Интеллектуальная продуктивность и способы ее коррекции
3. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М., 1971.
4. Лейтес Н.С. Проблемы соотношения возрастного и индивидуального в способностях школьников // Вопросы психологии. 1985. № 1.
5. Одаренные дети. М., 1991.
6. Проблемы диагностики умственного развития учащихся / Под ред. З.И. Калмыковой. М., 1975.
7. Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 22.02.1999 г. № 220/11—12 // Вестник образования. Приказы и инструкции.
1999. № 11. С. 31—32.
8. Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. М., 2002.
9. Способности и склонности: Комплексные исследования / Под ред.
Э.А. Голубевой. М., 1989.
10. Теплов Б.М. Избранные труды: В 2 т. М., 1985. Т. 1.
11. Ханнафорд К. Мудрое движение / Пер. С.М. Масгутовой. М., 1998.
12. Холодная М.А. Когнитивные стили: о природе индивидуального ума. М., 2002.
13. Шадриков В.Д. Познавательные процессы и способности в обучении. М., 1990.
14. Ясюкова Л.А. Психологическая профилактика проблем в обучении и развитии школьников. СПб., 2003.
15. Ясюкова Л.А. Оптимизация обучения и развития детей с ММД. СПб.,
2000.
Об авторах
Г. В. Бугова — психолог ср. шк. № 45 г. Калининграда.
А. А. Зайцев — д- р пед. наук, проф., КГТУ.
45
УДК 37.013
Т.В. Врачинская
ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОНФЛИКТОЛОГИИ
В статье выделены и обоснованы условия, факторы и предпосылки возникновения отечественной педагогической конфликтологии. Рассмотрены ведущие направления развития педагогики XIX — XX вв. Отражены взгляды известных мыслителей на проблемы педагогического конфликта.
The conditions, factors and prerequisites of the Russian pedagogical conflictology emerging are highlighted and proved in this article. It also describes the main directions in development of the XIX — XX centuries pedagogics and displays opinions of famous thinkers on the problems of pedagogical conflict.
Формирование и развитие педагогической конфликтологии как современной науки должны опираться на знание и учет предпосылок ее
Вестник РГУ им. И. Канта. 2006. Вып. 5. Педагогические и психологические науки. С. 45 — 48.
46
Т.В. Врачинская
возникновения, позволяющих оптимально улучшить этот процесс. На сегодняшний день данному вопросу не уделяется должного внимания, хотя без осознания прошлого невозможно развитие в будущем. Это обязывает нас обратиться к теории и практике истории отечественной педагогики и с позиций современного образования и воспитания выделить наиболее важные историко-педагогические предпосылки возникновения педагогической конфликтологии.
Проанализировав опыт, накопленный отечественной педагогикой, ее особенности, содержание, формы и методы воспитательной работы, попробуем выстроить важные приоритетные направления формирования педагогической конфликтологии. Наше исследование показало, что наиболее продуктивными и перспективными теоретическими идеями и направлениями практической работы в рассматриваемой области был период XIX — начала XX в.. В ходе анализа педагогической, философской и религиозной литературы [1; 6] было установлено, что вопросы взаимоотношения между людьми можно рассматривать по трем направлениям: религиозному, светскому и синкретическому, объединяющему первые два.
В первом направлении, характерном для начала XIX в. и более раннего периода и развиваемом религиозными философами на основе христианских ценностей и традиций русского православия, все взаимоотношения строились на базе норм и правил, которые в педагогике сводились к религиозным заповедям, и всякое отклонение от этих заповедей строго каралось. Но понимание этих правил было несколько одностороннее: абсолютная власть одних и полное бесправие других. Конечно, при таком положении вещей конфликтных отношений в то время в педагогике не наблюдалось, но в действительности у ребенка происходил внутренний конфликт, который рано или поздно не мог не проявиться. Известный просветитель петровской эпохи И.Т. Посошков требовал воспитывать детей в «великой грозе», в духе религиозности и покорности, не возражая против физических наказаний [4, с. 98]. Культура общения и взаимоотношений отличалась авторитарным и деспотичным стилем и находилась на довольно низком уровне. Подобных взглядов придерживались многие педагоги, среди которых В.А. Жуковский, Н.Г. Редин и др. «Не рассуждай, а исполняй», — эта фраза, написанная Миллером-Красовским в «Основных законах воспитания», могла бы стать девизом в системе образования того времени [3, с. 356]. Таким образом, в качестве первой предпосылки возникновения педагогической конфликтологии мы выделяем пропаганду наказаний как средств педагогического воздействия.
Тем не менее в древнерусской педагогике, в литературных памятниках народной педагогики наказаниям противопоставлялись методы воспитания, основанные на ласковом обращении с детьми [2, с. 14]. В русской народной педагогике со всей определенностью нашел свое отражение великий гуманистический принцип — залог успешного воспитания во взаимной любви. Аналогичное отношение к ребенку отражалось во взглядах И.И. Бецкого, Н.И. Новикова, А.Ф. Афанасьева, Н.И. Пирогова, К.Д. Ушинского и др. Подобное несоответствие в педа-
Предпосылки возникновения педагогической конфликтологии
гогике XIX в. является второй предпосылкой: противоречие между любовью к человеку и ярко выраженными авторитарными установками.
Во втором направлении, представленном революционно-демократическими и естественнонаучными идеями, произошел большой прорыв на пути к установлению гуманизма во взаимоотношениях людей, основанного на уважении и развитии достоинства личности каждого, тактичном отношении к учащимся. Первопроходцами в этом были декабристы, которые впервые попытались изменить язык взаимоотношений в школе между учителем и ребенком, отводя большую роль личности и культуре самого учителя. Продолжателями идей декабристов и яркими представителями светского подхода к воспитанию стали Н.А. Добролюбов и Н.Г. Чернышевский. Для снятия конфликтности в отношениях людей они выделяли следующие основополагающие факторы: уважение к человеческой личности, демократизм, признание прав и свобод человека; выступали против воспитания покорности, слепого повиновения, подавления личности. Изменились также взгляды на вопрос дисциплины: педагоги противились применению средств, унижающих человеческое достоинство, решительно осуждали физические наказания. Средством поддержания дисциплины они считали заботливое отношение учителя к ученику, уважение в нем человека. Таким образом, в педагогической мысли России формируется такое понятие, как «гуманизм в отношениях». Это был поворот в сторону потепления в отношениях, поворот к педагогике сотрудничества. Его сущностными характеристиками стали такие общечеловеческие понятия, как любовь к ребенку, вера в него, уважение между людьми. Изменение взглядов в сторону гуманизма мы выделяем как следующую предпосылку возникновения педагогической конфликтологии.
На перечисленные выше характеристики ориентировались представители третьего направления — синкретического, видевшие в единстве светского и религиозного направлений средство формирования качественно новых и благожелательных взаимоотношений. Следует отметить, что тенденция на сближение религиозного и светского понимания гуманизма наиболее четко определилась в педагогических воззрениях отечественных мыслителей конца XIX в., что объяснялось прежде всего стремлением к формированию гуманных отношений, составивших основу третьего направления. Наиболее ярким представителем этого направления является Л.Н. Толстой, основоположник религиозно-нравственного учения и теории свободного воспитания. Л.Н. Толстой доказал на практике, что, создав условия для свободной деятельности ребенка и упразднив из системы школьного воспитания принудительность, можно добиться доброжелательных и теплых отношений с детьми.
Распространение гуманистических идей в российской педагогике далее связывается с теорией свободного воспитания К.Н. Вентцеля. Опираясь на принцип педоцентризма, он выступал с критикой систем авторитарного воспитания, требовал предоставления учителю и учащимся права на свободное выражение своей индивидуальности. В идеале, по мнению К.Н. Вентцеля, ни ребенок не должен подчинять-
48
Т.В. Врачинская
ся воспитателю, ни воспитатель — ребенку [5, с. 64]. Только при таких условиях может быть достигнута гармония как в сфере взаимопонимания, так и в области разрешения существующих разногласий. Таким образом, в качестве еще одной предпосылки возникновения педагогической конфликтологии мы выделяем идею свободного воспитания.
В завершение можно сделать вывод, что в педагогических концепциях XIX — начала XX в. прослеживаются следующие предпосылки возникновения педагогической конфликтологии: пропаганда наказаний как средств педагогического воздействия; противоречие между любовью к человеку и авторитарными установками; изменение взглядов в сторону гуманизма в отношениях; свободное воспитание. Эти идеи, высказанные отечественными педагогами, закладывают основы нового подхода к воспитательному процессу и педагогической конфликтологии.
Список литературы
1. Антология педагогической мысли России первой половины XIX века. М., 1990.
2. История педагогики в России: Xрестоматия / Сост. С.Ф. Егоров. 2-е изд., стереотип. М., 2002.
3. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX века: Учеб. пособие для пед. учеб. заведений / Под ред. А. И. Пискунова М., 2001.
4. Коджаспирова Г.М. История образования и педагогической мысли: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2003.
5. Минюкова С.А. Вопросы воспитания в отечественной педагогике второй половины XIX — начала XX в. // Педагогика. 1999. № 7.
6. Основные направления и тенденции развития педагогической науки в конце XIX — начале XX в.: Сб. науч. тр. / Под ред. К. И. Салимовой. М., 1980.
Об авторе
Т.В. Врачинская — канд. пед. наук, преподаватель КПИ ФСБ РФ.