Научная статья на тему 'ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ АКТИВНОСТЬ В СФЕРЕ МАЛОГО БИЗНЕСА'

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ АКТИВНОСТЬ В СФЕРЕ МАЛОГО БИЗНЕСА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
предпринимательство / малый бизнес / средний бизнес / государственная поддержка / предпринимательская активность / социальные потребности населения / entrepreneurship / small business / medium business / government support / entrepreneurial activity / social needs of the population

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А.Г. Скворцова

С переходом российской экономики на новый этап, где удовлетворение социальных потребностей населения вышло на новый, достаточно высокий уровень, государству потребовались изменения установленного порядка предоставления таких продуктов и услуг. Именно в этот период обострился вопрос с состоянием предприятий представителей малого бизнеса. Такие предприятия более всего подходят для увеличения предложения товаров и услуг, обеспечивающих удовлетворение социальных потребностей населения. К сожалению, существует тенденция снижения количества таких предприятий в последнее время. Цель работы – провести анализ предпринимательской активности в сфере малого бизнесе и выявить направления, развитие которых способствовало бы увеличению числа малых предприятий и повышению предпринимательской активности. Представлена информация о влиянии малых и средних предприятий на экономическое состояние стран в целом. Также описаны существующие меры государственной поддержки с примерами реализации их на практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENTREPRENEURIAL ACTIVITY IN THE FIELD OF SMALL BUSINESS

With the transition of the Russian economy to a new stage, where the satisfaction of the social needs of the population has reached a new, rather high level, the state needed changes in the established procedure for the provision of such products and services. It was during this period that the issue with the state of enterprises by representatives of small businesses escalated. Such enterprises are most suitable for increasing the supply of goods and services that meet the social needs of the population. Unfortunately, there is a tendency to reduce the number of such enterprises in recent years. The purpose of the work was to analyze entrepreneurial activity in the field of small business and identify areas in which movements would contribute to an increase in the number of small enterprises and increase entrepreneurial activity. Information is provided on the impact of small and medium-sized enterprises on the economic condition of countries as a whole. It also describes the existing measures of state support with examples of their implementation in practice.

Текст научной работы на тему «ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ АКТИВНОСТЬ В СФЕРЕ МАЛОГО БИЗНЕСА»

УДК 338.012

doi:10.52210/2224669X_2023_1_213

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ АКТИВНОСТЬ В СФЕРЕ МАЛОГО БИЗНЕСА

А.Г. Скворцова

Аннотация. С переходом российской экономики на новый этап, где удовлетворение социальных потребностей населения вышло на новый, достаточно высокий уровень, государству потребовались изменения установленного порядка предоставления таких продуктов и услуг Именно в этот период обострился вопрос с состоянием предприятий представителей малого бизнеса. Такие предприятия более всего подходят для увеличения предложения товаров и услуг, обеспечивающих удовлетворение социальных потребностей населения. К сожалению, существует тенденция снижения количества таких предприятий в последнее время. Цель работы - провести анализ предпринимательской активности в сфере малого бизнесе и выявить направления, развитие которых способствовало бы увеличению числа малых предприятий и повышению предпринимательской активности. Представлена информация о влиянии малых и средних предприятий на экономическое состояние стран в целом. Также описаны существующие меры государственной поддержки с примерами реализации их на практике.

Ключевые слова: предпринимательство, малый бизнес, средний бизнес, государственная поддержка, предпринимательская активность, социальные потребности населения.

ENTREPRENEURIAL ACTIVITY IN THE FIELD OF SMALL BUSINESS A.G. Skvortsova

Abstract. With the transition of the Russian economy to a new stage, where the satisfaction of the social needs of the population has reached a new, rather high level, the state needed changes in the established procedure for the provision of such products and services. It was during this period that the issue with the state of enterprises by representatives of small businesses escalated. Such enterprises are most suitable for increasing the supply of goods and services that meet the social needs of the population. Unfortunately, there is a tendency to reduce the number of such enterprises in recent years. The purpose of the work was to analyze entrepreneurial activity in the field of small business and identify areas in which movements would contribute to an increase in the number of small enterprises and increase entrepreneurial activity. Information is provided on the impact of small and medium-sized enterprises on the economic condition of countries as a whole. It also describes the existing measures of state support with examples of their implementation in practice.

Keywords: entrepreneurship, small business, medium business, government support, entrepreneurial activity, social needs of the population.

В настоящее время предпринимательство рассматривается с разных точек зрения: как стиль хозяйствования, процесс организации и осуществления деятельности в условиях рынка, взаимодействие субъектов рынка и т.д. Предпринимательство характеризуется как процесс поиска новых возможностей, внедрение новых способов производства, открытость к новым перспективам, преодоление старых ограничений. Некоторые исследователи усматривают в предпринимательстве особый, связанный с риском вид деятельности по организации нового потенциала, прибыльного дела, а также творческую активность в экономике, требующую специфических личностных качеств [4].

Предпринимательство выступает в качестве особого вида экономической активности, когда в деятельности субъекта присутствует ярко выраженный поиск новых рыночных возможностей удовлетворения общественных потребностей в товарах и услугах через организацию производительного процесса на основе предпринимательских решений. Без предпринимателя, не заинтересованного в максимизации прибыли, невозможны соединение факторов производства и создание предпринимательской структуры. Он обладает особыми способностями, характером, знаниями, в результате чего может по-новому комбинировать факторы производства, способствовать развитию отдельных предприятий, фирм и экономики страны в целом.

Таким образом, основная черта предпринимателя, определяющая инновационный характер его деятельности - это способность воспринимать рыночную информацию и использовать ее для получения экономической выгоды. Для этого предпринимателю нужно соединить имеющийся спрос, технологии и капитал в специально организуемом производительном процессе, проявляя инициативу, риск и новаторство. Этим обусловлена актуальность выбранной темы исследования.

Сегодня под предпринимательством, или предпринимательской деятельностью, понимают инициативную самостоятельную деятельность граждан и их объединений, осуществляемую на свой риск и под свою имущественную ответственность, направленную на получение прибыли. Субъектами предпринимательской деятельности выступают: отдельные граждане-предприниматели, коллективы людей, государство в лице государственных органов. Первые два субъекта формируют две основных формы предпринимательства: индивидуальное и коллективное. Предпринимательство может

осуществляться без применения наёмного труда или с применением наёмного труда, без образования юридического лица или с образованием юридического лица. По своему характеру предпринимательская деятельность может быть коммерческой и некоммерческой. Важнейшим признаком предпринимательства является самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов. В основе их поведения лежат внутренние побуждения. Каждый человек, становясь предпринимателем, самостоятельно решает все вопросы деятельности своего предприятия исходя из экономической выгоды и рыночной конъюнктуры [2]. Наметившийся в экономической структуре рост предпринимательской деятельности отвечает актуальнейшей задаче ускоренного создания целой армии новых товаропроизводителей. Процесс образования высокорентабельных, динамичных предприятий можно связывать с надеждой на установление подлинных рыночных отношений в нашей экономике.

Малые и средние предприятия - это предприятия, которые поддерживают доходы, активы или численность работников ниже определенного порогового уровня. В каждой стране существует свое собственное определение того, что представляет собой малое и среднее предприятие. Необходимо соблюдать определенные критерии размера, и иногда также принимается во внимание отрасль, в которой работает компания. Несмотря на небольшие размеры, малые и средние предприятия играют важную роль в экономике. Они значительно превосходят по численности крупные фирмы, нанимают огромное количество людей и, как правило, носят предпринимательский характер, помогая формировать инновации.

Европейский союз предлагает более четкие определения, характеризующие малое предприятие как компанию с численностью менее 50 сотрудников, а среднее предприятие - как предприятие с численностью менее 250 сотрудников [5]. Помимо малых и средних компаний существуют микропредприятия, в которых работает до 10 сотрудников.

Малые и средние предприятия часто считаются сердцем как развивающихся, так и развитых экономик. Они отвечают за обеспечение многих рабочих мест, и в 2018 г. в США на их долю приходилось 46 % частного несельскохозяйственного валового внутреннего продукта. Многие люди в странах с формирующейся экономикой находят работу на малых и средних предприятиях. По данным Организации экономического сотрудничества и развития, на долю предприятий

малого и среднего бизнеса приходится примерно 45 % общей занятости и 33 % ВВП в этих странах.

Важность малых и средних предприятий не ограничивается развивающимися странами. В период с 2012 по 2021 гг. малые и средние предприятия создали 77 % новых рабочих мест в Канаде, почти столько же, сколько в большинстве стран с формирующейся экономикой. Эти компании чрезвычайно важны для благосостояния страны как с точки зрения создания рабочих мест, так и с точки зрения получения налоговых поступлений. То же самое верно и в США, где на долю малого бизнеса приходилось 64 % чистых новых рабочих мест, созданных в период с 2013 по 2020 гг. По состоянию на 2022 г. в России предприятия малого и среднего бизнеса создают 20,8 % ВВП страны и обеспечивают занятость для 27 % населения.

Законодательными и нормативными актами государство способно регулировать предпринимательскую деятельность, устанавливать обязанности и ответственность малых предприятий перед хозяйствующими субъектами, потребителями и бюджетами различных уровней. Кроме того, законодательные и нормативные акты формируют систему экономических, материальных, финансовых и иных стимулов, гарантирующих необходимую поддержку со стороны государства. К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся различные субъекты предпринимательской деятельности (индивидуальное предпринимательство, сельское хозяйственная деятельность, потребительские кооперативы, коммерческие организации), соответствующие предусмотренным в законодательстве критериям их отнесения к категории малых и средних предприятий.

Отличительными чертами российского малого бизнеса принято называть совмещение в рамках одного малого предприятия нескольких видов деятельности и их неготовность к ориентированию на модель развития одного продукта [3]. В отличие от большинства европейских предприятий представителей сектора малого бизнеса, прибегающих в своей работе к помощи субподрядных организаций, российские компании стремятся к максимальной самостоятельности. При этом у российских компаний замечен низкий объём оснащенности собственными средствами, неформальная занятость и неравномерное территориальное развитие. Около 47 % всех предприятий малого и среднего бизнеса приходится на всего 10 регионов России (рисунок 1).

0.80%__0.70% ,.0.30%

2.50% _

■ Москва

■ Свердловская область * Новосибирская область

■ Ростовская область

■ Красноярский край

■ Санкт-Петербург

я Московская область

■ Краснодарский край

■ Самарская область

■ Республика Татарстан

Рисунок 1. Структура концентрации предприятий представителей малого и среднего бизнеса в России [6]

К сожалению, до сих пор происходит путаница с пониманием различий между малым предприятием и микропредприятием. Зачастую микропредприятия, вроде киосков по ремонту обуви или мелкие шиномонтажные цеха, причисляют к предприятиям малого бизнеса и перекладывают их модель экономической активности на все предприятия малого бизнеса. Ввиду этого происходит общественное искажение истиной сути, а следовательно и предпринимательской стратегии поведения предприятий представителей малого бизнеса.

Несмотря на важное место предприятий малого и среднего бизнеса в экономике РФ, статистические данные указывают на снижение их числа за последние годы с 6041 тыс. штук в конце 2018 г. до 5621 тыс. штук в середине 2021 г. [6]. Снижение количества таких предприятий несомненно сокращает количество рабочих мест в стране. Так, среднесписочная численность работников предприятий представителей малого и среднего предпринимательства в 2018 г. составляла 15 873,6 тыс. чел., а к 2021 г. это число достигло 14 646,5 тыс. чел., отразив снижение на 7,73 %.

Очевидно значимым фактором такого снижения числа предприятий малых форм хозяйствования является ряд недостатков в ведении такой деятельности, такие как:

- малая величина капитала в распоряжении участников организационной формы;

- труднодоступность коммерческого кредита в сравнении с крупными предприятиями, большая часть капитала которых сформирована за счёт заёмных средств;

- основной причиной банкротства предприятий представителей малого бизнеса является создавшаяся вследствие описанных выше причин хроническая нехватка оборотного капитала для обеспечения своей деятельности;

- в связи с ограниченной возможностью перераспределения роста собственных издержек на конечного потребителя, малые предприятия существенно зависимы от инфляции;

- срок жизненного цикла малого предприятия обычно составляет около 5-6 лет, что не позволяет ему переступать через волны изменчивости экономических циклов, а следовательно, обеспечивает потерю актуальности деятельности. Важно отметить, что допустима так же и полностью обратная зависимость, когда из-за перемены экономического цикла компания представитель малого предпринимательства уже не может обеспечивать запросы нового экономического времени и вынуждена закрыться до наступления такого момента.

Описанные проблемы связаны с самой формой ведения предпринимательской деятельности, но на предприятия в сфере малого бизнеса очевидно влияют и прочие внешние факторы. Так в 2021 г. произошло усиление налогового контроля на малых предпринимателей. Да, можно в очередной раз попасть в ловушку определений и перепутать мастера маникюра, зарегистрированного как самозанятый (микропредприятие), с предприятием с численностью сотрудников до 100 человек (представитель малого бизнеса), но не стоит недооценивать влияние новых налоговых реформ на малый бизнес. Так, внедрение онлайн-касс очевидно скорректировало работу некоторых магазинов продуктов у дома, где раньше можно было расплачиваться только наличными денежными средствами. Теперь, когда большая часть предпринимательской деятельности стала

на виду, из-за повсеместной цифровизации, сократилось число представителей теневого сектора экономики. В этом случае становится не ясно, от чего такие реформы обсуждаются в контексте проблем развития предприятий малого бизнеса? Среди прочих налоговых нововведений недостаточно освященным остался факт повышения ставки налога на добавленную стоимость с 18 до 20 %. С учётом снижения возможности скрывать реальные доходы, возникновением необходимости применения точного отчетного оборудования и официальной регистрации сотрудников предприятий представителей малого предпринимательства, ряду из них перестало быть выгодно и/или по силам существовать. Таким образом первоначально положительная инициатива, к сожалению, создала невозможные условия существования для ряда компаний и повлекла снижение их числа.

Для формулирования стратегических направлений роста предпринимательской активности в сфере малого бизнеса следует обозначить положительные последствия его развития для страны:

- очевидно, что именно малые предприятия наиболее полно удовлетворяют потребности населения в товарах и услугах;

- чертаЮ описанная как негативная параграфом ранее, может быть и положительной: всё-таки для создания мелких фирм не требуется крупных инвестиций и большого объёма средств единоразово в обороте;

- стоит признать, что именно малые предприятия способствуют созданию конкурентной бизнес-среды, так как противопоставляют свои предпринимательские результаты деятельности крупных предприятий;

- эксперты определили, что малый бизнес способен наладить мелкосерийное производство изделий, транспортировка которых на большие расстояния невыгодна [2];

- предприятия представители малого бизнеса могут работать при несложной управленческой структуре, что существенно облегчает взаимодействия руководителей и подчинённых;

- благодаря объёму в мелкие фирмы проще и быстрее внедрить инновации, сотрудники таких компаний гибкие и быстрее адаптируются к нововведениям;

- развитие малого бизнеса способствует смягчению проблемы безработицы, из-за скорости создания;

- малый бизнес также отличается гибкостью и восприимчивостью к конъюнктуре рынка, способен чётко и быстро создавать такой товар, который именно сейчас требуется в обществе.

Такой набор преимуществ позволяет охарактеризовать сферу малого предпринимательства как динамичную, гибкую, лёгкую на изменения и готовую в короткие сроки создать рабочие места и производить продукт под запрос рынка и региона. Именно в такой форме малые предприятия могут быть полезны государству. При этом считается, что будущее российского малого предпринимательства напрямую связано ещё и с возможностями формирования тесных кооперационных связей с крупными предприятиями [2]. Как показывает зарубежный опыт, такой «симбиоз» выгоден обеим сторонам. В первую очередь резко увеличиваются устойчивость, финансовые и инвестиционные возможности малых фирм. Вместе с тем компенсируется инерционность крупных корпораций в сфере технологий, проникновения на новые рынки сбыта, в оперативном получении важной информации и пр. Иными словами малые предприятия могут быть использованы как структурные подразделения крупных, будучи созданными как проекты, с целью решения конкретной задачи. Но это опыт европейских стран, который не всегда может быть буквально перенесён в нашу страны.

РФ в 2016 г. в соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» подготовила Стратегию развития малого и среднего предпринимательства в РФ на период до 2030 г. В соответствии с указанной стратегией развитие малого предпринимательства поможет обеспечить рост доли среднего класса в стране и улучшить качество жизни. Среди мер, предложенных для роста предпринимательской активности представителей малого бизнеса, названы создание блоков государственной поддержки, стимуляция спроса на продукцию малого предпринимательства и сокращение контрольно-надзорной нагрузки. Реализация стратегии запланирована в три этапа:

I этап. Обновление инструментов государственной поддержки.

II этап Формирование новых рыночных ниш и обеспечение стабиль-

ного развития предприятий на их базе.

III этап. Становление лидерских позиций предприятий малого предпри-

нимательства в отраслях деятельности на мировом уровне, с учётом долгосрочных научно-технологическими приоритетами России.

Таким образом, Стратегия призвана снизить давление государственных и налоговых органов на субъекты малого предпринимательства, расширить программы субсидирования, увеличить финансовые ресурсы и обеспечить предприятия малого бизнеса квалифицированными кадрами. Представленные меры, несомненно, положительно отразятся на экономике всех регионов и страны в целом.

Опираясь на положение государственной Стратегии развития, научное сообщество тоже привносит свой вклад в развитие малого предпринимательства в РФ. Формирование образованного сообщества в предпринимательской среде является стратегической задачей для университетской среды. Так на базе ряда университетов создаются бизнес-инкубаторы, направленные на развитие предпринимательского мышления у студентов. Свой сформированный проект студенты могут представлять в рамках бизнес-инкубаторов, получать консультации преподавателей и профильных специалистов. Таким образом, к моменту окончания университета выпускник имеет апробированный проект, готовый к широкой реализации, в том числе подходящий под параметры предприятия представителя малого бизнеса.

Влияние образования на развитие предпринимательской активности доказано в том числе благодаря успешным примерам интеграций крупных компаний в структуру университета для подготовки кадров в собственный штат. Известным примером стало формирование факультета «Капитаны России» на базе Российского государственного университета имени Г.В. Плеханова в 2019 г. Научно-производственная компании <^аЬегНс» создала образовательную программу, позволяющую студентам в рамках целевого обеспечения освоить программы бакалавриата с углубленным развитием практических навыков. Студенты не только создавали свои проекты, но и начинали их реализацию, в том числе в рамках производственной деятельности, могли получить гранты уже на этапе разработки. Преподавательский состав программы формировался их числа практиков и экспертов бизнес-среды.

Федеральное агентство по делам молодежи (Росмолодежь) также принимает активное участие в развитии малого предпринимательства в России. В рамках своей проектной деятельности агентство проводит конкурсы, форумы и конференции посвященные различным направления деятельности молодежи. Подготовив и защитив свой проект, можно получить грант на его реализацию. Так,

по направлению «Росмолодежь Бизнес» в период с 3 сентября 2021 г. по 1 октября 2022 г. принимаются заявки на участие во всероссийском предпринимательском форуме «Клуб молодых учёных». Его задачами является создание сообщества осознанных, грамотных предпринимателей, которые станут будущим базисом развития экономики страны.

Проведенные в статье исследования позволяют сделать заключение о том, что стратегические направления роста предпринимательской активности в сфере малого бизнеса должны быть связаны с внедрением в деятельность малых предприятий молодежи. Это не противоречит сформированным направления государственного развития данной сферы, а также способствует увеличению предпринимательски-активных молодых граждан, что в результате, со временем, позволит повысить качеств жизни населения, из-за изменения структуры предпринимательской деятельности.

Библиографический список

1. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N° 209-ФЗ (ред. от 2 июля 2021 г.) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 13 июля 2021 г.) // СПС «Гарант». URL: https://base.garant.ru/12154854/ (дата обращения: 23.01.2023).

2. Герасимов П.П. К вопросу об экономической сущности и содержании предпринимательства // Альманах современной науки и образования. 2020. N 8 (75).

3. Корсун Т.А. Предпринимательство как сфера реализации способностей собственников в современных условиях // Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления (Вестник ВСГУТУ), 2021. № 6 (63).

4. Пиньковецкая Ю.С. Анализ предпринимательской активности в России // Вестник Уральского института экономики, управления и права. 2022. № 2 (23).

5. РомановаН.В., Кахриманова Д.Г., КсенофонтовА.А. Причины сдерживания развития российского малого бизнеса // Вестник ГУУ 2021. № 10.

6. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 23.01.2023).

А.Г. Скворцова

аспирант

Московский финансово-юридический университет МФЮА Е-mail: ash-202@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.