлена более мелкими фирмами [5]. Развитию этих небольших компаний способствовал успех Nokia, стимулирующий формирование кластерных взаимосвязей. Были созданы сотни других, менее крупных высокотехнологичных компаний, некоторые из них также заняли ведущие позиции в своих нишах. Nokia сыграла большую роль в период оздоровления экономики, при интернационализации экономики и создании сетевой инфрастуктуры.
Финляндии удалось совершить такой прорыв во многом благодаря грамотной государственной политике. Она стала первой страной, принявшей концепцию национальной инновационной системы как основного элемента политики в сфере
науки и технологии. С другой стороны, без честного партнерства с частным бизнесом само государство «эффект №кіа» не создало бы. Успех Финляндии состоит в том, что государство смогло распознать новые тенденции в телекоммуникационном секторе и создало все условия для его благополучного развития, а именно для формирования нового кластера в сфере информационных и коммуникационных технологий.
Быстрорастущие фирмы среднего размера в совокупности также оказывают огромное влияние на экономику страны. Прирост выручки «газелей» США со штатом от 20 до 499 человек за период 2002—2006 гг. немногим меньше прироста, обеспеченного компаниями размером более 500 человек: 1,014 и 1,663 трлн долл. соответственно. Так, быстрорастущие компании среднего размера составляют основу экономического роста Германии. Длительный и успешный международный экспорт Германии связан с деятельностью не крупных корпораций, а средних и малых компаний, являющихся мировыми лидерами в своих нишах. Таких компаний в Германии порядка 500 [6].
В западных странах быстрорастущие компании тщательно изучают, создают для них особый режим, понимая их крайне важную роль в национальной экономике. В США на уровне штата местные власти специально выделяют своих «газелей» и всячески способствуют их развитию. Феномен «газелей» широко изучается в ЕС, США, Канаде.
Особенности развития и вклад в национальную экономику российских быстрорастущих фирм. В связи с уникальными свойствами быстрорастущих компаний и их воздействием на национальную экономику большой интерес представляет изучение быстрорастущих компаний в России. В условиях высокой зависимости экономики страны от экспорта сырья и импорта товаров остро стоит задача ее переориентации с акцентом на развитие обрабатывающих и высокотехнологичных отраслей. Крупный российский бизнес, демонстрирующий низкий уровень инновационной активности и эффективности, в частности уступающий по производительности труда не только развитым, но и многим развивающимся странам и имеющий в основном сырьевую направленность, не способен выступить локомотивом роста «новой», несырьевой российской экономики. В этих условиях быстрый прогресс и интенсивный рост российской экономики нужно связывать с группой средних частных компаний, которые быстро и агрессивно растут и готовы к конкурентной борьбе и дальнейшему развитию.
Согласно исследованиям, проведенных медиахолдингом «Эксперт» и экономистами из Финансовой академии при Правительстве РФ, в России фирм-«газе-лей» больше, чем в развитых экономиках, — до 15%. Ввиду структурных изменений и большого количества незаполненных ниш российская экономика предоставляет значительные возможности для роста.
Отраслевая структура деятельности российских «газелей» отличается, как и в зарубежных странах, крайним разнообразием, что представляет особую ценность для экономики России, нуждающейся в дифференциации. Но в целом можно выделить два направления, где за последние годы «газели» проявили себя наиболее ярко: инфраструктура бизнеса и потребительские товары, ориентированные на средний класс населения. Географически быстрорастущие фирмы сконцент-
рированы в наиболее привлекательных развитых регионах: Москве, Московской области, Санкт-Петербурге, Новосибирске и т.д.
В условиях перехода к новому технологическому укладу для России крайне важным является развитие отраслей, необходимых для качественного скачка в развитии экономии. В России существуют отрасли шестого технологического уклада, уровень разработок в которых соответствует мировому уровню, например: технологии создания программного обеспечения, индустрия наносиситем и материалов и др. Используя огромный научный потенциал отечественных сотрудников, отдельные российские компании динамично развиваются в высокотехнологичных отраслях.
В настоящее время благодаря деятельности «газелей» формируется перспективная экспортная отрасль в сфере информационных технологий. Отечественным компаниям удалось добиться серьезных успехов на мировом рынке (Лаборатория Касперского; рис. 6, ABBYY).
Млн р;
3 500
3 000
2 500
2 000
1 500
1 000
500
0
Одной из самых перспективных и оыстроразвивающихся подотраслей является офшорный аутсорсинг (офшоринг) — самое молодое направление ИТ-индуст-рии России. Международные эксперты отмечают, что российские производители имеют реальные шансы на лидерство в аутсорсинге сложных и высокотехнологичных проектов, отличаясь своей креативностью и высоким качеством исполнения. В 2008 г. в рейтинге IAOP были признаны лидерами EPAM Systems, Luxoft (ежегодный показатель роста выручки компании — Оолее 50%; рис. 7), Auriga, Reksoft, Mera NN, DataArt.
уб.
99 00 01 02 03 04 05 06 07 08
Ш Выручка, млн руб. И Число сотрудников
Рис. 6. Динамика роста Лаборатории Касперского
Составлено автором. Источник: Офиц. данные Лаборатории Касперского
Человек 1 200
1 000
800
600
400
200
2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 Годы
Рис. 7. Динамика роста выручки Luxoft Составлено автором. Источник: Офиц. сайт Luxoft
Образцом настоящего технологического прорыва является концерн «Энергомера», занимающий лидирующие позиции по трем направлениям: электротехническое приборостроение, электронные материалы, сельское хозяйство, в том числе сельхозмашиностроение, за счет применения инновационных технологий.
В то же время немаловажным для национальной экономики является присутствие отечественных быстрорастущих фирм в традиционных отраслях, таких, как обувная промышленность, где отечественные производители потеряли свои позиции (Ralf Ringer), текстильная промышленность («Юнистайл»). Возможности для прибыльного роста были найдены в машиностроении («Тонар»), в пищевой промышленности («Велком», «Оранта»), рынке эксперсс-доставки (СПСР-Экспресс; рис. 8) и т.д.
2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 Годы
Рис. 8. Динамика роста СПСР-экспресс Составлено автором, источник: официальный сайт СПСР-экспресс
Недостаточность данных не позволяет сделать конкретные заключения об их вкладе в прирост ВВП и занятости, но можно отметить, что благодаря деятельности «газелей» в стране появились практически отсутствовавшая ранее рыночная инфраструктура ведения бизнеса и рынок потребительских товаров для населения со средним уровнем дохода.
Можно выделить следующие направления, деятельность «газелей» в которых имела наиболее яркие результаты:
— формирование инфраструктуры ведения бизнеса: рынок факторинга (НФК),
средства автоматизации управления (1С), справочно-правовых систем («Консультант», «Гарант»), логистические услуги (НЛК, Евротранс), лизинг, рекрутинг и т.д.;
— рынок потребительского экспресс-кредитования («Русский Стандарт»);
— превращение сотовой телефонии в массовое явление («Вымпелком», МТС, «Мегафон»);
— потребительские товары для населения со средним уровнем достатка («Кор-кунов», «Лебедянский», Ralf Ringer и др.);
— формирование высокотехнологичных экспортных отраслей: экспорт информационных технологий (ABBYY, Лаборатория Касперского, EPAM Systems, Luxoft, Auriga и др.).
Как показал анализ деятельности российских и зарубежных фирм, возможности для роста компаний существуют практически во всех отраслях. Ключевым условием роста является выбор стратегии, смысл которой заключается в открытии новых рыночных ниш, уклонении от прямой конкуренции и создании востребованного продукта, направленного на неудовлетворенный спрос потребителей.
«Газели» представляют собой своеобразные точки прорыва для национальной экономики, и их необходимо поддерживать. Выдающиеся свойства «быстрых» фирм привлекают внимание политиков. В США и европейских странах разработаны специальные программы по поддержке малых и средних быстрорастущих фирм, которые включают такие мероприятия, как обеспечение доступа к финансовым ресурсам, поддержка целевых прямых инвестиций «газелей» за рубежом, благоприятный налоговый климат, активный поиск и индивидуализированная поддержка фирм с большим потенциалом роста, создание промышленных кластеров и т.д.. Исследователи феномена «газелей» сходятся во мнении, что помощь государства должна начинаться с признания и готовности к диалогу. «Газелями» становятся только фирмы, изначально настроенные на рост и успех, которые сознательно ищут рыночные ниши и новые способы удовлетворения потребностей. Для того чтобы такой подход к бизнесу стал распространенным, нужно создать соответствующий климат в стране.
На макро- и микроэкономическом уровне уже сформировалось понимание, что докризисная модель развития экономики России себя исчерпала. Кризисом можно воспользоваться как возможностью для рывка. И основой этого рывка должны стать высококонкурентные, инновационно активные быстрорастущие фирмы. Используя энергию роста «газелей» российская экономика может сделать качественный рывок в развитии.
ЛИТЕРАТУРА
[1] John Case. The Gazelle Theory, 2001, http://www.inc.com/magazine
[2] Юданов А.Ю. Гении национального бизнеса // Эксперт. — 23 апреля 2007. — № 16 (557).
[3] Романчук Я. Газели динамичной Европы. Научно-исследовательский центр МИЗЕСА.
[4] High-Impact Firms: Gazelles Revisited by Zoltan J. Acs, William Parsons and Spencer Tracy Corporate Research Board, 2008 for SBA: Small Business Office of Advocacy.
[5] Бабушкина Е.А. Управление эффективностью компании. Корпоративный менеджмент, 2007.
[6] Саймон Г. Скрытые чемпионы. — М.: Дело, 2005.
PECULIARITIES OF FAST-GROWING FIRMS AND THEIR ROLE IN DEVELOPMENT OF NATIONAL ECONOMY
T.S. Tcherbakova, V.I. Stolbunets
Peoples’ Friendship University of Russia Mikluho-Maclaya str., 6, Moscow, Russia, 117198
In this article the authors consider peculiarities and strategies of fast-growing firms — «gazelles», as well as their contribution to the national economy. Successful dynamic firms are considered as the points of national economy’s growth, being the main job-creators and sources of GDP growth and structural changes in the economy. The authors present the classification of fast-growing firms, reveal their main features and consider the mechanism of their growth. Peculiarities of western fast-growing firms’ development and their contribution to the occidental economies are compared with the situation in Russia. The authors also argue for the necessity of the government’s attention to the issue.
Key words: Fast-growing company, high-impact firm, gazelles, growth strategy, economic growth, employment, structural changes in the economy, cluster policy, innovation.