ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ
2021, Том I, № 1 (50). С. 66-72._
Брагина Елена Аркадьевна
доктор экономических наук, главный научный сотрудник НИ ИМЭМО РАН им. Е. М. Примакова, braglen@mail.ru
https://orcid.org/0000-0002-9180-5503
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ ИНДИИ СО СТРАНАМИ ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ -ВНЕШНЕТОРГОВЫЙ АСПЕКТ
Аннотация: В статье рассмотрена торговая политика Индии в отношении стран ЮВА в рамках реализации стратегического курса Индии Look East policy и внешнеполитического принципа Neighborhood is first. Внешнеторговая экспансия Индии усиливает остроту противостояния интересов Индии и КНР в ЮВА. Дан статистический анализ состояния торговых операций между Индией и странами ЮВА за последнее пятилетие, на основании которого автором сделан вывод о том, главной проблемой Индии в торговле со странами ЮВА является отрицательное сальдо, крупное и стабильное. Несомненно, для его ликвидации или хотя бы сокращения Индия предпримет в ближайшие годы серьёзные усилия, в первую очередь направленные на расширение экспорта на рынки стран ЮВА своей продукции.
Ключевые слова: Индия, Юго-Восточная Азии, торговые связи, торговая политика, динамика экспорта, импорта, оборота и сальдо торговых операций
Для цитирования: Брагина Е.А. Экономические отношения Индии со странами Юго-Восточной Азии - внешнеторговый аспект // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития, 2021, Том I, № 1 (50). С. 66-72. DOI:10.31696/2072-8271 -2021-1-1 -50-066-072
п
VI
© Брагина Е.А., 2021.
Economic Relations of India with the Countries of Southeast Asia - Foreign Trade Aspect
Abstract: The article examines India's trade policy towards Southeast Asian countries as part of the implementation of India's Look East policy and the foreign policy principle Neighborhood is first. India's foreign trade expansion intensifies the confrontation between the interests of India and the PRC in Southeast Asia. A statistical analysis of the state of trade operations between India and the countries of Southeast Asia for the last five years is given, based on which the author draws a conclusion that the main problem of India in trade with the countries of Southeast Asia is a negative balance, large and stable. Undoubtedly, to eliminate it, or at least reduce it, India will undertake serious efforts in the coming years, primarily aimed at expanding exports to the markets of the Southeast Asian countries of its products.
Keywords: India, Southeast Asia, trade relations, trade policy, dynamics of export, import, turnover and trade balance
Elena A. Bragina, Doctor of Economic Sciences, Chief Researcher, IMEMO RAS, braglen@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-9180-5503
For citation: Bragina E.A. Economic Relations of India with the Countries of Southeast Asia - Foreign Trade Aspect. Yugo-Vostochnaya Azi-ya: aktual'nyye problemy razvitiya, 2021, T. I, № 1 (50). Pp. 66-72. DOI: 10.31696/2072-8271 -2021-1-1 -50-066-072
Пример внешнеторговых отношений огромной Индии и её партнёров, небольших по масштабам стран Юго-Восточной Азии, объединённых в одну из самых успешных международных экономических организаций - АСЕАН, позволяет показать особенности товарооборота Индии и стран ЮВА, своеобразие их внешнеторговых связей.
«Глядя на Восток», («Look East policy»), стратегическая идея внешнего курса Индии, впервые была официально высказана в 1991 г. тогдашним премьер-министром страны Н. Рао. Эта политическая доктрина через 23 года трансформировалась в перспективную внешнюю политику Индии по инициативе главы её правительства Н. Д. Моди, начавшего в мае 2014 г. свой первый срок на посту премьер-министра.
Не исключено, что девиз «Look East», ставший внешнеполитической программой нового кабинета, подсказан также опытом работы Н. Моди на посту губернатора Гуджарата, уроженцем которого он
был. Этот приморский штат, один из самых развитых в Индии, демонстрировал своим участием во внешней торговле перспективность экономических связей с другими государствами. Этот эффектный лозунг, поддержанный влиятельным индийским капиталом, стал особенностью и своего рода основой дальнейшей внешнеэкономической политики Индии в быстро развивающейся Юго-Восточной Азии, в которой сталкиваются хозяйственные и политические интересы ведущих стран мира.
Ещё один внешнеполитический принцип - «Соседство прежде всего» (Neighborhood is first), подчёркивавший важность внешнеэкономических связей Индии с территориально близкими государствами, стал приоритетным в работе возглавляемого Н. Моди правительства. Таким образом, были определены стратегические направления внешнего курса Индии, ориентированные на рост деловых связей с соседями, и в первую очередь, со странами Юго-Восточной Азии (ЮВА).
Именно так ориентированы выступления Н. Моди, особенно об-ращённые к главам территориально близких стран ЮВА, с которыми он, как опытный политик, стремился укрепить разносторонние политические и экономические, особенно торговые связи в интересах Индии. Это было принципиально важно с учётом растущего влияния стран ЮВА в регионе и на мировом рынке.
Принятый Н. Моди курс «Look East» отвечал объективной необходимости Индии укреплять хозяйственные связи с экономически быстро растущими, к тому же территориально близкими странами ЮВА. Это расширяло в разных формах её позиции и влияние в соседнем стратегически важном регионе, создавая определенный противовес на этом направлении энергичному курсу Китая «Один пояс, один путь».
Правда, за несколько лет после его провозглашения в 2013 г. особых сдвигов в реализации не произошло, но очевидно постоянное устойчивое проникновение в разных формах китайского капитала, что в известной мере ускорило сближение стран Южной и Юго-Восточной Азии. Руководители Индии, а также стран Южной Азии и ЮВА, резонно опасаются настойчивой политики КНР по расширению своего торгового и финансового присутствия в экономике двух этих обширных регионов.
Страны ЮВА с большой общей численностью населения занимают важные позиции в мировой экономике, с учётом стратегического значения этого региона в целом. Присущее этим странам разнообразие в территориальном размещении и природных условиях, а главное, стратегически важные в мировом масштабе морские рубежи
большинства из них, во многом обусловили их внешние связи и хозяйственное становление. Во внешнеэкономической политике Индии страны Юго-Восточной Азии занимают особое место, как её постоянные хозяйственные партнёры, активно участвующие во взаимных двусторонних связях.
Между Индией и странами ЮВА сохраняются принципиальные различия по большинству экономических критериев, особенно очевидные в доходе на душу населения, обобщающего степень экономического развития страны. По этому показателю государства Южной Азии существенно уступают странам ЮВА. Одна из столичных газет Индии привела такой пример - правительством страны поставлена задача достичь к 2047 г. доход на душу населения, который ныне официально приходится на одного жителя Сингапура. Показатель в десятки раз превышает индийский1.
Стратегический курс Индии на расширение её экономического сотрудничества со странами ЮВА одновременно усиливает значение всесторонних, в том числе деловых связей с их объединением -АСЕАН, активно и по ключевым проблемам координированно реализующих общую в основных чертах региональную политику. Ныне АСЕАН по численности населения около 660 млн чел. и величине совокупного ВВП всех её участников порядка 3,2 триллиона долл. - одно из самых крупных и перспективных экономически и политически региональных объединений в мире.
Индия остаётся одним из наиболее значимых экономических партнёров АСЕАН как международной организации, так и ряда входящих в неё стран. Экономические связи членов АСЕАН с Индией, в основу которых была заложена упомянутая выше доктрина «Глядя на Восток» расширялись наиболее быстрыми темпами. Этот эффектный лозунг стал особенностью и своего рода основой дальнейшей внешнеэкономической политики Индии в быстро развивающейся Юго-Восточной Азии, в которой сталкиваются хозяйственные и политические интересы ведущих стран мира.
Настойчивое стремление КНР расширить в разных формах собственные позиции в странах ЮВА усиливают остроту противостояния интересов Индии и КНР, и не только в этом обширном регионе. Председатель КНР Си Цзиньпин, выступая на открытии ЭКСПО-17 Китай - АСЕАН в ноябре 2020 г., напомнил, что за последние 7 лет «отношения Китая и АСЕАН превратились в наиболее успешную и динамичную модель сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе и живой образец построения сообщества единой судьбы человечества»2. В этих высказываниях характерно принципиально разное
определение одного и того же региона - Индо-Тихоокеанский и Азиатско-Тихоокеанский, за которым стоят глубокие политические, соответственно, экономические разногласия двух гигантских по масштабам населения и экономики государств.
В ноябре 2020 г. на ХУП-ом саммите АСЕАН-Индия подчёркивалась приверженность всех его участников следовать подготовленным в аппарате этой организации общим Планам совместной работы
о
до 2025 г. с упором на их взаимодействие . Из-за пандемии СОУГО-19 саммит проводился онлайн. Премьер-министр Индии Н. Моди, неизменно активно участвующий в работе этой международной организации, с учётом вызванной пандемией остроты мировой ситуации в своем выступлении подчеркнул необходимость новых инициатив, укрепляющих связи между Индией и АСЕАН во всех форматах, включая социальный, информационно-коммуникационный, финансовый и морской. Он предложил открыть со стороны Индии кредитную линию в размере 1 млрд долл. в пользу фонда АСЕАН.
Это лишь часть обширного плана действий Индия-АСЕАН на 2021-2025 гг. с широкими и разнообразными целями их сотрудничества. Премьер-министр Индии особо подчеркнул общность интересов участников саммита по основным проблемам, особенно по обеспечению стабильности в Индо-Тихоокеанском регионе. Позиция Н. Моди отражает стратегические интересы Индии, а главное, стремление к сотрудничеству в разных формах со странами АСЕАН, главной составляющей политики Индии в ЮВА4.
Не исключено, что его позиция усилена благоприятным прогнозом роста ВВП Индии в следующем финансовом году, по оценке агентства Crisil на 11%5 , а также исходила из желания подтвердить финансовые возможности Индии противостоять напору пандемии. Надо отметить, что в индийской печати начали появляться прогнозы ожидаемого роста страны быстрого, и-образного экономического подъёма.
В относительно короткие сроки Индия и страны АСЕАН, географически близкие страны с возможностью использовать морские пути, стали стратегически важными внешнеторговыми партнёрами. Современное состояние торговли Индии с её основными контрагентами в ЮВА отражено в таблице 1). Учитывая нередкие погодовые колебания основных показателей внешнеторговых операций более корректными нам представляются совокупные данные за достаточно репрезентативный период - пятилетие 2015/2016-2019/2020 фин. г.
Таблица 1
Состояние внешнеторговых операций Индии со странами ЮВА в 2015/2016 - 2019/2020
_(млрд долл. США)
2015/2016-2019/2020 фин. г.
экспорт импорт оборот сальдо
Индия всего 1485108 2219733 3704841 734625
в том числе
страны ЮВА 159340 242252 401592 -82912
Сингапур 47982 52890 100873 -4908
Индонезия 19676 73910 93587 -54234
Малайзия 27454 47630 75084 -20176
Вьетнам 31433 25375 56808 6058
Таиланд 18516 32290 50806 -13774
Филиппины 7798 2906 10704 4892
Мьянма 5324 3660 8984 1664
Бруней 249 2794 3043 -2545
Камбоджа 754 236 989 518
Лаос 153 560 713 -407
Рассчитано по данным Government of India. Ministry of Commerce and Industry. Department of Commerce. Export-Import Data Bank // https://commerce-app.gov.in/eidb/ergn.asp (дата обращения 26.10.2020)
Таблица 2
Динамика внешнеторговых операций Индии со странами ЮВА в 2015/2016 - 2019/2020
_(млрд долл. США)
экспорт импорт оборот сальдо
2015/2016 фин. г. 25133 39910 65043 -14777
2016/2017 фин. г. 30982 40617 71599 -9635
2017/2018 фин. г. 34204 47134 81338 -12930
2018/2019 фин. г. 37474 59221 96695 -21747
2019/2020 фин. г. 31547 55370 86917 -23823
См. таблицу 1
Анализ статистических данных, содержащихся в таблицах 1 и 2, позволяет сделать следующие выводы:
■ доля стран ЮВА во внешнеторговом обороте Индии невелика -менее 11%;
■ объём торговых операций Индии со странами ЮВА за последние пять лет увеличился в 1,3 раза, причём экспорт индийских товаров в эти страны возрос чуть менее чем в 1,3 раза, а импорт товаров из стран ЮВА увеличился более чем в 1,4 раза - что, несомненно, способствует формированию отрицательного сальдо для Индии в торговых операциях со странами региона;
■ отрицательное сальдо баланса торговых операций Индии со странами ЮВА носит постоянный характер и имеет тенденцию к росту - в рассматриваемый период оно увеличилось более чем в 1,6 раза;
■ отрицательное сальдо свойственно торговым операциям Индии с шестью крупнейшими партнёрами в ЮВА, исключение составляют Вьетнам, Филиппины Мьянма и Камбоджа;
■ причины возникновения отрицательного сальдо в торговле со странами ЮВА, особенно с такими крупными партнёрами как Индонезия, Малайзия и Таиланд явно требуют детального анализа товарной структуры экспортно-импортных операций, а также импортных потребностей и экспортных возможностей Индии.
В итоге представляется возможным сделать вывод о том, что главной проблемой Индии в торговле со странами ЮВА является отрицательное сальдо, крупное и стабильное. Несомненно, для его ликвидации или хотя бы сокращения Индия предпримет в ближайшие годы серьёзные усилия, в первую очередь направленные на расширение экспорта на рынки стран ЮВА своей продукции. Не исключено, что для достижения этой цели Индия войдёт в состав Всеобъемлющего регионального экономического партнёрства, добившись более благоприятных условий для проникновения на эти рынки.
1 The Economic Times (Delhi). 09.03. 2021.
Си Цзиньпин выступил на церемонии открытия 17-й ЭКСПО Китай-АСЕАН. Российская газета. 28.11.2020 (https://rg.ru/2020/11/28/si-czinpin-vystupil-na-ceremonii-otkrytiia- 17-j -ekspo- kitaj -asean.ht).
3 Chairman's Statement of the 17th Asean-India Summit (Viet Nam, 12 November 2020) -https://asean.org/storage/50-Final-Chairmans-Statement-of-17th-ASEAN- India-Summit.pdf.
4 Всемирная служба ВИР. Отдел зарубежного радиовещания Всеиндийского Радио (http://airworldservice.org/russian/archive.
5 Indian economy to grow at 11% in FY22: Crisil. The Economic Times. 09.03.2021 (https://economictimes.indiatimes.com/news/economy/indicators/indian-economy-to-grow-at-11-in-fy22-crisil/articleshow/81411040.cms).