Научная статья на тему 'Взгляды педагогов России XIX-XX веков на конфликт в педагогическом процессе: ретроспективный анализ'

Взгляды педагогов России XIX-XX веков на конфликт в педагогическом процессе: ретроспективный анализ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
298
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Врачинская Т. В.

Отражены взгляды ведущих представителей отечественной педагогики XIX ХХ веков на проблему конфликтных взаимоотношений в педагогическом процессе. Прослеживаются тенденции становления отечественной педагогической конфликтологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Views of Russia's pedagogues of XIX-XX centuries on the conflict in the pedagogic process: retrospective analysis

The article reflects views of leading representatives of domestic pedagogics of XIX XX centuries on the problem of conflict relationships in the pedagogic process. Tendencies of formation of domestic pedagogic conflictology are traced.

Текст научной работы на тему «Взгляды педагогов России XIX-XX веков на конфликт в педагогическом процессе: ретроспективный анализ»

9. Чуприкова Н. И. Принцип дифференциации когнитивных структур в умственном развитии. Обучение и интеллект. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.voppsy.ru/issues/1990/905/905031.htm.

Об авторе

Г. С. Бережная — канд. пед. наук, доц., РГУ им. И. Канта.

30

УДК 37.013

Т. В. Врачинская

ВЗГЛЯДЫ ПЕДАГОГОВ РОССИИ Х1Х—ХХ ВЕКОВ НА КОНФЛИКТ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ: РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ

Отражены взгляды ведущих представителей отечественной педагогики XIX - ХХ веков на проблему конфликтных взаимоотношений в педагогическом процессе. Прослеживаются тенденции становления отечественной педагогической конфликтологии.

The article reflects views of leading representatives of domestic pedagogics of XIX - XX centuries on the problem of conflict relationships in the pedagogic process. Tendencies of formation of domestic pedagogic conflictology are traced.

Анализ научного знания в области истории отечественной педагогики позволил выявить ряд тенденций в развитии взглядов на проблему конфликтных отношений. Проведенное исследование исторических, педагогических и философских источников показало, что эволюция взглядов на данную проблему проходила параллельно с внутренними социально-политическими и экономическими процессами. Этой зависимостью не следует пренебрегать, так как теоретическая разработка проблем педагогической науки и практики, благодаря поддержке общественного и политического движений, нашла свое отражение в педагогической конфликтологии России ХХ века.

В педагогических концепциях XIX века уже прослеживается стремление установить доверительные отношения с ребенком, узнать как можно больше о его интересах и потребностях. Эти идеи, высказываемые Н. И. Пироговым [6], К. Д. Ушинским [9], Л. Н. Толстым [8], развивали и другие отечественные педагоги, закладывая основы нового подхода к воспитательному процессу и педагогической конфликтологии. Но, несмотря на вышесказанное, в России XIX века очень остро стоял вопрос о наказаниях, и в частности, о телесных наказаниях: о возможности и границах их применения, поскольку наказания являются сильным катализатором конфликта. Ведущие представители отечественной педагогики так или иначе приходили к выводу, что невозможно построить нормальные отношения с ребенком и завоевать его уважение, если оно основывается на страхе. Идею свободного воспитания, как

Взгляды педагогов России ХІХ—ХХ вв. на конфликт в педагогическом процессе

наилучшего способа для разрешения противоречий разработал Л. Н. Толстой. Он доказал на практике, что, создав условия для свободной деятельности ребенка и упразднив из системы школьного воспитания принуждение, можно добиться теплых отношений с детьми [4].

На рубеже XIX — XX веков впервые началось рассмотрение взаимоотношений «учитель — ученик» с позиции педагогической психологии и антропологического подхода. П. Ф. Каптерев первым начал рассматривать выражение душевных переживаний как внутренний конфликт. Он впервые попробовал заглянуть в душу ребенка и попробовал объяснить его поступки и поведение с точки зрения внутреннего конфликта [3].

Распространение гуманистических идей в российской педагогике далее связывается с теорией свободного воспитания, наиболее ярким представителем которой является К. Н. Вентцель. Опираясь на принцип педоцентризма, сторонники свободного воспитания выступали с критикой систем авторитарного воспитания, требовали предоставления учителю и учащимся права на свободное выражение своей индивидуальности. Главную причину конфликта в отношениях они видели в заведомом подчинении учащегося педагогу. В идеале, по мнению К. Н. Вентцеля, ни ребенок не должен подчиняться воспитателю, ни воспитатель — ребенку. Только при таких условиях может быть достигнута гармония в сфере отношений [2]. Несмотря на утопизм данной теории, в сложнейшей проблеме прав детей К. Н. Вентцель впервые выделил два аспекта: юридический и педагогический, опубликовав «Декларацию прав ребенка», ставшую своеобразным гуманистическим манифестом.

Дальнейший период в развитии педагогических взглядов на взаимоотношения людей связан с советским периодом и созданием коммунистической идеологии. В связи с этим нельзя рассматривать и деятельность А. С. Макаренко, наиболее выдающегося педагога того времени, в отрыве от политической ситуации, сложившейся в России. В сфере разрешения конфликтов он нашел действенное средство, которым стал коллектив самих воспитанников. Коллектив как гуманное организованное сообщество фильтрует негативные воздействия общества, защищает личность, развивает личностные качества, благодаря которым у каждого человека появляется способность противостоять этим негативным влияниям, разрешать конфликтные ситуации и строить свою жизнь, используя все положительное, что есть в социальном опыте. Если рассматривать позицию А. С. Макаренко по вопросам взаимоотношений, то он считал, что нельзя научиться коммуникабельности, общительности, не находясь в коллективе [5]. Вслед за А. С. Макаренко многие советские педагоги стали рассматривать коллектив как средство воспитания, среди них и В. А. Сухомлинский [7].

Во второй половине ХХ века в российской (советской) школе на основе гуманного педагогического мышления сформировалась и получила развитие и мировое признание гуманно-личностная педагогика. Теория гуманно-личностного подхода явилась новой по тем временам теорией воспитания, основоположником которой стал Ш. А. Амона-

31

Вестник РГУ им. И. Канта. 2007. Вып. 11. Педагогические и психологические науки. С. 30- 32.

32

швили [1]. Гуманное педагогическое мышление и основанная на нем гуманно-личностная педагогика выступили антиподом авторитарноимперативной педагогике, однако философия и педагогика Ш. А. Амонашвили не является принципиально новой. Частично она пересекается с мнениями педагогов прошлого, а именно: в основные базисные положения «Школы жизни» входит свобода (такие идеи ранее выдвигались Л. Н. Толстым и К. Н. Вентцелем), природа или психика ребенка (такой подход можно найти у П. Ф. Каптерева), личность ребенка и т. д.

На рубеже ХХ — XXI веков к вопросам педагогической конфликтологии стали обращаться все больше и больше отечественных педагогов. Конфликтным взаимоотношениям и способам их разрешения отводится роль в различных теориях, отвечающих общественным требованиям и запросам, но наиболее полно им отвечает «педагогика сотрудничества». Однако все многообразие инновационных поисков конца 1980 — начала 1990-х годов вряд ли правомерно объединить термином «педагогика сотрудничества». Слишком очевидна сегодня их разносторонняя ориентация. Среди наиболее ярких теорий можно выделить следующие: личностно-ориентированное образование, концепцию индивидуальности, различные психолого-педагогические концепции, раскрывающие источники оптимизации межличностных отношений и т. д. Проведенный анализ данных концепций показал, что, несмотря на многообразие, все они в той или иной степени затрагивают проблемы конфликтных отношений и отражают основные принципы гуманистической педагогики. Которая из них окажется превалирующей — покажет время.

Ретроспективный анализ развития идей российской общественнопедагогической мысли и преобразования на их основе школьной практики показывает, что процесс становления образовательной системы осуществляется на основе поиска нового взгляда на взаимоотношения людей, в котором отражались бы прогрессивные идеи о воспитании и образовании нового человека, а направлен этот процесс в сторону гуманизации и толерантности.

Список литературы

1. Амонашвили Ш. А. Школа жизни. М., 1998.

2. Вентцель К. Н. Свободное воспитание: Сборник избранных трудов. М., 1993.

3. Каптерев П. Ф. Избранные педагогические сочинения. М., 1982.

4. Константинов Н. А. История педагогики: Учебник для вузов. 4-е изд., доп. и перераб. М., 1974.

5. Макаренко А. С. О Воспитании. М., 1988.

6. Пирогов Н. И. Избранные педагогические сочинения. М., 1985.

7. Сухомлинский В. А. О воспитании. М., 1979.

8. Толстой Л. Н. Педагогические сочинения. М., 1989.

9. Ушинский К. Д. Избранные педагогические произведения. М., 1968.

Взгляды педагогов России Х1Х—ХХ вв. на конфликт в педагогическом процессе

Об авторе

Т. В. Врачинская — канд. пед. наук, Калининградский пограничный институт Федеральной службы безопасности России, Tanya_kgrd@rambler.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.