Научная статья на тему 'КОМПАРАТИВНЫЙ АНАЛИЗ ЭКСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА'

КОМПАРАТИВНЫЙ АНАЛИЗ ЭКСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
62
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
предпринимательство / межстрановый анализ / экспорт продукции / женщины / мужчины / гендерные различия / entrepreneurship / cross-country analysis / export of products / women / men / gender differences

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пиньковецкая Ю.С.

Цель работы — является оценка уровня экспорта продукции фирмами, созданными предпринимателями в современных национальных экономиках по данным за 2018 год. В качестве исходной информации использовались результаты опросов, проведенных в 59 странах, в процессе реализации проекта Глобального мониторинга предпринимательства. В исследовании рассматривалась оценка трех показателей, характеризующих экспортный потенциал предпринимателей. Полученные результаты доказали, что в большинстве стран имеет место гендерный разрыв между показателями экспортной активности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF THE EXPORT POTENTIAL OF ENTREPRENEURS

The article is devoted to the actual problem of export activity of entrepreneurs in modern national economies. The aim of the study is to assess the export potential of firms created by entrepreneurs according to data for 2018. The study solved the problem of determining the values of indicators that characterize the proportion of businesses created by women and men, which export more than 25% of their products in the total number of businesses owned by these entrepreneurs. As a starting point, the study used the results of surveys conducted in 59 countries during the implementation of the Global Entrepreneurship Monitoring project. The study considered the assessment of three indicators that characterize the export potential of entrepreneurs. Functions were obtained showing the distribution of these three indicators across 59 countries. The results showed that in most countries there is a gender gap between the indicators of export activity. In 2018, there were significant differences in the values of the three indicators under consideration by country. The countries that were characterized by the maximum and minimum values of indicators were identified. The results obtained are new and original. They have theoretical and practical implications for Governments and entrepreneurs. The methodological approach to assessing the export potential of entrepreneurs presented in the article can be used in further research.

Текст научной работы на тему «КОМПАРАТИВНЫЙ АНАЛИЗ ЭКСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»

Для цитирования: Пиньковецкая Ю.С. Компаративный анализ экспортного потенциала предпринимательства // Управление в современных системах. 2021. № 1(29). С. 41-48.

doi: 10.24411/2311-1313-2021-129-41-48

УДК 332.05 JEL: M20

ББК 65.09

КОМПАРАТИВНЫЙ АНАЛИЗ ЭКСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Пиньковецкая Ю.С.1, ФГБОУ ВО Ульяновский государственный университет

Аннотация

Цель работы - является оценка уровня экспорта продукции фирмами, созданными предпринимателями в современных национальных экономиках по данным за 2018 год. В качестве исходной информации использовались результаты опросов, проведенных в 59 странах, в процессе реализации проекта Глобального мониторинга предпринимательства. В исследовании рассматривалась оценка трех показателей, характеризующих экспортный потенциал предпринимателей. Полученные результаты доказали, что в большинстве стран имеет место гендерный разрыв между показателями экспортной активности.

Ключевые слова: предпринимательство, межстрановый анализ, экспорт продукции, женщины, мужчины, гендерныеразличия.

Введение

В настоящее время предприниматели играют значительную роль в экономиках большинства современных стран. Они являются владельцами абсолютного большинства фирм, как в развитых, так и развивающихся странах, создают около половины всех рабочих мест и обеспечивают конкуренцию на рынках товаров и услуг [Kraemer-Eis et al., 2017; Borbâs, 2015; Muller et al., 2017].

Одной из наиболее актуальных проблем развития современного предпринимательства является стремление владельцев фирм к реализации своей продукции на максимальном количестве рынков, в том числе ее экспорте. Вопросы интернационализации продаж фирмами, созданными предпринимателями, рассматривалась в ряде научных публикаций. Так, теоретические основы и детерминанты, обуславливающие принятие предпринимателями решений о начале экспортной деятельности описаны в работах [Pascucci et al., 2016; Jones and Coviello, 2005; Pangarkar, 2008]. В исследованиях [Ribau et al., 2017; Ortiz et al., 2012] основное внимание уделялось управленческим аспектам развития экспорта, его преимуществам, а также преодолению барьеров, мешающих повышению эффективности деятельности предпринимателей в зарубежных странах. В статьях [Breckova, 2018; Haddoud et al., 2017] приведена информация о влиянии государственных программ стимулирования экспорта. При этом подчеркивается необходимость расширения помощи предпринимателям в сфере маркетинга и поиска подходящих деловых партнеров, а также обеспечения более легкого доступа к контактам на экспортной территории. Использование человеческого капитала,

1 Пиньковецкая Юлия Семеновна - доцент, Ульяновский государственный университет; Россия, 432011, г. Ульяновск, 2 пер. Мира, 27; e-mail: judy54@yandex.ru; SPIN-код РИНЦ: 5784-7881; Author ID РИНЦ: 542740; Scopus Author ID: 57192312196; ORCID: 0000-0002-8224-9031

новых знаний и инноваций является движущим факторам интернационализации фирм, что следует из публикаций [Francioni et al., 2016; Miguel et al., 2016; Descotes and Walliser, 2018]. В работах [Pickernell et al., 2016; Brouthers et al., 2015] сделан вывод, что большинство предпринимательских структур функционирует на рынках в своем регионе, и лишь немногие предпочитают экспортировать свою продукцию.

Учитывая возрастание роли гендерных исследований в предпринимательстве [Carlianne et al., 2016; Chhabra and Karmarkar, 2016; Sperber and Linder, 2018; Grosser and Moon, 2019], наряду с межстрановым анализом в настоящей статье рассматриваются сложившиеся различия в экспортной активности женщин и мужчин.

Необходимо отметить, что в выполненных ранее научных исследованиях, проблеме гендерных различий, сложившихся в экспортно-ориентированных фирмах уделялось недостаточно внимания.

Целью нашего исследования является оценка уровня экспорта продукции фирмами, созданными предпринимателями, в современных национальных экономиках. Процесс исследования включал пять этапов. На первом этапе формировались исходные данные, описывающие уровень экспорта продукции фирмами, созданными женщинами и мужчинами. На втором этапе оценивались значения показателей, характеризующих экспортный потенциал бизнесов, которыми владеют женщины-предприниматели и мужчины-предприниматели. На третьем этапе определялись средние значения указанных показателей по рассматриваемым странам и диапазоны, в которых находятся значения этих показателей для большинства из них. На четвертом этапе проводился компаративный анализ, в процессе которого устанавливались страны, в которых отмечались минимальные и максимальные значения показателей. На пятом этапе проводился сравнительный анализ значений показателей по России и зарубежным странам. На первом этапе использовались данные опросов предпринимателей, выполненных в процессе реализации проекта Глобального мониторинга предпринимательства [Global Entrepreneurship Monitor, 2019]. Необходимо отметить, что указанные опросы проводились в 59 странах и затрагивали не менее 200 предпринимателей в каждой них. Опрос предпринимателей в этих странах позволил получить информацию о фирмах, в которых экспорт продукции превышал 25% от общего объема выпуска.

Второй, третий, четвертый и пятый этапы выполнялись по авторской методике, приведенной далее.

Основная часть

В нашем исследовании рассматривалась оценка трех показателей, характеризующих занятость работников в фирмах, созданных женщинами и мужчинами в 2018 году:

- удельный вес созданных женщинами бизнесов, которые экспортируют более 25% своей продукции в общем количестве бизнесов, которыми владеют женщины-предприниматели;

- удельный вес созданных мужчинами бизнесов, которые экспортируют более 25% своей продукции в общем количестве бизнесов, которыми владеют мужчины-предприниматели;

- отношение значений показателей, описывающих экспорт более 25% продукции по бизнесам женщин-предпринимателей и мужчин-предпринимателей.

Проведенное исследование включало проверку пяти следующих гипотез:

- гипотеза 1 - в большинстве стран имеет место гендерный разрыв в уровнях экспортных поставок по женщинам-предпринимателям и мужчинам-предпринимателям;

- гипотеза 2 - большинство, как женщин-предпринимателей, так и мужчин-предпринимателей не экспортируют свою продукцию, либо экспортируют не более четверти ее;

- гипотеза 3 - значения рассматриваемых трех показателей имеют существенную дифференциацию по разным странам;

- гипотеза 4 - территориальное расположение стран не оказывает существенного влияния на значения каждого из трех показателей;

- гипотеза 5 - уровень доходов населения в рассматриваемых странах не оказывает существенного влияния на значения каждого из трех показателей.

В экономико-математическом моделировании, используемом для оценки каждого из трех показателей, применялись функции нормального распределения. Функция плотности распределения содержит полную информацию о случайной величине, в нашем исследовании в качестве случайных величин рассматриваются значения показателей по каждой из стран. Исходя из разработанной функции плотности могут быть легко установлены такие ее характеристики, как среднее значение, а также среднее квадратическое отклонение. Именно эти индикаторы входят в стандартную модель, то есть уравнение функции. Необходимо отметить, что для функций плотности нормального распределения частоты значений показателей, укладывающихся в интервал с центром, соответствующим среднему значению и диапазоном, определяемым двумя средними квадратическими отклонениями (то есть разностью между средним значением и этим отклонением, а также суммой среднего значения и отклонения) соответствует 68,3 % всех наблюдений. В нашем случае в этом диапазоне находятся показатели по большинству стран.

В статье автора [Pinkovetskaia and Slepova, 2018] представлен методический подход к их разработке и использованию для определения средних значений по рассматриваемым государствам, а также диапазонов вариации значений по большинству государств. В процессе нашей работы устанавливались государства с максимальными и минимальными величинами показателей.

В процессе вычислительного эксперимента проводилось экономико-математическое моделирование на основе эмпирических данных. Модели, которые описывают распределения трех показателей по всем 59 странам, продемонстрированы далее:

- удельный вес созданных женщинами бизнесов, которые экспортируют более 25% своей продукции в общем количестве бизнесов, которыми владеют женщины-предприниматели, %:

712,51 ( ^1г47)2

у1(х1) = -' ^ Г • е 2*13>55><13>55 ; (1)

13,55 х л/ 2л

- удельный вес созданных мужчинами бизнесов, которые экспортируют более 25% своей продукции в общем количестве бизнесов, которыми владеют мужчины-предприниматели, %:

786,67 -( х2-21,55)2

У2( Х2) = -- • е 2х15,82х15,82 ; (2)

15,82 х422^

- отношение значений показателей, описывающих экспорт более 25% продукции по бизнесам женщин-предпринимателей и мужчин-предпринимателей:

1791 -(х3-°,87)2

Уз (Х) =-• е 2х0,42х0,42 . (3)

0,42

Высокое качество функций (1)-(3) было подтверждено в процессе тестирования по критериям Шапиро-Вилка, Пирсона и Колмогорова-Смирнова.

На следующем этапе исследования были выявлены закономерности, характеризующие сложившуюся экспортную активность предпринимателей-женщин и предпринимателей-мужчин. В столбце 2 (табл. 1) приведены данные, характеризующие средние величины показателей. Диапазоны, в которых находятся значения показателей по большинству стран, продемонстрированы в третьем столбце таблицы.

Таблица 1

Значения показателей, характеризующих экспорт бизнесов, _созданных мужчинами и женщинами_

Наименование показателя Средние величины Значения по большинству стран

1 2 3

удельный вес созданных женщинами бизнесов, которые экспортируют более 25% своей продукции в общем количестве бизнесов, которыми владеют женщины-предприниматели, % 17,47 4,02-30,92

удельный вес созданных мужчинами бизнесов, которые экспортируют более 25% своей продукции в общем количестве бизнесов, которыми владеют мужчины-предприниматели, % 21,55 5,73-37,37

отношение значений показателей, описывающих экспорт более 25% продукции по бизнесам женщин-предпринимателей и мужчин-предпринимателей 0,87 0,45-1,29

Источник: Расчеты проведены автором на основе функций (1)-(3)

Среднее значение удельного веса созданных женщинами бизнесов, которые экспортируют более 25% своей продукции в общем количестве бизнесов, которыми владеют женщины-предприниматели, достигало в 2018 году почти 17,5%. То есть, каждая шестая женщина-предприниматель в рассматриваемых странах осуществляла экспорт указанной выше доли своей продукции. Соответствующий показатель по мужчинам был в 1,2 раза больше - 21,6%. Следовательно, почти каждый пятый мужчина-предприниматель экспортировал более четверти своей продукции. Тенденция превышения указанного показателя по мужчинам характерна для большинства стран. Исключения наблюдались в ряде стран. В трех странах, а именно в Индии, Швейцарии и Хорватии значения показателей по женщинам и мужчинам были равны. В восемнадцати странах, таких как Перу, Малайзия, Казахстан, Ирландия, Кипр, США, Великобритания, Словацкая Республика, ЮАР, Марокко, Панама, Катар, Турция, Мадагаскар, Вьетнам, Аргентина, Болгария и Российская Федерация, экспортный потенциал женских бизнесов был выше, чем мужских. Среднее значение отношения величин показателей, описывающих уровень экспорта по бизнесам женщин-предпринимателей и мужчин-предпринимателей, составляло 0,87. Таким образом, гипотеза 1 о наличии в большинстве стран гендерного разрыва в уровнях экспортных поставок по женщинам-предпринимателям и мужчинам-предпринимателям, подтвердилась.

Данные столбца 2 таблицы свидетельствуют, что в рассматриваемых странах относительное меньшинство предпринимателей экспортируют более четверти своей продукции (это характерно как для мужчин, так и для женщин).

Таким образом, мы доказали, что большинство, как женщин-предпринимателей, так и мужчин-предпринимателей не экспортируют свою продукцию, либо экспортируют не более четверти ее. Удельный вес таких женщин-предпринимателей в общем количестве женщин-предпринимателей, в среднем по рассматриваемым странам достигал в 2018 году более 82%. Аналогичный показатель по мужчинам-предпринимателям составлял почти 78%. Следовательно, подтвердилась вторая гипотеза.

Для проверки гипотезы 3 проводился анализ данных, представленных в столбце 3 таблицы 1. Анализ показал существенную дифференциацию по рассматриваемым странам значений каждого из трех показателей. Следовательно, третья гипотеза подтвердилась.

На следующем этапе выявлялись страны, в которых отмечались максимальные и минимальные значения каждого из показателей. При этом, к максимальным и минимальным относятся значения, соответственно превышающие верхние границы диапазонов,

продемонстрированных в третьем столбце таблицы 1 и меньшие нижних границ диапазонов. Итоги этого анализа приведены в таблице 2. Наряду с перечнями стран в этой таблице представлено также подразделение выявленных стран по их географическому положению и уровню доходов населения.

Таблица 2

Страны с максимальными и минимальными значениями показателей

Наименование показателя Максимальные значения Минимальные значения

1 2 3

удельный вес созданных женщинами бизнесов, которые экспортируют более 25% своей продукции в общем количестве бизнесов, которыми владеют женщины-предприниматели, % Австрия, Ирландия, Кипр, Хорватия, Канада, Катар, Ливан, Марокко, ОАЭ. Расположены в Европе четыре страны, в Северной Америке и Африке по одной стране, в Азии - три страны. Доходы населения: высокие (семь стран), низкие (две страны). Ангола, Эквадор, Гватемала, Польша, Мадагаскар, Вьетнам, Российская Федерация, Аргентина. По две из этих стран расположены в Европе и в Африке, в Азии - одна страна, в Латинской Америке - три страны. Высокие доходы населения отмечаются в одной стране, средние в четырех странах, а низкие в трех странах.

удельный вес созданных мужчинами бизнесов, которые экспортируют более 25% своей продукции в общем количестве бизнесов, которыми владеют мужчины-предприниматели, % Катар, Хорватия, ОАЭ, Саудовская Аравия, Канада, Австрия, Марокко, Ливан, Люксембург. Расположены в Европе три страны, в Азии четыре страны, в Северной Америке и Африке по одной стране. Доходы населения высокие (семь стран), низкие (две страны). Бразилия, Чили, Мадагаскар, Вьетнам, Российская Федерация, Эквадор, Аргентина, Ангола, Гватемала, Польша. По две страны расположены в Европе и Африке, одна страна - в Азии, пять стран в Латинской Америке. Доходы населения: высокие (две страны), средние (пять стран), низкие (три страны).

отношение значений показателей, описывающих экспорт более 25% продукции по бизнесам женщин-предпринимателей и мужчин-предпринимателей Панама, Катар, Турция, Мадагаскар, Вьетнам, Аргентина, Болгария, Российская Федерация. По две страны расположены в Европе и в Латинской Америке, в Азии - три страны, в Африке - одна страна. Доходы населения: высокие (две страны), средние (четыре страны), низкие (две страны). Ангола, Франция, Эстония, Гватемала, Польша, Германия, Босния и Герцеговина, Уругвай, Тайвань. Пять из этих стран расположены в Европе, по одной стране в Азии и Африке, две страны в Латинской Америке. Высокие доходы населения имели место в пяти странах, средние доходы были в трех странах, а в одной стране - низкие доходы.

Источник: Разработано автором на основе данных таблицы 1 и проекта Глобального

мониторинга предпринимательства

В таблице 2 приведена информация по территориальному расположению стран с высокими (столбец 2) и низкими (столбец 3) значениями каждого из трех оцениваемых в нашем исследовании показателей. Анализ этой информации показал, что связи между значениями показателей и территориальным расположением стран, а также уровнем доходов населения в этих странах, не наблюдается. То есть, страны с высокими и низкими значениями показателей, расположены в различных частях света и характеризуются разным уровнем доходов населения. Таким образом, можно констатировать подтверждение четвертой и пятой гипотез.

Сравнительный анализ значений рассматриваемых показателей по России и зарубежным странам позволил сделать следующие выводы:

- значение первого показателя (удельный вес созданных женщинами бизнесов, которые экспортируют более 25% своей продукции в общем количестве бизнесов, которыми владеют женщины-предприниматели) составляет 2,9%, что почти в 6 раз больше средней величины по зарубежным странам;

- значение второго показателя (удельный вес созданных мужчинами бизнесов, которые экспортируют более 25% своей продукции в общем количестве бизнесов, которыми владеют мужчины-предприниматели) составляет 1,5%, что в 14 раз больше средней величины по зарубежным странам;

- значение третьего показателя (отношение значений показателей, описывающих экспорт более 25% продукции по бизнесам женщин-предпринимателей и мужчин-предпринимателей) составляет 1,9, что почти в 2,2 раза больше средней величины по зарубежным странам.

Приведенные данные показывают, что в сравнении с зарубежными странами в России существенно ниже экспортный потенциал, как женщин-предпринимателей, так и мужчин-предпринимателей. Это представляется логичным, поскольку абсолютное большинство предпринимателей в России ориентировано на внутренний рынок. Необходимо обратить внимание на некий феномен, связанный с тем, что в России женщины-предприниматели экспортируют свою продукцию почти в 2 раза чаще по сравнению с мужчинами-предпринимателями.

Заключение

Цель исследования, заключавшаяся в оценке уровня экспорта продукции фирмами, созданными предпринимателями, в современных национальных экономиках по данным за 2018 год, была достигнута. К выводам, обладающим научной новизной и оригинальностью, относятся:

1. Проведена оценка удельных весов, созданных женщинами и мужчинами бизнесов, которые экспортируют более четверти своей продукции, в общей численности бизнесов по этим гендерным стратам.

2. Проведено моделирование распределения трех показателей, описывающих гендерные различия экспортной активности предпринимателей по 59 странам.

3. Доказано, что в большинстве стран удельный вес женщин-предпринимателей, экспортирующих более четверти своей продукции, ниже по сравнению с аналогичными показателями по мужчинам-предпринимателям.

4. Доказано, что большинство, как женщин-предпринимателей, так и мужчин-предпринимателей не участвуют в экспорте, либо экспортируют не более четверти своей продукции.

5. В 2018 году имели место существенные различия в значениях трех рассматриваемых показателей по странам.

6. Выявлены страны, для которых были характерны максимальные и минимальные значения этих трех показателей.

7. Проведено сопоставление значений показателей по России и зарубежным странам.

Итоги проведенной нами работы обладают определенным теоретическим и

практическим значением для правительств и предпринимателей. Представленный в статье методический подход к оценке гендерных различий в предпринимательском экспорте может применяться в дальнейших исследованиях. Полученные новые знания представляют интерес и могут использоваться в образовательном процессе в университетах.

В процессе исследования присутствовали ограничения на эмпирические данные, обусловленные тем, что рассматривалась информация только по 59 странам.

Список источников

1. Borbás L. The Role of SMEs in the European Entrepreneurship Policy // Volume of Management, Enterprise and Benchmarking in the 21st Century II. Óbuda University, Keleti Faculty of Business and Management, 2015. P. 71-88.

2. Breckova P. Export Patterns of Small and Medium Sized Enterprises // European Research Studies Journal. 2018. Vol. XXI. No. 1. P. 43-51.

3. Brouthers K.D., Nakos G., Dimitratos P. SME Entrepreneurial Orientation, International Performance, and the Moderating Role of Strategic Alliances // Entrepreneurship Theory and Practice. 2015. Vol. 39(5). P. 1161-1187. DOI: 10.1111/etap.12101.

4. Carlianne P., Stephens H., Weinstein A. Where are all the self-employed women? Push and pull factors influencing female labor market decisions // Small Business Economics. 2016. Vol. 46 (3). P. 365-390. DOI: 10.1007/s11187-015-9697-2.

5. Chhabra M., Karmarkar Y. Gender gap in entrepreneurship - a study of small and micro enterprises // ZENITH International Journal of Multidisciplinary Research. 2016. Vol. 6 (8). P. 82-99.

6. Descotes R., Walliser B. International marketing related competences and SMEs' export performance during the recession // Projectics. 2018. Vol. 21. P. 61-82.

7. Pickernell D., Jones P., Thompson P., Packham G. Determinants of SME exporting Insights and implications // Entrepreneurship and innovation. 2016. Vol. 17. No. 1. P. 31-42. DOI: 10.5367/ijei.2016.0208.

8. Francioni B., Pagano A., Castellani D. Drivers of SMEs' exporting activity: a review and a research agenda // Multinational Business Review. 2016. Vol. 24(3). P. 194-215. DOI: 10.1108/MBR-06-2016-0023.

9. Global Entrepreneurship Monitor 2018/2019. Women's Entrepreneurship Report. Global Entrepreneurship Research Association (GERA). London Business School, London, United Kingdom. 2019.

10. Grosser K., Moon J. CSR and feminist organization studies: towards an integrated theorization for the analysis of gender issues // Journal of Business Ethics. 2019. Vol. 155 (2). P. 321342. DOI: 10.1007/s10551-017-3510-x.

11. Haddoud M.Y., Jones P., Newbery R. Export promotion programmes and SMEs' performance. Exploring the network promotion role // Journal of Small Business and Enterprise Development. 2017. Vol. 24(1). P. 68-87.

12. Jones M.V., Coviello N.E. Internationalisation: Conceptualising an entrepreneurial process of behaviour in time // Journal of International Business Studies. 2005. Vol. 36(3). P. 284303.

13. Kraemer-Eis H., Lang F., Torfs W., Gvetadze S. European Small Business Finance Outlook. June 2017. EIF Working Paper 2017/43. 2017. [Электронный ресурс]. URL: http://www.eif.org/news_centre/research/index.htm (дата обращения: 16.12.2020).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Miguel E., Heras-Saizarbitoria I., Tari J.J. TQM and market orientation in care home services // International Journal of Quality & Reliability Management. 2016. Vol. 33(8). P. 10761098.

15. Muller P., Julius J., Herr D., Koch L., Peycheva V., Mckiernan S. Annual Report on European SMEs 2016/2017. SME Performance Review. European Union. Directorate-General for Internal Market, Industry, Entrepreneurship and SMEs. 2017. [Электронный ресурс]. URL: https://www.researchgate.net/publication/321268021 (дата обращения: 20.12.2020).

16. Ortiz R.F., Ortiz J.A., Ramirez A.M. How Does Management Perceive Exporting? An Empirical Study of SMEs // Inzinerine Ekonomika-Engineering Economics. 2012. Vol. 23(2). P. 200208. DOI: 10.5755/j01.ee.23.2.1547.

17. Pangarkar N. Internationalization and performance of Small and Medium-sized Enterprises // Journal of World Business. 2008. Vol. 43(4). P. 475-485.

18. Pascucci F., Bartoloni S., Gregori G.L. Export market orientation and international performance in the context of SMEs // Journal of Small Business & Entrepreneurship. 2016. Vol. 28(5). P. 1-15. DOI: 10.1080/08276331.2016.1167528.

19. Pinkovetskaia I., Slepova V. Estimation of Fixed Capital Investment in SMEs: the Existing Differentiation in the Russian Federation // Business Systems Research. 2018. Vol. 9(1). P. 65-78. DOI: 10.2478/bsrj-2018-0006.

20. Ribau C., Moreira A., Raposo M. SMEs innovation capabilities and export performance: an entrepreneurial orientation view // Journal of Business Economics and Management. 2017. Vol. 18(5). P. 920-934. DOI: 10.3846/16111699.2017.1352534.

21. Sperber S., Linder C. Gender-specifics in startup strategies and the role of the entrepreneurial ecosystem // Small Business Economics. 2018. Vol. 53(4). P. 1-14. DOI: 10.1007/s11187-018-9999-2.

COMPARATIVE ANALYSIS OF THE EXPORT POTENTIAL OF ENTREPRENEURS

Pinkovetskaia I.S., Ulyanovsk State University Abstract

The article is devoted to the actual problem of export activity of entrepreneurs in modern national economies. The aim of the study is to assess the export potential of firms created by entrepreneurs according to data for 2018. The study solved the problem of determining the values of indicators that characterize the proportion of businesses created by women and men, which export more than 25% of their products in the total number of businesses owned by these entrepreneurs. As a starting point, the study used the results of surveys conducted in 59 countries during the implementation of the Global Entrepreneurship Monitoring project. The study considered the assessment of three indicators that characterize the export potential of entrepreneurs. Functions were obtained showing the distribution of these three indicators across 59 countries. The results showed that in most countries there is a gender gap between the indicators of export activity. In 2018, there were significant differences in the values of the three indicators under consideration by country. The countries that were characterized by the maximum and minimum values of indicators were identified. The results obtained are new and original. They have theoretical and practical implications for Governments and entrepreneurs. The methodological approach to assessing the export potential of entrepreneurs presented in the article can be used in further research.

Keywords: entrepreneurship, cross-country analysis, export of products, women, men, gender differences.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.