УДК 94(548.7).03:327 «199/201» DOI: 10.24412/2308-264X-2023-1-172-178
АНДРЕЕВ С.Д.
ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ЭВОЛЮЦИЯ КОНЦЕПЦИИ «СМОТРЕТЬ НА ВОСТОК» В КОНТЕКСТЕ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ ИНДИИ (1990-2010-е гг.)
Ключевые слова: внешняя политика Индии, доктрина «Смотреть на Восток», Нарасимхо Рао, Юго-Восточная Азия, Индийско-Тихоокеанский регион, АСЕАН, ИТР, АТР.
В статье рассмотрена эволюция внешнеполитической доктрины Индии «Смотреть на Восток», первоначально сформулированной в 1991 году премьер-министром Нарасимха Рао. Особое внимание автор уделил анализу причин оформления нового внешнеполитического курса, показал, что, не желая оставаться в стороне от интеграционных процессов в бурно развивающемся Азиатско-Тихоокеанском регионе, Индия еще до обретения независимости, ставила перед собой цель превращения в одно из лидирующих государств мира, что особенно ярко проявилось в Движении неприсоединения. Акцентировав усилия на развитии взаимоотношений в макрорегионе Южной Азии, индийский истеблишмент уже тогда показал мировому сообществу важнейший вектор своих интересов. Отмечается, что, с окончанием Холодной войны и распадом СССР, Индия переориентировала свои внешнеполитические интересы с макрорегиона Южная Азия на весь азиатский регион в целом, четко определив политический курс «Смотреть на Восток». Неуклонно расширяя масштабы внешнеполитического взаимодействия, в рамках данной концепции Индия существенно расширила сферу интересов, включив в нее обширные территории - от Австралии до Северо-Восточной Азии. Анализируя эволюцию концепции, автор выделяет основные ее вехи, рассматривает цели, задачи и значение для дальнейшего укрепления позиций Индии на мировой арене.
ANDREEV, S.D.
BACKGROUND TO THE ORIGIN AND EVOLUTION OF THE CONCEPT OF "LOOKING TO THE EAST" IN THE
CONTEXT OF INDIA'S FOREIGN POLICY (1990-2010s)
Key words: Indian foreign policy, "Look East" doctrine, Narasimho Rao, Southeast Asia, Indo-Pacific, ASEAN, Asia Pacific, Asia Pacific.
The article considers the evolution of India's foreign policy doctrine "Look East", originally formulated in 1991 by Prime Minister Narasimha Rao. The author paid special attention to the analysis of the reasons for the formation of a new foreign policy, showed that, not wanting to remain aloof from the integration processes in the rapidly developing Asia-Pacific region, India, even before gaining independence, set itself the goal of becoming one of the leading states in the world, which especially evident in the Non-Aligned Movement. By focusing its efforts on the development of relations in the macro-region of South Asia, the Indian establishment already then showed the world community the most important vector of its interests. It is noted that, with the end of the Cold War and the collapse of the USSR, India reoriented its foreign policy interests from the macro-region of South Asia to the entire Asian region as a whole, clearly defining the political course "Look to the East". Steadily expanding the scale of foreign policy interaction, within the framework of this concept, India has significantly expanded the sphere of interests, including vast territories from Australia to Northeast Asia. Analyzing the evolution of the concept, the author highlights its main milestones, considers the goals, objectives and significance for further strengthening India's position on the world stage.
Переход Индии к реализации внешнеполитической концепции «Смотреть на Восток» традиционно связывают со стремлением этой страны играть более активную и независимую роль на мировой арене после распада СССР и окончания Холодной войны. Однако нужно видеть, что повышенный интерес Индии к восточному региону возник по существу еще до обретения ею независимости (15-го августа 1947 года). В середине 40-х - начале 50-х годов, индийским руководством предпринимались значительные усилия по развитию сотрудничества с азиатскими и другими развивающимися странами мира. В частности, важность особую Юго-Восточной Азии (ЮВА) для Индии подчеркивал ее первый премьер-министр Джавахарлал Неру. Не случайно одним из главных приоритетов для него стала поддержка антиколониального движения в ЮВА. Как следствие, поначалу именно этот регион дал Индии наибольшие возможности для того, чтобы заявить о своих внешнеполитических амбициях [1].
Еще до формального обретения независимости индийские лидеры созвали масштабную конференцию, рассмотревшую проблемы межгосударственных отношений в Азии, в которой приняли участие 25 стран. Основная ее цель диктовалась стремлением Индии обсудить ключевые региональные и мировые проблемы, выстроить отношения с деколонизированными странами. Это нашло позитивный отклик в регионе. В частности, по результатам конференции был выражен большой энтузиазм по поводу регионального сотрудничества со стороны Цейлона (Шри-Ланка) и Бирмы (Мьянма). А уже в январе 1949 года в Нью-Дели была созвана конференция по вопросам независимости Индонезии. На ней индийская сторона поддержала национально-освободительное движение под руководством Сукарно, направленное против голландцев, стремившихся восстановить утраченное в декабре 1947 года колониальное правление в Индонезии.
В целом, Индия все более последовательно проводила курс на активную региональную интеграцию всех стран региона. В данном контексте важнейшим событием, демонстрирующим рост его значимости, стала Бандунгская конференция (апрель 1955 г.) [2], на которой индийская сторона инициировала выработку общих подходов к решению проблем развития государств Юго-Восточной Азии. Помимо этого, с целью углубления регионального сотрудничества, Нью-Дели организовывал и другие важные мероприятия, участвовал в многочисленных форумах, основными задачами которых было развитие интеграционных процессов в данном регионе.
Несмотря на активное стремление Индии наладить более тесные отношения с азиатскими соседями, особенно расположенными к востоку, эти попытки, несмотря на целый ряд частных достижений, в конечном счете, не принесли желаемого результата вплоть до середины 1990-х годов. Прежде всего, межгосударственные споры, проявления недоверия, напряженность во многом являлись результатом борьбы за лидерство в регионе, развернувшейся между Индией и Китаем. Активность Индии в этом направлении была существенно ограничена в связи с индокитайским конфликтом 1962 года, подтолкнувшим страну к усилению курса на собственное военное и экономическое усиление. Именно это стало основным фактором ограниченных успехов Индии, стремившейся добиться значительной активизации регионального сотрудничества в Азии и Африке, в целом, и Юго-Восточной Азии - в частности [3, р. 151].
Политические и экономические события в разных частях мира в начале 1990-х годов ознаменовали собой масштабный пересмотр отношений между нациями, что привело к наступлению эпохи глобализации. В целом, окончание холодной войны привело к коренным изменениям в системе международных отношений. В отмеченном контексте многие старые организации преобразовывались, а новые формировались в соответствии с изменяющимся глобальным политическим и экономическим контекстом. В частности, по существу, потеряли смысл и утратили значение движение неприсоединения и лидирующая роль Индии в нем.
В новых условиях мир в значительно большей степени сосредоточился на экономическом развитии. Глобализация привела к усилению интеграции экономики и общества, а также открыла новые возможности и проблемы как для развитых, так и для развивающихся стран. Глобализация мировых экономик значительно усилила международную конкуренцию и в то же время породила новую волну регионализма. Регионализм, в целом, оказался эффективным инструментом для достижения экономических и коммерческих целей [4]. В Юго-Восточной Азии также стало появляться большое количество региональных экономических организаций. Эти изменения в мире, на фоне историй успеха отдельных восточноазиатских экономик и появления «азиатских тигров», заставили Индию уделять большее внимание быстрорастущим экономикам СевероВосточной и Юго-Восточной Азии. В данном контексте объявление внешнеполитической концепции «Смотреть на Восток» стало логичным обновлением прежней политики, адаптировавшим ее к новым условиям международного развития. При этом, как показало время, правительство Нарасимха Рао указало вектор развития страны на многие десятилетия вперед. По существу, и сегодня премьер-министр Нарендра Моди в полной мере придерживается этого курса.
Задаваясь вопросом о том, почему новый «взгляд» Индии был направлен именно на Восток, прежде всего отметим, что географическая близость, экономическая взаимодополняемость, политическая приверженность, политическая координация и развитие инфраструктуры объективно создавали условия для формирования «новых центров силы». Следовательно, ряд соседних государств в разных частях мира незримо объединялись в более крупные регионы, чтобы дать новый импульс широкому спектру совместных предприятий, основанных на регионализме. В этом изменявшемся политическом и экономическом контексте Индия также внимательно изучала изменявшуюся международную ситуацию, предпринимая своевременные инициативы по корректировке своей политики, чтобы извлечь выгоду для себя. На макроуровне Индия направила свою внешнюю политику на достижение трех важных целей - поддержание территориальной целостности Индии, обеспечение ее геополитической безопасности путем создания прочной атмосферы мира и стабильности в регионе, а также создание основы для процветания людей путем поощрения полноценного взаимодействия с внешней экономической средой.
На первый взгляд может показаться, что для Индии идеальным регионом для построения регионального блока должна была стать Южная Азия, где она традиционно играла одну из самых значимых ролей. Действительно, в конце 80-х годов Индией и рядом других государств-соседей
были приняты попытки для существенного углубления сотрудничества. Так, 8 декабря 1985 г была создана Ассоциация регионального сотрудничества стран Южной Азии (далее СААРК), основная цель которой состояла в желании семи государств-членов ускорить процесс экономического и социального развития. Также были попытки улучшить торгово-экономические отношения в регионе путем подписания таких соглашений как Азиатское соглашение о преференциальной торговле ^АРТА) и Соглашение о свободной торговле ^АБТА) [5]. Но, несмотря на значительные усилия в данном направлении, явного прогресса в развитии отношений в регионе не последовало. Этому есть одно главное объяснение - Индо-Пакистанский конфликт. Во-первых, Пакистан так и не ратифицировал соглашение о свободной торговле в регионе и не признал Индию, как лидера вышеобъявленных инициатив и соглашений. Помимо этого, другие страны региона, такие как Мальдивы и Шри-Ланка, опасаясь доминирования Индии в регионе, довольно ограниченно участвовали в интеграции, стремясь найти себе альтернативных внешнеэкономических партнеров, например, Китай.
Распад Советского Союза был довольно болезненно воспринят индийской стороной. Во-первых, СССР являлся важным экономическим партнером Индии. Во-вторых, он оказывал Индии постоянную дипломатическую поддержку на международной арене, в том числе в Совете Безопасности ООН. После распада СССР индийское руководство не могло рассчитывать на поддержку со стороны молодой России в прежнем объеме. Соответственно, Индия все более подвергалась международному давлению по целому ряду жизненно важных для нее позиций, к примеру, таких как наличие ядерного оружия, разоружение, решение Кашмирского вопроса [6].
В целом, распад Советского Союза стал для Индии большой потерей в политическом, стратегическом и экономическом плане. Наряду с этим, война в Персидском заливе [7], сбои в поставках нефтяных ресурсов заставили ее в полной мере осознать важность диверсификации источников энергоресурсов. Безусловно, главной целью Индии здесь стало уменьшение зависимости от традиционных поставщиков в Персидском заливе и бывшем Советском Союзе. В этом контексте получение доступа к источникам энергии в таких странах, как Мьянма, Бруней, Индонезия и Австралия в Азиатско-Тихоокеанском регионе, предоставляло ей возможные альтернативы. С учетом отмеченных выше факторов, естественным желанием индийского руководства стал поиск альтернативных путей дальнейшего развития. Постепенно Индия осознала, что перспективы Движения неприсоединения сузились. Пришло также понимание, что усиления позиций страны в Южной Азии явно недостаточно для вхождения в «высшую мировую лигу». При этом было очевидно, что резко обострившаяся дифференциация среди развивающихся стран препятствует организации какого-либо единого политического или экономического образования. В результате, значительно ослабло стремление Нью-Дели укреплять свой авторитет среди развивающихся стран, и Индия фактически потеряла статус выразителя их интересов [8].
В ситуации, когда индийский истеблишмент все более осознавал необходимость поиска новых путей дальнейшего развития и было принято решение о переходе к внешнеполитической концепции «Смотреть на Восток», в рамках которой предполагалось усиление сотрудничества страны со странами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) - регионом, превратившимся в наиболее динамично развивающийся сегмент мировой экономики. Интересно отметить, что акцент делался все же не на всем регионе, а именно на его азиатской части. В полной мере понимая невозможность быстрого выхода страны на лидирующие позиции, премьер-министр Индии Нарасимха Рао начал наращивать связи именно с государствами Юго-Восточной Азии (ЮВА), которые в последующем, безусловно, стали для Индии «окном» в АТР. ЮВА, расположенная на стыке двух океанов, обладала богатыми экономическими, природными и человеческими ресурсами, что представляло огромной интерес для амбициозной Индии. При этом ею почти полностью игнорировались американские и латиноамериканские участники региона.
В ЮВА перед Индией встали три основные задачи, которые, по существу, не удалось решить вплоть до настоящего времени. Во-первых, была необходима стабилизация Северо-Востока и предотвращения зарубежного вмешательства в дела страны. Во-вторых, следовало максимально эффективно использовать близость ЮВА, особенно Мьянмы, для выхода на более крупную азиатскую дипломатическую и экономическую арену. Наконец, требовалось преодолеть сильно беспокоившее индийское руководство и влиявшее на безопасность и жизненные интересы страны доминирование в регионе Китая [9].
В Нью-Дели в полной мере осознали необходимость полного переформатирования всего комплекса внешних целей и задач. В послевоенные годы Индия долгое время ориентировалась на идеологические и политические факторы, сделав выбор в пользу «Движения неприсоединения», при этом не придавая должного значения экономическим аспектам международных отношений. После распада Советского Союза общая картина мира и нерувианская модель внешнеполитической автономии, основанная на идеологии неприсоединения и военной силе, подверглись неизбежным и серьезным изменениям. В результате, одним из важнейших аспектов во внешней политике Индии стала экономическая дипломатия. Появление «Азиатских Тигров» и рост экономических показателей Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) послужили дополнительным стимулом для индийских политиков рассматривать «Восток» как единственное правильное направление для последующей экономической и политической интеграции в мировую экономику.
Ввиду нарастания процессов либерализации, приватизации и глобализации, получивших определяющее влияние на внутреннее индийское состояние, правительство, сохранив свои основные внешнеполитические интересы, признало необходимость интеграции индийской экономики в мировую. При этом регион АСЕАН был выделен им как важнейшая область для установления более тесных связей. Отсутствие конфликтов по жизненно важным вопросам и наличие общих проблем позволили, в итоге, расширить конструктивные связи между Индией и ЮВА. Интерес к региональному сотрудничеству с АСЕАН был основан на признании стратегического и экономического значения Юго-Восточной Азии для национальных интересов Индии. Когда курс «Смотреть на Восток» формировался, в Дели понимали его главную цель -нежелание остаться в стороне от интеграционных процессов в бурно развивающемся АТР.
В рамках усилий по установлению более тесных связей со странами АСЕАН премьер-министр Индии Нарасимха Рао посетил некоторые страны Юго-Восточной Азии в 1993 году, предложив новый взгляд на мир и новую политическую риторику Индии в широко разрекламированной «Сингапурской лекции», прочитанной в Институте исследований Юго-Восточной Азии [10]. В ней, а также в целом ряде других своих выступлений он заявил о преимуществах политики расширения контактов с внешним миром, о готовности Индии к либерализации своего валютного режима, открытию экономики для импорта, инвестиций и просвещении своего населения. Азиатско-Тихоокеанский регион в контексте его выступлений представлялся трамплином для занятия Индией лидирующих позиций на мировой арене.
С момента провозглашения политики «Смотреть на Восток» в 1991 году двусторонние отношения между Индией и АСЕАН быстро развивались. Уже в марте 1993 г. Индия стала диалоговым партнером АСЕАН по вопросам торговли, инвестиций и туризма (полным диалоговым партнером в 1995 г.). Продуктивное экономическое сотрудничество привело к развитию более тесных связей м в области безопасности. В результате, Индия стала в 1996 г. членом Регионального форума АСЕАН (АРФ). АРФ превратилась в основной международный форум для сотрудничества в области безопасности в Азии. На площадках форума широко обсуждались как региональные проблемы Азиатско-Тихоокеанского региона, так и вопросы глобальной безопасности, проблемы разоружения и распространения оружия. Прием Индии в АРФ означал признание ее роли и положения в АТР. В последующем Индия принимала активное участие в стратегических дискуссиях в различных форумах АРФ, где инициировала ряд комплексных мероприятий. Например, в октябре 2000 года в Мумбаи прошел первый саммит по проблемам пиратства в Азии [6].
В 2002 году отношения между Индией и АСЕАН были повышены до уровня партнерства на высшем уровне. Наряду с Китаем, Японией и Кореей Индия стала главным партнером АСЕАН. В 2003 г. на саммите «Индия-АСЕАН» было подписано рамочное соглашение о всеобъемлющем экономическом сотрудничестве, что привело к созданию в 2011 г. зоны свободной торговли и присоединению Индии к Договору о дружбе и сотрудничестве в ЮВА [11].
Но центральное значение в рамках отмеченного курса имели все же вопросы экономики. К первым реальным результатам реализации концепции «Смотреть на Восток» следует отнести увеличение объёмов торговли с АСЕАН (в 4 раза за первое десятилетие), расширение сотрудничества в области торговли, инвестиций и туризма, вступление в 1996 г. в Региональный форум АСЕАН по безопасности (АРФ) и получение статуса полноправного партнёра АСЕАН по
диалогу. В 1997 г. была запущена Инициатива для развития всестороннего технического и экономического сотрудничества стран Бенгальского залива - БИМСТЭК (Bay of Bengal Initiative for MultiSectoral Technical and Economic Cooperation, BIMSTEC). Тогда же началась реализация проекта «четырёхугольник роста» в составе Индии, Бангладеш, Бутана и Непала, а уже в 2000 г. реализовался формат «Меконг-Ганг» с участием Вьетнама, Камбоджи, Лаоса, Мьянмы, Таиланда и Индии. Что касается внутренних изменений, то за обозначенный период в Индии были созданы институты для формирования многосторонних интеграционных структур, принята программа развития отстающих северных штатов, особое внимание стало уделяться развитию коммуникационных проектов и т.д. [12, с. 454].
С 2003 году сфера действия индийской политики «Смотреть на Восток» была расширена и стала включать страны Северо-Восточной Азии, Китай, Японию, Корею и Россию [13]. Торговые и инвестиционные связи остались при этом наиболее важными элементами. Соответственно, двусторонняя торговля между Индией и этими странами значительно увеличилась. В свою очередь, в связи с переносом центра международной торговой деятельности страны с Атлантики на Тихий океан, последовательно развивая тесные отношения с регионом, Индия, помимо связей на официальном и правительственном уровне, инициировала активизацию взаимного обмена с академическими учреждениями, расширение контактов с бизнес-организаций и пр.
В целом, после объявления внешнеполитической концепции «Смотреть на Восток» цели и задачи внешней политики Индии трансформировались, выйдя далеко за первоначально намеченные рамки использования для своего экономического роста Юго-Восточной Азии. Безусловно, это до сих пор является важной составляющей курса страны. Однако по мере роста международного влияния, внешнеполитические интересы Индии вышли на новый уровень. В начале нынешнего столетия Нью-Дели поставил перед собой амбициозную цель - стать лидером региона. Для ее достижения в политике «Смотреть на Восток» были определены четыре основные задачи: региональная экономическая интеграция, реформы и либерализация, устойчивый экономический рост, развитие Северо-Восточного региона страны. Естественно, что акценты, связанные с решением указанных задач, в процессе реализации концепции неизбежно уточнялись. В частности, со временем все больший упор делался на развитии Северо-Востока страны путем его интеграции и соединения с Северо-Восточной и Юго-Восточной Азией [14].
Безусловно, экономическая интеграция с Северо-Восточной и Юго-Восточной Азией превратилась в XXI в. в основную цель страны. Индия осознавала, что ее восточноазиатские соседи добились быстрого экономического роста, а также тот факт, что она от них отставала. Восхищенная экономическим чудом соседей, индийская элита увидела, что восточноазиатская открытая экономическая система может стать образцом для ее собственной стратегии развития. Таким образом, Нью-Дели взял курс на расширение связей с этими высокоэффективными экономиками в целях интеграции в процесс экономической регионализации в Восточной Азии. Фактически, концепция «Смотреть на Восток» стала ответом на возникавшие в тот период времени различные экономические группировки по всему миру, такие как Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА), Европейский Союз (ЕС) и Общий рынок Юга (МЕРКОСУР) [6]. Соответственно, предполагалось, что в мире, поделенном на различные экономические блоки, объединение Индии со странами Восточной Азии поможет ей укрепить свои мировые позиции.
В то же время важно видеть, что политика «Смотреть на Восток» практически представляла собой «побочный» продукт экономических реформ по либерализации, начатых Индией в 1991 году. И задачей этой концепции являлось именно содействие дальнейшему продолжению и углублению экономических реформ. При этом Индия стремилась снизить торговые барьеры и либерализовать инвестиционный режим. Например, на саммите 2003 года «Индия-АСЕАН» была заключена договоренность о создании Зоны Свободной Торговли (далее ЗСТ) для всех членов организации к 2016 году. В 2005 году Индия заключила Всеобъемлющее соглашение об экономическом сотрудничестве с Сингапуром. К 2010 году она заключила соглашения о свободной торговле с 10 участниками АСЕАН [15].
После успешной интеграции в Юго-Восточную Азию экономические показатели Индии обнаружили стабильный рост. В среднем, рост ВВП страны составлял 7% в год [16]. В результате этого индийский истеблишмент переосмыслил видение мира и роль Индии в развивающейся глобальной экономике. Индия стала претендовать на лидирующую роль, если не во всем мире, то
как минимум в Азии. В этой связи показательно, что в 2007 году именно индийскими исследователями был введен термин Индийско-Тихоокеанского региона, который популяризировался и занял прочное место в международной повестке дня. Само введение данного термина в международный дискурс свидетельствовало о растущей экономической и стратегической роли Индии в меняющейся геополитической картине мира. Появление такого термина даже вербально ставило Индию в центр нового порядка. Как следствие, периферийное присутствие Индии в Азиатско-Тихоокеанском регионе все более оставалось в прошлом [17].
Политика «Смотреть на Восток» стала также орудием преодоления внутренней неравномерности экономического роста Индии, в силу которого Северо-Восточные штаты традиционно отставали в экономическом развитии, причем это отставание с момента обретения независимости лишь росло. Как следствие, это привело к различным проявлениям нестабильности и беспорядкам. С запуском политики «Смотреть на Восток» Индия рассматривала этот регион уже не как депрессивный регион, а как ворота на Восток, позволяющие связать с Юго-Восточной Азией через сеть трубопроводов, автомобильных и железных дорог как Северо-Восточный регион, так и страну в целом. Важными инфраструктурными проектами в этой связи стали дорога Морех-Таму-Калева, трехсторонняя автомагистраль Индия-Мьянма-Таиланд, трансазиатская автомагистраль, многофункциональная железная дорога из Индии в Мьянму, мультимодальный проект Каладан [14, р. 232], горная дорога Стилуэлл из Индии в Бирму, газо- и нефтепровод Мьянма-Индия-Бангладеш, проект гидроэлектростанции Таманти и волоконно-оптическая сеть между Северо-Восточной Индией и Юго-Восточной Азией.
Впрочем, нельзя не отметить и того, что целый ряд объективных трудностей - таких, как отсутствие инфраструктурного развития, должного энтузиазма со стороны местного населения, частые мятежи, плохое управление в Штатах, легкодоступность оружия, поступающего из-за рубежа и используемого сепаратистскими движениями и преступными организациями, затрудняли укрепление отношений между Северо-Восточной Индией и Юго-Восточной Азией.
Подводя итоги, в целом, нужно признать, что политика Индии «Смотреть на Восток» возникла в результате радикального изменения международной обстановки в начале 1990-х годов и разрабатывалась на фоне экономического застоя и политических беспорядков внутри страны. Основными ее элементами стали смещение акцентов на экономическое содержание международных отношений, укрепление старых и создание новых региональных экономических группировок, усиление процессов глобализации, углубление процессов экономической интеграции не только в Южной Азии, но и в Азиатско-Тихоокеанском регионе в целом. При этом Индия была вынуждена в первую очередь учитывать усиление влияния в АТР Китая.
С момента провозглашения политики «Смотреть на Восток» в своей внешней, в том числе внешнеэкономической политике, Индия стала отдавать ярко выраженный приоритет Юго-Восточной Азии. В принципе, государства-члены АСЕАН поддержали меры, принимавшиеся в данном направлении еще правительством Нарасимхи Рао. Тем не менее, после Бандунгской конференции 1955 года Индии и Юго-Восточной Азии потребовались почти четыре десятилетия, чтобы заново открыть друг друга. Успех принципиального поворота, нашедшего свое выражение в политике «Смотреть на Восток» ознаменовал собой начало динамичных изменений на экономическом, политическом и стратегическом фронтах. При этом экономические перспективы этой политики актуализировали значение экономических интересов Северо-Восточного региона Индии в определении стратегического курса страны в целом. Как следствие, развитие этого региона стало особо выделяться в общей стратегии национального развития, а также в строительстве отношений Индии с другими странами. Нужно признать, что политика Индии «Смотреть на Восток» правильно определила Северо-Восточную Индию как ворота на Восток. В то же время, несмотря на успехи в деле реализации этой политики, Индия всё ещё сохраняла большое количество проблем - особенно внутренних - которые требовалось решить для закрепления за ней статуса мировой державы.
Литература и источники
1. Naidu, G.V.C. India and Southeast Asia // World Focus. - 1996. - № 17. - 10-12 October-December. - Р. 82-84.
2. Бойцов В.В. «Дух Бандунга» и практика экономического сотрудничества в регионе Юго-Восточной Азии // ЮВА: актуальные проблемы развития. - 2015. - №26.
3. Ghoshal, Baladas. India, ASEAN and APEC // India's Foreign Policy Challenges and Prospects / Nancy Jetly (ed). - New Delhi: Vikas, 1999.
4. Лукин А.Л. Интеграционные процессы и институты в Азиатско-Тихоокеанском регионе: политика, экономика, безопасность. - Владивосток: Изд-во Дальневосточного ун-та. 2009. - 253 с.
5. Taneja, Nisha. Informal Trade in SAARC Region// Economic and Political Weekly. - 2001. - №36(11). - 17-23 March. - Р.959-964.
6. ThongkholalH. India's Look East Policy: Its Evolution and Approach// South Asian Survey. - 2014. - V. 18(2). - P. 239-257.
7. Дудайти А. К. Кувейтский кризис в ближневосточной политике стран-членов ЕЭС начала 90-х гг. XX в // Гуманитарные и юридические исследования. - 2015. - №1.
8. Лунев С. Внешняя политика Индии и воздействие на нее внутренних факторов // Вестник МГИМО-Университета. - 2010. -№1(10). - С. 189-201.
9. Egreteau, Renaud. Wooing the Generals: India's New Burma Policy. - Delhi: Authors Press, 2003.
10. Nanda, Prakash. Rediscovering Asia: Evolution of India's Look-East Policy. - New Delhi: Lancer, 2003.
11. GoyalA. Handbook of the Indian Economy in the 21st Century: Understanding the Inherent Dynamism. - Oxford: University Press, 2014. - 965 p.
12. Андреев С.Д. Концепция «Смотреть на Восток» и её эволюция как инструмент интеграции Индии в Азиатско-Тихоокеанском регионе // Итоги и перспективы развития исторической науки на Дальнем Востоке России (Десятые Крушановские чтения, 2021 г.). - Владивосток: Дальнаука, 2021.
13. Kesavan K. V. India's 'Act East' policy and regional cooperation // India and South Korea: Exploring new avenues, outlining goals.
- 2020. - V. 101 - P. 7-16
14. Shepard W. On the New Silk Road: Journeying through China's Artery of Power// Bloomsbury Publishing PLC. 2022.
15. Asif A. India - ASEAN Relations in 21st Century: Strategic Implications for India - Analysis // Eurasia review. News Analysis.// [Электронный ресурс] - 2012. - URL: https://www.eurasiareview.com/09072012-india-asean-relations-in-21st-century-strategic-implications-for-india-analysis/ (дата обращения: 15.01.2023).
16. Индия-Темп прироста ВВП, в постоянных ценах // [Электронный ресурс] Knoema. - 2018. - Режим доступа: https://knoema.ru/atlas/Индия/Темп-прироста-ВВП-в-постоянных-ценах (дата обращения: 15.08.2022).
17. Khurana S.G. Indo-US Joint Defence Exercises: An Appraisal For India // Strategic Analysis. - 2008. - V. 32:6. - P. 1047-1065.
References and Sources
1. Naidu, G.V.C. India and Southeast Asia // World Focus. - 1996. - № 17. - 10-12 October-December. - R. 82-84.
2. Bojcov V.V. «Duh Bandunga» i praktika ekonomicheskogo sotrudnichestva v regione YUgo-Vostochnoj Azii // YUVA: aktual'nye problemy razvitiya. - 2015. - №26.
3. Ghoshal, Baladas. India, ASEAN and APEC // India's Foreign
Policy Challenges and Prospects / Nancy Jetly (ed). - New Delhi: Vikas, 1999.
4. Lukin A.L. Integracionnye processy i instituty v Aziatsko-Tihookeanskom regione: politika, ekonomika, bezopasnost'. - Vladivostok: Izd-vo Dal'nevostochnogo un-ta. 2009. - 253 s.
5. Taneja, Nisha. Informal Trade in SAARC Region // Economic and Political Weekly. - 2001. - № 36 (11). - 17-23 March. - R. 959-964
6. Thongkholal H. India's Look East Policy: Its Evolution and Approach// South Asian Survey. - 2014. - V. 18(2). - P. 239-257.
7. Dudajti A. K. Kuvejtskij krizis v blizhnevostochnoj politike stran-chlenov EES nachala 90-h gg. HX v // Gumanitarnye i yuridicheskie issledovaniya.
- 2015. - №1.
8. Lunev S. Vneshnyaya politika Indii i vozdejstvie na nee vnutrennih faktorov // Vestnik MGIMO-Universiteta. - 2010. - №1(10). - S. 189-201.
9. Egreteau, Renaud. Wooing the Generals: India's New Burma Policy. - Delhi: Authors Press, 2003.
10. Nanda, Prakash. Rediscovering Asia: Evolution of India's Look-East Policy. - New Delhi: Lancer, 2003.
11. Goyal A. Handbook of the Indian Economy in the 21st Century: Understanding the Inherent Dynamism. - Oxford: University Press, 2014. - 965 p.
12. Andreev S.D. Koncepciya «Smotret' na Vostok» i eyo evolyuciya kak instrument integracii Indii v Aziatsko-Tihookeanskom regione // Itogi i perspektivy razvitiya istoricheskoj nauki na Dal'nem Vostoke Rossii (Desyatye Krushanovskie chteniya, 2021 g.). - Vladivostok: Dal'nauka, 2021.
13. Kesavan K.V. India's 'Act East' policy and regional cooperation // India and South Korea: Exploring new avenues, outlining goals. - 2020. - V. 101
- P. 7-16
14. Shepard W. On the New Silk Road: Journeying through China's Artery of Power// Bloomsbury Publishing PLC, 2022.
15. Asif A. India - ASEAN Relations in 21st Century: Strategic Implications for India - Analysis // Eurasia review. News Analysis. [Elektronnyj resurs]
- 2012. - URL: https://www.eurasiareview.com/09072012-india-asean-relations-in-21st-century-strategic-implications-for-india-analysis/ (data obrashcheniya: 15.01.2023).
16. Indiya-Temp prirosta VVP, v postoyannyh cenah // [Elektronnyj resurs] Knoema. - 2018. - Rezhim dostupa: https://knoema.ru/atlas/Indiya/Temp-prirosta-VVP-v-postoyannyh-cenah (data obrashcheniya: 15.08.2022).
17. Khurana S.G. Indo-US Joint Defence Exercises: An Appraisal For India // Strategic Analysis. - 2008. - V. 32:6. - P. 1047-1065.
АНДРЕЕВ СЕМЕН ДЕНИСОВИЧ - аспирант, Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН. ORCID- 0000-0001-6732-9669., ResearchID: rid45253
ANDREEV, SEMEN D. - Ph.D. student, Institute of History, Archeology and Ethnography of the Peoples of the Far East FEB Russian Academy of Sciences. ORCID- 0000-0001-6732-9669. ResearchID: rid45253 ([email protected]).
УДК 94(470):351.862 Б01: 10.24412/2308-264Х-2023-1-178-187
БАГДАСАРЯН А.О.
К ВОПРОСУ О СОЗДАНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)
Ключевые слова: гражданская оборона, защита от чрезвычайных ситуаций, гражданская защита, единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
Статья посвящена проблеме создания в России системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны, как единой государственной системы гражданской защиты. Отмечается, что в Советском Союзе гражданская оборона являлась составной частью образуемой Государственной общесоюзной системы по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях. Эта концепция также была реализована в созданной в 1992 году Российской системе предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях. Однако в 1994 г. Гражданская оборона была выведена из состава РСЧС. Показаны основные предпосылки, определившие необходимость образования в Российской Федерации единой