Научная статья на тему 'ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ АКТИВНОСТЬ В СОВРЕМЕННЫХ ЭКОНОМИКАХ: ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ'

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ АКТИВНОСТЬ В СОВРЕМЕННЫХ ЭКОНОМИКАХ: ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ранее предпринимательство / предпринимательская активность / женщины / мужчины / гендерный разрыв / функции нормального распределения. / early entrepreneurship / entrepreneurial activity / women / men / gender gap / normal distribution functions.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пиньковецкая Ю. С.

Цель статьи оценка показателей, описывающих уровень вовлеченности женщин и мужчин в создание своих новых бизнесов в общей численности соответственно женского и мужского взрослого населения в различных странах. В качестве исходной информации в нашем исследовании использовались данные, полученные по итогам реализации проекта Глобального мониторинга предпринимательства за 2018 год. Оценка значений трех рассматриваемых показателей основывалась на экономико-математическом моделировании исходных эмпирических данных. В качестве моделей использовались функции плотности нормального распределения. В процессе вычислительного эксперимента были разработаны функции, описывающие распределение по 59 странам таких показателей, как удельный вес женщин, вовлеченных в создание собственных бизнесов, в общей численности взрослого женского населения; удельный вес мужчин, вовлеченных в создание собственных бизнесов в общей численности взрослого мужского населения; отношение значений показателей по женщинам и мужчинам, вовлеченным в создание собственных бизнесов. Проверка показала высокое качество всех функций. Полученные результаты обладают новизной и оригинальностью. Они имеют теоретическое и практическое значение для правительств и предпринимателей. Представленный в статье методический подход к оценке гендерных различий в раннем предпринимательстве может применяться в дальнейших исследованиях. Полученные новые знания представляют интерес и могут использоваться в образовательном процессе в университетах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Entrepreneurial Activity in Modern Economies: Gender Gap

The purpose of the article is to evaluate indicators describing the level of involvement of women and men in start-up of their new businesses in the total number of female and male adult population in different countries. The data of the Global entrepreneurship monitoring project have been used.

Текст научной работы на тему «ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ АКТИВНОСТЬ В СОВРЕМЕННЫХ ЭКОНОМИКАХ: ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ

УДК 332.05

© Ю. С. Пиньковецкая, 2021

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ АКТИВНОСТЬ В СОВРЕМЕННЫХ ЭКОНОМИКАХ: ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ

Пиньковецкая Ю. С. - канд. экон. наук, доц., доц. кафедры экономического анализа и государственного управления e-mail: judy54@yandex.ru (Ульяновский государственный университет)а

Цель статьи - оценка показателей, описывающих уровень вовлеченности женщин и мужчин в создание своих новых бизнесов в общей численности соответственно женского и мужского взрослого населения в различных странах. В качестве исходной информации в нашем исследовании использовались данные, полученные по итогам реализации проекта Глобального мониторинга предпринимательства за 2018 год. Оценка значений трех рассматриваемых показателей основывалась на экономико-математическом моделировании исходных эмпирических данных. В качестве моделей использовались функции плотности нормального распределения. В процессе вычислительного эксперимента были разработаны функции, описывающие распределение по 59 странам таких показателей, как удельный вес женщин, вовлеченных в создание собственных бизнесов, в общей численности взрослого женского населения; удельный вес мужчин, вовлеченных в создание собственных бизнесов в общей численности взрослого мужского населения; отношение значений показателей по женщинам и мужчинам, вовлеченным в создание собственных бизнесов. Проверка показала высокое качество всех функций. Полученные результаты обладают новизной и оригинальностью. Они имеют теоретическое и практическое значение для правительств и предпринимателей. Представленный в статье методический подход к оценке гендерных различий в раннем предпринимательстве может применяться в дальнейших исследованиях. Полученные новые знания представляют интерес и могут использоваться в образовательном процессе в университетах.

Ключевые слова: ранее предпринимательство, предпринимательская активность, женщины, мужчины, гендерный разрыв, функции нормального распределения.

Введение

Наше исследование было посвящено такой проблеме, как оценка показателей, описывающих предпринимательскую активность в современных национальных экономиках [1, 2]. Соответствующие показатели представляют собой удельный вес взрослого трудоспособного населения ( от 18 до 64 лет) в общей численности этого населения. При этом под предпринимательской активностью подразумевается вовлеченность людей в создание собственных

ВЕСТНИК ТОГУ. 2021. № 1 (60)

ВЕСТНИК ТОГУ. 2021. № 1 (60)

бизнесов, называемое зачастую ранним предпринимательством [3]. Предпринимательскую активность относится как к людям находящимся на стадии открытия своих бизнесов (то есть зарождающиеся предприниматели), так и те, кто уже владеет бизнесом менее 3,5 лет (начинающие предприниматели) [4].

Учитывая возрастание роли гендерных исследований в предпринимательстве [5, 6, 7] основное внимание в настоящей статье уделяется анализу сложившихся различий в предпринимательской активности женщин и мужчин.

В нашем исследовании мы отвечаем на следующие вопросы:

1. Какова доля ранних предпринимателей женщин в общей численности женского населения в различных странах?

2. Какова доля ранних предпринимателей мужчин в общей численности мужского населения в различных странах?

3. Отмечаются ли гендерные различия в уровнях раннего предпринимательства женщин и мужчин?

Целью статьи является оценка показателей, описывающих уровень вовлеченности женщин и мужчин в создание своих новых бизнесов в общей численности соответственно женского и мужского взрослого населения в различных странах. При этом нами были решены следующие задачи. На первом этапе осуществлялось формирование массивов эмпирических данных, описывающих удельные веса женщин и мужчин, относящихся к ранним предпринимателям в общей численности соответствующих категорий населения. На втором этапе осуществлялось формирование массивов эмпирических данных, описывающих соотношения указанных удельных весов женщин и мужчин. На третьем этапе определялись распределения значений показателей, характеризующих удельные веса женщин и мужчин, относящихся к ранним предпринимателям. На четвертом этапе, выявлялись страны, для которых характерны высокие и низкие уровни рассматриваемых показателей. При этом, учитывалось как территориальное расположение таких стран, так и средние доходы населения в них.

Материалы и методы

Раннее предпринимательство характерно для взрослых людей в различных странах по собственному желанию и при наличии соответствующих возможностей. В нашем исследовании рассматривалась оценка трех показателей, характеризующих гендерные аспекты раннего предпринимательства по 59 странам в 2018 году:

- удельный вес женщин, вовлеченных в создание собственных бизнесов в общей численности взрослого женского населения;

- удельный вес мужчин, вовлеченных в создание собственных бизнесов в общей численности взрослого мужского населения;

- отношение значений показателей по женщинам и мужчинам вовлеченных в создание собственных бизнесов.

В качестве исходной информации в нашем исследовании использовались данные, полученные по итогам реализации проекта Глобального мониторинга предпринимательства за 2018-2019 год [8].

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ АКТИВНОСТЬ В -

СОВРЕМЕННЫХ ЭКОНОМИКАХ: ЕЕСШИКТСТС 2021. № 1 (60)

ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ

Наше исследование включало проверку трех следующих гипотез:

- гипотеза 1 - значения рассматриваемых трех показателей имеют существенную дифференциацию по разным странам;

- гипотеза 2 - территориальное расположение стран не оказывает существенного влияния на значения каждого из трех показателей;

- гипотеза 3 - уровень доходов населения в рассматриваемых странах не оказывает существенного влияния на значения каждого из трех показателей.

Оценка значений трех рассматриваемых показателей основывалась на экономико-математическом моделировании исходных эмпирических данных. В качестве моделей использовались функции плотности нормального распределения, методика разработки которых для оценки значений показателей приведена в статье [9]. Полученные функции позволяют установить средние по рассматриваемым странам значения каждого из девяти показателей, диапазоны их вариации, характерные для большинства стран. Кроме того, в процессе исследования определялись страны, в которых рассматриваемые показатели имеют значения более высокие, чем верхняя и меньшие, чем нижняя границы диапазонов. Границы диапазонов значений показателей по 68% стран определялись исходя из средних значений показателей и соответствующих стандартных отклонений. Нижняя граница интервала равна разности между средним значением и стандартным отклонением, а верхняя граница -их сумме.

Результаты

В процессе вычислительного эксперимента проводилось экономико-математическое моделирование на основе эмпирических данных. Модели, которые описывают распределения трех показателей по всем 59 странам продемонстрированы далее:

- удельный вес женщин, вовлеченных в создание собственных бизнесов в общей численности взрослого женского населения

-(х -Ю.46)2

236 01 ——-

КЫ = • * 2x590x590 (1)

1 1 5,90 х^2ж

- удельный вес мужчин, вовлеченных в создание собственных бизнесов в общей численности взрослого мужского населения

442 48 -(х2-1521)2 У2(*2) = 442 ^ • * 2X761X761 (2)

7,61 х V 2ж

- отношение значений показателей по женщинам и мужчинам вовлеченным в создание собственных бизнесов

7 59 -(хз-0,70)2

Уз(Хз) = 7,59 • * 2х0'19х0'19 . (3)

0,19 х>/ 2ж

Качество разработанных моделей оценивалось с использованием трех тестов: Колмогорова-Смирнова, Пирсона, Шапиро-Вилка. Вычислительный

ВЕСТНИК ТОГУ. 2021. № 1 (60)

эксперимент показал, что все разработанные функции имеют высокое качество.

Обсуждение

Функции плотности нормального распределения (1)-(3) дают возможность выявить ряд существенных закономерностей, характеризующих уровни раннего предпринимательства среди женщин и мужчин в рассматриваемых странах. Средние значения показателей приведены в столбце 2 табл. 1. В столбце 3 этой же таблицы приведены интервалы изменения значений показателей по большинству стран.

Таблица 1

Показатели, характеризующие уровень раннего предпринимательства по женщинам и мужчинам

Показатели Средние значения Значения, характерные для большинства стран

1 2 3

удельный вес женщин, вовлеченных в создание собственных бизнесов, в общей численности взрослого женского населения 10,46 4,56-16,36

удельный вес мужчин, вовлеченных в создание собственных бизнесов, в общей численности взрослого мужского населения 15,21 7,60-22,82

отношение значений показателей по женщинам и мужчинам, вовлеченным в создание собственных бизнесов 0,70 0,51-0,89

Источник: Расчеты проведены автором на основе функций (1)-(3).

Приведенные в табл. 1 (столбец 2) данные показывают, что в среднем по рассматриваемым странам каждая десятая женщина была вовлечена в 2018 году в создание собственного бизнеса. Почти каждый шестой взрослый мужчина в среднем по 59 странам являлись зарождающимися или начинающими предпринимателями. Соответственно соотношение этих двух показателей в среднем составляет 0,7. То есть в большинстве стран мужчины чаще участвовали в создании бизнесов по сравнению с женщинами. Противоположная тенденция наблюдалась только в Эквадоре и Вьетнаме. В шести странах, а именно Индонезии, Казахстане, Мадагаскаре, Панаме, Катаре и Таиланде значения показателей по женщинам и мужчинам практически совпадают. То есть гендерный разрыв наблюдается не во всех странах. Этот вывод позволяет поставить в качестве актуальной для настоящего времени задачу увеличения числа женщин-предпринимателей, что будет способствовать созданию рабочих мест, росту выпуска продукции, увеличению налоговых поступлений, увеличению количества товаров и услуг [10].

Для проверки гипотезы 1 проводился анализ данных, представленных в столбце 3 табл. 1. Анализ показал существенную дифференциацию по рас-

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ АКТИВНОСТЬ В -

СОВРЕМЕННЫХ ЭКОНОМИКАХ: НЕСПИСТСТС 2Ш. № 1 (5°)

ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ

сматриваемым странам значений каждого из трех показателей. Следовательно, гипотеза 1 подтвердилась.

На следующем этапе выявлялись страны, в которых отмечались максимальные и минимальные значения каждого из показателей. При этом к максимальным относятся значения, превышающие верхние границы диапазонов, указанных в столбце 3 табл. 1, а к минимальным - меньшие, чем нижние границы указанных диапазонов. Итоги этого анализа приведены в табл. 2. Наряду с перечнями стран в этой таблице представлено также подразделение выявленных стран по их географическому положению и уровню доходов населения.

Таблица 2

Страны с высокими и низкими значениями показателей_

Показатели Высокие значения показателей Низкие значения показателей

1 2 3

удельный вес женщин, вовлеченных в создание собственных биз-несов, в общей численности взрослого женского населения Колумбия, Таиланд, Малайзия, Перу, Мадагаскар, Чили, Гватемала, Вьетнам, Эквадор, Ангола. Расположены в Азии (три страны), Латинской Америке (пять стран), Африке (две страны). Доходы населения: высокие (одна страна), средние (пять стран), низкие (четыре страны). Босния и Герцеговина, Италия, Кипр, Германия, Словения, Греция, Российская Федерация, Япония, Швеция. Расположены в Европе (восемь стран), Азии (одна страна). Доходы населения: высокие (семь стран), средние (две страны).

удельный вес мужчин, вовлеченных в создание собственных биз-несов, в общей численности взрослого мужского населения Перу, Эстония, Колумбия, Судан, Эквадор, Чили, Гватемала, Ливан, Ангола. Расположены в Европе (одна страна), Латинской Америке (пять стран), Азии (одна страна), Африке (две страны). Доходы населения высокие (две страны), средние (три страны), низкие (три страны). Кипр, Босния и Герцеговина, Италия, Польша, Болгария, Германия, Япония, Испания, Франция, Российская Федерация. Расположены в Европе (девять стран), Азии (одна страна), Доходы населения: высокие (шесть стран), средние (три страны).

отношение значений показателей по женщинам и мужчинам вовлеченным в создание собственных биз-несов Ангола, Индонезия, Казахстан, Мадагаскар, Панама, Катар, Таиланд, Эквадор, Вьетнам. Расположены в Азии (пять стран), Африке (две страны), Латинской Америке (две страны). Доходы населения: высокие (две страны), средние (три страны), низкие (четыре страны). Египет, Греция, Словения, Швеция, Турция, Германия Иран, Российская Федерация. Расположены в Европе (пять стран), Азии (две страны), Африке (одна страна). Доходы населения высокие (четыре страны), средние (две страны), низкие (две страны).

Источник: Разработано автором на основе данных таблицы 1 и проекта Глобального мониторинга предпринимательства.

ВЕСТНИК ТОГУ. 2021. № 1 (60)

В табл. 2 приведена информация по территориальному расположению стран с высокими (столбец 2) и низкими (столбец 3) значениями каждого из трех оцениваемых в нашем исследовании показателей. Анализ этой информации показал отсутствие связей между этими значениями и территориальным расположением стран, а также уровнем доходов населения в этих странах. То есть, как высокие, так и низкие значения показателей наблюдаются в странах, расположенных в различных частях света, а также с разным уровнем доходов населения. Это позволило сделать выводы о том, что гипотезы 2 и 3 получили свое подтверждение.

Представляет интерес изучение данных, характеризующих значения рассматриваемых показателей по России:

- значение первого показателя составляет 3,9%, что в 2,7 раза меньше средней величины по зарубежным странам;

- значение второго показателя составляет 7,3%, что в 2,1 раза меньше средней величины по зарубежным странам;

- значение третьего показателя составляет 0,5, что на 40% ниже средней величины по зарубежным странам.

Таким образом, тенденция меньшей вовлеченности женщин в раннее предпринимательство по сравнению с мужчинами, характерная для большинства стран, подтвердилась и в России.

Заключение

Цель, поставленная при проведении исследования, а именно оценка показателей, описывающих уровень вовлеченности женщин и мужчин в создание собственных бизнесов, то есть являвшихся в 2018 году зарождающимися и начинающими предпринимателями в различных странах, была достигнута. К выводам исследования, содержащим научную новизну и оригинальность, относятся:

1. Проведена оценка показателей, характеризующих удельные веса мужчин и женщин, создающих свой новый бизнес, в общей численности соответственного женского и мужского взрослого населения.

2. Проведено моделирование распределения трех показателей, описывающих гендерные показатели раннего предпринимательства по 59 странам.

3. Доказано, что доля женщин, вовлеченных в создание собственных бизнесов, в большинстве стран ниже по сравнению с аналогичным показателем по мужчинам.

4. Установлены средние значения каждого из трех рассматриваемых показателей, а также интервалы их изменения, характерные для большинства стран.

7. Показано наличие существенных различий в значениях трех рассматриваемых показателей по странам.

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ АКТИВНОСТЬ В -

СОВРЕМЕННЫХ ЭКОНОМИКАХ: ЕЕСШИКТСТС 2021. № 1 (60)

ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ

8. Представлены страны с высокими и низкими значениями каждого из трех показателей.

9. Проведено сопоставление значений показателей по России и зарубежным странам.

Полученные результаты имеют теоретическое и практическое значение для правительств и предпринимателей. Представленный в статье методический подход к оценке гендерных различий в раннем предпринимательстве может применяться в дальнейших исследованиях. Полученные новые знания представляют интерес и могут использоваться в образовательном процессе в университетах.

В процессе исследования присутствовали ограничения на эмпирические данные, обусловленные тем, что рассматривалась информация только по 59 странам.

Библиографические ссылки

1. Van Stel, A., Suddle K. The impact of new firm formation on regional development in the Netherlands // Small Business Economics. 2008. № 30. P. 31-47.

2. Popescu N. E. The Evolution of Entrepreneurship Activity Indicators in Two European Countries // Procedia Economics and Finance. 2013. № 6. P. 562-572.

3. Fritsch M. Regional differences in new firm formation: Evidence from West Germany // Regional Studies 1992. № 26. P. 233-241.

4. Korent D., Vukovic K., Brcic R. Entrepreneurial activity and regional development // Economic Research-Ekonomska Istrazivanja. 2015. № 28. P. 939-958.

5. Fairlie R. W., Robb A. M. Gender Differences in Business Performance: Evidence from the Characteristics of Business Owners Survey // Small Business Economics. 2009. P. 375-395.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Carlianne P., Stephens H., Weinstein A. Where are all the selfemployed women? Push and pull factors influencing female labor market decisions // Small Business Economics. 2016. № 46. P. 365-390.

7. Chhabra M., Karmarkar Y. Gender gap in entrepreneurship - a study of small and micro enterprises // ZENITH International Journal of Multidisciplinary Research. 2016. № 6. P. 82-99.

8. Global Entrepreneurship Monitor 2018/2019 Women's Entrepreneurship Report. Global Entrepreneurship Research Association (GERA). London Business School, London, United Kingdom. 2019. 108 p.

9. Pinkovetskaia I., Slepova V. Estimation of Fixed Capital Investment in SMEs: the Existing Differentiation in the Russian Federation // Business Systems Research. 2018. Vol. 9. P. 65-78.

10. Minniti M., Naude W. A. What do we know about the patterns and determinants of female entrepreneurship across countries? // European Journal of Development Research. 2010. № 22. P. 277-293.

11. Rabi S. A. Feminist Theory and its Influence on Female Entrepreneur's Growth Intentions // International Journal of Innovation and Economic Development. 2018. № 4. P. 20-31.

BECTHHK TOry. 2021. № 1 (60)

Title: Entrepreneurial Activity in Modern Economies: Gender Gap Authors' affiliation:

Pinkovetskaia I. S. - Ulyanovsk State University, Ulyanovsk, Russian Federation

Abstract: The purpose of the article is to evaluate indicators describing the level of involvement of women and men in start-up of their new businesses in the total number of female and male adult population in different countries. The data of the Global entrepre-neurship monitoring project have been used.

Keywords: early entrepreneurship, entrepreneurial activity, women, men, gender gap, normal distribution functions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.