9. Чуприкова Н. И. Принцип дифференциации когнитивных структур в умственном развитии. Обучение и интеллект. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.voppsy.ru/issues/1990/905/905031.htm.
Об авторе
Г. С. Бережная — канд. пед. наук, доц., РГУ им. И. Канта.
30
УДК 37.013
Т. В. Врачинская
ВЗГЛЯДЫ ПЕДАГОГОВ РОССИИ Х1Х—ХХ ВЕКОВ НА КОНФЛИКТ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ: РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ
Отражены взгляды ведущих представителей отечественной педагогики XIX - ХХ веков на проблему конфликтных взаимоотношений в педагогическом процессе. Прослеживаются тенденции становления отечественной педагогической конфликтологии.
The article reflects views of leading representatives of domestic pedagogics of XIX - XX centuries on the problem of conflict relationships in the pedagogic process. Tendencies of formation of domestic pedagogic conflictology are traced.
Анализ научного знания в области истории отечественной педагогики позволил выявить ряд тенденций в развитии взглядов на проблему конфликтных отношений. Проведенное исследование исторических, педагогических и философских источников показало, что эволюция взглядов на данную проблему проходила параллельно с внутренними социально-политическими и экономическими процессами. Этой зависимостью не следует пренебрегать, так как теоретическая разработка проблем педагогической науки и практики, благодаря поддержке общественного и политического движений, нашла свое отражение в педагогической конфликтологии России ХХ века.
В педагогических концепциях XIX века уже прослеживается стремление установить доверительные отношения с ребенком, узнать как можно больше о его интересах и потребностях. Эти идеи, высказываемые Н. И. Пироговым [6], К. Д. Ушинским [9], Л. Н. Толстым [8], развивали и другие отечественные педагоги, закладывая основы нового подхода к воспитательному процессу и педагогической конфликтологии. Но, несмотря на вышесказанное, в России XIX века очень остро стоял вопрос о наказаниях, и в частности, о телесных наказаниях: о возможности и границах их применения, поскольку наказания являются сильным катализатором конфликта. Ведущие представители отечественной педагогики так или иначе приходили к выводу, что невозможно построить нормальные отношения с ребенком и завоевать его уважение, если оно основывается на страхе. Идею свободного воспитания, как
Взгляды педагогов России ХІХ—ХХ вв. на конфликт в педагогическом процессе
наилучшего способа для разрешения противоречий разработал Л. Н. Толстой. Он доказал на практике, что, создав условия для свободной деятельности ребенка и упразднив из системы школьного воспитания принуждение, можно добиться теплых отношений с детьми [4].
На рубеже XIX — XX веков впервые началось рассмотрение взаимоотношений «учитель — ученик» с позиции педагогической психологии и антропологического подхода. П. Ф. Каптерев первым начал рассматривать выражение душевных переживаний как внутренний конфликт. Он впервые попробовал заглянуть в душу ребенка и попробовал объяснить его поступки и поведение с точки зрения внутреннего конфликта [3].
Распространение гуманистических идей в российской педагогике далее связывается с теорией свободного воспитания, наиболее ярким представителем которой является К. Н. Вентцель. Опираясь на принцип педоцентризма, сторонники свободного воспитания выступали с критикой систем авторитарного воспитания, требовали предоставления учителю и учащимся права на свободное выражение своей индивидуальности. Главную причину конфликта в отношениях они видели в заведомом подчинении учащегося педагогу. В идеале, по мнению К. Н. Вентцеля, ни ребенок не должен подчиняться воспитателю, ни воспитатель — ребенку. Только при таких условиях может быть достигнута гармония в сфере отношений [2]. Несмотря на утопизм данной теории, в сложнейшей проблеме прав детей К. Н. Вентцель впервые выделил два аспекта: юридический и педагогический, опубликовав «Декларацию прав ребенка», ставшую своеобразным гуманистическим манифестом.
Дальнейший период в развитии педагогических взглядов на взаимоотношения людей связан с советским периодом и созданием коммунистической идеологии. В связи с этим нельзя рассматривать и деятельность А. С. Макаренко, наиболее выдающегося педагога того времени, в отрыве от политической ситуации, сложившейся в России. В сфере разрешения конфликтов он нашел действенное средство, которым стал коллектив самих воспитанников. Коллектив как гуманное организованное сообщество фильтрует негативные воздействия общества, защищает личность, развивает личностные качества, благодаря которым у каждого человека появляется способность противостоять этим негативным влияниям, разрешать конфликтные ситуации и строить свою жизнь, используя все положительное, что есть в социальном опыте. Если рассматривать позицию А. С. Макаренко по вопросам взаимоотношений, то он считал, что нельзя научиться коммуникабельности, общительности, не находясь в коллективе [5]. Вслед за А. С. Макаренко многие советские педагоги стали рассматривать коллектив как средство воспитания, среди них и В. А. Сухомлинский [7].
Во второй половине ХХ века в российской (советской) школе на основе гуманного педагогического мышления сформировалась и получила развитие и мировое признание гуманно-личностная педагогика. Теория гуманно-личностного подхода явилась новой по тем временам теорией воспитания, основоположником которой стал Ш. А. Амона-
31
Вестник РГУ им. И. Канта. 2007. Вып. 11. Педагогические и психологические науки. С. 30- 32.
32
швили [1]. Гуманное педагогическое мышление и основанная на нем гуманно-личностная педагогика выступили антиподом авторитарноимперативной педагогике, однако философия и педагогика Ш. А. Амонашвили не является принципиально новой. Частично она пересекается с мнениями педагогов прошлого, а именно: в основные базисные положения «Школы жизни» входит свобода (такие идеи ранее выдвигались Л. Н. Толстым и К. Н. Вентцелем), природа или психика ребенка (такой подход можно найти у П. Ф. Каптерева), личность ребенка и т. д.
На рубеже ХХ — XXI веков к вопросам педагогической конфликтологии стали обращаться все больше и больше отечественных педагогов. Конфликтным взаимоотношениям и способам их разрешения отводится роль в различных теориях, отвечающих общественным требованиям и запросам, но наиболее полно им отвечает «педагогика сотрудничества». Однако все многообразие инновационных поисков конца 1980 — начала 1990-х годов вряд ли правомерно объединить термином «педагогика сотрудничества». Слишком очевидна сегодня их разносторонняя ориентация. Среди наиболее ярких теорий можно выделить следующие: личностно-ориентированное образование, концепцию индивидуальности, различные психолого-педагогические концепции, раскрывающие источники оптимизации межличностных отношений и т. д. Проведенный анализ данных концепций показал, что, несмотря на многообразие, все они в той или иной степени затрагивают проблемы конфликтных отношений и отражают основные принципы гуманистической педагогики. Которая из них окажется превалирующей — покажет время.
Ретроспективный анализ развития идей российской общественнопедагогической мысли и преобразования на их основе школьной практики показывает, что процесс становления образовательной системы осуществляется на основе поиска нового взгляда на взаимоотношения людей, в котором отражались бы прогрессивные идеи о воспитании и образовании нового человека, а направлен этот процесс в сторону гуманизации и толерантности.
Список литературы
1. Амонашвили Ш. А. Школа жизни. М., 1998.
2. Вентцель К. Н. Свободное воспитание: Сборник избранных трудов. М., 1993.
3. Каптерев П. Ф. Избранные педагогические сочинения. М., 1982.
4. Константинов Н. А. История педагогики: Учебник для вузов. 4-е изд., доп. и перераб. М., 1974.
5. Макаренко А. С. О Воспитании. М., 1988.
6. Пирогов Н. И. Избранные педагогические сочинения. М., 1985.
7. Сухомлинский В. А. О воспитании. М., 1979.
8. Толстой Л. Н. Педагогические сочинения. М., 1989.
9. Ушинский К. Д. Избранные педагогические произведения. М., 1968.
Взгляды педагогов России Х1Х—ХХ вв. на конфликт в педагогическом процессе
Об авторе
Т. В. Врачинская — канд. пед. наук, Калининградский пограничный институт Федеральной службы безопасности России, [email protected].