Педагогика
УДК 378.1
старший преподаватель Боденова Ольга Викторовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Петрозаводский государственный университет» (г. Петрозаводск)
ПРЕДПОСЫЛКИ ЗАРОЖДЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБЩНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В КАРЕЛИИ В 20-Х ГГ. XX В.
Аннотация. В статье представлены результаты изучения развития профессиональной группы педагогов дошкольного воспитания в Карелии в 20-х гг. XX в. Целью исследования явилось выделение факторов, оказывающих влияние на становление новой для Карелии профессии воспитателя. Методами получения данных явились фронтальное изучение архивных фондов Национального архива Карелии, анализ, сравнение, обобщение архивных и опубликованных источников. Результаты исследования. Установлено, что процесс развития общественного дошкольного воспитания определялся, во-первых, социально-экономическими условиями, оказывающими влияние на престиж профессии воспитателя. Во-вторых, существенное влияние оказывали культурно-исторические условия. Это, прежде всего, грамотность населения, традиции семейного воспитания детей дошкольного возраста, содержание трудовой социализации детей в крестьянских семьях, традиционные занятия и промыслы. Определен характер влияния выделенных условий. В 20-х гг. XX в. эти условия сдерживали как развитие общественного дошкольного воспитания, так и профессиональной общности воспитателей. Полученные данные вносят существенный вклад в научные знания по истории дошкольного образования в Карелии и России, способствуют более глубокому пониманию причин проблем в кадровом обеспечении современного дошкольного образования. Результаты исследования могут быть использованы в определении задач и стратегий развития дошкольного образования в Карелии.
Ключевые слова: воспитатель, профессиональная общность, общественное дошкольное воспитание, дошкольное образование, Карелия, Олонецкая губерния.
Annоtation. The article presents the results of studying the development of a professional group of preschool teachers in Karelia in the 20s of the XX century. The purpose of the study was to identify factors that influence the formation of a new profession of educator for Karelia. The methods of obtaining data were a frontal study of the archival funds of the National Archive of Karelia, analysis, comparison, generalization of archival and published sources. The results of the study. It is established that the process of development of public preschool education was determined, firstly, by socio-economic conditions that affect the prestige of the educator's profession. Secondly, cultural and historical conditions had a significant impact. These are, first of all, the literacy of the population, the traditions of family education of preschool children, the content of labor socialization of children in peasant families, traditional occupations and crafts. The nature of the influence of the selected conditions is determined. In the 20s of the XX century. these conditions hindered both the development of public preschool education and the professional community of educators. The data obtained make a significant contribution to scientific knowledge on the history of preschool education in Karelia and Russia, contribute to a deeper understanding of the causes of problems in staffing modern preschool education. The results of the study can be used in determining the tasks and strategies for the development of preschool education in Karelia.
Key words: educator, professional group, preschool education, preschool education, Karelia, Olonets province.
Введение. В настоящее время научное сообщество ведет активный поиск перспектив и стратегий развития системы образования, в том числе дошкольного. Важным направлением этой деятельности является обращение к истории общественного дошкольного воспитания, его традициям. В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации указывается, что развитие институтов воспитания, обновление воспитательного процесса должно осуществляться «на основе оптимального сочетания отечественных традиций, современного опыта, достижений научных школ, культурно-исторического, системно-деятельностного подхода» [25]. Решение этих задач возможно при условии обращения к истории дошкольного образования.
В современной науке различные аспекты развития общественного дошкольного воспитания в России и ее регионах представлены в работах Л.Н. Литвина, Л.М. Волобуевой, Е.Н. Мишаковой, Б.Э. Головиной, Т.А. Мартынчук, Н.В. Рябининой и др. Отдельные вопросы развития общественного дошкольного воспитания в Карелии представлены в работах О.П. Илюха, О.А. Егоровой, С.Н. Филимончик, А.В. Чебаковской, Л.М. Нюнько и др. Существенный вклад в осмысление особенностей становления и развития профессиональной группы педагогов дошкольного воспитания в Карелии вносят исследования, раскрывающие самобытность семейного воспитания, традиций народной педагогики, фольклора, повседневной жизни крестьянства и крестьянки Карелии в конце XIX в. - начале XX в., быта населения Советской Карелии в период НЭПа (О.П. Илюха, Ю.В. Литвин, И.И. Колесьянкина и др.). Результаты обзора литературы показали, что процесс становления и развития профессиональной группы педагогов дошкольного воспитания в Карелии в 20-30-х гг. изучен недостаточно. Особый интерес представляет исследование культурно-исторических условий, которые определяли тенденции и особенности развития профессиональной группы воспитателей.
Изложение основного материала статьи. В России опыт создания первых дошкольных учреждений относится к концу XVIII века, когда на государственные и частные средства открывались сиротские дома, детские общежития и убежища. К началу XX в. в Москве и Петрограде был накоплен опыт не только создания детских садов и организации воспитательной работы в них, но и опыт подготовки руководителей дошкольным воспитанием [2]. Развитие дошкольного воспитания на периферии существенно отставало от Центра. Первые дошкольные учреждения в Олонецкой губернии открылись летом 1900 г. в Каргопольском уезде, через год - в с. Ладва Петрозаводского уезда. Изначально к работе с детьми допускались люди без специального образования - крестьянки или учительницы. Работа проводилась на безвозмездной основе либо за небольшое вознаграждение [7, С. 229]. Существующие на территории Олонецкой губернии образовательные учреждения (Петрозаводская женская гимназия, Женская и Мужская учительские семинарии, школы повышенного типа) готовили только учителей [7, 10]. Поэтому в губернии к моменту введения общественного дошкольного воспитания в единую систему народного образования отсутствовал и опыт организации дошкольных учреждений, выполняющих функции воспитания детей, и опыт подготовки кадров. Губерния оказалась неготовой к решению задач развития общественного дошкольного воспитания.
Уже в течение первых лет развития «дошкольного дела» в учреждения дошкольного воспитания Карелии возник острый дефицит квалифицированных кадров, проблема текучести дошкольных работников, низкого уровня их общего и профессионального образования, нежелания получать профессиональную подготовку. Для понимания причин возникновения указанных явлений необходимо обратиться к факторам, которые оказывали влияние на развитие общественного дошкольного воспитания, в том числе на становление профессиональной группы воспитателей дошкольных
учреждений. Кроме социально-экономических факторов, существенное влияние на развитие общественного дошкольного воспитания оказывали региональные факторы: грамотность населения, традиции семейного воспитания детей дошкольного возраста, содержание трудовой социализации детей в крестьянских семьях, традиционные занятия и промыслы.
Грамотность населения Карелии. Профессиональная деятельность воспитателя детей дошкольного возраста предъявляла высокие требования не только к личности воспитательницы, но и к специальным знаниям и умениям. Согласно данным Первой Всероссийской переписи населения (1896 г.) на территории Олонецкой губернии проживало 364156 человек, в городах -25508, в уездах - 338648; только 2602 человека имели среднее образование, высшее - 205 человек, из них женщин - 9 человек [9]. В уездах грамотное население составляло всего 23,91%; особенно мало грамотных встречалось среди женщин (9,1%). По состоянию на 1902 г. оставалось без обучения до 20% мальчиков школьного возраста и почти 70% девочек [11, С. 226]. Родители полагали, что «грамота девочкам не нужна, разве только для того, чтобы кавалерам записки писать» [11, С. 229]. Постепенно количество девочек в школах увеличивалось: в 1913-1914 гг. девочки составляли уже 36% [16, С. 69]. Не смотря на позитивные сдвиги, ценность образования женщин среди крестьянства была достаточно низкой. Считалось, что женщине для воспитания детей и ведения домашнего хозяйства грамота не нужна. Особенности жизнедеятельности крестьянства приводили к тому, что многие учащиеся покидали учебные заведения, не окончив курс, а по окончании школы дети утрачивали навыки чтения и письма, так как они оставались невостребованными [11, С. 74].
Государственные меры Советского правительства по ликвидации безграмотности принесли некоторые результаты: в 1920 г. грамотное население Карелии составляло уже 38,5%, в 1926 г. - 61,8%, из них грамотных женщин - всего 37,5% [23, С. 45]. Таким образом, к моменту введения общественного дошкольного воспитания в систему народного образования Олонецкой губернии количество грамотных женщин - потенциальных воспитательниц, способных получить соответствующую профессиональную подготовку и заниматься воспитанием детей в дошкольных учреждениях было крайне ограниченным.
Традиции семейного воспитания крестьянских детей дошкольного возраста. Воспитанием крестьянских детей занималась семья и сельская община. До полутора лет ребенок находился с матерью. Затем присмотр за детьми поручался старшим сёстрам или бабкам [21, С. 151]. С 3-4 лет дети, как правило, были предоставлены самим себе, играли с соседскими детьми. Воспитанием детей до семилетнего возраста занимались родственники, старшие братья и сестры [21].
Открытие первых детских учреждений на рубеже Х1Х-ХХ вв. не вызвало большого энтузиазма у сельских жителей. Охват детей дошкольными учреждениями был незначительным. Деятельность яслей рассматривалась крестьянами как мера социальной поддержки бедного населения, предназначенная для лечения больных детей или питания [7, С. 229]. Идея о том, что наряду с семьей воспитанием детей будут заниматься учреждения общественного дошкольного воспитания не принималась общественным сознанием достаточно долгое время Особенностью воспитания детей в крестьянских семьях было то, что оно не рассматривалось как отдельный вид деятельности, требующий внимания и специальных условий, средств. Воспитание детей переплеталось со всеми сферами жизни и быта семьи: осуществлялось в трудовой, бытовой, досуговой деятельности семьи и общины, в общении со старшими и сверстниками, через наблюдение и подражание; отсутствовала практика организации каких-либо особых условий, привлечения посторонних лиц. Искусственное введение общественного дошкольного воспитания, дошкольных учреждений и новой профессии воспитателя вызывало непонимание их сути, содержания и значения. Ранее такое же отношение возникло с принятием крестьянками помощи акушерок [16, С. 150]. Отношение к общественному дошкольному воспитанию, как к явлению новому, ненужному, расходящемуся с традициями семейного воспитания детей дошкольного возраста, оказывало влияние на отношение к новой профессиональной деятельности, содержанием которой являлось воспитание детей в дошкольных учреждениях.
Содержание трудовой социализации детей в крестьянских семьях. Основанием семейной социализации являлись традиционные для крестьянства ценности: трудолюбие, общественность, справедливость, уважение социальных и религиозных норм, традиций и др. [3]. Половая принадлежность детей определяла цели и задачи социализации. Девочек готовили к служению семье, выполнению разнообразных социальных ролей женщины. При этом труд вне семьи приемлемым был преимущественно для мужчин [16, С. 133]. Задачи профессионального самоопределения у подростков и юношей решались всегда однозначно: их трудовые занятия предопределялись семьей. Таким образом, традиции семейной социализации девочек препятствовали формированию сознательных побуждений к овладению какой-либо профессией, предполагающей постоянный труд за пределами семьи. Эта особенность в дальнейшем привела к тому, что девушки при наличии возможностей, условий для изменения рода занятий отказывались работать в дошкольных учреждениях, предпочитая труд в семье или создаваемых, в более позднее время, колхозах.
Традиционные занятия и промыслы крестьянок. Предопределенность трудовых занятий характерна для традиционного типа общества: человек занимался теми же видами труда, что и его предки [14, С. 89]. В Карелии традиционными женскими занятиями, промыслами и ремеслами являлись воспитание детей, огородничество, уход за скотиной, приготовление пищи, прибрежное рыболовство, пряденье и ткачество. Кроме этого крестьянки принимали активное участие в общих семейных видах труда - земледелие, уборка урожая, сенокосы. Для Карелии довольно распространенным было явление, когда у женщин физические нагрузки были намного выше, чем у мужчин. Дополнительным источником домашней нагрузки становились отходы мужчин на заработки или смерть мужа; крестьянкам зачастую приходилось работать гораздо больше, чем мужчинам [16].
Во второй половине XIX в. начале XX в. источником дополнительного дохода населения Олонецкой губернии становится отходничество [21, С. 105]. Отходы женщин имели свои особенности: за пределы постоянного места жительства с целью материального обеспечения отправлялись девушки, вдовы [21, С. 106]. Молодые девушки становились ученицами, более старшие женщины нанимались на службу в качестве кухарок, посудомоек, прислуги, портних. Крестьянки не занимались трудом, который требовал каких-либо специального образования [16]. Под влиянием традиционного распределения женских видов труда, промыслов, занятий сложились условия, которые не требовали от женщин повышения грамотности и приобретения специального образования.
Изменение традиционного типа семьи. На протяжении столетий в семьях крестьян существовала и передавалась из поколения в поколение ценность общинного быта. В Карелии общий семейный труд был особо востребованным в силу преобладания тяжелых видов труда и его примитивных орудий, сложных природно-климатических условий, низкой плотности населения и немногочисленности населенных пунктов. Устное народное творчество населения Карелии содержит немало пословиц, подчеркивающих значимость большой семьи: «От семьи отделившись - три года на одни вешалки работать будешь», «Семейный котел гуще кипит» [12, С. 81]. Таким образом, индивидуальный способ ведения хозяйства, труд за пределами семьи рассматривался как экономически невыгодный, нарушающий семейные традиции.
К началу XX в. в России повсеместно нуклеарная семья постепенно стала уступать место расширенной; на смену ценности коллективизма пришел индивидуализм [3, С. 131]. С одной стороны, нуклеарная семья предоставляла женщине большую степень свободы, с другой стороны - в такой семье женские функции могли выполняться только хозяйкой дома [16]. Высокая степень занятости крестьянок в домашнем труде, тяжелый быт, сохранявшиеся после Октябрьской
революции, препятствовали их включению в общественный производительный труд. У семей не возникала потребность в общественном дошкольном воспитании, так как дети находились под присмотром матерей.
Неблагоприятные социально-экономические условия оказывали влияние как на процесс становления общественного дошкольного воспитания в Олонецкой губернии, так и на развитие профессиональной группы воспитателей. Дополнительными отягчающими факторами стали гражданская война, НЭП, экономический кризис 1923 г. [8]. С момента введения общественного дошкольного воспитания в систему народного образования Олонецкой губернии решение задач по его развитию столкнулось с серьезными экономическими препятствиями. Денежные средства на дошкольное воспитание высылались в неполном объеме, происходили значительные задержки по времени. В период НЭПа наиболее уязвимой стала сфера народного образования: в стране сокращалось количество школ и особенно - детских садов, увольнялись их сотрудники, оставшиеся учреждения функционировали на грани выживания. В 1923 г. осталось всего четыре детских сада на 157 детей при девяти воспитателях [20, Л. 6]. Таким образом, социально-экономические факторы снижали привлекательность работы в дошкольных учреждениях, создавали риски трудоустройства, увольнения, отсутствия достойного материального вознаграждения.
Нормы оплаты труда воспитателя. Заработная плата педагогов в 1920-х гг. была одной из самых низких. В 1921 г. ее размер составлял от 2400 до 14800 рублей в месяц. Оклад заведующей Олонецким губернским дошкоподом в 1921 г. равнялся 3150 рублей в месяц [19, Л. 6]. Для сравнения картофель стоил от 300 до 400 рублей, мука до 1600 руб. за пуд [1]. Средняя зарплата служащих государственных и общественных предприятий и организаций в 1924/25 гг. составляла 54 рубля, служащих отрасли науки и народного просвещения - 36 рублей; в 1926/27 гг. средняя зарплата служащих составляла 72 рубля, в науке и народном просвещении - 59 рублей [13]. Коллективный договор Областного Отела Союза работников просвещения с НКП АКССР от 1928 г. доплату за заведывание детскими садами определял в 18 рублей, заведующей центральным детским садом - 22 рубля, а заведующей школой II ступени - 110 рублей [4, С. 11]. Таким образом, профессия воспитателя была экономически невыгодной.
Выводы. Описанные культурно-исторические и социально-экономические условия оказывали существенное влияние на развитие общественного дошкольного воспитания в Карелии, развитие профессиональной общности воспитателей. Столкновение традиций семейного воспитания, традиций трудовой социализации детей, крестьянского быта с новыми общественными ценностями проявлялось в отторжении идей общественного дошкольного воспитания детей дошкольного возраста. Высокая семейная занятость, неграмотность, отсутствие ценности образования и внесемейного труда сдерживали развитие профессиональной общности воспитателей, определяли ее качественные характеристики.
На современном этапе развития дошкольного образования особенности кадрового обеспечения дошкольного воспитания, возникшие в 20-х гг. XX в. сохранили свою актуальность. По-прежнему существует проблема престижности труда педагога дошкольного образования, дефицита и оттока кадров, низкой чувствительности к инновациям и потребности в самообразовании, уровня образования воспитателей, низкого престижа педагогических направлений подготовки бакалавров и специалистов. Результаты исследования могут использоваться в оценке и анализе современного состояния дошкольного образования в Карелии, определении направлений и стратегий его развития, повышения престижа профессиональной деятельности педагогов дошкольного образования.
Литература:
1. Белова, Н.А. Повседневная жизнь учителей / Н.А. Белова. - Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая Российской акад. наук. - Москва: ИЭА РАН. - 228 с.
2. Волобуева, Л.М. Становление и развитие общественного дошкольного воспитания в Москве: (1900-1928 гг.): автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Волобуева Людмила Михайловна. - Москва, 1994. - 16 с.
3. Володина, Л.О. Духовно-нравственные ценности воспитания в русской семье: национальный опыт и региональные особенности / Л.О. Володина; Федеральное агентство по образованию, ГОУ ВПО "Вологодский гос. пед. ун-т". - Вологда: ВГПУ, 2010. - 206 с.
4. Генеральный Коллективный договор Областного Отела Союза работников просвещения с Народным комиссариатом Просвещения АКССР // Бюллетень Наркомпроса Карельской АССР. - 1928. - № 7-8. - С. 2-14
5. Головина, Б.Г. Становление и развитие системы общественного дошкольного воспитания на Кольском Севере: 1925-1991 гг.: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Головина Бэла Геннадьевна. - Мурманск, 2007. - 23 с.
6. Егорова, О.А. Дошкольные учреждения Карелии в первые годы советской власти / О.А. Егорова // За советскую Карелию, 1918-1920: Воспоминания о гражд. войне / АН СССР. Карел. ин-т языка, лит. и истории; Подгот.: М.Н. Власова и др.; Отв. ред. В.И. Машезерский. - Петрозаводск, 1963. - С. 509-513
7. Илюха, О.П. Школа и детство в карельской деревне в конце XIX - начале XX в. / О.П. Илюха; Карельский науч. центр Российской акад. наук, Ин-т яз., лит. и истории. - Санкт-Петербург, 2007. - 303 с.
8. История Карелии с древнейших времен до наших дней / [Ю.А. Савватеев, А.Ю. Жуков, М.В. Пулькин и др.]; под ред. Н.А. Кораблева и др. - Петрозаводск, 2001. - 943 с.
9. Июдин, И.М. Карелия в цифрах и фактах. 1917-1967 / И.М. Июдин, И.Е. Кривченок. - Петрозаводск, 1967. - 138 с.
10. Калинина, Е.А. Духовное образование в Олонецкой губернии в XIX - начале XX века / Е.А. Калинина. -Петрозаводск, 2019. - 560 с.
11. Карельская крестьянка в зеркале историко-этнографических источников (вторая половина XIX - начало XX века): сборник документов и материалов / Карельский науч. центр Российской акад. наук, Ин-т яз., лит. и истории, Нац. арх. Республики Карелия; [сост.: И.С. Петричева, Ю.В. Литвин, О.П. Илюха]. - Петрозаводск, 2012. - 291 с.
12. Карельские пословицы, поговорки, загадки / Сост. [перевел и предисл. написал] Г. Макаров. - Петрозаводск, 1959. - 226 с.
13. Колесьянкина, И.И. Быт населения Карелии в годы НЭПа: 1921-1927 гг.: автореферат дис. ... канд. ист. наук: 07.00.02 / Колесьянкина Ирина Ивановна. - Петрозаводск, 2003. - 30 с.
14. Косетченкова, Е.А. Трудовая деятельность женщин как фактор получения профессионального образования / Е.А. Косетченкова // Вестник Челябинского государственного университета. - 2009. - № 23(161). - С. 89-98. - EDN KWCSYD.
15. Литвин, Л.Н. Общественное дошкольное воспитание в РСФСР, 1917-1940 гг. / Л.Н. Литвин; Мурм. гос. пед. ин-т. -Мурманск: МГПИ, 1992. - 166 с.
16. Литвин, Ю.В. Повседневная жизнь карельской крестьянки во второй половине XIX - начале XX века: социокультурный статус и гендерные роли: диссертация ... канд. ист. наук: 07.00.02 / Литвин Юлия Валерьевна. -Петрозаводск, 2013. - 219 с.
17. Мартынчук, Т.А. Профессиональная подготовка специалистов дошкольного воспитания в Коми АССР в первой половине ХХ века / Т.А. Мартынчук // Инновационные технологии в науке и образовании: материалы V Межд. науч.-практ. конф. - Чебоксары, 2016. - № 1-1 (5). - С. 29-32
18. Мишакова, Е.Н. Становление и развитие дошкольных образовательных учреждений в России второй половины XIX - начала XX века: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Мишакова Екатерина Николаевна. - Волгоград, 2012. - 29 с.
19. НА РК Ф.Р-2. Оп. 1. Д. 38/466.
20. НА РК Ф.Р-630. Оп. 1. Д. 2/11.
21. Народы Карелии: историко-этнографические очерки / Бирин В.Н., Винокурова И.Ю. [и др.]; редакционная коллегия: И.Ю. Винокурова (отв. ред.) [и др.]; Российская академия наук, Карельский научный центр, Институт языка, литературы и истории. - Петрозаводск: PERIODIKA, 2019. - 749 с.
22. Нюнько, Л.М. Культурное строительство в Карелии в первые годы Советской власти, 1918-1923 гг.: диссертация ... канд. ист. наук: 07.00.00 / Нюнько Любовь Матвеевна. - Петрозаводск, 1959. - 304 с.
23. Республика Карелия. Сто лет в цифрах 1920-2020 годы: Статистический сборник / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Карелия (Карелиястат). - Петрозаводск, 2020. - 222 с.
24. Рябинина, Н.В. Воспитание нового человека в Советской России (октябрь 1917 - 1920-е годы). Система дошкольных учреждений: учебное пособие / Н.В. Рябинина. - Ярославль, 2009. - 108 с.
25. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года // Правительство Российской Федерации: [сайт], 2000. - URL: https://docs.cntd.ru/document/420277810?ysclid=l98g6bc7se718804759 (дата обращения: 12.09.2022)
26. Чебаковская, А.В. Решение проблемы детской беспризорности в Карелии в 1918 - первой половине 1930-х гг.: автореферат дис. ... канд. ист. наук: 07.00.02 / Чебаковская Александра Вячеславовна. - Нижний Новгород, 2021. - 22 с.
Педагогика
УДК 378.4
кандидат педагогических наук, доцент Ботвинева Наталья Юрьевна
Филиал Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» (г. Ессентуки); кандидат физико-математических наук, доцент Чебоксаров Александр Борисович Филиал Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» (г. Ессентуки); старший преподаватель Иванов Павел Викторович
Филиал Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» (г. Ессентуки)
КОНЦЕПЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В СФЕРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
Аннотация. Концепция формирования метапредметных компетенций в сфере профессиональной деятельности у студентов высшей школы посредством интеграции образовательного процесса направлена на получение метапредметных результатов, потому что именно они являются, тем самым важным звеном в процессе обучения, которое помогает определить уровень подготовленности обучающихся вузов к многоаспектному профессиональному и личностному самосовершенствованию. Исследование методологических основ метапредметного подхода в высшем образовании позволило нам сформулировать основные критерии развития образовательного процесса в вузе, направленных на формирование метапредметных компетенций, на получение метапредметных результатов и на повышение эффективности обучения. Актуальность темы обусловлена необходимостью качественной профессиональной подготовки студентов педагогических вузов, формированию у них метапредметных компетенций, способностью применять педагогические знания и умения на практике, потому что усвоение метапредметных компетенций необходимо в связи с переходом ВУЗОВ на новые Федеральные государственные образовательные стандарты.
Ключевые слова: метапредметных компетенций, интеграции, ниверсальные учебные действия, тенденция интеграции, основной образовательной программы, педагогические знания, предметные результаты.
Annоtation. The concept of the formation of meta-subject competencies in the field of professional activity of higher school students through the integration of the educational process is aimed at obtaining meta-subject results, because they are the most important link in the learning process, which helps to determine the level of preparedness of university students for multidimensional professional and personal self-improvement. The study of the methodological foundations of the meta-subject approach in higher education allowed us to formulate the main criteria for the development of the educational process at the university, aimed at the formation of meta-subject competencies, at obtaining meta-subject results and at improving the effectiveness of training. The relevance of the topic is due to the need for high-quality professional training of students of pedagogical universities, the formation of their meta-subject competencies, the ability to apply pedagogical knowledge and skills in practice, because the assimilation of meta-subject competencies is necessary in connection with the transition of universities to new Federal state educational standards.
Key words: meta-subject competencies, integration, universal educational actions, integration trend, basic educational program, pedagogical knowledge, subject results.
Введение. Новый Федеральный государственный образовательный стандарт направлен на формирование метапредметных компетенций при изучении базовых предметов образовательного процесса. Показателем сформированности метапредметных компетенций у обучающихся являются метапредметные результаты, полученные за время изучения предметов в высшей школе. Владение обучающимися метапредметными компетенциями в предметных областях доказывает его готовность к пониманию ценности собственного мнения, к анализу и поиску решений при реализации поставленных задач.
В наше время существует тенденция интеграции культуры, экономики, политики и информационной сферы, поэтому проблема исследования состоит в том, как с помощью интеграции образовательного процесса сделать полноценным восприятие знаний обучающимися. Дисциплины ведутся обособленно, разрозненно, следовательно, не удовлетворяют современным запросам общества. Междисциплинарная интеграция поможет решить поставленные перед обществом задачи. Разрозненность дисциплин является основной проблемой в формировании целостного представления мира, что искажает у обучающихся восприятие полученного материала на занятиях.
Актуальность темы обусловлена: