Научная статья на тему 'Предпринимательские риски: Российская действительность'

Предпринимательские риски: Российская действительность Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
194
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дайджест-финансы
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ряховская А. Н.

Потребности в финансовых ресурсах, необходимых для приведения в технически исправное состояние огромного по масштабам ЖКХ, столь велики, что государство в основу поставило задачу освобождения федерального бюджета от затрат на их производство и, в конечном итоге, снимает с себя ответственность за стабильное, высококачественное жилищно-коммунальное обслуживание населения. При этом и разработчики концепции реформы, и Правительство РФ, и руководители отрасли, и потребители знали, что эта задача невыполнима, что населению России «не вытянуть» запущенное, не финансируемые десятилетиями хозяйство. Именно поэтому практически с первых месяцев реформы ЖКХ ставилась задача привлечения дополнительных финансовых ресурсов, в первую очередь частного бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Предпринимательские риски: Российская действительность»

риски в жкх

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ РИСКИ: РОССИЙСКАЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ

А. Н. РЯХОВСКАЯ,

доктор экономических наук, профессор

Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации

Техническое состояние ЖКХ России начала ХХ! в. характеризуется критическим износом жилищного фонда, инженерной инфраструктуры, огромными потерями ресурсов (воды, тепла, энергии) в процессе их транспортировки потребителю, низким качеством жилищно-коммунальных услуг, которые являются жизненно необходимыми, социально значимыми.

Потребности в финансовых ресурсах, необходимых для приведения в технически исправное состояние огромного по масштабам ЖКХ, столь велики, что государство в основу поставило задачу освобождения федерального бюджета от затрат на их производство и, в конечном итоге, снимает с себя ответственность за стабильное, высококачественное жилищно-коммунальное обслуживание населения. При этом и разработчики концепции реформы, и Правительство РФ, и руководители отрасли, и потребители знали, что эта задача невыполнима, что населению России «не вытянуть» запущенного, не финансируемого десятилетиями хозяйства. Именно поэтому практически с первых месяцев реформы ЖКХ ставилась задача привлечения дополнительных финансовых ресурсов, в первую очередь частного бизнеса.

Отрасль остро нуждается в эффективных инвестиционных проектах, которые позволили бы не только обновить материальную базу, но и повысить качество оказываемых услуг, оптимизировать бюджетные расходы, а в среднесрочной перспективе обеспечить формирование новых рабочих мест и, следовательно, повысить уровень жизни населения.

Каждый частный инвестор, принимая решение о целесообразности (нецелесообразности) финансовых вложений в конкретный бизнес, исходит из своих предпочтений оценки их эффективности с учетом условий функционирования данной кон-

кретной отрасли. Немаловажную роль при этом играет его склонность к риску, степень рискованности. Однако в настоящее время потенциальных инвесторов жилищно-коммунального хозяйства сдерживает высокий уровень рисков в данной сфере, отсутствие действенного механизма защиты их интересов.

Исследуя проблему рисков в ЖКХ, отмечаем, что для них характерны следующие их виды:

— технологический;

— нормативно-законодательный;

— финансовый;

— управленческий;

— социальный;

— кадрового непрофессионализма;

— информационный.

При этом технологические риски обусловлены критическим износом (моральным и физическим) жилищного фонда и объектов коммунальной инфраструктуры, что влечет за собой колоссальные потери ресурсов, увеличение их расхода, рост числа аварий на инженерных сетях тепло-, энерго- и водоснабжения, а значит, и необоснованный, непрогнозируемый рост эксплуатационных издержек.

Большое значение в предпринимательской деятельности при реализации инвестиционных проектов, расчете сроков их окупаемости и эффективности имеет нормативно-законодательный риск. Этот вид риска связан с частыми, непредсказуемыми, необоснованными изменениями законодательной основы инвестиционной деятельности организаций, что может привести, а в российской действительности зачастую приводит, к потерям инвестора, что, в конечном итоге, делает инвестиции неэффективными, невыгодными (например, введение новых налогов, упразднение налоговых льгот, гарантий и т. д.).

Наиболее значимым для деятельности частных инвесторов является финансовый риск. Этот вид риска обусловлен несовершенной системой ценообразования и регулирования тарифов, что создает ситуацию экономической неопределенности для всех экономических объектов рынка жилищно-коммунальных услуг и является одним из главных препятствий привлечения внешних инвестиций в развитие отрасли. Основными негативными последствиями неэффективной тарифной политики в сфере ЖКХ являются невозможность прогнозирования величины доходов, расходов, других параметров деятельности предприятиями отрасли. При этом бюджеты разных уровней также испытывают значительные трудности при расчете их потребности в бюджетных ассигнованиях на выплату дотаций и льгот. Потенциальных инвесторов настораживает невозможность расчета эффективности вложений и риск.

При попытках определения величины финансовых рисков целесообразно учитывать следующие факторы:

— завышенные тарифы на жилищные и коммунальные услуги;

— неконтролируемый пересмотр тарифов естественных монополий в течение финансового года, что приводит к недофинансированию, появлению и многократному увеличению долга бюджетов разных уровней ввиду невозможности учета дополнительных сумм бюджетных дотаций, вызываемых ростом тарифов, после утверждения бюджета на текущий финансовый год;

— последнее обстоятельство вызывает неконтролируемый рост дебиторской и кредиторской задолженности предприятий ЖКХ;

— несвоевременная и неполная оплата бюджетами разных уровней жилищно-коммунальных услуг, потребленных льготными категориями населения и бюджетными организациями, что также вызывает рост дебиторской и кредиторской задолженностей, и, в конечном итоге, приводит к несостоятельности (банкротству) субъектов рынка жилищно-коммунальных услуг.

Жизненная необходимость, первостепенная значимость жилищных и коммунальных услуг для населения вызывают необходимость учета социального риска. Именно социальная значимость услуг, невысокий уровень доходов потребителей не позволяют инвестору устанавливать тарифы на уровне, обеспечивающем ему быструю окупаемость вложенных средств.

Таким образом, взаимосвязанная система целей и задач с учетом возникающих рисков нуждается в проектировании организационно-экономического механизма с использованием иннова-

ционных методов, сочетании научных методов и принципов формирования структур (системного подхода) с экспертно-аналитической работой. В основу методологии создания стратегии должны быть положены, в первую очередь, цели, задачи и механизмы их достижения.

Потенциал жилищно-коммунального хозяйства регионального и муниципальных уровней включает не только основные фонды (здания, сооружения, инженерную инфраструктуру и т. д.), но и тот огромный финансовый ресурс, который направляется в эту сферу экономики города. На современном этапе реформирования ЖКХ в качестве приоритетной ставится задача повышения эффективности финансовых средств при управлении жилищным фондом. В настоящее время основными источниками финансирования выступают денежные средства населения в форме платежей за жилищно-коммунальные услуги и дотации из городского бюджета. Активизация перехода на полную оплату жилищно-коммунальных услуг населением при использовании бюджетных средств на поддержку малоимущих усугубляет проблему экономии ресурсов и ставит задачу повышения эффективности управления жилищным фондом.

Для снижения этого вида рисков в жилищно-коммунальной сфере необходимо обеспечить выполнение бюджетами разных уровней своевременной и в полном объеме оплаты потребленных жилищно-коммунальных услуг льготными категориями населения и бюджетными организациями.

Наличие управленческих рисков обусловлено высокой степенью централизации функций управления, бюрократизмом в рассматриваемой отрасли, а также несовершенной системой государственного регулирования деятельности организаций, производящих и оказывающих социально значимые услуги.

Невысокий уровень квалификации кадров ЖКХ (от рабочего до топ-менеджера) оказывает непосредственное влияние на все процессы в ЖКХ России — от качества производства различных видов ремонтно-восстановительных работ, ликвидации незначительной аварии, уборки придомовых территорий, общего имущества многоквартирного дома до соблюдения, например, предельно допустимых концентраций вредных веществ питьевой воды, выполнения различных управленческих функций.

Непрестижность профессии, невысокий уровень зарплаты, высокая сменяемость рабочих кадров, низкий уровень технологической и производственной дисциплины и т. д. являются одной из множества причин невысокого качества услуг, что также способствует снижению эффективности инвестиционных процессов отрасли.

Информационные риски, связанные с отсутствием, неполнотой, недостоверностью информации, в ЖКХ имеют свои специфические особенности. С одной стороны, ввиду естественного монополизма коммунальных предприятий у них нет необходимости получения информации о деятельности конкурентов ввиду их отсутствия. Однако в жилищной сфере при попытках получения подряда на выполнение ремонтных, эксплуатационных работ наличие такой информации желательно и необходимо.

С другой стороны, неполнота, неточность информации о динамике изменения основных показателей деятельности предприятий, технических и технологических параметрах, финансовом положении, объемах и качестве услуг, недостоверность, несоответствие между проектными и фактическими данными эксплуатационного оборудования, жилищного фонда и т. д. делают непривлекательной деятельность в этой отрасли для потенциальных инвесторов.

Слабое информационное обеспечение является одним из существенных недостатков, снижающих темпы развития отрасли.

Разрабатывая комплекс мероприятий по снижению рисков потенциальных инвесторов в ЖКХ, отмечаем, что в первую очередь необходимы мероприятия на государственном уровне по значительному повышению благосостояния и платежеспособности населения. Затем для производства и финансирования колоссальных объемов капитального ремонта жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры необходима разработка соответствующей государственной программы, реализация которой будет осуществляться за счет государственных средств, а также финансовых ресурсов частных инвесторов, привлекаемых под государственные гарантии.

Также при наличии государственной программы и гарантий целесообразна модернизация и замена инженерного оборудования коммунальной инфраструктуры. Одновременно необходимо возродить и неукоснительно осуществить планово-предупредительные ремонты жилищного фонда и иных инженерных объектов, произвести установку приборов учета потребления ресурсов.

Стабилизация законодательной базы, регулирующей бюджетный процесс, межбюджетные отношения, налоговую и тарифную политику государства, урегулирование правовой базы по вложению отечественного и иностранного капитала, однозначно определяющей права и обязанности участников инвестиционного процесса и обеспечивающей защиту их интересов, будет способствовать снижению нормативно-законодательных рисков.

Упорядочение тарифной системы: экономическая обоснованность, принятие тарифов на несколько лет, обеспечение единой методологической базы для регулирования на федеральном, региональном и местном уровнях, прямые и косвенные виды помощи участникам инвестиционного процесса со стороны государственных и местных органов власти, своевременная оплата из бюджетов разных уровней потребленных услуг льготными категориями населения и бюджетными организациями, реструктуризация кредиторской задолженности, привлечение внебюджетных источников финансирования ЖКХ будут способствовать снижению финансовых рисков частных инвесторов.

Совершенствование системы управления жилищно-коммунальным комплексом России, упорядочение системы государственного регулирования процессов производства и оказания жилищных и коммунальных услуг, повышение уровня оплаты и квалификации кадров на предприятиях рассматриваемой отрасли снизят управленческий и кадровый риски. Снижение воздействия социального риска возможно посредством разработки комплекса стимулирующих мероприятий по повышению качества жилищно-коммунальных услуг, совершенствованию системы социальной защиты населения, в том числе упорядочению системы льготных субсидий и т. д.

Возрождение и развитие муниципальной статистики, совершенствование системы нормирования, создание аналитических центров по работе с населением для разъяснительной работы, пропаганды, рекламы и т. д., повышение эффективности взаимодействия органов управления жилищно-коммунальных предприятий, формирование банка данных об инвестиционном потенциале ЖКХ, публичность отчетности субъектов риска жилищно-коммунальных услуг будут способствовать снижению возникновения информационного риска.

Однако в ЖКХ существуют факторы, наличие которых в значительной степени нивелируют (снижает) действие всех рассматриваемых рисков. К ним относятся существующая тарифная политика государства, низкая эффективность деятельности антимонопольных органов, слабая защищенность населения, его пассивность, неумение отстаивать собственные интересы и т. д. Все это в значительной мере снижает риск невозврата инвестиций, неполучения прибыли. При этом практически отпадает необходимость расчета эффективности бизнес-процессов. Правда, единственным «естественным» ограничителем получения максимальной отдачи финансовых вложений в ЖКХ является низкая платежеспособность населения, попросту — нищета. В этом случае существенную «помощь» частному бизнесу оказывает Жилищный кодекс РФ,

позволяющий выселять неплательщиков и после продажи жилья возмещать недополученное.

Однако значительные трудности возникают в случаях, когда в качестве неплательщика выступают бюджеты разных уровней, не возместившие предприятиям ЖКХ стоимость потребляемых услуг бюджетными организациями и льготными категориями населения.

Оценивая уровень риска вложения инвестиций в ЖКХ, потенциальный инвестор должен определиться в целях вложения. Зачастую основной целью является получение максимального результата, как правило, прибыли.

Однако многочисленные исследования понятия «эффективность» (в нашем случае — финансовых вложений), начиная с работ Вильяма Пет-

ти, Франсуа Кенэ, Д. Сораче до исследований Г. Эмерсона, Я. Зеленевской и других, показали, что необходимо учитывать не только экономические аспекты и финансовые результаты, но и социально-политические, экономические и прочие.

Именно эти обстоятельства необходимо иметь в виду частным предпринимателям при рассмотрении жилищно-коммунальной отрасли в качестве объекта вложений финансовых ресурсов, учитывать, что в этом случае цель должна быть многомерной.

Также важно помнить всегда, особенно при попытках инвестирования в ЖКХ и получения при этом максимальной прибыли, что тезис «Во всем надо знать меру» действует и в рыночной экономике.

Реклама в журналах Издательского дома «Финансы и кредит»

Мы гарантируем Вам:

^ Оперативное размещение ^ Гибкую систему скидок ^ Индивидуальный подход ^ Особые условия для рекламных агентств. Ваши выгоды очевидны, потому что у нас: ^ Самые низкие цены

^ Широкая профессиональная аудитория по всей территории России и СНГ ^ Оперативная публикация рекламы осуществляется в необходимые Вам сроки ^ Высокая эффективность рекламы проверена временем.

Реклама в наших журналах — прямой путь к конечному потребителю.

Тел./факс: (495) 621-69-49, http: www.financepress.ru

(495) 621-91-90 E-mail: post@financepress.ru

(495)621-72-79

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.