Научная статья на тему 'Предпосылки возникновения и приоритеты выравнивания социально-экономической асимметрии'

Предпосылки возникновения и приоритеты выравнивания социально-экономической асимметрии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
700
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АСИММЕТРИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ РЕГИОНОВ / ГОСУДАРСТВО / МЕСТНЫЕ ОРГАНЫ ВЛАСТИ / ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ / SOCIO-ECONOMIC ASYMMETRY / ECONOMIC SYSTEMS OF REGIONS / STATE / LOCAL ADMINISTRATION / DECENTRALIZATION OF CONTROL SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Попов Павел Анатольевич, Сысоева Маргарита Сергеевна

В статье раскрываются предпосылки возникновения социально-экономической асимметрии. В ходе эволюции науки и изменения условий функционирования экономических систем расширяются и углубляются подходы и методы исследования социально-экономического развития региона. При всем многообразии природных, демографических и иных характеристик муниципальных образований их политическая, экономическая и социальная стабильность зависят от степени развития комплекса социально-экономических благ, способности их обеспечивать и преумножать. Необходимость рассмотрения социальноэкономической (в комплексе) асимметрии обосновывается главной целью развития регионов и муниципальных образований качественным улучшением уровня жизни населения и возможностью ее достижения развитием экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Попов Павел Анатольевич, Сысоева Маргарита Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREREQUISITE OF INITIATION AND PRIORITIES OF OVERCOMING OF SOCIO-ECONOMIC ASYMMETRY

This paper reveals prerequisites of the initiation of socioeconomic asymmetry. During the science evolution and the changes of the conditions of operation of the economic systems, the approaches to and the methods of study of the socio-economic development of regions are extended and intensified. Despite the variety of geographical, demographic, and other features of the municipal establishments, their political, economic, and social stabilities depend on level of development of a complex of the socio-economic wealths, as well as on the ability to provide and increase these wealths. The necessity of examing the socio-economic asymmetry is justified by the main purpose of the development of regions and municipal establishments, that is qualitative improvement of standards of living of the population, and by the possibility of achievement of this purpose, that is development of the economy

Текст научной работы на тему «Предпосылки возникновения и приоритеты выравнивания социально-экономической асимметрии»

ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ПРИОРИТЕТЫ ВЫРАВНИВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ АСИММЕТРИИ

П. А. ПОПОВ, М. С. СЫСОЕВА

В статье раскрываются предпосылки возникновения социально-экономической асимметрии. В ходе эволюции науки и изменения условий функционирования экономических систем расширяются и углубляются подходы и методы исследования социально-экономического развития региона. При всем многообразии природных, демографических и иных характеристик муниципальных образований их политическая, экономическая и социальная стабильность зависят от степени развития комплекса социально-экономических благ, способности их обеспечивать и преумножать. Необходимость рассмотрения социальноэкономической (в комплексе) асимметрии обосновывается главной целью развития регионов и муниципальных образований - качественным улучшением уровня жизни населения и возможностью ее достижения - развитием экономики.

Ключевые слова социально-экономическая асимметрия, экономические системы регионов, государство, местные органы власти, децентрализация системы управления.

Переход экономики страны на рыночные основы требует теоретического переосмысления концепции функционирования социально-экономических систем региона, прежде всего, с точки зрения их локальной, относительной самостоятельности. В то же время взаимообусловленность воспроизводственных отношений позволяет охарактеризовать экономику региона как подсистему общей экономической системы федеративного государства, а региональный рынок - как составную часть российского и мирового рынков.

В ходе эволюции науки и изменения условий функционирования экономических систем расширяются и углубляются подходы и методы исследования социально-экономического развития региона.

Проблема развития экономических систем регионов интересовала экономистов, философов, географов, социологов с древних времен. Так, древнеримский философ Катон Марк Порций, в трудах «Земледелие» и «Начала» дает характеристику хозяйственной деятельности страны. Позднее древнегреческий ученый Страбон подробно описывает экономическую ситуацию в странах Европы, Малой Азии, Египта и др. Упоминание о необходимости изучения экономических систем можно найти в трактатах М. В. Ломоносова, А. Гумбольдта. Исследования экономических систем мы находим и в работах Ф. Кэ-не, А. Смита, Д. Рикардо, К. Маркса, Ф. Энгельса [9].

Три основных направления исследования экономических систем региона были сформулированы представителями классической школы:

- решение проблемы поиска наиболее выгодного (оптимального) места размещения производства - локационное направления;

- определения оптимальной структуры и размеров производства в отдельном регионе или центре - региональное направление;

- разработка общей теории для решения локационных и региональных проблем общественного хозяйства - комплексное направление.

В течение XVIII столетия ряд исследователей предпринимали попытки анализа экономических систем с учетом их пространственного расположения.

Приоритет в открытии влияния пространственного фактора на прибыль и издержки принято отдавать немецкому экономисту, теоретику в области экономики сельского хозяйства И. Г. Тюне-ну. Он изложил результаты исследования особенностей развития экономических систем сельскохозяйственного производства и сделал вывод о влиянии местоположения земельных участков (расстояний их до рынков) на их доходность и специализацию. Его модель предполагала существование изолированной хозяйственной области в виде круга с почвой абсолютно одинакового плодородия и с городом (единственным источником спроса на сельскохозяйственные продукты) в центре этого круга. Исследуя эту модель, он сде-

лал вывод, что оптимальным будет размещение различных отраслей сельского хозяйства в виде концентрических колец по убывающей интенсивности [1].

Аналогичные концентрические круги использовались в конце XIX в. и другими учеными, в частности, для обоснования размещения промышленности при учете таких факторов, как численность населения, природные ресурсы и наличие источников энергии [2].

Двадцатый век характеризуется стремительным ростом промышленности, транспорта, экономических и кооперированных связей, что в свою очередь привело к появлению новых научных направлений в области размещения производительных сил, выявления особенностей развития экономических систем региона. Проблемы размещения производства, исследования экономических систем нашли свое отражение в работах А. Вебера, У. Кристаллера, Г. Мюрдаля, Ф. Пер-ру, Э. Гувера и других ученых.

А. Вебер, подобно И. Тюнену, констатирует свою «теорию штандарта промышленности» в «изолированно мыслимой хозяйственной области», т. е. в абстрактных условиях [4].

Размещение промышленности определяется тремя ориентациями:

- транспортной (строительство предприятии осуществляется там, где затраты на транспорт минимальны);

- рабочей (строительство предприятий осуществляется в пунктах с наиболее дешевой рабочей силой);

- агломерационной (предприятия размещаются в центрах скопления других промышленных предприятий, что ведет к сокращению затрат на создание транспортных путей, энергетического хозяйства, коммунальных объектов, то есть всего того, что теперь мы называем производственной инфраструктурой).

Свой вклад в развитие теории размещения производства внес и его соотечественник -А. Леш. В отличие от предшественников, он вскрывает влияние на выбор места размещения экономического объекта таких факторов, как монопольная прибыль, демпинг, налоги, таможенные пошлины и т. д. При этом он указывает на появление преимуществ у одной стороны за счет утраты их у другой стороны. Для обоснования теоретических положений А. Леш привлекает математический аппарат, особенно при анализе транспортных, сырьевых и других факторов размещения производства [10].

Теория центральных мест, как и рассмотренная выше теория размещения производства, появилась в Германии. Основоположником ее считается У. Кристаллер. Изучая в 1930-х гг. характер расселения, он пришел к выводу о том, что наименьшее среднее расстояние для поездок покупателей в центр, где производятся покупки, будет в случае размещения населенных пунктов на территории, имеющей форму шестиугольника. Он ввел понятие «радиус реализации услуг и товаров» - различный для конкретных видов услуг и товаров [3].

Так, хлеб должен продаваться в каждом населенном пункте, даже в маленькой деревне. За сахаром нужно идти (ехать) в поселок. Починить обувь можно в мастерской маленького города, а для того чтобы заказать костюм, необходимо поехать в средний или большой город. Соответственно, число предприятий возрастало по мере увеличения иерархического ранга локальных рынков и их спроса.

Асимметрия, то есть пространственное неравенство различных территориальный объектов (стран, регионов, округов и районов), независимо от содержательной трактовки данных понятий и их иерархии, пространственного расположения анализируемых территорий, общего уровня экономического и социального развития - процесс объективный. Данный феномен можно было отметить даже на примере первых теорий размещения производства - «сельскохозяйственном штан-дорте» Й. Тюнена, «теории центральных мест» и «решетке» В. Кристаллера. Действительно, даже в рамках этих упрощенных моделей можно было отметить разную специализацию различных территорий, различный ранг узлов решетки, расстоянием от «центральных мест» и рядом других причин, определяющих место территорий в разделении труда, специфику решаемых задач и характер стоящих перед ними проблем.

Классической является работа У. Изарда «Методы регионального анализа». В ней он предпринимает попытку соединить достижения теории размещения с современной теорией производства (в частности, его понятие дистанционных затрат имеет определенные аналогии с капитальными затратами, если последние характеризуют временной аспект производства, то дистанционные затраты -пространственный). В итоге его исследования создали предпосылки соизмерения этих категорий и их взаимозависимости. Особого внимания заслуживает его метод моделирования производственных связей, а также определение эффективности экономических систем региона [6].

В конце 60-70 гг. ХХ в. в западной экономической мысли популярность получили следующие теории:

- поляризованного развития;

- диффузии нововведений;

- динамического и циклического развития;

- отсталости и зависимости.

Теория поляризованного развития обосновывает закономерности территориальной концентрации населения и хозяйства в некоторых узловых элементах, способных оказывать воздействие на окружающие районы, стимулировать их развитие [7].

Теория диффузии нововведений исходит из того, что весь процесс экономического развития является следствием возникновения и распространения нововведений, то есть технологических усовершенствований, новых источников сырья или энергии, новых материалов, товаров, услуг. Диффузия нововведений является одним из направлений более широкой сферы - инноватики, то есть создания, освоения и распространения разного рода новшеств [5].

Динамическая теория подразумевает существование некоторой закономерности и цикличности развития, обуславливающей неравномерности социально-экономического развития регионов.

Для понимания специфики развития вновь осваиваемых регионов интерес представляет теория отсталости и зависимости, ее сторонники утверждают неизбежность существования районов, зависимых от внешних центров в принятии решений.

Таким образом, оказалось, что принципам рыночных отношений не противоречат прямые и косвенные методы государственного регулирования.

Воздействие государства на экономику позволяет решать вопросы экологии, равномерного размещения производственной деятельности, финансирования важных инвестиционных проектов. Однако чрезвычайно важно сохранить разумную достаточность государственного вмешательства в рыночную экономику, обеспечивающую поступательное и эффективное развитие. Это предполагает как компенсацию регионального неравенства, создание равноценных условий жизни населения путем эффективной государственной экономической политики, так и опору на рыночные механизмы, расширение прав местных органов власти, переход к политике устройства территории на мезо- и макроуровне.

В современных экономических условиях чрезвычайно актуальными являются проблемы

эффективного развития экономических систем региона с использованием средств математического и статистического анализа, эконометрики, экономико-математического моделирования, экономической диагностики.

Несмотря на выдающиеся достижения представителей экономической науки, связанных с разработкой отдельных зарубежных и отечественных теорий и методик анализа развития экономических систем региона, в настоящее время остается немало проблем по их адаптации и сглаживанию социально-экономических диспропорций развития.

Изучение концепций, предложенных экономической наукой, позволяет не только их уточнить и переосмыслить, но и сформулировать исходные принципы системного исследования экономических систем региона и обоснованию причин возникновения и сглаживания социальноэкономической асимметрии муниципальных образований в регионе.

1. Экономическую систему региона следует рассматривать с позиций обеспечения условий наиболее эффективного функционирования всех муниципальных образований, расположенных как на территории региона, так и за его пределами, имеющих экономические взаимосвязи с первыми.

2. Развитие экономической системы региона немыслимо без совершенствования разделения труда, рационализации и оптимизации региональных пропорций всех воспроизводственных процессов.

3. Функционирование экономической системы региона связано с оптимизацией соотношения и соответствия между отраслевыми и территориальными аспектами развития, а также с соединением собственности, капитала, труда и управления.

Децентрализация системы управления национальной экономикой в настоящее время характеризуется все большим переносом центра тяжести в области управления развитием на все более низкий (муниципальный) уровень. На муниципальное образование формируется взгляд как на целостное социально-экономическое явление, призванное максимизировать степень удовлетворения потребностей населения. Конституцией Российской Федерации [8] признается и гарантируется самостоятельность и независимость органов местного самоуправления в пределах своих полномочий.

При всем многообразии природных, демографических и иных характеристик муниципаль-

ных образований их политическая, экономическая и социальная стабильность зависят от степени развития комплекса социально-экономических благ, способности их обеспечивать и преумножать.

Рост дифференциации в уровнях социальноэкономического развития муниципальных образований объективно усиливает их неравенство в возможностях самостоятельного решения вопросов, связанных с обеспечением текущей жизнедеятельности и перспективного развития, требует от регионального центра уделять все большее внимание вопросу перераспределения финансовых ресурсов, призванного поддерживать важнейшие гарантируемые государством социальные стандарты. Возможный отказ от систематической поддержки будет иметь негативные последствия, среди которых: невозможность местных властей обеспечивать выполнения минимальных социальных гарантий по основным видам общественных услуг, высокий уровень безработицы, снижение реальных доходов населения, рост вынужденной миграции и прочее.

Изменяются численность, структура, границы муниципальных образований, приоритеты в области финансово-экономической, инвестиционной и других видов политики. Четко определяются вопросы местного значения, решение которых возлагается на органы местного самоуправления. В условиях территориальной социально-экономической дифференциации это требует наличия аналитической базы, позволяющей оценить уровни развития муниципальных образований; соответствующих механизмов и инструментов, обеспечивающих экономическое развитие «проблемных» территорий и снижающих асимметрию. В подавляющем числе регионов подобные системы до сих пор отсутствуют, интересы муниципальных образований учитываются недостаточно.

Вышеизложенное, наряду с необходимостью повышения качества и уровня жизни населения, практической реализации положений Конституции, задачами повышения уровня конкурентоспособности муниципальных образований и региона в целом, актуализирует проблемы диагностики субрегиональных структур, выявления «проблемных» территорий, поиска и внедрения прогрессивных механизмов и инструментов сглаживания асимметрии социально-экономического развития муниципальных образований региона.

Соответственно, одной из задач региональной науки должен стать учет административно-

территориального деления и региональных особенностей территории, в том числе - асимметрии регионального развития и путей ее выравнивания. Изучаются привлекательность регионов для инвестора, приток и бегство капитала, демографические процессы и миграция населения и т. п.

Асимметрия является видом структурной организации объектов, при котором как отправные объекты, так и процессы их преобразования, неравномерны, и преобразование не в равной степени затрагивает важнейшие характеристики (стороны) исследуемых объектов, хаотично воздействует на их характеристики, как в сторону сближения, так и в сторону увеличения различий.

Дефиниция «асимметрия» несет в себе информацию не только о неравномерности развития, но и об устойчивых тенденциях в проявлении этой неравномерности, а также о возможности группировки территорий в зависимости от степени проявления неравномерности в их развитии и о возможности (необходимости, целесообразности) преодоления данных различий.

Необходимость рассмотрения социальноэкономической (в комплексе) асимметрии обосновывается главной целью развития регионов и муниципальных образований - качественным улучшением уровня жизни населения и возможностью ее достижения - развитием экономики. В повседневной практике существует жесткая взаимосвязь между социальными и экономическими сферами. Так, уровень безработицы (социальный показатель) напрямую зависит от развития экономики, которое, в свою очередь, косвенно определяется уровнем образования населения, демографическими параметрами.

Изменение асимметрии проявляется в результате развития территориальных систем.

Так, например, при общем региональном росте объема производства, дифференциация показателя среди муниципальных образований может снижаться за счет более быстрых темпов роста объема производства в относительно отсталых муниципальных образованиях. В случае с общим региональным снижением объемов производства темпы снижения в относительно отсталых муниципальных образованиях могут быть ниже, чем в прочих, соответственно, происходит нивелирование асимметрии. Аналогичным образом происходит и рост асимметрии.

Органы местного самоуправления не входят в систему государственной власти, но их деятельность осуществляется в пределах региона. Самостоятельность и эффективность местной власти

будет определяться состоянием внутренней среды каждого конкретного региона, взаимодействием региона и местного самоуправления, уровнем развития последнего и механизмами осуществления функций и полномочий, содержание которых формируется региональными условиями и особенностями.

В этой связи необходимо отметить, что асимметричность, как особое свойство развития территорий, складывается на всех таксономических уровнях.

Сохранение и дальнейший рост асимметрии в уровнях социально-экономического развития муниципальных образований объективно усиливает неравенство между ними в возможностях самостоятельно решать вопросы, связанные с текущей деятельностью и перспективным развитием, обусловливает их чувствительность к малейшему изменению внешних факторов, снижая возможность адаптации, увеличивает зависимость от регионального центра.

Как показывает практика, рост территориальных различий имеет следствием неконтролируемый переток ресурсов (финансовых, трудовых и пр.) из менее развитой территории в более развитую. В результате чего первая начинает регрессировать ускоренными темпами. Чрезмерная асимметрия приводит в итоге к возникновению территориальных диспропорций в экономических и социальных структурах, ведущих к дезинтеграции единого регионального социальноэкономического пространства и к снижению эффективности функционирования хозяйства региона.

Это вынуждает региональный центр уделять все более возрастающее внимание вопросам территориального перераспределения финансовых ресурсов в пользу отсталых и депрессивных муниципальных образований, призванных поддерживать важнейшие гарантируемые государством социальные стандарты.

Снижение же асимметрии в уровнях развития муниципальных образований или использование ее позитивных свойств (возникновение точек, полюсов роста), создаст более благоприятные условия для общего развития региона, гармонизации социально-экономических преобразований, обеспечит реальную, а не декларативную независимость муниципальных образований.

Таким образом, асимметрия социально-эконо-мического развития муниципальных образовании - это такое свойство закономерных, направленных и качественных изменений основных социально-экономических характеристик

муниципальных образований, при котором процесс воздействия комплекса внутренних и внешних факторов не в равной степени затрагивает эти характеристики, обусловливая устойчивое во времени и пространстве увеличение отличий между ними (или по отношению к некоему стандарту), проявляющееся в различных уровнях социально-экономического развития муниципальных образований и изменяющих тренд развития и структуру региона.

Большое число кризисных территорий в России, беспрецедентная дифференциация региональных показателей, углубившаяся за последние 10 лет, порождены длительным системным кризисом, общей стагнацией экономики. Рыночные механизмы не всегда способны предупреждать и преодолевать серьезные территориальные различия в уровнях жизни населения, эффективности региональной экономики. В этом случае государство оказывается перед необходимостью поддерживать определенную однородность территориального экономического и социального пространства.

Сегодня на первый план выходят проблемы выживания российского общества, обеспечения единства и целостности страны. В этих условиях задачи региональной политики отнюдь не сводятся лишь к поддержке кризисных территорий. Они существенно усложняются. Цена непродуманного отвлечения ресурсов от решения общенациональных задач и, в первую очередь, задач экономического роста в пользу развития отдельных территорий в специфических российских условиях может оказаться чересчур высокой.

Наличие значительной асимметрии муниципальных образований зачастую негативно отражается на общем уровне социально-экономического развития региона. В любом случае, муниципалитеты, обладающие некими «избыточными» ресурсами, могут ускорять свое развитие, повышать качество жизни населения, развивать социальную сферу. Муниципальные образования, не обладающие такими ресурсами, будут иметь более низкий уровень социально-экономического развития.

Задачей региональных органов государственной власти должно стать устранение указанных негативных тенденций, сближение уровней социально-экономического развития муниципальных образований региона.

Литература

1. Аникин А. В. Юность науки. Жизнь и идеи мыслителей экономистов до Маркса. М., 1985. С. 297.

2. Бильчак В. С., Захаров В. Ф. Региональная экономика. Калининград, 1998. С. 9-10.

3. Брюн Э. Региональная наука и понятие региона: вводные элементы // Вестник Балтийского научного центра. 2007. № 1. С. 6.

4. Вебер А. Теория размещения промышленности. М., 1926. С. 36.

5. Гладкий Ю. Н., Чистобаев А. И. Основы региональной политики. СПб., 1998. С. 132-133.

6. Изард У. Методы регионального анализа: введение в науку о регионе. М., 1966. С. 440.

7. Кетова Н. П. Государственное регулирование становления регионального рынка // Сб. науч. трудов: Региональные аспекты формирования рыночных мотивационных механизмов. Калининград, 1994. С. 19.

8. Конституция Российской Федерации. URL: http://www.constitution.ru.

9. Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 39, 78, 265, 368.

10. Loesch A. Die raumliche ordnung der Wirdschaft. Jena, 1940. С. 88.

* * *

PREREQUISITE OF INITIATION AND PRIORITIES OF OVERCOMING OF SOCIO-ECONOMIC ASYMMETRY

P. A. Popov, M. S. Sysoyeva

This paper reveals prerequisites of the initiation of socioeconomic asymmetry. During the science evolution and the changes of the conditions of operation of the economic systems, the approaches to and the methods of study of the socio-economic development of regions are extended and intensified. Despite the variety of geographical, demographic, and other features of the municipal establishments, their political, economic, and social stabilities depend on level of development of a complex of the socio-economic wealths, as well as on the ability to provide and increase these wealths. The necessity of examing the socio-economic asymmetry is justified by the main purpose of the development of regions and municipal establishments, that is qualitative improvement of standards of living of the population, and by the possibility of achievement of this purpose, that is development of the economy.

Key words: socio-economic asymmetry, economic systems of regions, state, local administration, decentralization of control system.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.