ЮРИСПРУДЕНЦИЯ
УДК 94(470+571 ):323.325
Л.В. МОРОЗОВ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КРЕСТЬЯН В РОССИИ В КОНЦЕ XIX ВЕКА: ИСТОРИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ
Ключевые слова: крестьяне, налоги, промыслы, предпринимательская деятельность.
Рассмотрены историко-правовые аспекты предпринимательской деятельности крестьян в России в конце XIX в. Предметом исследования является правовое регулирование налогообложения крестьянской промысловой деятельности в данный период.
L.V. MOROZOV
ENTERPRISE ACTIVITY OF PEASANTS IN RUSSIA IN THE END OF THE XIX CENTURY:
HISTORY AND LEGAL ASPECTS
Keywords: peasants, taxation, trade, enterprise activity.
The article is devoted history and legal aspects of enterprise activity of peasants in Russia in the end of the XIX century. The subject of the research legal regulation of the taxation of country trade activity during the given period.
Одним из главных источников пополнения предпринимательства в конце XIX в. было промысловое крестьянство, при этом предпринимателями называли скупщиков, торговцев, купцов (малое и среднее предпринимательство), «главных» скупщиков, «главнейших» торговцев, «промышленников» (крупные предприниматели).
«Положение о пошлинах на право торговли и других промыслов (1863-1865 гг.)» - один из главных законодательных актов, раскрывающий правовые основы деятельности предпринимателей из крестьянской среды XIX столетия.
При определении налога закон исходил лишь из «внешних признаков» -род торга (оптовый, розничный и мелочный); нахождение предприятий в одном из пяти классов, на которые были разделена территория страны; количество заведений, принадлежавших одному лицу или обществу, число помещений и входов для торговых заведений и число рабочих для промышленных предприятий. При этом совершенно не учитывался ни размер оборота и доходность предприятия, ни сумма вложенного в него основного капитала.
Критикуя сложившуюся систему налогообложения, «Вестник Европы» писал: «Вместо такого деления торговли на оптовую, розничную и мелочную -можно было бы с такой же верностью разделить торговлю на проводимую лицами, одетыми по-европейски, производимую лицами, одетыми в русский купеческий кафтан, и, наконец, одетыми в тулуп. В самом деле, весьма трудно установить, где кончается торговля оптовая и начинается мелочная. То, что для одного торговца является покупкой оптом, для другого, более богатого, есть торговля в розницу» [3].
За свидетельства 1-го разряда был установлен сбор в 265 руб. повсеместно, за свидетельства 2-го разряда пошлина взималась в различных размерах, в зависимости от пяти установленных классов местностей, в пределах от 25 руб. до 65 руб. За свидетельства 3-го разряда пошлина устанавливалась аналогичным образом в размере от 8 до 20 руб. По такому же принципу исчислялась и цена билетов на право содержания отдельных торгово-промыш-ленных заведений, которая признавалась крайне незначительной.
Общее снижение уровня торгово-промышленного обложения, проведенное в условиях острой нехватки налоговых поступлений, расценивалось как мера содействии развития торговли и промышленности. Характеризуя данный период, следует отметить повышение предпринимательской активности. Это обстоятельство нашло свое отражение в явной тенденции к росту вложенных в коммерческую деятельность средств.
В своей записке, представленной по поводу проекта реформы промыслового налога в 1885 г., министр финансов Н.Х. Бунге привел несколько примеров, характеризующих достоинства налога. В Самаре, писал он, один торговец с оборотом в 20 тыс. руб. платил 28 руб. 60 коп., или 0,14 %, а рядом с ним торговец с оборотом в 500 руб. платил те же 28 руб. 60 коп., или 5,72 %. Мануфактурные торговцы платили 119 руб. 20 коп., что для разных сумм составляло от 0,006 до 2,38%, т.е. первый торговец платил в 40 раз меньше последнего [2].
В связи с развитием промышленности и торговли и усиливавшейся концентрацией капитала неравномерность обложения налогом разных категорий плательщиков еще более усугубилась. Это послужило причиной многочисленных частных определений, принимавшихся министром финансов по согласованию с министром внутренних дел о переводе той или иной местности (в связи со строительством железных дорог или промышленных предприятий) в более высокий класс, а также неоднократных общих пересмотров Положения с целью изменения отдельных статей. В ноябре 1866 г. количество заведений, которые можно было содержать по билетам при свидетельствах на мелочный торг, было ограничено четырьмя. Вместе с тем устанавливался сбор с гильдейских свидетельств в пользу земства в размере не более 25%, а со всех прочих свидетельств и билетов не свыше 10% их стоимости.
В 1870 г. в таких же размерах был установлен сбор в пользу городов, количество заведений, которые можно было бы иметь при свидетельстве 2-го разряда, было ограничено десятью. В декабре 1880 г. право на содержание заведений было ограничено по свидетельству 1-й гильдии - 10, 2-й гильдии -5, по свидетельству на мелочный торг - 3. Тогда же ставки обложения были увеличены почти вдвое: за свидетельства 1-й гильдии до 600 руб., за свидетельства 2-й гильдии до 300 руб. Это оправдывалось развитием промышленности и торговли и ростом их доходности, 8 нюня 1874 г. был введен квартирный сбор с торговых и промысловых свидетельств и билетов в размере 10 % от их цены [6].
Податные учреждения жестко контролировали процесс поступления патентного сбора посредством тщательного наблюдения и регулярных проверок «за правильным производством торговли и промыслов», а 8 июня 1898 г., новое Положение о государственном промысловом налоге было утверждено Николаем II [5]. Положение делало объектом налога не предпринимателя, а предприятие. Согласно закону, государственному промысловому налогу подлежали все виды промышленных предприятий (фабрично-заводские, ремесленные), торговые предприятия (в том числе страховые и кредитные) и личные промысловые занятия. Как и прежде, налог состоял из основного и дополнительного. Основной уплачивался при ежегодном приобретении промысловых свидетельств на каждое предприятие в отдельности. Размер его зависел от класса местности, а главное - от разряда предприятия (или личных промысловых занятий). Эти классы и разряды должны были пересматриваться каждые 5 лет с учетом экономического развития страны. Для промышленных предприятий максимум оклада составлял 1500 руб., минимум - 500 руб.; для торговых, соответственно,
500 и 12-30 руб., так как промысловые свидетельства (на право торгово-промышленной деятельности) были теперь отделены от гильдейских (дававших особые личные права), основной налог при выборке последних увеличился на 75 руб. (первая гильдия) и 30 руб. (вторая гильдия).
В Положении 1898 г. впервые в российской налоговой практике реального обложении присутствовал элемент прогрессивности при исчислении налоговых ставок, правда, весьма ограниченный. Элементы прежней организации промыслового обложения (промысловый патент, значительная роль внешних признаков при определении прибыли раскладочный способ обложения) переплетались с такими новыми элементами, как обязательная декларация плательщиков, стремление к обложению по действительной прибыли, привлечение к обложению личных промысловых занятии [1].
С принятием нового закона значительно возросло число споров между предпринимателями и налоговыми органами. Обжалование решения налоговых присутствий происходило по следующей схеме: вначале жалоба рассматривалась на заседании губернского по промысловому налогу присутствия, затем, в случае отрицательного результата, подавалась уже в Правительствующий сенат, заключение которого было окончательным [4].
Тот же, кто приобретал свидетельство, имел право на свободное от налога содержание трех складских помещений для 1-го разряда и одного для 2-го разряда (торговые заведения делились на 5, а промышленные на 8 разрядов). На основании данного положения налоговой льготой пользовались следующие категории предпринимателей, торгово-промышленных и кредитных обществ: крупные оптовые коммерсанты, ведущие торговлю как внутри страны, так и на внешних рынках; коммерческие банки и страховые общества с капиталом в интервале до 50 тыс. руб. и свыше 200 тыс.; банкирские дома и конторы, ссудные кассы; предприятия розничной торговли; фабрики и заводы с числом рабочих до 200 и свыше 1000 человек [7].
Таким образом, связывая воедино факты взаимоотношений государства и предпринимательства в области налогообложения, следует отметить высокую степень конфликтности во взаимодействии указанных структур. Что касается мелких предпринимателей, для них налоговые ставки были чрезмерны высоки. При недостатке собственных крупных капиталов и ограниченной сфере приложения иногородних подобная политика являлась негативным фактором в процессе формирования крестьянского предпринимательства.
Литература и источники
1. Боханов А.Н. Вопрос о подоходном налоге в России и крупная буржуазия (конец XIX - начало XX в.) / А.Н. Боханов // Исторические записки. М., 1986. Т. 14. С. 277-279.
2. ЗакЛ.С. Наше податная система в прошлом и настоящем / Л.С. Зак И Русское богатство. 1896. № 11. С. 29.
3. Кованько П.П. Опыт критической деятельности Н.Х. Бунге как министра финансов (1881-1887 гг.) / П.Л. Ко-ванько. Киев, 1901. С. 124.
4. Орлов Д.И. Правовое и социально-экономическое положение российского купечества во второй половине XIX в.: дис.... канд. ист. наук 1Д.И. Орлов. М., 2001. С. 72.
5. Свод законов Российской империи. Собр. третье. Т. XVIII. № 15601.
6. Справочная книга кторговым постановлениям. СПб., 1877. № 8.
7. Устав торговый // Свод законов Российской империи. СПб., 1899. Т. XI, Ч. II. С. 12.
МОРОЗОВ ЛЕВ ВЛАДИМИРОВИЧ - кандидат исторических наук, старший преподаватель, Мордовский гуманитарный институт, Россия, Саранск ([email protected]).
MOROZOV LEV VLADIMIROVICH - candidate of historical sciences, senior teacher, Mordovian Humanitarian Institute, Russia, Saransk.