СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Ковалёв Валерий Николаевич
Учебно-научный профессионально-педагогический институт
Украинской инженерно-педагогической академии (г. Бахмут) доктор экономических наук, профессор, академик Академии экономических наук Украины, кафедра экономики предприятий и менеджмента
Kovalyov Valeriy Nikolaevich
Educational and Scientific Professional and Pedagogical Institute Ukrainian Engineering Pedagogical Academy (Bakhmut) Doctor of Economic Sciences, Professor, Academician of the Academy of Economic Sciences of Ukraine, Department of Economics of Enterprises and Management
ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ВСЕОБЩЕЙ НАУКИ «ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ» PRECONDITIONS OF THE ORIGIN OF THE UNIVERSAL SCIENCE "THE STUDY OF
HUMAN NATURE"
Аннотация. Раскрыты предпосылки возникновения человековедения - науки о новом человеке: труда, разума, духовности, высокого общественного сознания. К определяющим предпосылкам новой науки отнесены требования объективно действующих законов развития природы и общества, взаимосвязь и иерархическая зависимость которых рассмотрена как система.
Выявлены: цель жизни человека и объективный закон человеческой эволюции, способы преодоления общественных и прирождённых противоречий человека и другие предпосылки возникновения человековедения, способы преобразования общественных систем на пути к внеклассовому обществу.
Ключевые слова: мировое сообщество, предпосылки, преобразование, объективные законы, цель, эпоха, смысл жизни, система.
Annotation. Preconditions of the origin of the study of human nature - the science of a new man: work, reason, spirituality, high social consciousness, - are revealed. The requirements of objectively operating laws of the development of nature and society, the relationship and hierarchical dependence of which are considered as a system, refer to the defining preconditions of the new science.
The author reveals: the purpose of human life and the objective law of human evolution, ways to overcome social and born contradictions of man and other preconditions of the origin of the study of human nature, ways of transforming social systems on the way to a non-class society.
Key words: world community, preconditions, transformation, objective laws, purpose, era, meaning of life, system.
Постановка проблемы. Как свидетельствует практика жизнедеятельности людей, возрастание и развитие их жизненных потребностей по мере роста и качественного преобразования производительных сил общества и роста народонаселения, и только по этим причинам приводит к наращиванию масштабов производств, возникновению новых технологий, знаний, наук и всемирных открытий. И чем интенсивней круговорот движения подобных взаимозависимых проявлений человеческой эволюции, тем масштабнее человечество наталкивается на дефицит ресурсов нашей планеты, тем острее встают вопросы: а зачем людям эта интенсификация и в чём вообще состоит смысл жизни человека, его конечная цель существования и развития? И если ему нужна жизнь, то зачем он пытается её разрушить? Зачем он накопил столько вооружений и средств массового уничтожения всего живого на планете? Почему также человечество, обладая высоким интеллектом, который возвышает его над остальным живым миром, создал систему наук, созидающих материальное производство, изучив
многие явления природы, использует их для масштабного наращивания производства, как самоцели, и до сих пор не создал главную науку, которая, выявив смысл жизни и обобщив человеческий опыт, выработала бы идеологию существования человека в духе справедливости, добра и человеколюбия, а не всеобщей ненависти.
Вопросов много и человечество пока безуспешно ищет на них ответы, но результатов ещё нет и нет всеобщей науки о судьбе человека, которая бы объединила все другие науки и направила человеческие усилия на служение интересам человека, несмотря на то, что предпосылки возникновения такой науки уже созрели и это для всех стало очевидным.
На все эти и другие проблемы человечества обратил внимание украинский ученый - профессор экономики Н. Г. Белопольский в своей монографии
[1]1. В частности, он вскрыл на те опасности, которые ожидают человечество в настоящем и будущем, основными среди которых являются кризисное состояние природной среды, извращение и уничтожение морали человека ради материального обогащения, угрозу гибели человечества от термоядерной войны, от истощения природных ресурсов, из-за противоречий между человеком и природой, между людьми, из-за перенаселённости Земли, роста бездуховности, политической нестабильности в мире, экономических кризисов, терроризма, коррупции и др.
Уже отмечены общечеловеческой наукой происходящие ускоренно и закономерно глобальные изменения в природе нашей планеты под влиянием космических преобразований Вселенной, которые требуют адекватных социально-экономических изменений в организации и управлении человеческим обществом, которое тоже является порождением той же природы Вселенной. Существенно и то, что масштаб и скорость неблагоприятных изменений природы провоцируют результат непродуманной хозяйственной деятельности человека на планете и, прежде всего, варварское опустошение природных богатств Земли. Добавим и то, что рациональной самоорганизации человеческого сообщества мешает нарастающая национальная рознь людей из-за неопределённости общей цели, идеологии и форм совместного их существования, а также сохранения существующей десятки тысячелетий и до настоящего времени эпохи, эксплуататорская сущность которой насильственно удерживается власть имущими современного мира.
Причиной такого удручающего положения Н. Белопольский считает отсутствие единой науки о развитии мира без серьёзных катаклизмов и отсутствия подготовленных руководителей, которые могли бы на практике реализовать научные концепции, которые носили бы системный характер и основывались на глубоких знаниях объективных законов развития общества и мира, институтов ученых, руководителей государств, партий с дальнейшим широким обсуждением с народными массами и только после этого её можно будет внедрять в практику. По его убеждению, это должна быть энвироника - наука о развитии и совершенствовании общества и мира [1, С. 53].
Соглашаясь, в принципе, с высокой оценкой роли общечеловеческой науки в развитии человечества, хотелось бы указать на ещё одну, не менее важную причину социальной неустроенности общества - отсутствие способа побудить мировое сообщество не только к упрочнению торгово-хозяй-ственных связей, это уже происходит в мире, но и к социальному переустройству общественной системы.
Пришло время понять, что ключ к спасению человечества и планеты - не в господствующей
сейчас в Украине и в мире национальной идеи, а совсем наоборот - в интернациональной идее прихода посткапиталистической экономической формации и внеклассовой эпохи человеческой эволюции. Обнадёживает и то, что происходящие в современном мире события уже свидетельствуют о вызревании условий к образованию мировой социальной системы в странах Евросоюза, Китае, России и других точках планеты. Следовательно, основная причина неустроенности человечества состоит в разобщённости людей и отсутствии единого мирового пространства с единым координационным центром переустройства мировой социальной системы, а то и управления миром.
Следует также понимать, что формирование теории на стыке совокупности множества наук под силу только всему мировому сообществу и эпохальному времени, необходимость в создании которой давно назрела.
Раскрывая теоретическую подоплёку образования новой общечеловеческой науки, которую мы называем «человековедением», следует понимать, что необходимость её образования вытекает из давней мечты людей жить в идеальном обществе без угнетателей и угнетённых, в возможности образования которого сомневаются и сегодня многие люди во всём мире. Это неверие в его реальное будущее имеет под собой то основание, что за два с лишним миллиона лет от зарождения человечества идея его создания не получила реального воплощения в жизни, несмотря на то, что многие светлые умы человечества, развивая и углубляя её, положили за неё свои жизни. Не лишне вспомнить имена Н. Коперника, Иисуса Христа, В. Ленина и других личностей, которые пытались реализовать идею идеального общества, осмыслить её теоретически и осуществить на практике. Но во всех случаях крах терпела не эта идея, как абсолютная истина, к познанию и осуществлению которой всегда стремилось и будет стремиться человечество, а конкретные модели её осуществления. Следует понимать и то, что цель создания идеального общества, как и человеческая мысль, если она стоющая, возродится из пепла и пробьёт себе дорогу в будущее. Поэтому идея о таком обществе бессмертна, как и попытки её осуществления, практическое начало, чему предпринято в советской модели образования первого в мире социалистического государства, загубленная в тисках международного монополизма и внутренней неустроенности механизма её осуществления в СССР. Но поиск лучшей социальной модели устройства общества в мире продолжается, о чём свидетельствует возникшее в современном мире экономическое, политическое и идеологическое противостояние государств, а также опыт континентов и таких стран как послевоенная Германия, Швеция, Китай, Северная Корея, Вьетнам и другие государства в настоящем и будущем, а пройденный Советским Союзом путь жив в памяти не только
1 Белопольский Н. Г. Энвироника - наука будущего развития человечества / Н. Г. Белопольский. - НАН Украины. Ин-т экономики пром-сти. - Донецк, 2007. - 436 с.
старших поколений, но и запечатлён исторической наукой.
Иными словами, человечество постоянно ведёт поиск пути к организации если не идеального, то, по крайней мере, очеловеченного общества. И этот процесс поиска лучшей жизни не прекратится до тех пор, пока существует человеческая жизнь на планете. Поэтому в правовом поле заметны успехи демократизации мирового сообщества хотя бы в сравнении со средневековым. Но этот процесс не может постоянно притормаживаться правящим классом, особенно в современный период, когда после Второй Мировой войны мировое сообщество состоялось в лице ООН, которая приступила к осуществлению своей социальной программы «ПРООН» на 2016-2030 гг. и создала свой научный центр для теоретических обобщений и решения проблемы.
Казалось бы, что теперь дело за единением наций на пути практического осуществления цели существования человечества сообразно законов его эволюции и уже созданы организационные формы преобразования мирового сообщества на безклас-совой основе.
Однако, на самом деле ни в теоретическом, ни в практическом плане в деятельности ООН заметного прогресса не наблюдается. И совершенно ясно, что причиной этому стала частнособственническая экономическая система, а общественные науки до сих пор однозначно не определились с выявлением цели и объективного закона человеческой эволюции, соответственно которому следовало бы реализовать идеологию человеческого существования, но которое, наоборот, впало в полосу общечеловеческого кризиса, социальных противоречий и локальных войн. И это свидетельствует не о человеческом прогрессе мирового сообщества, а скорее о возврате его к рабовладельческим устоям.
Цель статьи. Раскрыть предпосылки возникновения и развития новой междисциплинарной науки «человековедения» о человеке будущей эпохи, её основных принципах и предназначения в общественном развитии человечества.
Изложение основного материала. Необходимо осознавать, что наука «человековедение» и её достижения должны служить целям мира, добра и справедливости, поэтому должна формироваться на стыке различных наук, охватывающих все сферы человеческих знаний и человеческой деятельности с целью идеологической подготовки мирового со-
2 Ковалёв В. Н. Преобразование социально-трудовых отношений в контексте их триединого начала / В. Н. Ковалёв // Единый всероссийский научный вестник. - 2016. -№ 4. - С. 119-126.
3 Ковалёв В. Н. Проявление экономических законов в социально-экономическом развитии человечества / В. Н. Ковалёв // Единый всероссийский научный вестник. -2016. - № 9. - С. 36-48.
4 Ковалёв В. Н. Социальные последствия развития чело-
веческого труда / В. Н. Ковалёв, Е. А. Атаева // Эконо-
мика Украины. - 2016. - № 11. - С. 19-33.
общества в его эволюции к внеклассовой эпохе человека труда, разума, духовности и высокого общественного сознания. Поэтому предпосылки возникновения науки «человековедение» представляют совокупность научных положений, составляющих её основу, главными из которых являются:
Проявление объективных законов развития природы и общества. Как показывают социологические исследования человеческого развития, его эволюцией управляет не один какой-либо закон развития природы и общества, а их система, в структуре которой проявляется и закон человеческой эволюции. Каждый из таких законов носит объективный, не зависящий от воли и желаний людей, характер, сущность и структура которого выражается двумя его элементами: целью или смыслом жизни людей средствами осуществления этой цели. В таком понимании нами ранее была рассмотрена система законов природы и общества, их иерархическая зависимость и определяющая роль, которая была раскрыта в публикациях [2-6] 23456.
Рассматривая систему объективных законов во взаимосвязи и взаимозависимости, следует выделить те из них, которые определяют историческую неизбежность общественных преобразований экономических систем. К ним необходимо, прежде всего, отнести:
Закон равновесия развития природы и общества, который является определяющим в системе и выражает форму существования материального мира Вселенной. Ему подвластны:
Закон человеческой эволюции и изменения исторических эпох;
Закон соответствия способа производства уровню развития производительных сил;
Основной закон экономических формаций; Закон оплаты труда и социальных приоритетов хозяйствования.
Несомненно, закон равновесия проявляется постоянно во всех явлениях природы и в жизнедеятельности людей. Его сущность и формы проявления были раскрыты нами в отдельной публикации [7]7. И определены как согласованные во времени и пространстве явления и процессы, уравновешивающие противодействующие отклонения от закономерно установившихся тенденций в развитии природы и общества.
Примеры такого уравновешивания мы наблюдаем и в природе, и в нашей повседневной жизни. Наиболее наглядно этот закон проявляется в
5 Ковалёв В. Н. Труд и его социальные последствия : монография / В. Н. Ковалёв. - Харьков: Изд. «Смугаста ти-пографш». - 2017. - 212 с.
6 Ковалёв В. Н. Классовое противостояние эпох человеческой эволюции / В. Н. Ковалёв, В. Д. Ковалёва // Международный научный журнал «Theoretical & Applied Science», 2017. - № 10. - С. 12-20.
7 Ковалёв В. Н. Определяющая роль закона равновесия в развитии природы и общества: социально-экономический аспект / В. Н. Ковалёв // Вгсник економ1чно! науки Украши (науковий журнал). - 2015. - № 1 (28). - С. 8288.
устройстве, функционировании человеческого организма и, в частности, в процессах ассимиляции и диссимиляции. Он также проявляется в различных формах жизнедеятельности людей и общества как в экономике, так и в политике, в производстве, реализации его результатов, их распределении, присвоении и потреблении. Поэтому игнорирование требований этого закона в практической деятельности людей приводит к различным нарушениям и диспропорциям в хозяйственной практике, что вызывает социальную напряжённость в обществе. Закон равновесия регулирует также демографические процессы в мире. Поэтому, согласно его требованиям, должны устанавливаться определённые пропорции между ростом производства, потребления и народонаселения, что гарантирует устойчивость и долговечность природных, общественных и производственных систем, а также приводит к гармоничным отношениям между природой и человеком.
Согласно этому закону в современном обществе всегда требуется также устанавливать баланс социально-экономических интересов наёмного труда и капитала, что было бы достойным ответом тем современным учёным-экономистам, которые отрицают возможность количественного выражения производственных отношений в сфере наёмного труда, потому что на самом деле отсутствует не метод подобных измерений, а добрая воля власть имущих и всего человечества. И если К. Маркс измерял производственные отношения в период раннего капитализма отношением прибавочного труда к труду оплаченному, выражая таким образом степень эксплуатации, то в условиях современной экономической формации такое измерение возможно через структуру трудового потенциала, методика расчёта которого и новая концепция этой категории раскрыта нами в публикации [5, С. 37-54].
Закон человеческой эволюции и изменения исторических эпох. Этот закон предпочтительнее других определяет необходимость возникновения новой науки - человековедения, т.к. как выражает и цель существования людей и человечества в целом, и средства для достижения этой цели. Но в этот основополагающий вопрос, как ни странно, общественная наука не внесла должного однозначного понимания, несмотря на то, что уже тысячелетия людей разного толка и эпох волнует вопрос -зачем они живут на свете?
Сошлёмся на этот интерес среди известных учёных. Например, такой видный российский учёный-экономист как профессор Б. М. Генкин в обзоре различных взглядов на проблему о смысле жизни и потребностях человека [8, С. 49-95]8, пишет: «Проблемам смысла и целей жизни, природы человека, его места в мироздании посвящено огромное число публикаций. Наиболее известными авторами таких работ являются философы Аристотель, Эпикур, Марк Аврелий, М. Монтень, Д. Юм,
8 Генкин Б. М. Экономика и социология труда : учебник
/ Б. М. Генкин. - 8-е изд., пересмотр. и доп. - М.: Норма, 2009. - 464 с.
A. Шопенгауэр, Е. Н. Трубецкой, С. Л. Франк, психотерапевт В. Франкл, писатели: Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, теологи и религиозные деятели Ж. Кальвин, А. Швейцер, П. Тейяр де Шарден, А.
B. Мень, Шри Ауробиндо Гхош и др. Для понимания смысла жизни фундаментальное значение имеет Ветхий Завет, Новый Завет, Коран, священные тексты буддизма, индуизма и других религий» [8, С. 49].
В этих философских обобщениях, конечно, прорастает зерно истины, но в массовом представлении целой армии обывателей всего мира цель или смысл жизни людей заключается в приумножении блага, власти, материальных ценностей, богатства и удовлетворения возрастающих индивидуальных потребностей человека, что отвергают многие видные ученые как бессмыслицу. Поэтому стопы человеческой и философской мысли замыкаются на духовности человеческого восхождения и устремления к справедливости, добру и человеколюбию.
Эту идею привносит в мир Шри Ауробиндо [9]9. Однако, при всей её привлекательности, необходимо понимать и избегать абсолютизации духовности человека на пути к будущей эпохе духовного возрождения и не упускать при этом из виду такие присущие и современному человеку черты, как материальность бытия, трудолюбие, разум и общественное сознание. Поэтому воспитание в человеке будущего этих качеств, в том числе и духовности при упрочении материального благополучия и повышении трудолюбия людей - задача новой науки
- «человековедения». И надо осознавать, что решение такой титанической задачи станет возможным не только с приходом новой внеклассовой исторической эпохи человеческой эволюции, но и посткапиталистической экономической формации, которые уже стучатся в двери современности.
Но вот странное дело, многие современные исследователи-экономисты относят к истокам движущих сил в истории человечества только уровень производительных сил, игнорируя преобразовательную роль производственных отношений в развитии экономических систем.
Наиболее откровенно и правдиво эту тенденцию в экономической науке раскрыл Н. Белопольский. В частности, он пишет: «Опыт целого ряда стран придерживается постиндустриального строя, показав, что он является более прогрессивным, чем капитализм и социализм. Но время, к сожалению, уже высветило такую реальность, что постиндустриальный строй не решает всех проблем, которые сейчас серьёзно будоражат всё человечество. Многое в идеологии этого строя осталось от капитализма и социализма, а также многие его постулаты носят расплывчатый характер и не определяет перспективы на будущее развитие цивилизации» [1, С. 83]. Надо сказать, что и совершенно справедливо потому не определяют, ибо постиндустриальным является не способ производства и не историческая
9 Ауробиндо Шри. Человеческий цикл / Шри Ауробиндо.
- [Электронный ресурс]. URL: http://www.lektsii.org/2-86030.html.
эпоха, не экономический уклад, формация, экономическая система, а этап развития производительных сил, практическим выразителем которых является их качественная характеристика: информатизация, роботизация или другие технико-технологические характеристики технической революции и прогресса.
Но понимание различий категорий производительных сил и производственных отношений чрезвычайно важно, так как выявляет роль их в человеческой эволюции, и их недооценка приводит к искажению социальной направленности экономической науки, ориентирует её на сугубо экономические методы выявления резервов максимизации прибыли в том числе и за счёт снижения уровня оплаты труда, и экономии её фонда.
Поэтому нам представляется, что ключ к решению проблем человечества следует искать в человеческих отношениях, которые главенствуют в поиске смысла жизни, потому что для выявления цели жизни люди должны осознавать ценности жизни, выработанные человеческим гением. И если отвергнуть прагматические цели, то смысл жизни надо искать не в индивидуальных жизненных устоях человека, а в общности жизненных интересов всего человечества. В этом поиске выявлены два основополагающих направления:
творения справедливости, добра и человеколюбия на Земле согласно учению православной религии и Иисуса Христа и развития общественного сознания согласно марксистскому учению на основе единения народов и наций вокруг идеи образования безклассового общества.
Как выясняется, обе эти теории осознания цели и смысла жизни людей не противоречат друг другу, а лишь дополняют друг друга и приближают к пониманию истины. И выходит, что из множества известных определений смысла жизни ближе к истине суждение Святого Апостола Павла, который, согласно Новому завету, в послании Ефесянам, говоря о цели, с которой Бог создал людей, сказал: «Ибо мы - Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» [10, С. 680]10
Любопытно, что ещё в гимназии в сочинении К. Маркс писал: «...человеку божество указало общую цель - облагородить человечество и самого себя, но оно предоставило ему самому изыскание тех средств, которыми он может достигнуть этой цели, оно предоставило человеку возможность занять в обществе то положение, которое ему наиболее соответствует и которое даёт ему наилучшую возможность возвысить себя и общество» [11, С. 20]11.
По существу, эта мысль и становится определяющей в открытии существа закона человеческой эволюции. В ней выявлена и цель общества - «облагородить человечество» и роль каждого человека на Земле «облагородить самого себя», «возвысить себя и общество». В этом определении на пьедестал
божественной славы выдвигается сам человек и его роль на нашей планете - «образовать источник и средства, обеспечивающие достижение этой цели». В таком подходе к человеческой судьбе ещё в молодости раскрылся гений Маркса, открывший в последствии законы общественного развития человечества по пути к лучшей жизни.
Становится очевидным, что в понимании цели существования людей и всего их сообщества должен быть один критерий: сообща выживать и процветать на нашей планете, сохранять и приумножать всё то, что создано на Земле её природой, а не погрязать в сиюминутных обывательских интересах.
Отсюда возникает вывод о том, что в сочетании истинной цели существования и развития человечества и средств, обеспечивающих её осуществление, рождается объективный закон человеческой эволюции, который в идеале может быть сформулирован примерно как: «формирование в планетарном масштабе мирового сообщества с высоким уровнем духовности и общественного сознания, основанного на принципах справедливости, добра и человеколюбия и на базе общественных производительных сил, способных обеспечивать высокий уровень материального бытия людей и их устремления к совершенству своих жизненных устоев».
Такое понимание объективного закона человеческой эволюции знаменует новое мировоззрение об активной роли человека в своей судьбе, степень участия которого в общественных преобразованиях определяется общественной необходимостью, его социальными потребностями, врождёнными и приобретёнными способностями к труду. Духовному преобразованию человека и общества в контексте науки «человековедения» будет способствовать единение религии, науки, государства и школы, ибо заслуга религии состоит именно в том, что она сформировала учение о духовности человека и настойчиво продвигает её в жизнь и которая в реальной действительности проявляется также не только в вере, но и в моральных и нравственных качествах человека.
Закон соответствия способа производства уровню развития производительных сил. Этот экономический закон раскрыт в трудах К. Маркса. Он действует в условиях любой экономической формации. Его требования обеспечиваются равновесием или соответствием между достигнутым уровнем и качеством производительных сил, и общественным характером производственных отношений. Если производственные отношения сдерживают, тормозят рост производительных сил, внутри формации вызревают условия для замены существующей экономической системы.
Основной закон экономических формаций. Этот закон выражает характер производственных отношений в условиях определённой экономической системы.
10Новый завет Господа нашего Иисуса Христа (в русском
переводе). - Санктпетербург. - 1982. - 847 с.
11 Серебрякова Г. Карл Маркс / Г. Серебрякова. - М.: Молодая гвардия. - 1962. - 686 с.
Исторической науке известны четыре прожитых экономических формации: первобытно-общинный строй, рабовладельчество, феодализм и капитализм.
Основной экономический закон первобытнообщинного строя выражался формулой равенства распределения основного продукта между участниками производства и общинной собственности на примитивные орудия труда.
Основной экономический закон рабовладельческой экономической формации выражался в полном бесправии раба, которого рабовладелец мог продать или лишить жизни, продукт его труда за вычетом средств на поддержание жизненных сил раба, принадлежал рабовладельцу.
Основной закон феодализма определялся крепостным правом, предусматривающим львиную долю времени работы крестьян на феодала (помещика), а для себя - минимум времени на воспроизводство своих жизненных сил.
Основной закон капитализма основан на системе экономического принуждения и праве присвоения максимальной прибавочной стоимости, т.е. на праве эксплуатации наёмного труда.
Основной закон посткапиталистической формации нуждается в своём осмыслении. Какое название будет носить эта экономическая формация -дело будущих поколений. К слову, К. Маркс назвал её коммунизмом, выделив социализм как первую его стадию. Применительно к социализму сущность основного экономического закона впервые сформулировал И. Сталин в 1952 г. в своей брошюре как: «Максимальное удовлетворение постоянно возрастающих материальных и культурных потребностей всего общества путём непрерывного роста и совершенствования социалистического производства на базе высшей техники» [11, С. 95]12.
После его смерти в 1953 г. эта формулировка была подвергнута в экономической литературе жесткой критике в основном за признание средством осуществления цели этого закона «на основе высшей техники». Ошибочным можно было бы признать и тезис о максимальном удовлетворении возрастающих потребностей, т.е. и таких, которые не обеспечены экономическими возможностями. Не согласуется в этом определении ни структура, ни масштабы производства с потребностями общества, т.е. не учитывается закон равновесия, а также не указана форма собственности на средства производства. Поэтому в нашем представлении сущность основного закона посткапиталистической формации может быть определена примерно как: «удовлетворение возрастающих разумных социальных потребностей общества при согласованных объёмах, структуре производства и потребления, его ре-
12 Сталин И. Экономические проблемы социализма в СССР / И. Сталин. - М.: Госполитиздат, 1952. - 222 с.
13 Ковалёв В. Н. Роль труда в формировании общественных отношений : монография / В. Н. Ковалёв. - Харьков: «НТМТ», 2015. - 304 с.
14 Ковалёв В. Н. Научные подходы к определению уровня оплаты труда в Украине / В. Н. Ковалёв, Е. А. Атаева //
сурсной и экономической обеспеченности в условиях общественной формы собственности на средства производства».
Закон оплаты труда и социальных приоритетов хозяйствования посткапиталистической экономической формации. Этот закон подвластен закону равновесия и основному экономическому закону экономических формаций. Он зарождается и начинает действовать уже в переходный период преобразования капиталистической экономической системы и поэтому принципиально отличается от юридического закона оплаты труда, принятого, например, Верховным Советом Украины в 1995 г.
Социальную основу проявления объективного закона оплаты труда должен выражать механизм управления экономикой государства, базирующийся на принципах приоритетности социальных мотивов в сравнении с экономическими целями производства.
Как известно, в разные исторические времена категория оплаты труда была краеугольным камнем социально-экономических отношений. И там, где экономическая политика не отвечала требованиям объективного закона оплаты труда, возникали классовые противоречия и потрясения.
В современной Украине ни экономическая наука, ни практика не опирается на объективный закон. В специальной литературе он даже не упоминается, не раскрыто его содержание, сущность и механизм осуществления.
Научную основу такого механизма может составить методология количественного выражения производственных отношений и уровня оплаты труда, раскрытая в наших публикациях [12, 13, 14, 15]131415. В них сущность объективного закона оплаты труда раскрыта как: «равновесие между экономическим потенциалом (эффектом) хозяйствующих субъектов и порогом социальной ощутимости уровня оплаты труда для работающих и их семей (принцип весов), центром которого или точкой опоры является стоимость человеческого капитала».
Основным требованием этого закона является установление такого уровня оплаты труда, который бы с одной стороны соответствовал экономическим возможностям хозяйствующих субъектов, с другой стороны - был равноценным стоимости рабочей силы, достаточным для расширенного её воспроизводства, т.е. был бы социально ощутимым для работников и их семей.
Проявление объективных экономических законов в преобразовании исторических эпох человеческой эволюции как предпосылки возникновения человековедения.
Экономика Украины : научный журнал. - № 4 (665). -2017. - С. 67-79.
15 Ковальов В. М. Економiчний закон оплати пращ i його використання в господарськш практищ Украши / В. М. Ковальов // Формування ринкових вдаосин в Украш : Зб. наук. пр. Вип. 9 (136). - К.: НДЕ1, 2012. - С. 174-182.
Наши социологические исследования позволили выявить среди многих известных в специальной литературе критериев основной и единственный классификационный признак, характеризующий историческую неизбежность и социальную направленность общественных преобразований человечества. К таким признакам мы относим классовость общества, которая выявляет три вида эпох: прошедшую, существующую и будущую:
1. Общепризнанно, что к прошлой относится эпоха зарождения человечества в течение миллионов лет. Характерные черты её состоят в значительной продолжительности существования, наличии первобытно-общинного экономического уклада, низкого уровня производительных сил, характеризуемых наличием средств ручного труда, внеклас-совости общества, зарождением коллективистского способа производства и распределения результатов труда. Эпоха являет первый цикл человеческой эволюции.
2. Существующую до настоящего времени в течение десятков тысяч лет эпоху рабства, проявившуюся как второй цикл человеческой эволюции. Внутренняя цикличность эпохи рабства характеризуется тремя прожитыми человечеством экономическими формациями: рабовладельчеством, феодализмом и господствующей до настоящего времени во всём мире экономической формацией капитализма.
Характерными чертами этой эпохи стали: классовое расслоение общества, насильственное подавление воли людей, эксплуатация труда, неравенство и несправедливость в распределении доходов, материальное и духовное обнищание основной массы населения Земли.
Преобразование экономических формаций этой эпохи сопровождалось ускоряющимся возрастанием уровня производительных сил по этапам их развития - доиндустральный, индустриальный, постиндустриальный (информационный) и по формам принуждения к труду: физическим при рабо-владельчестве, внеэкономическим при феодализме и завуалированно-экономическим при капитализме. Капитализм, кроме того, преобразовал рабов в класс пролетариев, а затем в класс наёмных работников. Но ни феодализм, ни капитализм в классовую структуру эпохи рабства существенных изменений не внесли. И не приходится удивляться тому, что до сих пор сохраняется открытая работорговля в Ливии, странах Африки, Среднего Востока, а скрытая - во всём мире, а отдельные высокоразвитые страны, впервые ликвидировавшие рабство у себя, теперь насаждают его на других территориях земного шара. И это - заслуга нынешней экономической формации.
Общественно выраженный противоречивый характер развития исторических эпох. Как свидетельствует человеческая практика, противоречия являются извечным спутником человеческой эволюции, которые проявляются в личностной и общественной форме, в чём и состоит сложность их преодоления, отмеченная и общественной наукой, и религией. Как очевидно, первоначальной основой
противоречий в человеческих отношениях являются противоречия, заложенные самой природой человека в его сознании и душе, которые проявляются в эгоистическом восприятии окружающего мира и которые являются предметом заботы психологической науки, но, прежде всего, человеческого разума, его осознанной воли, желаний, наследственности и воспитанности. Совокупность отрицательных качеств человека может быть губительной для общества, если эти качества, проявляющиеся в людях, в масштабе государства проявляются как национальный эгоизм. Такая тенденция противодействует исторически определённой закономерности интеграции человечества в мировое сообщество, нарушает требования системы объективных законов развития природы и общества и, прежде всего, закона человеческой эволюции и преобразования человеческих эпох.
В то же время надо учитывать, что спасительному единению мирового сообщества противодействует и политика тех государств, которые сами устремлены к стабильности на своих территориях, но, руководствуясь эгоистическими интересами, подталкивают другие государства к разъединению, следуя принципу Цезаря - разделяй и властвуй.
Следует также понимать, что единение мирового сообщества на принципах справедливости, добра и человеколюбия, а не максимизации прибыли в интересах немногих, является залогом спасения человечества от грозящей экологической, социальной, военной да и космической катастрофы, залогом выживания человечества и его развития на планете.
В этом контексте противоречия в масштабе мирового сообщества сегодня проявляются, прежде всего, в противоречиях между трудом и капиталом и являются наиболее опасными, грозящими социальными катаклизмами. История подтверждала это неоднократно, а революционный путь их решения в России в 1917 г., вызвавший невероятные разрушения и массовую гибель людей, даже сто лет спустя является предметом раздумий мировой общественности.
В то же время, как свидетельствует история, социальные революции неизбежны, если гнёт капитала для наёмного труда становится невыносимым, а экономические аппетиты которого не имеют границ. Поэтому научный мир сейчас проявляет большую склонность к эволюционному пути разрешения основного социального противоречия между трудом и капиталом. Да и К. Маркс, создавший учение о диктатуре пролетариата, не отрицал такой возможности.
И в этом плане, безусловно, Н. Белопольский, как и другие известные ученые, отвергающие насильственный путь преобразования общественных систем прав, призывая к конвергенции прогрессивных капиталистических и социалистических форм управления обществом, ибо обостряющееся противостояние наций наносит непоправимый вред человечеству и его эволюции. И в этом и в социальном неравенстве людей со-
стоит причина хаоса, в который впало человечество, что уже привело его а двум мировым войнам и не исключает возможность третьей войны, а продолжает сотрясать мир новыми конфликтами и угрозами, порождает терроризм, которые приводят к глобальным разрушениям существующих производительных сил и массовой гибели ни в чём неповинных людей.
Очевидным стало и то, что человечество судорожно ищет наиболее подходящую модель организации мирового сообщества. И в этом контексте бесполезно отрицать положительный опыт многих стран, в том числе и бывшего СССР, ищущих рациональное зерно в соединении капиталистических организационных форм управления производством и социалистических принципов и форм внеклассового распределения результатов человеческого труда. И этот путь является полем плодородия для современных общественных наук, как и для науки вообще.
Известно, что как один из более вероятных способов сглаживания социальных противоречий в капиталистическом обществе является система социального партнёрства между классовыми контрагентами, то есть между наёмными работниками и работодателями.
Но фактически социальное партнёрство уже в начале своего возникновения превращено в пустую формальность и научную фантазию, для преобразования которого в реально действующий инструмент регулирования производственных отношений в обществе нужна добрая воля, политическое решение государств и законодательно установленные, обязательные к применению социальные нормативы и стандарты.
Для этой цели нами разработан и предлагается вариант методологии количественной оценки меры выражения социально-распределительных отношений и формирования социальных нормативов и стандартов, сущность которого раскрыта в публикации [12, С. 185-190; 197-254].
Указанная методология учитывает такие основные экономические параметры, как доля человеческого и физического капитала в структуре трудового потенциала, эталонный и фактический индекс темпов роста заработной платы и производительности труда, индекс потребительских цен, резервы возможного повышения производительности труда, нормативная и фактическая доля заработной платы в совокупном валовом продукте. Апробация подтвердила достоверность указанной методологии, использование которой позволяет реально оценивать не только социальные параметры труда, но и возможности социализации капиталистического способа производства.
Характеристика социальной сущности человековедения. Необходимо осознавать, что единение различных наук под эгидой человековедения может быть достигнуто при условии служения каж-
дой из них общей цели существования человеческого сообщества сообразно требованиям системы объективных законов развития природы и общества при сохранении особенностей сложившихся методов исследования этих наук. Поэтому человековедение, не меняя предметную сущность других наук, интегрируется в них, ориентирует их результаты на общую пользу. Отсюда, из перечня таких наук и сфер человеческой деятельности должны быть исключены такие, которые могут быть использованы во вред человечеству. К таким наукам и производствам могут быть причислены военные науки, производства вооружений и средств уничтожения человеческих жизней и всего живого на планете.
По своей общечеловеческой направленности, человековедение породнено с другой общечеловеческой наукой - «энвироникой», в то же время, обе эти науки не одно и то же. В частности, энвироника в представлении её создателя профессора экономики Н. Г. Белопольского: «...это общетеоретическая наука о всеобщих и общих законах развития и совершенствования, проявляющихся через процессы взаимодействия элементов (частей) внутри систем и систем с окружающей средой» [1, С. 195].
Поэтому «энвироника»: «.выступает в качестве объединяющего начала во всём комплексе современных наук» и «.разрабатывает всеобщие методологические подходы не только познания, но и особенно умения организации развития и совершенствования общественных систем» [1, С. 406].
Теоретическую основу энвироники составляет тектология - всеобщая организационная наука, созданная А. А. Богдановым [16]16. Согласно этой науке, такие общественные явления как всеобщая организованность или даже взаимодействия между людьми в сообществах различного масштаба раскрываются как законы [16, С. 299]. Надо, однако, осознавать, что и человековедение, и энвироника имеют одну и ту же направленность - служить развитию мира и прогресса, но энвироника, изучая законы широкого спектра, охватывает все их формы проявления: технического, технологического, природного, организационного, общественного характера и других явлений и процессов, преимущественно характеризующих не законы, а процессы функционирования производительных сил развития общества.
Отсюда, автор энвироники выделяет отдельные её виды, такие, например, как энвироника биологии, техники, общества и др., а поэтому признаёт, что: «Всеобщий характер организационной науки, охват ею различных сфер природы и общества показывает закономерную взаимосвязь всех процессов, происходящих в объективном материальном мире» [1, С. 278].
Относительно человековедения, её научную основу могут составить знания об общечеловеческих ценностях, выработанные православной религией и представленные ноосферной доктриной о со-
16 Богданов А. А. Тектология: Всеобщая организационная наука / А. А. Богданов. - М.: Финансы, 2003. - 496 с.
вокупном человеческом разуме согласно требованиям системы объективных законов развития природы и общества. Она выявляет историческую неизбежность и направленность преобразования общественных систем сообразно цели и закону человеческой эволюции и изменения исторических эпох. И поэтому «человековедение» можно рассматривать как симбиоз всей сферы человеческих знаний и деятельности с целью идеологической подготовки мирового сообщества в его эволюции к внеклассовой эпохе человека труда, разума, духовности и высокого общественного сознания.
Опираясь на социальный фундамент общественных отношений, определённых экономических формаций, то есть производственных отношений, соответствующих достигнутому уровню производительных сил, но не на сами производительные силы, человековедение призвано объединить все другие науки под знаком единой цели существования и развития человечества по пути восхождения его от низших материальных форм существования к высшим духовным и общественным формам сообразно требованиям системы объективных законов развития природы и общества. Иными словами, для выполнения этой своей миссии, человековедение должно органически воплотиться в любую другую науку, будь то в физику, биологию или другую научную сферу, направляя её на достижимый результат, как на совершенство жизненных устоев людей. Такое единение человековедения с другими науками в сфере междисциплинарных знаний и опыта позволяет человеческому сообществу утвердить идеологию своего существования, воцарить справедливый мир на планете у людей между собой и между природой.
И надо понимать, что наука человековедения не может быть создана как неизменный постулат, раз и навсегда установленный одним человеком, какими бы он возможностями и человеческим гением не обладал, ибо, во-первых, она должна будет охватывать все сферы человеческих знаний и опыта, потому, во-вторых, что она также, как и объект её исследования, т.е. сама человеческая жизнь, должна будет пребывать в состоянии постоянного поиска и развития. Так, например, если историческая наука констатирует произошедшие события в мире в прошлом и пытается объяснить причины, их породившие, то человековедение ставит более глобальную задачу: изменить мир, выяснить историческую закономерность и неизбежность преобразовательных
процессов в развитии всего человечества в будущем и сформировать идеологию его существования в настоящем.
Выводы. Наблюдающиеся на современном этапе человеческой эволюции изменения форм человеческого бытия нуждаются, прежде всего, в теоретическом осмыслении, выявлении закономерностей их развития, противоречий и путей преобразования общественных систем.
Но, как известно, такой всеобщей науки, которая объединила бы все прочие науки сообразно единой цели существования человечества, нет. Да и цель, а также закон человеческой эволюции в общественной науке однозначного определения не получили. В тоже время предпосылки возникновения такой науки, которая движима интересами человека, как высшего живого существа на планете, уже определились и выражаются в требованиях системы объективных законов развития природы и общества, проявляющихся в социальных преобразованиях мирового человеческого сообщества, личных и общественных противоречиях человечества, закономерностях изменения исторических эпох, их классовых преобразованиях, в целях возрождения человека будущего.
Неотложная задача человечества и его науки человековедения состоит в том, чтобы найти способ бескровно заинтересовать власть имущих к единению мирового сообщества на основе конвергенции капиталистических форм управления производительными силами и социалистических форм внеклассового распределения результатов труда на основе социального партнёрства по заслугам, социальным нормативам и стандартам.
И надо понимать, что ключ к спасению человечества состоит в его единении на основе интернациональной идеи безклассовости мирового сообщества. Эта идея противостоит господствующей ныне во всём мире национальной идеи, формируемой на основе классовой диктатуры капитала, раскалывающей мир, и которая приводит его к национальному эгоизму, провоцирует мировые и локальные войны за передел собственности и богатств, разрушению созданных производительных сил и массовой гибели людей. Она по существу приводит к воссозданию системы угнетения человека человеком, к возврату рабовладельческих устоев, что нарушает требования объективного закона человеческой эволюции. Поэтому сейчас миру нужна только одна диктатура - диктатура благотворной человеческой мысли.