Научная статья на тему 'ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ МАШИНОЧИТАЕМОГО ПРАВА'

ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ МАШИНОЧИТАЕМОГО ПРАВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
417
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МАШИНОЧИТАЕМОЕ ПРАВО / МАШИНОИСПОЛНЯЕМОЕ ПРАВО / АВТОМАТИЗИРОВАННОЕ ПРАВО / ВСТРОЕННЫЕ ПРАВОВЫЕ ЗНАНИЯ / ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ МАШИНОЧИТАЕМОГО ПРАВА / АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ / ЗАКОН О САМОЗАНЯТЫХ / АЛГОРИТМ / АЛГОРИТМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / АЛГОРИТМИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Порываева Наталья Федоровна

В статье дано определение машиночитаемого права на современном этапе, рассмотрены научно-технические и общественно-политические предпосылки возникновения машиночитаемого права, обозначены пути развития машиночитаемого права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Порываева Наталья Федоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREREQUISITES FOR THE EMERGENCE OF MACHINE-READABLE RIGHTS

The article provides a definition of machine-readable law at the present stage, considers the scientific-technical and socio-political preconditions for the emergence of machine-readable law, outlines the ways of development of machine-readable law.

Текст научной работы на тему «ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ МАШИНОЧИТАЕМОГО ПРАВА»

Порываева Наталья Федоровна

аспирант Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации (г. Балашиха)

Porivaeva Natalia Fedorovna

post-graduate student of the Institute of legislation and comparative /<лг under the Government of the Russian Federation (Balashikha)

E-mail: poryvaeva28@mail.ru

Предпосылки возникновения машиночитаемого права Prerequisites for the emergence of machine-readable rights

Аннотация. В статье дано определение машиночитаемого права на современном этапе, рассмотрены научно-технические и общественно-политические предпосылки возникновения машиночитаемого права, обозначены пути развития машиночитаемого права.

Ключевые слова: машиночитаемое право, машиноиспопняемое право, автоматизированное право, встроенные правовые знания, предпосылки возникновения машиночитаемого права, автоматизация правоприменения, Закон о самозанятых, Федеральный закон № 422-ФЗ, алгоритм, алгоритмическая система, алгоритмизация.

Annotation. The article provides a definition of machine-readable law at the present stage, considers the scientific-technical and socio-political preconditions for the emergence of machine-readable law, outlines the ways of development of machine-readable law.

Keywords: machine-readable law, machine-executable law, automated law, embedded legal knowledge, prerequisites for the emergence of machine-readable law, automation of law enforcement, law on the self-employed, Federal law No. 422-FZ, algorithm, algorithmic system, algorithmization.

Прежде чем говорить о предпосылках возникновения, следует определить, что мы понимаем под машиночитаемым правом. Давая определение машиночитаемому праву, прежде всего следует разграничивать машиночитаемый формат нормативно-правовых актов и непосредственно машиночитаемое право. В первом случае машиной1 обрабатывается текст без понимания его смысла. Во втором случае машиной «уясняется» смысл текста. Представление нормативно-правовых актов в машиночитаемом формате в настоящее время широко распространено. Машиночитаемое право только начинает развиваться. Также машиночитаемое право следует отграничивать от встроенного правового знания (embedded legal knowledge) под которым Ричардом Сасскиндом (Richard Susskind) понимается «программирование наших «систем и процессов» в соответствии с законом»2. Примером встроенных правовых знаний является автоматизация самых разных процессов деятельности разными субъектами (физическими лицами, юридическими лицами, государством) в соответствии с применимым законодательством.

Учитывая вышеизложенное машиночитаемому праву можно дать такое определение: Машиночитаемое право — совокупность машиночитаемых правовых норм, санкционированных государством3. При этом под машиночитаемыми правовыми нормами понимаются «правоположения, изложенные в виде машинных алгоритмов, реализованных на языках программирования (программного кода), понимаемые машиной с последующей машиноисполняемой реализацией»4.

1 Электронные вычислительные устройства

2 См: https://law2050.corm/2013/03/20/embeddlng-law-in-the-second-economy-implications-for-legal-practlce/ (Дата обращения 30.10.2020)

3 Н.Ф. Порываева. Закон о самозанятых -вконтексте автоматизации правоприменения и машинизации права // Теория и практика общественного развития. № 10, 2020. С.46.

4 Т.Я. Хабриева; H.H. Черногор Будущее права. Наследие академика B.C. Стёпина и юридическая наука / Т.Я. Хаб-риева, H.H. Черногор. — Москва: Российская академия наук; Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации; ИНФРА-М, 2020. — с.135.

Приведенное определение характеризует машиночитаемое право на современном этапе развития. В дальнейшем с развитием технологий и повсеместным внедрением их в социальную и правовую сферу, понятие машиночитаемого права будет развиваться и усложняться.

Также следует учесть, что в настоящее время единая терминология не сложилась, и в научных и публицистических кругах говорят о машиночитаемом праве, машиноисполняемом праве, самоисполняемом праве, автоматизированном праве. Возникает вопрос, какой термин наиболее все-таки применим из вышеперечисленных? В контексте приведенного в настоящей статье определения машиночитаемого права, вышеперечисленные термины можно расценивать как синонимы. Из вышеперечисленных терминов, по мнению автора, больше всего подходит термин «машиночитаемое», так как этапу исполняемое™ права машиной (автоматизации, вычислении), всегда предшествует этап представления текста в понимаемом машиной виде (машиночитаемом).

Предпосылки:

Предпосылки возникновения машиночитаемого права можно разбить на 2 группы: научно-технические и общественно-политические.

Научно-технические:

Готфрид Лейбниц был пионером вычислительного права 300 лет назад, пытаясь свести закон к вопросу вычислений1. Но наиболее большой интерес со стороны исследователей к представлению правовых знаний в формализованном виде связан с начавшейся в XX веке эпохой ЭВМ. Первая действующая в мире ЭВМ была создана в 1941 году. А уже 10 апреля 1959 года Президиумом АН СССР был создан научный совет по кибернетике, в состав которого входило ряд секций, в том числе была образована секция права. Секцией права изучались вопросы создания информационного языка для права, вопросы «максимально возможной формализации тех законодательных и иных правовых материалов, которые предполагается предварительно обрабатывать с помощью информационно-логических устройств»2, что предполагало унификацию терминов, понятий, определений законодательных актов, исключение из законодательных текстов «избыточной информации» и преобразование информации из сложной формы выражения в более простую, удобную для предварительной символизации с последующим переводом в цифровой код3.

За рубежом исследования начались еще раньше — в конце 40-х годов и были приурочены к исследованию использования вычислительных методов в юридической практике.

В дальнейшем с развитием информационных технологий разрабатывались языки реализации машиночитаемых норм, осуществлялась разработка машиночитаемых моделей законодательства, разработка правовых онтологий, разрабатывались вопросы формализации нормативно-правовых актов и другие вопросы, которые можно считать теоретической основой машиночитаемого права.

Общественно-политические:

1. Алгоритмизация общественных отношений.

Внедрение в общественную жизнь алгоритмов (алгоритмических систем), придает общественным процессам такие свойства как скорость, предсказуемость, определенность, алгоритмичность. Присутствие самого человека в таких алгоритмических системах может быть различным: от участия человека с разной степенью присутствия до полного отсутствия участия человека в таких системах (автоматизированные системы). Субъекты общественных отношений, начиная от отдельно взятого человека до крупнейших корпораций активно внедряют в свою деятельность автоматизированные системы. Например, использование функционала смартфона/айфона в повседневной жизни большим количеством людей (с каждым годом которых все больше и больше). Другой пример — корпорации политикой которых является автоматизация процессов и применение передового программного обеспечения: так, Amazon — наряду с другими системами применяет систему, которая «отслеживает уровень производительности каждого отдельного сотрудника и автоматически генерирует любые предупреждения или увольнения относительно качества или производительности без участия руководителей»4; Walmart — открытие в 2019 году первого магазина, управляемого полностью искусственным интеллектом (ИИ). При этом тенденция такова, что внедрение автоматизированных систем в процессы организации и управления распространяется не только на коммерческие структуры, но и на государственные. Данные системы широко применяются в банковской сфере, финансовой сфере, а также в сфере здравоохранения (США), уголовного правосудия (США, Китай, Великобритания), образования (США, Китай), охраны детства, занятости и множества других фундаментальных и не только вопросов. При этом это явление, не ограниченно только Соединенными Штатами или Китаем. «Автоматизированные решения стали частью повседневной жизни многих европейцев. Будь то поиск работы в Финляндии, функции здравоохранения в Италии или

1 См: https://whatis.techtarget.com/definition/computational-law (Дата обращения 30.10.2020).

2 Керимов Д.А. Кибернетика и право// Советское государство и право, № 11,1962 г. с.103-104.

3 Керимов Д.А. Там же. с.103-104.

4 См: How Amazon automatically tracks and fires warehouse workers for 'productivity1. Apr 25, 2019.URL: https://www.theverge.eom/2019/4/25/18516004/amazon-warehouse-fulfillment-centers-productivity-firing-terminations (Дата обращения 30.10.2020).

Порываева H. Ф. Предпосылки возникновения машиночитаемого права

707

выявление заброшенных детей в Дании, такие системы используются во многих странах ЕС — часто для выполнения основных функций государственного управления»1. То есть можно сказать, что формируется и развивается такая среда, в которую гармонично будет встраиваться автоматизированное правоприменение и это является общемировой тенденцией.

2. Государственная политика.

Убыстряющиеся алгоритмизированные общественные процессы, как было отмечено выше, оказывают влияние и на государственную политику. Вполне очевидно, что государства, не развивающие свой технологический функционал, будут отставать по экономическим, научным, социальным параметрам от государств, внедряющих новейшие технологии. Поэтому на государственном уровне в задачах стратегического планирования большое значение придается новейшим технологиям. «Высокотехнологичным проектам в области искусственного интеллекта, интернета вещей, робототехники и обработки больших массивов данных»2.

В России Президентом Российской Федерации поставлены цели по ускорению технологического развития Российской Федерации; обеспечению ускоренного внедрения цифровых технологий в экономику и социальную сферу, что должно обеспечиваться, в том числе и внедрением цифровых технологий и платформенных решений в сферы государственного управления и оказания государственных услуг3. В рамках реализации поставленных целей принят ряд программ и нормативно-правовых актов. Из последних следует отметить Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 258-ФЗ "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации"4. Целями правового регулирования которого являются:

— придание гибкости механизму правового регулирования определенных сфер общественных отношений посредством наделения Правительства Российской Федерации полномочием устанавливать изъятия из отдельных требований законодательства и определять взамен новые правила для определенного круга лиц, на определенное время и на определенной территории (если применимо) в рамках проведения эксперимента;

— введение механизма апробирования нового нормативного правового регулирования в рамках экспериментального правового режима с целью его оценки на предмет возможности имплементации в законодательство Российской Федерации (при условии обеспечения гарантий охраняемым законом ценностям и стимулирования научно-технического прогресса)5.

В рамках реализации вышеуказанного закона возможна разработка, внедрение машиночитаемых правовых норм и машиночитаемых сервисов в рамках экспериментальных правовых режимов0.

Следует также отдельно отметить автоматизацию деятельности государственных органов в Российской Федерации.

Некоторые государственные автоматизированные системы:

Государственная система миграционного и регистрационного учета, а также изготовления, оформления и контроля обращения документов, удостоверяющих личность (система «Мир»).

Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Выборы» (ГАС «Выборы»).

Государственная автоматизированная информационная система «Управление» (ГАС «Управление»)7.

Автоматизированная информационная система ФНС России (АИС «Налог-3»)8.

1 R.Müller-Eiselt, L.Fetic. Automated Decisions: Europe must speak with one voice.11 June 2019.URL: https://ethicsofalgorithms.org/2019/06/11/automated-decisions-europe-must-speak-with-one-voice/ (Датаобращения 30.10.2020).

2 См: Перечень поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию[Электронный ресурс] // URL:http://kremlin.ru/acts/assignments/orders/59898(flaTa обращения: 30.10.2020)

3 См: Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года"[Элекгронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. 2020. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201805070038(flaTa обращения: 30.10.2020)

4 Официальный интернет-портал правовой информации. 2020. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/ 0001202007310024 (Дата обращения: 30.10.2020)

5 См: Пояснительная записка к проекту федерального закона "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации"// URL:https://sozd.duma.gov.ru/bill/922869-7 (Дата обращения: 21.09.2020 г.)

6 См: URL:https://sk.ru/legal/automation-of-law (Дата обращения: 21.09.2020 г.)

7 См: URL: https://digital.gov.rU/ru/activity/govservices/#section-infosys (Дата обращения 20.09.2020 года.)

в представляет собой единую информационную систему ФНС России, обеспечивающую автоматизацию деятельности ФНС России по всем выполняемым функциям, определяемым Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506, в том числе прием, обработку, предоставление данных и анализ информации, формирование информационных ресурсов налоговых органов; статистических данных, сведений, необходимых для обеспечения поддержки принятия управленческих решений в сфере полномочий ФНС России и предоставления информации внешним потребителям. URL:https://www.naiog.ru/ rn77/abоut_fts/gos_inf/4045827/ (Дата обращения:20.09.2020 г.)

Министерство экономического развития Российской Федерации: Внутренние информационные системы Министерства — 11, Информационные системы Министерства в сети Интернет — 25.1

Учитывая вышеизложенное, можно сказать, что постепенно на государственном уровне формируется и развивается среда, в которую легко будут встраиваться машиночитаемые правовые нормы.

Пути развития машиночитаемого права:

Рассмотрев предпосылки возникновения машиночитаемого права можно обозначить следующие пути его развития:

— Перевод всех существующих нормативно-правовых актов в вид, при котором машина читает и уясняет текст нормативно-правовых актов (машиночитаемый). Такой сценарий на настоящий момент не исполним, из-за очень большого массива данных с существующими проблемами (сложность, противоречивость, пробельность, низкая стабильность, недостаточная эффективность, несовершенство), отсутствия технологических ресурсов, необходимых для такого масштабного перевода, а также отсутствия оправданной цели для такого перевода. Перевод всего массива нормативно-правовых актов в машиночитаемый формат — да, это осуществимо. Но здесь нужно отметить некоторую осторожность государства в этом плане, так например на официальном интернет-портале правовой информации2 актуальная редакция нормативно-правового акта в НТМЬформате (машиночитаемом формате) публикуется с оговоркой «Текст документа предоставлен исключительно в ознакомительных целях»3, в то время как РОР-ный формат (скан) публикуется без такой оговорки.

— Перевод в машиночитаемый вид части правовых норм для целей автоматизированного правоприменения. При этом правовые нормы будут модифицированы в алгоритмы, реализованные на языках программирования программного комплекса, в который они встраиваются. Данный сценарий, можно рассматривать как один из путей развития машиночитаемого права в России. В пример можно привести Федеральный закон от 27 ноября 2018 г. N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" в редакции Федеральных законов от 15 декабря 2019 г. N 428-ФЗ, от 01 апреля 2020 г. N 101-ФЗ, от 08 июня 2020 г. N 166-ФЗ (сокращенно — Федеральный закон N 422-ФЗ или Закон о самозанятых) который можно рассматривать как прототип машиночитаемого права в России4.

— Создание нормативно-правовых актов сразу в машиночитаемом виде на специально разработанном юридическом языке программирования, с созданием единой базы данных машиночитаемых нормативно-правовых актов, с «экспортом» из нее машиночитаемых правовых норм, в том числе и для целей автоматизированного правоприменения. Такая представленная система может быть очень сложной, включающей правовые онтологии, массивы данных и представляющей собой синтез экспертных систем, базы данных, базы данных нормативно-правовых актов и применяться в целях автоматизированного правотворчества и правоприменения5. Такая сложная по архитектуре система также сложна в создании, поддержании и реализации и требует очень больших ресурсов финансовых, технологических, временных, трудовых (высокоспециализированных, причем в нескольких областях знаний, специалистов). Данный сценарий, можно рассматривать как следующий этап развития машиночитаемого права.

1 URL::http://old.economy.gov.ru/minec/about/systems/infosystenns/(flaTa обращения 20.09.2020 года).

2 URL: http://pravo.gov.ru/

3 См, например: http://publication.pravo.gov.ru/Documentrrext/0001201811270056?actual=True (Дата обращения 20.09.2020 года).

4 См: Н.Ф. Порываева. Там же. С.46-49.

5 Некоторыми исследователями представлена еще более сложная система — скоординированная система технологий, инструментов и методов, называемая «фреймоворк» и состоящая из элементов: алгоритмов, онтологий, данных для автоматизированного права, технологий машинного обучения, новой юридической техники, определением однозначной роли человека при взаимодействии с системой автоматизированного права. Нормы, созданные с помощью фреймворка, смогут быть автоматически интерпретированы и исполнены информационными системами. См: Вашкевич А. М. Машиночитаемое право: право как электричество. — М.: Симплоер, 2019 — 256 с.

Порываева Н. Ф. Предпосылки возникновения машиночитаемого права

709

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.