УДК 327.57
КИТАЙСКИЙ ФАКТОР В ИНДИЙСКОЙ ПОЛИТИКЕ «LOOK EAST»
К.В. Володичев
В данной статье дается описание характера межгосударственных отношений между Индией и рядом стран ЮВА (Юго-Восточной Азии), входящих в АСЕАН (Ассоциация стран Юго-Восточной Азии), их развитие. Указывается роль и место Китая в современной внешней политике Индии с учетом специфики восточного курса и отношений КНР (Китайская Народная республика) со странами ЮВА. Приводится короткое подведение итогов развития отношений Индии со странами ДВ (Дальнего Востока) и ЮВА. Методология статьи определяются системным междисциплинарным подходом, предлагающим использование как фундаментальных положений, выработанных в отечественной и зарубежной индологии, так и результатов политологических, социологических, экономических и географических исследований по Индии. В выводе приводится заключение о достижении цели исследования.
Ключевые слова: Внешняя политика, Взгляд на восток, АСЕАН, Индия, Китай, Международные отношения, Система, Независимость
Внешняя политика Индии с момента обретения независимости в 1947 г. преследует три основные цели: сохранение единства страны и внутриполитической стабильности, продвижение международного мира и обеспечение мирных внешних условий для экономического развития. В рамках новой, современной системы международных отношений Индия указывает на направленность своей внешней политики в сторону укрепления отношений со странами Востока и нейтралитет в вопросе противостояния двух держав - СССР и США. В то же время, первый премьер-министр Индии - Дж. Неру заявлял об оказании поддержки странам, борющимся с империализмом и добивающимся своей независимости.
Ясность и открытость восточного вектора внешней политики Индии после обретения независимости можно также проследить в следующих словах первого премьер-министра Неру: «Политическая борьба Азии в значительной мере завершилась, однако не везде; во многих районах Азии все еще идет борьба за политическую свободу, и совершенно очевидно, что, пока она будет продолжаться, всякая другая деятельность будет игнорироваться или затрудняться. Поэтому чем скорее будет признано, что каждая страна Азии должна быть полностью свободна политически и получить возможность беспрепятственно следовать своему гению в более широких рамках мировой политики, которую установить какая-либо всемирная организация, тем лучше будет для всех»[1, с.69].
Спустя три года после обретения независимости Индии, выступая на 11 сессии Института тихоокеанских отношений в г. Лакнау, 03 октября 1950 года, Неру отметил: «С течением времени я все больше убеждался, что проблемы Востока будут становиться все более сложными и что центр тяжести международной напряженности, существующей в современном мире, переместится на Дальний Восток и вообще в Азию. Азия требует внимания по многим причинам. В ней находится большое число отсталых стран, нуждающихся в немедленном экономическом развитии» [1, с.106-107].
Уже в апреле 1954 г. премьер-министры Индии, Бирмы, Индонезии, Пакистана и Цейлона проводят совместную встречу на о. Цейлон, в ходе которой было принято решение о созыве в 1955 году конференции стран Азии и Африки для обсуждения вопросов совместного сотрудничества и взаимодействия. Местом проведения данной конференции становится г. Бандунг (Индонезия), 18-24 апреля 1955 г.
Открывал конференцию президент Республики Индонезия доктор Ахмед Сукарно. Дж. Неру в своем выступлении в Народной палате отметил: «А нам, Индии, речь президента
Сукарно еще раз напомнила о тесных узах, связывавших наши страны, и о наших совместных трудах на благо свободы»[1,с. 141].
Высказанные премьер-министром Неру идеи найдут свое отражение в конце XX века. Наблюдая за развитием политических и экономических объединений в ЮВА, Индия старалась выстроить свою внешнеполитическую линию таким образом, чтобы заинтересовать и привлечь к плодотворному экономическому и политическому сотрудничеству страны этого региона, о чем позднее Индия объявит в рамках курса внешней политики Look East (далее «Смотри на Восток»).
Данный курс был впервые представлен премьер-министром Индии Нарасимха Рао в 1991 г. Основной принцип этого внешнеполитического курса Индии заключался в том, что страна должна в будущем укреплять отношения с партнерами в Азии.
В экономической составляющей политика «Смотри на Восток» была и остается
взаимосвязана с углублением сотрудничества Индии со странами Восточной и Юго-Восточной Азии. Данная политика являлась частью плана вступления в АСЕАН, а также в очередной раз указывала на роль Индии в Азиатском регионе в целом.
В рамках реализации данной политики между Индией и странами АСЕАН регулярно проводились двусторонние встречи на уровне министров иностранных дел, а также на высшем уровне. В результате начала её реализации уже в марте 1993 г. Индия становится диалоговым партнером АСЕАН по вопросам торговли, инвестиций и туризма; полным диалоговым партнером в 1995 г., членом регионального форума АСЕАН в 1996 г., а позднее принимает участие во встрече министров стран АСЕАН.
Отдельно стоит выделить двусторонние отношения Индии со странами АСЕАН, а также участие в иных региональных объединениях, таких как БИМСТЕК (региональная орагнизация, созданная с целью расширения сотрудничества между странами Бенгальского Залива) которое направлено на развитие культурного и экономического взаимодействия между странами. БИМСТЕК было создано 06 июня 1997 года. Основными сферами сотрудничества между странами в БИМСТЕК являются: торговля, инвестиции, промышленность, транспорт,
инфраструктура, наука и технологии, человеческие ресурсы, энергетика, рыболовство, сельское хозяйство, естественные ресурсы.
Географически страны БИМСТЕК расположены на территории, которая является наиболее важной для Индии со стратегической, экономической и культурной точки зрения. Именно на эти территории и страны направлен внешнеполитический курс «Смотри на Восток». БИМСТЕК позиционировался в качестве альтернативы СААРК, народы Южной Азии с большим энтузиазмом наблюдали за развитием этой организации, так как полагали, что при сотрудничестве в БИМСТЕК странам удастся достичь того, чего не удалось сделать внутри СААРК. Однако, Азиатский финансовый кризис 1997-98 гг., а также рост терроризма в регионе наложили свой отпечаток на сотрудничество в данной организации. [2, с. 59-60].
В дальнейшем отношения Индии со странами АСЕАН получают значительное развитие. В 2003 году Индия поддерживает создание зоны региональной свободной торговли и инвестиций между Индией и АСЕАН. [2, стр. 341]. Продолжается рост уровня торговли между Индией и АСЕАН. Если в 2002 г. он составлял 10 млрд. долл. США, то к 2005-6 гг. достиг отметки в 23 млрд. долл. США. Страны АСЕАН и Индия продолжали вести переговоры о создании зоны свободной торговли между собой и о заключении соответствующего соглашения. [2, с. 342-343]
На момент 2009 г. уровень торговли между Индией и странами АСЕАН достиг отметки в 40 млрд. долл. США в год. Окончательно экономические отношения между сторонами закрепились в 2009 году после подписания Договора о Свободной Торговле между Индией и АСЕАН в Бангкоке, 13 августа 2009 года. Договор предусматривал снижение таможенных пошлин при торговле товарами на 80%. Осознавая важность данного документа, стороны планировали повышать уровень торговли друг с другом на 10 млрд. долларов в год.
Однако Индия не являлась единственной страной региона Дальнего Востока, Южной и Юго-Восточной Азии, которые обратили внимание на темпы развития и роста АСЕАН и каждой из стран, входивших в его состав. Не менее быстрыми темпами развивался с момента обретения независимости и Китай.
Китай, как соседнее могущественное государство, играл важнейшую роль в процессе формировании курса внешней политики Индии после обретения независимости. Масштабы этой страны, ее геополитические параметры, преобладающая численность населения, размеры территории, в несколько раз превышающие размеры территории Индии - все это свидетельствовало о том, что на ее границах сформировалась значительная военная, экономическая и политическая сила.
Как одно из государств Азии, Китай также входил в список стран, на которые была направлена политика «Смотри на Восток».
Так называемый «китайский фактор» в индийской политике «Смотри на Восток» представляется в двух аспектах. Прежде всего, Китай как государство Восточной Азии, сам по себе является объектом индийской политики. Второе очень важное обстоятельство - это интенсивное воздействие политики Китая в отношении стран Восточной и Юго-Восточной Азии на внешнеполитические интересы Индии, которая ведет активную политику в этой зоне. Можно констатировать, что именно в этом регионе сталкивались и сталкиваются интересы двух великих азиатских держав.
Индийско-китайские отношения за многовековую историю их существования отмечались периодами подъемов и спадов и определялись их геополитическим соперничеством за лидерство
в регионе и Азии в целом. Это соперничество не потеряло своей силы и после того, как обе страны в середине ХХ века завоевали независимость. На протяжении многих десятилетий оно проявлялось, в том числе, и в вопросах демаркации государственных границ между этими странами. Пограничная проблема являлась и является одним из основополагающих факторов при построении двусторонних отношений. Периоды спада в их развитии происходят одновременно с эскалацией обсуждения данного вопроса между представителями обеих сторон.
В 1991 г. распад биполярной системы международных отношений в значительной степени сказывается на двусторонних отношениях между странами. Индия начинает пересматривать курс своей внешней политики с ориентированностью на Восток. Правительство
Н. Рао в период 1991-1996 гг. положительно реагирует на желание Пекина наладить двусторонние отношения.
Происходит обмен визитами, в частности, визит премьера Ли Пена в Индию в декабре 1991 г., Президента Индии Венкатарамана в Китай в 1992 г., визит Рао в 1993 г. и визит Цзян Цзэминя в Индию в 1996 г. [3]
По результатам визита Ли Пена в Индию в декабре 1991 года между странами было заключено совместное коммюнике в котором обозначался взаимный вклад в дело поддержания мира и спокойствия по Линии Фактического Контроля1, обозначавшей границы между государствами.
Таким образом, процесс нормализации индийско-китайских отношений после трудного периода конфронтации постепенно набирал силу.
Однако, баланс сил в регионе зависел не только от отношений существовавших между Индией и Китаем. Страны АТР во многом ощущали «близость» по отношению к КНР, как с исторической точки зрения, так и с учетом сложившейся к 1990-м гг. ситуации.
Китай преследует следующие стратегические цели в ЮВА: поддержание стабильности и безопасности в приграничных и близких к КНР государствах, поддержание и развитие торговых маршрутов сквозь ЮВА, доступ к энергоресурсам и сырью региона, расширение торговли, укрепление роли и влияния страны в ЮВА.
Китаю удается реализовать поставленные задачи и уже в ноябре 2002 года АСЕАН и Китай подписывают рамочный договор об экономическом взаимодействии, основной задачей которого является создание в течение 10 лет зоны свободной торговли между КНР и странами АСЕАН. Фактически, соглашение вступило в силу в 2010 г. Таким образом, была сформирована крупнейшая зона свободной торговли в мире включающая в себя 1,9 млрд. потребителей и торговый оборот на 4,3 трлн. Долларов США.
Так называемый «китайский фактор» сыграл немаловажную роль в укреплении отношений Индии со странами АСЕАН. Страны АСЕАН осознавали рост влияния Китая в регионе, что наводило на мысль о том, что лучше дружить с подобным соседом, нежели соперничать с ним. [4]
В свою очередь политика «Смотри на Восток» позволяла Индии строить отношения не только с АСЕАН, но также и с Китаем. Обеим сторонам (Индии и Китаю) удалось в значительной степени сократить напряженность, существовавшую между ними, в том числе, и путем сотрудничества и взаимодействия при построении отношений с АСЕАН.[5]
В целом стоит отметить, что в политике Индии «Look East» и в частности, при построении отношений со странами ЮВА, китайский фактор является критическим и постоянным, именно этот фактор определяет ход развития политики и индийских внешнеполитических инициатив в странах ЮВА. [6, стр. 195]
С конца ХХ в. Индия прошла нелегкий путь адаптации к изменившимся условиям в мире, поиска своего достойного места, соответствующего потенциалу миллиардной страны. Индия гибко адаптировалась к переменам на мировой арене, исходя из соображений защиты национальных интересов и безопасности. Несмотря на масштабные нерешенные проблемы, она весьма успешно преодолевала внутренние и внешние трудности, сохраняла свое единство и целостность. Индия приняла изменившийся мир со всеми его сложностями и активно использовала возможности для укрепления своих экономических и политических позиций. При всех обстоятельствах внешняя политика Индии базировалась на защите национальных интересов. Модифицируя свой внешнеполитический курс в соответствии с требованиями времени, она не становилась на путь отказа от прошлого. Ее курс - это продолжение и развитие
демаркационная линия между Индией и Китаем, долгое время бывшая непризнанной юридически, но являющейся границей de facto. Линия имеет протяжённость 4057 км в длину и проходит через три области Индии: западную (Ладакх, Кашмир), среднюю (Уттаракханд, Химачал) и восточную (Сикким, Аруначал)
внешней политики предыдущих десятилетий. [7, стр. 609-610]
Following article gives description of international relations between India and some South-East Asia countries that form ASEAN, and their development. It describes role and place of China in India’s modern foreign policy, taking into account the character of its eastern vector and relations between China and countries of South-East Asia. Article shows brief results on development of relations between India and countries of Far East and SouthEast Asia regions. Methodology of the article is defined by the systematic interdisciplinary approach offering both usage of fundamental statuses, developed in russian and foreign Indology and results of political, social, economic and geographical researches on India. Conclusion gives clear findings on obtaining a score of the study.
The key words: Foreign Policy, Look East ,ASEAN ,India, China, International relations System Jndependence
Список литературы
1. Неру, Дж., Внешняя политика Индии, М. Прогресс, 1965 г., 351
2. Ganganath Jha, India and South-East Asia: Introspection for future partnership, - Anamika Publishers, New Delhi, 2010, 294
3. N. Ram, Defining moments // Frontline, India’s national magazine, Vol. 15, No 19, Sep 1225,1998
4. Evelyn Goh, China and Southeast Asia // Foreign Policy In Focus, December 12, 2006
5. Е.М. Зайцев, Советско-индийские отношения.- URL: http://www.ussr-
encyclopedia.ru/?aid=71475, свободный
6. Frederic Grare, Amitabh Matoo. India and ASEAN: The Politics of India’s Look East Policy, Manohar Publishers, New Delhi, 2001, 248
7. Юрлов В.Н., Юрлова Е.Н., История Индии XX век, Москва, ИВ РАН, 2010, 920
Об авторе
Володичев К. В.- Институт Востоковедения РАН, Центр Индийских Исследований, аспирант [email protected]