Научная статья на тему 'Предпринимательский климат в регионе: состояние и тенденции изменения (по материалам социологического опроса)'

Предпринимательский климат в регионе: состояние и тенденции изменения (по материалам социологического опроса) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
33
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / REGION / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ КЛИМАТ / BUSINESS CLIMATE / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ / ENTREPRENEUR / МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / SMALL BUSINESS / СОЦИАЛЬНАЯ УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ / SOCIAL SATISFACTION / САМООЦЕНКА / SELF-ESTEEM / РЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / REGIONAL MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Почернин Игорь Олегович, Дивиченко О.И.

В статье дана характеристика состояния и динамики предпринимательского климата Белгородской области (по данным социологического опроса предпринимателей в течение пяти последних лет). По мнению большинства опрошенных, условия для предпринимательства в Белгородской области «явно лучше» или «скорее, лучше», нежели в других российских регионах. Столько же респондентов отмечают тенденцию улучшения предпринимательского климата. Большинство предпринимателей положительно оценивает роль областного руководства в поддержке малого предпринимательства. Все большее распространение получает система грантов, гарантирования кредитных ресурсов, создания залоговых фондов и т.п.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Почернин Игорь Олегович, Дивиченко О.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The business climate in the region: status and tendency to modification (based on a poll)

In the article defines state and dynamics of the business climate of the Belgorod region (according to the poll of entrepreneurs over the past five years). According to most respondents, the conditions for doing business in the Belgorod region are «clearly better» or «somewhat better» than in other Russian regions. The same number of respondents noted a tendency to improve the business climate. Most of entrepreneurs take a favorable view of the role of the regional administration in support of small business. Systems of grants, guarantee credit, the creation of pledge funds are becoming more popular.

Текст научной работы на тему «Предпринимательский климат в регионе: состояние и тенденции изменения (по материалам социологического опроса)»

И.О. ПОЧЕРНИН аспирант кафедры социологии и управления Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова'

О.И. ДИВИЧЕНКО соискатель кафедры социологии и управления Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова

Предпринимательский климат в регионе: состояние и тенденции изменения (по материалам социологического опроса)

Важным условием и фактором развития предпринимательства является социально-экономический (предпринимательский) климат, сложившийся в том или ином российском регионе. В данной статье предлагается характеристика состояния и тенденций изменения предпринимательского климата в одном из регионов - Белгородской области. Характеристика дается по материалам социологических опросов, проведенных среди предпринимателей области в течение 2008-2012 гг.

Белгородская область является одним из наиболее продвинутых российских регионов по уровню экономического и социального развития. В течение уже многих лет растут объемы промышленного и аграрного производства. Область продолжает занимать лидирующие позиции по поставкам животноводческой продукции на отечественный рынок. В 2013 году по объему реализации свиней и птицы на убой (в живом весе) в сельскохозяйственных организациях область занимала первые места среди регионов Российской Федерации, по производству молока -третье место среди областей Центрального федерального округа. Ключевым для развития экономики области и повышения уровня жизни населения является вопрос привлечения инвестиций. Белгородская область - регион с высоким ресурсным, производственным, кадровым и научно-техническим потенциалом. Все это способствует формированию благоприятного инвестиционного климата и делает область оптимальным местом для размещения производств любого отраслевого профиля.

Органами исполнительной власти области совместно с органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов реализуется долгосрочная целевая программа «Развитие и государственная поддержка малого и среднего предпринимательства

' Почернин Игорь Олегович,е-та11:зупегду7@та1!.ги.

Белгородской области на 2011-2016 годы», утвержденная постановлением Правительства области от 30 октября 2010 года № 377-пп, включающая комплекс мероприятий по организационной, финансово-кредитной и имущественной поддержке малого и среднего предпринимательства, развитию инновационной деятельности, малых форм хозяйствования на селе, повышению занятости населения за счет вовлечения в сектор малого бизнеса части высвобождающихся работников других отраслей. Общий объем ресурсного обеспечения программы на весь период реализации по всем источникам финансирования составит 13,2 млрд рублей, в том числе средства областного бюджета - 1,1 млрд рублей, средства федерального бюджета - 2,0 млрд рублей1.

Результаты исследований, проведенных общероссийской общественной организацией малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ», на основе опроса более 6 тыс. респондентов из 40 регионов России по отдельным факторам, которые формируют предпринимательскую среду (доступность финансирования и имущественных ресурсов, обеспеченность квалифицированными кадрами, административный климат и безопасность, развитие транспортно-логистической инфраструктуры) показали следующее.

Белгородская область заняла достаточно высокое - 7-е место в рейтинге состояния предпринимательского климата среди 40 исследованных регионов России. При этом из 40 субъектов РФ, принявших участие в исследовании, только Московская область опередила наш регион. Липецкая и Воронежская области заняли 13 и 19 места соответственно.

Эффективность проводимой Правительством области работы в сфере создания благоприятных условий для ведения предпринимательской деятельности подтверждается результатами рейтингов инвестиционной привлекательности российских регионов, проводимых рейтинговым агентством «Эксперт РА», по данным которого в 2013 году Белгородская область вошла в топ - 5 российских регионов с

о

минимальным инвестиционным риском, заняв 2 место2.

Отдельные показатели характеризуют наш регион как один из лидеров по созданию благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса. Первое место в рейтинге Белгородская область занимает по созданию благоприятного административного климата и безопасности. Для сравнения - Московская область по данному показателю занимает 5 место, а соседняя Воронежская область только 34 место.

1Информация об экономическом развитии Белгородской области в 2012 году. [Электронный ресурс]. Режим доступа к изд.: http://www.derbo.ru/other/strateg-planir-soc-ec-razv-Dop-menu/soczialno-ekonomicheskoe-razvitie-bo/pokazateli-soc-ekonom-razvitiya-1

2Информация об экономическом развитии Белгородской области в 2012 году. [Электронный ресурс]. Режим доступа к изд.: http://www.derbo.ru/other/strateg-planir-soc-ec-razv-Dop-menu/soczialno-ekonomicheskoe-razvitie-bo/pokazateli-soc-ekonom-razvitiya-1

Представители бизнеса предпочитают разрешать возникающие при осуществлении своей деятельности проблемы в установленном законом порядке, что подтверждают 74% респондентов. На наличие фактов несправедливой конкуренции указали лишь 9% опрошенных, а влияние на бизнес криминала, в том числе применение рейдерских схем, не было отмечено вовсе. Позитивные оценки даны развитию транспортно-

о

логистической инфраструктуры нашего региона3.

Сравнительная оценка динамики предпринимательского климата в Белгородской области. Исследованию предпринимательского климата в Белгородской области были посвящены мониторинги - 2008, 2009 и 2011. в ходе этого исследования выяснялось, прежде всего, сравнительная оценка респондентами финансового состояния собственного бизнеса (см. таблицу 1).

Таблица 1 - Сравнительная оценка респондентами финансового состояния собственного бизнеса, %

О) 1= Варианты ответа 2008 2009 2011

1. Устойчивое, имеются для поддержания бизнеса, есть источники для его развития 18,8 11,6 19,5

2. Относительно устойчивое: для поддержания бизнеса хватает средств, для развития - нет 58,6 55,6 61,6

3. Неустойчивое: не хватает средств для поддержания текущего состояния бизнеса 16,1 22,9 11,3

4. Затруднились ответить 6,5 9,9 7,6

Обращает на себя внимание динамика финансовой устойчивости малых предприятий. Если в начале экономического кризиса показатель относительной устойчивости был равен 77,4%, то к разгару этого кризиса он уменьшился на 10,2 процентных пункта и составил 67,2%. Значение этого же показателя в 2011 году свидетельствует об успешности выхода из кризиса: доля финансово устойчивых малых предприятий в 2011 году превысил их численность не только в 2009, но и в 2008 году.

Анализ полученных данных приводит к следующим выводам:

Во-первых, достаточно устойчив показатель закрытия предприятий - в пределах 4-4,3%, и это безотносительно к внешним экономическим условиям: начало кризиса, пик кризиса и выход из кризиса. Можно предположить, что 4-4,3% малых предприятий-банкротов - это нормальное явление для рыночной экономики, во всяком случае, для регионального рынка труда.

Во-вторых, сравнительно невысок показатель «смена сферы деятельности», который, правда, почти в 3 раза возрастает к пику кризиса, но, вместе с тем, не выходит за пределы 3-х процентов.

3Белгородское бизнес-обозрение,2011, № 13 (220).

В-третьих, значительное влияние оказывает внешняя среда на решение предпринимателей о расширении или, напротив, сокращении бизнеса. Так, с углублением экономического кризиса в 3 раза увеличилось число предпринимателей, настроенных на сокращение бизнеса; соответственно, сократилось число предпринимателей, настроенных на сохранение своего бизнеса или его расширение. Обратная картина получилась в условиях выхода из кризиса: ровно в 3 раза уменьшилась число предпринимателей, настроенных на сокращение собственного бизнеса.

В ходе проведения мониторингов выяснялись также факторы, сдерживающие развитие бизнеса или, напротив, способствующие ему.

Развитие малого предпринимательства тормозится, прежде всего, действием экономических причин, которые усиливаются в условиях обострения кризиса и ослабевают в период выхода из него. На втором месте оказываются «действия властей по отношению к бизнесу: несовершенное законодательство, коррупция и злоупотребления чиновников», интенсивность которых меняется опять же согласно динамике экономического кризиса. Далее, заметна тенденция усиления монополизации рынков крупными предприятиями. Вместе с тем, ослабевает такой фактор, как «криминогенная обстановка».

Таким образом, два фактора оказывают сравнительно большее позитивное воздействие на развитие малого предпринимательства -«повышение квалификации персонала» и «внедрение новых технологий». При этом, относительная роль второго фактора практически не изменилась за период с 2008 по 2011 год, тогда как роль первого фактора заметно усилилась. Указанный период характеризуется также понижением роли фактора оптимизации деятельности предприятия путем привлечения специалистов и повышением относительной роли фактора использования финансовых услуг сторонних организаций.

Белгородская область является приграничной, что открывает дополнительные возможности для предпринимателей в организации бизнес-связей. Предприниматели Белгородчины имеют возможность расширить сферу деятельности, организовав внешнеэкономическое сотрудничество с представителями бизнес-сообщества ближнего зарубежья. Международные контакты организуются чаще всего (в оценке предпринимателей, %):

- через заключение двусторонних договоров о сотрудничестве - 8,9;

- через участие в зарубежных выставках - 0,3;

- с помощью учреждений, осуществляющих поддержку предпринимательства - 2,3;

- таких контактов пока нет - 83,6;

- другое - 0,7.

Несмотря на то, что область является приграничной, большинство респондентов не собираются расширять внешнеэкономические связи

(73,6%). Остальная часть респондентов готова расширить свои внешнеэкономические связи:

- преимущественно в рамках сложившихся связей - 5,3%;

- преимущественно путем налаживания новых связей - 7,9%;

- расширение связей, но не знаю пока, каким образом - 13,2%.

При проведении социологического опроса в 2012 г. респондентам было предложено оценить условия для предпринимательства, сложившиеся в Белгородской области. Чуть более трети опрошенных оценили эти условия как «хорошие», почти половина - «нормальные». В качестве «неважных» признали эти условия всего 10,6% респондентов (5,3% предпринимателей затруднились с выражением своей оценочной позиции). В таблице 2. приведено распределение оценок в зависимости от пола и возраста опрошенных.

Таблица 2 - Оценка респондентами условий для предпринимательства, сложившихся в Белгородской области

№ п/п Варианты ответа Категории опрошенных, в %

Муж. Жен. До 30 лет Свыше 30 лет Сводные данные

1. Хорошие 37,6 36,2 34,3 37,9 37,1

2. Нормальные 47,0 51,7 48,6 46,6 47,0

3. Неважные 9,7 12,1 5,7 12,1 10,6

4. Затруднились ответить 5,6 - 11,4 3,4 5,3

Существенных различий в оценках мужчин и женщин, а также двух возрастных групп не обнаруживается. Вместе с тем, обращают на себя внимание два значимых обстоятельства. Во-первых, более чувствительны к оценке условий предприниматели-женщины и респонденты в возрасте свыше 30 лет. Во-вторых, респонденты старшей возрастной группы (свыше 30 лет) более критичны в оценке условий для предпринимательства, нежели респонденты из молодежной группы (до 30 лет). Более высокая критичность может быть связана с более разнообразной мотивационно-потребностной сферой и, соответственно, более высокой «планкой» требований, а также с более широким опытом компаративных сопоставлений как в пространственном, так и во временном отношении.

Однако вторая часть сделанного утверждения не подтверждается распределением ответов респондентов на следующий вопрос - «Лучше ли эти условия по сравнению с тем, что имеется в других регионах» (см. таблицу 3).

Таблица 3 - Распределение ответов респондентов на вопрос: «Лучше ли эти условия по сравнению с тем, что имеется в других регионах?», в %

№ п/п Варианты ответа Категории опрошенных

Муж. Жен. До 30 лет Свыше 30 лет Сводные данные

1. Явно лучше 19,4 20,7 22,9 19,0 19,9

2. Скорее, лучше 40,9 32,8 37,1 37,9 37,7

3. Такие же 24,7 34,5 31,7 27,6 28,5

4. Скорее, хуже 1,1 6,9 3,7 2,6 3,3

5. Явно хуже 6,5 3,5 2,9 6,0 5,3

6. Затруднились ответить 7,4 1,6 - 6,9 5,3

Как видно из табличных данных, респонденты из молодежной группы показали максимальную чувствительность к сравнительной оценке условий для предпринимательства, тогда как в старшей возрастной группе оказалось 6,9 % затруднившихся с ответом.

Всех опрошенных по данному вопросу можно разделить условно на четыре группы: 1) «оптимисты» - варианты ответа - «явно лучше», «скорее, лучше»; 2) «умеренные» - варианты ответа - «такие же»; 3) «пессимисты» - варианты ответа - «скорее, хуже», «явно хуже»; 4) «безразличные» - варианты ответа - «затруднившиеся ответить». «Оптимистов», как оказалось, сравнительно больше среди мужчин и в молодежной группе; «пессимистов» - среди женщин и старшей возрастной группе; «умеренных» - среди женщин и в молодежной возрастной группе; «безразличных» - среди мужчин и в старшей возрастной группе.

Люди, как известно, ориентируются не только на настоящее, но и на перспективу, строят планы не только на текущие дни, но и на перспективу. Большое значение приобретает в этой связи вопрос об изменении условий для предпринимательства, точнее сказать, вопрос о направленности этих изменений. Мнения респондентов по этому вопросу представлены в таблице 4.

Таблица 4 - Направленность изменения условий для предпринимательства, в %

№ п/п Варианты ответа Категории опрошенных

Муж. Жен. До 30 лет Свыше 30 лет Сводные данные

1. Улучшились 18,3 25,9 25,7 19,8 21,2

2. Скорее, улучшились 37,6 31,0 31,4 36,2 35,1

3. Никак не изменились 29,0 27,6 28,6 28,4 28,5

4. Скорее, ухудшились 5,4 1,7 2,9 4,3 4,0

5. Ухудшились 3,2 8,6 2,9 6,0 5,3

6. Затруднились ответить 6,5 5,2 8,5 4,3 5,9

Респондентов, как и в предыдущем случае, можно разделить условно на те же группы: 1) «оптимисты» (варианты ответа 1 и 2); 2)

«пессимисты» (варианты ответа 4 и 5); 3) «умеренные» (варианты ответа 3 и 4); 4) «безразличные» (вариант 6). Среди предпринимателей, как видно, преобладают «оптимисты». Их в два раза больше, чем «умеренных», в шесть раз больше, чем «пессимистов» и почти в десять раз больше, чем «безразличных».

Получается удивительно равномерное распределение оценок по полу и возрасту. Имеются небольшие возрастные различия, относящиеся к численности «пессимистов» (их сравнительно больше в старшей возрастной группе) и «безразличных», которых оказалось относительно больше в молодежной группе. Молодежи, надо полагать, сложнее дать оценку динамики условий для предпринимательства, нежели старшему поколению, способному к более масштабной временной оценке.

Продолжая анализ предпринимательского климата Белгородской области, заметим, что в регионе немало делается для устранения административных барьеров в сфере малого предпринимательства. Причем, ряд важных мероприятий был реализован до принятия соответствующих нормативных актов на федеральном уровне. Например,

- в период 2003-2008 годов были решены вопросы о предоставлении субъектам малого предпринимательства 50%-ой льготы за технологическое присоединение к электросетям и аналогичной льготы по уплате арендных платежей в помещениях областной и муниципальной собственности предпринимателям, развивающим производственные направления деятельности;

- систематизирован порядок применения контрольно-кассовой техники (ККТ) плательщиками единого налога на вмененный доход, позволяющий отдельным категориям хозяйствующих субъектов в малочисленных отдаленных и труднодоступных сельских поселениях осуществлять денежные расчеты без применения ККТ;

- организована система гарантирования кредитных ресурсов Белгородского областного фонда поддержки малого предпринимательства, реализующего проект микрокредитования малого бизнеса, путем ежегодного предоставления государственной гарантии области;

- все большее распространение получает система грантов. В 20092010 годах 265 стартующих предпринимателей получили гранты в размере до 300 тыс. рублей на развитие бизнеса на сумму 76,5 млн. рублей. В 2010 году впервые, в рамках совместных проектов с Минэкономразвития РФ, была поддержана деятельность инновационных малых компаний в форме предоставления грантов до 500 тыс. рублей и компенсации инновационных затрат в размере до 5 млн. рублей в расчете на одну малую компанию. Объем господдержки составил более 60 млн. рублей, что позволит малым предприятиям разработать и внедрить наукоемкие технологии и материалы в биологии,

фармацевтике и строительном материаловедении, сфере информационных и телекоммуникационных технологий;

- созданы залоговые фонды на базе имущества областной и муниципальной собственности для обеспечения кредитных обязательств субъектов малого бизнеса. Реализуются областная и муниципальные программы развития и поддержки малого и среднего предпринимательства. С 2008 года на региональном и муниципальном уровнях действуют межведомственные координационные советы по защите интересов субъектов малого и среднего предпринимательства. Недостаточная эффективность взаимодействия предпринимательского сообщества и органов власти выражается, в частности, в трудностях, связанных с лицензированием и регистрацией предпринимательской деятельности, а также с проведением внешнего (государственного и муниципального) контроля.

Таким образом, относительное благополучие с условиями для предпринимательства в Белгородской области связано во многом с направленной деятельностью регионального руководства. Это предположение подтверждается результатами социологического опроса (см. таблицу 5).

Таблица 5 - Распределение ответов респондентов на вопрос: «Как Вам кажется, все ли делает руководство области для поддержки малого предпринимательства?», в %

№ п/п Варианты ответа Категории опрошенных

Муж. Жен. До 30 лет Свыше 30 лет Сводные данные

1. Достаточно много делает 25,8 19,0 11,4 26,7 23,2

2. Скорее, много делает 40,9 46,6 48,6 41,4 43,0

3. Скорее, мало делает 18,3 19,0 20,0 18,1 18,5

4. Ничего не делает 2,2 - - 1,7 1,3

5. Затруднились ответить 12,8 15,4 20,0 12,1 14,0

Две трети опрошенных (66,2%) положительно оценивают деятельность руководства области по поддержке малого предпринимательства. Вместе с тем, значительная часть респондентов полагает, что руководство области «мало делает» в указанном направлении. Каждый седьмой затруднился с оценкой его деятельности.

Как уже отмечалось ранее, три четверти опрошенных предпринимателей удовлетворены результатами своей деятельности. При этом, удовлетворенность или неудовлетворенность человека результатами своей деятельности зависят от многих факторов, но один из них заслуживает, несомненно, специального рассмотрения. Это достигнутые человеком успехи. Приносит удовлетворение то, что получается - так можно выразить указанную зависимость. В этой связи представляют интерес ответы респондентов на вопрос: «Все ли

получается в Вашей предпринимательской деятельности?» Каждый седьмой из опрошенных ответил однозначно «да, все», 45% - «почти все», 25,8% - не все. Всего лишь 4% респондентов заявили о том, что у них «ничего не получается» и 10,6% затруднились ответить на поставленный вопрос.

Выводы. Белгородская область уже в течение нескольких лет находится в «десятке» наиболее продвинутых российских регионов по состоянию предпринимательского климата. Каждый пятый из опрошенных предпринимателей оценивает финансовое состояние своего бизнеса как устойчивое, 60% - относительно устойчивое. Достаточно стабилен показатель закрытия предприятий - 4-4,3%. Значительное влияние оказывает внешняя среда на решение предпринимателей о расширении или, напротив, сокращении бизнеса. Более трети опрошенных предпринимателей оценивают условия для бизнеса как «хорошие», половина - «нормальные». По мнению большинства опрошенных, условия для предпринимательства в Белгородской области «явно лучше» или «скорее, лучше», нежели в других российских регионах. Столько же респондентов отмечают тенденцию улучшения предпринимательского климата. Большинство предпринимателей положительно оценивает роль областного руководства в поддержке малого предпринимательства. Все большее распространение получает система грантов, гарантирования кредитных ресурсов и т.п.

Почернин И.О., Дивиченко О.И. Предпринимательский климат в регионе: состояние и тенденции изменения (по материалам социологического опроса). В статье дана характеристика состояния и динамики предпринимательского климата Белгородской области (по данным социологического опроса предпринимателей в течение пяти последних лет). По мнению большинства опрошенных, условия для предпринимательства в Белгородской области «явно лучше» или «скорее, лучше», нежели в других российских регионах. Столько же респондентов отмечают тенденцию улучшения предпринимательского климата. Большинство предпринимателей положительно оценивает роль областного руководства в поддержке малого предпринимательства. Все большее распространение получает система грантов, гарантирования кредитных ресурсов, создания залоговых фондов и т.п.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова: регион, предпринимательский климат, предприниматель, малое предпринимательство, социальная удовлетворенность, самооценка, региональное управление.

Pochernin I.O., Divichenko O.I. The business climate in the region: status and tendency to modification (based on a poll).In the article defines state and dynamics of the business climate of the Belgorod region (according to the poll of entrepreneurs over the past five years). According to most respondents, the conditions for doing business in the Belgorod region are «clearly better» or «somewhat better» than in other Russian regions. The same number of respondents noted a tendency to improve the business climate. Most of entrepreneurs take a favorable view of the role of the regional administration in support of small business. Systems of grants, guarantee credit, the creation of pledge funds are becoming more popular.

Keywords: region, business climate, entrepreneur, small business, social satisfaction, self-esteem, regional management.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.