Предпосылки вовлеченности подростков в терроризм: социально-педагогический аспект
Егорова Людмила Ивановна,
кандидат исторических наук, доцент, Российский Университет дружбы народов, [email protected]
Данная статья посвящена проблеме вовлеченности подростков в терроризм. Автор статьи анализирует причины возникновения преступного поведения и преступного мышления, а также способы профилактики вовлеченности подростков в террористическую деятельность. Актуальность темы обусловлена в ярко выраженной проблеме терроризма для всего мирового сообщества и для России в частности. Становление преступного поведения подростка может произойти под влиянием на его личность различных условий, которые, на наш взгляд помещаются в категорию «социально-педагогические факторы». Важную роль в выборе подростком пути терроризма может сыграть как образовательная, так и социальная среда, в том числе и семья ребенка. И в наших силах сделать так, чтобы мировоззрение подростков основывалось на таких ценностях, убеждениях и качествах, которые станут опорой для их дальнейшего саморазвития в профессиональной и личностной сферах. То, насколько грамотным и полным будет взаимодействие системы образования и социума, определяет возможность профилактики вовлечения подростков в преступную деятельность. Ключевые слова: преступное поведение, преступное мышление, социально-педагогические факторы, взаимодействие, профилактика вовлеченности в терроризм.
о
Е
£
СП
0
(Ч
(Ч
01 г
В XXI веке одной из самых животрепещущих и опасных проблем является терроризм. Этот феномен представляет собой реальную угрозу безопасности и развития любого государства и общества, в том числе и России. [1].
По проблематике формирования и развития преступного поведения подростков проводится большое количество исследований в разных отраслях науки. В данной статье мы попытаемся понять, каковы истоки и предпосылки вовлеченности молодежи в терроризм, какие факторы влияют на становление их преступного поведения, а также каковы могут быть способы их профилактики.
По мнению академика Б.М. Бим-Бада профилактика и коррекция разрушительного поведения личности невозможна без человековедения. Педагогическая антропология анализирует «технологию» становления и воспитания преступников. В основе ее лежит тысячелетняя практика низменных побуждений в человеческой природе [6]. Но преступники - порождение не только обстоятельствами бытия, но и особого типа воспитания и обучения на базе психического и психофизического воздействия с опорой на низший уровень потребностей.
Образованный человек отличается своим мышлением, которое, в свою очередь, определяется логическими законами и способностью контролировать свои действия. Логика развивает способность человека к самокритике, воспитывает отношение к истине как к процессу, а также нацеливает на постоянное развитие. Очень важно изучать логические ошибки, их типологию и примеры и тренировать учащихся в их распознавании и предупреждении. Логика обязательна для развития критичности мышления, культуры мысли. Она нужна как противоядие от манипуляции сознанием людей.
Способность человека ясно и логически мыслить влияет на то, сможет ли он подвергать сомнению те или иные постулаты, определять несут ли они в себе какую-либо опасность. Соответственно, чтобы сформировать этот навык у подростков, необходимо развивать у них способности к самокритичности и критичности. Сегодня у подростков довольно часто встречается такое особое психическое состояние как скука. Некоторые ис-
следователи исходят из того, что «... скука развивается в зависимости от особенностей внешней стимуляции и насыщенности внутренней жизни, проявляется в астенических переживаниях, в ограничении усилий, направляемых на психическую и социальную активность, на преодоление неудовлетворенности собственным «Я» и окружающей реальностью» [12]. Можно сказать, что умение педагога привить интересы и энтузиазм подросткам в процессе обучения и воспитания является одним из эффективных условий снижения данного состояния.
С другой стороны, говорить о влиянии только педагогики на формирование личности и поведение подростков мы считаем не совсем верным. В современных реалиях мы сталкиваемся с различными социальными факторами, которые в определенной степени влияют на мировоззрение и развитие молодежи, облегчают процесс их вовлечения в террористическую деятельность. Одним из таких факторов, на наш взгляд, может выступать низкая востребованность молодежи без определенного опыта работы в профессиональной среде. По мнению социологов, в данном случае может проявиться так называемая «пустота», или, как мы говорили выше, скука и, подверженный этому состоянию молодой человек будет пытаться заполнить этот вакуум другим состоянием или смыслом. Все это может привести к таким патологическим проявлениям как преступность, наркомания или алкоголизм.
Именно поэтому очень важно проводить профилактику подобных явлений.
На сегодняшний день интеллектуальные способности человека стали одним из наиболее существенных факторов в развитии экономики. Именно знания являются залогом успеха и экономического роста. Соответственно, чем больше качественных знаний, тем заметнее прогресс по шкале благополучия. За распределение и прирост знаний отвечает образовательно-воспитательная система общества. Перед этой системой встает ряд сложных задач, например, профилактика таких чувств и состояний как ненависть (в том числе социальная), зависть, распад личности. Можно с уверенностью сказать, что большая часть преступлений против человечества основывается на деструктивных эмоциях.
На наш взгляд, достичь результата в решении таких задач возможно путем развития внутренней мотивации личности, будь то положительная, основанная на позитивных стимулах или отрицательная, в основе которой стимулы носят негативную окраску. При этом у всех, кто связан с образовательно-воспитательным процессом, имеется понимание того, что сформировать и развить мотивацию и положительное отношение к окружающим довольно трудно, но необходимо. Взаимодействие должно быть основано на любви и доверии, чтобы продуцировать социально полезное и добротное. Профилактика фанатизма тоже входит в ряд стоящих перед педагогикой задач. Эта тяжелая по своему содержанию составная часть обра-
зовательного процесса - предотвратить и искоренить приступный образ мыслей подростков. Фанатик - это не просто социально опасный элемент, это также человек, который не может воспринимать новое, другое, отличное от его взглядов и убеждений. К сожалению, фанатик - это, своего рода, потенциальный преступник: он агрессивен и нетерпим, если мнение убеждения окружающих расходятся с его собственными убеждениями. Здесь важно проследить тонкую грань между патриотизмом, мировоззрением и фанатизмом: учить подростков преобразовывать чувства и убеждения в продуктивные и важные для социума действия, учить взаимодействию и отстаиванию личных границ, справляться с трудностями и препятствиями. Учить молодежь творить свою собственную жизнь.
Ожесточение и агрессивность подростков, с одной стороны, и завышенная самооценка вкупе с низким интеллектуальным уровнем развития, - с другой, могут быть признаками неэффективного воспитания и обучения. Когда речь идет о природном или социальном неравенстве, выраженном физическим состоянием (здоровьем), этническим происхождением или социальным статусом, мы ожидаем от педагога качественной работы по формированию толерантности учеников к людям и социуму. В процессе обучения и в образовательной среде могут возникнуть не только психогенные проблемы, но и проблемы педагогического взаимодействия. Среди них: отставание в учении и успеваемости, отношения с учителями и одноклассниками. Все это может оказывать влияние на формирования мировоззрения и поведение подростка.
Сущность преступления состоит в том, чтобы насильственно лишить человека тех или иных благ, игнорировать права и свободы людей для достижения собственных корыстных целей [6]. Для того чтобы оправдать свои действия, преступник вынужден взращивать и поддерживать в себе отрицательные чувства и эмоции по отношению к людям и социуму. Как правило, это проявляется во враждебности и по отношению к себе. Таким образом, можно предположить, что если поощрять в человеке, особенно в подростке, способность позитивно мыслить, любить и принимать людей с их успехами и талантами, приступное мышление будет наименьшей вероятностью возникновения в данной ситуации.
Однако важно помнить, что самоуверенность в суждениях и мыслях может стать первым шагом на пути к преступному мышлению и преступному поведению. Всем нам хорошо известно, что самомнение в неокрепших умах социально опасно. Необходимо помнить о последствиях скороспелых, необдуманных решений. Большинство преступников ощущают и проявляют свое превосходство над другими. Возможно, значимую роль в этом играет «комплекс отличника» или «комплекс вундеркинда» - уверенность в своем превосходстве, в сверхценности. Еще одна особенность заключается в том, что подростки стремятся к общению, подражать старшим или своим любимым персона-
о о и и т
О т э т й А
X £ т О
х О т
0
01 и А ы О и А X X т
0
сч
сч
01 Z
жам. Поскольку подростки, чаще всего в силу возраста и психофизиологических особенностей, легко подвергаются внушению, ищут ярких ощущений и не могут самостоятельно принять верные решения, они становятся легкой добычей для вовлечения в преступную деятельность и терроризм.
На наш взгляд, именно по этой причине, родители выступают якорем для подростков: они в силах поддерживать комфортный психологический климат в семье, интересоваться результатами в учебе и жизни подростка, стать ему другом, опорой и поддержкой. Главная потребность подростка - любовь родителей, их уважение, эмпатия. Подростку важно чувствовать обратную связь от родителей (родных и близких). Если исключить эти важные факторы из процесса взаимодействия подростка и родителей, на выходе мы можем получить формирование девиантного поведения и как следствие преступного мышления. Недостаток общения внутри семьи как следствие отражается на социальном поведении подростков. Это опасно еще и тем, что в трудно решаемых ситуациях подростки могут обратиться за помощью к асоциальным личностям, которые завладев их вниманием, оказывают негативное воздействие на жизнь и поведение подростка. Также нужно сказать о том, что честность взрослых в отношении своих детей -одно из условий гармоничного развития личности ребенка. Поскольку ложь, а также жалость и агрессия - прямые инструменты формирования личности преступника [8].
О том, что именно дети и юноши - самые ярые фанатики говорит Д.И. Писарев. Такое наблюдение, на наш взгляд, требует серьезного осмысления. Как известно, стремление человека к самосохранению не проявляется автоматически, оно вырабатывается при определенных обстоятельствах и факторах.
Об этом, в частности, писали А.С. Пушкин и А.Платонов, Ф.М. Достоевский. Основой фанатизма является страх жизни и смерти. Поэтому стремление к смерти - это попытка избавиться от труда жить, и, в тоже время, - это залог бессмертия. Подростки пытаются самоутвердиться за счет воображаемой власти над жизнью и смертью других людей, которую они присваивают насильственным путем. Молодые люди, будучи еще неокрепшими умами, любую яркую идею берут за истину и воспринимают ее как прямой посыл к действию, даже если эта идея предполагает некие действия, направленные на разрушения себя и окружающего мира. Теорию разрушения в полной мере отображает нигилизм, и стремление подростков к этой религии может стать отправной точкой в развитии преступного мышления и поведения. По этой причине задача педагогов и общества заключается в выявлении и развитии тех качеств и склонностей личности, которые будут направлены на созидание и построение прекрасного в мире. Педагоги также имеют возможность прояснить подросткам что такое подвиг, раскрыть сущность перфекционизма, донести до молодежи, чем опасна идея совершенства и что она в себе несет.
Как мы уже говорили выше, профилактика преступного поведения крайне важна. Мы не сможем сформировать гармоничную, здоровую во всех отношениях личность, если будем идти на поводу у собственных предрассудков или стереотипов. Профессионализм педагога заключается не только в качествах, которые могут характеризоваться как профессиональные, но и в развитии так называемых «soft skills», навыков, направленных на эффективное межличностное взаимодействие с людьми, с учащимися. Ведь всем хорошо известно, что действия человека - это отражение его мировосприятия, его мировоззрения. И в наших силах сделать так, чтобы мировоззрение подростков основывалось на таких ценностях, убеждениях и качествах, которые станут опорой для их дальнейшего саморазвития в профессиональной и личностной сферах.
У педагогов есть возможность предупреждать, выявлять и искоренять преступное мышление учащихся, несмотря на различные трудности. К сожалению, сегодня все чаще заходит речь о снижении эффективности системы образования. Здесь мы имеем в виду дополнительное образование, которое в наше время перестало быть доступным, т.е. оно осуществляется не за счет бюджетных средств, а за счет своих собственных. Соответственно, далеко не все категории граждан могут позволить себе получить дополнительное образование, и воспитательная нагрузка, в таком случае, ложится на школьных педагогов. Конечно, мы не можем исключить из воспитательного процесса семью и окружение подростков. Здесь необходимо отметить, что процесс воспитания в семье предполагает объективное, равномерное распределение свободы и ограничений по отношению к подросткам. Важно взращивать в детях понимание ответственности за себя и свои действия без перехода на крайности - жестко контролировать их, или наоборот пускать все на самотек. В первом случае у ребенка может сформироваться рабское мышление, т.е. он будет не способен принять решения самостоятельно, управлять своими действиями и трезво оценивать ситуацию. Ребенок, чьи действия жестко ограничивают, может постоянно испытывать страх и сопротивление перед людьми или новой информацией. Во втором случае слишком большой диапазон свободы поступков может отразиться на нежелании подростка делать то, чего требуют обстоятельства. Как результат - отсутствие силы воли и распущенность. Из всего этого можно сделать вывод, что в воспитании ребенка очень важную роль играет умеренность.
Если говорить о вовлечении подростков в террористическую деятельность, то здесь проявляется такой аспект как легкая внушаемость. Это может быть особенностью психического развития личности ребенка, а также следствием чрезмерного контроля со стороны родителей и педагогов. Именно неспособность подростка обозначить свои границы, отстоять свою точку зрения, объективно и осознанно посмотреть на ситуацию со стороны, может привести к тому, что он легко попадет под
влияние человека с преступным, асоциальным мышлением и поведением.
Конечно, мы не можем перекладывать всю ответственность за вовлечение молодежи в преступную деятельность только на школу и семью. На наш взгляд, роль государства в профилактике терроризма среди молодежи бесспорно важна. Прежде всего, необходимо наладить систему взаимодействия государственных и муниципальных органов с молодежью. Это могут быть различные мероприятия по предотвращению преступности или же мероприятия, направленные на развитие навыков взаимодействия молодежи с окружающим миром. Например, такая деятельность как волонтерство, по нашему мнению, может благоприятно сказаться на развитии личностных качеств подростков.
Во многих регионах России волонтерство рассматривается как одно из направлений работы государства с молодежью. В рамках волонтерства проходят различные фестивали регионального, федерального и международного уровней. В процессе волонтерской деятельности подростки учатся взаимопомощи и взаимовыручке, учатся действовать во благо других людей. Осознание собственной значимости приходит не через разрушительные мысли или действия, а через возможности сделать этот мир ярче и легче, через возможности развиваться духовно и профессионально. На сегодняшний день, опыт волонтерства во многих странах расценивается, как необходимое умение и качество для эффективного взаимодействия. Помимо волонтерской деятельности, для профилактики преступного поведения целесообразно, на наш взгляд, проводить различные коммуникативные тренинги и фестивали, как на базе администрации города или региона, так и в образовательных учреждениях.
Также в профилактике вовлечения подростков в террористическую деятельность важны действия правоохранительных органов и социальных служб: контроль за неблагополучными семьями, профилактические беседы и мероприятия по предупреждению терроризма, разъяснение ответственности за преступное поведение и т.д. Бесспорно, функции государства в профилактике терроризма не ограничиваются контролем. Без определенного финансового обеспечения проведение подобной работы становится затруднительным. Но уже сегодня мы видим хорошие результаты и качественные перспективы развития молодежных движений и организаций, которые могут помочь подросткам встать на верный, гармоничный путь развития и самореализации, ощутить свою значимость и самопричастность к благородному делу.
По мнению многих исследователей, основные меры профилактики вовлечения подростков в террористическую деятельность выглядят следующим образом:
- опросы обучающихся об отношении к терроризму и экстремизму;
- индивидуальные профилактические мероприятия:
- с подростками и молодежью, наиболее подверженными воздействию
идеологии терроризма, и членами их семей;
- с новообращенными (неофитами) организаций радикального толка;
- обучающие семинары для специалистов образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования по информированию обучающихся о методах вербовки в радикальные религиозные группы, о последствиях террористических и экстремистских акций;
- привлечение родительской и молодежной общественности для выявления фактов пропаганды радикальных идей и частичного ограничения доступа к экстремистским материалам в сети Интернет.
Подводя итоги нашего исследования, хотим отметить, что ребенок может вырасти преступником, не потому что в нем заложена такая генетика (хотя она тоже играет свою роль), а по причине влияния на его личность различных факторов, которые, на наш взгляд, входят в категорию «социально-педагогические факторы». В целях формирования устойчивости личности к негативным воздействиям необходимо уделять особое внимание развитию личностных черт и качеств, из которых может впоследствии сложиться иммунитет против насаждения экстремистской идеологии, стойкое неприятие сущности терроризма.
Литература
1. Федеральный закон № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» от 6 марта 2006 г.
2. Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. М., 1990.
3. Асмолов А.Г. Практическая психология как фактор конструирования образовательного пространства личности. М., 1997. С. 239-248.
4. Апостолов А. Г. Святой эсер - наставник молодежи // День литературы. 2017. 3 июня.
5. Бердяев Н.А. О назначении человека. М., 1993.
6. Бим-Бад Б.М. Педагогическая антропология. М.: Изд-во УРАО, 1998. С. 467-503.
7. Достоевский Ф.М. Преступление и наказание. М.: Правда, 1982. Т. 5.
8. Зиядова Д.З. Вовлечение несовершеннолетних в совершение преступлений террористического характера // Законность. 2005. № 6. С. 47-49.
9. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции // Психология эмоций. СПб., 2004.
10.Лопатина Т.М. Новые виды современной террористической деятельности // Современное право. 2012. № 4. С. 123.
11.Посохова С. Т., Рохина Е. В. Скука как особое психическое состояние человека // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 12. 2009. Вып. 2. Ч. I. С. 9-15
12.Рюмшина Л.И. Психология манипулирования людьми (ценностно-смысловой аспект). Ростов н/Д., 2003. С. 25-26.
Background of adolescents' involvement in terrorism: the
socio-pedagogical aspect
о О и n m
О m n m й А
X £ m О
x О m
0
01 n А ы О и А X X m
Egorova L.I.
Peoples'Friendship University of Russia
This article focuses on the involvement of adolescents in terrorism. The causes of criminal behavior and criminal thinking, as well as the ways to prevent the involvement of adolescents in terrorist activities are analyzed in the article. The relevance of the subject is due to the clearly expressed problem of terrorism for the entire world community and for Russia in particular. The emergence of teenagers' criminal behavior can occur under the influence of various factors, which in our opinion can be placed into the category of "social and pedagogical factors". An important role in the choice of terrorism can play both educational and social environment, including the child's family. And here, we are to make adolescents' worldview based on the values, beliefs and qualities that will support their further self-development in the professional and personal view. The possibility of preventing the involvement of adolescents in criminal activities is determined by competent and complete interaction between the system of education and society.
Key words: criminal behavior, criminal thinking, socio-pedagogical factors, interaction, prevention of involvement in terrorism.
References
1. Federal Law No. 35-FZ "On Counter-Terrorism" of March 6, 2006
2. Asmolov A.G. Personality psychology: principles of general psy-
chological analysis. M., 1990.
3. Asmolov A.G. Practical psychology as a factor in the design of
the educational space of the individual. M., 1997. p. 239-248.
4. Apostolov A.G. Holy SR - mentor of youth // Literature Day. 2017.
3 June.
5. Berdyaev N.A. About the appointment of a person. M., 1993.
6. Bim-Bad B.M. Pedagogical anthropology. M .: Publishing house
of URAO, 1998. p. 467-503.
7. Dostoevsky F.M. Crime and Punishment. M .: Pravda, 1982. T. 5.
8. Ziyadov D.Z. Involvement of minors in the commission of crimes
of a terrorist nature // Legality. 2005. No. 6. P. 47-49.
9. Leontiev A.N. Needs, motives and emotions // Psychology of emotions. SPb., 2004.
10. Lopatina TM New types of modern terrorist activities // Modern law. 2012. № 4. S. 123.
11. Posokhova S. T., Rokhina E. V. Boredom as a special mental state of a person // Vestn. St. Petersburg un-that. Ser. 12. 2009. Vol. 2. Part I. P. 9-15
12. Ryumshina L.I. Psychology of manipulating people (value-semantic aspect). Rostov n / a., 2003. pp. 25-26.
o w
N ei Z