Научная статья на тему 'КОМПАРАТИВНЫЙ АНАЛИЗ ИНФОРМИРОВАННОСТИ ВЗРОСЛОГО НАСЕЛЕНИЯ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ'

КОМПАРАТИВНЫЙ АНАЛИЗ ИНФОРМИРОВАННОСТИ ВЗРОСЛОГО НАСЕЛЕНИЯ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
30
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / МУЖЧИНЫ / ЖЕНЩИНЫ / ИНФОРМИРОВАННОСТЬ О ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пиньковецкая Ю.С.

Статья посвящена актуальной проблеме изучения мнений взрослого населения о сущности современного предпринимательства в разных странах. Целью исследования является оценка информированности взрослого населения о современном предпринимательстве и его социально-экономическом значении. Процесс исследования включал пять этапов. В качестве исходной информации в исследовании использовались результаты опросов взрослых людей, проведенных в 59 странах, в процессе реализации проекта Глобального мониторинга предпринимательства. В исследовании были решены задачи оценки значений показателей, характеризующих удельные веса мужчин и женщин, получивших информацию о предпринимательстве из средств массовой информации, а также от знакомых предпринимателей, в общей численности соответствующих гендерных страт. Кроме того, определялись соотношения, характеризующие мнения мужчин и женщин по изучаемым вопросам в рассматриваемых странах. Исследование основывалось на разработке экономико-математических моделей. Было проведено моделирование распределения шести показателей. Исследование показало, что в большинстве стран взрослые люди в большей степени ориентируются на данные о предпринимательстве из средств массовой информации. Показано, что в уровне информированности людей о предпринимательстве присутствует гендерный разрыв. Приведенные в статье выводы обладают существенной новизной и оригинальностью. Они могут быть использованы в деятельности органов государственного управления, а также в дальнейших исследованиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF THE ADULT’S AWARENESS ON ACTIVITIES OF ENTREPRENEURS

The article is devoted to the actual problem of studying the opinions of the adult population about the essence of modern entrepreneurship. The aim of the study is to assess the awareness of the adult population in various countries about modern entrepreneurship and its socioeconomic significance. The research process included five stages. The study used the results of surveys of adults conducted in 59 countries during the implementation of the Global Entrepreneurship Monitoring project as initial information. The study solved the problems of assessing the values of indicators that characterize the proportion of men and women who received information about entrepreneurship from the mass media, as well as from familiar entrepreneurs, in the total number of relevant gender strata. In addition, the ratios that characterize the opinions of men and women on the issues under study in the countries under consideration were determined. The research was based on the development of economic and mathematical models. We performed a simulation of the distribution of the six indicators. The study showed that in most countries, adults are more likely to rely on business data from the media. It is shown that there is a gender gap in the level of people’s awareness of entrepreneurship. The conclusions presented in the article have a significant novelty and originality. They can be used in the activities of public administration bodies, as well as in further research.

Текст научной работы на тему «КОМПАРАТИВНЫЙ АНАЛИЗ ИНФОРМИРОВАННОСТИ ВЗРОСЛОГО НАСЕЛЕНИЯ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ»

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА В СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ ОСВЕЩЕНИИ

PROBLEMS OF MODERN SOCIETY IN SOCIOLOGICAL COVERAGE

DOI 10.26105/SSPU.2021.71.2.019 УДК 316.334.23 ББК 60.561.22-7

Ю.С. ПИНЬКОВЕЦКАЯ КОМПАРАТИВНЫЙ АНАЛИЗ

ИНФОРМИРОВАННОСТИ ВЗРОСЛОГО НАСЕЛЕНИЯ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

I.S. PINKOVETSKAIA COMPARATIVE ANALYSIS

OF THE ADULT'S AWARENESS ON ACTIVITIES OF ENTREPRENEURS

Статья посвящена актуальной проблеме изучения мнений взрослого населения о сущности современного предпринимательства в разных странах. Целью исследования является оценка информированности взрослого населения о современном предпринимательстве и его социально-экономическом значении. Процесс исследования включал пять этапов. В качестве исходной информации в исследовании использовались результаты опросов взрослых людей, проведенных в 59 странах, в процессе реализации проекта Глобального мониторинга предпринимательства. В исследовании были решены задачи оценки значений показателей, характеризующих удельные веса мужчин и женщин, получивших информацию о предпринимательстве из средств массовой информации, а также от знакомых предпринимателей, в общей численности соответствующих тендерных страт. Кроме того, определялись соотношения, характеризующие мнения мужчин и женщин по изучаемым вопросам в рассматриваемых странах. Исследование основывалось на разработке экономико-математических моделей. Было проведено моделирование распределения шести показателей. Исследование показало, что в большинстве стран взрослые люди в большей степени ориентируются на данные о предпринимательстве из средств массовой информации. Показано, что в уровне информированности людей о предпринимательстве присутствует гендерный разрыв. Приведенные в статье выводы обладают существенной новизной и оригинальностью. Они могут быть использованы в деятельности органов государственного управления, а также в дальнейших исследованиях.

The article is devoted to the actual problem of studying the opinions of the adult population about the essence of modern entrepreneurship. The aim of the study is to assess the awareness of the adult population in various countries about modern entrepreneurship and its socioeconomic significance. The research process included five stages. The study used the results of surveys of adults conducted in 59 countries during the implementation of the Global Entrepreneurship Monitoring project as initial information. The study solved the problems of

assessing the values of indicators that characterize the proportion of men and women who received information about entrepreneurship from the mass media, as well as from familiar entrepreneurs, in the total number of relevant gender strata. In addition, the ratios that characterize the opinions of men and women on the issues under study in the countries under consideration were determined. The research was based on the development of economic and mathematical models. We performed a simulation of the distribution of the six indicators. The study showed that in most countries, adults are more likely to rely on business data from the media. It is shown that there is a gender gap in the level of people's awareness of entrepreneurship. The conclusions presented in the article have a significant novelty and originality. They can be used in the activities of public administration bodies, as well as in further research.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: предпринимательство, средства массовой информации, мужчины, женщины, информированность о предпринимательстве.

KEY WORDS: entrepreneurship, mass media, men, women, awareness of entrepreneurship.

ВВЕДЕНИЕ. В последние годы предпринимательство в большинстве экономически развитых и развивающихся стран решает широкий спектр социальных задач. Наряду с обеспечением себя и привлекаемых сотрудников рабочими местами, предприниматели формируют средний класс и повышают свой общественный статус [1, 6, 7, 13].

Одной из наиболее актуальных проблем развития современного предпринимательства является привлечение новых людей в создание собственных бизнесов. Для решения указанной проблемы люди должны иметь определенную информацию о сути предпринимательства, достоинствах и недостатках этой деятельности, качествах и компетенциях, которыми должны обладать успешные предприниматели, особенностях создания и функционирования бизнесов в стране, где они живут. Известно, что тремя основными каналами, по которым можно получить такую информацию, являются обучение в высших и средних специальных учебных учреждениях по программам подготовки предпринимателей, средства массовой информации (СМИ), а также непосредственное знакомство с предпринимателями. Учитывая, что большинство взрослого населения (от 18 до 64 лет) использует второй и третий каналы, в нашей статье рассматриваются мнения таких людей о том, получают ли они информацию о предпринимательстве из СМИ или от знакомых предпринимателей в своих странах. Вопросы получения людьми соответствующей информации нашли определенное отражение в зарубежных научных публикациях [3, 8, 9, 12].

Учитывая возрастание роли гендерных исследований в предпринимательстве [2, 5, 11], наряду с межстрановым анализом в настоящей статье рассматриваются сложившиеся различия в получении женщинами и мужчинами информации о предпринимательской деятельности.

Необходимо отметить, что в выполненных ранее научных исследованиях проблеме гендерных особенностей информирования людей о предпринимательстве в различных странах уделялось недостаточно внимания.

ЦЕЛЬ СТАТЬИ — оценка информированности взрослого населения в различных странах о современном предпринимательстве. При этом были решены задачи оценки показателей, характеризующих два канала получения соответствующей информации — средства массовой информации и знакомые предприниматели. Процесс исследования включал пять этапов. На первом этапе формировались исходные данные, описывающие мнения женщин и мужчин по указанным вопросам по различным странам. На втором этапе оценивались значения удельных показателей, характеризующих указанные мнения женщин и мужчин, в общей численности этих гендерных страт населения. На третьем

этапе определялись средние значения указанных показателей по рассматриваемым странам и диапазоны, в которых находятся значения этих показателей для большинства из них. На четвертом этапе проводился компаративный анализ, в процессе которого устанавливались страны, в которых отмечались минимальные и максимальные значения показателей. На пятом этапе проводился сравнительный анализ значений показателей по России и зарубежным странам.

Материалы и методы. В качестве исходной информации в исследовании использовались результаты опросов, проведенных в 59 странах, в процессе реализации проекта Глобального мониторинга предпринимательства [4]. Опросы не менее двух тысяч взрослых людей (18-64 лет) в каждой из этих стран позволили узнать мнения людей, каким образом они получали информацию о предпринимательстве.

В нашем исследовании рассматривалась оценка шести показателей, характеризующих то, как женщины и мужчины оценивали уровень полученной информации от СМИ и личных знакомых по 59 странам в 2018 году. К этим показателям относятся:

— удельный вес женщин, считающих, что в СМИ приведена информация о предпринимательстве, в общей численности взрослых женщин (показатель 1);

— удельный вес мужчин, считающих, что в СМИ приведена информация о предпринимательстве, в общей численности взрослых мужчин, (показатель 2);

— отношение значений показателей, характеризующих наличие информации о предпринимательстве в СМИ, по мнению женщин и мужчин (показатель 3);

— удельный вес женщин, имеющих информацию от лично знакомых предпринимателей, в общей численности взрослых женщин (показатель 4);

— удельный вес мужчин, имеющих информацию от лично знакомых предпринимателей, в общей численности взрослых мужчин, (показатель 5);

— отношение значений показателей, характеризующих мнения женщин и мужчин, имеющих информацию от лично знакомых предпринимателей (показатель 6).

Проведенное исследование включало проверку пяти следующих гипотез:

— гипотеза 1 — в большинстве стран имеет место гендерный разрыв во мнениях людей, считающих, что в СМИ приведена информация о предпринимательстве;

— гипотеза 2 — в большинстве стран имеет место гендерный разрыв во мнениях людей, имеющих информацию от лично знакомых предпринимателей;

— гипотеза 3 — значения рассматриваемых шести показателей имеют существенную дифференциацию по разным странам;

— гипотеза 4 — территориальное расположение стран не оказывает существенного влияния на значения каждого из шести показателей;

— гипотеза 5 — уровень доходов населения в рассматриваемых странах не оказывает существенного влияния на значения каждого из шести показателей.

В экономико-математическом моделировании, используемом для оценки каждого из шести показателей, применялись функции нормального распределения. В статье автора [10] представлен методический подход к их разработке и использованию для определения средних значений показателей по рассматриваемым государствам, а также диапазонов вариации значений по большинству государств. В процессе нашей работы устанавливались государства с максимальными и минимальными величинами показателей.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ. В процессе вычислительного эксперимента проводилось экономико-математическое моделирование на основе эмпирических данных. Модели, которые описывают распределения шести показателей по всем 59 странам, продемонстрированы далее:

— удельный вес женщин, считающих, что в СМИ приведена информация о предпринимательстве, в общей численности взрослых женщин,%

УЛХ\ ) =

674 ,28

< V1 -61 -77 )-2 х 12 .64 у 12 .64 .

(1)

12 ,64 х л/2/Г

— удельный вес мужчин, считающих, что в СМИ приведена информация о предпринимательстве, в общей численности взрослых мужчин,%

у2(х2) =

632 ,14

2 ■ 12 .33 ж 12 .33 .

(2)

12 ,33 х л/2~п

— отношение значений показателей, характеризующих информацию о предпринимательстве в СМИ, по мнению женщин и мужчин

Уз(*э)=

15,73

(т3-1,1)6 Г 2x 0.33 x 0,33 .

(3)

0,33 х Л/2Л-

— удельный вес женщин, имеющих информацию от лично знакомых предпринимателей, в общей численности взрослых женщин,%

-V 4 ( А" 4 ) =

516 ,25

-Ц-4 - 34 .67 I-2 ч 10 ,80 х III .«О

(4)

10 ,80 х 41л

— удельный вес мужчин, имеющих информацию от лично знакомых предпринимателей, в общей численности взрослых мужчин,%

У • < v.)

557 ,23

-U5 -42 .58

.

(5)

12 ,04 х л/2ж

— отношение значений показателей, характеризующих мнения женщин и мужчин, имеющих информацию от лично знакомых предпринимателей

згб О«) =

5,16

(Л"6 -0,82 )"

.

(6)

0,10 X V2~T

Высокое качество функций (1)-(6) было подтверждено в процессе тестирования по критериям Шапиро-Вилка, Пирсона и Колмогорова-Смирнова.

На следующем этапе исследования были выявлены закономерности, характеризующие мнения женщин и мужчин о получении информации о деятельности предпринимателей по рассматриваемым экономикам. В столбце 2 (табл. 1) приведены данные, характеризующие средние величины показателей. Диапазоны, в которых находятся значения показателей по большинству стран, продемонстрированы в третьем столбце таблицы.

Таблица 1 Значения показателей, характеризующих мнения людей о наличии предпринимательской информации

Наименование показателя Средние величины Значения по большинству стран

1 2 3

— удельный вес женщин, считающих, что в СМИ приведена информация о предпринимательстве, в общей численности взрослых женщин,% 61,77 49,13-74,41

— удельный вес мужчин, считающих, что в СМИ приведена информация о предпринимательстве, в общей численности взрослых мужчин,% 60,82 48,49-73,15

1 2 3

— отношение значений показателей, характеризующих наличие информации о предпринимательстве в СМИ, по мнению женщин и мужчин 1,06 0,73-1,39

— удельный вес женщин, имеющих информацию от лично знакомых предпринимателей, в общей численности взрослых женщин,% 34,67 23,87-45,47

— удельный вес мужчин, имеющих информацию от лично знакомых предпринимателей, в общей численности взрослых мужчин,% 42,58 30,54-54,62

— отношение значений показателей, характеризующих мнения женщин и мужчин, имеющих информацию от лично знакомых предпринимателей 0,82 0,72-0,92

Примечание. Расчеты проведены автором на основе функций (1)-(6).

Среднее значение удельного веса женщин, считающих, что в СМИ приведена информация о предпринимательстве, в общей численности взрослых женщин, достигало в 2018 году почти 61,8%. Соответствующий показатель по мужчинам был немного меньше — 60,8%. То есть величины средних значений отличаются менее, чем на 2%. В целом, данные таблицы 1 свидетельствуют о том, что в рассматриваемых странах относительное большинство взрослого населения (почти две трети) считает, что в СМИ приведена информация о предпринимательстве. Превышение показателей уровня информированности мужчин о предпринимательстве из СМИ, по сравнению с аналогичными показателями по женщинам, характерно для двадцати шести стран. В шести странах значения показателей по женщинам и мужчинам были практически равны. В двадцати семи странах значения показателей по женщинам были выше, чем по мужчинам. Таким образом, гипотеза 1 о наличии в большинстве стран гендерного разрыва во мнениях женщин и мужчин о том, что СМИ позволяют получить информацию о предпринимательстве, подтвердилась. Среднее значение отношения по рассматриваемым странам величин показателей по женщинам и мужчинам, составило в 2018 году 1,06.

Среднее значение удельного веса женщин, имеющих информацию от лично знакомых предпринимателей, в численности взрослых женщин, достигало в 2018 году почти 34,7%. Соответствующий показатель по мужчинам был больше в 1,2 раза — почти 42,6%. Тенденция превышения указанного показателя по мужчинам характерна для большинства стран. Исключения наблюдались в трех странах — Вьетнаме, Казахстане и Тайване, в которых значения показателей по женщинам и мужчинам были практически одинаковы. Среднее значение отношения величин показателей составило в 2018 году 0,82. Таким образом, подтвердилась гипотеза 2 о наличии в большинстве стран гендерного разрыва между женщинами и мужчинами, имеющими информацию от лично знакомых предпринимателей.

Данные таблицы 1 свидетельствуют о том, что в рассматриваемых странах относительное меньшинство взрослого населения имеет информацию от лично знакомых предпринимателей. Соответственно, относительное большинство населения такой информации по рассматриваемым странам не имеет.

Необходимо отметить, что женщины по сравнению с мужчинами выше оценивают наличие информации о предпринимательской деятельности от СМИ. В это же время, мужчины чаще, чем женщины получают аналогичную информацию от знакомых предпринимателей. На наш взгляд, это обусловлено, тем, что во многих странах доля мужчин-предпринимателей выше по сравнению с женщинами-предпринимателями.

Для проверки гипотезы 3 проводился анализ данных, представленных в столбце 3 таблицы 1. Анализ показал существенную дифференциацию по рассматриваемым странам значений каждого из шести показателей. Следовательно, третья гипотеза подтвердилась.

На следующем этапе выявлялись страны, в которых отмечались максимальные и минимальные значения каждого из показателей. При этом, к максимальным и минимальным относятся значения, соответственно превышающие верхние границы диапазонов, продемонстрированных в третьем столбце таблицы 1 и меньшие нижних границ диапазонов. Итоги этого анализа приведены в таблице 2. Наряду с перечнями стран в этой таблице представлено также подразделение выявленных стран по их географическому положению и уровню доходов населения.

Таблица 2 Страны с максимальными и минимальными значениями показателей

Наименование Максимальные значения Минимальные значения

показателя

1 2 3

удельный вес женщин, считающих, что в СМИ приведена информация о предпринимательстве, в общей численности взрослых женщин,%

Судан, Босния и Герцеговина, Турция, Марокко, Ангола, Германия, Канада, Уругвай, Гватемала. Расположены в Европе две страны, в Азии и Северной Америке по одной стране, в Латинской Америке — две страны, в Африке — три страны. Доходы населения: высокие (две страны), средние (четыре страны), низкие (три страны).

ЮАР, Латвия, Республика Корея, Мадагаскар, Иран, Вьетнам, Индия, Мексика, Великобритания, Япония. Две страны расположены в Европе, в Азии — пять стран, в Африке — две страны, в Латинской Америке — одна страна. Высокие доходы населения отмечаются в четырех странах, средние в двух странах, а низкие в четырех странах.

удельный вес мужчин, считающих, что в СМИ приведена информация о предпринимательстве, в общей численности взрослых мужчин,%

Саудовская Аравия, США, Швейцария, Мадагаскар, Израиль, Индия, Германия, Испания, Нидерланды, Таиланд. По четыре страны расположены в Европе и Азии, а также Северной Америке и Африке по одной стране. Доходы населения высокие в семи странах, низкие — в трех странах.

Хорватия, Республика Корея, Марокко, Пуэрто-Рико, Латвия, Аргентина, Ирландия, Италия. Четыре страны расположены в Европе, по одной стране расположены в Азии и Африке, в Латинской Америке — две страны. Доходы населения: высокие (шесть стран), средние (одна страна), низкие (одна страна).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

отношение значений показателей, характеризующих наличие информации о предпринимательстве в СМИ, по мнению женщин и мужчин

Аргентина, Российская Федерация, Канада, Китай, Эстония, Турция, Ангола, Уругвай, Марокко, Хорватия. Три страны расположены в Европе, в Азии — две страны, две страны в Африке, две страны в Латинской Америке, в Северной Америке — одна страна. Доходы населения: высокие (три страны), средние (пять стран), низкие (две страны).

ЮАР, Индия, Иран, Мадагаскар, Испания, Таиланд, Вьетнам. Одна из этих стран расположена в Европе, две страны в Африке, четыре страны в Азии. Высокие и средние доходы населения имели место в одной стране, низкие доходы были в пяти странах.

удельный вес женщин, имеющих информацию от лично знакомых предпринимателей, в общей численности взрослых женщин,%

2

Перу, Мадагаскар, Ангола, Израиль, Панама, Казахстан, Судан, Вьетнам, Индонезия, Саудовская Аравия. Расположены в Азии пять стран, три страны в Африке и две страны в Латинской Америке. Доходы населения: высокие (три страны), средние (две страны), низкие (пять стран).

3

Египет, Япония, Пуэрто-Рико, Турция, Греция, Италия, Германия. Три страны расположены в Европе, две страны в Азии, по одной стране в Латинской Америке и Африке. Высокие доходы населения отмечаются в пяти странах, средние и низкие доходы по одной стране.

1

удельный вес мужчин, имеющих информацию от лично знакомых предпринимателей, в общей численности взрослых мужчин,%

Перу, Израиль, Панама, Ангола, Ливан, Вьетнам, Судан, Индонезия, Саудовская Аравия. В Азии расположены пять стран, в Латинской Америке и Африке по две страны. В трех странах доходы населения высокие, низкие доходы в пяти странах, средние в одной стране.

Египет, Пуэрто-Рико, Япония, Германия, Греция, ОАЭ, Италия. Три страны расположены в Европе, в Латинской Америке и Африке по одной стране, две страны — в Азии. Доходы населения: высокие (шесть стран), низкие (одна страна).

отношение значений показателей, характеризующих мнения женщин и мужчин, имеющих информацию от лично знакомых предпринимателей

Панама, Латвия, Ирландия, Китай, Мадагаскар, Индонезия, Саудовская Аравия, Вьетнам, Казахстан, Тайвань. В Азии расположены шесть стран, по одной стране в Африке и Латинской Америке, в Европе — две страны. Доходы населения: высокие (пять стран), средние (две страны), низкие (три страны).

Египет, Турция, Италия, Иран, Индия, Греция, Бразилия. Две из этих стран расположены в Европе, три страны в Азии, в Африке и Латинской Америке по одной стране. Высокие доходы населения имели место в двух странах, средние доходы — две страны, а в трех странах — низкие доходы.

Примечание. Разработано автором на основе данных таблицы 1 и проекта Глобального

мониторинга предпринимательства.

В табл. 2 приведена информация по территориальному расположению стран с высокими (столбец 2) и низкими (столбец 3) значениями каждого из девяти оцениваемых в нашем исследовании показателей. Анализ этой информации показал, что связи между значениями показателей и территориальным расположением стран, а также уровнем доходов населения в этих странах, не наблюдается. То есть, страны с высокими и низкими значениями показателей, расположены в различных частях света и характеризуются разным уровнем доходов населения. Таким образом, можно констатировать подтверждение гипотез 4 и 5.

Сравнительный анализ значений рассматриваемых показателей по России и зарубежным странам продемонстрировал следующее:

— значение показателя 1 составляет 72,1%, что в 1,2 раз больше средней величины по зарубежным странам;

— значение показателя 2 составляет 50,5%, что в 1,2 раза меньше средней величины по зарубежным странам;

— значение показателя 3 составляет 1,4, что в 1,3 раза выше средней величины по зарубежным странам;

— значение показателя 4 составляет 32,8%, что в 1,1 раза меньше средней величины по зарубежным странам;

— значение показателя 5 составляет 38,8%, что в 1,1 раза меньше средней величины по зарубежным странам;

— значение показателя 6 составляет 0,85, что немногим более средней величины по зарубежным странам.

Таким образом, в России женщины чаще, чем за рубежом черпают информацию о предпринимательстве из СМИ. По мужчинам ситуация противоположная. Информации от знакомых предпринимателей женщины и мужчины в России получают меньше, чем за рубежом. Это логично, поскольку доля предпринимателей в нашей стране существенно ниже, по сравнению с большинством зарубежных стран.

ВЫВОДЫ. Цель исследования, заключавшаяся в оценке информированности взрослых людей о предпринимательстве в современных национальных экономиках по данным за 2018 год, была достигнута. К выводам, обладающим научной новизной и оригинальностью, относятся следующие:

1. Приведена методика оценки показателей, описывающих информированность женщин и мужчин о смысле и сущности предпринимательской деятельности.

2. Проведено моделирование распределения шести показателей по 59 странам.

3. Доказано, что почти две трети взрослого населения согласны с тезисом о наличии в СМИ информации о предпринимательстве.

4. Показано, что в большинстве стран информацию о предпринимательстве взрослые люди получают в большей мере из СМИ, а в меньшей степени — от знакомых предпринимателей.

5. Значения показателей, характеризующих получение информации от СМИ и знакомых предпринимателей, в большинстве стран по женщинам и мужчинам различаются, то есть присутствует гендерный разрыв.

6. В 2018 году имели место существенные различия в значениях шести рассматриваемых показателей по странам.

7. Выявлены страны, для которых были характерны максимальные и минимальные значения этих шести показателей.

8. Проведено сопоставление значений показателей по России и зарубежным странам.

Итоги проведенной нами работы обладают определенным теоретическим и практическим

значением для правительств и предпринимателей. Представленный в статье методический подход к оценке информированности о предпринимательстве взрослых людей может применяться в дальнейших исследованиях. Полученные новые знания представляют интерес и могут использоваться в образовательном процессе в университетах.

В процессе исследования присутствовали ограничения на эмпирические данные, обусловленные тем, что рассматривалась информация только по 59 странам.

REFERENCES

1. Borbás L. The Role of SMEs in the European Entrepreneurship Policy // Volume of Management, Enterprise and Benchmarking in the 21st Century II. Óbuda University, Keleti Faculty of Business and Management. 2015. Pp. 71-88. (In English).

2. Chhabra M., Karmarkar Y. Gender gap in entrepreneurship — a study of small and micro enterprises // ZENITH International Journal of Multidisciplinary Research. 2016. Vol. 6(8). Pp. 82-99. (In English)

3. Colombo L., Dawid H., Piva M., Vivarelli M. Does easy start-up formation hamper incumbents' R&D investment? // Small Business Economics. 2017. Vol. 49. Pp. 513-531. (In English).

4. Global Entrepreneurship Monitor 2018/2019. Women's Entrepreneurship Report. Global Entrepreneurship Research Association (GERA). London Business School, London, United Kingdom. 2019. (In English).

5. Grosser K., Moon J. CSR and feminist organization studies: towards an integrated theorization for the analysis of gender issues // Journal of Business Ethics. 2019. Vol. 155(2). Pp. 321-342. DOI: 10.1007/ s10551-017-3510-x. (In English).

6. Morgan J., Sisak D. Aspiring to succeed: A model of entrepreneurship and fear of failure // Journal of Business Venturing. 2016. Vol. 31(1). Pp. 1-21. (In English).

7. Muller P., Julius J., Herr D., Koch L., Peycheva V., Mckiernan S. Annual Report on European SMEs 2016/2017. SME Performance Review // European Union. Directorate-General for Internal Market, Industry, Entrepreneurship and SMEs. 2017. URL: https://www.researchgate.net/publication/321268021 (data obrashheniya 20.12.2020). (In English).

8. Neumann T. The impact of entrepreneurship on economic, social and environmental welfare and its determinants: a systematic review // Management Review Quarterly. 2020. Vol. 70(3). Pp. 1-32. (In English).

9. Pejic-Bach M., Aleksic A., Merkac-Skok M. Examining determinants of entrepreneurial intentions in Slovenia: applying the theory of planned behaviour and an innovative cognitive style // Economic Research-Ekonomska Istrazivanja. 2018. Vol. 31(1). Pp. 1453-1471. (In English).

10. Pinkovetskaia I., Slepova V. Estimation of Fixed Capital Investment in SMEs: the Existing Differentiation in the Russian Federation // Business Systems Research. 2018. Vol. 9(1). Pp. 65-78. DOI: 10.2478/ bsrj-2018-0006. (In English)

11. Sperber S., Linder C. Gender-specifics in startup strategies and the role of the entrepreneurial ecosystem // Small Business Economics. 2018. Vol. 53(4). Pp. 1-14. DOI: 10.1007/s11187-018-9999-2. (In English)

12. Tsai K.-H., Chang H.-C., Peng C.-Y. Refining the Linkage between perceived capability and entrepreneurial intention: roles of perceived opportunity, fear of failure, and gender // International Entrepreneurship Management Journal. 2016. Vol. 10. Pp. 1-19. (In English)

13. Zahra S., Wright M. Understanding the Social Role of Entrepreneurship // Journal of Management Studies. 2016. Vol. 53(4). Pp. 610-629. (In English)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.