Научная статья на тему 'Предпринимательские компетенции в профессиональном образовании и обучении: зарубежный опыт'

Предпринимательские компетенции в профессиональном образовании и обучении: зарубежный опыт Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
обучение предпринимательству / предпринимательские компетенции / экосистема предпринимательства / профессиональное образование / профессиональное обучение / предпринимательское мышление / entrepreneurship education / entrepreneurial competencies / entrepreneurship ecosystem / vocational education and training / VET / entrepreneurial thinking

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Олейникова Ольга Николаевна, Редина Юлия Николаевна, Викторова Анна Олеговна

Введение. Обучение предпринимательству становится универсальным требованием к умениям, которое может и должно быть интегрировано в программы профессионального образования и обучения (далее – ПОО). Как следствие – практическое понимание отрасли, предпринимательское мышление, умение выявлять возможности, рисковать и адаптироваться к изменениям, преодолевать разрыв между образованием и трудоустройством, социальная и экономическая мобильность. Цель. Выявить особенности и структурные элементы обучения предпринимательству и предпринимательских компетенций в системе ПОО на индивидуальном, институциональном и системном уровнях. Методы. Основу составили элементы социально-экономического моделирования, структурирования и систематизации, метод case-study, междисциплинарный подход при моделировании экосистемы обучения предпринимательству. Результаты. Переосмыслено содержание обучения предпринимательству и предпринимательского метода в системе ПОО, сущности предпринимательства как метода внедрения инноваций и ценностей, сформулированы факторы предпринимательского мышления, определено содержание экосистемы обучения предпринимательству. Научная новизна заключается в выявлении моделей обучения предпринимательству, содержания компетенций преподавателей предпринимательства и рамки для обучения предпринимательству с точки зрения организации обучения в системе ПОО. Практическая значимость. Выводы и рекомендации могут быть использованы при разработке содержания программ обучения и повышения квалификации преподавателей, моделей обучения, а также создании инновационных площадок обучения на рабочем месте и организационных инноваций на институциональном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Олейникова Ольга Николаевна, Редина Юлия Николаевна, Викторова Анна Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Entrepreneurial competencies in vocational education and training: international experience

Introduction. Entrepreneurship education is becoming a soft skill requirement that can be integrated into VET programmes, provide practical understanding of industry and skills, develop entrepreneurial thinking, ability to identify opportunities, take risks and adapt to change, bridge the gap between education and employment, create jobs and stimulate economic growth, providing social and economic mobility. The aim of the study is to identify the features and structural elements of entrepreneurship education and entrepreneurial competencies in the VET system at the individual, institutional and system level. Methods. The basis was formed by elements of socio-economic modelling, structuring and systematisation, case-study method, and interdisciplinary approach applied for modelling the ecosystem of entrepreneurship education. Results. The content of entrepreneurship education and entrepreneurial method in the VET system as well as the essence of entrepreneurship as a method of introducing innovations and values was reimagined, the factors of entrepreneurial thinking were presented, the content of entrepreneurship education ecosystem was determined. Scientific novelty lies in the identification of models of entrepreneurship education, the content of teachers’ competencies and the framework for entrepreneurship education in terms of organisation of training in the VET system. Practical significance. The findings and recommendations can be used in terms of development of the content of training and professional development programmes for teachers, training models, as well as the creation of innovative sites of workplace learning and organisational innovation at the institutional level and the creation of educational environment.

Текст научной работы на тему «Предпринимательские компетенции в профессиональном образовании и обучении: зарубежный опыт»

httDS://doi.ora/10.52944/P0RT.2024.57.2.005 Научная статья

jgypj)

Предпринимательские компетенции в профессиональном образовании и обучении: зарубежный опыт

О. Н. Олейникова и, Ю. Н. Редина, А. О. Викторова

Институт развития профессионального образования, Москва, Российская Федерация и omv@firpo.ru

Аннотация

Введение. Обучение предпринимательству становится универсальным требованием к умениям, которое может и должно быть интегрировано в программы профессионального образования и обучения (далее - ПОО). Как следствие - практическое понимание отрасли, предпринимательское мышление, умение выявлять возможности, рисковать и адаптироваться к изменениям, преодолевать разрыв между образованием и трудоустройством, социальная и экономическая мобильность.

Цель. Выявить особенности и структурные элементы обучения предпринимательству и предпринимательских компетенций в системе ПОО на индивидуальном, институциональном и системном уровнях.

Методы. Основу составили элементы социально-экономического моделирования, структурирования и систематизации, метод case-study, междисциплинарный подход при моделировании экосистемы обучения предпринимательству. Результаты. Переосмыслено содержание обучения предпринимательству и предпринимательского метода в системе ПОО, сущности предпринимательства как метода внедрения инноваций и ценностей, сформулированы факторы предпринимательского мышления, определено содержание экосистемы обучения предпринимательству.

Научная новизна заключается в выявлении моделей обучения предпринимательству, содержания компетенций преподавателей предпринимательства и рамки для обучения предпринимательству с точки зрения организации обучения в системе

Практическая значимость. Выводы и рекомендации могут быть использованы при разработке содержания программ обучения и повышения квалификации преподавателей, моделей обучения, а также создании инновационных площадок обучения на рабочем месте и организационных инноваций на институциональном уровне.

Ключевые слова: обучение предпринимательству, предпринимательские компетенции, экосистема предпринимательства, профессиональное образование, профессиональное обучение, предпринимательское мышление

Для цитирования: Олейникова О. Н., Редина Ю. Н., Викторова А. О. Предпринимательские компетенции в профессиональном образовании и обучении: зарубежный опыт // Профессиональное образование и рынок труда. 2024. Т. 12. № 2. С. 79-94. https://doi.Org/10.52944/PORT.2024.57.2.005

ПОО.

© О. Н. Олейникова, Ю. Н. Редина, А. О. Викторова, 2024

Статья поступила в редакцию 3 апреля 2024 г.; поступила после рецензирования 22 апреля 2024 г.; принята к публикации 24 апреля 2024 г.

Original article

Entrepreneurial competencies in vocational education and training: international experience

Olga N. Oleynikova H, Yulia N. Redina, Anna O. Viktorova

Federal Institute for VET Development, Moscow, Russian Federation H omv@firpo.ru

Abstract

Introduction. Entrepreneurship education is becoming a soft skill requirement that can be integrated into VET programmes, provide practical understanding of industry and skills, develop entrepreneurial thinking, ability to identify opportunities, take risks and adapt to change, bridge the gap between education and employment, create jobs and stimulate economic growth, providing social and economic mobility. The aim of the study is to identify the features and structural elements of entrepreneur-ship education and entrepreneurial competencies in the VET system at the individual, institutional and system level.

Methods. The basis was formed by elements of socio-economic modelling, structuring and systematisation, case-study method, and interdisciplinary approach applied for modelling the ecosystem of entrepreneurship education.

Results. The content of entrepreneurship education and entrepreneurial method in the VET system as well as the essence of entrepreneurship as a method of introducing innovations and values was reimagined, the factors of entrepreneurial thinking were presented, the content of entrepreneurship education ecosystem was determined. Scientific novelty lies in the identification of models of entrepreneurship education, the content of teachers' competencies and the framework for entrepreneurship education in terms of organisation of training in the VET system.

Practical significance. The findings and recommendations can be used in terms of development of the content of training and professional development programmes for teachers, training models, as well as the creation of innovative sites of workplace learning and organisational innovation at the institutional level and the creation of educational environment.

Keywords: entrepreneurship education, entrepreneurial competencies, entrepreneur-ship ecosystem, vocational education and training, VET, entrepreneurial thinking

For citation: Oleynikova, O. N., Redina, Yu. N., & Viktorova, A. O. (2024). Entrepreneurial competencies in vocational education and training: international experience. Vocational Education and Labour Market, 12 (2), 79-94. https://doi.org/10.52944/PORT.2024.57.2.005

Received April 3, 2024; revised April 22 2024; accepted April 24, 2024.

Предпринимательские компетенции в профессиональном образовании и обучении: зарубежный опыт

Введение

Рынок труда претерпевает существенные изменения, вследствие сдвигов в глобальной экономике, технологического развития, появления новых бизнес-моделей, демографических, экологических и других факторов. Все большую популярность приобретают нестандартные формы занятости. Эта тенденция особенно затронула молодежь. Продолжающаяся цифровизация, условия VUCA мира1, переход к новому технологическому укладу, изменение принципов ведения хозяйственной и экономической деятельности модернизируют задачи развития предпринимательства, создавая импульсы для инноваций в преподавании, внедрение новых подходов к обучению и инструменты, в том числе цифрового предпринимательства и сертификации.

Сегодня предпринимательство связано не только с бизнес-моделями и созданием личного состояния, но и с универсальной компетенцией, повышающей благосостояние общества, поскольку для решения насущных проблем требуется предпринимательское мышление и действия в контексте устойчивого развития (Oleynikova, Redina, 2022).

Именно переосмысление подхода к предпринимательству с точки зрения умения внедрять инновации, а не просто управления бизнесом, включение доминирующего значения творческого компонента и возможностей коммерциализации инновационных решений - в этом заключается суть современного зарубежного подхода к предпринимательским умениям как к универсальным, или мягким (soft skills). В этой связи можно отметить, что в российском дискурсе, например, отсутствует понимание предпринимательских компетенций как интегрированной концепции обучения в течение всей жизни.

Методы

Основу исследования составили широкая выборка аналитических отчетов, докладов, публикаций и программных документов развития предпринимательской экосистемы и предпринимательских компетенций в контексте ПОО, а также современных трендов развития. Подбор теоретических источников проводился по ключевым словам: «обучение предпринимательству», «предпринимательские компетенции», «экосистема обучения предпринимательству», «предпринимательские умения». В исследовании учитывались соображения, затрагивающие проблемы сущностных аспектов «предпринимательства», условия для формирования предпринимательской экосистемы, а также содержание предпринимательских умений и требований к современным образовательным программам, образовательной среды, в том числе в контексте повышения компетенций преподавателей. Представленные в обзоре работы описывают подходы к обучению предпринимательству с целью

1 VUCA мир (Volatility Uncertainty Complexity Ambiguity world) - концепция развития современного мира в условиях неопределенности, нестабильности, сложности и неоднозначности среды, в которой сложно что-то прогнозировать

обеспечения непрерывных возможностей профессионального развития, включая взрослых обучающихся.

При изучении поставленных вопросов применялись следующие методы исследования: эмпирические и теоретические методы познания, системно-аналитический, интерпретации, экспертной оценки, контент-анализа, понятийно-терминологическое исследование, структурирования и систематизации, а также case study и форсайт-технологий. Междисциплинарный подход позволил выявить существующие тренды развития и сформулировать потребности в предпринимательских умениях с учетом современных социально-экономических предпосылок развития и потребностей рынка труда в условиях обучения в течение всей жизни, цифровизации экономики и перехода к экономике устойчивого развития.

Результаты и обсуждение

Обучение предпринимательству: подходы и аспекты

Обучение предпринимательству, являясь относительно новой областью исследования, усиливает влияние факторов, связанных с социальными, психологическими и педагогическими аспектами, превращающими его в процесс, посредством которого учащиеся приобретают широкий набор компетенций, приносящих индивидуальные, социальные и экономические выгоды (Hagg, Gabrielsson, 2020; Ndou, 2021).

Существует два подхода к обучению предпринимательству. Один рассматривает образование в широком смысле, в связке с ключевыми компетенциями, где особое внимание уделяется результатам обучения и возможностям трудоустройства, активной гражданской позиции и предпринимательским умениям для жизни и работы. Второй подход отражает более узкую цель, фокусируя компетенции предпринимательства на результатах обучения, связанных с предпринимательской деятельностью. Первый подход заключается в создании компании или предпринимательских инициатив. Второй - ориентирован на личность и улучшение предпринимательского отношения и поведения студентов, готовых брать больше ответственности за себя и свое обучение, быть творческими (Deveci, Seikkula-Leino, 2018).

Обучение предпринимательству формирует способности генерировать идеи и умения для их реализации. Целями этого процесса являются содействие развитию таких личностных качеств, как креативность, инициативность, готовность к риску, ответственность; повышение осведомленности студентов о самозанятости; обеспечение деловых умений, необходимых для открытия нового предприятия (Ibáñez-Cubillas, Gijón Puerta, 2021).

Дидактические подходы обучения должны основываться на активной роли учащихся в процессе обучения. Предпринимательская педагогика адаптирована к образовательной правовой базе и различным уровням образования, то есть является прогрессивной стратегией с учетом возраста учащихся и их ранее приобретенных знаний. От преподавателя требуется активная роль в приобретении предпринимательских умений, знание экспериментальной педагогики и бизнес-контента, чтобы дать

студентам возможность мыслить независимо и учиться на «ошибках» (Kuckertz, 2021).

В целом дискурс в области обучения предпринимательству отражает задачи в части гибких траекторий обучения для разновозрастных групп, независимо от ранее полученного образования, усиления связи между формальным и неформальным образованием, а также повышения доступности образования, предоставления качественного обучения.

В публикациях Европейского центра по развитию профессионального образования (CEDEFOP) показана современная трактовка понятия предпринимательства и содержание программ обучения предпринимательству (Cedefop, 2023). Однако если ранее подобные программы были направлены на формирование компетенций создания и управления новыми предприятиями, сегодня больше внимания уделяется вопросам инноваций, дизайнерскому мышлению, социальным и экологическим проблемам. Обучение предпринимательству становится все более междисциплинарным. Подчеркивается, что все больше внимания уделяется развитию социальных компетенций, содействию трудоустройству, быстрой коммерциализации знаний и опыта, выстраиванию обучения предпринимательству вокруг стратегий обучения в течение всей жизни. Программы должны больше концентрироваться на объединении компетенций предпринимательства и устойчивого развития как основы для интегративного обучения, направленного на создание воздействия и эффекта (Neck, Corbett, 2018).

С точки зрения экономического подхода к развитию умений доминируют две позиции: одна - со стороны предложения, другая - спроса. Первая фокусируется на экономической эффективности системы ПОО, вторая уделяет внимание спросу рынка труда на умения и образование (McGrath et al, 2023).

Обучение предпринимательству требует экзистенциального, экспериментального и трансформационного подходов к обучению. Экзистенциальный подход к обучению основывается на отношении обучающегося к миру и позиционировании его свободным и ответственным агентом, способным определять свое собственное развитие. В этом аспекте обучение фокусируется на влиянии прошлого выбора на нас и нашем восприятии встречающихся в жизни возможностей и шансов. Экзистенциальный подход к обучению помогает учащимся развиваться в своем собственном темпе, расширяя и совершенствуя имеющуюся базу знаний. Он поддерживает и расширяет индивидуальную самостоятельность через опыт и критический самоанализ, направляет предпринимательский процесс и приводит к более структурированному мышлению в отношении предпринимательских возможностей и проблем. Поэтому студентам необходимо изучать и практиковать не только инструменты, но и процесс, лежащий в их основе, критически отбирать те или иные обучающие инструменты (Block et al, 2023).

Обучение предпринимательству должно поощрять разнообразие и диверсификацию с точки зрения целевых групп. Вопрос разнообразия подходов и набора компетенций в контексте целей и мотивов обучающихся является одним из ключевых при разработке инициатив в области предпринимательских умений. Интересен пример Рамочной

программы развития предпринимательства Европейской комиссии, где предпринимательские компетенции состоят из умений, являющихся составными частями предпринимательства в различных комбинациях, актуальных для определенных видов предпринимательской деятельности (Bacigalupo et al, 2016).

В настоящее время важен и этический момент. Все больше внимания уделяется социальной ответственности предпринимателей, задумывающихся о вкладе в развитие общества, о воздействии результатов их деятельности на окружающий мир в экологическом, гражданском, социальном, экономическом аспектах (Bandera et al, 2021).

Преподаватели и практики в области обучения предпринимательству должны сами быть предпринимателями, мыслить и действовать по-предпринимательски, рассматривать проблемы обучения предпринимательству как возможности для разработки, внедрения и тестирования инновационных методов обучения, изучать потребности целевой группы и непрерывно развиваться сами, выходить за рамки классического преподавания (Block et al, 2023).

Предпринимательское мышление и обучение предпринимательству

Сегодня подчеркивается важность развития предпринимательства как способа стимулирования роста, инноваций и создания рабочих мест.

Обучение предпринимательству заключается в развитии умений и предпринимательского мышления для превращения творческих идей в предпринимательские действия, создания стоимости для стимулирования экономики, расширения возможностей быть более самодостаточными. Комплексная программа обучения предпринимательству должна создавать культуру предпринимательского мышления, передачу, знаний и способностей.

Исследования ЮНЕСКО обобщенно представляют современную концепцию подходов к предпринимательским умениям с точки зрения следующих уровней:

Предпринимательские умения в узком смысле означают получение основных компетенций, способствующих развитию предпринимательской и профессиональной независимости и самостоятельное принятие решений.

Поощрение культуры предпринимательского мышления и деятельности среди молодежи, создание среды, поощряющей проявление инициативы. Мягкие умения, такие как креативность, эмпатия, готовность к риску, ориентация на достижение цели и умение работать в команде в рамках всех предметов, преподаваемых в ПОО.

Поощрение культуры зрелости, автономии, личной ответственности и солидарности для развития динамичного общества (Lindner et al, 2020).

В табл. 1 ниже представлено обоснование необходимости предпринимательского обучения и развития предпринимательского мышления на различных уровнях для повышения устойчивости и мотивации, создания собственного рабочего места, переориентации корпоративной культуры на предпринимательство и социальное развитие для преодоления неопределенности будущего.

Таблица / Table 1

Развитие предпринимательского мышления на личном, экономическом

и социальном уровнях Development of entrepreneurial mindset at personal, economic and social

levels

Личное развитие Опыт самоэффективности, осуществление Возможность раскрыть потенциал, творческий мечты, повышение подход, укрепить мышление роста. мотивации

Воспитание молодых Не формируется автоматически. Предпринима-талантов тельское мышление - способность к переменам

Предпринимательство - двигатель экономического роста и создания рабочих мест, развитие пред- Разработка перспектив , принимательского мышления на рабочем месте. на будущее * Повышение мотивации и готовность продолжать обучение, снизить уровень отсева в ПОО

Экономическое развитие Ведущей фигурой становится человек, который Предприниматели соз- творчески мыслит и является новатором, готов ри-дают новую корпора- , сковать, учиться на ошибках и принимать смелые тивную культуру решения.

Развитие предпринимательского мышления Реагирование на ди- , у следующего поколения, подготовка к выявлению намику общества , и решению проблем путем создания ценности и экономики в денежном и социальном выражении.

Рост креативной эко- Подготовка молодых людей к максимальному номики как экономиче- использованию их таланта и творческих способ-ского фактора1 ностей

Новые возможности для получения дохода, пони-Обучение участию , ' мание контекстуальных и личных проблем целевой в жизни общества группы

Социальное развитие Развитие жизненных умений, которые помогут справляться с неопределенностью и адаптировать- Подготовка к неопреде, ся к переменам, развивая жесткие и мягкие умения, ленному будущему умение решать проблемы, работать в команде и учиться принимать неудачи.

„ Социальное предпринимательство, решение про-Сделать мир лучше ' ' блем общества и мира

Новые задачи образовательной организации ПОО

Переход к «зеленой» экономике, внедрение цифровых технологий, появление новых форм работы (например, гиг-экономика) меняют профиль рабочих мест, создают новые возможности профессионального развития в контексте поиска эффективных инновационных решений. Это предопределяет потребность в более гибкой системе управления и адаптации со стороны системы ПОО, а также поиск способов интеграции в новые сферы деятельности (Oleynikova, Redina, 2022).

1 По прогнозам ОЭСР доля креативной экономики в мировом ВВП в ближайшие 5 лет составит 10 %, создано около 30 млн рабочих мест по всему миру, будет занято больше людей в возрасте 15-29 лет

Соответственно, образ образовательной организации ПОО наполняется новой миссией, в том числе умением создавать гибкие бизнес-модели, новые императивы сотрудничества между всеми игроками системы и механизмы выстраивания взаимоотношений для достижения инноваций в преподавании и обучении, социальных мероприятиях, креативном использовании инфраструктуры и ресурсов. Яркий пример - создание на базе колледжа инновационных центров, лабораторий и бизнес-инкубаторов, которые становятся движущими силами инновационной экосистемы (в Канаде, например, прикладные исследования колледжей помогают малому бизнесу быть более продуктивным, конкурентоспособным и инновационным, предоставляют студентам возможность практического обучения, интегрированного в работу) (Cedefop, 2023).

Обучение предпринимательству требует изменения образовательной культуры. Ключевыми компонентами экосистемы предпринимательского обучения на микроуровне становятся:

• видение и понимание, как разработать эффективную модель предпринимательской деятельности с четкими целями, результатами, отбором преподавателей;

• учебный план и понимание, где «находится» предпринимательство;

• видение способов обучения за рамками формальной учебной программы - совместные учебные мероприятия, клубы предпринимателей, фестивали;

• видение и поддержка карьерного роста и стартапов в виде наставничества или стипендий.

На макроуровне стратегия должна учитывать:

• доступность ресурсов и поддержку со стороны органов управления образованием, например в виде картирования обучения предпринимательству;

• поддержку мероприятий по обучению предпринимательству, взаимодействие между элементами;

• оценку ресурсов - потребность в преподавателях, оптимальное время для обучения предпринимательству, педагогический подход, наличие условий для доступа учащихся к сообществу, социальным или экономическим партнерам для апробации идей;

• оценку поддержки учащимся в развитии предпринимательского мышления;

• понимание норм, ценностей и традиций, способствующих развитию предпринимательства.

Важным элементом является подготовка преподавателей для обучения предпринимательству и его включение в подготовку учителей. В международном дискурсе идет полемика относительно оценки и признания предпринимательских компетенций, особенно практических умений (Banha et al, 2022, Mitchell et al, 2002).

В контексте самооценки обучения предпринимательству на уровне учреждения ПОО выделяются следующие параметры: 1) ценностное предложение; 2) целевая группа; 3) предпринимательские компетенции; 4) подход к учебной программе; 5) виды деятельности и методы для развития предпринимательских компетенций; 6) ресурсы; 7) команда и движущая сила внедрения обучения; 8) заинтересованные стороны и ключевые

партнеры; 9) оценка предпринимательских компетенций; 10) каналы продвижения преимуществ обучения; 11) организационные структуры для поддержки обучения предпринимательству; 12) мониторинг развития предпринимательских компетенций и их эффект (Lindner et al, 2020).

Обучение предпринимательству требует использования активных методов обучения, при которых ученик стоит в центре образовательного процесса. Меняется роль преподавателя, особенно на последнем этапе обучения - рефлексии и оценивания опыта. Учащиеся нуждаются в аутентичном практическом опыте и реалистичной учебной среде. Преподаватели должны иметь доступ к новому разнообразному спектру ресурсов для создания максимально приближенных к жизни видов деятельности для учащихся. Предприниматель выступает скорее в роли гида, предоставляет ученикам возможность свободно мыслить для развития предпринимательских умений, доверять желанию и способностям учеников использовать свои собственные возможности. Это, безусловно, меняет характер диады взаимоотношений ученик - учитель. Для преподавателей эффективностью учебного процесса предпринимательства являются их «ориентация на отношения», работа в группах и мотивация к действию обучающихся (Leffler, 2019). В табл. 2 сгруппированы сферы и компетенции для разработки рамки обучения предпринимательству.

Экосистема обучения предпринимательству

В рамках исследования важно рассмотреть содержание экосистемы обучения предпринимательству как системы взаимосвязи ее элементов, способствующих внедрению предпринимательских компетенций ПОО.

Экосистема обучения включает в себя организации, вовлеченные лица, взаимодействие, происходящее внутри и снаружи, а также доступные ресурсы. Это взаимодействие происходит на уровне политики, учебных программ, преподавания, обучения, оценки результатов обучения, инфраструктуры, учебной среды, технологий и других ресурсов. Другими словами, это комплексный подход, в рамках которого основное внимание уделяется обучению и подготовке предпринимателей, созданию благоприятной среды и устранению барьеров на пути развития культуры предпринимательства.

Большинство исследователей рассматривают предпринимательские компетенции как способность действовать, используя возможности и идеи, превращать их в ценности для других.

Модель экосистемы включает три области исследования: роль образовательной политики и ее влияние на развитие предпринимательских компетенций; роль поставщиков ПОО в поддержке развития предпринимательских компетенций; преподавание, обучение и оценка, то есть планирование и реализация учебной программы, методы и инструменты преподавания (Li, Pilz, 2023).

В качестве примера инструментов, поддерживающих предпринимательские компетенции в ПОО, можно привести ранее упомянутую Европейскую систему компетенций в области предпринимательства (EntreComp), принятую в 2016 г. Она отражает систему знаний, умений и установок, необходимых для проявления предпринимательской активности и создания финансовой, культурной или социальной ценности для

Таблица / Table 2 Структура обучения предпринимательству в ПОО Structure of entrepreneurship education in VET programs

Сфера Компетенция

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Исследовательская грамотность Запрос / оценка, анализ, эксперимент, тестирование продукта, case study, теоретическое бизнес-исследование, исследование на базе доказательства, понимание и использование данных

Педагогика Оценка результатов обучения, развитие креативного мышления, самоуправление, наставничество, работа в сообществе, прикладные исследования как педагогический метод

Управленческие умения Лидерские умения, управление проектами, расширение партнерства, финансовые умения, аналитические способности, поиск решений для устранения препятствий, критическое мышление, стратегическое планирование, управление временем и организационные умения, управление в режиме многозадачности, делегирование Разработка и подача заявок; управление интеллектуальной собственностью и патентами; работа в условиях многообразия Принятие решений, касающихся здоровья и прибыльности дела

Обмен знаниями Синтез и адаптация умений Создание коллабораций, инновационных практик, экосистем Управление инновационными хабами

Цифровые умения Использование цифровых, социальных медиа для распространения результатов, управления проектами, отслеживания процессов Использование специализированного ПО для исследований и внедрения инноваций, измерения эффективности роста бизнеса Применение данных и технологий для бизнес-практик

Работа в команде, интервьюирование, интерпретирование информации Умение делиться знаниями, вести переговоры и презентовать результаты Умения брендинга, маркетинга и нетворкинга Умение эффективной коммуникации; обслуживания клиентов и потребителей

Коммуникационные умения

других людей. При Европейской системе компетенций в области предпринимательства внедряется политика, способствующая продвижению предпринимательских компетенций и мер, помогающих интеграции учебных программ, подготовке преподавателей и сотрудничеству с другими заинтересованными сторонами (Bacigalupo е! а1, 2016).

Программы признания и сертификации играют важную роль в мотивации заинтересованных сторон, соответственно, необходима стабильная система выявления и поддержки предпринимательского потенциала учащихся от разработки идей до их превращения в жизнеспособный бизнес.

С методологической точки зрения происходят изменения в сторону более партисипативных, основанных на компетенциях и ориентированных на учащегося методов обучения. Проектно-ориентированное и междисциплинарное обучение является наиболее предпочтительными для

развития предпринимательских компетенций. Преподаватели и тренеры ПОО вовлекают учащихся в практическую предпринимательскую деятельность: создание мини-компаний, студенческих кооперативов, виртуальных или практических фирм, участие в бизнес-конкурсах, хакато-нах, грантовых проектах.

Внедрение предпринимательских компетенций в ПОО предполагает изменение учебной среды. Открытые и гибкие учебные пространства, оснащенные технологиями и позволяющие использовать различные варианты рассадки и конфигурации аудиторий, повышают интерес и мотивацию учащихся и способствуют реализации педагогической методологии, основанной на действии и сотрудничестве.

Кроме этого, среди действенных инструментов и механизмов можно выделить создание инновационных учебных сред - инновационных лабораторий, лабораторий предпринимательства в ПОО.

В вопросе оценивания предпринимательских компетенций выявлены две основные проблемы: отсутствие четких критериев оценки и ограниченное использование методов формальной оценки. Для решения этих проблем необходимо активное вовлечение обучающихся в процесс оценивания. В условиях обучения на рабочем месте необходимо организовать специальную подготовку для инструкторов по профессиональному обучению, наставников из компаний, а также пересмотреть протоколы оценки и наблюдение за развитием предпринимательских компетенций на рабочем месте (Ratten, Usmanij, 2021).

Предпринимательские компетенции

Сегодня отмечается сдвиг парадигмы от узкого взгляда на предпринимательство к более широкому - как на сквозные компетенции, которые применяются в различных жизненных контекстах.

Так, согласно Европейской рамке компетенций под предпринимательскими компетенциями понимается способность действовать, реализуя возможности, превращая их в ценности для других, что предполагает сформированные умения совместной работы по планированию и управлению проектами, имеющими культурную, социальную или финансовую ценность (Bacigalupo et al, 2016).

На практике сосуществуют как узкие, так и широкие определения предпринимательства: либо создание бизнеса, либо трансверсальные компетенции, полезные в различных контекстах.

В Австрии, к примеру, система обучения предпринимательству отражает широкий подход, включающий три основные категории: разработка идей (отношение и распознавание возможностей); реализация идей (организация и совместная работа); устойчивое мышление (ориентированность на будущее и финансовая грамотность). В Финляндии разработано руководство по обучению предпринимательству, где предпринимательские компетенции определяют как способность выявлять и использовать возможности, преобразуя их в действия, которые приносят экономическую, культурную, социальную, или общественную ценность. В Испании новый закон об образовании определяет их как способность действовать, используя возможности и идеи, создавая социальную, культурную или экономическую ценность для других (Cedefop, 2023).

То есть предпринимательство в системе ПОО зачастую трактуется как создание возможностей и ценностей, в сферу которых включается и цифровое предпринимательство, и решение проблем деградации окружающей среды и социального неравенства (Teran-Yepez et al, 2020).

В литературе описаны пять моделей и рамок предпринимательских компетенций: модель Гибба (Великобритания), Национальный стандарт содержания для обучения предпринимательству (США), Датская модель (Дания), Скандинавская модель (От мечты к реальности: Результаты обучения и дидактические принципы для преподавания предпринимательства в скандинавских школах), Европейская система компетенций в области предпринимательства (EntreComp model).

Из перечисленных моделей наибольший интерес представляет EntreComp - как наиболее полно отражающая процессы выработки общего понимания умений, знаний и отношений. В ней обозначены три области компетенций предпринимательства: идеи и возможности - выявление возможностей для творчества, ценности, этичное и устойчивое мышление; ресурсы - самосознание и самоэффективность, мотивация и настойчивость, финансовая и экономическая грамотность; проявление инициативы - планирование и управление, преодоление неопределенности и рисков, работа с другими, обучение на основе опыта. Там же выделены 15 подкомпетенций, отражающих в целом предпринимательский образ мышления, связь знаний, умений, отношения к предпринимательству с различными аспектами создания стоимости (финансовыми, культурными или социальными). Показана интеграция предпринимательских компетенций в процесс обучения на всех уровнях системы и программ (Banha et al, 2022).

В некоторых странах, например, Австрии, Финляндии, Хорватии, Испании, предпринимательство является одной из основных целей и приоритетов в законах о профессиональном образовании. В них формулируются цели и меры по разработке учебных программ, подготовке и поддержке преподавателей, оценке, управлению и обеспечению качества, которые способствуют развитию предпринимательских компетенций. В Австрии внедрен национальный план действий по развитию культуры предпринимательства. Его основные положения включают интеграцию образования в области устойчивого и социального предпринимательства в учебные программы и работу с молодежью, поощрения междисциплинарных подходов; создание сетей; выявление и развитие потенциала детей, взрослых и учителей (Su et al, 2020).

Заключение

В целом можно отметить тренд изменений в подходе к пониманию предпринимательских компетенций не как изолированных дисциплин, а как ключевых / трансверсальных компетенций.

Комплексная программа обучения предпринимательству включает: 1) развитие собственного потенциала; 2) умение использовать возможности, то есть ориентироваться по внешнем мире, видеть проблемы и пути их решения; 3) умение оценивать и развивать идеи с точки зрения их социальных и коммерческих возможностей; 4) умение выявлять и избегать

риски; 5) умение мобилизовать и оценивать потребность в необходимых ресурсах; 6) умение превращать идеи в действия, планировать, управлять проектами, объединять людей и ресурсы (Block et al, 2023).

В современной учебной среде в системе ПОО создаются инновационные лаборатории, способствующие развитию нетрадиционных методов обучения и повышению творческого потенциала учащихся, междисциплинарному и межпредметному обучению с гибкими пространствами и открытыми формами обучения для реализации предпринимательских, цифровых и экономических инициатив. Эти многофункциональные пространства для совместной работы должны быть универсальными, динамичными и легко адаптируемыми как к физической, так и к виртуальной среде (Picón, 2021). Перед преподавателями ПОО в контексте адаптации педагогических методов к новой среде и потребностям обучающихся ставится новый вызов - превращение предпринимательских идей в реальные проекты на разных этапах: от генерации идеи до создания прототипа или стартапа.

Сегодня обучение предпринимательству больше не ограничивается конкретной предметной областью. Все педагогические методы делают акцент на обучении через опыт, фокусируя внимание на возможностях реального мира для развития и демонстрации практических знаний, творчества и сотрудничества. Среди наиболее часто применяемых методов обучения можно выделить: лекции; групповые обсуждения; бизнес-или игровые симуляции; ролевые модели; групповую работу; обучение действием; обучение на основе проектов; смешанное обучение; визиты в компании; стажировки, коучинг и наставничество; дискуссии; мозговой штурм (Hagg, Kurazewska, 2020).

В рамках получения практического опыта и взаимодействия с внешней средой можно выделить две категории программ: 1) управляемые учащимися компании, производящие и продающие реальные продукты или услуги; 2) виртуальные или практические фирмы, имитирующие экономическую деятельность (мини-компании). Однако появились и новые инициативы, например, программы студенческих кооперативов как альтернатива мини-предприятий. Особенностью ученических кооперативов является тесное сотрудничество с партнерами, которые не только оказывают содействие в виде семинаров и организации визитов учащихся, но также входят в наблюдательный совет ученического кооператива и оказывают консультации и поддержку в деятельности. В качестве виртуальной или практической фирмы, имитирующей экономическую деятельность, студенты работают в команде в рамках организационной структуры предприятия, воспроизводя функции, процессы и цели реальной компании. Все учебные предприятия связаны между собой через центр моделирования. Особое внимание уделяется цифровым компетенциям и устойчивому развитию бизнеса. Цифровые приложения поддерживают различные этапы предпринимательских проектов вплоть до создания «цифрового производства».

Резюмируя, можно отметить следующее. Происходит переосмысление концепции предпринимательских умений на различных уровнях, используются разные подходы к внедрению предпринимательства в учебный план, однако введение предпринимательства в качестве отдельного

предмета может привести к пренебрежению межпредметными связями.

На повестку дня выходит вопрос о дополнительном профессиональном развитии преподавателей. Существует разрыв между внедрением предпринимательских компетенций как широких сквозных компетенций и тем, как они фактически реализуются через узкие мероприятия. Недостаточная поддержка стартапов учащихся ПОО снижают мотивацию по освоению предпринимательского подхода.

Оценка предпринимательских компетенций часто упускается из виду в контексте целей и результатов. Само- и взаимооценка выступают наиболее эффективными инструментами оценки предпринимательских компетенций с активным вовлечением учащихся.

References

Bacigalupo, M., Kampylis, P., Punie, Y., & Van den Brande, G. (2016). EntreComp: The entrepreneurship competence framework. Publication office of the European Union. https://doi.org/10.2791/593884 Bandera, C., Santos, S. C., & Liguori, E. W. (2021). The dark side of entrepreneur-ship education: A Delphi study on dangers and unintended consequences. Entrepreneurship Education and Pedagogy, 4(4), 609-636. https://doi. org/10.1177/2515127420944 Banha, F., Coelho L. S., & Flores, A. (2022). Entrepreneurship Education: A Systematic Literature Review and Identification of an Existing Gap in the Field. Education Sciences, 12,336. https://doi.org/10.3390/educsci12050336 Block, J. H., Fisch, C. O., & Van Praag, M. (2017). The Schumpeterian entrepreneur: A review of the empirical evidence on the antecedents, behaviour and consequences of innovative entrepreneurship. Industry and Innovation, 24(1), 61-95. https://doi.org/10.1080/13662716.2016.1216397 Block, J. H., Halberstadt, J., Hogsdal, N., Kuckertz, A., & Neergaard, H. (2023). The Future of Entrepreneurship Education and Training: Some Propositions. In: J. H. Block, J. Halberstadt, N. Hogsdal, A. Kuckertz, H. Neergaard (Eds). Progress in entrepreneurship education and training. New methods, tools, and lessons learned from practice. Springer. (pp. 1-9). https://doi.org/10.1007/978-3-031-28559-2 1

Cedefop (2023). Entrepreneurship competence in vocational education and training in Europe: synthesis report. Publications Office of the European Union. https://doi.org/10.2801/08062 Deveci, I., & Seikkula-Leino, J. (2018). A Review of entrepreneurship education in teacher education. Malaysian Journal of Learning and Instruction, 15(1), 105-148. https://doi.org/10.32890/mjli2018.15.L5 Díez Picón, I. (2021). Creando Aulas de Emprendimiento en Formation Profesional: Una guia para empezar a emprender. Ministerio de Educación y Formación Profesional. https://www.todofp.es/dam/jcr:d0206a88-51a3-4d0f-8217-7257a4221da1/guia-del-aula-de-emprendimiento-con-isbn-indice-vincula-do-y-marcadores.pdf Hágg, G., & Gabrielsson, J. (2020). A systematic literature review of the evolution of pedagogy in entrepreneurial education research. International Journal of Entrepreneurial Behavior & Research, 26 (5), 829-861. https://doi. org/10.1108/IJEBR-04-2018-0272 Hágg, G., & Kurazewska, A. (2020). Guiding the student entrepreneur - Considering the emergent adult within the pedagogy-andragogy continuum in entre-

preneurship education. Education + Training, 62(7/8), 759-777. https://doi. org/10.1108/ET-03-2020-0069 Ibáñez-Cubillas, P., & Gijón Puerta, J. (2021). Competences for the initial training of teachers in the teaching of entrepreneurship. Education Policy Analysis Archives, 29 (August - December), 138. https://doi.org/10.14507/epaa.29.5677 Kuckertz, A. (2021). Why we think we teach entrepreneurship-and why we should really teach it. Journal of Entrepreneurship Education, 24(3), 1-7. https:// www.researchgate.net/publication/350372871 Why we think we teach entrepreneurship - and why we should really teach it Leffler, E. (2019). An entrepreneurial attitude: Implications for teachers' leadership skills? Leadership and Policy in Schools, 19 (4), 640-654. https://doi.org/10.1 080/15700763.2019.1668021 Li, J., & Pilz, M. (2023). International transfer of vocational education and training: a literature review. Journal of Vocational Education and Training.75 (2), 185-218. https://doi.org/10.1080/13636820.2020.1847566 Lindner, J. (2020). Entrepreneurial learning for TVET institutions: A practical guide. UNESCO Publishing. https://unevoc.unesco.org/pub/entrepreneur-ial learning guide en.pdf McGrath, S., & Yamada, S. (2023). Skills for development and vocational education and training: Current and emergent trends. International Journal of Educational Development, 102, 102853. https://doi.org/10.1016/j. iiedudev.2023.102853 Mitchell, R. K., Busenitz, L., Lant, T., McDougall, P. P., Morse, E. A., & Smith, J. B. (2002). Toward a theory of entrepreneurial cognition: Rethinking the people side of entrepreneurship research. Entrepreneurship Theory and Practice, 27(2), 93-104. https://doi.org/10.1111/1540-8520.00001 Ndou, V. (2021). Social Entrepreneurship education: A combination of knowledge exploitation and exploration processes. Administrative Sciences, 11 (4), 112. https://doi.org/10.3390/admsci11040112 Neck, H. M., & Corbett, A. C. (2018). The scholarship of teaching and learning entrepreneurship. Entrepreneurship Education and Pedagogy, 1(1), 8-41. https://doi.org/10.1177/25151274177372 Oleynikova, O. N., & Redina, Yu. N. (2022). Vocational education and training in a closed-cycle economy. Vocational Education and Labour Market, 3, 70-83. (In Russ.) https://doi.org/10.52944/P0RT.2022.50.3.010 (In russ.) Ratten, V., & Usmanij, P. (2021). Entrepreneurship education: Time for a change in research direction? The International Journal of Management Education, 19(1). https://doi.org/10.1016/Uime.2020.100367 Su, J., Zhang, S., & Ma, H. (2020). Entrepreneurial orientation, environmental characteristics, and business model innovation: a configurational approach. Innovation, 22, 399-421. https://doi.org/10.1080/14479338.2019.1707088 Terán-Yépez, E., Marín-Carrillo, G. M., Casado-Belmonte, M. del P., & Capobian-co-Uriarte, M. de las M. (2020). Sustainable entrepreneurship: Review of its evolution and new trends. Journal of Cleaner Production, 252. https://doi. org/10.1016/j.jclepro.2019.119742

Информация об авторах

Олейникова Ольга Николаевна, доктор педагогических наук, профессор, главный специалист Института развития профессионального образования, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7645-4733, omv@firpo.ru

Редина Юлия Николаевна, кандидат экономических наук, главный специалист Института развития профессионального образования, ORCID: https://orcid.org/QQQQ-Q0Q2-5QQ7-7773, omv@firpo.ru

Викторова Анна Олеговна, главный специалист Института развития профессионального образования, ORCID: https://orcid.org/QQQ9-QQQ4-9658-814Q, omv@firpo.ru

Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

Information about the authors

Olga N. Oleynikova, Dr. Sci. (Pedagogy), professor, Senior Specialist of the Federal Institute for VET Development, ORCID: https://orcid.org/QQQQ-QQQ2-7645-4733, omv@firpo.ru

Yulia N. Redina, Cand. Sci. (Economics), Senior Specialist of the Federal Institute for VET Development, ORCID: https://orcid.org/QQQQ-QQQ2-5QQ7-7773, omv@firpo.ru

Anna O. Viktorova, Dr. Senior Specialist of the Federal Institute for VET Development, ORCID: https://orcid.org/QQQ9-QQQ4-9658-814Q, omv@firpo.ru

Conflict of interests: the authors declare no conflict of interest.

All authors have read and approved the final manuscript.

Вклад авторов

Разработка концепция статьи, выбор методов анализа, написание раздела «Результаты и обсуждение» (О. Олейникова, Ю. Редина);

Сравнительный анализ источников, написание раздела «Введение» (Ю. Редина)

Подбор источников, редактирование окончательной версии статьи, написание раздела «Заключение» (А. Викторова)

Contribution of the authors

Development of the concept of the article, choice of analysis methods, writing the section "Results and Discussion" (O. Oleinikova, Yu. Redina)

Comparative analysis of sources, writing the section "Introduction" (Yu. Redina)

Selection of sources, editing final version of the article, writing the section "Conclusion" (A. Viktorova)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.