УДК 316.4
Фролова Ирина Александровна
старший преподаватель кафедры инновационного предпринимательства и финансового менеджмента Казанского национального исследовательского технологического университета zaj ceva_frolova@mail .ru Irina A. Frolova
Senior Lecturer of the Department for Innovative entrepreneurship
and Financial Management, Kazan National Research Technological University
zaj ceva_frolova@mail .ru
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ СТРАТЕГИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ
STUDENTS BUSINESS STRATEGIES: CONCEPTUAL APPROACHES
Аннотация. В статье рассмотрены концептуальные подходы к изучению предпринимательских стратегий молодежи. Жизненные стратегии современной российской молодежи, связанные с готовностью заняться предпринимательской деятельностью, во многом являются реакцией на трансформационные процессы социальных институтов, в частности института образования, т. к. именно образовательная среда характеризуется развитием факторов, определяющих обучение, развитие личности, характер информационных и межличностных отношений, а также взаимодействия с личности с социальной средой.
Ключевые слова: образование, функции образования, жизненные стратегии молодежи, предпринимательские стратегии молодежи
Abstract. The article considers conceptual approaches to the study of business strategies of young people. Life strategies of modern Russian youth associated with willingness to engage in entrepreneurial activity, are largely a reaction to the transformation of social institutions, particularly the institute of education, since the educational environment is characterized by the development of the determinants of training, personal development, character information, and interpersonal relations as well as interaction of the individual with the social environment
Key words: education, functions of education, life strategies of youth, the entrepreneurial strategies of young people
На протяжении последних десятилетий исследователи и политики всего мира заинтересованы в вопросе развития предпринимательства, так как именно предприниматели способны ускорить развитие мировой экономики посредством генерирования новых идей и их последующей реализации
Под предпринимательской деятельностью подразумевается не только создание инноваций: она также предполагает создание новых рабочих мест, формируя здоровую конкурентную среду, что немаловажно в
трансформирующимся обществе, где главная роль отводится самой активной и креативной части нашего социума - студенческой молодежи.
Именно студенческая молодежь способна генерировать новые идеи, максимально эффективно участвовать в экономической жизни своего региона и страны, быстро воспринимая все новое, не боясь брать на себя риски.
Идея стать предпринимателем становится все более привлекательной для многих студентов, так как данная перспектива рассматривается как способ участия на рынке труда без потери личной свободы. По мнению Рейнолдса, Миллера и Макая (1995) [16, с. 542], целесообразность создания собственного бизнеса также связана с уровнем безработицы в стране и политикой государства, направленной на поощрение предпринимательской деятельности и развитие инновационных отраслей.
Это позволяет нам говорить о трансформации социальной роли молодежи, что, в свою очередь, актуализирует внимание к ее ценностным приоритетам и вызывает необходимость концептуализации проблемы отсутствия системы развития образованных и высококвалифицированных предпринимателей для стабильной экономики в современных мировых условиях [17, с. 11] (Scott, Twomey, 1988).
Большое влияние на формирование теорий молодежи и становление социологии молодежи как отрасли социологического знания оказала концепция Э. Шпрингера (культурно-психологическая концепция). Заслугой Шпрингера является постановка вопроса о жизненном плане как новой жизненной форме, появляющейся в юношеском возрасте.
Современная образовательная система позволяет выделить нам еще одну систему социализации - непрерывное образование. Непрерывное образование в высшей школе характеризуется стимулированием мотивации к получению новых знаний и навыков, созданием соответствующих условий и атмосферы для получения образования (через творческий и инновационный подходы), акцент на самообразовании (бакалавриат, магистратура, аспирантура). Именно непрерывность системы образования позволяет личности менять стратегии на протяжении всей жизни.
Ю. М. Резник [7, с.101] рассматривает жизненную стратегию молодежи как идеальные образования, символически опосредованные и выходящие по своему воздействию за пределы сознания, реализация которых происходит в поведении человека, в его ориентирах и приоритетах. Идеальность стратегии, по мнению Ю. М. Резника, проявляется как субъективно (уникальные и неповторимые личностные смыслы и цели), так и объективно (стандарты, нормы и ценности, приобретенные личностью в процессе социализации).
В последнее время в российской социологии исследование темы молодежи приобрело новое научное развитие, а классические научные интерпретации понятия «молодежь» и «студенчество» получили значимые уточнения и существенные дополнения.
Особенно заметным стало появление новых акцентов в анализе проблематики молодежи после выхода книги «Молодежь в обществе риска» под редакцией Ю. А. Зубок, В. И. Чупрова и Уильямса К. [12, с.58], в которой
исследуются основные проблемы молодежи в условиях социальной неопределенности, ее роль в воспроизводстве риска как в современных западных, так и в российском обществе. Опираясь на данные социологических исследований, авторы анализируют основные тенденции изменения социального статуса молодежи в условиях риска, новые основания ее социальной стратификации, формы ее социальных конфликтов, особенности ее интеграции в различные общества риска, факторы локализации и глобализации риска. Рассмотрение риска в качестве общего основания в сравнительном анализе российской и западной молодежи, позволило получить обобщенные характеристики современного молодого поколения начала ХХ1-го века.
В работах Н.И. Легостаевой [6, с.92] жизненные стратегии российской студенческой молодежи можно рассматривать через микросоциологический подход. Легостаева Н.И. опирается на структуру жизненных стратегий, которая включает в себя количественные и качественные изменения. Согласно подходу изучения структурных элементов Н. И. Легостаевой можно выделить процесс качественных изменений, результатом которого является деятельность человека по переоценке своих жизненных приоритетов. Именно при качественных изменениях человек задумывается о соотношении целей и средств, используемых для достижения своих целей.
Качественные изменения предполагают сдвиг структурных элементов, в частности, на первый план выходят ценности, сдвигая цели индивида на второй план.
Социологами были специфицированы жизненные стратегии, например, К. А. Абульханова-Славская рзработала следующую классификацию жизненных стратегий: жизнеориентирование, жизнестроительство и жизнетворчество [1, с. 72]. Ю. М. Резник выделяет следующие стратегии: стратегии жизненного благополучия, стратегии жизненного успеха и стратегии жизненной самореализации [7, с. 13; 17. с. 30]. Вышеуказанную типологию жизненных стратегий используют в своих работах О. С. Васильева [2, с.75], Е. А. Смирнов [10, с. 108], Л. С. Самсоненко [9, с. 68]. Е. П. Варламовым и С. Ю. Степановым были типизированы жизненные стратегии на основе корреляции выраженности личностного своеобразия и творческой деятельности: творческая уникальность, пассивная индивидуальность, активная типичность, пассивная типичность [3, с. 45].
Анализируя работы Н. Федотовой можно столкнуться с другой типологией жизненных стратегий молодежи: пассивная рефлексивно-запаздывающая, пассивная умеренно-приспособительная, активная позитивно-карьерная, активная позитивно-инструментальная, активная криминально-карьерная [12. С.60]. Л. И. Дементий определила три типа жизненных стратегий (самореализующаяся, фаталистическая и конформистская) [4. с. 83], которые универсализированы в различных возрастных категориях индивида.
Жизненная стратегия - это система представлений индивида о своей будущей жизни, ориентирующая и направляющая его текущее поведение в течение длительного времени [8, с. 187].
Рассматривая образование как одну из главных стратегий студенческой молодежи, можно опереться на теоретико-методологическую основу изучения образования Н. Лумана (теория социальных систем) [15]. Он рассматривает образование как функционально дифференцированную подсистему современного общества, выполняющуюсвою специфическую функцию.
По мнению Сорокиной Н. Д., образование выполняет ряд социальных функций, главной из которых выступает функция социального контроля. Эта функция должна обеспечивать устойчивое развитие социума. В период трансформации современного общества, направленной на проникновение рыночных отношений в жизнедеятельность людей, помимо функции социального контроля, образование как социальный институт, призвано удовлетворять запросы индивидов. Современная система образования сохраняет традиции и одновременно воспринимает инновации, реализуя свои основные функции, в то же время обогащает последние новыми характеристиками и механизмами осуществления [11, с.104].
Новые функции образования прослеживаются во все большем влиянии на него жизненных стратегий студентов. Изучение жизненных стратегий студенческой молодежи приобретает особую актуальность в обществе, находящемся в состоянии перехода от одной системы общественных отношений к другой. В основе проектирования жизненных стратегий студенческой молодежи лежит определенная система ценностей, представлений о способах достижения жизненных целей. В этой связи научный интерес вызывают результаты социологических опросов, регулярно проводимых Центром социологических исследований МГУ им. М. В. Ломоносова. Опросы студентов Московского университета показывают изменения причин получения высшего образования, ценностных ориентаций, преференций, интересов, жизненных стратегий данной когорты молодежи [11]. Данные изменения связаны с трансформацией сознания современной студенческой молодежи в отношении к жизненному успеху, переосмыслению внутренней культуры личности и семейных ценностей.
Латентные функции отличаются от явных функций непреднамеренным характером и незапланированной природой. Последствия латентных функций можно увидеть не сразу, обычно они имеют побочную форму. Однако именно латентные функции представляют особый интерес для изучения, не смотря на трудность их распознания.
Еще десять лет назад к основным формам развития предпринимательских навыков относили проведение локальных тематических семинаров, круглых столов, бизнес-игр, дискуссионных клубов вне рамок специализированных и длительных курсов и программ. Однако, анализ образовательной деятельности вузов, проведенный авторами, позволяет сделать вывод о том, что сегодня обучение предпринимательству получило должное развитие и как самостоятельные образовательные программы. Институциональная активность российской высшей школы в реализации образовательных программ предпринимательского характера привела к переходу обучения предпринимательству из латентных к явным функциям современного
образования как социального института. Выполнение обозначенной функции обеспечивает устойчивое развитие социума, в особенности в периоды неопределенности и социально-экономических вызовов.
При изучении данного вопроса можно базироваться на теории запланированного поведения Айзена [13, с.181], согласно которой предпринимательские намерения отражают индивидуальное отношение к поведению, субъективным нормам и воспринятому контролю поведения. Теория запланированного поведения включает в себя некоторые ключевые концепции из социальных и поведенческих наук, определяя эти понятия таким образом, чтобы допустить возможность предсказания и понимания конкретного поведения в определенном содержании.
При изучении мотивации студенческой молодежи к предпринимательской деятельности целесообразно обратить внимание на процессуальные теории мотивации, согласно которым, поведение студентов является функцией их восприятия и ожиданий, связанных с данной ситуацией, и возможностью последствия выбранного ими типа поведения.
Так, согласно Теории ожиданий, наличие активной потребности не является необходимым единственным условием мотивации человека студенческой молодежи на достижение определенной цели. Студенты надеются на то, что выбранный им тип поведения действительно приведет к удовлетворению или приобретению желаемого. Ожидания, в данном случае, можно рассматривать как оценку студенческой молодежью вероятности определенного события.
Большое количество исследований по предпринимательству посвящено изучению предпринимательских намерений и факторов их формирования. Согласно исследованию K. J. Armitage и M. Conner [14. с.483], предпринимательские намерения представляют собой предпосылки фактического поведения человека и отражают степень, в которой люди показывают мотивацию и готовность прилагать усилия для осуществления такого поведения. Предпринимательские намерения относятся к «индивидуальному суждению о вероятности владения собственным бизнесом», а также включают в себя индивидуальный план того, как стать предпринимателем.
В условиях финансового кризиса и порождаемой им экономической нестабильности в современной России студенческая молодежь подвержена разного родам рискам. Именно здесь возрастает роль образования как социального института, призванного снизить данные риски, путем трансформации процесса обучения.
Процесс трансформации образования как социального института, а также адаптация студенческой молодежи как реакция на данный процесс целесообразно рассмотреть через деятельностно-структурный интерпретативный подход и труды Т. И. Заславской [5, с.71]. Образовательная среда определяющим образом влияет на жизненный путь и стратегии молодого человека. Трансформация жизненных стратегий молодежи является ответной реакцией на преобразование образовательной среды, характеризующейся
комплексом тенденций: формированием новых институтов, расширением связей с другими институтами (предпринимательство) и появлением новых социальных групп (акселераторы, действующие предприниматели - практики, бизнес-тренеры).
Исходя из вышеизложенного, выстроилось представление о том, как меняются социальные структуры в ответ на введение новых требований к жизнедеятельности социума.
Необходимо переосмысление роли предпринимательского образования в системе высшего образования. Нужно понимать, что предпринимательское образование давно вышло за строгие рамки бизнес-школы. В современных реалиях как никогда ясно видится связь предпринимательского образования с техническими и естественными науками. В ряд программ инженерно-технической подготовки уже включены программы по обучению предпринимательству, что в свою очередь меняет требование к кадровому составу и учебно-методическому обеспечению данных программ.
Жизненные стратегии современной российской молодежи, связанные с готовностью заняться предпринимательской деятельностью, во многом являются реакцией на трансформационные процессы социальных институтов, в частности института образования, т. к. именно образовательная среда характеризуется развитием факторов, определяющих обучение, развитие личности, характер информационных и межличностных отношений, а также взаимодействия с личности с социальной средой.
Литература
[1] Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991.
[2]Васильева О.С., Демченко Е.А. Изучение основных характеристик жизненной стратегии человека // Вопросы психологии. 2001. №2.
[3] Варламова Е.П., Степанов С.Ю. Психология творческой уникальности человека. М.: Ин-т психологии РАН, 2002.
[4]Дементий Л.И., Купченко В.Е. Жизненные стратегии: монография. Омск: Изд-во Омского гос. ун-та, 2010.
[5] Заславская Т.И. Вектор социоструктурных сдвигов // Россия, которую мы обретаем. Новосибирск: Наука, 2003.
[6] Легостаева Н. ИЖизненные стратегии «дневной» и «ночной» молодежи Социальная диагностика Мониторинг общественного мнения 8(114) март-апрель 2013 С.92
[7] Резник Т.Е., Резник Ю.М. Жизненные стратегии личности // Социологические исследования. 1995. №2.
[8] Резник Ю.М., Смирнов Е.А. Жизненные стратегии личности (опыт комплексного анализа). М.: Институт человека РАН, 2002.
[9] Самсоненко Л.С. Особенности формирования жизненной перспективы личности в раннем юношеском возрасте // Вестник развития науки и образования. 2009. №3.
[10] Смирнов Е.М. Жизненные стратегии государственных служащих // Государственная служба. 2002. №4.
[11] Сорокина Н.Д. Перемены в образовании и динамика жизненных стратегий студентов // URL: http://ecsocman.hse.ru/data/909/769/1231m7.SOROKINA.pdf.
[12] Чупров В.И., Зубок Ю.А., Уильямс К. Молодежь в обществе риска. Второе издание- М.: Наука, 2003.
[13] Ajzen I. (1991). The theory of planned behavior. Organizational Behavior and Human Decision Processes, 50, 179-211.
[14] Armitage, C. J., & Conner, M. (2001). Efficacy of the theory of planned behaviour: a meta-analytic review. British Journal of Social Psychology, 40, 471499. // URL: http://www.readcube.com/articles
[15] Луман Николас. Социальные системы. Очерк общей теории // URL: http://www. twirpx.com/file/258007.
[16] Reynolds P, Moller B, Maki W.R. 1995. Explaining regional variation in business births and deaths: U.S. Small Business Economics 7 (5), 389-707.
[17] Scott M.G., Twoney D.F. 1988. The Long-Term supply of entrepreneurs: students' career aspirations in relation to entrepreneurship. Journal of Business Management 26 (4), 5-13.
Literature
[1] K.A. Abulkhanova-Slavskaya Strategy of life. M.: Thought, 1991.
[2] Vasilyeva O.S., Demchenko E.A. The study of the main characteristics of a person's life strategy //Questions of psychology. 2001. № 2.
[3] E.P. Varlamova, S.U. Stepanov. Psychology of the man's creative uniqueness o. Moscow: Institute of Psychology, Russian Academy of Sciences, 2002.
[4] Dementiy L.I., Kupchenko V.E. Life strategies: monograph. Omsk: Publishing house of Omsk State University, 2010.
[5] T.I. Zaslavskaya. The vector of sociostructural shifts // Russia, that we obtain. Novosibirsk: Science, 2003.
[6] Legostayeva N. I. Life strategies of the "day" and "night" youth. Social diagnostics. Monitoring of public opinion 8 (114) March-April 2013 p.92
[7] Reznik T.E., ReznikU.M. Life strategies of personality // Sociological research. 1995. № 2.
[8] Reznik U.M., Smirnov E.A. Life strategies of the individual (experience of complex analysis). Moscow: Institute of Human Sciences, Russian Academy of Sciences, 2002.
[9] L.S. Samsonenko. Features of the formation of vital forces formation in early adolescence / / Bulletin of the development of science and education. 2009. № 3.
[10] Smirnov E.M. Life strategies of civil servants // Public service. 2002. № 4.
[11] Sorokina N.D. Changes in education and the dynamics of students' life strategies // URL: http://ecsocman.hse.ru/data/909/769/1231/007.SOROKmA.pdf.
[12] Chuprov V.I., Zubok Yu.A., Williams K. Youth in a Risk Society. Second edition - M.: Science, 2003.
[13] Ajzen I. (1991). The theory of planned behavior. Organizational Behavior and Human Decision Processes, 50, 179-211.
[14] Armitage, C. J., & Conner, M. (2001). Efficacy of the theory of planned behaviour: a meta-analytic review. British Journal of Social Psychology, 40, 471499. // URL: http://www.readcube.com/articles
[15] Luman Nikolas. Socila systems. Common theory essay // URL: http://www. twirpx.com/file/258007.
[16] Reynolds P, Moller B, Maki W.R. 1995. Explaining regional variation in business births and deaths: U.S. Small Business Economics 7 (5), 389-707.
[17] Scott M.G., Twoney D.F. 1988. The Long-Term supply of entrepreneurs: students' career aspirations in relation to entrepreneurship. Journal of Business Management 26 (4), 5-13.